Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

СПЕЦИФИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
552
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАВИСИМОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухарева Надежда Федоровна, Алаева Мария Васильевна

В статье рассмотрена проблема аддиктивного поведения. Авторами обозначена актуальность проблемы исследования. Основное содержание статьи описывает теоретические аспекты данной проблемы, авторы раскрывают базовое понятие и приводят результаты исследования. Целью исследования является изучение особенностей аддиктивного поведения у современных подростков. В своей эмпирической работе авторы используют психодиагностические методики (тест-опросник В.В. Юсупова и В.А. Корзунина, тест В.Д. Менделевич). Указанные методики отвечают целям исследования и являются надежными. Результаты исследования в статье представлены в виде таблиц с описанием, по итогам работы сделаны выводы. Материалы статьи завершаются списком используемой литературы. Представленная статья может быть полезна для широкого круга лиц. В их числе родители, педагоги, психологи и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сухарева Надежда Федоровна, Алаева Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF ADDICTION BEHAVIOR IN MODERN ADOLESCENTS

The article deals with the problem of addictive behavior. The authors indicate the relevance of the research problem. The main content of the article describes the theoretical aspects of this problem, reveals the basic concept and presents the results of the study. The aim of the study is to study the features of addictive behavior in modern adolescents. In their empirical work, the authors use psychodiagnostic methods (test questionnaire by V.V. Yusupov and V.A. Korzunin, test by V.D. Mendelevich). These methods meet the objectives of the study and are reliable. The results of the study in the article are presented in the form of tables with a description, based on the results of the work, conclusions are drawn. The materials of the article end with a list of used literature. The presented article may be useful for a wide range of people. Among them are parents, teachers, psychologists and others.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

Таблица 2

Результаты диагностики творческого мышления по тесту "Круги" И.М. Пейсахова (N= 150,СУП)

Показатели творческого мышления Группы продуктивности Гибкости оригинальности Относительный показатель

До После До После До После До После

КГ 9.4 9.4 3.4 3.4 58 58 0.7 0.7

ЭГ 9.1 12.8 3.5 4.3 74 81 0.76 0.86

Примечание: Значимость различий по F-критерию Фишера: р < 0.01

Выводы. Результаты диагностики творческого мышления студентов позволяют сделать вывод о том, что на констатирующем этапе средние показатели продуктивности, гибкости и оригинальности, а также относительный показатель творческого мышления варьируются в среднем диапазоне, редко встречаются конструктивные, эмоциональные и абстрактные образы, редко встречаются рисунки, где все круги объединены общим содержанием.

После семинарского занятия в контрольной группе никаких изменений в показателях творческого мышления студентов не произошло. В экспериментальной группе можно говорить о позитивном влиянии образовательных технологий на показатели творческого мышления студентов: показатели продуктивности, гибкости, оригинальности и относительный показатель творческого мышления стали лучше. Значимость различий по F-критерию Фишера: р < 0.01.

На наш взгляд, позитивное влияние образовательных психолого-педагогических технологий на развитие творческого потенциала студентов - будущих педагогов в связи с тем, что на занятиях в экспериментальной группе была создана специфическая благоприятная эмоциональная атмосфера, были созданы условия для разнообразной творческой активности студентов, студентам предоставлялась свобода и самостоятельность при выполнении заданий и др. Обратная связь давалась студентам в специфической форме, позволяющей безболезненно принять критику: «Ты был эффективен, когда говорил...., делал.... Ты был бы более эффективен, если бы. .» [3].

Таким образом, проведенное нами исследование доказало позитивное влияние образовательных технологий на развитие творческого потенциала студентов - будущих педагогов. Целесообразно использовать образовательные психолого

- педагогических технологии в образовательном процессе вуза.

Литература:

1. Бурова, И.В. Современные аспекты педагогики и психологии: проблемы и инновационные решения: учебное пособие / И.В. Бурова, Т.К. Потапова, Н.В. Пыхина, О.В. Шурыгина О.В. - Нижний Новгород: НГЛУ, 2021. - 83 с.

2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб. Питер, 2009. - 434 с.

3. Сорокоумова, Г.В. Концептуальные основы развития творческой личности педагога: монография / Г.В. Сорокоумова.

- Нижний Новгород, УРАО. - 2007. - 140 с.

4. Сорокоумова, Г.В. Методы развития творческого потенциала студентов - будущих педагогов-лингвистов в учебной деятельности. Психология одаренности и творчества: материалыП Международной научно-практической конференции / Г.В. Сорокоумова. - М., Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, 2021. -https://doi.org/10.1051/shsconf/202111706004.

