Научная статья на тему 'Адаптация курсантов к обучению в образовательном учреждении MBД России'

Адаптация курсантов к обучению в образовательном учреждении MBД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация курсантов к обучению в образовательном учреждении MBД России»

Психологическое

обеспечение

учебно-воспитательного

процесса

АДАПТАЦИЯ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МВД РОССИИ

Канд. психол. наук С.В. Бабурин,

начальник Тверского филиала Московского университета МВД России

Изучая проблемы адаптации курсантов вузов МВД РФ к службе в органах внутренних дел, специалисты в области профессионального отбора и психологического обеспечения учебного процесса приходят к единому заключению, что категория курсантов, состоящая из выпускников средних общеобразовательных школ, ранее не прошедших службу в Вооруженных Силах и не работавших в системе органов внутренних дел, обучающихся на первом курсе дневной формы обучения в образовательных учреждениях МВД РФ, в наибольшей степени подвержена трудностям адаптационного процесса. Необходимо определенное время, в течение которого они адаптируются к новым условиям деятельности, станут высококвалифицированными специалистами.

Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) -это совокупность физиологических, психологических и социальных реакций, лежащих в основе приспособления систем организма, личности к изменению окружающих условий, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях деятельности.

Профессионально-психологическую адаптацию можно определить по форме как процесс установления оптимального взаимодействия личности и окружающей среды в ходе осуществления профессиональной деятельности, а по содержанию профессиональная адаптация включает в себя удовлетворение актуальных потребностей и реализацию связанных с ними значимых целей, а также обеспечение соответствия эффективности деятельности человека, его поведения требованиям социальной среды.

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями о стрессе как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования и общем адаптационном синдроме.

Важными факторами, улучшающими психическую адаптацию в профессиональных группах, являются со-

циальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации. Поэтому при организации работы по психологической адаптации курсантов необходимо с учетом особенностей социальной адаптации изучать межличностные отношения в учебных группах. В связи с этим становится очевидным, что без исследования психологической адаптации будет неполным рассмотрение любой проблемы психологического несоответствия, так как анализ описанных аспектов адаптационного процесса представляется неотъемлемой частью психологии человека.

Для практического разрешения психологических трудностей молодого сотрудника в его адаптации к коллективу могут быть использованы такие формы, как: психологические практикумы по отработке психологических приемов эффективного решения оперативно-служебных задач в сотрудничестве с коллегами (создание игровых ситуаций); дискуссии, включая методы активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, “фокус группы”, последовательный и системный разбор случаев из практики, анализ сконструированных служебных ситуаций); социально-психологические тренинги и др.

Целью социально-психологических тренингов является: осознание особенностей поведения каждого участника общения, его достоинств и недостатков; развитие умений и навыков делового общения (вступления в контакт, контроля нервно-эмоционального напряжения, активного слушания, согласования интересов, аргументация своей позиции в разных ситуациях); сплочение группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.

При этом могут быть использованы следующие виды тренингов: ролевой, по использованию речевых и неречевых средств общения, самоконтроля в деятельности и личного (эмоционального) самоконтроля, психорегулирующий, а также различные психокоррекционные.

Целенаправленное, комплексное применение всех перечисленных форм и методов психологической адаптации может облегчить и ускорить адаптацию курсантов - к обучению в образовательном учреждении, заложить основу личностного и профессионального роста, способствовать формированию и закреплению в органах внутренних дел высокоэффективного кадрового “ядра”. При этом возникает проблема выявления личностных особенностей сотрудников, которые должны учитываться в процессе психологического сопровождения их адаптации к условиям службы (обучения). Для этого могут использоваться данные, полученные в процессе осуществления мероприятий профессионально-

го отбора, а также информация, выявленная в ходе дополнительного, углубленного психодиагностического обследования курсантов.

В первую очередь предлагается использовать методику оценки тревожности, разработанную Дж. Тейлор (личностная шкала проявления тревоги), а также шкалу самооценки Ч.Д. Спилбергера.

