Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение процесса обучения'

Психологическое обеспечение процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение процесса обучения»

тельский центр. В этом плане ОНУТЦ является достойным преемником «Альберти-ны», осуществляющим подготовку высококлассных специалистов газовой отрасли в лучших традициях российского послевузовского образования в стенах старинного немецкого университета.

Литература

1. Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр ОАО «Газпром» // Золотая книга Калининграда и

Калининградской области / Под ред. С.А. Егорова. — Калининград, 2006. — Т. II. - С. 190.

2. По пути прогресса. История развития ав-

томатизации газовой промышленности / Под ред. М.М. Золочевского. - М., 2000. - С. 48.

3. Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр (ОНУТЦ) / Под ред. Е.М. Катарушкина. - М., 1989.

4. Седых А.Д. История развития газовой промышленности. - М., 2003.

Т. ПОПОВИЧ, канд. психол. наук, зам. начальника научно-исследовательского отдела Е. КАПЛУНОВА, психолог

Быстроменяющиеся внешние (экономическая политика государства, система налогообложения и др.) и внутренние (реструктуризация обществ и организаций, стратегия и организационная структура Компании, внедрение все более усложняющихся технологий) условия функционирования ОАО «Газпром » предъявляют новые требования к системе подготовки персонала.

Своевременное обучение кадров приобретает значение конкурентного преимущества, поэтому в настоящее время в рамках системы непрерывного фирменного профессионального образования ежегодно проходят обучение более 30 тысяч работников ОАО «Газпром» с периодичностью

Психологическое обеспечение процесса обучения

один раз в три года. НОУ ОНУТЦ - один из ведущих центров обучения персонала Компании - проводит подготовку более тысячи руководителей и специалистов газовой отрасли ежегодно.

Обучение в учебном центре ориентировано прежде всего на опережающую подготовку персонала к деятельности в новых, быстро изменяющихся условиях. Психологическое сопровождение процесса обучения является поэтому одним из приоритетных направлений дальнейшей оптимизации учебного процесса.

Процесс обучения в СНФПО обладает следующими особенностями.

• Социально-психологическая роль

слушателя, принимаемая на себя работником, начинающим обучение, не идентична роли студента. Будучи зачастую состоявшимся специалистом, занимающим в своей обычной профессиональной деятельности активную позицию, он переносит данный стиль отношений и на процесс обучения. Слушатель стремится оказывать влияние на учебный процесс, самостоятельно определяя цели, стараясь выбирать наиболее подходящие, с его точки зрения, формы и методы и оценивая успешность своих достижений.

• Профессиональный опыт, ценности и ожидания существенно влияют на отношение к учебной информации. При этом влияние предыдущего профессионального опыта на процесс обучения неоднозначно. Чем более ценен для слушателя его профессиональный опыт, тем критичнее он относится к вновь поступающим сведениям. Подобный консерватизм иногда присущ и достаточно молодым специалистам, достигшим определенных высот в своей узкой области и считающим, что их уже не могут научить чему-либо новому.

• Познавательная потребность активизируется в ситуации психологического комфорта и безопасности. С одной стороны, слушатель стремится внести какие-либо изменения в свою профессиональную

жизнь, с другой стороны, у него возникает беспокойство, связанное со страхом, что в процессе обучения выявится его недостаточная профессиональная грамотность, будет производиться его сопоставление по уровню профессиональных знаний с другими слушателями.

• Выполнение всех требований обучения в системе повышения квалификации часто оказывается сложным видом деятельности для слушателей, повседневная работа которых отличается совершенно иным характером и условиями. Непривычный характер деятельности может привести к возникновению состояний, снижающих эффективность учебной деятельности: монотонии, утомлению, психическому напряжению [1, 2].

Таким образом, организация процесса обучения и правильная подача учебного материала приобретают в этих условиях исключительно важное значение. На основе принципов андрагогики нами разработаны мероприятия по психологическому сопровождению процесса обучения в НОУ ОНУТЦ. Оно осуществляется на всех этапах семинара и включает следующие составляющие (схема 1).

Адаптация слушателя к условиям учебного процесса. Начало обучения обычно связано с состоянием известного напряжения, определяемого адаптацией к условиям, отличающимся от условий повседневной рабочей деятельности. Для многих слушателей сама ситуация возвращения к парте вызывает дискомфорт, так как их знания и высказывания могут быть расценены критически и тем самым они могут не вступить в процесс обучения, оставаясь пассивными наблюдателями.

Создание безопасного психологического пространства производится путем проведения «круглого стола» и входного анкетирования.

В первый день обучения проводится «круглый стол», где слушатели имеют возможность высказать свои пожелания об освещении тех или иных профессиональных

Адаптация к условиям учебного процесса

Круглый стол

Входное анкетирование

4=

г

J

Организация психологического пространства обучения Тренинг знакомства

4=

^ о /-\

Профилактика развития утомляемости в процессе

обучения Релаксационно-восста-новительная программа

4=

Л

Схема 1. Психологическое сопровождение процесса обучения

вопросов, рассказать о волнующих их производственных проблемах.

