Научная статья на тему 'Система дистанционного обучения ОНУТЦ ОАО «Газпюм»'

Система дистанционного обучения ОНУТЦ ОАО «Газпюм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
472
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система дистанционного обучения ОНУТЦ ОАО «Газпюм»»

В. ДОРОНИЧЕВ, научный сотрудник

Динамика развития ОАО «Газпром» во многом определяется уровнем добычи и переработки природных углеводородов (газ, нефть), техническим состоянием газотранспортных сетей и заключенными фьючерсными контрактами. Однако основным богатством Компании во все времена были и остаются люди. Работники рассматриваются в качестве одного из главных стратегических ресурсов корпорации, обеспечивающих ее конкурентоспособность и способствующих успеху в достижении поставленных целей [1]. Это возможно лишь при бережном отношении к человеческим ресурсам как к достоянию Компании, ее капиталу, который надо умело размещать, мотивировать и развивать [2].

Существенная роль в реализации концепции развития персонала принадлежит действующей в ОАО «Газпром» Системе непрерывного фирменного профессионального обучения. Она позволила в короткие сроки обеспечить качественное целенаправленное повышение квалификации большого количества руководителей и специалистов. Однако изменяющиеся условия, в которых работает данная система, требует ее модернизации и дальнейшего развития [3].

На сегодняшний день имеется множество различных подходов к организации повышения квалификации специалистов на предприятиях Компании. Наиболее эффективным является централизованное и систематическое обучение специалистов с отрывом от производства в специализированных учебных центрах. Вместе с тем при организации повышения квалификации (переподготовки) персонала предприятиям приходится сталкиваться с рядом серьезных про-

Система дистанционного обучения ОНУТЦ ОАО «ГАЗПРОМ»

блем, таких как текучесть кадров, удаленность предприятий от учебных центров, отсутствие достаточного резерва кадров, высокие расходы на обучение и др.

Эти проблемы и должна решить система дистанционного обучения (СДО), перед которой стоят задачи усиления индивидуального подхода, повышения гибкости процесса обучения и существенное расширение рамок доступного информационного поля.

Учитывая преимущества дистанционного образования, кардинальные изменения в техническом оснащении рабочих мест руководителей и специалистов, появление возможности создания мобильной информационно-образовательной среды, а также изучив опыт зарубежных фирм по организации обучения руководителей и специалистов, Управление социального развития и подготовки кадров ОАО «Газпром» в 1995 г. приняло решение об организации дистанционного обучения в рамках СНФПО.

За прошедшее время было разработано отраслевое «Положение о дистанционном

образовании», определены алгоритм обучения и механизмы его реализации и подготовлена учебная база внедрения СДО.

Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр ОАО «Газпром» стал лидером разработки и внедрения дистанционных курсов обучения по сазе-технологии. Разработчиками центра были подготовлены свыше 20 учебно-методических комплектов для повышения квалификации работников предприятий бурения, добычи и транспорта газа («Оператор по цементажу скважин», «Буровой мастер», «Инженер-технолог по бурению скважин», «Оператор по добыче газа и нефти», «Мастер по подземному и капитальному ремонту скважин») [4].

С недавнего времени уровень оснащения предприятий современной компьютерной техникой позволил перевести дистанционное обучение на CD-ROM-технологии. Данная технология предполагает доставку всей учебной информации слушателю на компакт-дисках. Кроме того, на отдельном носителе слушатель получает управляющую программу, с помощью которой осуществляются доступ ко всей учебной информации и связь с преподавателем с использованием Интернета или специального средства связи ОАО «Газпром» - «Газсвязь». Использование CD-ROM-технологии отнюдь не означает механического переноса учебного материала в электронный вид. Происходят качественные изменения в уровне изложения и доступности учебного материала. Текстовая информация на экране в хорошо структурированном сжатом виде концентрирует внимание на основных моментах, система ссылок и глоссарий облегчают поиск необходимых сведений. Обучаемый также может вывести на экран компьютера необходимый ему видеофрагмент реального оборудования, послушать комментарий специалиста, решить учебно-тренировочную задачу. Структурирование учебной информации означает ее представление в виде иерархической системы знаний, из которой осуществляется переход к

конкретному учебному материалу - тексту, графике, видеоряду, анимационным фрагментам или их совокупности. Эта система сохраняет присущий сазе-технологии дистанционного обучения модульный принцип построения и содержит учебный материал по определенной законченной теме. Тем самым обучаемый сразу получает представление о логической структуре учебного курса, определяет приоритеты в обучении и может планировать свои занятия.

