Ш S а н
05 <
I X
О
s
и
и ^
¡Ü
и
122
Н.Г. ДЕМЕШЕВА,
адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
(Академия управления МВД России)
Психологическое обеспечение развития профессиональной направленности личности в образовательных учреждениях МВД России
В статье обосновывается актуальность изучения проблемы развития профессиональной направленности личности, предлагается теоретическая модель психологического обеспечения развития профессиональной направленности в условиях образовательного учреждения МВД России. Психологическое обеспечение, курсанты (слушатели) образовательных учреждений МВД России, направленность личности, профессиональная направленность.
N.G. DEMESHEVA,
adjunct* the chair of psychology, pedagogics and organization of work with personnel (Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)
Psychological support of the development of professional orientation in the individual educational institutions of the Interior Ministry of Russia
The article explains the relevance of the study of the development of professional orientation problem. It proposed theoretical model of psychological support in the development of professional orientation in terms of the educational institutions of Interior Ministry of Russia.
Psychological support, student of educational institutions of the Interior Ministry of Russia, personality orientation, professional orientation
Повышение качества и практической направленности ведомственного профессионального образования сотрудников органов внутренних дел, совершенствование индивидуальной воспитательной работы, морально-психологического обеспечения, формирование правосознания и антикоррупционной направленности личности сотрудника полиции являются актуальными проблемами деятельности руководства, профессорско-преподавательского состава и сотрудников подразделений по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России [1; 2; 3, с. 2—6].
Данные тенденции обязывают психологическую службу уделить особое внимание вопросам изучения, оценки и развития системы мотивации и профессиональной направленности личного состава, и особенно тех сотрудников, кто только готовится к службе в правоохранительных органах [4, с. 90—94].
Психологическое обеспечение развития профессиональной направленности как основа успешной деятельности предполагает исполь-
Инспектор штаба УМВД России по Сахалинской области. Stuff inspector AMIA of Sakhalin Oblast.
зование поэтапного, комплексного, непрерывного, динамического, интегрированного подхода к профессиональному обучению, формирование и развитие личностных смыслов деятельности сотрудников полиции на стадии обучения в образовательном учреждении.
Важнейшим условием развития и формирования качеств полицейского является уровень профессиональной направленности всего коллектива образовательного учреждения. Отношение к профессии связано с целеустремленностью членов коллектива, заинтересованностью курсантов (слушателей) учебными предметами, единством их ценностных ориентаций.
Психологическое обеспечение процесса развития профессиональной направленности может быть разделено на следующие этапы: профориентационный, адаптационный, ориентировочно-ознакомительный, развивающий, этап достижения устойчивости профессиональной направленности.
Профориентационный этап. Психолог образовательного учреждения системы МВД России совместно с сотрудниками кадрового аппарата комплектующего органа принимает активное участие в профориентационных мероприятиях,
изучает представленные материалы личных дел, а также индивидуальные психологические личностные особенности кандидатов на обучение, что способствует повышению качества профессионального психологического отбора. Ранняя профориентационная диагностика, анализ системы мотивов, заложенных в основу профессионального выбора, позволяет улучшить качество отбора кандидатов на обучение.
Проведение целенаправленной профори-ентационной работы с кандидатами на обучение (службу) с использованием собеседования, психодиагностического обследования и профессионального консультирования обеспечивает формирование уверенности в выборе профессии и профессиональной направленности личности.
Адаптационный этап и ориентировочно-ознакомительный этап. Кандидат на обучение, курсант 1-го курса (слушатель) внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые профессиональные привычки, однако у него недостаточно самостоятельности и настойчивости в самосовершенствовании.
Тренинги адаптационного периода включают в себя упражнения, направленные на корректировку когнитивно-личностных проблем, развитие профессионально важных качеств личности курсантов (слушателей), формирование установок на обучение и профессиональную деятельность, стабилизацию эмоционального состояния.
