Психология
УДК 159.9.075
доктор психологических наук, доцент Сорокоумова Галина Вениаминовна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бурова Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород)
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация. В статье обосновывается важность использования психолого-педагогических образовательных технологий для формирования и развития творческого (креативного) потенциала студентов - будущих педагогов. Описываются некоторые технологии, применяемые в процессе преподавания педагогики и психологии. Для достижения цели исследования на констатирующем и контрольном этапах исследования были использованы тест Зиверта Хорста на определение творческих способностей и методика Вартега «Круги» для определения уровня развития творческого мышления. На формирующем этапе исследования для участников экспериментальной группы было проведено занятие на основе технологии развития критического мышления на тему «Национальное своеобразие воспитания в Японии». Результаты исследования показали позитивное влияние образовательных технологий на развитие творческих способностей и творческого мышления студентов-будущих педагогов.
Ключевые слова: образовательные, психолого-педагогические технологии, творческий потенциал (креативность), учебный процесс.
Annotation. The introduction substantiates the importance of using psychological and pedagogical educational technologies for the formation and development of the creative (creative) potential of students - future teachers. Some technologies used in the teaching of pedagogy and psychology are described. In order to achieve the research goal at the ascertaining and control stages of the study, the Sievert Horst test for determining creative abilities and the Varteg "Circles" methodology were used to determine the level of development of creative thinking. At the formative stage of the study, a lesson was conducted for the participants of the experimental group based on the technology of developing critical thinking on the topic "National identity of education in Japan. The article presents the results of the diagnosis of creative abilities, which showed the positive impact of educational technologies on the development of creative abilities and creative and creative thinking of students-future teachers.
Key words: educational, psychological and pedagogical technologies, creative potential (creativity), educational process.
Введение. Важнейшим структурным компонентом профессиональной личности педагога является творческий или креативный компонент [3]. Творчество - это процесс создания нового продукта, а креативность - это личностный потенциал будущего педагога [5]. Под творческим потенциалом педагога мы понимаем «системную характеристику (или систему свойств), которая дает ей возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно в ситуациях профессиональной» педагогической деятельности [5, С. 9].
Поэтому преподавателями высшей школы постоянно разрабатываются и апробируются психолого-педагогические образовательные технологии для формирования и развития творческого (креативного) потенциала студентов - будущих педагогов.
Изложение основного материала статьи. Так, в процессе преподавания педагогики используются технология критического мышления, кейс технологии, игровые технологии и др. Технология критического мышления развивает у студентов самостоятельность, умение анализировать полученную информацию, способность рассматривать любую ситуацию с разных точек зрения. Технология критического мышления состоит из трех стадий: стадии «Вызов», «Осмысление» и «Рефлексия». На стадии «Вызов» происходит актуализация предыдущих знаний, проверка уже имеющихся знаний с помощью вопросов, которые стоят перед студентами: «что я знаю по данной теме?», «что хочу узнать?». Первая стадия «вызова» помогает создать мотивацию к изучению нового материала, установить связь с ранее полученной информацией. Вторая стадия «Осмысление» направлена на изучение новой информации. Студенты должны не только осмыслить информацию, но и сопоставить ее с ранее изученной. Третья стадия «Рефлексия» помогает студентам систематизировать полученную информацию, формирует оценочные суждения, помогает сделать выводы и закрепить новый материал.
Также на семинарских занятиях по педагогике используются кейс-технологии [6], игровые технологии, элементы эдьютеймента и тренингов [5]. Использование кейсов формирует систему учебно-профессиональных и профессиональных действий: аналитических (выделение значимых признаков, характеризующих профессиональную ситуацию; квалификация профессиональных ситуаций); прогностических (возможность прогнозировать развитие профессиональной ситуации; обоснование выбора технологии); диагностических (возможность включения диагностических психологических исследований в реальный учебный, воспитательный, производственный процесс; действия по мониторингу изучения развития личности) действий.
В учебном процессе используются и альтернативные образовательные технологии: скетчноутинг, методы фасилитации, скрайбинг и др. которые не только помогают освоить теоретический материал, но и развивают творческий потенциал будущей профессиональной личности педагога.
На психологических дисциплинах больше всего используются ролевые и деловые игры, психогимнастические упражнения, элементы психологических тренингов, решение психологических задач, проведение психодиагностических методик и анализ отрывков кино, мультфильмов, видио-материалов, элементы мозгового штурма и синектики [4].
Так, при изучении темы «Личность» студенты пишут свой психологический портрет (по результатам психодиагностики) и разрабатывают рекомендации для повышения собственной личностной и профессиональной эффективности; при изучении темы «Общение» участвуют в тренинге СПТ (социально-психологический тренинг) для освоения базовых коммуникативных навыков: умения устанавливать контакт, умение слушать и слышать, грамотно аргументировать свою точку зрения, понимать эмоциональное состояние партнера и др.; при изучении темы «Способности» исследуют свои лингвистические и педагогические способности; при изучении темы «Акцентуации характера» подбирают иллюстрации проявлений характерных черт различных акцентуаций и др.
