Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
69
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ МВД / PROFESSIONAL READINESS / COMPONENTS OF PROFESSIONAL READINESS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL TRAINING OF EMPLOYEES OF EMPLOYEES OF THE MINISTRY OF INTERIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кущев Павел Михайлович

В статье представлен анализ содержания и структуры профессиональной готовности сотрудников МВД. Рассматриваются проблемы современной системы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД и пути их решения. Авторами представлены рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения формирования профессиональной готовности. Ключевые слова: профессиональная готовность, компоненты профессиональной готовности, психологическое сопровождение, профессиональная подготовка сотрудников МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кущев Павел Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF FORMATION OF PROFESSIONAL READINESS OF EMPLOYEES OF THE RUSSIAN MIA

The article presents an analysis of the content and structure of the professional readiness of employees of the Ministry of interior. The problems of the modern system of psychological support for the training of employees of the Ministry of interior are considered. The authors presented recommendations for improving the psychological support for the formation of professional readiness.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ»

- развитие способности анализировать межкультурные коммуникации в организации, оценивать соблюдение этических и профессиональных норм общения, анализировать причины возникновения и особенности протекания этнических и межкультурных конфликтов;

- изучение особенностей многонационального коллектива, традиций и особенностей представителей разных культур, их влияния на корпоративную культуру организации;

- владение способами оптимизации межкультурного взаимодействия в организации, навыками создания профилактических и коррекционных программ по данным направлениям;

- владение способами выявления и коррекции негативных установок в межкультурных коммуникациях, способами формирования и поддержания корпоративной культуры организации с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам ее членов;

- формирование у обучающихся культурной компетентности, необходимой для работы в условиях межэтнического взаимодействия.

Решение данных задач возможно только при использовании активных методов обучения и ориентации на практику.

Литература:

1. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию: Пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело, 2001.

2. Ооржак Л.Н. Этнопсихологические особенности сотрудников и их учет в работе с личным составом органов внутренних дел: На материалах МВД Республики Тыва: автореф. дис. канд. психол. наук. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ etnopsikhologicheskie-osobennosti-sotrudnikov-i-ikh-uchet-v-rabote-s-lichnym-sostavom-organo#ixzz5Yf24WSfH.

3. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура: учеб. Пособие.М.: Логос, 2002.

4. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012.

5. Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)».

Психология

УДК 37.015.31

аспирант Кущев Павел Михайлович

Северо-Кавказский Федеральный университет (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье представлен анализ содержания и структуры профессиональной готовности сотрудников МВД. Рассматриваются проблемы современной системы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД и пути их решения. Авторами представлены рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения формирования профессиональной готовности.

Ключевые слова: профессиональная готовность, компоненты профессиональной готовности, психологическое сопровождение, профессиональная подготовка сотрудников МВД.

Annotation. The article presents an analysis of the content and structure of the professional readiness of employees of the Ministry of interior. The problems of the modern system of psychological support for the training of employees of the Ministry of interior are considered. The authors presented recommendations for improving the psychological support for the formation of professional readiness.

Keywords: professional readiness, components of professional readiness, psychological support, professional training of employees of employees of the Ministry of interior.

Введение. В современных условиях одним из основных приоритетов совершенствования системы профессиональной подготовки сотрудников МВД России становиться повышение эффективности формирования их профессиональной готовности. Актуальной тенденцией функционирования и развития современного социума является перманентные изменения, происходящие практически во всех сферах общества, что предъявляет повышенные требования к профессионально-психологической подготовленности сотрудников МВД.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость всестороннего изучения проблемы формирования профессиональной готовности сотрудников МВД детерминирована следующими противоречиями:

- между кардинальными изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общественной жизни и недостаточной степенью отражения данных процессов в системе профессиональной подготовки сотрудников МВД;

- между требованиями к профессионализму сотрудников и недостаточным уровнем разработанности теоретических и методологических аспектов формирования их профессионально-психологической готовности;

- между потенциалом системы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД России и степенью его реализации в контексте формирования профессиональной готовности.

В ходе проведенного исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научных источников по проблемам формирования профессиональной готовности сотрудников МВД, психологического сопровождения процесса формирования профессиональной готовности сотрудников МВД; системный анализ компонентов готовности сотрудников МВД к осуществлению профессиональной детальности, тенденций и проблем развития системы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД.

Рассматривая понятие «профессиональная готовность» мы ориентируемся на личностно-деятельностный подход, в рамках которого готовность представляется как целостное личностное образование, имеющее сложную многокомпонентную структуру и позволяющее эффективно выполнять служебные задачи в ситуациях различной степени сложности.

