В. ДОРОНИЧЕВ, научный сотрудник
Динамика развития ОАО «Газпром» во многом определяется уровнем добычи и переработки природных углеводородов (газ, нефть), техническим состоянием газотранспортных сетей и заключенными фьючерсными контрактами. Однако основным богатством Компании во все времена были и остаются люди. Работники рассматриваются в качестве одного из главных стратегических ресурсов корпорации, обеспечивающих ее конкурентоспособность и способствующих успеху в достижении поставленных целей [1]. Это возможно лишь при бережном отношении к человеческим ресурсам как к достоянию Компании, ее капиталу, который надо умело размещать, мотивировать и развивать [2].
Существенная роль в реализации концепции развития персонала принадлежит действующей в ОАО «Газпром» Системе непрерывного фирменного профессионального обучения. Она позволила в короткие сроки обеспечить качественное целенаправленное повышение квалификации большого количества руководителей и специалистов. Однако изменяющиеся условия, в которых работает данная система, требует ее модернизации и дальнейшего развития [3].
На сегодняшний день имеется множество различных подходов к организации повышения квалификации специалистов на предприятиях Компании. Наиболее эффективным является централизованное и систематическое обучение специалистов с отрывом от производства в специализированных учебных центрах. Вместе с тем при организации повышения квалификации (переподготовки) персонала предприятиям приходится сталкиваться с рядом серьезных про-
Система дистанционного обучения ОНУТЦ ОАО «ГАЗПРОМ»
блем, таких как текучесть кадров, удаленность предприятий от учебных центров, отсутствие достаточного резерва кадров, высокие расходы на обучение и др.
Эти проблемы и должна решить система дистанционного обучения (СДО), перед которой стоят задачи усиления индивидуального подхода, повышения гибкости процесса обучения и существенное расширение рамок доступного информационного поля.
Учитывая преимущества дистанционного образования, кардинальные изменения в техническом оснащении рабочих мест руководителей и специалистов, появление возможности создания мобильной информационно-образовательной среды, а также изучив опыт зарубежных фирм по организации обучения руководителей и специалистов, Управление социального развития и подготовки кадров ОАО «Газпром» в 1995 г. приняло решение об организации дистанционного обучения в рамках СНФПО.
За прошедшее время было разработано отраслевое «Положение о дистанционном
образовании», определены алгоритм обучения и механизмы его реализации и подготовлена учебная база внедрения СДО.
Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр ОАО «Газпром» стал лидером разработки и внедрения дистанционных курсов обучения по сазе-технологии. Разработчиками центра были подготовлены свыше 20 учебно-методических комплектов для повышения квалификации работников предприятий бурения, добычи и транспорта газа («Оператор по цементажу скважин», «Буровой мастер», «Инженер-технолог по бурению скважин», «Оператор по добыче газа и нефти», «Мастер по подземному и капитальному ремонту скважин») [4].
С недавнего времени уровень оснащения предприятий современной компьютерной техникой позволил перевести дистанционное обучение на CD-ROM-технологии. Данная технология предполагает доставку всей учебной информации слушателю на компакт-дисках. Кроме того, на отдельном носителе слушатель получает управляющую программу, с помощью которой осуществляются доступ ко всей учебной информации и связь с преподавателем с использованием Интернета или специального средства связи ОАО «Газпром» - «Газсвязь». Использование CD-ROM-технологии отнюдь не означает механического переноса учебного материала в электронный вид. Происходят качественные изменения в уровне изложения и доступности учебного материала. Текстовая информация на экране в хорошо структурированном сжатом виде концентрирует внимание на основных моментах, система ссылок и глоссарий облегчают поиск необходимых сведений. Обучаемый также может вывести на экран компьютера необходимый ему видеофрагмент реального оборудования, послушать комментарий специалиста, решить учебно-тренировочную задачу. Структурирование учебной информации означает ее представление в виде иерархической системы знаний, из которой осуществляется переход к
конкретному учебному материалу - тексту, графике, видеоряду, анимационным фрагментам или их совокупности. Эта система сохраняет присущий сазе-технологии дистанционного обучения модульный принцип построения и содержит учебный материал по определенной законченной теме. Тем самым обучаемый сразу получает представление о логической структуре учебного курса, определяет приоритеты в обучении и может планировать свои занятия.
