Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность / психологическая безопасность / сотрудники оперативных подразделений / виктимологическая безопасность / уголовноисполнительная система / security / psychological security / employees of operational units / victimological security / criminal enforcement system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дарья Павловна Паулкина

В статье обращается внимание н а проблему психологического обеспечения безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности сотрудников оперативных подразделений. Цель исследования – раскрыть значимость психологического обеспечения безопасности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний для повышения эффективности служебной деятельности, предложить и обосновать рекомендации по организации психологической работы в данном направлении. В результате проведенной работы отмечено, что психологическое обеспечение безопасности сотрудников оперативных служб Федеральной службы исполнения наказаний связано не только с нормативным закреплением гарантий их безопасности, но и с осуществлением комплекса мер психолого-педагогического воздействия, направленных на предупреждение преступных посягательств в отношении их. Данные решения положительно отразятся на эффективности выполнения служебных задач сотрудниками оперативных подразделений. В заключение предложены основные направления работы и практические рекомендации по психологическому обеспечению безопасности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний. Сделаны выводы о необходимости совершенствования психологических мер обеспечения безопасности сотрудников оперативных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дарья Павловна Паулкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SECURITY OF EMPLOYEES OF OPERATIONAL UNITS OF THE FPS OF RUSSIA

In the article, the author draws attention to the relevance of the problem of psychological security of employees of the penitentiary system, in particular, employees of operational units. The purpose of the study is to reveal the importance of psychological security of employees of operational units of the FPS of Russia for improving the efficiency of official activity, to propose and justify recommendations on the organization of psychological work in this direction. The methodological basis of the study was the methods of analysis, synthesis, processing of statistical information, the comparative method. As a result of the work carried out, it was noted that the psychological security of the employees of the operational services of the FPS of Russia is connected not only with the normative consolidation of guarantees of their safety, but also with the implementation of a set of measures of psychological and pedagogical influence aimed at preventing their criminal encroachments. These decisions will have a positive impact on the efficiency of the performance of official tasks by employees of operational units. In conclusion, the main directions of work and practical recommendations on psychological security of employees of operational units of the FPS of Russia are proposed. Conclusions are drawn about the need to improve psychological measures to ensure the safety of employees of operational units.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 117

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

Научная статья

УДК 159.9:343.13

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Дарья Павловна Паулкина1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье обращается внимание на проблему психологического обеспечения безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности сотрудников оперативных подразделений. Цель исследования -раскрыть значимость психологического обеспечения безопасности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний для повышения эффективности служебной деятельности, предложить и обосновать рекомендации по организации психологической работы в данном направлении. В результате проведенной работы отмечено, что психологическое обеспечение безопасности сотрудников оперативных служб Федеральной службы исполнения наказаний связано не только с нормативным закреплением гарантий их безопасности, но и с осуществлением комплекса мер психолого-педагогического воздействия, направленных на предупреждение преступных посягательств в отношении их. Данные решения положительно отразятся на эффективности выполнения служебных задач сотрудниками оперативных подразделений. В заключение предложены основные направления работы и практические рекомендации по психологическому обеспечению безопасности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний. Сделаны выводы о необходимости совершенствования психологических мер обеспечения безопасности сотрудников оперативных подразделений.

Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность, сотрудники оперативных подразделений, виктимологическая безопасность, уголовно-исполнительная система

Для цитирования

Паулкина Д. П. Психологическое обеспечение безопасности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 2(03). С. 117-125.

© Паулкина Д. П., 2024

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

118 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

PSYCHOLOGICAL SCIENCE AND PRACTICE

Original article

PSYCHOLOGICAL SECURITY OF EMPLOYEES OF OPERATIONAL UNITS OF THE FPS OF RUSSIA

Daria Pavlovna Paulkina1

1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia,[email protected]