Определяя структуру профессиональной готовности сотрудников МВД, мы опирались на положения научных теорий о готовности к сложным видам деятельности, которые устанавливают перечень условий необходимых для ее формирования:

- наличие целостных представлений о требованиях общества, предъявляемых к специалистам избранной профессиональной деятельности;

- осознанное принятие ведущих целей деятельности, умение определять стратегические и тактические приоритеты действий в соответствии с конкретной ситуацией;

- объективная оценка условий деятельности, основанная на когнитивном восприятии прошедших, актуальных или прогнозируемых обстоятельств;

- оперативная идентификация и выбор альтернатив, определяющих принятие решений в процессе осуществления профессиональной деятельности;

- объективная оценка собственного потенциала, прогнозирование возможностей его использования для достижения поставленных целей;

- владение способностью к мобилизации, активизации личностных ресурсов в соответствии с требованиями и условиями деятельности.

На основе анализа исследований, посвященных профессиональной готовности сотрудников МВД [1, 3] и с учетом рассмотренных подходов и теорий можно выделить следующие компоненты готовности:

1. Мотивационный компонент, представленный профессиональной направленностью личности сотрудника МВД - как системы ценностей, представлений, установок и мотивов, направленных на реализацию основных целей и задач избранной профессии и отражающих ее специфику.

2. Когнитивный компонент - совокупность когнитивных способностей, позволяющих объективно и оперативно оценивать содержание деятельности, ее изменения в зависимости от внешних и внутренних условий, конкретные профессиональные ситуации, собственный потенциал как субъекта деятельности, вырабатывать стратегии эффективного осуществления деятельности и ее оптимизации.

3. Активационный компонент, подразумевающий конструктивное распределение активационно-энергетических ресурсов для выполнения служебных задач, способность к их мобилизации в соответствии с требованиями любой профессиональной ситуации, в том числе и повышенной сложности.

4. Эмоционально-волевой компонент - развитые волевые качества, владение механизмами эмоционально-волевой саморегуляции, обеспечивающими стабильность эмоционального состояния и действий при выполнении служебных задач.

Важнейшую роль в формировании профессиональной готовности сотрудников МВД играет психологическое сопровождение их профессиональной подготовки.

Психологическое сопровождение в контексте поднятой проблематики можно представить как комплексную систему, включающую в себя исследование личностных качеств и способностей, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, научно-обоснованное и поэтапное психолого-педагогическое воздействие, направленное на их формирование и развитие.

Основными задачами психологического сопровождения процесса формирования профессиональной готовности сотрудников МВД являются:

- разработка и внедрение процедур оценивания уровня развития личностных ресурсов готовности к профессиональной деятельности;

- оказание содействия в преодолении психологических трудностей профессиональной деятельности и подготовки, решении психологически насыщенных служебных задач;

- осуществление целенаправленного психолого-педагогического воздействия, ориентированного на создание условий для формирования необходимых личностных новообразований и профилактику возможных деструктивных изменений личности;

- стимулирование мотивации к профессиональному развитию и самосовершенствованию.

Изучение актуальных исследований по проблемам психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД [2, 4, 5] и анализ опыта практической деятельности в данной области позволили выделить проблемы, влияющие на процесс формирования профессиональной готовности:

1. Недостаточный уровень разработанности диагностического инструментария оценки уровня профессиональной готовности и ее системообразующих компонентов. Отсутствие единых научно-обоснованных критериев оценки уровня сформированности готовности к деятельности на различных этапах профессиональной подготовки.

2. Отсутствие целостной концепции формирования профессиональной готовности, что может привести к неравномерности научно-методического и технологического обеспечения психологического сопровождения и преобладанию его отдельных и не всегда актуальных аспектов.

3. Недостаточный уровень гибкости и вариативности системы психологического сопровождения, ее адаптивности к современным тенденциям науки и практики, изменениям условий осуществления профессиональной деятельности в реальном времени.

4. Преобладающая ориентация на традиционные технологии психолого-педагогического воздействия, отсутствие эффективных механизмов массового тиражирования инновационных идей и технологий формирования профессиональной готовности.

Мы рассмотрели далеко не весь перечень проблем психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД России, а акцентировали внимание только на наиболее значимых из них. Решение указанных проблем должно осуществляется с опорой на передовой отечественный и зарубежный опыт создания эффективных моделей формирования готовности к профессиональной деятельности.

На наш взгляд для повышения эффективности психологического сопровождения процесса формирования профессиональной готовности сотрудников МВД необходимо принять следующие меры:

1. Изучение и обобщение научных теорий готовности к профессиональной деятельности сотрудников МВД, анализ передового опыта в рассматриваемой области, разработка на основе полученных данных концепции психологического сопровождения формирования профессиональной готовности.