В свою очередь преподаватели, непосредственно задействованные в данном семинаре, могут познакомиться со слушателями и скорректировать предлагаемый учебный материал (не выходя из рамок учебной программы) с учетом профессиональных знаний и ожиданий обучающихся.

Основной целью проведения входного анкетирования является установление степени знакомства обучающихся с тематикой семинара, уровня их профессиональных и личных ожиданий.

Организация психологического пространства обучения. Наиважнейшим фактором эффективного обучения явля- I ется благоприятная психологическая ат- I мосфера. Это, во-первых, атмосфера в I группе, позволяющая почувствовать себя I в безопасности; во-вторых, внутреннее со- I стояние участников. Известно, что зави- I симость между интеллектом и тревожно- ' стью носит инвертированный характер. Это означает, что для высокой эффектов-

ности интеллектуальной деятельности достаточно среднего уровня тревоги или напряжения. Слишком слабое или избыточное напряжение будет блокировать деятельность интеллекта. Поэтому важно создать комфортные условия для слушателей и снимать излишнее внутреннее напряжение у обучающихся [3].

На создание психологической атмосферы направлен тренинг знакомства, рассчитанный на 4 академических часа (проводится в первый день обучения). В процессе тренинга возможно обсуждение актуальных профессиональных проблем, разбор практических ситуаций, что формирует мотивацию на обучение и установку на дальнейшее продуктивное взаимодействие. К его проведению привлекаются психологи научно-исследовательского отдела ОНУТЦ. Он выполняется с соблюдением основных правил организации работы тренинговых групп.

Основными задачами тренинга знакомства являются создание благоприятной атмосферы внутри учебной группы, формирование партнерских взаимоотношений между участниками, развитие мотивации к обучению, определение правил дальнейшего взаимодействия в процессе обучения.

Тренинг начинается с информационного сообщения, содержащего цели, задачи предстоящего обучения. Здесь определяется круг знаний, умений и навыков, которые приобретут участники после прохождения обучения. Правила поведения в тренинге излагаются слушателям в большей степени в виде рекомендаций. Наиболее логичным и оправданным представляется введение следующих правил: 1) активность; 2) ответственность (каждый ответствен за происходящее. Высказывания должны формулироваться таким образом, чтобы не прятаться за словом «мы». Например: «Мне кажется...»; «Я думаю.»); 3) искренность (если есть опасение задеть, обидеть человека, лучше промолчать, чем дать неверную информацию); 4) форма обра-

щения друг к другу (чаще всего выбирается вариант обращения по имени и на «Вы»).

После знакомства с правилами проводится непосредственно процедура. Нами используется несколько вариантов знакомства.

Вариант 1. Члены группы сидят в кругу. Слушатель называет свое имя, место работы и то, что считает наиболее важным для себя в предстоящем обучении. Сидящий рядом сначала должен повторить то, что услышал от соседа, и только после этого представиться самому (назвать свое имя, место работы, то, что считает наиболее важным для себя в предстоящем обучении).

Вариант 2. Психолог предлагает всем разбиться на пары. Обычно пары образуются из сидящих рядом участников. Затем в парах слушатели должны побеседовать друг с другом в течение 7-10 минут. После этой беседы каждому нужно представить своего собеседника группе. Как правило, это упражнение вызывает значительное оживление среди слушателей. Участники сразу узнают многое друг о друге, профессиональных интересах и др. Благодаря этому упражнению слушатели начинают устанавливать неформальные, теплые отношения друг с другом.

Для создания неформальной атмосферы и продолжения знакомства применяются психогимнастические упражнения: письменные и устные, вербальные и невербальные.

В результате психогимнастики расширяются возможности осознания одной и той же проблемы, появляются новые грани ее восприятия. В нашей практике используются упражнения, направленные на создание групповой атмосферы: «Поменяться местами», «Восточный базар», «Досчитать до тридцати »; упражнения, направленные на формирование групповой сплоченности: «Башня», «Таможня», «Договор». В результате проведения психогимнастических упражнений улучшается групповая атмосфера, участники чувствуют себя более непринужденно, сокращается дистанция в общении.

После знакомства проводится процедура выявления ожиданий и опасений, связанных непосредственно с обучением. Наиболее часто используется следующий вариант: психолог просит участников написать на отдельном листе проблему из области своей профессиональной деятельнос-

ти, которую те хотели бы для себя разрешить. В процессе группового обсуждения проблемы классифицируются, наиболее значимые для большинства слушателей обсуждаются в группе. Обсуждение проводится в виде мозгового штурма. Если в группе больше 12 обучающихся, то проводится разделение на две подгруппы по 7-8 человек, каждая из которых разрабатывает и представляет свое решение.