5. Сорокоумова, Г.В. Психология творчества и креативности: учебное пособие / Г.В. Сорокоумова. - Нижний Новгород, УРАО НФ, 2013. - 292 с.

6. Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом, 2000. -№ 7. - С. 52-56

7. Хорст, З. Тестирование. - 2 изд. Пер.с нем. / З. Хорст. - М.: АО «Интерэкспорт», 1998. - 198 с.

8. Шилова, З.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие / З.В. Шилова, О.И. Шилов. -Киров: Изд-во ВГГУ, 2015. - 158 с.

9. «Японское воспитание: ребенку можно все?» / URL: https://www.7ya.ru/article/Yaponskoe-vospitanie/ (дата обращения 09.09.2022).

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Сухарева Надежда Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Алаева Мария Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СПЕЦИФИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема аддиктивного поведения. Авторами обозначена актуальность проблемы исследования. Основное содержание статьи описывает теоретические аспекты данной проблемы, авторы раскрывают базовое понятие и приводят результаты исследования. Целью исследования является изучение особенностей аддиктивного поведения у современных подростков. В своей эмпирической работе авторы используют психодиагностические методики (тест-опросник В.В. Юсупова и В.А. Корзунина, тест В.Д. Менделевич). Указанные методики отвечают целям исследования и являются надежными. Результаты исследования в статье представлены в виде таблиц с описанием, по итогам работы сделаны выводы. Материалы статьи завершаются списком используемой литературы. Представленная статья может быть полезна для широкого круга лиц. В их числе родители, педагоги, психологи и другие.

Ключевые слова: поведение, аддиктивное поведение, зависимость, личность, подростки.

Annotation. The article deals with the problem of addictive behavior. The authors indicate the relevance of the research problem. The main content of the article describes the theoretical aspects of this problem, reveals the basic concept and presents the results of the study. The aim of the study is to study the features of addictive behavior in modern adolescents. In their empirical work, the authors use psychodiagnostic methods (test questionnaire by V.V. Yusupov and V.A. Korzunin, test by V.D. Mendelevich).

These methods meet the objectives of the study and are reliable. The results of the study in the article are presented in the form of tables with a description, based on the results of the work, conclusions are drawn. The materials of the article end with a list of used literature. The presented article may be useful for a wide range of people. Among them are parents, teachers, psychologists and others.

Key words: behavior, addictive behavior, addiction, personality, adolescents.

Материалы подготовлена в рамках сетевого проекта ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» с ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» на тему «Специфика аддиктивного поведения в современном обществе»

Введение. Проблема аддиктивного поведения в современном обществе является одной из самых распространенных и трудноразрешимых. Подтверждением данного факта является рост количественных и качественных показателей по данной проблеме: с одной стороны, увеличивается число людей, прибегающих к аддиктивному поведению как способу решения проблемы, поиску эффективного и быстрого способа снятия стресса и т.д., с другой - расширяется спектр и варианты зависимости, с третьей - подчеркивается тенденция к «омоложению» зависимости (в числе лиц с признаками аддиктивного поведения все чаще выявляются подростки).

Аддиктивное поведение - одна из форм девиантного поведения. Она характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, достигающееся различными способами и сопровождающееся появлением субъективно приятных эмоциональных состояний.

Нарастание данной проблемы привело к необходимости более детального изучения причин, форм, динамики и способов профилактики и изменения аддиктивного поведения в разных возрастных группах, особенно среди молодежи. В психологической науке категория аддиктивного поведения изучается в трудах разных исследователей - А. Адлера, Б.Г. Ананьева, Н.А. Бородиной, Н.В. Дмитриевой, Р. Бэндлера, С.А. Кулакова, К.С. Лисецкого, С.А. Минакова и других. Аддиктивное поведение рассматривается с различных сторон: как зависимое поведение, как «стабильная психологическая система, меняющая другие сферы», как «недостаточно сформированная эго-идентичность», как «сложно опредмеченная потребность» и др. Многие исследования описывают как теоретические, так и практические аспекты проблемы, однако, меняющийся мир ставит исследователей в условия постоянного мониторинга актуального состояния данного вопроса.

Изложение основного материала статьи. Понятие «аддиктивное поведение» по своей сути отождествляется с такими характеристиками как зависимость, злоупотребление. Так, в психологии оно определяется все чаще как одна из форм отклоняющегося поведения и связывается со злоупотреблением чем-то в целях саморегуляции. Человек с данным типом поведения ищет свой универсальный и односторонний способ ухода от проблем и выживания. Желание решить проблему достигается с помощью различных способов и агентов аддиктивной природы, изменяющих состояние психики: алкоголь, токсические вещества, наркотики, лекарственные препараты, азартные игры и др. Со временем данный способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращается в цель, становится стилем жизни и заменяет, а чаще вытесняет, привычные способы активности. Все обозначенное приводит к фиксированию потери возможности получать удовольствие от привычных вещей, от общения с окружающими, от стандартных увлечений и т.д. [4].