Таким образом, внедрение системы дистанционного обучения на основе сазе-технологии и CD-ROM-технологии позволило в короткий срок, без отрыва от работы существенно сократить затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации в СНФПО и обеспечить доступность образования следующим категориям работников:

■ работающим по вахтовой форме организации труда;

■ работникам предприятий, находящимся в сложнодоступных районах;

■ руководителям и специалистам, имеющим профессиональное образование и желающим по производственной необходимости приобрести новые знания;

■ руководителям и специалистам, желающим получить второе образование;

■ руководителям и специалистам, входящим в состав резерва;

■ руководителям и специалистам,пе-реподготавливающимся для работы по новым технологиям или на новой технике.

Однако появление новых систем учебно-методического обеспечения и развитие современных информационно-коммуникационных технологий диктуют новые требования к качеству дистанционного образования. В связи с этим в «Концепции дальнейшего развития Системы непрерывного профессионального образования ОАО "Газпром" » отмечено, что следующий этап развития СДО связан с созданием головного и региональных виртуальных учебных центров, работающих в корпоративных компьютерных сетях (схема 1).

Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр ОАО «Газпром»» (портал)

Корпоративный институт ОАО «Газпром»

Учебно-исследовательский

центр повышения квалификации РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

(портал) /

ч;

Волгоградский колледж газа и нефти ОАО «Газпром» (портал)

ВИРТУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР СНФПО ОАО «ГАЗПРОМ»

Ж

I

Центр по подготовке кадров ООО «ОренБурггазпром (портал)

Новоуренгойский техникум газовой промышленности ОАО «Газпром» (портал}

Центр обучении кадров ООО «Севергазпром» (портал)

Схема 1. Система дистанционного обучения ОАО «Газпром»

При обучении в виртуальном учебном центре используются самые современные информационно-коммуникационные технологии и сложные системы учебно-методического обеспечения. Программное сопровождение учебного центра включает в себя регистрацию, входное тестирование, выбор необходимых учебных модулей, прохождение обучения по выбранным учебным курсам, контроль знаний и оформление документов об окончании. Общение слушателей с преподавателем осуществляется с помощью видеоконференций, сетевых форумов и других средств общения с использованием современных коммуникаций.

Являясь признанным лидером разработки компьютерных обучающих систем ОАО «Газпром», Отраслевой научно-исследовательский учебно-тренажерный центр вновь призван стать первопроходцем в создании виртуального учебного центра, работающего в корпоративной компьютерной сети с целью дальнейшего его вхождения в виртуальное пространство СНФПО.

Создание виртуального учебного цент-

ра НОУ ОНУТЦ позволяет решить ряд основных задач, а именно: разработать функционально-содержательную структуру портала, технологии и механизм его наполнения;сконст-руировать архитектуру портала (локально-интегрированной системы дистанционного обучения) как элемента виртуального пространства СНФПО с отражением интегрированной общесистемной информации (каталогов, списков и т.д.); обеспечить набором сервисных служб с целью реализации всех этапов процесса обучения, включая документирование хода учебного процесса; сохранить конфиденциальность информации; автоматизировать процесс каталогизации информационных ресурсов СДО и иных ресурсов, обеспечивающих возможность максимального информирования пользователей об услугах, предлагаемых ОНУТЦ; создать возможности профессионального общения и обмена опытом научных и педагогических кадров независимо от их местонахождения и работы; автоматизировать сбор и представление статистических и иных интегральных показателей работы всей СДО; обеспечить мониторинг состояния СДО и информационных ресурсов, сбор замечаний и предложений, а также формирование механизма совершенствования системы; создать общедоступную базу данных нормативно-правовых актов, обеспечивающих функционирование СДО.

В корпоративной виртуальной среде система дистанционного обучения ОНУТЦ представляет собой единую информацион-

но-образовательную среду (портал), которая обеспечивает, во-первых, универсальность технологических процессов создания, хранения и реализации учебно-методических и иных ресурсов, используемых для ведения учебного процесса через Интернет, во-вторых, интегрируемость в единое целое различных учебных учреждений СНФПО ОАО «Газпром», в-третьих, масштабируемость, допускающую наращивание ресурсов портала, и, в-четвертых, создание, актуализацию и использование парка компьютерных обучающих систем.

Структуру системы дистанционного обученияОНУТЦОАО «Газпром» иллюстрирует схема 2.

