УДК 159
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В МВД РОССИИ КАК СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© В. И. Петров
Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России Россия, Московская область, 142022 г. Домодедово, ул. Пихтовая, 3.
Тел.: +7 (495) 736 91 53.
E-mail: vipk-pv-ps@yandex.ru
В статье систематизированы научные подходы психологического обеспечения профессиональной деятельности органов, подразделений и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД России. Рассмотрены методолого-концептуальные, понятийно-категориальные, организационно-содержательные и критериальные основы системы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Дано понятие психологической службы МВД России. Обоснована полисубъектность и стратификация психологической работы.
Ключевые слова: система психологического обеспечения профессиональной деятельности, принципы организации системы психологического обеспечения, психологическая служба МВДРоссии, психологическая работа, полисубъектность психологической работы
В настоящее время психологическое обеспечение профессиональной деятельности нуждается в некотором совершенствовании. Значимый потенциал заложен в формировании системного подхода к организации психологического обеспечения.
С целью выявления тенденций развития и оптимизации структуры системы психологического обеспечения профессиональной деятельности в МВД России в 2005-2007 гг. нами было проведено соответствующее научное исследование.
Объектом исследования выступало психологическое обеспечение профессиональной деятельности как система организационных и психопрактических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности ОВД на основе применения психологических технологий, мобилизации психологического потенциала личности и служебного коллектива, оптимизации организационно-управленческих процессов. Выбор объекта исследования был обусловлен недостаточной проработанностью вопросов создания, построения и совершенствования ведомственной психологической службы. Отдельные аспекты данной проблематики рассматривались рядом ученых и практиков (А. И. Адаев, Н. В. Андреев, М. Г. Дебольский, Е. П. Клубов, А. В. Кононов, Г. К. Копылова, И. О. Ко-тенев, М. И. Марьин, В. Е. Петров, В. М. Поздняков, И. Б. Пономарев, В. Ю. Рыбников, И. В. Соловьев, А. М. Столяренко, В. П. Трубочкин, В. И. Черненилов и др.). Так, в подходах к определению психологической службы М. Г. Дебольским и Е. П. Клубовым делался акцент на ее организационно-иерархическом построении и совершенствовании управления деятельностью психологов [1-2]; М. И. Марьиным и В. Е. Петровым - на формировании целостности реализации психопрактики;
Н. В. Андреевым, И. Б. Пономаревым, В. П. Трубоч-киным, В. И. Чернениловым - на концептуальном построении и научно-методическом обеспечении деятельности института ведомственных психологов [3]; А. В. Кононовым - на функционально-содержатель-
ном назначении психологического обеспечения [4]; Г. К. Копыловой - на предпосылках повышения эффективности труда психолога ОВД [5]. Однако методолого-концептуальной поддержке и реализации системности в деятельности ведомственной психологической службы уделено меньше внимания, чем того требуют задачи, стоящие перед ней.
Предмет исследования составляли особенности реализации практической психологии в МВД России, 357 органах и подразделениях внутренних дел МВД по республикам Удмуртия и Марий Эл, ГУВД по Нижегородской и Саратовской областей, УВД по Владимирской, Кировской, Костромской, Липецкой, Омской, Псковской и Ярославской областей, Северо-Западного УВД на транспорте, 24 высших и 13 средних специальных учебных заведениях, 23 частях и подразделениях внутренних войск МВД России.
В основе исследования лежал тезис о том, что система психологического обеспечения профессиональной деятельности - это методолого-концеп-туальный подход к реализации практической психологии в профессиональной деятельности, представленный в виде модели с определенной целью, задачами и направлениями, субъектами и объектами психологической работы, организационными уровнями психопрактики и ее ресурсного обеспечения.
Основополагающим условием формирования системы психологического обеспечения профессиональной деятельности являлось выделение принципов, включающих базовый набор требований к ее организации и реализации на практике.
В ходе научного исследования было установлено, что в основе организации ведомственной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности лежат следующие принципы:
1. Общеметодологического характера:
■ принцип системности;
■ принцип деятельностного подхода;
■ принцип детерминизма;
■ принцип развития;
■ принцип гуманизма и нравственности при проведении психологической работы.
2. Организационного характера:
■ принцип конфиденциальности;
■ принцип непрерывности, своевременности и доступности психологического обеспечения профессиональной деятельности;
■ принцип личностно-ориентированного подхода в психологической работе;
■ принцип научной обоснованности психологической работы;
■ принцип прогрессивности развития психологического обеспечения с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, накопленного в психологической теории и практике;
■ принцип преемственности и плановости в реализации психологического обеспечения;
■ принцип компетентного управления психологическим обеспечением профессиональной деятельности.
