Научная статья на тему 'Специфика адаптации курсантов военных вузов'

Специфика адаптации курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суббота В. В., Лебедев Г. А., Свистунов М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика адаптации курсантов военных вузов»

Специфика адаптации курсантов военных вузов

Суббота В. В., Лебедев Г. А., Свистунов М. М., Сибирская пожарно-спасателъная академия -филиал Санкт Петербургского университета ГПС МЧС России,

г. Железногорск

Для адаптации в новой социальной среде важно умение быстро находить свое место в совместной деятельности, свою роль в новом коллективе и умение находить в рамках существующих условий возможности для проявления способностей и интересов.

Адаптация в контексте военного образования предполагает не только адаптацию непосредственно к учебе, которая характеризуется текущим и итоговым контролем успеваемости и адаптацию в коллективе, в межличностном общении, а, в большей мере, адаптацию к новому образу жизни - к исполнению служебных обязанностей, к служебной деятельности: готовность к подчинению, соблюдению распорядка дня и воинской дисциплины. Для создания условий, способствующих более успешной адаптации курсантов в высших военных учебных заведениях, существует практика за две недели до начала учебных занятий проводить цикл занятий по военной подготовке и введению в специальность.

Факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов, можно разделить на две группы: объективные (средовые) и субъективные. В качестве объективных факторов выступают учебная программа по подготовке к выполнению служебных и специальных обязанностей, жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием.

В качестве субъективных факторов выступают психологические особенности — уровень притязания и самооценка, уровень специальных и общих особенностей, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие определенных личностных черт; биографические особенности, среда и методы воспитания; состав семьи, уровень образования родителей; последнее учебное заведение (служба в войсках, работа), возраст; уровень подготовки к обучению в военной академии, мотивация обучения в академии, степень расхождения реальных и идеальных, существовавших до поступления, представлений об обучении.

Информативными показателями адаптированности личности в коллективе являются активный социальный и удовлетворяющий курсанта личный статус, характер взаимоотношений со значимыми людьми. К показателям адаптации относятся также особенности поведения, возникающие в условиях стресса или конфликта.

Психологическая служба вуза проводит профессиональный психологический отбор абитуриентов, по результатам которого с зачисленными курсантами третьей группы (условно рекомендованными) в сентябре первого года обучения

проводится углубленное психологическое обследование. Затем на них составляется индивидуальная психокоррекционная программа, включающая индивидуальные занятия (беседы) и групповые занятия (тренинги), направленные на снятие психоэмоционального напряжения в комнате психологической разгрузки.

После первой сессии проводится мониторинг адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности по методикам психодиагностического сопровождения курсантов, утвержденным министром МЧС России в 2010 году. Методом социометрии Морено выявляются позиции курсантов в группе, микрогруппы, лидеры; определяется индекс групповой сплоченности Сишора, показывающий степень интеграции группы; оценивается функциональное состояние методикой «САН» (выявляется самочувствие, активность, настроение); определяется социально-психологическая и эмоционально-деятельностная адаптиро-ванность. По результатам мониторинга составляется индивидуальный план работы с курсантами, который передается курсовым офицерам.

Особое место в структуре факторов психологической адаптации занимает мотивация. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи является очень существенным фактором. Кроме этого, следует выделить особенности мотивации при поступлении в военное учебное заведение: было ли решение принято самостоятельно или под влиянием родителей, был ли это сознательный выбор именно данной военной специальности или выбор обусловлен случайными факторами. Также следует учитывать и общую направленность на учебу, мотивацию к обучению, приобретению новых знаний и навыков.

Первый курс обучения является наиболее сложным для курсантов, поскольку связан с процессом активного включения в совершенно новую среду, с адаптацией и к обучению, и к службе. Курсанты еще не вполне осознали сущность требований преподавательского и офицерского состава, не овладели приемами их выполнения. Происходит изменение прежних моделей поведения, формирование новых привычек. Этот процесс может сопровождаться возникновением отрицательных психических реакций.

При поступлении молодые люди входят в новый коллектив, в котором им важно занять соответствующее их представлениям место. Внутри группы начинают складываться неформальные отношения, возникает чувство привязанности, дружбы, но могут возникнуть и негативные моменты, особенно если в группе имеется «лидер» с отрицательной направленностью. Для такого «лидера» характерны жесткость, эгоизм, стремление подчинить себе людей, получить незаслуженные привилегии. В умении противостоять такому лидеру большое значение имеют волевые качества личности. В группах первого курса бывают курсанты, которые, претендуя на роль неформального лидера, подталкивают других на нарушение порядка и дисциплины. Возникает противоречие между первичными формами поведения и требованиями устава. На данном этапе возрастает роль волевой регуляции, умение сдерживать эмоции, контролировать свои действия.

Характерным для курсантов первого года обучения является также противоречие между объемом, новизной, сложностью учебного материала, с одной

стороны, и отсутствие навыков и умений самостоятельной работы в вузе - с другой. Курсантам необходимо научиться слушать и записывать лекции, самостоятельно изучать и конспектировать литературу, качественно готовиться к семинарским занятиям. Повышается роль таких качеств как самостоятельность, ответственность, умение распределять усилия во времени, инициативность.

Курсанты 2-го курса уже имеют определенный опыт учебы и жизни в академии, приобрели необходимые знания и умения. Период адаптации к учебной деятельности в основном завершен. У них возрастает интерес к изучению общественных наук, учебная группа представляет собой сложившийся коллектив, хотя процесс дальнейшего сплочения интенсивно продолжается. Большое значение имеет прохождение практики, максимально приближенное к условиям будущей профессиональной деятельности. Курсантам необходимо уметь поддерживать и восстанавливать свои положительные психические состояния в экстремальных ситуациях, преодолевать эмоциональные последствия неудач и ошибок. Для этого важно формировать у обучаемых способность переводить непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательные, регулируемые, помочь им овладеть приемами самоуправления и аутогенной тренировки.

Сильное позитивное воздействие оказывает уставная организация службы, соблюдение ритуалов. Ежедневные построения, ношение формы вызывают у курсантов положительные эмоциональные переживания, формирование чувства принадлежности к коллективу.

Библиографический список

1. Гостюшин А. А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Линка-Пресс, 1994.

2. Касаткина В. Н. Педагогика здоровья. - М.: Линка-Пресс, 1998.

3. Леонтьев А. А. Психология. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999.

4. Плющ И. В. Проблема адекватности управленческих решений в ситуации угрозы социальной безопасности / Гуманистические аспекты безопасности: тенденции и перспективы: материалы Всерос. Науч. — практ. Конф. (Красно-ярск-Железногорск, 21 ноября 2011г.) - Красноярск: Центр информации, 2011.

5. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Профессиональный стресс, как фактор риска в развитии профессионально-личностных деформаций

Тетерюков А. В., Чиж Л. В.,

Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь, г. Минск

Повышение культуры здоровья возможно на основе понимания природы здоровья, его сущности, его причинных факторов, их взаимоотношений и по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.