Развивающий этап. Курсант (слушатель) 2-х—3-х курсов уже имеет фиксированную установку на профессию, его профессиональные интересы более устойчивы и проявляются склонности к правоохранительной деятельности. Наивысший интерес у обучаемых вызывает возможность практического применения учебного материала. Сформировавшаяся цель дает общее направление учебно-служебной деятельности. У курсанта (слушателя) проявляется уверенность в себе, самостоятельность, формируется чувство ответственности. Работа психолога ориентирована на оптимизацию профессионально-личностного становления курсанта (слушателя) как сотрудника полиции.
Предметом диагностических, консультативных и коррекционных мероприятий развивающего этапа являются индивидуально-психологические и социально-психологические явления, происходящие на личностном и групповом уровне во всех звеньях и на всех этапах учебно-воспитательного процесса.
Единство взглядов и требований профессорско-преподавательского состава, соблюдение профессионально-этических норм созда-
ет внешнюю мотивирующую, побуждающую, развивающую и образовательную эталонную среду. Включение в учебный процесс деловых игр и моделирование ситуаций ставят перед собой цель выработки стандартов профессионального поведения и стереотипов реагирования в различных ситуациях служебной деятельности, способствуют повышению качества профессиональной деятельности будущих сотрудников полиции. Психолог образовательного учреждения продолжает обеспечивать профессионально-личностное развитие курсанта в двух направлениях: как индивидуальное развитие профессионально важных качеств курсанта и корректировку общих профессиональных поведенческих установок учебной группы через развитие профессиональных склонностей и предпочтений.
Курсант (слушатель) 3-х—4-х курсов имеет твердую установку получить профессию, проявляет особую увлеченность практикой и теоретическим учебным материалом. Задачей психолога на данном этапе является развитие устойчивой профессиональной направленности на правоохранительную деятельность через коррекцию мотивационно-поведенческих установок личности (осознание курсантом значимости профессионального саморазвития, развитие склонности и способности к профессиональной деятельности, привитие навыков рефлексии и саморефлексии). Тренинги личностного роста, консультирование, диагностические мероприятия позволяют дополнительно скорректировать направление развития профессиональной направленности на правоохранительную деятельность.
Этап достижения устойчивой профессиональной направленности. Психологическое обеспечение на этапе прохождения учебной практики в комплектующем органе предполагает обратную связь, сообщающую данные о качестве и уровне подготовленности будущего полицейского, степени освоения им практической деятельности, возникших при этом психологических трудностях. Обратную связь психолог может установить как с самими курсантами, так и с комплектующим органом. Анализ информации позволяет скорректировать тренин-говый процесс, содержание психологического и воспитательного воздействия на курсанта, укрепив тем самым его профессиональную направленность.
Образовательное пространство вуза МВД России, личность преподавателя, познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к полицейскому оказывает большое влияние на формирование профессиональной направленности.
123
Следовательно, психологическим механизмом формирования профессиональной направленности личности курсанта (слушателя) ОУ МВД России может выступать изменение (корректировка) сложной многоуровневой структуры мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества в условиях образовательного учреждения МВД России.
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности курсантов и слушателей, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом.
Таким образом, профессиональная направленность курсанта (слушателя) ОУ МВД России — это психологический стержень (основа) готовности к службе в органах внутренних дел, избирательное отношение к правоохранительной деятельности, доминирующим элементом которого является профессиональное поведе-
ние и профессиональное сознание личности как значимый, социально обусловленный элемент структуры личности профессионала, возникающий и развивающийся в процессе профессионализации и социализации, определяющий его успешность.
Психологическое обеспечение активного целенаправленного развития профессиональной направленности, формирование мировоззрения, правосознания, идейно--концептуальных качеств личности сотрудника органа внутренних дел на этапе обучения в образовательном учреждении системы МВД России позволяет повысить профессиональную компетентность сотрудников, улучшить морально-психологическое состояние, сформировать и развить качества гражданина-патриота, навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения, обеспечить правильное понимание и исполнение государственной правоохранительной политики.
ш S а н
к
<
X I
о
S
и
и ^
iC
и
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
2. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777.
3. Кубышко В.Л. Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1 (48).
4. Столяренко А.М. Профессионально-личностные ориентации в модернизации деятельности образовательных учреждений МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 2 (18).
E-mail: [email protected]
124