Научная статья на тему 'Проблемы психогигиены сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Проблемы психогигиены сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
ПСИХОГИГИЕНА / ПСИХОГИГИЕНА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / МЕТОДЫ ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ / PSYCHOHYGIENE / PSYCHO-HYGIENE CONDITIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PSYCHOTRAUMATIC SITUATION / PSYCHOLOGICAL READINESS / THE METHOD OF PSYCHO-HYGIENE TRAINING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хабриев Р. У., Полякова Янина Николаевна, Спасенников Борис Аристархович, Сперанская А. В.

В статье рассмотрены специфические, психотравмирующие условия профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), связанные с периодически возникающей угрозой жизни и здоровью, чести и достоинству, при поддержании режима и надзора за осуждёнными преступниками, их охране и конвоировании. Цель исследования выявить про блемы психогигиенической подготовки сотрудников УИС к выполнению профессиональных задач. Объект исследования психогигиеническая подготовка сотрудников отечественной пенитенциарной системы. Предмет исследования способы психогигиенической подготовки сотрудников УИС. Под психогигиенической подготовкой сотрудников пенитенциарной системы к служебной деятельности понимается формирование устойчивого психологического состояния, обеспечивающего эффективную профессиональную деятельность. Психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности выступает фактором эффективной службы сотрудников исправительных учреждений и одновременно важным условием их психогигиены. Указывается, что психологическую готовность необходимо диагностировать при приёме на службу и развивать её в процессе адаптации в период первоначальной подготовки. Несмотря на психологический отбор, который выявляет степень соответствия кандидата требуемым условиям службы, у большинства молодых сотрудников плохо сформирована психологическая готовность к выполнению профессиональных задач. Предлагается усилить психогигиенические аспекты учебного процесса, проводить оценку уровня психогигиенической подготовки сотрудников исправительных учреждений на этапе их профессионального отбора, организовать психотерапевтическое сопровождение сотрудников УИС в период первоначального обучения с целью развития их профессионально важных качеств как основы психогигиенической подготовки, рассматривать психогигиеническую подготовку к служебной деятельности как один из определяющих факторов при общей оценке сотрудников исправительных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хабриев Р. У., Полякова Янина Николаевна, Спасенников Борис Аристархович, Сперанская А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PSYCHO-HYGIENE IN THE STAFF OF THE PENITENTIARY SYSTEM

In the article specific, psycho-traumatic conditions of the professional activity of the staff of the penitentiary system are considered. They are associated with the periodically arising threat to life and health, honor and dignity, in the protection and convoy of convicted criminals. The purpose of the study is to identify the problems of psycho-hygienic training of officers of the penitentiary system for performing their professional tasks. The subject of the study is the psycho-hygienic training of officers of the penitentiary system. The subject of the research is the ways of psycho-hygienic training of officers of the penitentiary system. Under the psycho-hygienic training of officers of the penitentiary system, official activity is understood as the formation of a stable psychological state. It ensures effective professional activity. Psychological readiness to perform professional activities is a factor in the effective service of officers of the penitentiary system. Simultaneously this is an important condition of psycho-hygiene. Psychological readiness needs to be diagnosed during the admission to the service and developed in the process of adaptation during the initial preparation. There is a psychological selection of candidate's compliance with the required conditions of the service. But, most young officers have poor psychological preparedness to perform professional tasks. It is proposed to strengthen the psycho-hygienic aspects of the educational process; to assess the level of psycho-hygienic training of officers of the penitentiary service at the stage of their professional selection; organize the psychotherapeutic support of officers of the penitentiary system during the initial training with the aim of developing their professionally important qualities as the basis for psycho-hygienic training; consider psycho-hygienic training for performance as one of the determining factors in the overall assessment of officers of penitentiary institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы психогигиены сотрудников уголовно-исполнительной системы»

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-1-118-120 Обзорная статья

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2019

Хабриев Р.У.1, ПоляковаЯ.Н.2, СпасенниковБ.А.3, Сперанская А.В.4

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОГИГИЕНЫ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

'ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н .А . Семашко», 105064, Москва; 2ФКУ «НИИ ФСИН России», 125130, Москва;

3ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства - ГИТИС», 125009, г Москва 4ФКОУ ВО «Вологодский институт права и экономики ФСИН России», 160002, Вологда

В статье рассмотрены специфические, психотравмирующие условия профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), связанные с периодически возникающей угрозой жизни и здоровью, чести и достоинству, при поддержании режима и надзора за осуждёнными преступниками, их охране и конвоировании. Цель исследования - выявить про блемы психогигиенической подготовки сотрудников УИС к выполнению профессиональных задач. Объект исследования - психогигиеническая подготовка сотрудников отечественной пенитенциарной системы. Предмет исследования - способы психогигиенической подготовки сотрудников УИС. Под психогигиенической подготовкой сотрудников пенитенциарной системы к служебной деятельности понимается формирование устойчивого психологического состояния, обеспечивающего эффективную профессиональную деятельность. Психологическая готовность к выполнению профессиональной деятельности выступает фактором эффективной службы сотрудников исправительных учреждений и одновременно важным условием их психогигиены. Указывается, что психологическую готовность необходимо диагностировать при приёме на службу и развивать её в процессе адаптации в период первоначальной подготовки. Несмотря на психологический отбор, который выявляет степень соответствия кандидата требуемым условиям службы, у большинства молодых сотрудников плохо сформирована психологическая готовность к выполнению профессиональных задач. Предлагается усилить психогигиенические аспекты учебного процесса, проводить оценку уровня психогигиенической подготовки сотрудников исправительных учреждений на этапе их профессионального отбора, организовать психотерапевтическое сопровождение сотрудников УИС в период первоначального обучения с целью развития их профессионально важных качеств как основы психогигиенической подготовки, рассматривать психогигиеническую подготовку к служебной деятельности как один из определяющих факторов при общей оценке сотрудников исправительных учреждений.

Ключевые слова: психогигиена; психогигиена профессиональной деятельности; психотравмирующая ситуация; психологическая готовность; методы психогигиенического обучения.

Для цитирования: Хабриев Р. У , Полякова Я . Н . , Спасенников Б . А. , Сперанская А. В . Проблемы психогигиены сотрудников уголовно-исполнительной системы. Гигиена и санитария. 2019; 98(1): 118-120. DOI: http://dx. doi. org/10.18821/0016-9900-2019-98-1-118-120 Для корреспонденции: Спасенников Борис Аристархович, доктор мед . наук, доктор юр . наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства - ГИТИС», 125009, Москва. E-mail: [email protected]; Полякова Янина Николаевна, канд. психол . наук, ст. науч . сотр . НИЦ-1, ФКУ Научно-исследовательский институт ФСИН России . E-mail: ynpolyakova@yandex. ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов . Поступила 13. 02. 2018 Принята к печати 18. 10 . 2018

Khabriev R.U.1, Polyakova Ya.N.2, Spasennikov B.A.3, Speranskaya A.V.4

PROBLEMS OF PSYCHO-HYGIENE IN THE STAFF OF THE PENITENTIARY SYSTEM

N.A. Semashko National Research Institute for Public Health, Moscow, 105064, Russian Federation; 2Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, 125130, Russian Federation; 3The Russian Institute of Theatre Arts - GITIS, Moscow, 125009, Russian Federation;

4Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service, Vologda, 160002, Russian Federation

