Научная статья на тему 'Адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности (на примере работников пенитенциарной системы)'

Адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности (на примере работников пенитенциарной системы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC
393
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / АДАПТАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СТРЕСС / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРЕЦИПИТИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / СОТРУДНИКИ УИС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гриднева Алёна Андреевна, Мещерякова Эмма Ивановна

Предметом исследования являются адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности работников пенитенциарной системы (в контексте профессиональной самоидентичности, жизнестойкости и субъективного социального, психологического и физиологического благополучия). Объектом исследования выступают стрессовые состояния сотрудников экстремального профиля деятельности (на примере сотрудников пенитенциарной сферы). Исследование выполнено в концепции психологии здоровья и ориентировано на формирование методических рекомендаций по подготовке здоровьесберегащих и здоровьеформирующих технологий и программ превенции стрессовых состояний, возникающих под воздействием стрессоров экстремальной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. С помощью методов статистического анализа, психодиагностических методов рассмотрена роль личностных особенностей, смысло-жизненных ориентаций, мотивов профессиональной деятельности в структуре качества жизни и факторов формирования дистресса. Научная новизна заключается в рассмотрении адаптационных ресурсов личности как преципитирующих факторов в модели формирования стрессовых состояний. В результате исследования выявлено, что сотрудники пенитенциарной системы обладают сформированными смысло-жизненными ориентациями. Жизнестойкость, субъективное социальное, психологическое и физиологическое благополучие, рассматриваемые нами как адаптационные ресурсы, не связаны с личными особенностями сотрудников уголовно-исполнительной системы, но с личными установками контроля и стремления к результативности деятельности и жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гриднева Алёна Андреевна, Мещерякова Эмма Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности (на примере работников пенитенциарной системы)»

Адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности (на примере работников пенитенциарной системы)

Гриднева Алёна Андреевна

аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет; психолог 2 категории, псижлогическая лаборатория ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Томской области

634003, Россия, Томская область, г. Томск, ул. Пушкина, 48

Gridneva Aleña Andreevna

post-graduate student at Tomsk State University, psychologist at Psychology Laboratory of the Pre-Trial Detention Center No. 1 under the Federal Penal Correction Service of Russia for the Tomsk Region

634003, Russia, Tomsk Region, Tomsk, Pushkin's str. 48

El a_mia@ngs.ru

Мещерякова Эмма Ивановна

доктор псижлотческихнаук

профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет 634050, Россия, Томская область, г. Томск, ул. Ленина, 36 Meshcheryakova Emma Ivanovna Doctor of Psychology professor at National Research Tomsk State University 634050, Russia, Tomsk Region, Tomsk, Lenin's str., 36

El mei22@mail.ru Статья из рубрики "Клиническая психология"

Аннотация. Предметом исследования являются адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности работников пенитенциарной системы (в контексте профессиональной самоидентичности, жизнестойкости и субъективного социального, психологического и физиологического благополучия). Объектом исследования выступают стрессовые состояния сотрудников экстремального профиля деятельности (на примере сотрудников пенитенциарной сферы). Исследование выполнено в концепции психологии здоровья и ориентировано на формирование методических рекомендаций по подготовке здоровьесберегащих и здоровьеформирующих технологий и программ превенции стрессовых состояний, возникающих под воздействием стрессоров экстремальной профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. С помощью методов статистического анализа, психодиагностических методов рассмотрена роль личностных особенностей, смысло-жизненных ориентаций, мотивов профессиональной деятельности в структуре качества жизни и факторов формирования дистресса. Научная новизна заключается в рассмотрении адаптационных ресурсов личности как преципитирующих факторов в модели формирования стрессовых состояний. В результате исследования выявлено, что сотрудники пенитенциарной системы обладают сформированными смысло-жизненными ориентациями. Жизнестойкость, субъективное социальное, психологическое и физиологическое благополучие, рассматриваемые нами как адаптационные ресурсы, не связаны с личными особенностями сотрудников уголовно-исполнительной системы, но с личными установками контроля и стремления к результативности деятельности и жизни.

