го отбора, а также информация, выявленная в ходе дополнительного, углубленного психодиагностического обследования курсантов.
В первую очередь предлагается использовать методику оценки тревожности, разработанную Дж. Тейлор (личностная шкала проявления тревоги), а также шкалу самооценки Ч.Д. Спилбергера.
Длительное пребывание в стрессовом состоянии негативно сказывается не только на работоспособности сотрудника ОВД, но и может пагубно отражаться на его здоровье, психическом и физическом, в том числе приводить к таким тяжелым заболеваниям, как неврозы, диабет, инфаркт, гипертония и т.п. Поэтому на практике встает вопрос о сохранении высокой работоспособности сотрудника, охране его психического и физического здоровья. Достижения современной науки (психологии, медицины, педагогики) свидетельствуют, что на сегодняшний день это вполне решаемые вопросы. Более того, в практике психотерапевтической профилактики стресса успешно применяется целый арсенал различных средств: гипноз, аутогенная тренировка, медитация, биологическая обратная связь, музыкотерапия и т.п.
Все перечисленные методы хороши и решают поставленные задачи психологической разгрузки. Какому из этих методов профилактики отдать предпочтение, зависит от реальных возможностей медицинских подразделений, активности руководства и т.д. В настоящее время наиболее перспективным и дешевым способом считается создание кабинетов психологической разгрузки и проведение на их базе обучения сотрудников навыкам и приемам аутогенной тренировки (АТ). Эти методики состоят из простых процедур, овладение которыми позволяет сохранить стрессоустойчивость в любых условиях и ситуациях.
Итак, существует настоятельная необходимость в создании системы психопрофилактики и психогигиены сотрудников ОВД. Но может ли сам сотрудник что-либо предпринять, чтобы избежать губительного воздействия стресса? Исследования психологов убедительно доказывают, что последнее вполне возможно, если реализовать следующие условия:
- выработать у человека качественно новое отношение к себе и к проблемам, с которыми ему приходится сталкиваться;
- научить человека управлять собой, прежде всего - умению целенаправленно релаксироваться (расслабляться), т.е. снимать напряжение и предотвращать стрессовые состояния.
Реализация первого условия обусловлена тем, что, по мнению ученых, большинство стрессов в жизни человека инициируются и воспроизводятся им самим. Г. Селье считает, что эмоционально-психическое расстройство является не результатом реальных событий, имевших место в жизни того или иного человека, а следствием иррациональных убеждений индивидов по отношению к событиям.
Необходимость реализации второго условия связана с тем, что человек должен уметь пользоваться скрытыми в себе запасами сил. Следует отметить, что эффективность применения методики аутогенной тренировки зависит от складывающихся в подразделении (малой группе) межличностных отношений.
Поэтому необходимо изучать межличностные отношения и на основе результатов социометрии осуществлять окончательное комплектование учебных групп с целью создания оптимальных социальных факторов адаптации курсантов к условиям обучения в вузе МВД России.
Единство членов любого коллектива выражается в его психологии, которая представляет собой совокупность различных связей и отношений. От содержания, направленности и устойчивости психологии коллектива зависит качество выполнения стоящих перед ним задач. Следовательно, в практической деятельности необходимо учитывать психологию коллектива и в первую очередь - обращать внимание на межличностные отношения, являющиеся индикатором “социального” здоровья учебной группы и т.д. Получение информации о межличностных отношениях в коллективе связано с определенными трудностями, проведением кропотливой работы. Основными методами изучения коллективов являются наблюдение, опрос (интервью и анкетирование), социометрия и т.д.
Изучив межличностные отношения и осуществив коррекцию состава группы, учитывая особенности социально-психологического климата, можно переходить к дальнейшей работе по психологической адаптации курсантов, используя различные формы и методы.
В целом можно сделать вывод о том, что в первую очередь необходимо обращать внимание на наличие стресса и депрессии, высокого уровня личностной и ситуационной тревожности, низкой фрустрационной толерантности у курсантов.
Для успешной психологической адаптации курсантов, составляющих группу риска, следует использовать различные методы психологического воздействия. Но в первую очередь необходимо обратить внимание на формирование у курсантов навыков саморегуляции. Адаптация представляет собой сложный процесс приспособления курсантов к условиям и задачам высших учебных заведений и реализуется благодаря их физической, психологической и нравственной мобилизации в соответствии с новыми требованиями деятельности. Наиболее успешно протекает этот процесс у курсантов, личностные свойства которых полностью соответствуют требованиям профессионального обучения и деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В.П. Коротков, ст. преподаватель
УЦ УВД Ивановской области
Психологическое консультирование - это специально организованный процесс взаимодействия между кон-сультантом-психологом и клиентом, в котором консультант помогает клиенту пережить сложную ситуацию. Задача оказания психологической помощи в консультировании - обеспечение продуктивной деятельности личности.
Консультирование по времени непродолжительное, до 1 часа. Вполне естественно, что этого времени недостаточно для решения сложных проблем клиента. Поэтому встреч может быть несколько. Часто у слушателей имеется не одна, а ряд разных проблем, решение каждой из которых требует отдельных консультаций.
