Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ЛИНГВИСТОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ЛИНГВИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / TEACHING METHODS / PSYCHOLOGICAL TRAINING / CREATIVITY TRAINING / CREATIVE POTENTIAL OF PERSONALITY / MOTIVATIONAL COMPONENT OF CREATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Г. В., Татаурова Е. М.

В статье анализируются традиционные и нетрадиционные активные методы обучения. Рассматривается структура иноязычного коммуникативного тренинга. Особое внимание уделяется психологическому тренингу как эффективному методу развития коммуникативных умений, а также творческого потенциала студентов - будущих педагогов-лингвистов. Приводятся результаты исследования влияния тренинга креативности на развитие мотивационно-ценностного компонента творческого потенциала обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING AS AN EFFECTIVE METHOD FOR THE DEVELOPMENT OF THE MOTIVATIONAL-VALUE COMPONENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS - FUTURE PEDAGOGUES-LINGUISTS

The article deals with traditional and non-traditional active teaching methods. The difference and structure of foreign language communicative training are described. Special attention is paid to psychological training as an effective method of developing students, communication skills and a method of developing the creative potential of students-future teachers of linguists. The results of the study of the creativity training influence to the development of the motivational and value component of the creative potential of students-future teachers of linguists are presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ЛИНГВИСТОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ЛИНГВИСТОВ

Г. В. СОРОКОУМОВА, доктор психологических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова galsors@mail.ru

Е. М. ТАТАУРОВА, ассистент кафедры методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова kate_tataurova @yahoo.com

В статье анализируются традиционные и нетрадиционные активные методы обучения. Рассматривается структура иноязычного коммуникативного тренинга. Особое внимание уделяется психологическому тренингу как эффективному методу развития коммуникативных умений, а также творческого потенциала студентов — будущих педагогов-лингвистов. Приводятся результаты исследования влияния тренинга креативности на развитие мотивационно-ценностного компонента творческого потенциала обучающихся.

The article deals with traditional and non-traditional active teaching methods. The difference and structure of foreign language communicative training are described. Special attention is paid to psychological training as an effective method of developing students, communication skills and a method of developing the creative potential of students-future teachers of linguists. The results of the study of the creativity training influence to the development of the motivational and value component of the creative potential of students-future teachers of linguists are presented.

Ключевые слова: методы обучения, психологический тренинг, тренинг креативности, творческий потенциал личности, мотивационныш компонент творческого потенциала

Key words: teaching methods, psychological training, creativity training, creative potential of personality, motivational component of creative potential

Творческий потенциал личности представляет собой «системное, интегральное качество, которое дает возможность личности созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно» [10, с. 91].

Все структурные компоненты творческого потенциала личности (мотивацион-ный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой, духовно-нравственный) тесно взаимосвязаны [2] и требуют целенаправленного развития [10]. Основы профессионализма закладываются в процессе обучения в вузе, поэтому в данный период необходимо уделять особое внимание развитию творческого потенциала обучающихся. Важную роль в этом играет мотивационно -ценностный компонент.

По мнению И. В. Бичевой, «мотива-ционно-ценностный компонент отражает стремление обучающихся к позитивным преобразованиям, проявлению активности и устремленности, самореализации и саморазвитию как непрерывному процессу творческого совершенствования в будущей профессии...» [2, с. 75].

Именно мотивационно-ценностный компонент является стержневым в структуре творческого потенциала личности [10]. Проблема развития творческого потенциала связана в первую очередь с поиском оптимальных методов развития мотивационно-ценностного компонента. Однако исследования, посвященные этому вопросу, отсутствуют [3].

Целью статьи является изучение эффективных методов развития мотиваци-онно-ценностного компонента творческого потенциала студентов — будущих педагогов-лингвистов.

Развитие творческого потенциала будущих педагогов в процессе обучения требует использования разнообразных методов как традиционных, так и нетрадиционных (активных, инновационных, интерактивных). Традиционные методы обучения имеют свои недостатки, такие как усредненные темп изучения матери-

ала и объем знаний, усваиваемых студентами; большое количество знаний, получаемых в готовом виде; увеличение нагрузки на память, отсутствие формирования профессиональных умений и навыков и др. В результате использования только традиционных методов обучения студенты перестают анализировать и размышлять; не умеют самостоятельно находить творческие решения профессиональных ситуаций и др. [9, с. 75].