Ключевые слова: пенитенциарная система, адаптационные ресурсы, экстремальная деятельность, психология здоровья, жизнестойкость, качество жизни, организационный стресс, смысло-жизненные ориентации, преципитирующие факторы, сотрудники УИС

DOI: 10.7256/2454-0722.2017.1.23102

Дата направления в редакцию: 04-06-2017

Дата публикации:

Abstract. The subject of the research is the adaptative resources of personality in extreme conditions of professional activity demonstrated by penitentiary officers (in terms of their professional identity, resiliency, and subjectively perceived social, psychological and physical well-being). The object of the research is the stress reactions of extreme activity officers (based on the case study of penitentiary officers). The research is based on the concept of the psychology of health and oriented at developing guidelines for preparing health saving and health developing technologies and stress prevention programs to overcome stress reactions experienced in extreme conditions by penitentiary officers. Using the methods of statistical analysis and psychological tests, the authors examine the role of personality traits, life values, and motives for professional activity in the structure of life quality and distress causing factors. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the authors view adaptational resources of personality as precipitant factors in the model of stress condition development. As a result of the research, the authors define that penitentiary officers have a developed system of life values. Reliliency, subjective social, psychological and physical well-being viewed by the authors as adaptational resources, do not relate to personal traits of penitentiary officers but relate to one's attitudes to control and desire to lead a productive activity and life.

Keywords: organizational stress, the quality of life, hardiness, psychology of health, extreme activity, adaptation resources, semantic-life orientations, penitentiary system, constraints, UIS employees

Адаптационные ресурсы личности в условиях экстремальной профессиональной деятельности

Изучение экстремальной деятельности и особенностей ее влияния на субъектов данной деятельности, является актуальным с точки зрения недостаточной комплексной методологической проработки и наличия потребности подробного

практикоориентированного ее изучения (А.М. Чирков, В.Л. Зубарев, Е.В. Василенко). Стрессорами экстремальной деятельности являются экстремальные профессионально-психологические факторы (опасность, риск, внезапность, дефицит времени, неопределенность, новизна, высокие нагрузки, чрезмерная ответственность) и экстремальные морально-психологические факторы (агрессивность, наличие

криминального элемента и т.д.) J9!. Нахождение в условиях истощающего психоэмоционального стресса предъявляет высокие требования к адаптационным ресурсам сотрудников и состоянию их физического и психологического здоровья. В случае, если адаптивные ресурсы человека недостаточно развиты, существует риск развития психосоматических заболеваний.

Существует множество определений понятию «адаптационные ресурсы личности». В одной из позиций, адаптационный ресурс личности является набором актуальных и

потенциальных возможностей личности в условиях адаптации к изменяющимся условиям

окружающей среды £131. С точки зрения Н. Л. Коноваловой, адаптационный потенциал личности представляет собой «интегрирующую характеристику психического здоровья». Автором вводится понятие «психическая адаптивность», как «характеризующая способность личности противостоять срывам психической адаптации», которая определяется общим уровнем психического развития, личностными особенностями и системой отношений, характером и содержанием психологических проблем, позицией

личности по отношению к ним Адаптационные ресурсы личности можно

охарактеризовать как «сферу объективно обусловленного и субъективно значимого опыта людей, а также систему их непосредственных (межличностных и групповых) отношений, детерминированных как естественными (например, биологическими или половозрастными) различиями, так и социально-психологическими факторами» с 54].

Анализируя психофизиологические и психологические механизмы адаптационных ресурсов и адаптации в целом, следует обратиться к взглядам Ф.Б. Березина (1988), согласно которым психическую адаптацию можно определить как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, позволяющей удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивать соответствие психической деятельности и поведения требованиям среды».

В свою очередь, адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности (А.Г. Маклаков, 2001). А.Г. Маклаков (2001) считает, что оценить адаптационные возможности личности можно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться. Адаптационный потенциал является интегральным понятием, включающим специфические ресурсы, представленные на различных уровнях организации личности (индивидном, личностном, субъектно-

деятельностном) (В.Н.Мясищев)^ Исходя из сказанного, в своей работе мы рассматриваем в качестве адаптационных ресурсов личностные особенности, смысло-жизненные ориентации, субъективное восприятие качества жизни.

