Научная статья на тему 'Психологический тренинг как метод развития профессиональных качеств студентов - будущих психологов'

Психологический тренинг как метод развития профессиональных качеств студентов - будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE METHODS OF TRAINING / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL QUALITIES / КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / COMMUNICATIVE SKILLS / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / METHODICAL TOOLS / ЭТАПЫ ТРЕНИНГА / TRAINING STAGES / ИССЛЕДОВАНИЕ / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Галина Вениаминовна

В статье предлагается анализ одного из самых эффективных методов обучения метода психологического тренинга: роль тренинга в развитии профессиональных качеств будущих психологов, ключевые задачи тренинга, принципы и методические средства тренинга, структура тренинга, задачи тренера на каждом этапе и наиболее эффективные методы групповой работы. Также в статье проанализированы результаты влияния тренинга эффективного общения на развитие коммуникативных качеств студентов будущих психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL TRAINING AS A METHOD OF DEVELOPMENT THE STUDENTS’ (FUTURE PSYCHOLOGISTS’) PROFESSIONAL QUALITIES

The article presents the analysis of one of the most effective methods of training the method of psychological training: the role of training in the development of the professional qualities of future psychologists, the key objectives of training, the principles and methods of training, training structure, coach tasks at each stage and the most effective methods of group work The article also analyzes the influence of the effective communication training on the development of communicative qualities of students future psychologists.

Текст научной работы на тему «Психологический тренинг как метод развития профессиональных качеств студентов - будущих психологов»

сантов в системе непрерывного обучения. Сборник научных статей. - СПб: ВИФК, 1993. - С. 43-45.

7. Фёдоров В. Г. Научно-теоретические основы построения физической подготовки курсантов вузов в системе непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. - СПб: ВИФК, 1994. - С. 11-15.

8. Фёдоров В. Г. Систематизация профильных компетенций специалистов физической культуры. Сборник научных статей. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб, 2010. - С. 12-18.

9. Фёдоров В. Г. Фундаментальность знаний как основа взаимосвязи различных звеньев системы непрерывного военно-физкультурного образования. -СПб: ВИФК, 1993. - С. 138-141.

10. Шейченко В. А. Перспективы развития непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. СПб: ВИФК, 1994. - С. 3-6.

Сорокоумова Г.В.

психологический тренинг как метод развития профессиональных качеств студентов - Будущих психологов

Профессия психолога относится к одной из самых сложных и многофункциональных, требующая не только профессиональных знаний и умений, но и развитие качеств личности, в первую очередь, профессиональных коммуникативных качеств. Многочисленными исследованиями доказано, что высокий уровень коммуникативных качеств студентов - будущих психологов является залогом их дальнейшего профессионализма и профессиональной компетентности [10].

Традиционные методы обучения, такие как лекция, беседа, семинарское занятие и др. имеют существенные недостатки, снижающие эффективность усвоения учебного материала: усредненный темп изучения материала, усредненный объем усваиваемых знаний, преобладание нагрузки на память, объективные предпосылки для рассеивания внимания, неумение «думать» и находить самостоятельные творческие решения в нестандартных ситуациях и др. Поэтому всё чаще в учебно-воспитательном процессе используются групповые и тренинго-вые формы обучения, активные или нетрадиционные методы обучения.

Нетрадиционные методы обучения учат думать и добывать самостоятель-

но нужные знания, ориентироваться в динамично изменяющемся мире, самостоятельно решать возникающие проблемы и оценивать принятые решения.

Так, Л.А. Миэринь, Н.Н. Быкова, Е.В. Зарукина дают такое определение «АМО можно определить как методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач» [5, с.86] и далее «.. .современные АМО как методы, направленные на активизацию мышления обучающихся, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие: активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся; повышать результативность учебного процесса; формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы» [5, с.88].

Отличительными особенностями нетрадиционных методов обучения авторы называют целенаправленную активизацию мышления, повышенную мотивацию, самостоятельность и эмоциональность обучающихся, активность обучающихся и преподавателей, свободный обмен мнениями и др [5].