Abstract. In the article, the author draws attention to the relevance of the problem of psychological security of employees of the penitentiary system, in particular, employees of operational units. The purpose of the study is to reveal the importance of psychological security of employees of operational units of the FPS of Russia for improving the efficiency of official activity, to propose and justify recommendations on the organization of psychological work in this direction. The methodological basis of the study was the methods of analysis, synthesis, processing of statistical information, the comparative method. As a result of the work carried out, it was noted that the psychological security of the employees of the operational services of the FPS of Russia is connected not only with the normative consolidation of guarantees of their safety, but also with the implementation of a set of measures of psychological and pedagogical influence aimed at preventing their criminal encroachments. These decisions will have a positive impact on the efficiency of the performance of official tasks by employees of operational units. In conclusion, the main directions of work and practical recommendations on psychological security of employees of operational units of the FPS of Russia are proposed. Conclusions are drawn about the need to improve psychological measures to ensure the safety of employees of operational units.

Keywords: security, psychological security, employees of operational units, victimological security, criminal enforcement system

For citation

Paulkina, D. P. 2024, 'Psychological security of employees of operational units of the FPS of Russia', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 2(03), pp. 117-125.

Реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации связано с решением проблем повышения ее эффективности и предусматривает обеспечение безопасности и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала [1].

Анализ данных судебной статистики, касающихся дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, указывает на актуальность темы исследования. В 2022 г. за угрозу применения насилия в отношении сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) (ч. 1 ст. 321 УК РФ) было осуждено 24 человека; за применение насилия, не опасного для жизни и здоровья (ч. 2 ст. 321 УК РФ) - 341 человек; за применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, совершенного организованной группой или с применением насилия, опас-

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 119

ного для жизни (ч. 3 ст. 321 УК РФ) - 35 человек [10]. В первом полугодии 2023 г. по ч. 1 ст. 321 было осуждено 4 человека, ч. 2 ст. 321- 148 человек, ч. 3 ст. 321- 13 человек. Таким образом, число осужденных за совершение различного рода преступлений против сотрудников УИС растет.

Анализ ведомственной статистической отчетности также позволяет сделать вывод об увеличении количества противоправных действий, совершенных осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в отношении персонала учреждений УИС. Указанные статистические данные свидетельствуют о том, что служба в местах лишения свободы связана с риском преступных посягательств со стороны осужденных, подозреваемых и обвиняемых. В связи с этим актуальным остается вопрос обеспечения безопасности сотрудников УИС.

Анализ научных источников позволил нам выделить ряд основных причин совершаемых противоправных действий в отношении сотрудников УИС: «беспечность и грубое нарушение персоналом исправительных учреждений правил безопасности в обращении с осужденными; виктимогенные факторы субъективно-психологического генеза» [11].

Актуальным является вопрос психологического обеспечения безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Остановимся на проблеме обеспечения безопасности сотрудников оперативных подразделений ФСИН России. Согласно данным исследования К. А. Насреддиновой, оперативные работники стоят на пятом месте в группе риска относительно совершения преступлений против сотрудников в следственном изоляторе [8]. Стоит отметить, что одной из основных задач, стоящих перед оперативными подразделениями ФСИН России, является обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц. В связи с этим психологическое обеспечение безопасности сотрудников оперативных служб УИС связано не только с нормативным закреплением гарантий их безопасности, но и с осуществлением комплекса мер психолого-педагогического воздействия, направленных на предупреждение в отношении их преступных посягательств.

Анализируя базовые понятия теории безопасности, Н. С. Попов и Н. В. Лузгачева дают следующее определение безопасности - «свойство самосохранения системы в условиях действия неопределенных по составу и уровню внешних и внутренних опасностей, угроз» [12, с. 31]. Исследование безопасности личности в психологической науке является сравнительно новым этапом, который вызван потребностью в изучении взаимодействия среды и личности, эффективном функционировании и развитии личности, а также в ее возможности приспосабливаться и противостоять негативным внешним воздействиям.

