Л. А. НИЛОВА L. A. NILOVA
старший научный сотрудник отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, подполковник внутренней службы
С. В. КУЛАКОВА S. V. KULAKOVA
начальник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, майор внутренней службы
Психологические аспекты подбора кадров для учреждений уголовно-исполнительной системы
Psychological aspects of recruitment for institutions of the penal correction system
Аннотация. Статья посвящена проблеме качественного отбора и подбора кадров для учреждений ФСИН России. Обобщая результаты исследований по выделению основных критериев отбора в УИС, авторы обращают внимание на важность определения у кандидатов на службу готовности к педагогической и воспитательной деятельности.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, профессионализм, психологическая готовность, отбор кадров, кандидаты на службу, воспитательные колонии, сотрудники, психологи.
Annotation. The article is devoted to the problem of high-quality selection and recruitment for Federal Penal Correction Service institutions in Russia. Summarizing the results of research on the identification of the main criteria for selection in the Penal System, the authors draw attention to the importance of the recruits readiness for pedagogical and educational activities.
Key words: correctional system, professionalism, psychological readiness, recruitment, recruit, young offenders' institution, employees, psychologists.
Проблема определения профессиональной психологической пригодности является одним из актуальных вопросов современной психологии труда. Ее решение предполагает изучение трудовой деятельности че-
ловека и выделение критериев пригодности для выполнения трудовых задач. Психология профессионализма прослеживает этапы эволюции понимания, объяснения и оценки профессиональной пригодности человека. Так, в начале
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
19
XX столетия критериями пригодности были способности (навыки, умения). В середине столетия их место занимает комплекс взаимосвязанных, но различных по своей природе особенностей субъекта - профессионально важные качества. С 80-х годов вводится понятие «компетентность» - совокупность прямых и косвенных профессиональных и жизненно важных характеристик субъекта как профессионала в широком смысле слова.
В настоящее время существуют единые требования к личности кандидатов на службу в правоохранительных органах. Их активно используют центры психологической диагностики при проведении основного этапа отбора на работу в уголовно-исполнительной системе (УИС), в том числе в воспитательных колониях. Ученые-пенитенциарис-ты Б. Г. Бовин, М. И. Марьин, А. В. Коку-рин, Ю. В. Славинская, А. М. Киселева, А. А. Васищев, В. И. Морозов, В. И. Дутов, Д. А. Красов, А. И. Мокрецов и др., исследуя условия успешности сотрудников разных служб, разработали диагностические модели, способные определить психологическую пригодность к определенному виду деятельности в УИС.
Как известно, основная цель уголовно-исполнительного законодательства -исправление осужденных. Вместе с тем наряду с термином «исправление» все чаще употребляется термин «ресоциа-лизация». В основном данные понятия отождествляются. В связи с этим заслуживает внимания позиция М. К. Рыбака, который понимает под ресоциали-зацией осужденных целенаправленный процесс педагогического воздействия, перевоспитания (перерождения) преступника в законопослушного человека, развитие у осужденного социально полезных свойств и качеств личности, необходимых в условиях человеческо-
го общежития, осуществляемых путем формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирования правопослушного поведения [1].
Кроме этого, учеными уточняется содержание понятия «процесс исправления». Так, доктор педагогических наук В. И. Белослудцев в результате исследований приходит к выводу, что процесс исправления - это «прямые и опосредованные воспитательные отношения, ...направленные на приобщение осужденного к социально одобряемым нормам и навыкам человеческого общежития с целью формирования законопослушного поведения» [2]. Коллектив сотрудников управляет процессом исправления, то есть процесс исправления тесно связан с воспитанием и зависит от педагогических способностей каждого сотрудника.
Нам представляется, что отбор кандидатов на службу в УИС, и особенно в воспитательных колониях, необходимо вести с учетом наличия у них мотивации к выполнению деятельности воспитательной и педагогической направленности, чему в последнее время уделяется пристальное внимание. Так, анализ результатов исследования Я. Н. Поляковой [3] показал, что при объединении профессионально важных качеств сотрудников УИС в группы (коммуникативная компетентность, эмпатия, самоконтроль, рефлексия, толерантность, организационные способности, высокий уровень профессиональной адаптации) наибольшие оценки получили толерантность и высокий уровень профессиональной адаптации, которые особенно важны для сотрудников, непосредственно работающих с осужденными.
