Научная статья на тему 'Профессиональное становление социальных педагогов в процессе их подготовки в образовательных учреждениях МВД России'

Профессиональное становление социальных педагогов в процессе их подготовки в образовательных учреждениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SOCIAL WORKER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL CULTURE / PEDAGOGICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лагун О. В.

Рассмотрены актуальные вопросы профессионального становления социальных педагогов в процессе их подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Обосновано значение педагогической направленности в процессе формирования профессиональной культуры будущих специалистов. На основании этого сделан вывод о том, что профессиональное становление во многом зависит от систематического изучения педагогической направленности в период всего обучения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лагун О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF PROFESSIONAL SOCIAL WORKERS DURING THEIR TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE INTERIOR OF RUSSIAN FEDERATION

The article deals with current issues of professional development social workers during their training in educational institutions of the Interior of Russian Federation. The author proved the value of pedagogical orientation in the formation of a professional culture of future specialists. On this basis, concluded that professional development depends largely on the systematic study of the pedagogical orientation in the period of training cadets.

Текст научной работы на тему «Профессиональное становление социальных педагогов в процессе их подготовки в образовательных учреждениях МВД России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД РОССИИ

О.В. ЛАГУН,

адъюнкт кафедры педагогики Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

E-mail: orangel 127@yandex.ru

Научный руководитель и рецензент: кандидат педагогических наук, доцент С.Н. Тихомиров

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы профессионального становления социальных педагогов в процессе их подготовки в образовательных учреждениях МВД России. Обосновано значение педагогической направленности в процессе формирования профессиональной культуры будущих специалистов. На основании этого сделан вывод о том, что профессиональное становление во многом зависит от систематического изучения педагогической направленности в период всего обучения курсантов.

Ключевые слова: социальный педагог, профессиональное становление, профессиональная культура, педагогическая направленность.

ESTABLISHMENT OF PROFESSIONAL SOCIAL WORKERS DURING THEIR TRAINING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE INTERIOR OF RUSSIAN FEDERATION

O.V. LAGUN,

graduated in a military academy of chair of pedagogics of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article deals with current issues of professional development social workers during their training in educational institutions of the Interior of Russian Federation. The author proved the value of pedagogical orientation in the formation of a professional culture of future specialists. On this basis, concluded that professional development depends largely on the systematic study of the pedagogical orientation in the period of training cadets.

Keywords: social worker, professional development, professional culture, pedagogical orientation.

Профессиональной становление социальных педагогов в образовательных учреждениях МВД России является разносторонним и разноплановым процессом. Обеспечение педагогической направленности у курсантов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» и «Педагогика и психология де-виантного поведения» в Московском университете МВД России выступает важным условием формирования у обучающихся профессионально значимых мотивов, профессионального личностного смысла, внутренней позиции будущего специалиста. Исследователи процесса формирования профессиональной культуры социального педагога отмечают, что «под профессионально-педагогической направленностью понимается устойчивое свойство личности, выражающее общую направленность в специфическом виде деятельности — учительском труде, представляющее по своей сути систему отношений человека к профессии, детям, психолого-педагогическим и специальным предметам, к себе как субъекту педагогической деятельности» [1, с. 193]. Структура профессионально-педагогической направленности включает в себя совокупность следующих важнейших отноше-

ний: отношение к предмету, отношение к детям, отношение к себе, отношение к профессии.

В процессе всей своей деятельности социальный педагог строит отношения с несовершеннолетними, опираясь на взаимную требовательность и уважение прав субъектов педагогических отношений. При этом, специалист должен проявить заинтересованность других участников воспитательного процесса, дать возможность всем почувствовать, что он обладает достаточным уровнем профессионализма для решении поставленных педагогических задач [2, с. 120]. Данное утверждение свидетельствует о том, что педагогическая направленность является важным элементом профессиональной культуры социального педагога, от которого зависит продуктивность его профессиональной деятельности.

Анализ литературных источников отобразил, что современное общество нуждается в специалистах, проявляющих истинный интерес к работе с несовершеннолетними и «трудными» подростками, стремление и призвание к педагогическому труду, который становится постоянной жизненной потребностью и образом жизни. Как показало исследова-

ние, недостаточный уровень сформированности педагогической направленности курсантов не только снижает уровень успешности в их адаптации в первые месяцы обучения, но и затрудняет развитие профессионально-важных качеств личности, ведет к нарушениям дисциплины, снижению учебной успеваемости и т.д.

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что курсантов Московского университета МВД России в деятельности социального педагога привлекает авторитетность и властный характер работы сотрудника правоохранительных органов в целом (36%), перспективность развития данного направления социальной работы (21%), возможность содействовать снижению детской преступности (17%). В меньшей степени респондентов привлекает творческий характер данной деятельности (10%), возможность максимально проявить свои способности и профессиональные качества (7%), гуманистическая направленность рассматриваемой деятельности (5%). Таким образом, анкетирование показало, что значительная часть курсантов признает социальную значимость данной профессиональной деятельности, но при этом наблюдается отсутствие ярко выраженной педагогической направленности у обучающихся.

