сантов в системе непрерывного обучения. Сборник научных статей. - СПб: ВИФК, 1993. - С. 43-45.
7. Фёдоров В. Г. Научно-теоретические основы построения физической подготовки курсантов вузов в системе непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. - СПб: ВИФК, 1994. - С. 11-15.
8. Фёдоров В. Г. Систематизация профильных компетенций специалистов физической культуры. Сборник научных статей. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб, 2010. - С. 12-18.
9. Фёдоров В. Г. Фундаментальность знаний как основа взаимосвязи различных звеньев системы непрерывного военно-физкультурного образования. -СПб: ВИФК, 1993. - С. 138-141.
10. Шейченко В. А. Перспективы развития непрерывного военно-физкультурного образования. Сборник научных статей. СПб: ВИФК, 1994. - С. 3-6.
Сорокоумова Г.В.
психологический тренинг как метод развития профессиональных качеств студентов - Будущих психологов
Профессия психолога относится к одной из самых сложных и многофункциональных, требующая не только профессиональных знаний и умений, но и развитие качеств личности, в первую очередь, профессиональных коммуникативных качеств. Многочисленными исследованиями доказано, что высокий уровень коммуникативных качеств студентов - будущих психологов является залогом их дальнейшего профессионализма и профессиональной компетентности [10].
Традиционные методы обучения, такие как лекция, беседа, семинарское занятие и др. имеют существенные недостатки, снижающие эффективность усвоения учебного материала: усредненный темп изучения материала, усредненный объем усваиваемых знаний, преобладание нагрузки на память, объективные предпосылки для рассеивания внимания, неумение «думать» и находить самостоятельные творческие решения в нестандартных ситуациях и др. Поэтому всё чаще в учебно-воспитательном процессе используются групповые и тренинго-вые формы обучения, активные или нетрадиционные методы обучения.
Нетрадиционные методы обучения учат думать и добывать самостоятель-
но нужные знания, ориентироваться в динамично изменяющемся мире, самостоятельно решать возникающие проблемы и оценивать принятые решения.
Так, Л.А. Миэринь, Н.Н. Быкова, Е.В. Зарукина дают такое определение «АМО можно определить как методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач» [5, с.86] и далее «.. .современные АМО как методы, направленные на активизацию мышления обучающихся, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие: активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучающихся; повышать результативность учебного процесса; формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы» [5, с.88].
Отличительными особенностями нетрадиционных методов обучения авторы называют целенаправленную активизацию мышления, повышенную мотивацию, самостоятельность и эмоциональность обучающихся, активность обучающихся и преподавателей, свободный обмен мнениями и др [5].
Л.А. Миэринь, Н.Н. Быкова, Е.В. Зарукина предлагают такую классификацию активных методов обучения:
- неимитационные активные методы: проблемные лекции и семинары, тематические дискуссии, «мозговой штурм», групповые консультации, игровые упражнения, презентации, олимпиады, научно-практические конференции и лабораторные опыты;
- имитационные активные методы (отличительная особенность - наличие модели изучаемого процесса или деятельности (коллективной или индивидуальной): к имитационным неигровым методам относят: case-study, имитационные упражнения, групповой и индивидуальный тренинг, где учебный процесс приближается к практической профессиональной деятельности, происходит преобразование учебной деятельности студентов в учебно-профессиональную деятельность [6]; к имитационным игровым методам относят: деловые игры, ролевые игры, проектирование и др.
Психологический тренинг является одним из эффективных методов обучения, используемый не только в учебной, но и профессиональной деятельности.
