ТЕСТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ
Черткова А.С., преподаватель Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
В настоящее время в сфере высшего профессионального образования все большую популярность приобретает тестовая форма контроля знаний. Это быстрый и эффективный способ контроля и оценки знаний, однако, с ростом интереса к тестированию возрастает количество некачественных тестов, которые могут неправильно и необъективно измерять уровень знаний обучаемых. Поэтому актуальной проблемой является оценка эффективности и надежности тестовой системы.
Под системой в теории надежности понимается совокупность элементов, объединенных конструктивно или функционально в соответствии с заданным алгоритмом взаимодействия при выполнении определенной задачи в процессе применения по назначению. Простая система может находиться только в двух состояниях: состоянии работоспособности (исправном) и в состоянии отказа. При отказе элемента простая система либо полностью прекращает выполнение своей функции, либо продолжает ее выполнение в полном объеме, если отказавший элемент резервирован [1].
Тестовая система как объект исследования надежности представляет собой простую не резервированную систему, состоящую из следующих элементов: компьютер, программное обеспечение и тесты. Перед тем как рассчитать систему на надежность нужно сформулировать понятие отказа для элементов. Для компьютера - это машинный сбой, поломка; для программного обеспечения - это сбой программы (то есть программа может выдавать разные результаты при повторных запусках из одних и тех же исходных данных); для тестов - неверная отметка - ошибка 1 рода (верный ответ признан неверным) и 2 рода (неверный ответ признан верным). Далее при расчетах будем подробнее останавливаться на третьем элементе системы - тестах.
Отказ любого из элементов ведет к отказу системы, следовательно, элементы в системе соединены последовательно. В этом случае вероятность безотказной работы (ВБР) системы, при условии, что отказы элементов независимы, равна
где Р1(1),Р2(I) - вероятность безотказной работы, соответственно, 1-го, 2-го и 3-го элементов.
ВБР Р(1) можно выразить через интенсивность отказов элементов
р_-СА1 ^^ х е~ -Сх е~
где А± (т), Я2 (т), Я3(т) - интенсивность отказов, соответственно, 1-го, 2-го и 3-го элементов.
Интенсивность отказов характеризует условную вероятность того, что объект откажет на интервале (0 + при условии, что он был работоспособен в начале интервала. Ее часто называют Я - характеристикой, которая показывает, какая часть объектов выходит из строя в единицу времени по отношению к среднему числу исправно работающих объектов. Характерная кривая интенсивности отказов объектов показана на рис. 1, из которого видно, что кривая изменения интенсивности отказов имеет три участка: период приработки (0 - период нормальной эксплуатации - период интенсивности износа и старения (;2 и далее). В период приработки выявляются отказы внезапного характера по вине создателей и изготовителей. В это время выявляются и исправляются ошибки в тестах, а также заменяются другие ненадежные элементы системы. Период нормальной эксплуатации характерен наименьшим количеством отказов и приблизительным постоянством интенсивности отказов. Третий период обусловлен таким значением износа и старения объекта, что его дальнейшая эксплуатация нецелесообразна. Это может быть, как и технический износ (поломка компьютера), так и «старение» теста. При повторном использовании одних и тех же заданий в одном и том же порядке возрастает вероятность запоминания последовательности верных ответов, что приводит к появлению ошибки второго рода, то есть к отказу элемента, а, следовательно, и всей системы.
Рис. 1
При расчете надежности систем с основным соединением элементов и учетом лишь внезапных отказов обычно принимают допущение о простейшем характере потока отказов. Так как поток отказов принимается стационарным, то
и
Вычисление других количественных характеристик безотказности системы в этом случае производится по следующим формулам: интенсивность отказов
средняя наработка до отказа
плотность распределения времени безотказной работы
Этот метод расчета целесообразно применять при окончательном расчете надежности системы, когда построены образцы объекта и экспериментально определены Л - характеристики элементов.
1. Ямпурин Н.П. Основы надежности электронных средств: учеб. пособие/ Н.П. Ямпурин, А.В. Баранова; под ред. Н.П. Ямпурина.- 2010. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 240 с.
АДАПТАЦИЯ, КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МЧС РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ
СИТУАЦИЯХ
Шуткин С.Н., доцент, Ипполитов В.В., преподаватель ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Особенности профессиональной деятельности сотрудников накладывают отпечаток на их психологическое состояние. Поэтому основной задачей образовательных учреждений является не только вооружить курсантов профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и научить применять их в той совокупности обстоятельств, положений и обстановок, в которых они оказываются при выполнении своих служебных обязанностей, а большинство таких ситуаций можно приравнять к экстремальным.
Специфика военизированных учебных заведений, прежде всего, проявляется в ограничении свободы и прав личности; регламентированном распорядке дня; соблюдении субординации; необходимости обращения с оружием; несении внутренней и караульной службы; умении стойко переносить все тяготы и невзгоды службы; готовности в любой момент выполнить служебно-боевые задачи.
Условия жизни и деятельности в военизированном учебном заведении существенно отличаются от прежнего образа жизни курсантов. В связи с чем необходима адаптация к этим условиям. Причем под категорию психологической адаптации попадают практически все аспекты адаптации курсантов к системе военизированного образования:
1.Адаптация непосредственно к учебному процессу (учебная адаптация). Она связана с требованиями учебных программ.
Список литературы