УДК 1 ББК 88
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЮЛИЯ ЮРЬЕВНА КОРНЕВА,
инспектор отдела учета, анализа и контроля качества учебного процесса Управления учебно-методической работы, адъюнкт заочной формы обучения кафедры юридической психологии Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология; эргономика E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье раскрывается понятие степени разработанности проблемы оказания психологической помощи в научной литературе.
Ключевые слова: научная литература, психологическая помощь, подразделения
Annotation. In article the concept of degree of a readiness of a problem of rendering psychological assistance of scientific literature reveals.
Keywords: scientific literature, psychological assistance, divisions
Оказание психологической помощи является частью психологического сопровождения профессионального становления личности. Последнее определяется исследователями как «составная часть профессионального образования, заключающаяся в психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни, коррекции деструктивных тенденций развития (кризисов, стагнации, конфликтов, деформаций), повышении адаптированности работника к социально-экономическим и технологическим изменениям, развитии у него позитивной профессиональной перспективы»1.
Эта задача реализуется в процессе деятельности личности и раскладывается на следующие пункты:
1. Психологическая помощь в течение всей профессиональной жизни человека.
2. Профессиональное психологическое консультирование.
3. Личностное развитие в процессе профессионального образования, психологические технологии профессионального роста.
4. Тестирование работников на профессиональную пригодность.
5. Профессиональная коррекция и реабилитация.
6. Подготовка к уходу из профессии.
Что касается задач психологического сопровождения в условиях вуза МВД, то они ограничиваются первыми тремя пунктами, так как реального осуществления профессиональной деятельности еще не происходит.
Понятие «психологическая помощь» более узкое по сравнению с понятием «психологическая работа», обозначая только ту психологическую работу, которая направлена лично на человека (не является организационной, методической и т.п. работой). Таким образом, курсант вуза МВД в контексте оказания ему психологической помощи выступает как «клиент» психологической службы, то есть как субъект, а не как объект какой-то деятельности.
В связи с актуальностью оказания психологической помощи в условиях вуза в последнее время происходит развитие психологических служб вузов, прежде всего в развитых странах. В США, например, психологическая служба в вузах получила наибольшее распространение — в той или иной форме ею охвачены практически все вузы и абсолютное большинство колледжей. Там же возник и первый самостоятельный консультативный центр (в 1932 г. в университете штата Миннесота)2.
В российских условиях общее руководство психологической службы возлагается на следующие структуры3:
• в сфере общего и профессионального образования — на соответствующее структурное подразделение Минобразования России (отдел психологической службы Министерства образования России);
• в сфере органов управления субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) — на первых заместителей начальников управлений народного образования;
• в сфере образовательного пространства районов, городов, районов в городах — на первых заместителей руководителей муниципальных органов управления образованием, а при их отсутствии в штатном расписании — на соответствующих специалистов;
• в образовательных учреждениях любого типа и профиля (первичное звено Службы) — на их первых руководителей.
Психологические службы вузов организованы по принципам двойного подчинения — по административной и профессиональной линии.
Административное управление осуществляется отделами службы практической психологии федерального уровня, республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями учреждений образования. Деятельность этих структурных единиц направлена на определение стратегии развития и функционирования Службы на соответствующем уровне, создание необходимых для этого условий, координацию работы всех ее звеньев.
Профессиональное руководство осуществляется через сеть специальных психологических учреждений разного уровня: районных, областных, городских и региональных центров, научно-методических кабинетов, профессиональных ассоциаций и советов.
Деятельность Службы, как правило, осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими соответствующую квалификацию в области детской, возрастной и педагогической психологии, имеющими диплом государственного образца.
При этом организация психологической помощи является только одной из задач психологической службы вуза. Другие ее задачи могут быть следующими:
• анализ психологического климата в коллективах и причин часто возникающих психологических трудностей в общении и сотрудничестве;
• проведение тестовых обследований;
• составление рекомендаций по психологической работе для руководства вуза.
Психологическая служба образовательных учреж-
дений МВД России состоит из следующих уровней:
Аппарат управления и организации деятельности психологической службы — в настоящее время представлен отделом организации психологической работы УОРЛС ДГСК МВД (управление по работе с личным составом департамента кадрового обеспечения министерства внутренних дел) России.
Подразделения психологического обеспечения ведомственных вузов.
Психологи и группы психологического обеспечения филиалов и факультетов образовательных учреждений.
Согласно приказу МВД России №212 «Положение о группе психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения МВД России», группа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса является подразделением образовательного учреждения МВД России, решающим задачи профессиональной ориентации кандидатов на учебу, отбора абитуриентов, их адаптации к условиям обучения и служебной деятельности, оказания помощи в воспитании и развитии личности слушателей (курсантов). Научно-методическое руководство деятельностью группы осуществляется Методическим Центром профессионального образования и координации научных исследований при Главном управлении кадров МВД России.
Специфика профессиональной деятельности полиции привносит в содержание и организацию психологической службы вуза МВД ряд особенностей.