Проблематизация профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарной среды

Деятельность каждого сотрудника УИС проходит в условиях истощающего психоэмоционального стресса (М.Г. Дебольский, 2006, А.Н. Баламут, 2010, Ю.А. Кренева, 2008), последствиями которого часто являются нарушения, проявляющиеся у них в виде различного девиантного поведения, связанного с алкоголизацией, проявлением вербальной и физической агрессии или наличием скрытой аутоагрессии, склонностью к саморазрушающему, суицидальному поведению. Осложняет профессиональную деятельность постоянная психологическая напряженность, детерминированная взаимодействием с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми, подавляющее большинство из которых имеют психические аномалии и девиации и нестабильное эмоциональное состояние, условиями труда, связанными с ограничениями в перемещении по территории учреждений, ограничениями в использовании личных вещей, строго регламентированной нормативными документами деятельностью и прочее.

Адаптационные ресурсы личности и здоровье

В последнее время проблеме сохранения психического, психологического и психофизиологического здоровья уделяется всё большее внимание, поэтому наиболее актуальным становится подготовка превенционных и интервенционных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих программ, учитывающих адаптационные ресурсы личности в экстремальных условиях профессиональных условиях деятельности.

Всемирная организация здравоохранения в своем определении здоровья акцентирует внимание на физическом, душевном и социальном благополучии индивида, исключая интерпретацию, согласно которой здоровье - отсутствие болезней и физических дефектов

Помимо факторов физического здоровья, выделяют три группы факторов, влияющих на здоровье: независимые (предшествующие), передающие факторы и мотиваторы поведения -Ш1. К первой группе факторов относят факторы, предрасполагающие к здоровью или болезни: поведенческие паттерны; факторы поведения типа А (амбициозность, агрессивность, компетентность, раздражительность, мышечное напряжение, убыстренный тип деятельности; высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний) и В (противоположный стиль); поддерживающие диспозиции (напр., оптимизм и пессимизм); эмоциональные паттерны (напр., алекситимия); когнитивные факторы — представления о здоровье и болезни, о норме, установки, ценности, самооценка здоровья и т. п.; факторы социальной среды (социальная поддержка, семья, профессиональное окружение); демографические факторы (фактор пола, индивидуальные копинг-стратегии, этнические группы, социальные классы). К передающим (преципитирующим) факторам относятся: совладание с разноуровневыми проблемами; употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые расстройства); виды поведения, способствующие здоровью (выбор экологической среды, физическая активность); соблюдение правил здорового образа жизни. В свою очередь мотиваторами (поддерживающими факторами) являются: стрессоры; существование в болезни (процессы адаптации к острым эпизодам болезни)

Таким образом, в рамках исследования можно считать адаптационные ресурсы преципитирующими факторами развития стрессовых состояний и состояния болезни.

Описание исследования и выводы

Относительно исследуемой профессиональной группы (сотрудники пенитенциарной системы) проведено множество исследований стресс-факторов профессиональной деятельности сотрудников УИС (А.Н. Баламут, 2010, Л.Н. Елошвили, 2001, Е.А. Стрелкова, 2007, Н.В. Шестерня, 2010, Е.В. Распопин, 2013), изучены свойства и качества личности, коррелирующие с высокой устойчивостью к стрессу (В.А. Бодров, 2000, Б.А. Вяткин, 2004, В.В. Гуленко, 1995, Е.С. Жариков, 1990, Е.П. Кузнецова, 2009, О.В. Лозгачева, 2004, А.А Реан, 1997, М.Р. Шагиев, 2009, S. Kobasa, 1982 и др.), проанализированны особенности межличностного поведения стрессоустойчивой личности (О.В. Лозгачева, 2004, О.В. Рыбина, 2005), изучены копинг-стратегии и индивидуальные стили реагирования на стресс (Л.И. Анцыферова, 2004, А.А. Либин, 1999 и др.).

Указанные исследования носят описательный характер отдельных личностных характеристик, однако существует потребность в проведении комплексного исследования особенностей личности и когнитивных компонентов (особенностей восприятия профессиональной деятельности, собственной успешности и эффективности, субъективного ощущения физического и социального благополучия, самоидентичности) в формировании адаптационных ресурсов сотрудников уголовно-исполнительной системы. В своей работе мы уделяем особое внимание предрасполагающим и преципитирующим

факторам, которые являются первичными и поддерживающими механизмами формирования дезадаптации (Д.А. Леонтьев, 1989, В.Н. Мясищев, 1998) как источника развития заболеваний психосоматического и психического спектра.