In the article specific, psycho-traumatic conditions of the professional activity of the staff of the penitentiary system are considered. They are associated with the periodically arising threat to life and health, honor and dignity, in the protection and convoy of convicted criminals. The purpose of the study is to identify the problems ofpsycho-hygienic training of officers of the penitentiary system for performing their professional tasks. The subject of the study is the psycho-hygienic training of officers of the penitentiary system. The subject of the research is the ways of psycho-hygienic training of officers of the penitentiary system. Under the psycho-hygienic training of officers of the penitentiary system, official activity is understood as the formation ofa stable psychological state. It ensures effective professional activity. Psychological readiness to perform professional activities is a factor in the effective service of officers of the penitentiary system. Simultaneously - this is an important condition of psycho-hygiene. Psychological readiness needs to be diagnosed during the admission to the service and developed in the process of adaptation during the initial preparation. There is a psychological selection of candidate's compliance with the required conditions of the service. But, most young officers have poor psychological preparedness to perform professional tasks. It is proposed to strengthen the psycho-hygienic aspects of the educational process; to assess the level ofpsycho-hygienic training of officers of the penitentiary service at the stage of their professional selection; organize the psychotherapeutic support of officers of the penitentiary system during the initial training with the aim of developing their professionally important qualities as the basis for psycho-hygienic training; consider psycho-hygienic training for performance as one of the determining factors in the overall assessment of officers ofpenitentiary institutions.

Keywords: psycho-hygiene; psycho-hygiene conditions of professional activity; psycho-traumatic situation; psychological readiness; the method of psycho-hygiene training.

For citation: Khabriev R . U . , Polyakovа Ya. N . , Spasennikov B . A. , Speranskaya A. V. Problems of psycho-hygiene in the staff of the penitentiary system . Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2019; 98(1): 118-120. (In Russ . ) . DOl: http://dx . doi . org/10. 18821/00169900-2019-98-1-118-120

For correspondence: Boris A. Spasennikov, MD, Ph. D . , professor, chief researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, 125009, Russian Federation. E-mail: borisspasennikov@yandex . ru Information about authors:

Khabriev R. U . , http://orcid. org/0000-0003-2283-376X; Polyakovа Ya. N . , http://orcid . org/0000-0002-3852-3128; Spasennikov B . A . , http://orcid org/0000-0002-5668-6457; Speranskaya A. V. , https://orcid . org/0000-0002-2116-3525

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgment. The study had no sponsorship . Received: 13 February 2018 Accepted: 18 October 2018

118 -

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2019; 98(1)

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-1-118-120

Review article

Введение

Исследование психотравмирующих воздействий в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) является актуальным и востребованным в отечественной и иностранной пенитенциарных практиках . Анализ имеющихся исследований позволил выделить следующие особенности служебных психотравмирующих ситуаций:

• потенциальная угроза жизни и здоровью, чести и достоинству сотрудника УИС при охране и конвоировании осуждённых преступников, поддержании режима в исправительном учреждении;

• регулярное возникновение нестандартных ситуаций с повышенной сложностью их решения;

• плохо прогнозируемое развитие ситуации, чаще выражающееся в усложнении обстановки; внезапным, радикальным изменением ситуации;

• высокая психическая напряжённость службы, требующая от сотрудников максимального и быстрого применения своих способностей;

• ненормированность рабочего времени, приводящая к хроническому утомлению, астеническим проявлениям и другим психосоматическим расстройствам;

• дефицит информации об обстановке, что требует от сотрудника проявления аналитических способностей, информационной компетентности и т. д . ;

• дефицит времени, что требует от сотрудника действовать сообразно быстро изменяющейся обстановке, адекватно реагировать на события и правильно прогнозировать их дальнейшее развитие;

• разумный риск, при котором действия должны быть оправданы условиями сложившейся ситуации

Многие исследователи прямо связывают перечисленные психологические условия службы с развитием профессионального стресса, посттравматических стрессовых расстройств, астеновегетативных и психосоматических нарушений, других психогенных психических расстройств у сотрудников исправительных учреждений [1, 2].

В подобных условиях психогигиена сотрудников является одним из важных условий их профессиональной деятельности . При формирования психологической готовности у сотрудников УИС следует учитывать:

• исходное психическое и физическое здоровье;

• особенности личности сотрудника;

• уровень психологической подготовки;

• установки к профессиональной деятельности и т п Представленные позиции объединяет понимание того, что психологическая готовность - это необходимое условие успешной деятельности сотрудников в сложных, зачастую экстремальных, психотравмирующих условиях пенитенциарной деятельности .