В научной литературе определение психологической безопасности представлено с позиции различных подходов, а именно: как система психических процессов (Н. Л. Шлыкова, 2005 г.); как психическое состояние (Л. И. Шахова, 2019 г.); как состояние динамического равновесия, баланса или стабильности (В. В. Бедрина, 2010 г.; А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина, 2015 г.; Н. А. Лызь, 2008 г.; А. В. Мо-локоедов, 2017 г.; Т. В. Эксакусто, 2010 г. и др.); как состояние защищенности (В. Н. Барце-вич, 2017 г.; Г. В. Грачев, 2011 г.; Т. И. Колесникова, 2001 г.; С. Ю. Решетина, 1996 г. и др.); как состояние среды: информационной (Т. С. Кабаченко, 2000 г.), образовательной (И. А. Баева, 2002 г.). В зарубежных исследованиях психологическая безопасность рассматривается как состояние уверенности и комфорта при межличностном взаимодействии, а также в ситуациях неопределенности и изменений.

120 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

В. Н. Барцевич отмечает, что «психологическая безопасность проявляется как ощущение безопасности и защищенности, при этом психологическое благополучие человека в среде также может быть проявлением его психологической безопасности» [3].

Психологическая безопасность личности, по мнению И. А. Баевой, - «способность сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе с пси-хотравмирующими воздействиями, сопротивляемостью деструктивным внутренним и внешним воздействиям, отражающейся в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации» [1].

Авторы выделяют основные направления и этапы работы по обеспечению психологической безопасности:

- создание психологически безопасной среды, обучение правилам поведения в опасных ситуациях, организация профилактической и психокоррекционной работы, формирование специфических личностных качеств [17];

- «психологическая диагностика особенностей, влияющих на формирование психологической безопасности личности, потенциала личности, ценностных ориентаций, эмоциональной компетентности; обучение прогнозированию (антиципационной состоятельности), планирование результата действия» [4, с. 201-202].

В настоящее время особое внимание обращает на себя психологический аспект обеспечения виктимологической безопасности личности. Понятие «виктимологиче-ская безопасность» предложено и введено в научный оборот сравнительно недавно в рамках криминальной виктимологии В. И. Задорожным и определяется им как «состояние защищенности лиц (особенно их виктимных категорий) от всевозможных угроз, в том числе криминальных, возникающих в экстремальных ситуациях, конфликтах, обеспечиваемое государством, широким кругом его субъектов посредством снижения виктимности этих лиц, а также ослабления негативного влияния виктимогенных и иных факторов и ситуаций» [7].

Современные ученые выделяют ряд мер обеспечения виктимологической безопасности:

- виктимологическое моделирование в научной и практической деятельности (построение модели виктимологической ситуации) с целью выявления уровня виктимности, изучения характеристик внешней среды (виктимогенных факторов), построения модели безопасного поведения личности в современном обществе [6, с. 187-190];

- совершенствование мер виктимологической профилактики в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, а именно повышение престижа профессии и уровня социальной защищенности сотрудников, проведение качественного профессионального отбора за счет установления детального описания в нормативных документах ФСИН России психологических и социальных качеств кандидата, предупреждение профессиональной деформации сотрудников, введение в систему профессиональной подготовки изучения рекомендаций по действиям в условиях напряженной криминогенной ситуации, поддержание законности и правопорядка в учреждениях УИС [18, с. 7];

- профессиональная служебная подготовка и формирование у сотрудников знаний, умений и навыков обеспечения защищенности от преступных посягательств в ходе исполнения ими служебных обязанностей, моделирование различных ситуаций и изучение психологических механизмов принятия решения сотрудниками в отдельных кризисных ситуациях [5];

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 121

- меры технического, психологического и организационного характера [16];

- своевременное выявление сотрудников, имеющих виктимологически значимые черты [14].

Оперативным подразделениям принадлежит особая роль в пенитенциарной системе, так как им приходится решать непростые задачи, связанные с обеспечением правопорядка и законности в исправительных учреждениях. Кроме того, исследователями отмечается значительное омоложение кадрового состава УИС, в том числе в оперативных подразделениях. Вопрос психологического обеспечения безопасности сотрудников оперативных подразделений ФСИН России является значимым и своевременным. Защищенность сотрудников оперативных служб от всевозможных угроз, способность сохранять устойчивость в среде с деструктивными воздействиями детерминируют успешность и эффективность реализации оперативно-служебных задач в исправительных учреждениях.