Подростковый возраст по праву является одним из самых сложных и противоречивых периодов развития. Процесс формирования личности на данном этапе не завершается. Здесь происходит значительная перестройка ранее сложившихся психологических структур, а также запуск новых, совершается индивидуализация психики и др. [2].

Подростковый возраст отличается разноуровневыми характеристиками социального созревания. Психологические причины развития поведенческих отклонений часто связаны с нарушениями взаимосвязей с социальным окружением. В числе форм аддиктивного поведения, встречающихся у подростков, отмечаются алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости, зависимости от компьютера и интернета, зависимость от игр и др. К данному выбору подросток приходит по разным причинам. В числе таковых: непонимание со стороны окружающих, «сенсорный голод», желание казаться взрослым / демонстрация взрослости, отсутствие чувства значимости и другие. В целом выбор объекта зависимости имеет случайный или «рекламный» характер, при этом не исключается возможность изменения данного объекта с одной категории на другую [1].

Нужно признать, что подросток, который имеет аддиктивное поведение, постепенно накапливает определенные личностные черты. К каким характеристикам можно отнести низкую переносимость трудностей, наличие скрытого комплекса неполноценности, лживое поведение, использование позиции ухода от проблем и от ответственности, стереотипность поведения, повышенную тревожность, собственно зависимость и др. [3].

Выбор, который делает подросток сегодня, во многом будет определять траекторию его будущей жизни, поэтому важно вовремя уловить момент подобных изменений.

С целью изучения аддиктивного поведения у современных подростков нами спланировано и проведено исследование. В исследовательской работе приняли участие 46 подростков в возрасте 13-14 лет. Работа проведена на базе одной из общеобразовательных школ г.о. Саранска Республики Мордовия. Для реализации исследовательской цели нами использовались тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова и В.А. Корзунина, тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича. Указанные методики подобраны исходя из целевого и содержательного замысла исследования, они соответствуют принципам надежности и валидности.

Методика В.В. Юсупова и В.А. Корзунина позволила выявить аддиктивную склонность у современных подростков. Результаты такой оценки нами приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты оценки аддиктивной склонности у современных подростков

Критерий оценки Абс. %

Характеристика выражена 11 23,9

Характеристика умеренно выражена 22 47,8

Характеристика не выражена 13 28,3

Из показателей таблицы 1 следует, что у 22 (47,8%) подростков аддиктивная склонность соответствует умеренно выраженному показателю. С выраженными признаками склонности к аддиктивному поведению выявилось 11 (23,9%) подростков. Менее всего тех подростков, у кого склонность к аддиктивному поведению не выражена, таких подростков в исследуемой выборке 13 (28,3%) человек.

Результаты методики показывают, что для современных подростков в основном характерно умеренное проявление аддиктивного поведения. У них стремление и интерес к психоактивным веществам проявляется выборочно, они могут и согласиться (употребить), и дать отказ. Однако, не мало подростков имеют ярко выраженные интересы, они не против попробовать те или иные опасные вещества, расширить их спектр, их позиция заслуживает повышенного внимания.

С помощью теста В.Д. Менделевича изучена склонность подростков к определенным видам зависимого поведения. Результаты представлены в виде таблицы 2.

Таблица 2

Склонность подростков к определенным видам зависимого поведения

Критерий оценки Высокая Повышенная Признаки тенденции Низкая

Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %

Склонность к употреблению алкоголя - - 7 15,2 10 21,7 29 63,1

Склонность к курению - - 8 17,4 16 34,8 22 47,8

Склонность к музыкальному и спортивному фанатизму 7 15,2 10 21,7 11 23,9 18 39,2

Склонность к компьютерной зависимости 10 21,7 12 26,1 10 21,7 14 30,5

Из данных таблицы 2 следует, что у современных подростков проявляются разные варианты склонности к определенным видам зависимого поведения, которые различаются в том числе, и по степени проявления.