3. Практико-ориентированной направленности:
■ принцип профессионализма и компетентности в реализации психологической работы;
■ принцип персональной ответственности психолога за результаты проводимой психологической работы;
■ принцип многообразия форм и методов психологической работы;
■ принцип материально-технической обеспеченности психологической работы.
В качестве основных целей психологического обеспечения профессиональной деятельности (миссией психологов) выступают следующие:
■ повышение эффективности деятельности ОВД, то есть достижение общественно значимого результата с оптимальными затратами ресурсов;
■ формирование социально-гуманной направленности профессиональной деятельности правоохранительных органов;
■ развитие личности сотрудников и работников ОВД, военнослужащих внутренних войск МВД России;
■ оказание помощи руководителям в создании социально-психологической среды, обеспечивающей условия для полноценного труда и охраны психического здоровья.
Реализация указанных целей предусматривает решение ряда задач, стоящих перед психологической службой МВД России :
■ качественное комплектование органов, подразделений и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД России личным составом;
■ достижение высокого уровня профессиональной психологической подготовленности личного состава;
■ применение психологического знания в профессиональной (служебной, оперативно-служебной, служебно-боевой, учебно-служебной и др.) деятельности;
■ обеспечение личностного и профессионального роста сотрудников (работников, военнослужащих), повышение аутопсихологической компетентности и психологической конкурентоспособности личности;
■ оказание психологической помощи в
преодолении личностных проблем, разрешении конфликтов, формировании социально- и профес-сионально-одобряемого поведения, использовании психологических приемов управления людьми;
Следует отметить, что указанные цели и задачи, выступая базовыми ориентирами профессиональной деятельности психолога, не являются раз и навсегда неизменными (определенными). Они уточняются по мере изменения запросов практики (правоохранительной деятельности, юридико-психологической действительности) и конкретизируются в направлениях психологической работы.
Анализ деятельности психологов правоохранительных органов Российской Федерации позволил унифицировать подходы к организации психологической практики и сформировать систему психологического обеспечения профессиональной деятельности (рис. 1). Согласно предлагаемому нами подходу психологическое обеспечение представляет собой систему деятельности, включающую две сферы (приложения): концептуальную и операциональную.
Концептуальная сфера предопределяет внутреннюю организацию системы психологического обеспечения (назначение, содержание, структура, взаимосвязь). Ее основу составляет диалектическая триада субъекта, объекта и предмета психологического обеспечения.
Мероприятия, имеющие психологическое содержание и направленность, могут быть реализованы различными субъектами: психологами, руководителями, должностными лицами по работе с личным составом, курсовыми офицерами, медицинскими работниками, отдельными сотрудниками, профессорско-преподавательским составом, служебными коллективами, общественными организациями и формированиями, членами семей сотрудников.
Полисубъектность психологической работы -особенность системы организации психологического обеспечения профессиональной деятельности в МВД России. Однако основным субъектом, проводящим психологическую работу с личным составом, является психолог и подразделение психологического обеспечения, все остальные (руководитель, сотрудники кадрово-воспитательного аппарата и т. п.) - дополнительным. При этом каждый из перечисленных субъектов занимает свое место в реализуемом объеме психологических мероприятий.
В условиях полисубъектной реализации психологической работы особую актуальность приобретает проблема диалогического взаимодействия соответствующих субъектов. Как показывает анализ ведомственной психопрактики, направления взаимодействия субъектов психологического обеспечения во многом определяются организационноштатной структурой соответствующих подразделений, численностью психологов, их квалификацией, особенностями организации профессиональной деятельности и психологического обеспечения, желанием и готовностью субъектов к подобному взаимодействию. Инициатором и координатором психологической работы выступают ведомственные психологи.
Институциональное
обеспечение
Рис. 1. Система психологического обеспечения профессиональной деятельности
Структурное объединение ведомственных психологов образует психологическую службу. Психологическая служба МВД России - это иерархически организованная и централизовано управляемая система специализированных структурных подразделений и психологов органов, подразделений и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД России, специалистов центров психофизиологической диагностики, профессиональная деятельность которых направлена на реализацию психологического обеспечения.
Объектами психологического обеспечения выступают сотрудники, военнослужащие на разных этапах прохождения службы и члены их семей; работники; должностные лица и управленческий персонал; кандидаты на обучение и службу; стажеры по должности, воспитанники, курсанты, слушатели, студенты, адъюнкты, докторанты; учебные и служебные коллективы, организационно-управленческие структуры. При этом к переменному составу ведомственных учебных заведений, как объекту психологического обеспечения, необходимо относить не только лиц, обучающихся по очной форме, но и слушателей-заочников, а также лиц, проходящих стажировку или курсы повышения квалификации, специализированной подготовки и переподготовки (на время их обучения при откомандировании). Кроме того, в связи с введением в ведомственных вузах (ссузах) возможности реализации платной образовательной деятельности, психологическая работа должна охватывать и студентов внебюджетных факультетов.
