3. Психолого-педагогическая адаптация курсантов в условиях военно-учебного заведения - есть процесс поэтапного формирования профессионально значимых качеств личности сотрудника, обусловленных совокупностью взаимоотношений и взаимодействием педагогов и курсантов, способствующих профессиональному самовыражению и самореализации будущего специалиста.
Список литературы
1. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т. Ростунов. - Минск: Высшая школа, 1984.- 176 с.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 736 с.
3. Фридман Л.М. Психология воспитания / Л.М. Фридман. - М.: Сфера, 2000. - 208 с.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Щербина И.Е., психолог сектора психологического обеспечения, Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков
Понятие "самоубийство" и "суицид", в первую очередь необходимо отметить, что они являются синонимическими и в современной психологической науке имеют такое значение: суицид (от англ. suicide) -самоубийство, что делает человек в состоянии аффекта, фрустрации, под воздействием психических аномалий. Суицид - осознанный акт отхода из жизни под воздействием психотравмирующих ситуаций, за которую собственная жизнь как наивысшая ценность теряет смысл для данного индивида в силу личностных психических деформаций, социально-экономических и морально дестабилизировавших факторов [1].
Существуют много исторических исследований самоубийства, однако серьезные научные разработки появляются лишь в I половине XIX века. Одна из первых работ принадлежит известному французскому психиатру Е.Ескиролю, который обратился к обстоятельным патологоанатомическим исследованиям, доказав, что "самоубийство имеет все признаки умственной болезни, симптомом которой оно является" [2].
В соответствии с его концепцией, самоубийство не должно оцениваться ни из моральных, ни, тем более, из правовых позиций.
Характерной чертой науки XIX- начала XX века было стремление найти единственную и самую главную причину аутоагресивной поведения человека. При этом представители разных научных дисциплин пытались создать самостоятельную теорию, которая объясняет причины и сущность суицидальных проявлений.
«Понимание сложной биосоциальной природы этого явления и необходимости подходить к нему как к сложному междисциплинарному объекту изучения», - пишет А.Г. Амбрумова, - возникло не сразу [4].
С середины прошлого столетия, к выяснению привлекались знания из области психиатрии, антропологии, психологии, правоведения и социологии. Проблема самоубийств - одна из самых беспокойных и мучительных в истории развития человечества.
Во-первых, в центре внимания лежит ценность человеческой жизни, соотношение жизни и смерти человека. И если мы говорим о том, что человек не выбирает время, место и условия своего рождения, то вопрос, связанный со смертью он решает сам. Во-вторых, продолжается споры о возможностях совершения самоубийства и его моральной оценке. Позиции, занимаемые в обществе, разные и неоднозначные. В-третьих, из-за сложности данного явления существуют трудности в профилактической работе. Прежде всего, они связаны со специфичностью в суицидальных проявлениях, которая заключается в самобытности и многообразии самого человека.
Необходимость борьбы с суицидальными проявлениями происшествиями вытекает прежде всего из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей.
Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризе личности; под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями.
Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.
Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще внутренняя душевная напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание», появляется ощущение «потери смысла жизни». Невзирая на это, именно ретроспективный анализ позволяет дать объективную оценку предыдущим исследованием и эффективно использовать накопленные знания в современной науке и практике.
Психическое состояние накануне суицидальной попытки (равно как и завершенного суицида) бывает неоднородным, что обуславливается разнообразным сочетание индивидуально-личностных и ситуационных факторов, создающих множество вариантов.
Так, депрессивное состояние (в психологическом смысле) выявлено у 60% обследованных суицидентов. Оно характеризуется тяжелыми, мучительными эмоциями и переживаниями - тревогой, тоской, отчаянием. Влечения и волевая активность резко снижается. Почти всегда в различной
степени выражены ощущение собственной неполноценности, недееспособности и самоотрицания. Появляется чувство вины и нередко -потребность в самообвинении.
Суицидальный период заканчивается суицидальным актом, отличающимся полной аффективной охваченностью, суженностью сознания суицидента. Иногда наблюдается эмоциональная опустошенность и безразличие к происходящему [3].
Список литературы
1. Психология: Словарь // Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 2-е изд. - 494 с.
2. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. - М.: Новое литературное обозрение, 1999. с.32
3. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2002.- с. 42-44.
4. Амбрумова А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения // Комплексные исследования в суицидологии: Сборник научных трудов. - М., 1986. - с.7-25.