Завершается тренинг процедурой пожелания. Участники формулируют пожелания всей группе в целом.

Внедрение в учебный процесс ОНУТЦ процедуры тренинга знакомства происходило постепенно. Первоначально тренинги проводились в группах слушателей, проходящих обучение по тематикам «Управление персоналом» («Психологические технологии в управлении персоналом: методология и практика применения », «Кадровое делопроизводство», «Основные составляющие внутренней корпоративной культуры» и др.). Позитивный опыт проведения тренинга позволил применять его и в группах обучения резерва кадров отрасли, проходящих обучение по различным техниче-

ским дисциплинам. Двухлетний опыт показывает, что благодаря атмосфере доброже-лательности,доверия и безопасности,созданной в первый день, слушатели групп, в которых были проведены тренинги, в большей степени активны, открыты процессу обучения.

Профилактика утомляемости в процессе обучения. Повышение интенсивности обучения приводит к значительному увеличению уровня психоэмоциональной и физической нагрузки слушателей, что проявляется в развитии неблагоприятных функциональных состояний: монотонии, утомляемости, нервно-психического напряжения.

Известно, что неблагоприятные функ-

циональные состояния снижают продуктивность учебной деятельности. Для поддержания эффективности познавательной деятельности нами была разработана специальная релаксационно-восстановитель-ная «Программа реализации социально-психологических приёмов и методов в обучении ». Для удобства использования данная программа представлена на DVD и в компьютерном вариантах.

Восстановительная программа основана на использовании в учебном процессе с определенной периодичностью релаксацион-но-восстановительных (РВ) пауз. Они представляют собой специальные перерывы разной продолжительности, которые включаются в расписание лекционных и семинарских занятий. Важность этого обусловлена тем, что отсутствие или недостаточная продолжительность и полноценность

периодов отдыха приводит к появлению и развитию у слушателей состояний, снижающих эффективность усвоения знаний, к переутомлению, что делает продолжение занятий бессмысленным [4, 5].

Основные цели использования восстановительной программы в учебном процессе следующие: 1) восстановление работоспособности слушателей; 2) повышение продуктивности учебной деятельности; 3) профилактика развития и устранение возникающих состояний монотонии, утомляемости и психического напряжения.

Периодичность использования РВ-пауз основана на анализе следующих психофизиологических периодов работоспособности (табл. 1):

• период врабатывания, характеризующийся самонастройкой всех функциональных систем организма, в результате чего увеличиваются его возможности (продолжительность этого периода от начала работы - до одного часа);

• период оптимальной работоспособности, характеризующийся достаточно высоким и до некоторой степени стабильным уровнем функциональных возможностей (продолжительность этой стадии - в среднем от одного до полутора часов);

• период устойчивой компенсации, характеризующийся возникновением первых субъективных признаков утомления, часто эта стадия определяется как утомление без нарушения рабочей гармонии (продолжительность ее в среднем от 0,5 до 1 часа).

Таблица 1

Распределение РВ-пауз в течение учебного дня

Начало паузы Тип РВ паузы Продолжительность Назначение РВ-паузы

09:45 Первая (короткая) 5-7 мин. Упражнения на повышение эффективности периода врабатывания

14:45 Вторая (средняя) 7-9 мин. Упражнения на поддержание оптимальной работоспособности

15:30 Третья (длительная) 9-12 мин. Упражнения на предотвращение снижения работоспособности

РВ-паузы представляют собой специально подобранные видеофрагменты со стимулирующим функциональным музыкальным сопровождением. Каждая РВ-пауза состоит из двух частей: 1) релаксация (50-60% времени от общей продолжительности паузы): на фоне негромкой успокаивающей музыки проводится специальное упражнение; 2) активизация (40-50% времени от общей продолжительности паузы): функциональная музыка сопровождается проецируемыми на экран видеоизображениями.

Такое построение паузы связано с особенностями физиологии человека: для оптимального повышения активности и тонуса мышц необходимо предварительное их расслабление. Поэтому достижение состояния релаксации - это подготовительный этап для последующей активизации, необходимой для быстрого последующего включения в работу, повышения общей работоспособности и успешного продолжения занятий.

В зависимости от продолжительности лекционных занятий или семинара (недельный, двухнедельный курс занятий) интенсивность проведения РВ-пауз различается (табл. 2). Определяющую роль в данном случае играет интенсивность учебного процесса. При недельном курсе обучения, на наш взгляд, целесообразно проведение пауз в 1-й, 2-й и 4-й учебные дни.

Проведение РВ-пауз в первые дни поможет слушателям быстрее войти в ритм занятий, ускорит процесс адаптации к новому виду деятельности, а в 4-й день - поможет повысить работоспособность и сни-

зит утомление, накопившееся за первые три дня занятий.