Организация и содержание психологического обеспечения профессиональной деятельности
должны учитывать особенности объекта работы. Более того, эффективность труда психолога напрямую зависит от степени соответствия объекта психологического обеспечения содержанию, формам, методам и средствам работы с ним.
Предмет психологического обеспечения образован содержательной основой профессиональной деятельности психолога, представляя собой психологическую практику, которая реализуется в следующих сферах:
■ непосредственно-профессиональной -сфере, охватывающей решение задач, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью (например, психологическая поддержка предупреждения и пресечения преступлений, административных правонарушений, выявления и раскрытия преступлений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, переговорной деятельности и др.);
■ профессионально-обслуживающей - сфере, формирующей условия для успешной реализации профессиональных задач на уровне личности (психологическое изучение личности сотрудника, формирование его личности, развитие профессионально важных качеств, психологическая подготовка, коррекция психического состояния и др.), коллектива (социально-психологическая работа), организации управления (психологическая поддержка выработки и принятия управленческих решений; участие в работе регионального координационно-методического совета по психологическому обеспечению и др.);
■ личностно- и социально-обслуживающей, не относимой непосредственно к профессиональ-
ной деятельности, - сфере интересов, значимых для конкретного индивида, служебного коллектива или организационной структуры, косвенно связанных с надежностью профессиональной деятельности личного состава или устойчивого функционирования ОВД (например, психологическая помощь семьям действующих или погибших сотрудников; изучение социально-психологических факторов, детерминирующих отношение граждан к деятельности правоохранительных органов и др.).
Реализация предмета психологического обеспечения и его взаимосвязь с объектом сложны. Вариативность уровней, направлений и форм психологической работы можно представить в стратификационном аспекте (рис. 2). Например, страт «Изучение - Личность - Индивидуальная форма» представлен мероприятиями индивидуальной психологической диагностики личностных особенностей кандидатов на службу, сотрудников, зачисляемых в резерв кадров на выдвижение, и т.п. Страт «Воздействие - Коллектив - Групповая форма» отражает широкий перечень социально-психологических тренинговых упражнений, направленных на сплочение коллективов, профилактику межличностных конфликтов и т. п. Внесение руководителю предложений по оптимизации социально-психологического климата в служебном коллективе, консультирование руководителя по вопросам совершенствования внутриорганизационных отношений входят в страт «Воздействие - Организационная структура - Индивидуальная форма».
Несмотря на, казалось бы, выраженную значимость психопрактики, деятельность ОВД определяет содержание труда психолога, которое выступает производным и носит вспомогательный (обеспечивающий) характер. Влияние психолога на общий результат преимущественно опосредовано деятельностью основных субъектов - сотрудников ОВД (работников), военнослужащих внутренних войск МВД России. При этом психологическая практика всегда должна учитывать специфику профессиональной деятельности. Например, реализация служебных задач нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжена с повышенной ответственностью сотрудников за принятые ими решения, необходимостью общаться с различным контингентом граждан, воздействием значительных психических и физических перегрузок, требует от сотрудников решительных действий, способности пойти на риск, ограничена человеческими и финансовыми ресурсами и т.д. Психологическая работа будет эффективной только при условии адекватного «отражения» основной профессиональной деятельности, «подстройки» под реалии несения службы, особенности взаимоотношений в служебных коллективах и т. п.
Ведомственный психолог «существует» не сам по себе, а для достижения конечного результата -выполнения функций и задач, возложенных на МВД России. При этом важно, чтобы деятельность психолога была полезной не просто психологии вообще, а способствовала повышению эффективности профессиональной (служебной, служебнобоевой, оперативно-служебной, учебно-служебной, административно-управленческой и т.п.) деятельности. В этом контексте деятельность психолога носит не столько научно-теоретическое, сколько прикладное (опосредованное) и практическое (непосредственное) значение.
Прикладной характер психологии заключается в том, что ведомственная психопрактика может быть реализована не только психологом, но и иным субъектом профессиональной деятельности (оперуполномоченным, инспектором ДПС, участковым уполномоченным и др.). Психолог «транслирует» из теоретической психологии знания и предписания, основанные на этих знаниях, для соорганиза-ции чужой профессиональной практики. Прикладной характер психологической работы обусловливает существование, например, такого направления как психологическое сопровождение оперативнослужебной деятельности.
Ведомственная практическая психология связана с непосредственным применением психологом специальных знаний, умений и навыков преимущественно в работе с личным составом (в отдельных случаях - с несовершеннолетними, гражданами и т.п.).