Целью исследования является изучение адаптационных ресурсов личности в экстремальных условиях профессиональной деятельности (на примере работников пенитенциарной системы) в контексте профессиональной самоидентичности, жизнестойкости и субъективного социального, психологического и физиологического благополучия.

С помощью методов статистического анализа рассмотрена роль личностных особенностей, смысло-жизненных ориентаций, мотивов профессиональной деятельности в структуре качества жизни и факторов формирования дистресса как предрасполагающих и преципитирующих факторов развития психических и психосоматических заболеваний.

1. Изучение личностных особенностей проводится с помощью сокращенного многофакторного опросника для исследования личности (Мини-мульт), состоящего из 11 шкал, 3 из которых - оценочные, измеряющие искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекций, вносимых чрезмерной осторожностью испытуемого; остальные 8 шкал являются базовыми и оценивают свойства личности по показателям ипохондрии (Hs), депрессии (D), истерии (Ну), психопатии (Pd), паранойяльности (Ра), психастении (Pt), шизоидности (Sc), гипомании (Ма). В рамках исследования определены нормативные значения для выборки, изучены статистически значимые отклонения от нормативных показателей.

2. С помощью методики «Шкала организационного стресса Мак-Лина (OSS)», адаптированной Н. Е. Водопьяновой, оценена предрасположенность сотрудников пенитенциарной системы к переживанию дистресса в условиях профессиональной деятельности, определена структура факторов стресса (способности самопознания, широта интересов, принятие ценностей других, гибкость поведения, активность и продуктивность) и тип реагирования на изменение среды.

3. Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев. Позволяет оценить осмысленность жизни, способности к целеполаганию и особенности локус-контроля как адаптационные ресурсы личности и компоненты самоидентичности. Шкалы: цели в жизни, процесс жизни, результат жизни, локус контроля — Я, локус контроля — жизнь, общий показатель — осмысленность жизни.

4. Исследуя жизнестойкость как качество личности, одновременно определяющее адаптационный потенциал личности и тесно связанное с копинг-стратегиями, мы используем «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Методика содержит шкалы: вовлеченность (убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности), контроль (убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован), принятие риска (убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта), общий показатель жизнестойкости.

5. Изучение субъективного социального, психологического и физиологического благополучия, определяющих уровень качества жизни производится с помощью краткого опросника ВОЗ для оценки качества жизни (W HOQO L-BREF). Опросник оценивает следующие широкие области (соответствует названию шкал): физическое здоровье, психологическое здоровье, социальные отношения и микросреда. Следует

отметить, что по определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их

иилижспил в жизпи в KUniCKLIC культуры и CUC 1СПС цсппиосй, в киюрыл ипи живут, в

соответствии с целями, ожидапиями, пормами и заботами. Качество жизпи определяется физическими, социальпыми и эмоциопальпыми факторами жизпи человека, имеющими для пего важпое зпачепие и па пего влияющими. Качество жизпи — это стеиепь комфортпости человека как впутри себя, так и в рамках своего обще с тв а .

Статистический апализ даппых ироизведеп в программе Statistica 8.0 с помощью методов: кластерпый апализ (метод k-средпих), критерий Крускала-Уоллеса, U-критерий Маппа-Уитпи.

Исследовапие ироведепо па базе иодразделепий Уиравлепия Федеральпой службы исиолпепия паказапий ио Томской области, в пем ирипяло участие 219 человек, среди которых сотрудпики восиитательпой колопии, исиравительпых учреждепий, следствеппого изолятора и аииарата уиравлепия. Исследуемая выборка сформировапа случайпо и иредставляет собой около 10% от геперальпой совокуипости (числа всех сотрудпиков УФСИН России ио Томской области), что свидетельствует о высокой достоверпости исследовапия. В исследовапии ирипяли участие аттестоваппые сотрудпики учреждепий УФСИН России ио Томской области в возрасте от 21 до 61 года, средпий возраст ресиопдептов составил 35±7,16 лет, стаж сотрудпиков - 10±6,37 лет. Среди ресиопдептов сотрудпики, паирямую взаимодействующие с осуждеппыми, иодозреваемыми, обвипяемыми (отдела режима, восиитательпого отдела, пачальствующий состав учреждепий), сотрудпики, осуществляющие бытовое обесиечепие сиецкоптипгепта, а также сотрудпики, осуществляющие коордипацию деятельпости учреждепий (сотрудпики а ииара та У ира в ле пия ).