Это определило цель нашего исследования - выявить проблемы психогигиенической подготовки сотрудников УИС к выполнению профессиональных задач

Объект исследования - психогигиеническая подготовка сотрудников УИС к выполнению профессиональных задач. Предмет исследования -способы психогигиенической подготовки сотрудников УИС .

В нашем исследовании под психогигиенической подготовкой сотрудников УИС к служебной деятельности следует понимать формирование устойчивого психологического состояния, обеспечивающего эффективную профессиональную пенитенциарную деятельность [3].

Материал и методы

В качестве источниковой базы выступили пенитенциарная практика, а также образовательный процесс в учебных центрах ФСИН России, осуществляющийся на курсах первоначальной подготовки молодых сотрудников УИС

В учебном процессе использовались методы психогигиенического обучения При рассмотрении материала по программе учебного курса «Правовые и организационные основы деятельности уголовно-исполнительной системы» в ходе дискуссий обсуждались конкретные практические (служебные) ситуации. Каждая тема учебного курса «иллюстрировалась» специально подобранными нами метафорами (пословицами, поговорками, афоризмами и т. д . ) . Такая форма оптимизации учебного процесса обеспечивает формирование психогигиенических основ в профессиональной деятельности сотрудников УИС .

Результаты и обсуждение

Психологическая готовность, с одной стороны, уже должна быть представлена у кандидата на службу Психогигиеническую подготовку необходимо проводить у молодых сотрудников УИС Определением степени сформированности и развития психологической готовности у сотрудников УИС занимаются врачи и психологи пенитенциарной системы В настоящее время в УИС организована достаточно эффективная психологическая (психотерапевтическая) работа с сотрудниками исправительных учреждений, начиная с их поступления на службу и далее в течение всего периода их профессиональной деятельности

При поступлении на службу будущие сотрудники (кандидаты на службу) в рамках профессионального отбора проходят достаточно строгий медицинский и психологический отбор, который заключается в углублённом психодиагностическом изучении личности претендента, а также проведении психодиагностических бесед по выявлению моти-

вационной направленности Помимо таких исследований тщательно изучается предшествующая профессиональная деятельность, круг общения и другие анамнестические обстоятельства биографии кандидатов на службу [4].

Однако пенитенциарная практика показывает, что, несмотря на строгие требования к психологическому отбору на службу, у молодых сотрудников в процессе профессиональной деятельности возникают ситуации, в которых они не готовы к принятию быстрого и одновременно грамотного решения в острой психотравмирующей ситуации По нашему мнению, трудности такого рода могут возникать вследствие недостаточно сформированной психогигиенической подготовки сотрудников к служебной деятельности Развитию психогигиенической подготовки к служебной деятельности необходимо уделять более пристальное внимание, начиная с периода их адаптации

Адаптационный период является важным этапом в профессиональном становлении сотрудников УИС Скорейшей адаптации начинающего сотрудника к условиям профессиональной деятельности способствует прохождение первоначального обучения в учебных центрах ФСИН России Первоначальное обучение - это один из видов профессиональной подготовки В рамках первоначальной подготовки в полной мере закладывается возможность разрешения многих психотравмирующих ситуаций для уменьшения потенциального неблагоприятного воздействия на психическое здоровье сотрудника

Одной из задач профессиональной подготовки является поддержание у сотрудников УИС постоянной готовности эффективно пресекать противоправные деяния, а также при необходимости применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие [5].