Таким образом, внедрение системы дистанционного обучения на основе сазе-технологии и CD-ROM-технологии позволило в короткий срок, без отрыва от работы существенно сократить затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации в СНФПО и обеспечить доступность образования следующим категориям работников:
■ работающим по вахтовой форме организации труда;
■ работникам предприятий, находящимся в сложнодоступных районах;
■ руководителям и специалистам, имеющим профессиональное образование и желающим по производственной необходимости приобрести новые знания;
■ руководителям и специалистам, желающим получить второе образование;
■ руководителям и специалистам, входящим в состав резерва;
■ руководителям и специалистам,пе-реподготавливающимся для работы по новым технологиям или на новой технике.
Однако появление новых систем учебно-методического обеспечения и развитие современных информационно-коммуникационных технологий диктуют новые требования к качеству дистанционного образования. В связи с этим в «Концепции дальнейшего развития Системы непрерывного профессионального образования ОАО "Газпром" » отмечено, что следующий этап развития СДО связан с созданием головного и региональных виртуальных учебных центров, работающих в корпоративных компьютерных сетях (схема 1).
Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр ОАО «Газпром»» (портал)
Корпоративный институт ОАО «Газпром»
Учебно-исследовательский
центр повышения квалификации РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
(портал) /
ч;
Волгоградский колледж газа и нефти ОАО «Газпром» (портал)
ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР СНФПО ОАО «ГАЗПРОМ»
Ж
I
Центр по подготовке кадров ООО «ОренБурггазпром (портал)
Новоуренгойский техникум газовой промышленности ОАО «Газпром» (портал}
Центр обучении кадров ООО «Севергазпром» (портал)
Схема 1. Система дистанционного обучения ОАО «Газпром»
При обучении в виртуальном учебном центре используются самые современные информационно-коммуникационные технологии и сложные системы учебно-методического обеспечения. Программное сопровождение учебного центра включает в себя регистрацию, входное тестирование, выбор необходимых учебных модулей, прохождение обучения по выбранным учебным курсам, контроль знаний и оформление документов об окончании. Общение слушателей с преподавателем осуществляется с помощью видеоконференций, сетевых форумов и других средств общения с использованием современных коммуникаций.
Являясь признанным лидером разработки компьютерных обучающих систем ОАО «Газпром», Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр вновь призван стать первопроходцем в создании виртуального учебного центра, работающего в корпоративной компьютерной сети с целью дальнейшего его вхождения в виртуальное пространство СНФПО.
Создание виртуального учебного цент-
ра НОУ ОНУТЦ позволяет решить ряд основных задач, а именно: разработать функционально-содержательную структуру портала, технологии и механизм его наполнения;сконст-руировать архитектуру портала (локально-интегрированной системы дистанционного обучения) как элемента виртуального пространства СНФПО с отражением интегрированной общесистемной информации (каталогов, списков и т.д.); обеспечить набором сервисных служб с целью реализации всех этапов процесса обучения, включая документирование хода учебного процесса; сохранить конфиденциальность информации; автоматизировать процесс каталогизации информационных ресурсов СДО и иных ресурсов, обеспечивающих возможность максимального информирования пользователей об услугах, предлагаемых ОНУТЦ; создать возможности профессионального общения и обмена опытом научных и педагогических кадров независимо от их местонахождения и работы; автоматизировать сбор и представление статистических и иных интегральных показателей работы всей СДО; обеспечить мониторинг состояния СДО и информационных ресурсов, сбор замечаний и предложений, а также формирование механизма совершенствования системы; создать общедоступную базу данных нормативно-правовых актов, обеспечивающих функционирование СДО.
В корпоративной виртуальной среде система дистанционного обучения ОНУТЦ представляет собой единую информацион-
но-образовательную среду (портал), которая обеспечивает, во-первых, универсальность технологических процессов создания, хранения и реализации учебно-методических и иных ресурсов, используемых для ведения учебного процесса через Интернет, во-вторых, интегрируемость в единое целое различных учебных учреждений СНФПО ОАО «Газпром», в-третьих, масштабируемость, допускающую наращивание ресурсов портала, и, в-четвертых, создание, актуализацию и использование парка компьютерных обучающих систем.
Структуру системы дистанционного обученияОНУТЦОАО «Газпром» иллюстрирует схема 2.
