феминного или андрогинного типа (исключение - девочки маскулинного типа). Т.е. у девочек по всем показателям, в отличие от мальчиков, мы видим достаточно четкую и более адекватную картину.
Индивидуально-поведенческий компонент гендерной культуры у детей обоих полов представляет размытую, недифференцированную структуру поведенческих паттернов мало коррелирующих с проявлениями маскулинности и фе-мининности.
Статистическая достоверность различий в показателях компонентов между мальчиками и девочками по критерию хи
- квадрату, позволила определить, что не существует статистически достоверных различий в распределении мальчиков (х=0,35, р=0,63) и девочек (х=0,36, р=0,83) экспериментальной и контрольной групп по уровню развития гендерной культуры, следовательно можно говорить о том, что сформированные экспериментальная и контрольная группы эквивалентны по уровню развития гендерной культуры. К высокому уровню развития гендерной культуры нами отнесено 12% девочек экспериментальной и контрольной групп, и 8% мальчиков соответствующих групп (рис.1, 2)
5G-i 4G-K' 3G-2G-1G-K' G
>4fe|
Ь4^
р4Д42т.
низкии уровень среднии высокий
уровень уровень
□ "экспериментальная девочки
□ Контрольная девочки
6G 5G 4G 3G 2G 1G-K G
-Р5^
Ь44
-г
ннзкнй
уровень
ср едний уровень
высокий
уровень
□ эксперимент, мальчики
□ контрольная мальчики
Рис.1. Уровни сформированности гендерной культуры в экспериментальной и контрольной группах девочек (%)
Рис. 2. Уровни сформированности гендерной культуры в экспериментальной и контрольной группах мальчиков (%)
Мы определили факторы которые считаем обусловлены отсутствием моделей поведения родителей, феминизацией воспитательного процесса, размытостью границ мужского/женского поведения, влиянием среды, роли семьи, компетентностью педагогов, образования.
Таким образом анализ существующих гендерно - ориентированных технологий позволяет выделить ряд условий воспитания гендерной культуры у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома:
повышение гендерной компетентности педагогического коллектива, работающего с детьми, воспитывающимися в условиях детского дома;
проектирование полифункциональной предметно - развивающей среды,
использование позитивных средовых влияний (кружки, секции, экскурсии и др.), возможностей средств массовой информации, и мнения сверстников;
создание и реализация серии занятий и игр развивающего характера, направленных на формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и индивидуально-поведенческого компонентов гендерной культуры.
Библиографический список
1. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005.
2. Берн, Ш. Гендерная психология. - М.: Олма - Пресс, 2002.
3. Беем, С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. С. Бем. - М.: 2004.
4. Хрипкова, А. В семье сын и дочь: Книга для учителя / А. Хрипкова Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1985.
5. Кудрявцева, Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1992.
6. Ледовских, Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М. , 1998.
7. Татаринцева, Н.Е. Полоролевое поведение ребенка как образ культурной жизни человека // Ребенок в мире культуры. - Ставрополь, 1998.
8. Ященко, Л.П. Как живет детский дом // Родная земля, 2001.
Статья поступила в редакцию 08.10.10
УДК 316,62
М.В. Шамардина, канд. психол. наук, доц. кафедры теоретической и прикладной психологии АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
СНИЖЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГА СЕНСИТИВНОСТИ
В работе описаны современные контексты использования в практической деятельности педагога-психолога с подростками, проявляющими агрессивное поведение, метода активного социально-психологического обучения - тренинга сенситивности, Особенности работы в Т-группах, Цели, задачи и программа проведения тренинга сенситивности, который позволяет положительно влиять на изменение агрессивного поведения подростков,
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, методы активного социально-психологического обучения, Т-группа, тренинг сенситивности.
Современный подросток входит в мир, предельно сложный по своему содержанию и тенденциям социализации, что связано с перенасыщенным характером информации, глубинно воздействующей на психику подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции и защитных механизмов; с темпом и ритмом научно-технических преобразований, предъявляющих новые требования; с нарушением преемственности между поколениями, с падением образовательного и культурного уровня значительной части подрастающего поколения и вызывающими у детей чувство безнадежности и раздражения. Повышается агрессивность подростков при совершении преступлений, наблюдается устойчивая тенденция к омоложению преступности за счет роста криминальной активности подростков. Поэтому, важной составляющей при работе с современными подростками является изучение различных факторов, оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения в подростковом возрасте.
Сложность проблемы состоит в том, что трудно бывает ответить на вопрос: является ли агрессивность подростка признаком психического заболевания, или это психологическая особенность переходного возраста, или просто дефект воспитания. Известно, что агрессия не возникает вне социального взаимодействия - различные аспекты межличностных отношений приводят к ее возникновению и предопределяют ее формы и направленность. Агрессивность имеет непосредственную связь с личностью, указывает на отклонения в ее формировании и затрудняет социальную адаптацию. Агрессивность выступает в двух личностных аспектах: как универсальное средство самоутверждения и как один из ключевых приемов самоанализа.