Сама консультация состоит из нескольких этапов:
- установление контакта, доверительных отношений с клиентом;
- выявление проблемы и ее осмысление;
- поиск средств для ее решения;
- определение “цены” решения проблемы.
Основное условие эффективности консультирования
состоит в том, что слушатель должен сам решить свою проблему и принять ответственность за ее решение. Психолог помогает слушателю увидеть несколько вариантов решения проблемы. За слушателем остается право выбора приемлемого для него варианта выхода из сложной ситуации.
Цели психологического консультирования состоят в следующем.
1. Оказание помощи слушателям в решении возникающих у них проблем.
У слушателей часто возникают такие проблемы, которые требуют срочного вмешательства. Получение срочной психологической помощи иногда имеет для слушателя решающее значение. Например, у сотрудника могут возникнуть серьезные осложнения в отношениях с любимым человеком, родителями и другими близкими для него людьми. Такая ситуация может оказывать сильное влияние на общее состояние сотрудника, его настроение, отношение к учебе.
2. Оказание помощи слушателям в решении тех вопросов, с которыми они вполне могли бы справиться самостоятельно, без непосредственного участия психолога, т.е. там, где специальные профессиональные знания не нужны, а необходим лишь житейский опыт старшего по возрасту коллеги.
Например, для многих слушателей является серьезной проблемой неумение определить для себя оптимальный режим труда и отдыха, рационально использовать свободное время.
3. Оказание временной помощи слушателю, когда на самом деле он нуждается в серьезном, длительном воздействии со стороны психолога.
Если проблема сложна, а опыта и квалификации психолога не хватает, то он рекомендует обратиться к другим специалистам или психологам, специализирующимся в определенных областях.
4. Оказание слушателям помощи в адаптации к учебному процессу.
Часто слушатели на первых этапах обучения сталкиваются с проблемами, к встрече с которыми они не были готовы. У большинства слушателей в связи с учебой в Учебном центре резко меняется привычный ритм жизни. По высказываниям самих слушателей, иногородним много времени приходится тратить на проезд от дома до Учебного центра и обратно, подготовка к учебным занятиям также требует затрат сил и времени. Трудность в адаптации связана и с отсутствием у слушателей навыков рационального использования времени.
Многие семейные сотрудники (они составляют в среднем 40% от общего количества слушателей) первое время тяжело переживают длительную разлуку с близкими.
Пропущенные занятия, чаще всего из-за несения службы в суточном наряде, требуется отработать самостоятельно, а навыки самостоятельного изучения незнакомого материала у многих отсутствуют.
Увеличиваются затраты, связанные с отъездом домой в выходные дни (для иногородних), с приобретением учебной литературы. Командировочные же выплачиваются несвоевременно. Все эти проблемы, во многом объективного характера, обусловливают трудности в адаптации слушателей к учебному процессу. Кроме того, у многих слушателей отсутствуют навыки учения:
- отсутствует общий настрой на серьезное обучение; некоторые слушатели негативно относятся к учебе из-за переживания неудачи, неуспеха или просто из-за лени и отсутствия желания;
- многие слушатели не умеют конспектировать, работать с учебником, не знают своих особенностей памяти и мышления, а отсюда - непродуктивность в учебе.
Психологическое консультирование в Учебном центре далеко не всегда имеет дело с глубинными проблемами клиента. Поскольку психологическая служба “сопровождает” учебный процесс, психолог чаще сталкивается с ситуационными проблемами слушателей.
Анализ текущих проблем, с которыми слушатели обращаются к психологу, позволяет изучить некоторые тенденции, которые наблюдаются в качественном изменении личностных характеристик слушателей.
Психологическое консультирование в Учебном центре УВД Ивановской области осуществляется с конца 2000 г. За период до октября 2002 г. за консультацией обратились 66 слушателей. Можно классифицировать все поводы обращения и разбить их на несколько основных групп. Данная классификация условна, так как повод обращения не всегда отражает истинную проблему слушателя.
1. Межличностные отношения:
- с родителями, другими близкими, в том числе с противоположным полом - 14 человек (21%);
- со слушателями в группе - 5 человек (8%).
2. Учебные проблемы - 10 человек (15%).
3. Индивидуальное “Я” слушателя (психодиагностика черт характера, памяти, особенностей мышления, диагностика отношения к алкоголю) - 27 человек (41%).
4. Состояния (неуверенность в себе, волнения на экзаменах, постстрессовые состояния и т.д.) - 10 человек (15%).
Как видно из приведенных данных, большинство слушателей обращались с запросом диагностики определенных черт характера, памяти, мышления, интеллекта. Здесь, по всей вероятности, скрывается стремление разобраться в своих проблемах самому, нежелание раскрываться перед психологом. Возможно, в этом проявляется активная жизненная позиция, уверенность в себе. Очень часто проблема, заявленная клиентом, на начальном этапе консультирования, постепенно преобразуется самим клиентом в другую. За желанием узнать о себе больше часто кроются проблемы, связанные с межличностными отношениями, семейными проблемами.