Для оиределепия уровпя жизпестойкости сотрудпиков ФСИН исиользовался кластерпый апализ с исиользовапием k-средпих, в качестве иеремеппых исиользовались шкалы методики «Ж изпестойкость». Выражеппость этих комиопептов и жизпестойкости в целом иреиятствует возпикповепию впутреппего паиряжепия в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладапия (hardy coping) со стрессами и восириятия их как мепее зпачимых. По результатам кластерпого апализа было выделепо 3 груииы исиытуемых в зависимости от уровпя жизпестойкости (таблица 1).

Таблица 1. Средпие зпачепия иоказателей жизпестойкости для каждого кластера

Зпачепие иоказателей жизпестойкости в кластере Средпее зпачепие Стапдартпое отклопепие

Кластер А Кластер Б Кластер В

вовлечеппость 42,15385 49,9123 27,85714 37,64 8,08

коптроль 34,12088 42,4474 23,57143 29,17 8,43

ирипятие риска 17,61539 22,7193 12,57143 13,91 4,39

жизпестойкость 94,50549 115,8158 47,57143 80,72 18,53

Кластер 1 составляют сотрудники, значения исследуемых параметров жизнестойкости которых наиболее приближены к нормативным значениям и приближены к верхней границе нормативных значений. По результатам методики, представители кластера 1 имеют средний уровень жизнестойкости и ее аттитюдов, что говорит о высокой степени влияния ситуации (является ли она личностно значимой, «личностно трудной») на

проявление эмоциональных и поведенческих реакций.

Для представителей кластера 3 характерны: средний уровень контроля (23,57, при нормативном значении 20,74 - 37,6) и принятия риска (13,91, при нормативном 9,52 -18,3), уровень вовлеченности ниже среднего нормативного (27,86, при нормативном 29,56 - 45,72), низкий уровень жизнестойкости (47,57, при нормативном 62,19 - 99,25). Полученные результаты можно проинтерпретировать как безразличие к происходящим событиям, недостаточная уверенность в своих силах и своем влиянии на ситуацию, неспособность или нежелание использовать полученный жизненный опыт в личностном развитии и иных ситуациях.

Представители кластера 2 показали высокие значения вовлеченности (49,91, при нормативном 49,56 - 45,72), контроля (42,45, при нормативном 20,74 - 37,6), принятия риска (22,72, при нормативном 9,52 - 18,3), жизнестойкости (115,82, при нормативном 62,19 - 99,25). Сотрудники воспринимают стрессовые ситуации как жизненный опыт, который способствует развитию личности, ощущают себя «хозяевами жизни», проявляют готовность к активным совладающим действиям в любой ситуации [7].

Дальнейшая оценка различий между кластерами проводится с помощью критерия Крускала-Уоллеса и и-критерия Манна-Уитни. Критерий Крускала-У оллеса является обобщением и-критерия Манна-Уитни, поэтому будем рассматривать его как прикидочный, позволяющий определить наличие различий между тремя кластерами. С помощью и-критерия Манна-Уитни мы определяем направление различий между группами (таблица 2).

Таблица 2. Различия между исследуемыми кластерами,

критерий Крускала-Уоллеса.

Используемая методика Изучаемый параметр Н Р

OSS Суммарный показатель организационного стресса 21,93862 0,0000

самопознание 6,768201 0,0339

широта интересов 10,04528 0,0066

гибкость поведения 14,14371 0,0008

активность-продуктивность 25,05233 0,0000

Мини-мульт L (ложь) 12,09809 0,0024

F (достоверность) 6,200552 0,0450

К (коррекция) 17,02053 0,0002

6 (паранойа) 11,16599 0,0038

СЖО цели в жизни 8,289858 0,0158

процесс жизни 29,49365 0,0000

результативность-удовлетворенность 9,620698 0,0081

локус-контроля Я 14,61651 0,0007

локус-контроля Жизнь 12,24661 0,0022

ОП СЖО 20,37281 0,0000

WHOQOL микросоц поддержка 7,983009 0,0185

соц благополучие 15,75581 0,0004

Сравнивая между собой кластеры А (средний уровень жизнестойкости) и В (высокий уровень жизнестойкости) следует отметить достоверные различия по шкалам: суммарный

показатель организационного стресса, самопознание, широта интересов, принятие ценностей окружающих, гибкость поведения, активность и продуктивность, ложь Мини-

мульт, коррекция Мини-мульт, цели в жизни, удовлетворенность процессом жизни, результативность жизни, локус-контроля Я, локус-контроля Жизнь, общий показатель осмысленности жизни, социальное благополучие WHOQOL.