Так, склонность к употреблению алкоголя у большинства подростков в целом низкая - 29 (63,1%) человек. Такие подростки употребляют алкоголь достаточно редко. Признаки тенденции по группе склонности к употреблению алкоголя выявлены у 10 (21,7%) подростков, принявших участие в исследовательской работе. Подростки этой группы не отказываются от употребления алкоголя, употребляют его значительно чаще, чем первая группа, и при определенных условиях имеется риск развития зависимости от алкоголя. Третью группу составили подростки с повышенной степенью склонности - это 7 (15,2%) человек, данные подростки имеют риск появления данного вида зависимости в большей степени. Подростков с признаками высокой степени вероятности не выявлено.

По склонности зависимости к курению почти половина современных подростков имеет низкий уровень проявления данной характеристики - 22 (47,8%) подростка. Признаки тенденции к курению отмечены у 16 (34,8%) подростков. Данные подростки аргументируют свои попытки к использованию сигарет как средство снятия тревоги и стресса, часть их них отмечает, что курят в компаниях для поддержания атмосферы. Повышенная выраженность склонности к курению выявлена у 8 (17,4%) человек, эти подростки рискуют усилить свой «статус курильщика». Подростков с высокой степенью вероятности склонности к курению среди изучаемой группы не выявлено.

Спортивный и музыкальный фанатизм среди подростков достаточно популярен. Так, по результатам исследования видно, что по каждой группе выраженности имеются определенные значения. С низким уровнем проявления спортивного и музыкального фанатизма выявлено 18 (39,2%) подростков, их заинтересованность в данных вариантах незначительная. Следующую по численности группу составляют подростки с признаками тенденции к склонности к спортивному и музыкальному фанатизму - 11 (23,9%) человек. Данные подростки не против включиться в музыкальные или спортивные виды деятельности, но признаками фанатизма их увлечение не характеризуется. Среди исследуемых подростков с признаками повышенной склонности 10 (21,7%) человек, у данной группы подростков увлечение спортом и музыкой более выражены, при соответствующих условиях данная склонность может усилиться. Подростки с признаками высокой склонности к музыкальному и спортивному фанатизму - самая малочисленная группа, таких подростков оказалось 7 (15,2%) человек.

Склонность к компьютерной зависимости является одной из самых распространенных среди современных подростков. В ходе исследования выявлено, что низкий уровень проявления склонности к компьютерной зависимости выявлен у 14 (30,5%) подростков, признаки тенденции прявляются у 10 (21,7%) опрошенных, повышенная склонность к компьютерной зависимости выявлена у 12 (26,1%) подростков и 10 (21,7%) подростков имеют высокую степень проявления склонности к компьютерной зависимости. Заметим, что соврменный подросток достаточно много времени проводит за компьютером, что может усилить данную тягу и привести к подобному застреванию. В играх подростки стремяться реализовать себя, усилить какие-то свои черты, показать свою значимость и силу, они могут компенсировать общение со сверстниками, особенно в тех ситуациях, когда подросток в них потерпел неудачу.

Выводы. Аддиктивное поведение является одной из актуальнейших проблем современности. Данная проблема значима не только для психологической науки, но и выходит далеко за ее пределы. Речь идет про категорию зависимого поведения, которое позволяет «выйти» за пределы реальности, создает определенные изменения на уровне психики, в частности меняет настроение и психическое состояние личности.

Результаты исследования показывают, что проблема аддикции действительно актуальна для подросткового возраста. У современных подростков отмечаются различные предпочтения в выборе способов «ухода» от реальности, проблемных ситуаций и т.д. Так, многие подростки выбрали компьютерные игры, а также музыкальную и спортивную деятельность как средства разгрузки, достижения эмоционального подъема, снятия симптомов дискомфорта, стимулирования состояния радости. Для многих их них стимулирующим фактором является возможность проживать ситуации успеха (например, в игре), что стимулирует повышение самооценки и позволяет подростку самоутвердиться. Данный выбор не всегда является положительным, так как имеет и оборотную сторону - подросток уходит от реальности, у него укрепляются неуверенность в реальной жизни, появляются страхи социальных взаимодействий, тревожность, он теряет умение справляться с жизненными трудностями и выстраивать отношения с окружающими.

Все выше обозначенное не только констатирует факт проблемы аддиктивного поведения в подростковой среде, но и ставит задачи профилактики подобного поведения у подрастающего поколения, а также борьбы с уже имеющимися фактами. Для повышения эффективности данной работы в нее должны быть включены не только психологи образовательных учреждений, но и администрация школы, педагоги, родители и ближайшее социальное окружение подростка.