Как показывают многочисленные исследования, в подростковом возрасте нельзя категорично говорить об агрессивной направленности личности, можно говорить лишь о факторах, предрасполагающих к ее формированию, в числе которых нужно назвать и агрессивное фантазирование. «Материалом» для него служат, как и в детстве, психотравмирующие ситуации, только в пубертатной фазе они усложняются гормональной революцией и активным процессом самостроительства личности. Данный возраст богат драматическими переживаниями и конфликтами, что влияет на появление психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Эта пора достижений стремительного наращивания знаний, изменений, становления «Я», обретения новой социальной позиции.
Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного».
Немецкий психотерапевт Г. Аммон утверждает, что человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности, которую он рассматривает как частный случай поискового поведения. При правильном воспитании конструктивная агрессивность развивается и усиливается, стимулируя творческое развитие в играх, общении со сверстниками и взрослыми.
Специфической особенностью агрессивности в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутри групповой и внешней агрессии. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе [1, с. 143].
Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах З. Фрейда, К.
Лоренца, А, Басса, С Розенцвейга, А, Бандуры, Я, Л, Коломин-ского, Ф,Е, Василюка и др, Индивидуальные и типологические особенности агрессии освещены такими учеными, как Р, Бэрон, Д, Ричардсон, А, А, Реан, и др, которые отмечают, что возникновение агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы, они должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, поэтому агрессию легче предотвратить, чем корректировать агрессивное поведение,
Изучение динамики агрессивности на протяжении подросткового возраста имеет важное значение не только для коррекции, но и для профилактики агрессивности, что важно для разработки стратегии, направленной на контроль и предотвращение её острых форм, Так как агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, а именно этот возраст и является наиболее благоприятным для проведения профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижение агрессии,
Цель работы: выявление эффективности влияния тренинга сенситивности на снижение уровня агрессивности подростков,
Возможности человека в установлении и поддержании контактов с окружающими во многом зависят от его сенситивной способности, Эта способность проявляется в чувственном восприятии людей, самого себя, а также окружающего мира, Развитая сенситивная способность во многом предопределяет возможности человека в прогнозировании поведения и деятельности людей, поэтому предметом исследования стало влияние тренинга сенситивности на снижение уровня агрессивного поведения подростков,
В качестве методов исследования использовались как теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; так и практические: тестирование (тест Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»); метод экспертной оценки (анкета для педагогов); тренинг сенситивности как метод активного социально-психологического обучения, методы количественной и качественной обработки данных,
Опытно экспериментальная работа проводилась в КГОУ НПО Профессиональное училище №4 города Бийска Алтайского края, в период с февраль по март 2010 года, В исследовании приняло участие 38 человек (две группы студентов первого курса) возрасте 15 - 16 лет: них 22 девочки и 16 мальчиков, Подростки были разделены в группы по результатам тестирования: 1 группа - 24 подростка (63% от общей выборки) имеют уровень выраженности агрессии, не превышающий норму - для них характерна сдержанность в поведении, уступчивость, доброжелательность, терпимость к мнению других; 2 группа - 14 подростка (37 % от общей выборки) имеют уровень выраженности агрессии, превышающий норму - такие подростки раздражены, прибегают к физической силе в решении разногласий, обидчивы, чувствительны к замечаниям, вспыльчивы,
Проведение любой коррекционной работы должно базироваться на исходных данных, связанных с индивидуальными особенностями, определяющими возникновение определенного явления, Данная тренинговая программа была составлена с учетом причин возникновения агрессивного поведения: отсутствие у подростков навыков общения, необходимых для оптимальных взаимоотношений, и несформированность (недостаточная сформированность) социально приемлемого стиля поведения,
Мы придерживались общих целей по проведению тренинга сенситивности: «начиная тренинг своих сенситивных возможностей, человек должен знать их состояние на момент начала занятий, это требует интенсивной и незамедлительной
обратной связи о результатах тренинга, получаемой по различным каналам [3].
Основные цели тренинга сенситивности: развитие психологической наблюдательности как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы; осознание и преодоление интерпретационных ограничений, накладываемых теоретическими знаниями и стереотипизированными фрагментами сознания; формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого, предвидеть свое воздействие на него [3, с. 235].