Л. С. Качкина выявила следующие структурные компоненты социально-психологической компетентности
20
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
успешных сотрудников УИС, имеющие первостепенную важность в деятельности по перевоспитанию осужденных [4]:
- когнитивный - способность и умение логично мыслить, быстро усваивать информацию, понимать сложившуюся ситуацию, знание основ психологии и педагогики;
- эмоционально-волевой - эмоционально-волевая стабильность, высокий самоконтроль, настойчивость, выдержка;
- коммуникативный - умение предотвращать и гасить конфликты, выражать свою мысль, способность понимать собеседника, предвидеть, оказывать влияние, противостоять манипулятивным действиям;
- поведенческий - гибкость поведения, способность решать задачи в напряженных ситуациях, программировать и корректировать деятельность;
- мотивационный - мотивированность на профессиональную деятельность, открытость новому опыту, стремление к повышению профессионального уровня;
- социально-нравственный - порядочность, справедливость, ответственность.
Чтобы изучить успешность сотрудников учреждений УИС в профессиональной деятельности, в 2016 году нами было обследовано 273 сотрудника ГУФСИН России по Красноярскому краю и Челябинской области, УФСИН России по Астраханской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Кировской, Липецкой, Омской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Ярославской областям и по г. Москве.
Исследовались сотрудники как успешных, так и неуспешных (по данным рейтинговой оценки) учреждений, работающие как в исправительных учреждениях разного вида, так и в следственных изоляторах. В каждом из вы-
бранных учреждений в исследовании участвовали по восемь сотрудников старшего и среднего начальствующего состава и по четыре сотрудника младшего начальствующего состава. В выборку были включены имеющие разные успехи в служебной деятельности сотрудники, прослужившие в УИС от одного года до 15 лет, следующих отделов (групп): охраны, безопасности (режима), оперативного, воспитательной работы с осужденными. Каждый сотрудник заполнил анкету, в которую кроме параметрических данных были включены два теста для экспресс-диагностики:
- «Определение ролевых позиций в межличностных отношениях (по Э. Берну)» [5];
- «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» [6].
Диагностический блок автоматизированного рабочего места пенитенциарного психолога включал в себя следующие тестовые методики:
- FFI (60) (пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста);
- EIS (тест на эмоциональный интеллект Н. Холла);
- «ССП» (методика изучения стилевой саморегуляции поведения В. И. Мо-росанова, Е. М. Коноз);
- опросник экспертов «ЭОЛС-2», заполненный непосредственным руководителем сотрудника.
Математико-статистическая обработка полученных данных (в частности, корреляционный анализ по Пирсону и оценка значимости личностных различий сотрудников исследуемых отделов и служб выборки по статистическому U-крите-рию Манна - Уитни) позволила выявить ряд достоверных закономерностей:
1) оценка деятельности сотрудника непосредственным начальником зави-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
21
сит больше всего от степени личностного принятия начальником данного сотрудника и отражается на его социометрическом статусе («ЭОЛС-2»), что говорит о необходимости учета мнения непосредственного начальника при подборе сотрудников в отдел (высокая степень достоверности корреляции оценок экспертов в тесте «ЭОЛС-2»);
2) отношение подчиненного к работе отражается прежде всего на отношении начальника к результатам его деятельности и к нему самому как к члену коллектива (высокая степень достоверности корреляции оценок экспертов в тесте «ЭОЛС-2»);
3) оценка начальником отношения сотрудника к работе тесно связана с умением сотрудника управлять собой (шкалы «общий уровень саморегуляции», «самостоятельность» теста «ССП»). Особое значение в деятельности сотрудников, связанной с воспитательной работой, приобретает способность к саморегуляции (и особенно ее составляющие, такие как самостоятельность, оценка результатов и гибкость). При наличии общих высоких показателей эмоциональной устойчивости в совокупной выборке нами отмечено, что у сотрудников, осуществляющих непосредственное воспитательное воздействие на осужденных, показатели шкалы «ней-ротизм» теста FFI значительно выше (более высокие показатели эмоциональной изменчивости и длительности эмоциональных переживаний, скорее всего, делают их более человечными в глазах осужденных);
4) самостоятельность (шкала «ССП») выше у мужчин, особенно прошедших армию, но ее проявление несколько снижается с возрастом и при появлении детей. Рост самостоятельности обеспечивается ростом эмоционального интеллекта (все шкалы теста EIS),
экставертированности и сознательности (шкалы теста FFI), эго-состояния «взрослый» (по Э. Берну), а также пониманием сотрудником того, что ему обеспечен профессиональный и служебный рост. Снижает уровень самостоятельности рост нейротизма (шкала FFI);