Нельзя обойти вниманием те проблемы, которые связаны с обучением, они составляют 10% от числа всех обращений. Чаще всего запрос слушателей звучит так: “Очень сложный материал по основам правовых знаний (ОПЗ), ничего не понимаю, о чем говорит преподаватель. Мне кажется, что я никогда не усвою этот предмет”.
Как правило, проблема у всех слушателей, кто сталкивается с подобными трудностями, одинакова. Прежде всего она кроется в особенностях мышления. У слушателей относительно хорошо развиты наглядно-действенная, наглядно-образная формы мышления и гораздо хуже развита абстрактно-логическая форма мышления. Такая дисциплина, как ОПЗ, лишена наглядности. Успешное изучение этой дисциплины требует хорошо развитого абстрактно-логического, понятийного, знакового мышления, основанного на отображении причинноследственных связей.
Работа со слушателями, испытывающими трудности по ОПЗ, позволила сделать вывод, что они слабо владеют такими мыслительными операциями, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, обобщение. Под высказыванием слушателей: “Я все понимаю, но высказать не могу”, на самом деле кроется отсутствие навыков абстрактно-логического мышления. Слушатели затрудняются дать правильные определения основных категорий права, так как они не знакомы с законами логического мышления.
Умение оперировать понятиями не дается человеку от рождения, оно формируется и развивается лишь в практике мышления. Задача преподавателя, психолога -сделать процесс мышления слушателя не стихийным, а сознательным. На занятиях по психологическому консультированию со слушателями, обратившимися за помощью, прежде всего необходимо изучать основы логики. Психолог помогает формировать у них умения и навыки по выведению понятий и операций с понятиями. Необходимость изучения этих вопросов диктуется особенностями мышления на занятиях по ОПЗ, что носит преимущественно понятийный характер. Такие занятия, кроме того, развивают речь слушателей. Ведь с мышлением человека неразрывно связан язык. Вне мышления нет языка, и наоборот - вне языка нет мышления.
К сожалению, не все слушатели, испытывающие трудности по ОПЗ, обращаются к психологу. Некоторые слушатели прилагают большие усилия, используя в основном непродуктивные методы запоминания. По результатам анкетирования выпускников, 14% слушателей с начала 2002 г. испытывали трудности по ОПЗ. Однако за помощью к психологу за этот же период обратились всего три слушателя.
Было проведено небольшое исследование, целью которого стало изучение помех обращения к психологу за консультацией. В опросе принимали участие 100 человек - милиционеры ППС, ОВО, ОМОН, УУМ и СО. Результаты исследования показали:
- 75% слушателей предпочитают свои проблемы решать сами, без чьей-либо помощи;
- 28% не хотят посвящать других в свои проблемы;
- 21% считают, что самые важные проблемы - это финансовые, а остальные “вытекают” из них;
- 8% опасаются, что информация о его проблемах отразится на качестве его служебной характеристики;
- 10% в случае затруднения обратятся к психологу.
При возникновении затруднений слушатели обычно обращаются за помощью: 73% - к друзьям; 64% -к родственникам; 54% - к любимому человеку; 27% -к коллегам по службе; 9% - к своему начальнику; 3% -к куратору; 3% - в церковь; 1% - к преподавателям.
Возникающие трудности обычно преодолеваются так: 57% слушателей хотят выговориться с родными, близкими людьми и даже с незнакомыми; 30% - с помощью алкоголя; 24% - окунаются “с головой” в работу; 23% -помогает спорт.
Результаты опроса позволяют предположить, что слушатели недостаточно информированы о возможностях психолога и рассчитывают на свои силы при возникновении жизненных затруднений. Такое положение может объясняться, с одной стороны, уверенностью в себе, в своих силах, а с другой - наличием в нашем обществе такого явления, как пренебрежительное отношение многих к своему психическому здоровью.
Вполне понятно поэтому, что в случае возникновения затруднений человек обращается не к психологу, а к друзьям, родственникам, близким людям.
Решение проблем с помощью алкоголя (30%) - весьма неблагоприятная тенденция, фактически это уход от решения сложных вопросов, пассивная жизненная позиция, слабость.
Итак, небольшой по продолжительности и объему опыт работы психолога-консультанта в Учебном центре позволяет сделать выводы:
- сложный, многоуровневый характер психологических затруднений слушателей, которые выявляются в ходе психологического консультирования, показывает важность и необходимость этого направления работы психолога в Учебном центре;
- слушатели, испытывающие психологические затруднения, в большинстве своем имеют недостаточный жизненный опыт, зависимы, несамостоятельны. Они часто не способны к реальному принятию на себя ответственности за свою жизнь. Вовремя оказанная психологическая помощь помогает им лучше адаптироваться к учебной и служебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жуковский А.А., Малхасян А.Г. Как самостоятельно учиться. - М.: Просвещение, 1974.
2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. - М.: Просвещение, 1986.
3. Колпачников В.В. Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование // Вопросы психологии. -1998. - № 6.
4. НемовР.С. Психологическое консультирование. - М.: “ВЛАДОС”, 2001.