Л.А. Миэринь, Н.Н. Быкова, Е.В. Зарукина предлагают такую классификацию активных методов обучения:

- неимитационные активные методы: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, «мозговой штурм», групповые консультации, игровые упражнения, презентации, олимпиады, научно-практические конференции и лабораторные опыты;

- имитационные активные методы (отличительная особенность - наличие модели изучаемого процесса или деятельности (коллективной или индивидуальной): к имитационным неигровым методам относят: case-study, имитационные упражнения, групповой и индивидуальный тренинг, где учебный процесс приближается к практической профессиональной деятельности, происходит преобразование учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную деятельность [6]; к имитационным игровым методам относят: деловые игры, ролевые игры, проектирование и др.

Психологический тренинг является одним из эффективных методов обучения, используемый не только в учебной, но и профессиональной деятельности.

Специфика тренинговой работы предполагает обязательное выполнение принципов, которые создают необходимые условия работы группы. И. Вачков, Н.В. Володько, С.И. Макшанов, Г.В. Сорокоумова и др. выделяют

- «принципы создания среды тренинга: системную детерминацию, реалистичность, избыточность;

- «принципы поведения участников тренинга» [3]: принцип творческой активности - установка на готовность включаться в активные действия, принцип исследовательской позиции - открытие психологических закономерностей, осознание своих личностных ресурсов, возможностей, индивидуальных особенностей;

- «принцип партнёрского (субъект-субъектного) общения, при котором учитываются интересы, чувства, переживания всех участников взаимодействия, принцип акцентирования языка чувств, принцип общения «здесь и сейчас», принцип персонификации высказываний - отказ от безличных речевых форм и высказывание от своего имени» [8];

- организационные принципы: физическая закрытость, пространственно-временная организация, принцип комплектования группы (гомогенность-гетерогенность) [3];

- этические принципы: принцип конфиденциальности, соответствие заявленных целей содержанию, ненанесение ущерба - психологическая безопасность [3].

Отличительной особенностью тренингов является применение методических средств (техник), которые позволяют решить ключевые задачи тренинга: осмыслить возможности и ограничения, освоить новые умения и навыки, инте-риоризировать и генерализировать новые умения и навыки.

В таблице 1 представлены методические средства (техники), которые применяются в различных видах тренингов.

Таблица 1.

«Методические средства психологического тренинга» [3]

Название Техники представления информации Имитационные техники Техники моделирования профессиональной среды

Цель Получение и осознание информации Тренировка в безопасных условиях Перенос навыков в профессиональную деятельность

Примеры Лекции Систе матизиро ванные обзоры Программированные инструкции Групповые дискуссии Рисуночные методики Ролевые игры Деловые игры Психогимнастические упражнения Техники социодраммы Медитативные техники Мозговой штурм Сase-study Выполнение заданий с реальными рисками Выполнение конкретных профессиональных процедур Кратковременные ротации

Методические требования Новизна информации Представление информации в разных модальностях Адекватность цели и задачам тренинга Реальная профессиональная деятельность

Выбор методического средства зависит от рефлексии тренером цели, которая решается в ходе занятия и от этапа тренинга. Структура любого тренинга

включает несколько этапов.

Первый этап - этап создания работоспособности. Основными задачами тренера на этом этапе являются: диагностика группы в целом и каждого участника, акцентирование профессиональной и личной значимости поставленных целей, создание реалистичных представлений о содержании работы, создание условий для активного включения всех участников группы и проведение первых совместных действий. Обычно на этом этапе используются психогимнастические упражнения для процедуры знакомства и беседа для обсуждения организационных моментов.

Второй этап - этап ориентации, который предназначен для уточнения и конкретизации каждым участником своих целей в тренинге. Традиционно на этом этапе используется ролевая игра или групповая дискуссия.

Результатом этапа ориентации должны стать повышение активности участников тренинга; конкретизация и индивидуализация целей тренинга и осознание личностных ресурсов участниками тренинга; адекватное соотношение сотрудничества и соперничества в группе и завершение структурирования группы.

Третий этап - этап обучения, на котором тренер создает условия для последовательного освоения умений и навыков, по-мнению С.И. Макшанова, «ориентируясь на принципы движения от простого к сложному, последовательной интеграции» приобретенных навыков в поведенческий репертуар [3].