Психологическое обеспечение безопасности сотрудников оперативных подразделений ФСИН России, с нашей точки зрения, необходимо проводить в двух направлениях:

1. Психологическое обеспечение безопасности сотрудников оперативных подразделений в период обучения в образовательных организациях ФСИН России (первоначальное обучение, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, обучение в процессе служебной деятельности), на наш взгляд, является самым эффективным ввиду возможности осуществления полноценной психологической работы за счет внедрения в различные сферы деятельности образовательных организаций ФСИН России психологических программ и материалов исследований по данной проблеме.

2. Психологическое обеспечение безопасности оперативных сотрудников в процессе осуществления служебной деятельности. Сложность работы в данном направлении обусловлена дефицитом времени у сотрудников.

Таким образом, мы предлагаем следующие рекомендации по психологическому обеспечению безопасности сотрудников оперативных подразделений ФСИН России.

1. Организация психолого-педагогических условий превенции виктимного поведения сотрудников. Она включает в себя своевременную психологическую диагностику выраженности виктимности, виктимных качеств и склонности к проявлению моделей виктимного поведения; развитие психологических качеств и свойств личности, способствующих повышению устойчивости к воздействию виктимогенных факторов, снижению виктимности (формирование ценностных и смысложизненных ориентаций; мотивов профессиональной самореализации; развитие антиципационной состоятельности; формирование адаптивных копинг-стратегий; навыков ассертивного поведения); использование различных форм индивидуальной и групповой работы с личным составом (лекция, тренинг, ролевая игра, деловая игра, кейс-метод, дискуссия; техники арт-терапии, техники когнитивно-поведенческой терапии) [11].

С учетом выявленных в экспериментальной работе психолого-педагогических условий превенции виктимного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России нами была разработана психологическая программа превенции виктимного поведения курсантов «Алгоритм виктимологической безопасности». Программа направлена на активизацию защитных качеств и свойств курсантов, способствующих их устойчивости к виктимогенному влиянию. Ее эффективность доказана в эксперименте [10].

Комплексный характер программы предполагает мотивационно-ценностную (занятия, направленные на развитие ценностных ориентаций и формирование духовно-

122 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

нравственных качеств личности), когнитивную (занятия, направленные на расширение знаний курсантов в области проблемы обеспечения виктимологической безопасности), поведенческую (занятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения) и эмоциональную (занятия, направленные на формирование навыков саморегуляции эмоциональных состояний в конфликтных, опасных, экстремальных ситуациях) подготовку [9].

Материалы программы можно использовать не только при подготовке сотрудников оперативных подразделений в период обучения в образовательных организациях ФСИН России, но и в работе с действующими оперативными сотрудниками учреждений и органов УИС. Реализация полного комплекса мероприятий программы «Алгоритм виктимологической безопасности» с действующими сотрудниками будет затруднена ввиду присутствия специальных занятий, разработанных с учетом возрастных особенностей курсантов.

2. Формирование безопасного типа личности в рамках обеспечения виктимологической безопасности сотрудников оперативных подразделений ФСИН России [15, с. 576].

В сборнике VII заочных педагогических Маргеловских чтений «Формирование личности безопасного типа: опыт, проблемы и пути их решения» (г. Омск, 24 января -18 февраля 2022 г.) представлены эффективные методы и способы формирования личности безопасного типа, обобщен ценный педагогический опыт создания и реализации безопасного образовательного пространства. Для формирования личности безопасного типа авторы предлагают использовать следующие направления работы: организация системы профилактики буллинга, профилактика конфликтного поведения, развитие коммуникативных способностей личности, формирование экологического мировоззрения офицеров, профилактика вредных привычек, воспитание здорового образа жизни и др. При организации работы в рамках данных направлений исследователи опираются на такие методы, приемы и технологии работы, как: тренинг, беседа, ролевая игра, цветотерапия, музыкотерапия и др. Отдельные положения и выводы, представленные в сборнике, возможно использовать в работе как с курсантами вузов ФСИН России на этапе их подготовки к служебной деятельности, так и с молодыми сотрудниками, поступившими на службу в УИС.