Для освоения проектных технологий студенты участвуют в учебной (проектно-технологической) практике и Фестивале проектных идей, где защищают групповые проекты воспитательных мероприятий, которые в дальнейшем реализуют на педагогической практике.
Приведем результаты исследования влияния образовательных технологий на развитие творческого потенциала студентов-будущих педагогов. В исследовании приняли участие студенты 1-2 курсов ВШПП НГЛУ в количестве 150 человек: 70 человек составили контрольную группу (КГ), 80 человек составили экспериментальную группу (ЭГ). На констатирующем и контрольном этапах исследования были использованы следующие методики:
- тест Зиверта Хорста [7, С. 80-100];
- методику Вартега «Круги» с целью определения скорости, гибкости и оригинальности мышления [2].
Для подтверждения достоверности результатов психодиагностики мы использовали определение значимость различий по F-критерию Фишера [8].
На формирующем этапе мы привели занятие по теме «Национальное своеобразие воспитания в Японии»: в контрольной группе (КГ) - обычное семинарское занятие с заслушиванием и анализом выступлений студентов, в экспериментальной группе (ЭГ) - занятие на основе технологии развития критического мышления.
Цель: формирование целостного представления о национальном своеобразии воспитания в Японии. По окончании занятия студент должен:
- знать: характерные черты воспитания в Японии;
- уметь: интерпретировать изученную информацию с точки зрения ее воспитательного потенциала;
- владеть: приемами представления информации с учетом стадий технологии развития критического мышления. Структура занятия:
I. Стадия «Вызов».
1. «Мозговой штурм». Ответ на вопрос: О системе воспитания какой страны идет речь? «От рождения до 5 лет - как с королем, от 5 до 15 лет - как с рабом, после 15 лет - как с равным».
2. Составление рассказа-предположения по ключевым словам. Ключевые слова: вседозволенность, ограничения, одиночество, раннее развитие, питание, коллектив, прикладное творчество.
3. Упражнение «Верные и неверные утверждения».
II. Стадия «Осмысление».
Чтение текста «Японское воспитание: ребенку можно все?» [9]. Маркировка текста с использованием значков V, +, -, ?. Поиск ответа на вопрос заголовка текста.
III. Стадия «Рефлексия».
1. Составление в малых группах кластера «Детские сады в Японии» с последующим обсуждением.
2. Возвращение к верным и неверным утверждениям с позиции прочитанного текста.
3. Составление в группах и обсуждение вопросов к тексту на восприятие, понимание, связывание. Примеры вопросов:
Какие перспективы открывает для японских детей поступление в элитный детский сад? В чем положительные и отрицательные стороны коллективистского воспитания для японцев? Какие идеи японского воспитания представляют интерес для российской педагогики?
4. Дискуссия по теме: «Японское воспитание: ребенку можно все?».
5. Написание синквейна (индивидуально). Пример синквейна.
Воспитание.
Коллективный, предписывающий. Подчиняться, избегать, взаимодействовать. Японская система воспитывает коллективизм. Субординация [1].
Выводы. В таблице 1 представлены результаты диагностики творческих способностей по тесту Зиверта Хорста до и после формирующего исследования в виде средних уровневых показателей (СУП) студентов контрольной и экспериментальной групп.
Таблица 1
Результаты диагностики творческих способностей по тесту Х. Зиверта (N=150, СУП)
Шкала Группы Н К Д В СА ОПК
До После До После До После До После До После До После
КГ 12.9 12.9 16.8 16.8 19.5 19.5 21.3 21.3 21.3 21.3 0.3 0.3
ЭГ 14.1 15.6 19.5 25 14.4 23.8 26.6 35 30.4 32.8 0.35 0.44
Примечание: Значимость различий по F-критерию Фишера: р < 0.05
Из таблицы видно, что на констатирующем этапе результаты всех испытуемых варьируются на среднем уровне. Отметим, что четвёртое задание (Шкала визуальное творчество) вызвало затруднения у большого числа испытуемых. Рисунки, в основном, были репродуктивными, примитивными, смысл в них уловить было трудно.
После семинарского занятия в контрольной группе никаких изменений в творческих способностях студентов не произошло. В экспериментальной группе можно говорить о позитивном влиянии образовательных технологий на развитие творческих способностей студентов. Отметим влияние на способности комбинировать (Шкала К), развитие дивергентного мышления (Шкала Д), способности к визуальному творчеству (Шкала В), относительный показатель креативности (ОПК). Все показатели творческих способностей студентов экспериментальной группы «После» превосходят показатели «До». Значимость различий по F-критерию Фишера: р < 0.05.