На этом этапе используются техники представления информации (информационный блок), в основном мини-лекции - краткое представление участникам информационного материала по изучаемой проблеме, который может сопровождаться слайдовыми презентациями, видеосюжетами, аудиозаписями. Тренер ориентируется на темпы продвижения группы в целом и каждого участника, регулирует активность участия в упражнениях, ролевых ситуациях, ролевых играх.

Психогимнастические упражнения - задания, предназначенные для практической отработки конкретных умений и навыков, формируемых в рамках тренинга. Как считает С.И. Макшанов «Психогимнастические упражнения развивают возможность улавливать и запоминать широкий спектр сигналов, которые поступают от других людей, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы» [4, с.9].

Игровые ситуации - упражнения, связанные с отработкой практических умений и навыков путём включения участников в искусственно смоделированные игровые ситуации.

В последние годы на этой стадии всё активнее используется метода case-study. Анализ учебных ситуаций (case-study) предназначен для формирования профессиональных умений и навыков, получения профессионального опыта, решения профессиональных проблемных ситуаций, развития навыков работы в команде и др. [2]. Использование кейсов формирует систему учебно-профессиональных и профессиональных действий: аналитических (выделение существенных признаков, характеризующих профессиональную ситуацию; квалификация профессиональных ситуаций); прогностических (возможность прогнозировать

развитие профессиональной ситуации; обоснование выбора технологии); диагностических (возможность включения диагностических психологических исследований в реальный учебный, воспитательный, производственный процесс; действия по мониторингу изучения развития личности) действий [6].

И четвёртый, заключительный этап направлен на обобщение и закрепление полученных умений, навыков, установок в ролевых ситуациях. Обычно проводится развернутая ролевая игра (этап целостного действия) и измеряются субъективные результаты тренинга (процедура «чемодана»).

Мы провели исследование влияния психологического тренинга на развитие профессиональных коммуникативных качеств студентов - будущих психологов.

На диагностическом этапе исследования мы изучили профессиональные коммуникативные качества студентов - будущих психологов. Для этой цели мы использовали «шкалу принятия других Фейя, шкалу враждебности Кука»[10], шкалу доброжелательности и доверия Кемпбелла-Розенберга и шкалу манипу-лятивного отношения Банта [11].

В таблице 2 приведены показатели уровня развития у студентов - будущих психологов экспериментальной группы выраженности коммуникативных качеств: принятия других, враждебности, агрессивности, подозрительности, доброжелательности и манипулятивности.

данные представлены в виде средних показателей по шкалам и процентного распределения студентов - будущих психологов по уровням выраженности качеств.

Таблица 2.

Уровневые показатели выраженности принятия других, враждебности, агрессивности, подозрительности, доброжелательности и манипулятивности в системе коммуникативных качеств студентов - будущих психологов (диагностический этап исследования, N =90, М, Ь, % студентов)

Название шкалы Уровневый показатель Кол-во Средний показатель b % студентов

Принятие других Высокий 15 65 3,42 16,7

Средний 68 53 4,1 75,5

Низкий 7 40 3,27 7,8

Враждебность Высокий 5 30 4,94 5,3

Средний 36 22 2,44 38,3

Низкий 53 16 4,17 56,4

Агрессивность Высокий 2 47 0,2 2,2

Средний 55 35 3,56 60,4

Низкий 34 25 3,05 37,4

Подозрительность Высокий 9 70 11,36 9,8

Средний 76 58 6,65 82,6

Низкий 7 32 2,27 7,6

Доброжелательность Высокий 17 10 0,5 18,4

Средний 45 8 1,13 49,0

Низкий 30 4 1,02 32,6

Манипулятивно сть Высокий 2 92 4,53 2,4

Средний 53 67 4,06 62,4

Низкий 30 58 2,45 35,2

Примечание: Значимость различий по Б-критерию Фишера: ** р < 0,01 * р < 0,05

Как мы видим по данным таблицы 2, в экспериментальной выборке преобладают студенты - будущие психологи со среднем уровнем принятия других, с низким уровнем враждебности, со средним уровнем по показателям агрессивности и подозрительности, со средним уровнем доброжелательности и доверия и со средним уровнем склонности к манипулятивному поведению. Результаты диагностического исследования демонстрируют необходимость специальной целенаправленной работы по развитию профессиональных коммуникативных качеств студентов - будущих психологов. Одним из эффективных методов развития профессиональных коммуникативных методов является психологический тренинг.