Специфика тренинговой работы предполагает обязательное выполнение принципов, которые создают необходимые условия работы группы. И. Вачков, Н.В. Володько, С.И. Макшанов, Г.В. Сорокоумова и др. выделяют
- «принципы создания среды тренинга: системную детерминацию, реалистичность, избыточность;
- «принципы поведения участников тренинга» [3]: принцип творческой активности - установка на готовность включаться в активные действия, принцип исследовательской позиции - открытие психологических закономерностей, осознание своих личностных ресурсов, возможностей, индивидуальных особенностей;
- «принцип партнёрского (субъект-субъектного) общения, при котором учитываются интересы, чувства, переживания всех участников взаимодействия, принцип акцентирования языка чувств, принцип общения «здесь и сейчас», принцип персонификации высказываний - отказ от безличных речевых форм и высказывание от своего имени» [8];
- организационные принципы: физическая закрытость, пространственно-временная организация, принцип комплектования группы (гомогенность-гетерогенность) [3];
- этические принципы: принцип конфиденциальности, соответствие заявленных целей содержанию, ненанесение ущерба - психологическая безопасность [3].
Отличительной особенностью тренингов является применение методических средств (техник), которые позволяют решить ключевые задачи тренинга: осмыслить возможности и ограничения, освоить новые умения и навыки, инте-риоризировать и генерализировать новые умения и навыки.
В таблице 1 представлены методические средства (техники), которые применяются в различных видах тренингов.
Таблица 1.
«Методические средства психологического тренинга» [3]
Название Техники представления информации Имитационные техники Техники моделирования профессиональной среды
Цель Получение и осознание информации Тренировка в безопасных условиях Перенос навыков в профессиональную деятельность
Примеры Лекции Систе матизиро ванные обзоры Программированные инструкции Групповые дискуссии Рисуночные методики Ролевые игры Деловые игры Психогимнастические упражнения Техники социодраммы Медитативные техники Мозговой штурм Сase-study Выполнение заданий с реальными рисками Выполнение конкретных профессиональных процедур Кратковременные ротации
Методические требования Новизна информации Представление информации в разных модальностях Адекватность цели и задачам тренинга Реальная профессиональная деятельность
Выбор методического средства зависит от рефлексии тренером цели, которая решается в ходе занятия и от этапа тренинга. Структура любого тренинга
включает несколько этапов.
Первый этап - этап создания работоспособности. Основными задачами тренера на этом этапе являются: диагностика группы в целом и каждого участника, акцентирование профессиональной и личной значимости поставленных целей, создание реалистичных представлений о содержании работы, создание условий для активного включения всех участников группы и проведение первых совместных действий. Обычно на этом этапе используются психогимнастические упражнения для процедуры знакомства и беседа для обсуждения организационных моментов.
Второй этап - этап ориентации, который предназначен для уточнения и конкретизации каждым участником своих целей в тренинге. Традиционно на этом этапе используется ролевая игра или групповая дискуссия.
Результатом этапа ориентации должны стать повышение активности участников тренинга; конкретизация и индивидуализация целей тренинга и осознание личностных ресурсов участниками тренинга; адекватное соотношение сотрудничества и соперничества в группе и завершение структурирования группы.
Третий этап - этап обучения, на котором тренер создает условия для последовательного освоения умений и навыков, по-мнению С.И. Макшанова, «ориентируясь на принципы движения от простого к сложному, последовательной интеграции» приобретенных навыков в поведенческий репертуар [3].
На этом этапе используются техники представления информации (информационный блок), в основном мини-лекции - краткое представление участникам информационного материала по изучаемой проблеме, который может сопровождаться слайдовыми презентациями, видеосюжетами, аудиозаписями. Тренер ориентируется на темпы продвижения группы в целом и каждого участника, регулирует активность участия в упражнениях, ролевых ситуациях, ролевых играх.
Психогимнастические упражнения - задания, предназначенные для практической отработки конкретных умений и навыков, формируемых в рамках тренинга. Как считает С.И. Макшанов «Психогимнастические упражнения развивают возможность улавливать и запоминать широкий спектр сигналов, которые поступают от других людей, что позволяет получать целостный и в то же время детализированный образ человека и группы» [4, с.9].
Игровые ситуации - упражнения, связанные с отработкой практических умений и навыков путём включения участников в искусственно смоделированные игровые ситуации.