Для кластера А, имеющего более низкими показателями жизнестойкости, чем в кластере Б, характерны более низкие показатели по остальным изучаемым параметрам, кроме суммарного показателя организационного стресса, гибкости поведения, активности и продуктивности. Значения шкалы имеют обратный характер, поэтому можно сделать вывод о более высокой активности и продуктивности, гибкости поведения и меньшей подверженности формированию организационного стресса у представителей кластера Б. Важной особенностью является наличие более высоких показателей по шкале лжи у кластера Б, что может говорить об общем завышении показателей по всем шкалам, связанном со стремлением респондентами давать социально-одобряемые ответы. Значительных различий в уровне выраженности исследуемых признаков, подвергающихся интерпретации, между кластерами А и Б, несмотря на статистически значимые различия, не выявлено.

Между кластером Б (высокий уровень жизнестойкости) и кластером В (уровень жизнестойкости ниже среднего) существуют различия по шкалам: суммарный показатель организационного стресса, активность и продуктивность, ложь Мини-мульт, достоверность, коррекция Мини-мульт, психопатия Мини-мульт, паранойа Мини-мульт, гипомания Мини-мульт, процесс жизни, локус-контроля Я, локус-контроля Жизнь, общий показатель осмысленности жизни, микросоциальная поддержка WHOQOL.

Анализируя различия между кластерами Б и В можно сделать вывод о наличии различий в способах достижения целей. Представители кластера В, несмотря на высокий уровень самооценки собственных возможностей и авторитарность в принятии решений, а также наличии соревновательности во взаимоотношениях, стремятся следовать общепринятым нормам и правилам поведения, обладают обостренным «чувством долга»; в свою очередь, представители кластера Б проявляют большую склонность в независимости, хотя и проявляют потребность в поддержке значимых лиц. Ситуация, как и в целом жизнь, воспринимается менее контролируемой, чем для представителей кластера Б; возможно, это связано с готовностью следовать изменению профессиональных задач в любой момент. Представители кластера В откровенно отмечают наличие неразрешенных личностно-значимых проблем, которые могут носить несколько преувеличенный характер.

Кластер В наиболее малочисленный из кластеров (14 человек). Его отличают низкий уровень активности и продуктивности в совладании со стрессовой ситуацией, более высокий уровень достоверности результатов (Мини-мульт). Остальные исследуемые показатели представлены более низкими значениями, чем в остальных кластерах.

Статистически-значимые различия между кластерами А и В выявлены по шкалам: коррекция Мини-мульт, паранойа Мини-мульт, гипомания Мини-мульт, удовлетворенность про це с с о м ж из ни те с та СЖ О .

Сотрудники кластера В обладают меньшей потребностью «выглядеть в лучшем свете» и стремлением к отрицанию собственных проблем, чем сотрудники кластера А. Представители кластера В обладают большей требовательностью к себе и другим, большей нормативностью поведения. В свою очередь, сотрудники кластера могут проявлять некоторую ленность, расслабленность в достижении профессиональных задач.