Операциональная сфера системы психологического обеспечения определяет ее внешнюю состоятельность. Неотъемлемыми компонентами (условиями реализации психологического обеспечения) выступают: институциональная, идейно-
стратегическая, правовая, методическая, материально-техническая и организационная составляющие (компоненты).
Институциональная компонента представлена иерархически организованной и централизовано управляемой системой специализированных структурных подразделений и психологов органов, подразделений и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД России, специалистов центров психофизиологической диагностики, профессиональная деятельность которых направлена на реализацию психологического обеспечения.
Идейно-стратегическая компонента включает в себя концептуально-образующие начала деятельности психологов: социальное предназначение
(миссия) системы психологического обеспечения, стратегию и приоритеты психологической работы, концепцию, тенденции и перспективы развития ведомственной психопрактики, этические основы деятельности психологов.
Рис. 2. Стратификация психологической работы
Правовая компонента системы психологического обеспечения профессиональной деятельности образуется нормативными правовыми актами и документами, определяющими содержание психологической работы с личным составом, правовой статус психолога, порядок организации и проведения психологических мероприятий, ведения учет-но-планирующей документации и отчетности, требования к методическому, материально-техническому обеспечению [5]. Она носит организационно-регули-рующую функцию, определяя управление профессиональной деятельностью психологов, а также взаимодействие всех субъектов психологического обеспечения, технологии реализации отдельных мероприятий психологического отбора и сопровождения.
Методическая компонента регламентирует содержание психологической работы, определяет научно-обоснованные формы и методы ее проведения, направления повышения эффективности профессиональной деятельности. Она включает обоснование методов индивидуальной и групповой психологической диагностики, социально-психологических и специальных психофизиологических исследований, психологической коррекции, обучения и развития личности сотрудников (военнослужащих, работников), технологии использования специального оборудования в психологической работе.
Материально-техническая компонента системы психологического обеспечения формирует необходимые условия для качественного проведения психологической работы с личным составом. Критерием удовлетворительной организации материально-технического обеспечения психологической работы в настоящее время является наличие у психолога: отдельного служебного кабинета; оборудованной специализированной комнаты психологической работы (регуляции); современных средств вычислительной, мультимедиа, видео- и аудиотех-
ники; специализированного психологического оборудования (например, приборов биологической обратной связи, проекционного цветодинамического устройства, оборудования для диагностики психоэмоциональных состояний, работоспособности и т.п.); методического инструментария (диагностических методик, бланков, программного обеспечения и др.); металлического хранилища документов; средств фито- и ароматерапии.
Организационная составляющая является операционально-технологическим интегратором всех других базовых компонент психологического обеспечения, устанавливая их взаимодействие и придавая этому объединению системность. Определяя особенности труда психолога, она учитывает множество факторов, детерминирующих реализацию психопрактики к конкретном ОВД (развитость субъектов психологического обеспечения, состояние объекта психологической работы, условия профессиональной деятельности, особенности межличностного и межгруппового взаимодействия, управленческая компетентность руководителей и др.).
Проведенное исследование позволило определить систему психологического обеспечения профессиональной деятельности, сформировать целостный методолого-концептуальный подход к реализации практической психологии в профессиональной деятельности.
Вывод. Системный подход к реализации психологического обеспечения позволяет дистанцироваться от утилитарного понимания психологической работы как совокупности отдельных психотехник. Нами была установлена структура системы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Именно одновременное существование всех системных компонентов (субъект, объект и предмет психологической работы, институциональное, идейно-стратегическое, правовое, методическое организационное и материально-техни-
ческое обеспечение) позволяет говорить о полноценном психологическом обеспечении в системе МВД России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дебольский М. Г. Психологическая служба уголовноисполнительной системы // Энциклопедия юридической психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 482-483.
2. Клубов Е. П. Об организационном обеспечении формирования психологической службы по работе с кадрами МВД СССР // Социально-психологическая служба в органах внутренних дел: современное состояние и перспективы развития. Труды Академии. М.: Академия МВД СССР, 1990. С. 42-55.
3. Черненилов В. И. Проблемы научного обеспечения функционирования психологической службы в органах внутренних дел // Социально-психологическая служба в органах внутренних дел: современное состояние и перспективы развития. Труды Академии. М.: Академия МВД СССР, 1990. С. 5-20.
4. Кононов А. В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. -26 с.
5. Копылова Г. К. Предпосылки эффективности деятельности практического психолога органов внутренних дел (на материалах деятельности милиции): Автореф. дис... канд. психол. наук. М., 1997. -24 с.
Поступила в редакцию 28.08.2008 г.