итоге повышающие свою квалификацию и уровень профессионализма. В процессе обучения слушатели взаимодействуют с преподавателями, методистами, а также используют ресурсы (информационные и материальные) ОНУТЦ. В своей работе виртуальный учебный центр опирается на ряд информационных служб ОАО «Газпром»:
1) методико-дидактический форум СНФПО, который представляет собой информационный сервис, предназначенный для проведения консультаций и обмена опытом между методистами, преподавателями, слушателями в рамках определенных тематик;
2) международный виртуальный кон-
Схема 2. Структура СДО НОУ ОНУТЦ
Виртуальный учебный центр является основным структурным элементом системы дистанционного обучения, содержащим функционально полный набор сервисных служб и программных технологий, обеспечивающих возможности сетевого учебного процесса [5].
Учебный центр можно рассматривать как сложную систему, на входе которой находятся обучаемые (руководители и специалисты ОАО «Газпром), приобретающие в процессе обучения знания и умения и в
сультационный центр (МВКЦ) - информационный сервис для проведения консультаций и обмена опытом между руководителями, отечественными и зарубежными специалистами и преподавателями, обучаемыми и иными заинтересованными лицами в рамках СНФПО ОАО «Газпром» (http://www.mvkc.ru);
3) автоматизированную информационную систему (АИС), предназначенную для приобретения необходимых знаний об основных направлениях развития отрасли,
современных методах управленческой деятельности, применяемых в ОАО «Газпром», корпоративной культуре, а также для обеспечения ускоренной адаптации специалистов к работе в Компании.
Функции, реализуемые в виртуальном учебном центре, объединяются в ряд подсистем, основными из которых являются следующие.
Административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, размещение информации в открытой части виртуального пространства, контроль работы всех основных модулей виртуального пространства.
Подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий.
Библиотечная подсистема (электронная библиотека) - Депозитарий (Форум) - накопление,хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей на условиях, определяемых учебным учреждением и согласованных с автором.
Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат) - Методическая служба (Форум) - формирование учебных групп, составление расписаний занятий, контроль надходом учебного процесса и т.д.
Подсистема контроля - Служба подготовки и проведения тестирования (Форум) - промежуточный и итоговый контроль знаний слушателей.
Подсистема статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе виртуального центра, а также протоколирование всех этапов работы.
Подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе различных до-
кументов (как типовых форм, так и форм, задаваемых администратором виртуального представительства).
Из административной подсистемы по мере необходимости могут создаваться производные модули, используемые при обучении отдельным дисциплинам, например: чат учебной группы по дисциплинам (online-семинары и консультации), телеконференции (форумы) по дисциплинам (offline-семинары и консультации), доски объявлений, листы рассылки, система индивидуальных консультаций. Число таких модулей в виртуальном учебном центре определяется потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения.
В итоге виртуальный учебный центр позволяет слушателю работать с электронной библиотекой (Депозитарий), общаться с преподавателями, методистами, слушателями своей учебной группы в режимах online (Чат) и offline (Форум), работать в телеконференции по каждому изучаемому курсу и т.д.
Таким образом, виртуальный учебный центр НОУ ОНУТЦ ОАО «Газпром » предоставляет возможности 1) самостоятельного обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов непосредственно на рабочих местах - как в администрации ОАО «Газпром », так и в дочерних обществах и организациях; 2) до-
ступа к электронным учебно-методическим материалам (УММ); 3) организации информационного обмена с другими учебными заведениями, с последующим вхождением в единое информационное пространство системы фирменного обучения; 4) с учетом производственной специфики Компании использовать комбинированные формы обучения: очное обучение на краткосрочных проблемных семинарах и дистанционное обучение по специальным методикам.
Литература
1. Политика управления человеческими ре-
сурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций. Приложение к постановлению Правления ОАО «Газпром» № 49 от 7 ноября 2006 г.
2. Кузьмин Б.И. Состояние работы с пер-
соналом ОАО «Газпром» и пути ее со-
вершенствования // Управление человеческими ресурсами на современном этапе развития ОАО «Газпром»: Материалы отраслевого семинара-совещания работников служб по управлению персоналом дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром ». Анапа, ноябрь 2004 г.
- М., 2005.
3. Беляев А.И. Концепция дальнейшего раз-
вития Системы непрерывного фирменного профессионального образования ОАО «Газпром». — http://www.snfpo.ru/ help/articles/koncep.htm
4. Дистанционное обучение в ОАО «Газпром». — http://www.snfpo.ru/help/ articlesZdist_tut.htm
5. Беляев А.И, Балобин А.А, Пасленов А.П., Колмагоров К.Н. Виртуальное методико-дидактическое пространство — современный путь повышения профессиональных компетенций персонала // Газовая промышленность. — 2006.
— № 10.