Ее специалисты в связи с ведомственным характером их работы отделены от гражданских специалистов в той же области.
В отличие от деятельности гражданского психолога, который действует исходя из пожеланий клиента, психологическая служба действует в вузе МВД обязательно.
Гражданские методики требуют обязательной адаптации при применении их в МВД РФ.
Деятельность любого подразделения ОВД регламентирована жесткими нормативами, и таким образом, взаимодействие психолога с курсантами осуществляется в строго формализованных условиях.
В зависимости от вуза, а также от характера вменяемых психологической службе задач, в ее состав могут входить как профессиональные психологи консультанты, так и преподаватели, которые сочетают работу консультанта с чтением учебных курсов. Работа психологической службы тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и поэтому сталкивается, прежде всего, с проблемами курсанта, непосредственно связанными с текущей ситуацией их личностного развития и деятельности.
Наряду с этическими принципами и нормами, зна-
чимыми для всех, психолог высшего учебного заведения обязан согласно должностным инструкциям:
• держать в тайне сообщаемую ему личную информацию;
• использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса;
• предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе;
• оставлять человеку свободу выбора;
• способствовать осознанию человеком того, что он сам является причиной своих достижений;
• использовать психологические техники, адекватные состоянию данного человека.
Психологическая помощь осуществляется, главным образом, в двух формах: через консультирование курсантов и преподавателей и профессиональную ориентацию курсантов. При этом профессиональная ориентация состоит из выявления индивидуальных особенностей курсантов для коррекции профессионального выбора. Консультирование может касаться собственно проблем обучения (трудности с усвоением материала, формированием учебных навыков, организацией учебной деятельности и т.п.) и личностных проблем, как внешних, так и внутренних. Применительно к профессиональной деятельности психологическое консультирование определяется исследователями как «оказание помощи личности в самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному, профессиональному росту и саморазвитию»4.
Практики психологической помощи, применяемые для реализации данных задач, описываются в различной психологической литературе следующим образом5:
Психологическая профилактика — содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем, неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений.
Психологическое консультирование — оказание помощи личности в самопознании, адекватной самооценке, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных
деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом.
Психологическая коррекция — активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных социально-экономических условиях.
Психологическая реабилитация — процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при обеспечении необходимых условий во внешней среде (социальной, психологической, природной). Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий. Главное в реабилитации — правильное определение предмета и реструктуризация виртуальных атрибутов личностных жизненных смыслов. Процесс реабилитации предполагает, как правило, проведение процедуры профотбора, профконсультации и профориентации, которая сводится к поиску соответствия между личностными и профессиональными качествами кандидата и требованиями профессии. Средства решения задач профориентации достаточно развиты и включают в себя составление профессиограмм для различных видов деятельности, индивидуальное социопсихологическое и психологическое обследование кандидатов, систему обучения и переподготовки и т.п.
В ВУЗах МВД психологическая помощь курсантам оказывается систематически и целеустремленно, с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого.
Рассмотрим основные уровни психологической помощи в ВУЗе МВД, они следующие:
Уровень применения специализированных методов и процедур психологического изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированными специалистами, имеющими соответствующее психологическое образование и опыт деятельности.
Уровень мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках традиционной организаторской деятельности, воспитательной работы и обучения личного состава и на основе учета информации, полученной от психолога.
Основными видами и методами психологической помощи в вузе МВД являются психопрофилактика и психогигиена, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация.
Как показывает опыт, в качестве методов психологической помощи в вузе используются следующие6:
• совет;
• тренировка или специальное обучение, в том числе тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития, самоуправления и саморегуляции;
• интерпретация конфликтной ситуации;
• разъяснение сути психологической проблемы консультируемому;
• увещевание, осуждение, проявление симпатии;
• ретроспекция профессиональной жизни (метода психобиографии);
• мониторинг социально-профессионального развития;
• проектирование альтернативных сценариев профессиональной жизни;
• интервью;
• психологическое тестирование и диагностика;
• групповые дискуссии и т.п..
Основными направлениями в психопрофилактике являются:
Профилактика психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих курсанта (изменение обстановки, условий жизни, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т.п.).
Психологическая профилактика возможных отклонений в «группе риска», прогнозируемых в ходе психодиагностики.
Психопрофилактика способствует совершенствованию стиля учебно-профессиональной деятельности курсантов. Усвоение психологически выверенных норм межличностного общения позволяет формировать положительное отношение всех членов коллектива к общим и групповым ценностям вуза.
Если в результате психодиагностики у курсанта были выявлены отклонения от психологической нормы, психологическая служба, через психологов проводит психокоррекцию.
Методы психокоррекции направлены на развитие коммуникативных способностей курсантов, их рефлексивных навыков (умения анализировать поведение и состояние членов студенческой группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на учебно-профессиональную ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных референтных группах7. В качестве основных методов психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии8.
Немаловажную роль при психологической помо-
щи играет и просветительская работа в области психологии. При проведении психолого-просветительской работы используются лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения героев.