Для развития профессиональных коммуникативных качеств студентов -будущих психологов мы разработали психологический тренинг «Эффективное профессиональное общение». Цель тренинга - развитие базовых профессиональных навыков эффективного общения: умения устанавливать контакты, умения слушать и слышать партнёра по общению, умения понимать и при необходимости корректировать эмоциональное состояние партнера по общению, умения аргументировать свою точку зрения, свою профессиональную позицию, навыков уверенно-достойного поведения в различных профессиональных ситуациях и др.

Ключевыми задачами психологического тренинга «Эффективное профессиональное общение» являются:

1. Осмысление участниками собственных возможностей и ограничений при взаимодействии с партнёром.

2. Освоение участниками умений и навыков, необходимых для профессионального общения с партнёром.

3. Интериоризация профессиональных коммуникативных умений и навыков - «присвоение» их участниками тренинга, адаптация к собственным возможностям и индивидуально-психологическим особенностям.

4. Генерализация профессиональных коммуникативных навыков - перенос интериоризированных навыков за пределы тренинговой группы, активное и осознанное их использование в будущей профессиональной деятельности.

5. Развитие способности выбирать умения и навыки, релевантные ситуации профессионального общения и индивидуально-психологическим особенностям партнёра.

В таблице 3 приведены показатели уровня выраженности принятия других, доброжелательности и манипулятивности студентов - будущих психологов после участия в психологическом тренинге (П) в сравнении с показателями этих же студентов до участия в тренинге (Д) «Эффективное профессиональное общение». Данные представлены в виде средних показателей и процентного распределения студентов по уровням выраженности исследуемых качеств.

Таблица 3.

Уровневые показатели выраженности принятия других, доброжелательности и доверия, в системе коммуникативных качеств студентов - будущих психологов до (Д) и после (П) участия в психологическом тренинге «Эффективное профессиональное общение» =90, М, % студентов)

Название шкалы Уровневый показатель % студентов Средний показатель по группе

д П** д П*

Принятие других Высокий 16,7 73,5 65 82

Средний 75,5 26,5 53 64

Низкий 7,8 - 40 -

Доброжелательность Высокий 18,4 77,2 10 18

Средний 49,0 22,8 8 12

Низкий 32,6 - 4 -

Примечание: Значимость различий по Б-критерию Фишера: ** р < 0,01 * р < 0,05

Как мы видим по данным таблицы 3, после участия в тренинге «Эффективное профессиональное общение» студенты - будущие психологи демонстрируют повышение важного профессионального коммуникативного качества принятия других. Процент студентов с высоким уровнем качества принимать другого вырос с 16,7% до 73,5 %. Низкий уровень выраженности этого качества после прохождения психологического тренинга «Эффективное профессиональное общение» отсутствует.

Приведенные данные убедительно говорят о влиянии психологического тренинга «Эффективное профессиональное общение» и на формирование доброжелательности и доверия. Процент студентов с высокими показателями доброжелательности вырос с 18,4% до 77,2%. Лиц с низким уровнем этого качества вторичная диагностика также не выявила.

в таблице 4 приведены показатели уровня негативных отношений (враж-

дебности, агрессивности, подозрительности и манипулятивности) студентов -будущих психологов после участия в психологическом тренинге (П) в сравнении с показателями этих же студентов до участия в тренинге (Д) «Эффективное профессиональное общение».

Таблица 4.

Уровневые показатели выраженности враждебности, агрессивности, подозрительности и манипулятивности в системе коммуникативных качеств студентов - будущих психологов до (Д) и после (П) участия в психологическом тренинге (И =90, М, % студентов)

Название шкалы Уровневый показатель % студентов

д П**

Враждебность Высокий 5,3 -

Средний 38,3 10,7

Низкий 56,4 89,3

Агрессивность Высокий 2,2 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний 60,4 14,6

Низкий 37,4 85,4

Подозрительность Высокий 9,8 -

Средний 82,6 24,4

Низкий 7,6 75,6

Манипулятивно сть Высокий 2,4 -

Средний 62,4 21,9

Низкий 35,2 78,1

Примечание: Значимость различий по Б-критерию Фишера: ** р < 0, 01

результаты диагностики после прохождения тренинга «Эффективное профессиональное общение» показывают, что студентов - будущих психологов с высоким уровнем проявлений агрессивности, враждебности, подозрительности и манипулятивности не осталось ни одного. Большинство студентов по данным тестирования проявляют низкие уровни этих негативных психологических качеств.