В последние годы на этой стадии всё активнее используется метода case-study. Анализ учебных ситуаций (case-study) предназначен для формирования профессиональных умений и навыков, получения профессионального опыта, решения профессиональных проблемных ситуаций, развития навыков работы в команде и др. [2]. Использование кейсов формирует систему учебно-профессиональных и профессиональных действий: аналитических (выделение существенных признаков, характеризующих профессиональную ситуацию; квалификация профессиональных ситуаций); прогностических (возможность прогнозировать
развитие профессиональной ситуации; обоснование выбора технологии); диагностических (возможность включения диагностических психологических исследований в реальный учебный, воспитательный, производственный процесс; действия по мониторингу изучения развития личности) действий [6].
И четвёртый, заключительный этап направлен на обобщение и закрепление полученных умений, навыков, установок в ролевых ситуациях. Обычно проводится развернутая ролевая игра (этап целостного действия) и измеряются субъективные результаты тренинга (процедура «чемодана»).
Мы провели исследование влияния психологического тренинга на развитие профессиональных коммуникативных качеств студентов - будущих психологов.
На диагностическом этапе исследования мы изучили профессиональные коммуникативные качества студентов - будущих психологов. Для этой цели мы использовали «шкалу принятия других Фейя, шкалу враждебности Кука»[10], шкалу доброжелательности и доверия Кемпбелла-Розенберга и шкалу манипу-лятивного отношения Банта [11].
В таблице 2 приведены показатели уровня развития у студентов - будущих психологов экспериментальной группы выраженности коммуникативных качеств: принятия других, враждебности, агрессивности, подозрительности, доброжелательности и манипулятивности.
данные представлены в виде средних показателей по шкалам и процентного распределения студентов - будущих психологов по уровням выраженности качеств.
Таблица 2.
Уровневые показатели выраженности принятия других, враждебности, агрессивности, подозрительности, доброжелательности и манипулятивности в системе коммуникативных качеств студентов - будущих психологов (диагностический этап исследования, N =90, М, Ь, % студентов)
Название шкалы Уровневый показатель Кол-во Средний показатель b % студентов
Принятие других Высокий 15 65 3,42 16,7
Средний 68 53 4,1 75,5
Низкий 7 40 3,27 7,8
Враждебность Высокий 5 30 4,94 5,3
Средний 36 22 2,44 38,3
Низкий 53 16 4,17 56,4
Агрессивность Высокий 2 47 0,2 2,2
Средний 55 35 3,56 60,4
Низкий 34 25 3,05 37,4
Подозрительность Высокий 9 70 11,36 9,8
Средний 76 58 6,65 82,6
Низкий 7 32 2,27 7,6
Доброжелательность Высокий 17 10 0,5 18,4
Средний 45 8 1,13 49,0
Низкий 30 4 1,02 32,6
Манипулятивно сть Высокий 2 92 4,53 2,4
Средний 53 67 4,06 62,4
Низкий 30 58 2,45 35,2
Примечание: Значимость различий по Б-критерию Фишера: ** р < 0,01 * р < 0,05
Как мы видим по данным таблицы 2, в экспериментальной выборке преобладают студенты - будущие психологи со среднем уровнем принятия других, с низким уровнем враждебности, со средним уровнем по показателям агрессивности и подозрительности, со средним уровнем доброжелательности и доверия и со средним уровнем склонности к манипулятивному поведению. Результаты диагностического исследования демонстрируют необходимость специальной целенаправленной работы по развитию профессиональных коммуникативных качеств студентов - будущих психологов. Одним из эффективных методов развития профессиональных коммуникативных методов является психологический тренинг.
Для развития профессиональных коммуникативных качеств студентов -будущих психологов мы разработали психологический тренинг «Эффективное профессиональное общение». Цель тренинга - развитие базовых профессиональных навыков эффективного общения: умения устанавливать контакты, умения слушать и слышать партнёра по общению, умения понимать и при необходимости корректировать эмоциональное состояние партнера по общению, умения аргументировать свою точку зрения, свою профессиональную позицию, навыков уверенно-достойного поведения в различных профессиональных ситуациях и др.