3. Формирование профессиональной компетентности оперативных сотрудников. В практикуме «Оперативно-розыскная психология в исправительных учреждениях» А. Н. Баламут и Д. Ю. Волков приводят «образцы тренинговых упражнений, позволяющих сформировать психологическую компетентность и культуру профессионального общения сотрудника с лицами, представляющими оперативный интерес» [2].

4. Формирование психологической устойчивости к условиям профессиональной деятельности. К эффективным способам повышения психологической устойчивости у сотрудников В. В. Вахнина и другие ученые относят «систематическую разгрузку нервной системы, воспитание в себе философского отношения к жизни, позитивный образ самого себя, преодоление негативных эмоциональных состояний с помощью методов психотерапии: воздействие запахов, пескотерапия, метод телесно ориентированной коррекции, нейрографика, метод светозвуковой и музыкальной стимуляции, психологический тренинг, арт-терапия, обучение психологической саморегуляции» [13].

Вопрос совершенствования психологических мер обеспечения безопасности сотрудников оперативных подразделений остается открытым, дискуссионным и малоизученным. Правильная организация психологической работы с сотрудниками УИС как в

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 123

системе профессиональной подготовки, так и в период обучения в ведомственных вузах, может оказывать положительный эффект не только на развитие профессионально важных качеств сотрудника, но и на формирование имиджа УИС в целом.

Список источников

1. Баева И. А. Ресурсы психологической защищенности и факторы сопротивляемости насилию в онтогенезе // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 5-16.

2. Баламут А. Н. Оперативно-розыскная психология в исправительных учреждениях : практикум. Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2018. 73 с.

3. Барцевич В. Н. Психологическая безопасность и психологическое благополучие: общее и частное // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения : сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5-8 июля 2017 г.) / под ред. Л. М. Митиной. М. : Перо, 2017. С. 84-88.

4. Вербина Г Г. Психологическая безопасность личности // Вестник ЧГУ. 2013. № 4. С. 196-202.

5. Вишневецкий К. В. Виктимологическая безопасность сотрудников полиции: теоретические и практические аспекты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 8. С. 94-97.

6. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. № 4. С. 187-190.

7. Задорожный В. И. Концептуальные основы виктимологической профилактики преступлений : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 606 с.

8. Насреддинова К. А. Виктимность сотрудников УИС // Юридическая наука и практика. Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара. Ч. 2. 2019. С. 164-166.

9. Паулкина Д. П. Психологические пути превенции виктимного поведения курсантов // Уголовно-исполнительная система на современном этапе с учетом реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам исполнения уголовных наказаний (Рязань, 17-18 нояб. 2022 г.). Рязань : Академия ФСИН России, 2022. Т. 2. С. 311-314.

10. Паулкина Д. П. Психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов в контексте обеспечения их виктимологической безопасности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2022. № 7(209). С. 420-424.

11. Паулкина Д. П. Психолого-педагогические условия превенции виктимного поведения курсантов образовательных организаций ФСИН России : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2023. 222 с.

12. Попов Н. С. Формализация базовых понятий теории безопасности // Вопросы современной науки и практики: университет имени В. И. Вернадского. 2010. № 10-12(31). С. 29-37.

13. Психологическая работа в органах внутренних дел / В. В. Вахнина [и др.]. М. : Академия управления МВД России, 2019. 108 с.

14. Репакова О. Н. Обеспечение виктимологической безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы от криминальных посягательств осужденных // Вик-тимология. 2014. № 2(2). С. 41-45.

124 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА

15. Черемисова И. В. Психологические проблемы обеспечения виктимологической безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы // V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступ. и докл. участников (Рязань, 17-19 нояб. 2021 г.) : в 9 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2021. Т. 5. С. 573-577.

16. Чумичкин А. С. Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2019. 197 с.

17. Шахова Л. И. Обеспечение психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2019. 223 с.

18. Шитяков И. Н. Обеспечение виктимологической безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы от криминальных посягательств осужденных : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011. 211 с.

References

1. Baeva, I. A. 2013, 'Resources of psychological security and factors of resistance to violence in ontogenesis', Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, iss. 155, pp. 5-16.