В период первоначального обучения сотрудники, получая профессиональные знания и умения, формируя навыки, повышают свою степень подготовленности Это выступает важным условием для формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, сопровождающейся внезапно возникающими психотравмирующими ситуациями Мы считаем, что психогигиеническую подготовку должно начинать непосредственно в учебном процессе

Применяемые методы должны отвечать требованиям пролонгиро-ванности воздействия Такие методы позволяют массивно воздействовать на психические процессы, что приводит в конечном итоге к развитию психологической готовности сотрудников УИС к эффективным действиям в сложных, психотравмирующих, малоструктурированных ситуациях

Авторы исходят из того, что когнитивные процессы - это формы психического системного отражения окружающей действительности, активного взаимодействия с нею и формирования личностного отношения к ней, осуществляющиеся человеком в ходе психической познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной деятельности Своеобразие протекания психических процессов обусловлено условиями жизнедеятельности сотрудника, конкретными задачами и требованиями профессиональной деятельности, им выполняемой, и объективно имеющимися служебными условиями и ситуациями его взаимодействия с окружающими [6].

В данном случае психологическая готовность к профессиональной пенитенциарной деятельности понимается как устойчивое психическое состояние, имеющее регулирующую роль в поведении человека Эмоционально-волевые процессы могут выступать основой для формирования психологической готовности, а их интенсификация способствует сохранению определённых стимулов в так называемой эмоциональной памяти человека [7]. Пережитые и сохранённые в памяти чувства, эмоции выступают в виде сигналов (стимулов) либо побуждающих сотрудника к адекватному действию, либо удерживающих от ошибочных действий [8].

Сочетание познавательных и эмоционально-волевых процессов, безусловно, способствует интенсификации развития профессионально важных качеств сотрудников и формированию их психологической готовности к служебной деятельности Познавательные процессы активизируются и интенсифицируются в учебной деятельности, наряду с этим необходимо ввести в учебный процесс такие методы, которые активизируют эмоционально-волевые процессы [9].

Учёными-пенитенциаристами разработаны и апробированы различные методы подготовки начинающих сотрудников УИС Разработанные методы реализуются посредством активного социального обучения -тренинговыми занятиями, которые являются самостоятельными мероприятиями и не были внедрены непосредственно в учебный процесс

В системе первоначальной подготовки сотрудников УИС нами разработан и внедрён метод изучения пословиц и поговорок, содержащих народную мудрость в концентрированном виде, лёгком для запоминания Введение такого метода в учебный процесс не вызывало никаких затруднений Проведение занятий с сотрудниками в форме дискуссий по темам профессиональной деятельности дополняется обсуждением народных пословиц и поговорок на заданную тематику Анализ пословиц и поговорок - это не только понимание скрытого смысла (когнитивный процесс), но и обращение к эмоциональным символам [10, 11].

Следует отметить, что наш выбор такого метода в учебном процессе обусловлен ещё и кратковременностью периода первоначального обучения сотрудников исправительных учреждений Подобный метод обучения даёт богатую почву для развития когнитивных процессов В пословицах заложены последствия каких-то ошибочных действий, советы, как лучше поступить в сложной ситуации Эта форма передачи

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-1-118-120 Обзорная статья

Уровни значимости корреляционных связей (коэффициент Пирсона) общего уровня эмоционального интеллекта с личностными качествами сотрудников УИС

Группа сотрудников Поведенческая регуляция Личностный адаптационный потенциал Нервно-психическая устойчивость Шкала «Оценка» Шкала «Сила»

До обучения:

контрольная 0,4225 0,3437 0,3152 0,2337 0,4709

основная 0,5384 0,5164 0,5515 0,3619 0,3704

После

обучения:

контрольная 0,2768 -0,0254 0,1242 0,2413 0,4008

основная 0,4703 0,5043 0,5164 0,7480 0,7075

Примечание. Гкритич = 0,4259 приp = 0,1; Гкрщич = 0,4993 приp = 0,05; Гкртнч = 0,6226 при p = 0,01; гкр„1ич = 0,7420 при p = 0,001.