Результаты диагностики по тесту И.М. Пейсахова «Круги» приведены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики творческого мышления по тесту "Круги" И.М. Пейсахова (N= 150,СУП)
Показатели творческого мышления Группы продуктивности Гибкости оригинальности Относительный показатель
До После До После До После До После
КГ 9.4 9.4 3.4 3.4 58 58 0.7 0.7
ЭГ 9.1 12.8 3.5 4.3 74 81 0.76 0.86
Примечание: Значимость различий по F-критерию Фишера: р < 0.01
Выводы. Результаты диагностики творческого мышления студентов позволяют сделать вывод о том, что на констатирующем этапе средние показатели продуктивности, гибкости и оригинальности, а также относительный показатель творческого мышления варьируются в среднем диапазоне, редко встречаются конструктивные, эмоциональные и абстрактные образы, редко встречаются рисунки, где все круги объединены общим содержанием.
После семинарского занятия в контрольной группе никаких изменений в показателях творческого мышления студентов не произошло. В экспериментальной группе можно говорить о позитивном влиянии образовательных технологий на показатели творческого мышления студентов: показатели продуктивности, гибкости, оригинальности и относительный показатель творческого мышления стали лучше. Значимость различий по F-критерию Фишера: р < 0.01.
На наш взгляд, позитивное влияние образовательных психолого-педагогических технологий на развитие творческого потенциала студентов - будущих педагогов в связи с тем, что на занятиях в экспериментальной группе была создана специфическая благоприятная эмоциональная атмосфера, были созданы условия для разнообразной творческой активности студентов, студентам предоставлялась свобода и самостоятельность при выполнении заданий и др. Обратная связь давалась студентам в специфической форме, позволяющей безболезненно принять критику: «Ты был эффективен, когда говорил...., делал.... Ты был бы более эффективен, если бы. .» [3].
Таким образом, проведенное нами исследование доказало позитивное влияние образовательных технологий на развитие творческого потенциала студентов - будущих педагогов. Целесообразно использовать образовательные психолого
- педагогических технологии в образовательном процессе вуза.
Литература:
1. Бурова, И.В. Современные аспекты педагогики и психологии: проблемы и инновационные решения: учебное пособие / И.В. Бурова, Т.К. Потапова, Н.В. Пыхина, О.В. Шурыгина О.В. - Нижний Новгород: НГЛУ, 2021. - 83 с.
2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб. Питер, 2009. - 434 с.
3. Сорокоумова, Г.В. Концептуальные основы развития творческой личности педагога: монография / Г.В. Сорокоумова.
- Нижний Новгород, УРАО. - 2007. - 140 с.
4. Сорокоумова, Г.В. Методы развития творческого потенциала студентов - будущих педагогов-лингвистов в учебной деятельности. Психология одаренности и творчества: материалыП Международной научно-практической конференции / Г.В. Сорокоумова. - М., Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, 2021. -https://doi.org/10.1051/shsconf/202111706004.
5. Сорокоумова, Г.В. Психология творчества и креативности: учебное пособие / Г.В. Сорокоумова. - Нижний Новгород, УРАО НФ, 2013. - 292 с.
6. Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом, 2000. -№ 7. - С. 52-56
7. Хорст, З. Тестирование. - 2 изд. Пер.с нем. / З. Хорст. - М.: АО «Интерэкспорт», 1998. - 198 с.
8. Шилова, З.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие / З.В. Шилова, О.И. Шилов. -Киров: Изд-во ВГГУ, 2015. - 158 с.
9. «Японское воспитание: ребенку можно все?» / URL: https://www.7ya.ru/article/Yaponskoe-vospitanie/ (дата обращения 09.09.2022).
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Сухарева Надежда Федоровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Алаева Мария Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
СПЕЦИФИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема аддиктивного поведения. Авторами обозначена актуальность проблемы исследования. Основное содержание статьи описывает теоретические аспекты данной проблемы, авторы раскрывают базовое понятие и приводят результаты исследования. Целью исследования является изучение особенностей аддиктивного поведения у современных подростков. В своей эмпирической работе авторы используют психодиагностические методики (тест-опросник В.В. Юсупова и В.А. Корзунина, тест В.Д. Менделевич). Указанные методики отвечают целям исследования и являются надежными. Результаты исследования в статье представлены в виде таблиц с описанием, по итогам работы сделаны выводы. Материалы статьи завершаются списком используемой литературы. Представленная статья может быть полезна для широкого круга лиц. В их числе родители, педагоги, психологи и другие.
Ключевые слова: поведение, аддиктивное поведение, зависимость, личность, подростки.
Annotation. The article deals with the problem of addictive behavior. The authors indicate the relevance of the research problem. The main content of the article describes the theoretical aspects of this problem, reveals the basic concept and presents the results of the study. The aim of the study is to study the features of addictive behavior in modern adolescents. In their empirical work, the authors use psychodiagnostic methods (test questionnaire by V.V. Yusupov and V.A. Korzunin, test by V.D. Mendelevich).