Очень часто бывает так, что курсанты, у которых существуют неразрешенные проблемы, нуждаются не в общих психологических знаниях, хотя и они немаловажны, а в конкретном совете психолога: как вести себя в той или иной ситуации, как справиться с возникающими психологическими трудностями, как построить взаимоотношения с кем-либо по своему замыслу и др. Именно в таких случаях необходима психологическая консультация.
Важное место в деятельности психолога вуза занимает посредническая работа в межличностных и межгрупповых конфликтах. Хорошо организованная работа по диагностике и анализу социально-психологического климата в каждой учебной группе позволяет вовремя принимать профилактические меры для предотвращения конфликтных ситуаций. В том случае, если конфликт не удалось предотвратить, наличие всей полноты информации делает его управляемым, дает возможность получить позитивный результат9.
Основные направления и формы психологической помощи обобщены нами в таблице 1.
Психологическая помощь, коррекция поведения и личностных черт необходимы при уже возникших психологических проблемах. Но еще важнее предотвращать их появление, таким образом, актуальной становится превентивная работа психологической службы.
Очевидно, что в первую очередь психологическая помощь должна оказываться курсантам, переживающим трудности профессионального развития и конфликты профессионального самоопределения. Следует заметить, что трудности профессионального развития зачастую сопровождается внутриличност-ными конфликтами. Внутриличностные конфликты в отличие от межличностных человеком не всегда осознаются. Как правило, они проявляются в виде астенических эмоциональных переживаний, подавленного настроения, фрустрации, повышенной раздражительности, агрессивности, тревожности и др. Симптомы эмоционального неблагополучия побуждают человека к поиску путей снятия психического напряжения. Разрешение внутриличностного конфликта профессионального самоопределения требует высокой психологической компетентности и не всегда под силу самому человеку, что обуславливает необходимость использования специальных психологических служб с профессиональными психологами.
Таблица 1
Направления и мероприятия психологической службы вуза МВД
Направление деятельности службы Примеры планируемых мероприятий
Прикладная психодиагностика Подготовка и разработка диагностических материалов с целью изучения процесса адаптации первокурсников; составление программы социально-психологической адаптации первокурсников и пр.
Психокоррекционная и развивающая работа Составление программы коррекции неблагоприятных психоэмоциональных состояний курсантов; проведение коррекционных и тренинговых занятий для неадаптированных курсантов; разработка методического пособия для психологов по адаптации первокурсников к обучению в вузе и т.д.
Психологическое просвещение Составление социально-психологического портрета курсанта; проведение проблемных лекций и обучающих семинаров для курсантов и др.
Психологическое консультирование Подбор материалов по темам индивидуальных консультаций курсантов; — проведение индивидуальных консультаций.
Социально-диспетчерская деятельность Взаимодействие с другими службами города (наркологическим диспансером, поликлиникой и пр.)
Возможные варианты преодоления внутрилич-ностных конфликтов профессионального самоопределения, которые может предложить психологическая помощь курсантам:
• развитие психологической компетентности.
• повышение профессиональной активности
• повышение своей квалификации.
• самосохранение профессиональной целостности личности.
Таким образом, анализ научной литературы по проблеме показывает:
1. Этой проблемой занималось большое количество как отечественных, так и зарубежных авторов.
2. Оказание психологической помощи неотъемлемо от професионального становления личности, в связи с чем оно особенно актуально в условиях вуза, что обуславливает и бурное развитие психологических служб вузов в наше время.
3. Специфика профессиональной деятельности полиции привносит в содержание и организацию психологической службы вуза МВД ряд особенностей: наличие отдельных специалистов, обязательность этой службы, строго формализованные условия ее работы.
4. Психологическая помощь осуществляется, главным образом, в двух формах: через консультирование курсантов и преподавателей и профессиональную ориентацию курсантов.
1 Психология профессионального образования [Электронный ресурс] : конспект лекций / Н. В. Гафурова, В. И. Лях, Е. В. Феськова и др. — Электрон. дан. (3 Мб). — Красноярск : ИПК СФУ 2009. — с. 10
2 Укке Ю. В. Психологическая служба в зарубежных вузах / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. — М., 1993. — с. 5
3 Положение о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации. URL: http://intellect26. ra/obrazovatelnyy-protsess/psihologicheskaya-sluzhba/polozhenie-o-sluzhbe-prakticheskoi-psihologii-v-sisteme-obrazovaniya-rossiiskoi-federacii.html
4 Психология профессионального образования [Электронный ресурс] : конспект лекций / Н. В. Гафурова, В. И. Лях, Е. В. Феськова и др. — Электрон. дан. (3 Мб). — Красноярск : ИПК СФУ 2009. — с. 45
5 Например: Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е изд. — М.: Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.
6 Укке Ю. В. Психологическая служба в зарубежных вузах / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. — М., 1993. — с. 205
7 Рабочая книга практического психолога: Технология эффек-тивной профессиональной деятельности (пособие для спе-циалистов, работающих с персоналом). — М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — с. 24
8 Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — с. 105-106
9 Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. — М.: Ижица, 2002. — с. 201