народной мудрости происходит не директивно, а предполагает их самостоятельное осмысление слушателем Одновременно с этим меняются эмоционально-волевые процессы, что даёт время и возможность человеку самостоятельно прийти к окончательным выводам Этот метод используется при разборе конкретных служебных ситуаций Применение пословиц, поговорок гармонично вписывается в любую форму проведения занятий

Предлагаемый метод обучения позволяет одновременно решать две задачи: с одной стороны, профессорско-преподавательский состав передаёт в доступной форме свой опыт, знания, с другой стороны, - обучающиеся лучше понимают, усваивают основные идеи и понимают, как применять полученные знания [12].

Эффективность предлагаемого метода подтверждается результатами диагностики сотрудников УИС, обучавшихся на курсах первоначальной подготовки в учебных центрах ФСИН России Нами было обследовано две группы сотрудников - основная (16 человек) и контрольная (16 человек) В основной группе сотрудники обучались с использованием предлагаемого нами метода, в контрольной - по традиционной программе . Диагностика проводилась до начала учебного процесса и по его окончании В качестве инструментария были использованы психодиагностические методики («Многоуровневый личностный опросник» (МЛО), оценка нервно-психической устойчивости «Прогноз», методика личностного дифференциала», «Диагностика эмоционального интеллекта» [13, 14]. Для обработки результатов применены методы математической статистики.

В исследовании оценивалась значимость корреляционных связей по шкале общего уровня эмоционального интеллекта («Диагностика эмоционального интеллекта»), нервно-психической устойчивости («Прогноз»), поведенческой регуляции и личностного адаптационного потенциала (МЛО), волевых качеств, уверенности, самоконтроля (таблица)

Анализ представленных результатов показал, что в контрольной группе уровни значимости между общим уровнем эмоционального интеллекта и шкалами «Оценка» и «Сила» значительно не изменились, а взаимосвязи с личностным адаптационным потенциалом, поведенческой регуляцией и нервно-психической устойчивостью снизились по уровню значимости

В основной группе уровни значимости между общим уровнем эмоционального интеллекта и личностным адаптационным потенциалом, поведенческой регуляцией и нервно-психической устойчивостью остались на уровне р = 0,05, а по шкалам «Оценка» и «Сила» возросли до уровня р = 0,01 и р = 0,001, что показывает на повышение эффективности подготовки с использованием предлагаемых методов Применение метода изучения пословиц и поговорок, основанного на метафоричности сознания человека, оставляет эмоциональный «след», что доказывает его эффективность для психогигиенической подготовки

Дальнейшее формирование психогигиенической подготовки сотрудников УИС связано с психотерапевтическим сопровождением и с «запусками» таких процессов, как самовоспитание, саморазвитие и самообучение сотрудников Психотерапевтическое сопровождение сотрудников исправительных учреждений в процессе профессиональной деятельности должно быть направлено на поддержание определённого уровня психологической готовности или развития каких-либо видов психологической готовности (например, готовности к применению оружия, специальных средств и т п )

Заключение

Формированию психогигиенической подготовки сотрудников исправительных учреждений к служебной деятельности необходимо уделять внимание в течение всего периода профессиональной деятельности

В связи с этим определим некоторые рекомендации по сопровождению сотрудников исправительных учреждений с целью формирования их готовности к служебной деятельности, при которых необходимо:

• проводить оценку уровня психогигиенической подготовки сотрудников исправительных учреждений к служебной деятельности, сопровождающейся психотравмирующими ситуациями, на этапе их профессионального отбора;

• внести изменения в Примерную программу первоначальной подготовки лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в части используемых методов обучения;

• организовать психотерапевтическое сопровождение сотрудников исправительных учреждений в период первоначального обучения с целью развития их профессионально важных качеств как основы психогигиенической подготовки к служебной деятельности;

• рассматривать психогигиеническую подготовку к служебной деятельности как один из определяющих факторов при оценке сотрудников исправительных учреждений к профессиональной деятельности

Литература

(пп. 2, 9, 11, 12 см. References)

1. Бабурин С.В . , Оботурова Н. С. , Чирков А.М. Методологические подходы к проблеме психологического стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных. Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014 (4): 50-8 .