5) открытость опыту (шкала теста FFI) положительно коррелирует со всеми шкалами теста EIS, особенно со шкалами «распознавание эмоций других» и «эмоциональная осведомленность». Кроме этого, прослеживается достоверная связь развития данного компонента с направлениями деятельности сотрудников: чем ближе контакт сотрудника с осужденным, тем меньше ценятся названные качества личности сотрудника руководителем. Возможно, шкала открытости опыту, диагностирующая уровень стремления к поиску и освоению нового опыта - идеям, знаниям, впечатлениям, воспринимается руководителем как фактор, снижающий степень внутренней защищенности сотрудника от манипуляций осужденных. К сожалению, открытость опыту (шкала теста FFI) имеет жесткую отрицательную корреляцию (с высокой степенью достоверности) с успешностью сотрудника в глазах непосредственного начальника: чем выше готовность к освоению нового, тем ниже оценка руководителем его деятельности. При этом важность развития эмоционального интеллекта в целом (в том числе эмпатии) для успешности педагогической и воспитательной работы с осужденными доказана нашим исследованием;
6) при общем низком уровне в совокупной выборке эго-состояния «ребенок» (по Э. Берну) именно оно с высокой степенью достоверности имеет положительную корреляцию с успешностью сотрудника: чем больше
22
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
выражен «ребенок» в общей структуре личности сотрудника, тем лучше сотрудник справляется со своими обязанностями. Это более значимо для деятельности, связанной с воспитательным процессом;
7) эго-состояние «ребенок» больше выражено у женщин, чем у мужчин, увеличивает свое значение с появлением у сотрудника детей и тесно связано с ростом эго-состояния «взрослый» и значением шкалы «эмоциональная осведомленность» (тест EIS);
8) среди мотиваторов социально-психологической активности личности в тех границах, которые выявлены у испытуемых в результате нашего исследования, достаточно большую роль в успешности сотрудника играет стремление к власти (шкала теста «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности»). С ним с высокой достоверностью положительно коррелируют большинство шкал теста EIS и шкала «самостоятельность» теста «ССП». Определенно, некоторое повышение у сотрудника значения такого мотиватора, как стремление к власти (шкала теста «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности»), активизирует его и стимулирует способности, так как реализация властных полномочий в условиях учреждений УИС возможна и даже необходима для успешного выполнения им своих обязанностей. Кроме этого, значение данного мотиватора увеличивается в группе сотрудников, чья деятельность носит характер педагогического взаимодействия с осужденными. Также на успешность воспитательно-педагогической деятельности положительно влияет мотиватор «тенденция к признанию», то есть у таких сотрудников более выражена, по сравнению с другими сотрудниками, потребность в создании
доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми (достоверность различий подтверждается и-критерием Манна - Уитни).
Представленные выводы имеют практическую значимость и могут помочь пенитенциарным психологам, сориентировав их в определении наиболее значимых качеств личности кандидатов для будущей служебной деятельности.
Исследование, направленное на выявление факторов успешности сотрудников УИС, привело нас к выводу о необходимости определения готовности кандидата к педагогической деятельности, независимо от выбираемой службы (отдела), еще на первой стадии предварительного отбора кандидата на службу. Особенно это важно для отбора сотрудников на руководящие должности и на службу в воспитательных колониях, где деятельность всех служб накладывает на них дополнительную ответственность за результат педагогического воздействия. Эффективность воспитательной и педагогической работы зависит от личных качеств сотрудника как педагога, а также от получаемых им знаний и обретаемых в ходе профессиональной деятельности умений. Однако педагогические технологии не могут заменить значение личности воспитателя, «...ее влияния на воспитанника» [7] (подчиненного).
В процесс отбора кандидатов на службу важно включить блок диагностических методов и методик, позволяющих определить психологическую склонность к педагогической и воспитательной деятельности как необходимую составляющую профессионально важных качеств сотрудника. Чтобы отобрать наиболее соответствующие методы и методики, необходимо определиться, что именно включается в понятие «готовность к педагогической и воспи-
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
23
тательной работе». В ходе исследований в области практической психологии [8] были установлены преобладающие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:
- направленность: гуманистическая (на интересах воспитуемых) и познавательная центрация,потребность в самоактуализации, интернальность;
- профессиональная компетентность: психологическая ориентация и социально-коммуникативная адаптивность;
- профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия;
- психофизиологические свойства: эмоциональная устойчивость и экстра-вертированность.