Тренинг чувствительности (сенситивности) - это вид социально-психологического тренинга, который основывается на свободном обсуждении опыта членов группы, использовании ролевых игр и иных приемов, развивающих чуткость в межличностных отношениях и восприимчивость к происходящим в группе процессам [2, с. 45]. Отличительная особенность этого метода — стремление максимальной самостоятельности участников при организации и функционировании Т-группы. Основным средством стимуляции группового взаимодействия является отсутствие структуры. Участники, оказавшись в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать взаимоотношения внутри группы и разрабатывать процедуры коммуникативной деятельности. Обучение при этом оказывается скорее результатом проб и ошибок участников труппы, чем усвоением объективных принципов, объясняющих межличностное повеление. Кроме того, Т-группы, развивая межличностную чувствительность, совершенствуют восприятие самого себя, осознание групповых процессов и умение конструктивно включаться в деятельность группы.
Таким образом, тренинг сенситивности позволяет прочувствовать себя во взаимоотношениях с людьми - раскрыть свои мысли и чувства, а также стать свидетелями переживаний других, узнать, как люди относятся друг к другу и к самому себе. Тренинг сенситивности рассчитан на то, чтобы повысить социальную чувствительность (способность чувствовать то, что чувствуют и о чем думают другие) и поведенческую гибкость (способность вести себя адекватно в различных межличностных ситуациях).
Итак, в тренинге сенситивности, с одной стороны психолог, эмоционально принимает каждого отдельного подростка, с другой - предъявляет группе определенные требования, где поведение психолога служит своего рода моделью, образцом поведения в групповой ситуации. Внимательно слушая, обращая внимание на одно и игнорируя другое, психолог способствует созданию условий для изменения сознания и самосознания подростков.
По мере развития группы ее участники непроизвольно принимают на себя и выполняют различные роли, соответствующие их позициям в социометрической структуре группы. Таким образом, сенситивность может рассматриваться как
Библиографический список
способность, обеспечивающая отражение и понимание, запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы и прогнозирование их поведения и деятельности. Т-группа, где основное внимание фокусируется на участнике, на процессе, на эмоциональном обучении, позволяет добиться интеракции, общения, самораскрытия, через приемы и методы рационалистического понимания. «Интенсивные и близкие контакты, представляются подходящим условием как для развития способности дискриминировать сенсорные качества от экспрессивных, так и для развития деликатного и ответственного поведения (заключается в сдвиге группы с ориентации на себя на ориентацию на других)» [3, с. 245].
Изучение средних групповых показателей агрессивности подростков после осуществления тренинговой программы проведено с подростками экспериментальной группы посредством методики Басса-Дарки: показатели агрессивности в контрольной группе позволяет констатировать, что в экспериментальной группе произошло их снижение по следующим шкалам: «физическая агрессия» - на 1,9; «вербальная агрессия» - на 1,9; «косвенная агрессия» - на 2; «негативизм на 1,7; шкале «обида» - на 0,7; по шкале «подозрительность» на - 1,4. А по шкале «чувства вины» произошло увеличение - на 1,1.
Различия подтверждены методами математической статистики, что свидетельствует об эффективности проведенной тренинговой программы с подростками, которая способствовала снижению агрессивных проявлений в поведении подростков.
Далее при помощи разработанной нами «Анкеты по изучению изменений поведения подростков», происходящих по результатам тренинговой программы был проведен опрос среди педагогов и психологов (всего 10 человек), результатами которого мы подтвердили наличие значительных положительных изменений в поведении подростков (76% опрошенных дали положительные ответы на вопросы анкеты, что показало - подростки стали осознавать свои поступки, свое поведение и попытались изменить свои установки, свое отношение к окружающему миру). Это также может указывать на эффективность тренинговой программы, направленной на снижение агрессивного поведения подростков.
Мы увидели, что в результате воздействия активного социально-психологического метода, которой явилась тренинговая программа (тренинг сенситивности), проявилась тенденция к снижению агрессивного поведения и обучение социально приемлемым формам и моделям поведения и общения,
- что является эффективным средством коррекции, а составленная нами тренинговая программа, направленная на эмоциональный, когнитивный и поведенческий уровни личности, которая может использоваться для работы с агрессивными подростками.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебное пособие. - М., 1994.
2. Вачков, И. В. Основы технологии груннового тренинга. Психотехники: учебное пособие. - М.: Изд-во «Ось -89», 2000.
3. Смит, Г.К. Тренинг нрогнозирования поведения: тренинг сенситивности / нер. с анг. - СПб.: Речь, 2001.
Статья поступила в редакцию 08.10.10
УДК 159,923
О.А. Сычёв, канд. психол. наук, доц. кафедры практической и коррекционной психологии АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ДИСПОЗИЦИОННОГО ОПТИМИЗМА
В статье рассматриваются современные представления о познавательной активности и её связи с индивидуально-психологическими особенностями личности, Приведенные в работе результаты корреляционного исследования свидетельствуют о наличии существенной связи между особенностями познавательной активности и диспозиционным оптимизмом студентов,