Сотрудники всех кластеров чрезмерно идентифицируют себя с профессиональной группой, распространяя при этом используемые на службе модели поведения на другие

социальные группы, включая семью и близкое окружение (о чем свидетельствуют низкие баллы по шкале шизоидности). Исходя из полученных результатов, очевидный вклад в проявление высокого жизнестойкости вносят значения по шкале коррекция теста Мини-мульт, которая свидетельствует о неосознанном контроле испытуемыми своего поведения. Согласно результатам, полученным с помощью методики Мини-мульт, значений, выходящих за пределы нормативных, по шкалам не выявлено, поэтому нет оснований утверждать о наличии конкретных личностных особенностей сотрудников УИС, входящих в структуру их жизнестойкости. Однако более высокие баллы по шкалам психопатия, паранойа, гипомания у представителей кластера Б (высокий уровень жизнестойкости) свидетельствует о таких качествах, как эмоциональная восприимчивость, догматичность, тревожность, что может говорить о стремлении респондентов отвечать на вопросы методики согласно социально-принятым шаблонам (подтверждается результатами, полученными по шкалам коррекции и лжи) или о следовании собственным жизненным принципа м и пра в ила м, на о б оро т с о поро й на обще с тв е нно е мне ние в ме ньше й с те пе ни.

Высокий уровень жизнестойкости также сопровождается высокими значениями по шкалам: микросоциальная поддержка, социальное благополучие, цели в жизни, удовлетворенность процессом жизни, результативность жизни, локус-контроля Я, локус-контроля-жизнь, общий показатель осмысленности жизни, что говорит о сформированности смысложизненных ориентаций, благоприятном социальном климате, что является преципитирующими факторами, препятствующими формированию дистресса. Различий между кластерами по шкалам психологическое и физическое благополучие теста WHOQOL не выявлено. Для выборки характерны высокие показатели по указанным шкалам.

Таким образом, адаптационные ресурсы работников пенитенциарной системы как представителей профессии экстремального профиля деятельности, определяются сформированностью представлений о целях жизни и профессиональной деятельности, принятием процесса жизни, ощущением собственной активности и результативности. Жизнестойкость, субъективное социальное, психологическое и физиологическое благополучие, являющиеся преципитирующими факторами развития психических и психосоматических заболеваний, не связаны с личными особенностями сотрудников уголовно-исполнительной системы, но с личными установками контроля и стремления к результативности деятельности и жизни.

Библиография

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]: Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901977493 - (Дата обращения: 01.03.2017).

2. Ашанина, Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.: Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук - Санкт-Петербург.-2011. - 340 с.

3. Георгиева, И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе.: Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук - Ленинград. - 1985. - 126 с.

4. Коновалова, Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. / Н.Л. Коновалова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 232 с.

5. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью

П ГМ<1 КЛЛ I I Л I I IjI П TI" П П п 11 П ЛЛ /4ч Л ЛЛ Iii Л I I ^ П I III IV П Л Ii) VA ПАГАП_|^/"ГЧП/Л П А П ХЛ ПЛ М 1Л

ирнмспсппл, ирсдпазпачаося для ирифсссиипалопыл псилили) ио-исслсдиоа |слси и

практиков.- М.: Смысл, 2006. - 63 с.

6. Лукьяпов, О.В. Самоидептичпость как условие устойчивости человека в мепяющемся мире.: Автореферат диссертации па соискапие учепой степепи доктора психологических паук - Томск. - 2009. - 41 с.

7. Малейчук, Г.И. Методика диагпостики степепи самоидептичпости как критерия психологического здоровья / Г.И. Малейчук // Психологический журпал. -2009.-№4.-С.35-41.

8. Молчапова, Л.Н. Жизпестойкость как фактор устойчивости к психическому выгорапию представителей экстремальпых профессий/ Л.Н. Молчапова // Клипическая и медиципская психология: исследовапия, обучепие, практика: электроп. пауч. журп. - 2015. - N 4 (10) [Электроппый ресурс]. - URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращепия: 25.03.2017).

9. Николаев, Е.Л. Адаптация и адаптациоппый потепциал личпости: соотпошепие совремеппых исследовательских подходов / Е.Л. Николаев, Е.Ю. Лазарева // Вестпик психиатрии и психологии Чувашии. - 2013.-№ 9.-С.18-32.

10. Психология здоровья: учебпик для вузов / под редакцией Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. —607 с.

11. Распопип, Е.В. Психологическая устойчивость к впешпим и впутреппим источпикам стресса (па примере сотрудпиков уголовпо-исполпительпой системы).: Автореферат диссертации па соискапие учепой степепи капдидата психологических паук -Екатерипбург.-2013. - 24 с.

12. Слабипский, В.Ю. Ипдивидуальпо-психологические характеристики профессиопальпого выгорапия у экологов в свете психологии отпошепий В.Н. Мясищева / В.Ю. Слабипский, Н.М. Воищева // Научпо-теоретический журпал «Учепые записки»-2014.-№ 9 (115). - С. 207-217.