При двухнедельном курсе обучения рекомендуется проведение РВ-пауз на первой неделе занятий - в 1-й, 2-й и 5-й учебные дни, а на второй неделе - с 1-го по 4-й день учёбы. На первой неделе - как адаптация к новому виду деятельности, в 5-й день - с целью снижения утомления. На второй неделе - с 1-го по 4-й день включительно -снижение утомления, стимуляция работоспособности и поддержание её на оптимальном уровне.

Для каждой РВ-паузы в соответствии с ее назначением предусмотрено пять вариантов с разными текстами упражнений, различной музыкой и видеофрагментами.

Упражнения выполняются в двух вариантах: под имеющуюся готовую запись музыки и текста или под музыкальное сопровождение, когда текст упражнения проговаривается методистом центра. В зависимости от продолжительности курса занятий упражнения проводят:

1) с участием методиста (преподавателя), проводящего релаксационно-восстано-вительные упражнения своим голосом под готовый музыкальный фон;

2) с готовой записью «наложенного» на музыкальный фон голоса диктора, проводящего упражнения.

Упражнения короткой и средней паузы чередуются в любом порядке. Методист выбирает необходимое в зависимости от общего состояния обучаемых, учебной нагрузки и т.п. Если необходимо расслабиться - вариант релаксационный, если нужно взбодрить группу -стимулирующий (например, упражнение с точечным массажем, воздействием на биологически активные зоны - ладони, лицевые точки и др.).

Передначалом курса обучения с исполь-

Таблица 2

Включение РВ-пауз в учебный процесс

Продолжительность курса обучения Дни проведения РВ-пауз

1 неделя (5 дней) 1, 2, 4

2 недели (10 дней) 1, 2, 5, 8, 9

зованием «Программы реализации социально-психологических приёмов и методов в обучении» проводится предварительная подготовка слушателей к восприятию программы и предлагаемых упражнений. Методист (преподаватель) выступает перед обучаемыми с небольшим информационным сообщением примерно такого содержания: «Уважаемые слушатели, начиная с сегодняшнего дня во время перерывов между занятиями вам будет предложена релак-сационно-восстановительная программа. В ней представлены упражнения, способствующие восстановлению вашей работоспособности и направленные на предупреждение развития утомления во время учебного процесса. Упражнения содержат элементы дыхательной гимнастики, нервно-мышечной релаксации, аутотренинга и точечного массажа. Для достижения наибольшей эффективности упражнений просьба выполнять их строго в соответствии с предлагаемым текстом. Желаю вам успешного обучения!».

Далее в соответствующие учебные дни и в определённые промежутки времени проводятся РВ-паузы.

Релаксационно-восстановительная программа прошла апробацию в НОУ «Корпоративный институт ОАО "Газпром" », НОУ «ОНУТЦ ОАО "Газпром" ». В рамках проведения апробации проводился опрос слушателей (методом анкетирования - в начале и в конце обучения). Подавляющее большинство слушателей отметили значительное улучшение общего состояния, прилив бодрости и энергии, высказали пожелание удлинить время релаксационно-восстано-вительныхпауз как эффективного средства повышения физической и умственной работоспособности. Результаты апробации показали, что программа проведения РВ-пауз может быть использована в СНФПО как средство повышения качества учебного процесса.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить следующее. Накопленный прак-

тический опыт психологизации учебного процесса в системе непрерывного фирменного профессионального образования ОАО «Газпром » показывает важность психологического направления в послевузовском образовании и позволяет видеть пути углубления данного процесса на основе достижений социальной и педагогической психологии, андрагогики в следующих направлениях: определение профессий, в обучении которых специалистам необходимо применение приемов и методов психологического сопровождения учебного процесса; выделение возрастных групп слушателей с учетом их профессиональных компетенций; проведение адаптации работников предпенсионного возраста к изменению их социального статуса (уход на пенсию); разработка учебных программ курсов обучения с учетом психологической адаптации слушателей к условиям учебного процесса; организация психологического пространства обучения на базе тренинга знакомства; проведение релаксационных восстановительных процедур в процессе учебных занятий; расширение пакетов деловых и ролевых игр по основным направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала; обучение преподавательских кадров корпоративных учебных центров основам андрагогики с целью повышения уровня их компетентности.

Литература

1. Рабочая книга андрагога / Под ред. С.Г.

Вершловского. - СПб., 1998.

2. Калиновский Ю.И. Введение в андраго-

гику. Мобильность педагога в образовании взрослых. - М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вербицкий А.А. Психолого-педагогичес-

кие основы образования взрослых: контекстный подход. - М., 2003.

4. Леонова А.Б. Психопрофилактика стрес-

сов. - М., 1993.

5. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории

и технологии обучения взрослых. - М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.