Данные характеристики переплетаются между собой и поддерживают одна другую (например, психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию). При этом современные исследования подтверждают, что любовь к детям является важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность [9].
Готовность к педагогической и воспитательной работе ученые определяют как «систему многоуровневых личностных образований, охватывающих информационные образы, знания, взгляды, убеждения и диспозицион-но-интенциональные характеристики (профессиональная направленность и мотивация), а также психологические черты и свойства личности» [10]. На основании исследований в этой области Ю. В. Гагариным выделены следующие составляющие готовности [11]:
- наличие знаний в области педагогики и психологии, философии, организации и управления и/или устойчивый интерес в этих областях;
- мотивация к работе с несовершеннолетними;
- опыт и навыки взаимодействия с детьми школьного и особенно подросткового возраста;
- хорошие коммуникативные способности;
- умение выбирать конструктивный стиль взаимодействия с разными категориями собеседников;
- зрелость личности, личность с хорошо развитыми мотивационной, нравственно-ориентационной, познавательно-операционной, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочной сферами внутреннего мира.
Таким образом, кроме качеств личности кандидата, соответствующих требованиям к личностным и психологическим качествам сотрудника УИС (психическое здоровье, способность к саморегуляции, эмоциональная устойчивость, ответственность, лидерские способности и т. д.) [12, 13], психологу УИС важно определить его готовность к педагогической и воспитательной работе:
- наличие интереса в области педагогики и психологии;
- желание работать с людьми, готовность оказывать поддержку, помощь;
- стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
- наличие опыта успешного взаимодействия с детьми и подростками;
- умение выбирать конструктивный стиль взаимодействия с разными категориями собеседников;
- зрелость личности, сформиро-ванность внутренней ответственности за собственный выбор;
- способность к прогнозированию и моделированию.
24
vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su
Подводя итог, отметим, что отбор и подбор кадров на службу в УИС имеет сложности, связанные с необходимостью включения любого сотрудника в педагогический процесс. Существующие особенности будущей деятельности кандидата предполагают необходимость определения наличия способностей к педагогической и воспитательной деятельности, выяснения мотивации к работе. Для этого психолог может использовать ряд методов и методик - как чисто диагностических, так и комплексных (беседа, анкетирование, знакомство с условиями будущей деятельности и др.), где главное - наблюдение за проявлениями особенностей данного кандидата. Умение психолога объективно рассказывать о трудностях и перспективах службы и одновременно отмечать реакцию кандидата и задавать уточняющие вопросы определяет точность первичного вывода. Получается, что в существующих условиях от способности психолога установить готовность кандидата к педагогической и воспитательной деятельности во многом зависит эффективность исправления осужденных. В связи с этим появляется насущная необходимость разработки критериев отбора и подбора кадров для учреждений УИС, а также алгоритма их применения психологами в условиях первичного отбора кандидатов на службу и подбора наиболее подходящей должности для каждого.
1. Рыбак М. К. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2001. С. 17.
2. Белослудцев В. И. Педагогические основы исправления осужденных к длитель-
ным срокам лишения свободы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Челябинск, 2000. С. 9.
3. Полякова Я. Н. Профессионально-важные качества сотрудника УИС в экспертных оценках и представлениях сотрудников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 275-278.
4. Качкина Л. С. Психолого-педагогические условия формирования социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 335 с.
5. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Института психотерапии. 2002. С. 13.
6. Там же. С. 68.
7. Цветкова Н. А., Рыбакова А. И. Личностный подход к формированию межличностной толерантности подростков, воспитывающихся в школах-интернатах // ЦИТИСЭ. 2015 № 4. С. 22.
8. Синякова М. Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-сре-довой подход : монография. М. : Юнити-Да-на, 2011. С. 50-52.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М. : Логос, 2000. С. 80.
10. Масленникова В. Ш. Формирование профессиональной готовности студентов СПУЗ к деятельности социального педагога : дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1996. С. 47.
11. Гагарин Ю. В. Формирование готовности сотрудников исправительных учреждений к воспитательной работе с осужденными (на примере начальников отрядов) : дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2010. С. 32.
12. Миронова О. М. Требования, предъявляемые к сотрудникам уголовно-исполнительной системы в современных условиях // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 6. С. 82-84.
13. Бовин Б. Г. Психологическая пригодность к службе в правоохранительных органах : монография. М. : Юрлитинформ, 2018. С. 183-194.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2018
25