Ключевыми задачами психологического тренинга «Эффективное профессиональное общение» являются:
1. Осмысление участниками собственных возможностей и ограничений при взаимодействии с партнёром.
2. Освоение участниками умений и навыков, необходимых для профессионального общения с партнёром.
3. Интериоризация профессиональных коммуникативных умений и навыков - «присвоение» их участниками тренинга, адаптация к собственным возможностям и индивидуально-психологическим особенностям.
4. Генерализация профессиональных коммуникативных навыков - перенос интериоризированных навыков за пределы тренинговой группы, активное и осознанное их использование в будущей профессиональной деятельности.
5. Развитие способности выбирать умения и навыки, релевантные ситуации профессионального общения и индивидуально-психологическим особенностям партнёра.
В таблице 3 приведены показатели уровня выраженности принятия других, доброжелательности и манипулятивности студентов - будущих психологов после участия в психологическом тренинге (П) в сравнении с показателями этих же студентов до участия в тренинге (Д) «Эффективное профессиональное общение». Данные представлены в виде средних показателей и процентного распределения студентов по уровням выраженности исследуемых качеств.
Таблица 3.
Уровневые показатели выраженности принятия других, доброжелательности и доверия, в системе коммуникативных качеств студентов - будущих психологов до (Д) и после (П) участия в психологическом тренинге «Эффективное профессиональное общение» =90, М, % студентов)
Название шкалы Уровневый показатель % студентов Средний показатель по группе
д П** д П*
Принятие других Высокий 16,7 73,5 65 82
Средний 75,5 26,5 53 64
Низкий 7,8 - 40 -
Доброжелательность Высокий 18,4 77,2 10 18
Средний 49,0 22,8 8 12
Низкий 32,6 - 4 -
Примечание: Значимость различий по Б-критерию Фишера: ** р < 0,01 * р < 0,05
Как мы видим по данным таблицы 3, после участия в тренинге «Эффективное профессиональное общение» студенты - будущие психологи демонстрируют повышение важного профессионального коммуникативного качества принятия других. Процент студентов с высоким уровнем качества принимать другого вырос с 16,7% до 73,5 %. Низкий уровень выраженности этого качества после прохождения психологического тренинга «Эффективное профессиональное общение» отсутствует.
Приведенные данные убедительно говорят о влиянии психологического тренинга «Эффективное профессиональное общение» и на формирование доброжелательности и доверия. Процент студентов с высокими показателями доброжелательности вырос с 18,4% до 77,2%. Лиц с низким уровнем этого качества вторичная диагностика также не выявила.
в таблице 4 приведены показатели уровня негативных отношений (враж-
дебности, агрессивности, подозрительности и манипулятивности) студентов -будущих психологов после участия в психологическом тренинге (П) в сравнении с показателями этих же студентов до участия в тренинге (Д) «Эффективное профессиональное общение».
Таблица 4.
Уровневые показатели выраженности враждебности, агрессивности, подозрительности и манипулятивности в системе коммуникативных качеств студентов - будущих психологов до (Д) и после (П) участия в психологическом тренинге (И =90, М, % студентов)
Название шкалы Уровневый показатель % студентов
д П**
Враждебность Высокий 5,3 -
Средний 38,3 10,7
Низкий 56,4 89,3
Агрессивность Высокий 2,2 -
Средний 60,4 14,6
Низкий 37,4 85,4
Подозрительность Высокий 9,8 -
Средний 82,6 24,4
Низкий 7,6 75,6
Манипулятивно сть Высокий 2,4 -
Средний 62,4 21,9
Низкий 35,2 78,1
Примечание: Значимость различий по Б-критерию Фишера: ** р < 0, 01
результаты диагностики после прохождения тренинга «Эффективное профессиональное общение» показывают, что студентов - будущих психологов с высоким уровнем проявлений агрессивности, враждебности, подозрительности и манипулятивности не осталось ни одного. Большинство студентов по данным тестирования проявляют низкие уровни этих негативных психологических качеств.