Нетрадиционные, или активные, методы позволяют приблизить учебный процесс к практической профессиональной деятельности, преобразовать учебную деятельность студентов в учебно-профессиональную, что является существенным фактором его развития как будущего специалиста. При освоении учебных дисциплин важно не только формировать знания, умения и навыки, но и развивать творческий потенциал личности будущего педагога [7, с. 76].

Одной из эффективных технологий иноязычного обучения, применяемых для развития творческого потенциала будущих педагогов-лингвистов на языковых предметах, является иноязычный коммуникативный тренинг, представляющий собой социально-развивающую технологию, направленную на активное развитие умений диалогической речи в процессе интенсивного субъект-субъектного взаимодействия.

Являясь разновидностью педагогической технологии, иноязычный коммуникативный тренинг обладает рядом общих для данной педагогической категории характеристик, среди которых выделяют концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Однако, в отличие от обычного тренинга, иноязычный коммуникативный тренинг имеет следующие особенности:

При освоении учебных дисциплин важно не только формировать знания, умения и навыки, но и развивать творческий потенциал личности будущего педагога.

На занятиях по психологическим дисциплинам мы используем элементы психологических тренингов, которые играют важную роль для развития у студентов социальной перцепции; творческого потенциала и креативности как важной составляющей профессионализма.

3 направлен на развитие не только общих коммуникативных умений, но и специальных умений коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон общения будущих педагогов-лингвистов;

3 способствует активной вторичной социализации личности в иноязычном социуме;

3 средством достижения цели обучения выступает не родной, а иностранный язык.

Отталкиваясь от основных принципов технологии action learning [4] и базовых обучающих циклов, лежащих в основе любого тренинга, мы выделили следующие этапы иноязычного коммуникативного тренинга:

3 вводно-ознакомительный;

3 первичного анализа коммуникативной ситуации;

3 поиска эффективных способов осуществления диалогического взаимодействия;

3 развития умений диалогической речи на микроуровне;

3 развития умений диалогической речи на макроуровне;

3 рефлексии.

На вводно-ознакомитепьном этапе студенты получают от преподавателя информацию о целях, задачах, планируемых результатах и формах предстоящей работы на данном занятии. Одновременно с этим они делятся своими ожиданиями от предстоящего занятия и планируют результаты совместной деятельности.

На этапе первичного анализа коммуникативной ситуации студентам предлагаются к рассмотрению примеры межличностного взаимодействия, демонстрирующие различные модели социально-коммуникативного поведения страны изучаемого языка. Коммуникативные ситуации предъявляются ментором в виде аутентичных видеофраг-

ментов, аудиозаписей, текстового материала или иллюстраций. Ознакомившись с полученным материалом, студенты письменно отвечают на серию тестовых вопросов. После выполнения теста проводится мини-дискуссия, на которой участники обмениваются мнениями.

На этапе обобщения полученных данных ментор подводит итоги, выделяет компоненты умений, необходимые для дальнейшего развития.

Этап поиска эффективных способов осуществления коммуникативного взаимодействия направлен на замену усвоенных ранее неэффективных способов иноязычной деятельности в различных ситуациях межличностного взаимодействия на новые, учитывающие социальный компонент, то есть более эффективные.

На этапе развития умений коммуникативной компетенции на микроуровне предполагается отработка усвоенных на предыдущем этапе моделей социально-коммуникативного поведения в инвариантных учебно-речевых ситуациях межличностного взаимодействия.

На этапе развития умений коммуникативной компетенции на макроуровне создаются условия для активного применения усвоенных на предыдущем этапе моделей социально-коммуникативного поведения в различных вариативных ситуациях иноязычного общения, максимально приближенных к реальным условиям коммуникации.

На этапе рефлексии студенты — будущие педагоги-лингвисты обмениваются мнениями о ходе и результатах проведенного иноязычного коммуникативного тренинга, отмечают наиболее запомнившиеся и понравившиеся моменты.

На занятиях по психологическим дисциплинам мы используем элементы психологических тренингов, которые играют важную роль для развития у студентов социальной перцепции; творческого потенциала и креативности как важной составляющей профессионализма, а также коммуникативных умений и навыков —

устанавливать контакт, слушать и слышать, понимать и при необходимости корректировать эмоциональное состояние партнера по общению, аргументировать свою позицию и др. [9].

