Специфика адаптации курсантов военных вузов
Суббота В. В., Лебедев Г. А., Свистунов М. М., Сибирская пожарно-спасателъная академия -филиал Санкт Петербургского университета ГПС МЧС России,
г. Железногорск
Для адаптации в новой социальной среде важно умение быстро находить свое место в совместной деятельности, свою роль в новом коллективе и умение находить в рамках существующих условий возможности для проявления способностей и интересов.
Адаптация в контексте военного образования предполагает не только адаптацию непосредственно к учебе, которая характеризуется текущим и итоговым контролем успеваемости и адаптацию в коллективе, в межличностном общении, а, в большей мере, адаптацию к новому образу жизни - к исполнению служебных обязанностей, к служебной деятельности: готовность к подчинению, соблюдению распорядка дня и воинской дисциплины. Для создания условий, способствующих более успешной адаптации курсантов в высших военных учебных заведениях, существует практика за две недели до начала учебных занятий проводить цикл занятий по военной подготовке и введению в специальность.
Факторы, влияющие на успешность протекания адаптационных процессов, можно разделить на две группы: объективные (средовые) и субъективные. В качестве объективных факторов выступают учебная программа по подготовке к выполнению служебных и специальных обязанностей, жилищные, бытовые условия, условия отдыха и досуга, обеспечение денежным и материальным довольствием.
В качестве субъективных факторов выступают психологические особенности — уровень притязания и самооценка, уровень специальных и общих особенностей, коммуникативные и общие адаптивные способности, ценностные ориентации, направленность личности, наличие определенных личностных черт; биографические особенности, среда и методы воспитания; состав семьи, уровень образования родителей; последнее учебное заведение (служба в войсках, работа), возраст; уровень подготовки к обучению в военной академии, мотивация обучения в академии, степень расхождения реальных и идеальных, существовавших до поступления, представлений об обучении.
Информативными показателями адаптированности личности в коллективе являются активный социальный и удовлетворяющий курсанта личный статус, характер взаимоотношений со значимыми людьми. К показателям адаптации относятся также особенности поведения, возникающие в условиях стресса или конфликта.
Психологическая служба вуза проводит профессиональный психологический отбор абитуриентов, по результатам которого с зачисленными курсантами третьей группы (условно рекомендованными) в сентябре первого года обучения
проводится углубленное психологическое обследование. Затем на них составляется индивидуальная психокоррекционная программа, включающая индивидуальные занятия (беседы) и групповые занятия (тренинги), направленные на снятие психоэмоционального напряжения в комнате психологической разгрузки.
После первой сессии проводится мониторинг адаптации курсантов к учебной и служебной деятельности по методикам психодиагностического сопровождения курсантов, утвержденным министром МЧС России в 2010 году. Методом социометрии Морено выявляются позиции курсантов в группе, микрогруппы, лидеры; определяется индекс групповой сплоченности Сишора, показывающий степень интеграции группы; оценивается функциональное состояние методикой «САН» (выявляется самочувствие, активность, настроение); определяется социально-психологическая и эмоционально-деятельностная адаптиро-ванность. По результатам мониторинга составляется индивидуальный план работы с курсантами, который передается курсовым офицерам.
Особое место в структуре факторов психологической адаптации занимает мотивация. Преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудачи является очень существенным фактором. Кроме этого, следует выделить особенности мотивации при поступлении в военное учебное заведение: было ли решение принято самостоятельно или под влиянием родителей, был ли это сознательный выбор именно данной военной специальности или выбор обусловлен случайными факторами. Также следует учитывать и общую направленность на учебу, мотивацию к обучению, приобретению новых знаний и навыков.
Первый курс обучения является наиболее сложным для курсантов, поскольку связан с процессом активного включения в совершенно новую среду, с адаптацией и к обучению, и к службе. Курсанты еще не вполне осознали сущность требований преподавательского и офицерского состава, не овладели приемами их выполнения. Происходит изменение прежних моделей поведения, формирование новых привычек. Этот процесс может сопровождаться возникновением отрицательных психических реакций.
При поступлении молодые люди входят в новый коллектив, в котором им важно занять соответствующее их представлениям место. Внутри группы начинают складываться неформальные отношения, возникает чувство привязанности, дружбы, но могут возникнуть и негативные моменты, особенно если в группе имеется «лидер» с отрицательной направленностью. Для такого «лидера» характерны жесткость, эгоизм, стремление подчинить себе людей, получить незаслуженные привилегии. В умении противостоять такому лидеру большое значение имеют волевые качества личности. В группах первого курса бывают курсанты, которые, претендуя на роль неформального лидера, подталкивают других на нарушение порядка и дисциплины. Возникает противоречие между первичными формами поведения и требованиями устава. На данном этапе возрастает роль волевой регуляции, умение сдерживать эмоции, контролировать свои действия.
Характерным для курсантов первого года обучения является также противоречие между объемом, новизной, сложностью учебного материала, с одной
стороны, и отсутствие навыков и умений самостоятельной работы в вузе - с другой. Курсантам необходимо научиться слушать и записывать лекции, самостоятельно изучать и конспектировать литературу, качественно готовиться к семинарским занятиям. Повышается роль таких качеств как самостоятельность, ответственность, умение распределять усилия во времени, инициативность.
Курсанты 2-го курса уже имеют определенный опыт учебы и жизни в академии, приобрели необходимые знания и умения. Период адаптации к учебной деятельности в основном завершен. У них возрастает интерес к изучению общественных наук, учебная группа представляет собой сложившийся коллектив, хотя процесс дальнейшего сплочения интенсивно продолжается. Большое значение имеет прохождение практики, максимально приближенное к условиям будущей профессиональной деятельности. Курсантам необходимо уметь поддерживать и восстанавливать свои положительные психические состояния в экстремальных ситуациях, преодолевать эмоциональные последствия неудач и ошибок. Для этого важно формировать у обучаемых способность переводить непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательные, регулируемые, помочь им овладеть приемами самоуправления и аутогенной тренировки.
Сильное позитивное воздействие оказывает уставная организация службы, соблюдение ритуалов. Ежедневные построения, ношение формы вызывают у курсантов положительные эмоциональные переживания, формирование чувства принадлежности к коллективу.
Библиографический список
1. Гостюшин А. А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М.: Линка-Пресс, 1994.
2. Касаткина В. Н. Педагогика здоровья. - М.: Линка-Пресс, 1998.
3. Леонтьев А. А. Психология. - 3-е изд. - М.: Смысл, 1999.
4. Плющ И. В. Проблема адекватности управленческих решений в ситуации угрозы социальной безопасности / Гуманистические аспекты безопасности: тенденции и перспективы: материалы Всерос. Науч. — практ. Конф. (Красно-ярск-Железногорск, 21 ноября 2011г.) - Красноярск: Центр информации, 2011.
5. Свенцицкий А. Л. Социальная психология: Учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
Профессиональный стресс, как фактор риска в развитии профессионально-личностных деформаций
Тетерюков А. В., Чиж Л. В.,
Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь, г. Минск
Повышение культуры здоровья возможно на основе понимания природы здоровья, его сущности, его причинных факторов, их взаимоотношений и по-