Данные по шкале манипулятивности свидетельствуют о существенном снижении тенденций к манипулятивному профессиональному общению. После прохождения тренинга «Эффективное профессиональное общение» лиц с высоким уровнем манипулятивности отношений нет. Большинство испытуемых имеют значимо низкие показатели.
В целом, экспериментальные данные свидетельствуют об эффективном влиянии психологического тренинга не только на развитие коммуникативных умений и навыков: умение устанавливать контакт, умение слушать и слышать,
умение понимать и при необходимости корректировать эмоциональное состояние партнера по общению, умение аргументировать свою позицию, уверенно-достойное поведение в различных ситуациях и др., но и на развитие коммуникативных качеств личности: принятия других, доброжелательности, снижение показателей враждебности, агрессивности, подозрительности и манипулятив-ности.
Мы считаем, что целесообразно ввести в учебный процесс разнообразные психологические тренинги, которые позволят более эффективно развивать профессиональные умения и навыки студентов-будущих психологов и развивать профессиональные качества. Особенно эффективными, как мы считаем, являются «Тренинг развития уверенности в себе», «Тренинг развития профессиональной сензитивности», «Тренинг формирования команды», «Тренинг ораторского искусства и публичного выступления», «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вачков, И. Основы группового тренинга: учебное пособие / И. Вачков. -М.: Ось-89, 2000
2. Долгоруков, А. М. Метод case-study как современная технология профессионально ориентированного обучения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://evolkov.net/case/case.study.html
3. Макшанов, С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: дис. на соиск. д. псх.н./ С.И. Макшанов. - СПб, 1998. - 322с.
4. Макшанов, С.И., Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Часть 2. Тренинг сензитивности /С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева. - М.: 2003. - 110 с.
5. Миэринь, Л. А. Современные образовательные технологии в вузе: учебно - методическое пособие / Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 169 с.
6. Сорокоумова, Г.В. Использование современных активных методов обучения на занятиях по психологическим дисциплинам // Современная образовательная среда: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции (Чебоксары, 5 февр. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018.
7. Сорокоумова, Г.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие/ Г.В. Сорокоумова. - Н. Новгород, НФ УРАО, 2007. - 308 с.
8. Сорокоумова, Г.В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития: автореферат дис. на соиск. д. псх.н. / Г.В. Сорокоумова. - Н. Новгород, 2011. - 55с.
9. Сорокоумова, Г.В. Системный подход к пониманию творческой лично-
сти педагога и механизма её развития// Интеграция образования/ Г.В. Сорокоу-мова. - Саранск, МГУ, 2010.№ 2.-с.90-94.
10. Субботина, Л.Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности: автореферат дис. на соиск. д. псх.н./ Л.Ю. Субботина. - Ярославль, 2006. -24 с.
11. Patterson G.R., Deboryshe B.D., RamseyE.A. Developmental Perspective on Antisocial Behavior//American Psychologist,1989.
Габдулхаков В.Ф., Башинова C.H., СеменоваМ.Г.
о ТЕХНОЛОГИЯХ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
Технологии подготовки учителей всегда связаны с реформированием, модернизацией, трансформацией образования, общества, личности учителя и личности ученика.
когда говорят о реформировании (или модернизации) подготовки учителей, имеют ввиду улучшение качества этой подготовки. когда говорят о трансформации, имеют ввиду все изменения (положительные и отрицательные, управляемые и неуправляемые), которые происходят в сфере педагогического образования (и в условиях реформирования, и вне условий реформирования) [3].
Современное педагогическое образование в странах Восточной Европы (Украине, Молдове, румынии, Венгрии, Латвии, Литве, Эстонии, Польше и др.) строится (реформируется) и трансформируется по-разному: в одних университетах это образование развивается как основное (как в традиционных педагогических университетах); в других - классических, государственных, национальных, исследовательских - совершенствуется система сопровождения основного профиля (физико-математического, технического, инженерного, медицинского, юридического и др.), эта система предполагает вторую специальность - учителя по профильной дисциплине; в третьих - входит в перечень дисциплин, углубляющих профессию (психологическую, социально-педагогическую, дефектологи-