Результативность психологического сопровождения в рамках данной концепции будет обеспечена последовательным и системным характером психолого-педагогического воздействия, наличием целостной модели профессионального развития.

2. Разработка и внедрение комплексного психодиагностического инструментария оценки уровня сформированности профессиональной готовности сотрудников МВД. Психодиагностический комплекс необходимо подбирать с учетом определенных требований: простота использования, возможность получение необходимой психологической информации при минимальных затратах времени; гармоничное сочетание различных стратегий и методов диагностики формируемых личностных новообразований; использование психометрически качественного инструментария с доказанной ретестовой надежностью, внутренней согласованностью и валидностью.

3. Организация мониторинга психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников МВД с учетом ее основных структурных компонентов (познавательная, поисковая, конструктивная, социальная, коммуникативная, организационная деятельность) и видов. Построение системы психологического сопровождения на основе выявленных особенностей, которые должны учитываться при моделировании элементов реальной деятельности в процессе подготовки, создании обобщенных характеристик различных видов деятельности, портрета специалиста для выполнения конкретных служебных задач.

4. Научная организация системы контроля результативности психологического сопровождения, позволяющая своевременно корректировать содержание и методы психолого-педагогического воздействия, выявлять динамику развития системоообразующих элементов профессиональной готовности, составление персональных качественных и количественных характеристик профессиональной готовности.

5. Проектирование процесса осуществления психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД с ориентацией на согласованность всех звеньев образовательного процесса, соподчиненность приоритетов и целевых установок психологического и педагогического воздействия, внедрение инновационных педагогических и психологических технологий.

Выводы. В нашем исследовании мы ориентировались на личностно-деятельностный подход, в рамках которого профессиональную готовность сотрудников МВД следует определять как целостное личностное образование, имеющее сложную многокомпонентную структуру и позволяющее эффективно выполнять служебные задачи в ситуациях различной степени сложности.

Структура профессиональной готовности сотрудников МВД в данном контексте представлена совокупностью следующих компонентов: мотивационный компонент, когнитивный компонент, активационный компонент, эмоционально-волевой компонент.

Проведенное нами исследование показало, что ведущую роль в формировании профессиональной готовности сотрудников МВД играет психологическое сопровождение их профессиональной подготовки. Здесь под психологическим сопровождением следует понимать комплексную систему, включающую в себя исследование личностных качеств и способностей, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, научно-обоснованное и поэтапное психолого-педагогическое воздействие, направленное на их формирование и развитие. При этом научно-обоснованная и методологически грамотно выстроенная система психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД России, базирующаяся на принципах вариативности, комплексности, планомерности, профессионально-психологической реалистичности позволит существенно повысить уровень готовности к осуществлению профессиональной деятельности в современных условиях.

Анализ тенденций функционирования системы психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД позволил определить меры по ее оптимизации, к которым мы относим:

- разработку концептуальных основ психологического сопровождения, с опорой на актуальные теории профессиональной готовности, передовой отечественный и зарубежный опыт;

- внедрение в систему психологического сопровождения комплекса психодиагностического инструментария оценки уровня сформированности профессиональной готовности сотрудников МВД;

- проведения мониторинга психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников МВД, учет выявленных данных при отборе содержания и технологий осуществления психологического сопровождения;

- разработка критериев оценки результативности психологического сопровождения;

- ориентация на использование инновационных подходов и методов психологического сопровождения профессиональной подготовки сотрудников МВД.

Литература:

1. Дунин Г.С. Проблемы и результаты оценки психологической готовности сотрудников МВД России к деятельности в чрезвычайных ситуациях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-rezultaty-otsenki-psihologicheskoy-gotovnosti-sotrudnikov-mvd-rossii-k-deyatelnosti-v-chrezvychaynyh-situatsiyah

2. Коблов Ф.Ч., Хадиков Р.Ш. К вопросу о совершенствовании профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в период прохождения обучения в образовательных организациях МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 47. С. 15-19.

3. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Формирование готовности будущего специалиста МВД России к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды // Вестник Мининского университета. 2019. №1 (26). URL: https://cyberienmka.m/artide/n/formirovanie-gotovnosti-buduschego-spetsialista-mvd-rossii-k-mezhlichnostnomu-vzaimodeystviyu-v-usloviyah-mnogonatsionalnoy-sredy

4. Федотов А.Ю. Современные подходы к профессиональной и психологической подготовке сотрудников ОВД к действиям в особых условиях. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №1. С. 107-113.

5. Шхагапсоева М.Х. Особенности психологического сопровождения сотрудников МВД России в целом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1966-1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.