Ключевыми задачами психологических тренингов являются:

3 осмысление участниками личностных возможностей и ограничений;

3 освоение студентами умений и навыков, необходимых для профессионального общения;

3 интериоризация умений и навыков — «присвоение» их участниками тренинга;

3 перенос умений и навыков в профессиональную деятельность и личную жизнь;

3 формирование способности выбирать умения и навыки, конгруэнтные профессиональной ситуации и особенностям партнера [9].

Для достижения поставленных целей и решения задач конкретного тренинга мы используем разнообразные методы:

3 неимитационные активные методы (элементы «мозгового штурма», игровые упражнения), их отличительной особенностью является отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности;

3 имитационные игровые методы (деловые игры, ролевые игры) [6];

3 мини-лекции — краткое представление участникам информационного материала по изучаемой проблеме, сопровождающееся слайдовыми презентациями, видеосюжетами, аудиозаписями;

3 групповые дискуссии — совместное обсуждение участниками исследуемых на тренинге проблем, целью которого является формулирование общего решения, учитывающего мнения и интересы всех участников тренинга;

3 психогимнастические упражнения — конкретные задания, предназначенные для практической отработки конкретных умений и навыков, формируемых в рамках тренинга, игровые симуляции — упражне-

ния, связанные с отработкой практических умений и навыков путем включения участников в искусственно смоделированные игровые ситуации, психологические задачи и др. [9];

3 элементы эдью-тейнмента [7].

Под эдьютейнментом мы понимаем особый метод обучения, который «основывается на визуальном материале, повествовании, современных психологических приемах, игровом формате, информационных и коммуникационных технологиях, целью которого является максимальное облегчение анализа событий, поддерживание эмоциональной связи с объектом обучения, привлечение и длительное удерживание внимания обучающихся» [7, с. 31].

Также для развития творческого потенциала и активизации личностных ресурсов мы используем технологию X. Алиева «Ключ», которую автор называет «прорывной» [1]. Этот метод применяется для снятия психологических зажимов, воспитывает самообладание, повышает уверенность в себе и раскрывает творческий потенциал личности.

Одним из самых эффективных с точки зрения формирования профессиональной личности будущего педагога-лингвиста является тренинг креативности. Креативность педагога — это способность к конструктивным, нестандартным профессиональным решениям, которая проявляется в быстроте, гибкости, точности, оригинальности мышления, богатом воображении, самообладании и уверенности в себе в любой профессиональной ситуации.

Как считает С. И. Макшанов, тренинг креативности способствует развитию умений находить оптимальные, нестандартные решения и способ поведения в новых, необычных условиях, более эффективные, по сравнению с общепринятыми, способы поведения в стандартных ситуа-

Одним из самых эффективных с точки зрения формирования профессиональной личности будущего педагога-лингвиста является тренинг креативности.

циях [5]. Работа на тренингах строится на принципах активного обучения и предусматривает предоставление студентам необходимой информации, а также их участие в психогимнастических играх, практических упражнениях, ролевых играх (с использованием видиотехники) и анализе видиоматериалов [9].

Об эффективности тренинга креативности, направленного на развитие творческого потенциала студентов — будущих педагогов-лингвистов, можно судить по результатам исследования мотивационно-ценностного компонента творческого потенциала личности.

Исследование проводилось на базе НГЛУ им. Н. А. Добролюбова в 2019 году. В нем приняли участие студенты 1 -го курса факультета английского языка, всего 200 человек (100 студентов составили экспери-

ментальную группу (ЭГ), 100 студентов — контрольную группу (КГ)).

Мы использовали опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина [8]. Сравнительный анализ представляет собой соотнесение данных, полученных в группе студентов до и после участия в тренинге креативности.

Данные представлены в обобщенном виде — на основе сравнительного анализа и проверки статистической значимости различий в процентных распределениях студентов по уровням развития и средних уровневых показателях (СУП) без приведения «сырых» данных.

В таблице отражены данные о распределении будущих педагогов-лингвистов экспериментальной группы по уровням развития некоторых, на наш взгляд, наиболее важных ценностных ориентаций.