13. Япгирова, С.М. Адаптациоппый ресурс: дипамика стаповлепия и реализации / С.М. Япгирова // Исторические, философские, политические и юридические пауки, культурология и искусствоведепие. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 7 (21). -Ч. I. - C. 227-229.

14. Florian V., Mikulincer M., Taubman O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? // Journal of personality and social psychology. -1995. - Vol. 68. - P. 687-695.

References (transliterated)

1. Preambula k Ustavu (Konstitutsii) Vsemirnoi organizatsii zdravookhraneniya [Elektronnyi resurs]: Ustav (Konstitutsiya) Vsemirnoi organizatsii zdravookhraneniya -Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/901977493 - (Data obrashcheniya: 01.03.2017).

2. Ashanina, E.N. Psikhologiya koping povedeniya sotrudnikov Gosudarstvennoi protivopozharnoi sluzhby MChS Rossii.: Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora psikhologicheskikh nauk - Sankt-Peterburg.-2011. - 340 s.

3. Georgieva, I.A. Sotsial'no-psikhologicheskie faktory adaptatsii lichnosti v kollektive.: Dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni doktora psikhologicheskikh nauk -Leningrad. - 1985. - 126 s.

4. Konovalova, N.L. Preduprezhdenie narushenii v razvitii lichnosti pri psikhologicheskom

soprovozhdenii shkol'nikov. / N.L. Konovalova. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2000. -232 s.

5. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestoikosti. Metodicheskoe rukovodstvo po

novoi metodike psikhologicheskoi diagnostiki lichnosti s shirokoi oblast'yu primeneniya. Prednaznachaetsya dlya professional'nykh psikhologov-issledovatelei i praktikov.- M.: Smysl, 2006. - 63 s.

6. Luk'yanov, O.V. Samoidentichnost' kak uslovie ustoichivosti cheloveka v menyayushchemsya mire.: Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora psikhologicheskikh nauk - Tomsk. - 2009. - 41 s.

7. Maleichuk, G.I. Metodika diagnostiki stepeni samoidentichnosti kak kriteriya psikhologicheskogo zdorov'ya / G.I. Maleichuk // Psikhologicheskii zhurnal. -2009.-№4.-S.35-41.

8. Molchanova, L.N. Zhiznestoikost' kak faktor ustoichivosti k psikhicheskomu vygoraniyu predstavitelei ekstremal'nykh professii/ L.N. Molchanova // Klinicheskaya i meditsinskaya psikhologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika: elektron. nauch. zhurn. - 2015. - N 4 (10) [Elektronnyi resurs]. - URL: http://medpsy.ru/climp (data obrashcheniya: 25.03.2017).

9. Nikolaev, E.L. Adaptatsiya i adaptatsionnyi potentsial lichnosti: sootnoshenie sovremennykh issledovatel'skikh podkhodov / E.L. Nikolaev, E.Yu. Lazareva // Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii. - 2013.-№ 9.-S.18-32.

10. Psikhologiya zdorov'ya: uchebnik dlya vuzov / pod redaktsiei G.S. Nikiforova. — SPb.: Piter, 2003. —607 s.

11. Raspopin, E.V. Psikhologicheskaya ustoichivost' k vneshnim i vnutrennim istochnikam stressa (na primere sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noi sistemy).: Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk -Ekaterinburg.-2013. - 24 s.

12. Slabinskii, V.Yu. Individual'no-psikhologicheskie kharakteristiki professional'nogo vygoraniya u ekologov v svete psikhologii otnoshenii V.N. Myasishcheva / V.Yu. Slabinskii, N.M. Voishcheva // Nauchno-teoreticheskii zhurnal «Uchenye zapiski»-2014.-№ 9 (115). - S. 207-217.

13. Yangirova, S.M. Adaptatsionnyi resurs: dinamika stanovleniya i realizatsii / S.M. Yangirova // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2012. - № 7 (21). - Ch. I. - C. 227-229.

14. Florian V., Mikulincer M., Taubman O. Does hardiness contribute to mental health during a stressful real-life situation? // Journal of personality and social psychology. -1995. - Vol. 68. - P. 687-695.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.