Длительное пребывание в стрессовом состоянии негативно сказывается не только на работоспособности сотрудника ОВД, но и может пагубно отражаться на его здоровье, психическом и физическом, в том числе приводить к таким тяжелым заболеваниям, как неврозы, диабет, инфаркт, гипертония и т.п. Поэтому на практике встает вопрос о сохранении высокой работоспособности сотрудника, охране его психического и физического здоровья. Достижения современной науки (психологии, медицины, педагогики) свидетельствуют, что на сегодняшний день это вполне решаемые вопросы. Более того, в практике психотерапевтической профилактики стресса успешно применяется целый арсенал различных средств: гипноз, аутогенная тренировка, медитация, биологическая обратная связь, музыкотерапия и т.п.

Все перечисленные методы хороши и решают поставленные задачи психологической разгрузки. Какому из этих методов профилактики отдать предпочтение, зависит от реальных возможностей медицинских подразделений, активности руководства и т.д. В настоящее время наиболее перспективным и дешевым способом считается создание кабинетов психологической разгрузки и проведение на их базе обучения сотрудников навыкам и приемам аутогенной тренировки (АТ). Эти методики состоят из простых процедур, овладение которыми позволяет сохранить стрессоустойчивость в любых условиях и ситуациях.

Итак, существует настоятельная необходимость в создании системы психопрофилактики и психогигиены сотрудников ОВД. Но может ли сам сотрудник что-либо предпринять, чтобы избежать губительного воздействия стресса? Исследования психологов убедительно доказывают, что последнее вполне возможно, если реализовать следующие условия:

- выработать у человека качественно новое отношение к себе и к проблемам, с которыми ему приходится сталкиваться;

- научить человека управлять собой, прежде всего - умению целенаправленно релаксироваться (расслабляться), т.е. снимать напряжение и предотвращать стрессовые состояния.

Реализация первого условия обусловлена тем, что, по мнению ученых, большинство стрессов в жизни человека инициируются и воспроизводятся им самим. Г. Селье считает, что эмоционально-психическое расстройство является не результатом реальных событий, имевших место в жизни того или иного человека, а следствием иррациональных убеждений индивидов по отношению к событиям.

Необходимость реализации второго условия связана с тем, что человек должен уметь пользоваться скрытыми в себе запасами сил. Следует отметить, что эффективность применения методики аутогенной тренировки зависит от складывающихся в подразделении (малой группе) межличностных отношений.

Поэтому необходимо изучать межличностные отношения и на основе результатов социометрии осуществлять окончательное комплектование учебных групп с целью создания оптимальных социальных факторов адаптации курсантов к условиям обучения в вузе МВД России.

Единство членов любого коллектива выражается в его психологии, которая представляет собой совокупность различных связей и отношений. От содержания, направленности и устойчивости психологии коллектива зависит качество выполнения стоящих перед ним задач. Следовательно, в практической деятельности необходимо учитывать психологию коллектива и в первую очередь - обращать внимание на межличностные отношения, являющиеся индикатором “социального” здоровья учебной группы и т.д. Получение информации о межличностных отношениях в коллективе связано с определенными трудностями, проведением кропотливой работы. Основными методами изучения коллективов являются наблюдение, опрос (интервью и анкетирование), социометрия и т.д.

Изучив межличностные отношения и осуществив коррекцию состава группы, учитывая особенности социально-психологического климата, можно переходить к дальнейшей работе по психологической адаптации курсантов, используя различные формы и методы.

В целом можно сделать вывод о том, что в первую очередь необходимо обращать внимание на наличие стресса и депрессии, высокого уровня личностной и ситуационной тревожности, низкой фрустрационной толерантности у курсантов.

Для успешной психологической адаптации курсантов, составляющих группу риска, следует использовать различные методы психологического воздействия. Но в первую очередь необходимо обратить внимание на формирование у курсантов навыков саморегуляции. Адаптация представляет собой сложный процесс приспособления курсантов к условиям и задачам высших учебных заведений и реализуется благодаря их физической, психологической и нравственной мобилизации в соответствии с новыми требованиями деятельности. Наиболее успешно протекает этот процесс у курсантов, личностные свойства которых полностью соответствуют требованиям профессионального обучения и деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА В.П. Коротков, ст. преподаватель

УЦ УВД Ивановской области

Психологическое консультирование - это специально организованный процесс взаимодействия между кон-сультантом-психологом и клиентом, в котором консультант помогает клиенту пережить сложную ситуацию. Задача оказания психологической помощи в консультировании - обеспечение продуктивной деятельности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.