средняя наработка до отказа
плотность распределения времени безотказной работы
Этот метод расчета целесообразно применять при окончательном расчете надежности системы, когда построены образцы объекта и экспериментально определены Л - характеристики элементов.
1. Ямпурин Н.П. Основы надежности электронных средств: учеб. пособие/ Н.П. Ямпурин, А.В. Баранова; под ред. Н.П. Ямпурина.- 2010. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.
АДАПТАЦИЯ, КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
СИТУАЦИЯХ
Шуткин С.Н., доцент, Ипполитов В.В., преподаватель ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Особенности профессиональной деятельности сотрудников накладывают отпечаток на их психологическое состояние. Поэтому основной задачей образовательных учреждений является не только вооружить курсантов профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и научить применять их в той совокупности обстоятельств, положений и обстановок, в которых они оказываются при выполнении своих служебных обязанностей, а большинство таких ситуаций можно приравнять к экстремальным.
Специфика военизированных учебных заведений, прежде всего, проявляется в ограничении свободы и прав личности; регламентированном распорядке дня; соблюдении субординации; необходимости обращения с оружием; несении внутренней и караульной службы; умении стойко переносить все тяготы и невзгоды службы; готовности в любой момент выполнить служебно-боевые задачи.
Условия жизни и деятельности в военизированном учебном заведении существенно отличаются от прежнего образа жизни курсантов. В связи с чем необходима адаптация к этим условиям. Причем под категорию психологической адаптации попадают практически все аспекты адаптации курсантов к системе военизированного образования:
1.Адаптация непосредственно к учебному процессу (учебная адаптация). Она связана с требованиями учебных программ.
Список литературы
2.Адаптация к служебному регламенту. Она связана с перестройкой выработки индивидуального стиля жизни и деятельности. Труд, отдых и быт курсантов регламентированы Уставом внутренней службы, распорядком дня и т.д. Адаптированность наступает тогда, когда установленный в учебном заведении образ жизни превращается в осознанную необходимость.
3.Адаптация к замкнутому коллективу. Ограничение контактов с родными и близкими, привыкание к совершенно новым людям, необходимость общения и совместной деятельности курсантов
4.Адаптация к физическим нагрузкам. Этот вид адаптации касается совершенствования основных физических качеств человека: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Для успешной адаптации необходимы такие личностные качества, как: умение работать над собой, сила воли, целеустремлённость и т.д. Т.к. выполнение работ, связанных со служебно-профессиональной деятельностью осуществляется с большими затратами физических и психических сил.
Необходимым внутренним условием адаптации является стратегическая цель личности; основной мотив, направленный на преодоление трудностей, неизбежных в процессе становления специалиста.
Согласно мнению М. Г. Гарунова, В. В. Краевского, П. И. Пидкасистого, Л. М. Фридман и др., если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безинициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной личностной деформации [3].
В обществе есть высоко, средне и низко адаптивные личности. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни [2].
Психолого-педагогическая адаптация к деятельности в военизированном образовательном учреждении имеет целью активный процесс включения курсанта в учебную деятельность, новое социальное окружение и особенности выбранной профессии.
В.Л. Марищук, А.Г. Ростунов и др. отмечали, что среди факторов, влияющих на адаптацию, особое место занимает состояние психологической готовности, как проявление мировоззренческой, профессиональной, эмоциональной, мотивационной и физиологической сторон личности [1].
Исходя из выше изложенного, можно сделать предположение что:
1. Компонентами адаптации являются: согласование оценок, притязаний индивида, реальных и потенциальных личных возможностей со спецификой учебного заведения.
2. Психолого-педагогическая адаптация является определяющим фактором в повышении интереса к учебе курсантов в военизированных учебных заведениях, т.к. способствует в более короткие сроки овладеть теорией и практикой в специфических условиях военно-педагогического процесса; созданию положительной мотивации личности курсантов к службе; формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
3. Психолого-педагогическая адаптация курсантов в условиях военно-учебного заведения - есть процесс поэтапного формирования профессионально значимых качеств личности сотрудника, обусловленных совокупностью взаимоотношений и взаимодействием педагогов и курсантов, способствующих профессиональному самовыражению и самореализации будущего специалиста.
Список литературы
1. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т. Ростунов. - Минск: Высшая школа, 1984.- 176 с.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 736 с.
3. Фридман Л.М. Психология воспитания / Л.М. Фридман. - М.: Сфера, 2000. - 208 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Щербина И.Е., психолог сектора психологического обеспечения, Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков
Понятие "самоубийство" и "суицид", в первую очередь необходимо отметить, что они являются синонимическими и в современной психологической науке имеют такое значение: суицид (от англ. suicide) -самоубийство, что делает человек в состоянии аффекта, фрустрации, под воздействием психических аномалий. Суицид - осознанный акт отхода из жизни под воздействием психотравмирующих ситуаций, за которую собственная жизнь как наивысшая ценность теряет смысл для данного индивида в силу личностных психических деформаций, социально-экономических и морально дестабилизировавших факторов [1].
Существуют много исторических исследований самоубийства, однако серьезные научные разработки появляются лишь в I половине XIX века. Одна из первых работ принадлежит известному французскому психиатру Е.Ескиролю, который обратился к обстоятельным патологоанатомическим исследованиям, доказав, что "самоубийство имеет все признаки умственной болезни, симптомом которой оно является" [2].
В соответствии с его концепцией, самоубийство не должно оцениваться ни из моральных, ни, тем более, из правовых позиций.
Характерной чертой науки XIX- начала XX века было стремление найти единственную и самую главную причину аутоагресивной поведения человека. При этом представители разных научных дисциплин пытались создать самостоятельную теорию, которая объясняет причины и сущность суицидальных проявлений.