Данные по шкале манипулятивности свидетельствуют о существенном снижении тенденций к манипулятивному профессиональному общению. После прохождения тренинга «Эффективное профессиональное общение» лиц с высоким уровнем манипулятивности отношений нет. Большинство испытуемых имеют значимо низкие показатели.

В целом, экспериментальные данные свидетельствуют об эффективном влиянии психологического тренинга не только на развитие коммуникативных умений и навыков: умение устанавливать контакт, умение слушать и слышать,

умение понимать и при необходимости корректировать эмоциональное состояние партнера по общению, умение аргументировать свою позицию, уверенно-достойное поведение в различных ситуациях и др., но и на развитие коммуникативных качеств личности: принятия других, доброжелательности, снижение показателей враждебности, агрессивности, подозрительности и манипулятив-ности.

Мы считаем, что целесообразно ввести в учебный процесс разнообразные психологические тренинги, которые позволят более эффективно развивать профессиональные умения и навыки студентов-будущих психологов и развивать профессиональные качества. Особенно эффективными, как мы считаем, являются «Тренинг развития уверенности в себе», «Тренинг развития профессиональной сензитивности», «Тренинг формирования команды», «Тренинг ораторского искусства и публичного выступления», «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков, И. Основы группового тренинга: учебное пособие / И. Вачков. -М.: Ось-89, 2000

2. Долгоруков, А. М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://evolkov.net/case/case.study.html

3. Макшанов, С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: дис. на соиск. д. псх.н./ С.И. Макшанов. - СПб, 1998. - 322с.

4. Макшанов, С.И., Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Часть 2. Тренинг сензитивности /С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева. - М.: 2003. - 110 с.

5. Миэринь, Л. А. Современные образовательные технологии в вузе: учебно - методическое пособие / Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 169 с.

6. Сорокоумова, Г.В. Использование современных активных методов обучения на занятиях по психологическим дисциплинам // Современная образовательная среда: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции (Чебоксары, 5 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.

7. Сорокоумова, Г.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие/ Г.В. Сорокоумова. - Н. Новгород, НФ УРАО, 2007. - 308 с.

8. Сорокоумова, Г.В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития: автореферат дис. на соиск. д. псх.н. / Г.В. Сорокоумова. - Н. Новгород, 2011. - 55с.

9. Сорокоумова, Г.В. Системный подход к пониманию творческой лично-

сти педагога и механизма её развития// Интеграция образования/ Г.В. Сорокоу-мова. - Саранск, МГУ, 2010.№ 2.-с.90-94.

10. Субботина, Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: автореферат дис. на соиск. д. псх.н./ Л.Ю. Субботина. - Ярославль, 2006. -24 с.

11. Patterson G.R., Deboryshe B.D., RamseyE.A. Developmental Perspective on Antisocial Behavior//American Psychologist,1989.

Габдулхаков В.Ф., Башинова C.H., СеменоваМ.Г.

о ТЕХНОЛОГИЯХ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ

Технологии подготовки учителей всегда связаны с реформированием, модернизацией, трансформацией образования, общества, личности учителя и личности ученика.

когда говорят о реформировании (или модернизации) подготовки учителей, имеют ввиду улучшение качества этой подготовки. когда говорят о трансформации, имеют ввиду все изменения (положительные и отрицательные, управляемые и неуправляемые), которые происходят в сфере педагогического образования (и в условиях реформирования, и вне условий реформирования) [3].

Современное педагогическое образование в странах Восточной Европы (Украине, Молдове, румынии, Венгрии, Латвии, Литве, Эстонии, Польше и др.) строится (реформируется) и трансформируется по-разному: в одних университетах это образование развивается как основное (как в традиционных педагогических университетах); в других - классических, государственных, национальных, исследовательских - совершенствуется система сопровождения основного профиля (физико-математического, технического, инженерного, медицинского, юридического и др.), эта система предполагает вторую специальность - учителя по профильной дисциплине; в третьих - входит в перечень дисциплин, углубляющих профессию (психологическую, социально-педагогическую, дефектологи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.