Одним из направлений развития педагогической направленности у курсантов мы выбрали расширение событийного окружения обучающихся. В связи с этим к опытно-экспериментальной работе привлекались кураторы учебных групп, которые имели базовое высшее образование, а также опыт практической деятельности как в педагогике, так и в органах внутренних дел.

В ходе экспериментальной работы, совместно с кураторами учебных групп, курсанты организовывали дни посещения Детских домов г. Москвы. Перед поездкой несколько человек из каждой группы готовили индивидуальные и коллективные выступления для детей на темы: «Курению — нет!»; «Такие разные вредные привычки»; «Твой досуг»; «К кому обратиться за помощью?» и т.д. Курсанты разучивали стихи, разыгрывали театральные постановки из сказок и придумали разнообразные игры для детей различных возрастов. Во время посещения Детских домов курсанты в течение всего дня беседовали с сотрудниками Детских домов о тех детях, которые нуждались в особом внимании, узнавали о причинах помещения детей в подобные учреждения, о том, как

нужно общаться с трудными детьми, как устанавливать контакт с подростками и своевременно оказывать квалифицированную помощь. После посещения Детских домов курсанты получали задание написать сочинение на тему: «Моя будущая профессия». Выполняя это творческое задание, они должны были выразить свое представление о деятельности социальных педагогов, о профессиональных качествах, которыми должен обладать специалист, а также свои пожелания и варианты помощи детям, которые попали в кризисные жизненные ситуации.

Воспитатели и педагоги Детских Домов в своих отзывах положительно оценивали все мероприятия, проводимые курсантами и отмечали позитивное воздействие, которое они оказывали на детей. Анализ сочинений курсантов позволил сделать вывод о том, что проведенное педагогическое мероприятие не только расширило представление курсантов о выбранной профессии, но заставило их переосмыслить и изменить ценностные ориентиры и взгляды на проблемы несовершеннолетних.

Кроме того, вместе с теоретической подготовкой, для курсантов были организованы посещения предполагаемых мест работы с детальным ознакомлением со спецификой работы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, устраивались встречи с действующими инспекторами полиции. Для таких встреч курсанты заводили специальные тетради, в которых конспектировали важную и наиболее интересную для себя информацию, а также отражали все особенности своего отношения к будущей профессии (эта графа была обязательна для заполнения).

Однако, в ходе экспериментальной работы были организованы выступления не только практических сотрудников правоохранительных органов, знающих об особенностях реальной службы, но и с представителями редакционных коллегий журналов: «Защити меня», «Не будь зависим», «НаркоНет». Такие встречи стали подлинным событием в жизни курсантов экспериментальных подразделений, так как они получили самую правдивую информацию о глубинных проблемах российского общества. Выступавшие подробно рассказывали курсантам о проблемах наркозависимости несовершеннолетних, о прочном пристрастии современной молодежи и подростков к алкоголю и табакокурению, о «компьютерном буме», выражающемся в интернет-зависимости, игромании и

т.д. Благодаря таким встречам, курсанты осознали реальную опасность демографической и национальной безопасности страны, а также уяснили для себя, что воспитательная и психолого-педагогическая работа социального педагога не ограничиваться одними запретительными мерами, а включает в себя активное предупреждение и профилактику пагубных зависимостей молодежи.

Совместно с преподавателями кафедры педагогики и кураторами учебных групп для курсантов была организована экскурсия в Педагогический музей им. А.С. Макаренко. Во время пребывания в музее курсанты прослушали двухчасовую лекцию об исторических аспектах становления социальной педагогики в России, об основных тенденциях развития социальной защиты детства, а также о защите детей и подростков от влияния деструктивной среды и оказании им профессиональной педагогической помощи. С курсантами была проведена экскурсия «Основы педагогической реабилитации», их ознакомили с книгами и собраниями рукописей с автографами А.С. Макаренко. Были продемонстрированы издания, выпущенные Педагогическим музеем. Во время проведения экскурсии участники активно задавали интересующие их вопросы, касающиеся практической деятельности педагогов, работающих с трудными подростками и несовершеннолетними. Курсанты также приобрели научно-педагогическую литературу и документальные фильмы по педагогической проблематике.

После посещения Педагогического музея им. А.М. Макаренко был проведен опрос на тему: «Что мне понравилось в Музее?». По замыслу опрос был нацелен на то, чтобы узнать, поменялось ли у курсантов их представление о работе социального педагога, что нового они узнали, и насколько им было интересно данное мероприятие. По результатам проведенного опроса выяснилось, что 5% из числа опрошенных курсантов положительно оценили проведенное мероприятие, но отношение к деятельности, связанной с трудными подростками и несовершеннолетними, осталось нейтральным. 56% из числа опрошенных изменили свое мнение о деятельности социального педагога и осознали, насколько эта профессия интересна и специфична. Поэтому они проявили инициативу и предложили посетить Центр внешкольной работы им. А.С. Макаренко Западного окружного управления образо-

вания Департамента образования г. Москвы, информация о котором была получена во время экскурсии в Педагогическом музее.