3. Полякова Я. Н. Психологическое сопровождение слушателей учебных центров ФСИН России как фактор активизации развития профессионально важных качеств. Тамбовская научная психологическая школа: итоги 20-летия ТГУ имени Г.Р. Державина: материалы VII Международного семинара молодых ученых и аспирантов (17 апреля 2015 г.). Тамбов; 2015: 150-7.

4 . Спасенников Б . А. , Спасенникова М.Г. Нервно-психическая патология и

преступное поведение . Всероссийский криминологический журнал. 2016; (10, 4): 665-70 .

5. Галич Т. В . Психологическая готовность сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях. Владимир; 2015

6 . Аверкин Р. Г. Психология. СПб . ; 2001.

7 . Изард К . Э . Психология эмоций. СПб . ; 2015.

8 . Дружинин В . Н . Психология общих способностей. СПб . ; 2007.

10 Моисеева А А Психологические возможности метода пословиц в исследовании психики и личности человека . Вестник Новгородского государственного университета. 2003; (74): 85-8.

13. Практическая психодиагностика. Самара; 2001 .

14 . Фетискин Н. П. , Козлов В . В . , Мануйлов Г. М. Тест эмоционального интеллекта Н . Холла. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп М ; 2002

References

1. Baburin S .V. , Abaturov N. S. , Chirkov A.M. Methodological approaches to the problem of psychological stress among correctional officers and prisoners . Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction . [Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie]. 2014; (4): 50-8 .

2 . Spasennikov B . A. , Pertly L . F. , Kaluzhina M. A. Cerebral Pathology and Criminal Behavior. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2017; (8, 3): 1109-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Polyakovа Y. N. Psychological support of students of educational centres of the Federal penitentiary service of Russia as the factor of activization of development of professionally important qualities . Tambov scientific psychological school: results of the 20-th anniversary of TSU named after G.R. Derzhavin: materials of VII International seminar of young scientists and graduate students (April 17, 2015). [Tambovskaja nauchnaja psihologicheskaja shkola: itogi 20-letija TGU imeni G.R. Derzhavina: materialy VII Mezhdunarodnogo seminara molodyh uchenyh i aspirantov (17 aprelja 2015 g.)] . Tambov; 2015, pp . 150-7 .

4. Spasennikov B . A., Spasennikova M. G. Neuropsychiatric disorders and criminal behavior. Russian Journal of Criminology [Vserossiiskii krimino-logicheskii zhurnal], 2016; (10, 4): 665-70 .

5 Galich V T Psychological readiness of employees of the penal system to act in extreme situations. Vladimir; 2015 .

6 . Averkin R. G . Psychology. St. Petersburg; 2001.

7 . Izard K . E . Psychology of emotions . St. Petersburg; 2015.

8 . Druzhinin V. N. Psychology of General abilities . St. Petersburg; 2007.

9 . Bernard R. M. , Borokhovski E . , Schmid R. F. A metaanalysis of blended learn-

ing and technology in higher education . Journal of Computing in Higher Education. 2014; (26): 87-122.

10 Moiseeva A A Psychological possibilities of the method of proverbs in the study of the psyche and the personality of man . Bulletin of Novgorod State University. 2003; (74): 85- 8.

11 . Kopp R. R. Metaphor Therapy: Using Client Generated Metaphors in Psycho-

therapy. Bristol; 1995.

12. Samadzadeh M. , Abbasi M. , Shahbazzadegan B . Comparison of sensation seeking and self-esteem with mental health in professional and amateur athletes, and non-athletes . Social and Behavioral Sciences. 2011; (15): 1942-50 .

13. Practical psychodiagnostics . Samara; 2001.

14 . Fetiskin N. P. , Kozlov V. V. , Manuylov G . М. Test of emotional intelligence of

N . Hall . Socio-psychological diagnosis of personality and small groups. Moscow; 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.