итоге повышающие свою квалификацию и уровень профессионализма. В процессе обучения слушатели взаимодействуют с преподавателями, методистами, а также используют ресурсы (информационные и материальные) ОНУТЦ. В своей работе виртуальный учебный центр опирается на ряд информационных служб ОАО «Газпром»:

1) методико-дидактический форум СНФПО, который представляет собой информационный сервис, предназначенный для проведения консультаций и обмена опытом между методистами, преподавателями, слушателями в рамках определенных тематик;

2) международный виртуальный кон-

Схема 2. Структура СДО НОУ ОНУТЦ

Виртуальный учебный центр является основным структурным элементом системы дистанционного обучения, содержащим функционально полный набор сервисных служб и программных технологий, обеспечивающих возможности сетевого учебного процесса [5].

Учебный центр можно рассматривать как сложную систему, на входе которой находятся обучаемые (руководители и специалисты ОАО «Газпром), приобретающие в процессе обучения знания и умения и в

сультационный центр (МВКЦ) - информационный сервис для проведения консультаций и обмена опытом между руководителями, отечественными и зарубежными специалистами и преподавателями, обучаемыми и иными заинтересованными лицами в рамках СНФПО ОАО «Газпром» (http://www.mvkc.ru);

3) автоматизированную информационную систему (АИС), предназначенную для приобретения необходимых знаний об основных направлениях развития отрасли,

современных методах управленческой деятельности, применяемых в ОАО «Газпром», корпоративной культуре, а также для обеспечения ускоренной адаптации специалистов к работе в Компании.

Функции, реализуемые в виртуальном учебном центре, объединяются в ряд подсистем, основными из которых являются следующие.

Административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, размещение информации в открытой части виртуального пространства, контроль работы всех основных модулей виртуального пространства.

Подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий.

Библиотечная подсистема (электронная библиотека) - Депозитарий (Форум) - накопление,хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей на условиях, определяемых учебным учреждением и согласованных с автором.

Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат) - Методическая служба (Форум) - формирование учебных групп, составление расписаний занятий, контроль надходом учебного процесса и т.д.

Подсистема контроля - Служба подготовки и проведения тестирования (Форум) - промежуточный и итоговый контроль знаний слушателей.

Подсистема статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе виртуального центра, а также протоколирование всех этапов работы.

Подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе различных до-

кументов (как типовых форм, так и форм, задаваемых администратором виртуального представительства).

Из административной подсистемы по мере необходимости могут создаваться производные модули, используемые при обучении отдельным дисциплинам, например: чат учебной группы по дисциплинам (online-семинары и консультации), телеконференции (форумы) по дисциплинам (offline-семинары и консультации), доски объявлений, листы рассылки, система индивидуальных консультаций. Число таких модулей в виртуальном учебном центре определяется потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения.

В итоге виртуальный учебный центр позволяет слушателю работать с электронной библиотекой (Депозитарий), общаться с преподавателями, методистами, слушателями своей учебной группы в режимах online (Чат) и offline (Форум), работать в телеконференции по каждому изучаемому курсу и т.д.

Таким образом, виртуальный учебный центр НОУ ОНУТЦ ОАО «Газпром » предоставляет возможности 1) самостоятельного обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов непосредственно на рабочих местах - как в администрации ОАО «Газпром », так и в дочерних обществах и организациях; 2) до-

ступа к электронным учебно-методическим материалам (УММ); 3) организации информационного обмена с другими учебными заведениями, с последующим вхождением в единое информационное пространство системы фирменного обучения; 4) с учетом производственной специфики Компании использовать комбинированные формы обучения: очное обучение на краткосрочных проблемных семинарах и дистанционное обучение по специальным методикам.

Литература

1. Политика управления человеческими ре-

сурсами ОАО «Газпром», его дочерних обществ и организаций. Приложение к постановлению Правления ОАО «Газпром» № 49 от 7 ноября 2006 г.

2. Кузьмин Б.И. Состояние работы с пер-

соналом ОАО «Газпром» и пути ее со-

вершенствования // Управление человеческими ресурсами на современном этапе развития ОАО «Газпром»: Материалы отраслевого семинара-совещания работников служб по управлению персоналом дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром ». Анапа, ноябрь 2004 г.

- М., 2005.

3. Беляев А.И. Концепция дальнейшего раз-

вития Системы непрерывного фирменного профессионального образования ОАО «Газпром». — http://www.snfpo.ru/ help/articles/koncep.htm

4. Дистанционное обучение в ОАО «Газпром». — http://www.snfpo.ru/help/ articlesZdist_tut.htm

5. Беляев А.И, Балобин А.А, Пасленов А.П., Колмагоров К.Н. Виртуальное методико-дидактическое пространство — современный путь повышения профессиональных компетенций персонала // Газовая промышленность. — 2006.

— № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.