Кроме перечисленных мероприятий по направлению развития педагогической направленности для курсантов организовывались кружки по интересам и проводились творческие вечера самодеятельности, диспуты по темам: «Трудные ступени» или как помочь детям»; «Интернет: зависимость или возможность?»; «Наш досуг»; «Любопытные факты». Во время проведения творческих вечеров курсантам также предлагалось выполнить творческое задание, которое называлось «По моему мнению...» (по принципу «Недописанный тезис» (по Н.Е. Щурковой)) [2, с. 120]. Обучающимся раздавали карточки с незаконченными предложениями, за определенный промежуток времени они должны были их дописать. Приведем для примера несколько таких предложений.

♦ По моему мнению, социальный педагог должен.

♦ По моему мнению, социальный педагог может.

♦ По моему мнению, социальный педагог — это...

♦ По моему мнению, социальному педагогу необходимо.

Анализ проведенных мероприятий в экспериментальных группах отобразил, что проведение с курсантами в часы самоподготовки творческих заданий приблизили осуществление целей, связанных с развитием у курсантов способностей к самопознанию и самовоспитанию. В итоге, у обучающихся складывается общее представление не только о качестве своих теоретических знаний в области изученных дисциплин, но и формируется тесное единство социально значимых мотивов профессиональной деятельности, социальных знаний, профессионально важных качеств, способствующих выполнению служебно-педагогических задач социального педагога.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональное становление социальных педагогов в образовательных учреждениях МВД России во многом зависит от изучения профессионально-педагогической направленности, которое должно быть систематическим и начинаться еще в период обучения курсантов в вузе. При этом в основе изучения должны лежать программа, учитывающая особенности региона, вуза, перспективы развития образо-

вания, а также результаты психологического изучения характеристик личности каждого курсанта. В последующем ярко выраженные мотивы выбора профессии учителя, интересы и склонности к педагогической деятельности, представления о профессии социального педагога окажут положительное влияние на формирование профессиональной культуры будущего специалиста.

Литература

1. Ратанова Т.А., ЗолотареваЛ.И., ШляхтаН.Ф. Методы изучения и психодиагностики личности. М., 1997.

2. Клемантович И.П. Формирование профессиональной культуры социального педагога в процессе вузовского образования: дисс. ... докт. пед. наук. М., 2000.

3. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. М., 1997.

ИМПЛИКАТИВНЫЕ УРОВНИ И ЕДИНИЦЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

А.В. АКОПЯН,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Ереванского государственного университета

E-mail: hakobyananoush@yahoo.com Рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Питюков

Аннотация. Для исследования структурных условно-следственных связей русского языка выявлены группы лингвистических единиц, названных импликативными уровнями. Ключевые слова: импликация, уровень, единица.

IMPLICATIVE LEVELS AND UNITS OF THE RUSSIAN LANGUAGE

A.V. AKOPYAN,

doctor of philology, docent of russian language Yerevan state university

Annotation. Study of the structural conditional-effect relations of Russian language identified by groups of units, colled implicative levels.

Keywords: implication, level, unit.

При изучении языковых структурных связей необходимо выявление групп определенных лингвистических единиц, имеющих общие свойства и характеристики, которые принято называть уровнями. Так, в субстанциональной лингвистике выделяются некоторые уровни и подуровни по характеру и соотношению уровневых единиц. Уровни образуются на основе структурных единиц, подуровни являются их промежуточными ступенями. Количество и характер уровней определяется количеством и характером уровневых единиц, которые находятся в определенном соотношении друг с другом.

Многими учеными-лингвистами (Н. Арутюнова [1], Э. Бенвенист [2], Г. Глисон [3], Г. Джаукян [4], Л. Ельмслев [5], А. Мартине [6], С. Лэм [8] и др.) проводились исследования по разработке общих уровней и уровневых единиц структурной лингвистики.

Полученные ими результаты показывают, что разработать такое единое общее понятие уровня очень трудно, а может быть, и невозможно.

В структуре русского языка важное место занимают предложения со значением обусловленности, выражающие отношения, в которых одна ситуация поставлена в зависимость от другой. Среди этих предложений особое место занимают предложения, выражающие условные отношения. Условное (им-пликативное) отношение — одно из значений обусловленности, в котором эта зависимость конкретизирована как взаимная связь предопределяющей и предопределенной ситуаций. Импликативные отношения в языке передаются посредством языковых единиц — слов, словосочетаний, простых и сложных предложений, частей текста русского языка, в которых по определенным признакам или комплексу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.