2. Balamut, A. N. & Volkov, D. Y. 2018, 'Operational investigative psychology in correctional institutions', Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia, Vologda.

3. Bartsevich, V. N. 2017, 'Psychological safety and psychological well-being: general and private', in L. M. Mitina (ed.), Personal and professional development of children, youth, adults: problems and solutions in XIII International Scientific and Practical Conference: 146th collection of articles (Moscow, July 5-8, 2017), pp. 84-88, Pero, Moscow.

4. Verbina, G. G. 2013, 'Psychological security of the individual', Bulletin of the Chuvash State University, iss. 4, pp. 196-202.

5. Vishnevetsky, K. V. 2019, 'Victimological safety of police officers: theoretical and practical aspects', Humanities, socio-economic and social sciences, iss. 8, pp. 94-97.

6. Gushchina, T. N. 2011, 'The pedagogical essence of the phenomenon of "Educational environment"', Society. Wednesday. Development (TerraHumana), iss. 4, pp. 187-190.

7. Zadorozhny, V. I. 2006, Conceptual foundations of victimological crime prevention: Sc.D thesis (Law), Moscow.

8. Nasreddinova, K. A. 2019, 'Victimization of the Penal Enforcement System employees', Legal Science and Practice. Almanac of scientific works of the Samara Law Institute of the FPS of Russia, pp. 164-166.

9. Paulkina, D. P. 2022, 'Psychological ways of preventing victim behavior of cadets', in The penal enforcement system at the present stage, taking into account the implementation of the Concept of development of the Penal Enforcement System of the Russian Federation for the period up to 2030: collection of abstracts of speeches and reports of participants of the International Scientific and Practical Conference on the problems of the execution of criminal penalties (Ryazan, November 17-18, 2022), vol. 2, pp. 311-314, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

10. Paulkina, D. P. 2022, 'Psychological and pedagogical conditions for the prevention of victim behavior of cadets in the context of ensuring their victimological safety', Scientific notes of the P. F. Lesgaft University, iss. 7(209), pp. 420-424.

11. Paulkina, D. P. 2023, Psychological and pedagogical conditions for the prevention of victim behavior of cadets of educational organizations of the FPS of Russia: PhD thesis (Psychology), Ryazan.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА 125

12. Popov, N. S. 2010, 'Formalization of basic concepts of security theory', Issues of modern science and practice. V. I. Vernadsky University, iss. 10-12 (31). pp. 29-37.

13. Vakhnina, V. V., Maltseva, T. V., Ulyanina, O. A. & Lozhkina, N. V. (eds) 2019, 'Psychological work in the internal affairs bodies', Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow.

14. Repakova, O. N. 2014, 'Ensuring victimological safety of employees of the Penal Enforcement System from criminal encroachments of convicts', Victimology, iss. 2(2), pp. 41-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Cheremisova, I. V. 2021, 'Psychological problems of ensuring victimological safety of employees of the penitentiary system', in VInternational Penitentiary Forum "Crime, punishment, correction": collection of abstracts of speeches and reports of participants (Ryazan, November 17-19, 2021), in 9 vols, vol. 5, pp. 573-577, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

16. Chumichkin, A. S. 2019, Victimological prevention of crimes committed against law enforcement officers: PhD thesis (Law), Moscow.

17. Shakhova, L. I. 2019, Ensuring the psychological safety of younger schoolchildren, students of cadet classes: PhD thesis (Psychology), St. Petersburg.

18. Shityakov, I. N. 2011, Ensuring the victimological safety of employees of the Penal Enforcement System from criminal encroachments of convicts: PhD thesis (Law), Ryazan.

Информация об авторе

Д. П. Паулкина - кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей и педагогической психологии.

Information about the author

D. P. Paulkina - PhD (Psychology), lecturer at the Department of general and pedagogical psychology.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки).

Статья поступила в редакцию 17.04.2024; одобрена после рецензирования 27.04.2024; принята к публикации 30.04.2024.

The article was submitted 17.04.2024; approved after reviewing 27.04.2024; accepted for publication 30.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.