Процентное распределение студентов ЭГ по уровням развития ценностных ориентаций до и после участия в тренинге креативности (М =100 студентов)

Мотивационно-ценностный компонент творческого потенциала личности Терминальные ценности Уровни развития ценностных ориентаций Средние уровневые показатели

высокий средний низкий

до после до после до после до после

Креативность 10 40 ** 45 45 45 15 ** 1,78 2,40 **

Активные социальные контакты 12 20 * 59 52 39 28 * 1,76 2,42 **

Саморазвитие 15 32 ** 55 46 25 12 * 1,87 2,38 **

Значимость различий: *р < 0,05; **р < 0,01

Результаты исследования свидетельствуют о позитивном влиянии тренинга креативности на динамику развития ценностных ориентаций. Так, высокий уровень креативности до участия в тренинге был выявлен только у 10% студентов. После участия в тренинге 40 % студентов продемонстрировали высокий уровень развития креативности. Высокий уровень стремления к саморазвитию до участия в тренинге был выявлен только у 15 % обучающихся. После участия в тренинге высокий уровень показали уже 32 % студентов.

Данные таблицы позволяют рассчитать изменения средних уровневых показателей (СУП) измеряемой способности, что хорошо иллюстрирует динамику развития ценностных ориентаций студентов — будущих педагогов-лингвистов. В соответствии с процедурой расчета СУП = (а + в + 3с) : 100, где а, в, с — процентные показатели способности, получаем СУПэг: для терминальных ценностей: креативность — 2,4 против 1,78 до участия в тренинге; активные социальные контакты — 2,42 против 1,76 до участия в тренинге и саморазвития — 2,38 против 1,87

до участия в тренинге. Значимость наблюдаемых различий достаточно высокая (р < 0,01).

При сравнительном анализе результатов вторичной диагностики мотиваци-онно-ценностного компонента творческого потенциала будущих педагогов-лингвистов можно сделать следующие выводы.

3 У студентов ЭГ произошли существенные изменения по показателям моти-вационно-ценностного компонента (в показателях студентов КГ изменений нет), что подтверждает тезис об эффективном влиянии тренинга креативности на развитие мотивационно-ценностного компонента творческого потенциала будущих педагогов-лингвистов.

3 Полученные данные указывают на значительный рост показателей креатив-

ности, активных социальных контактов и студентов ЭГ (различия статистически значимы: р < 0,05, р < 0,01).

3 Данные диагностики КГ свидетельствуют о том, что без специальной целенаправленной тренинговой работы сформировать у студентов мотивационно-цен-ностный компонент творческого потенциала личности достаточно сложно.

Тренинг креативности позитивно сказался на развитии мотивационно-ценност-ного компонента творческого потенциала студентов.

Результаты исследования позволяют говорить о психологическом тренинге как об эффективном методе развития моти-вационно-ценностного компонента творческого потенциала студентов — будущих педагогов-лингвистов.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Алиев, X. Метод «Ключ» / X. Алиев. — URL: https://bestlavka.ru/metod-klyuch-hasaya-alieva-dlya-snyatiya-stressa.

2. Бичева, И. Б. Развитие педагогического творчества будущего педагога / И. Б. Бичева, С. В. Десятова, И. А. Царева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 1 (25). — С. 73—77.

3. Веремейчук, А. Л. Ценностный, мотивационный и когнитивный компоненты развертывания креативных способностей кадров российской государственной гражданской службы / А. Л. Веремейчук // Научная мысль Кавказа. — 2015. — № 1. — С. 53—57.

4. Демьяненко, В. Обучение действием — Action Learning (R. Revans) / В. Демьяненко. — URL: http:// ibcm.biz/ обучение-действием-action-learning-r-revans/.

5. Макшанов, С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности : дис. ... докт. психол. наук / С. И. Макшанов. — СПб., 1998. — 322 с.

6. Миэринь, Л. А. Современные образовательные технологии в вузе : учеб.-метод. пособие / Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. — СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. — 169 с.

7. Сапух, Т. В. Применение технологии «Эдьютейнмент» в образовательной среде университета /Т. В. Са-пух// Вестник ТГПУ. — 2016. — № 8 (173). — С. 30—34.

8. Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей / И. Г. Сенин // Детский психолог. — 1995. — № 7. — С. 28—43.

9. Сорокоумова, Г. В. Использование современных активных методов обучения на занятиях по психологическим дисциплинам / Г. В. Сорокоумова // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2018. — С. 71—79.

10. Сорокоумова, Г. В. Системный подход к пониманию творческой личности педагога и механизма ее развития / Г. В. Сорокоумова // Интеграция образования. — 2010. — № 2. — С. 90—95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.