Литература:

1. Алаева, М.В. Взаимосвязь склонности к интернет-аддикции и социально-психологической адаптации в подростковом возрасте / М.В. Алаева, Н.Ф. Сухарева, В.В. Юленкова // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы V Международ. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: ПГУ, 2019. - С. 4-7

2. Карпушина, Л.П. Формирование социальной ответственности у подростков в организациях дополнительного образования / Л.П. Карпушина, Н.Ф. Пупкова, С.В. Баранова // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - № 1(49. -С. 52-56

3. Николаева, Е.И. Аддиктология: теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции / Е.И. Николаева, В.Г. Каменская. - Москва: ФОРУМ, 2018. - 208 с.

4. Шнейдер, Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Юрайт, 2019. - 219 с. - ISBN 978-5 534-10915-3.

Психология

УДК 159.922

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Токарева Валентина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭГО-СОСТОЯНИЙ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В материале статьи рассматривается роль эго-состояний и принятия ответственности субъекта обучения в процессе образовательной деятельности. На основе теоретического и эмпирического анализа автором были исследованы эго-состояния студентов старшего курса, а также принятия ответственности в разных сферах. Наличие прямой взаимосвязи между показателями интернальность в сфере семейных отношений и позицией «Я-Взрослый» у обучающихся указывает на то, что чем выше интернальность в области семьи, тем выше способность субъекта оценивать и перерабатывать информацию, а, следовательно, принимать на основании полученной информации рациональные решения. Полученная обратная взаимосвязь между показателями интернальности в области межличностных отношений и эго-состояния «Я-Дитя» у обучающихся свидетельствует о том, что при отсутствии обиды, импульсивности, показатель ответственности субъекта растет. Исходя из полученных взаимосвязей автор статьи приводит несколько практических педагогических способов для более эффективного взаимодействия педагога с обучающимися.

Ключевые слова: ответственность, интернальный и экстернальный локус контроля обучающегося, эго-состояния субъекта.

Annotation. The article discusses the role of ego states and the acceptance of the responsibility of the subject of training in the process of educational activities. Based on theoretical and empirical analysis, the author investigated the ego states of senior students, as well as the acceptance of responsibility in various fields. The direct relationship between internality in the field of family relations and the position "I-Adult" among students indicates that the higher internality in the field of family, the higher the ability of the subject to assess and process information, and, therefore, to make rational decisions based on the information received. The obtained inverse relationship between the indicators of internality in the field of interpersonal relations and the ego-state "I-Child" among students indicates that in the absence of resentment, impulsiveness, the indicator of the responsibility of the subject increases. Based on the relationships obtained, the author of the article cites several practical pedagogical methods for more effective interaction of the teacher with students.

Key words: responsibility, internal and external locus of the learner, ego-states of consideration.

Введение. В период развития высоких технологий первостепенное значение приобретают вопросы, связанные с трансформаций и формированием нового человека, вместе с этим также встает вопрос о ценностях, которые привносит третье тысячелетие. Решение данных вопросов принадлежит не только психологии, но и смежным с данной дисциплиной науками, а именно философии, педагогики, физиологии и так далее.

Данная роль особенно четко просматривается в условиях активного использования интернета и социальных сетей, которые могут формировать определенное отношение к жизни и состояние у субъекта, который еще только входит во взрослую жизнь. В данной ситуации вопросы психологического воздействия на личность становятся предметом особого изучения, поскольку возникает ряд задач исследовать организацию взаимодействия людей в малых и больших группах, психологические проблемы освоения потока информации, осмысление предлагаемой информации обучающимися.

Проблема воспитания человека современного общества есть проблема всестороннего развития личности, а, следовательно, вопрос развития индивида выступает в качестве проблемы взаимодействия различных видов деятельности, а именно: познания, общения и трудовой деятельности.

Целостное развитие личности современного человека предполагает прежде всего всестороннее развитие, личностный рост, переход от позиции ребенка к позиции взрослого. В связи с этим на передний план выходит необходимость теоретических, а также практических исследований тех состояний, в которых в настоящий момент находится субъект обучения, а также необходимость исследование проблемы психологической регуляции деятельности индивида. Изучение психологической регуляции состояний субъекта играет существенную роль для предвосхищения личностью будущего планирования своей деятельности, выявления соотношения настоящего, прошлое и будущего в регуляции деятельности и принятие ответственности за решения и последствия своего поведения.

Ответственность, возлагаемая на субъекта деятельности или взятой обучающимся обязательства, должны осознаваться и переживаться как долг, исполнение которого личности является необходимым. Ответственность является морально-психологической категорией, которая выражается в этическом отношении и психологических особенностях, свойстве личности, вместе с этим и в моральном отношении к делу, которое нередко перестаёт в определённую систему взаимодействий [3, С. 75].

Изложение основного материала статьи. С психологической точки зрения ответственность представляет собой личное качество, как и всякое свойство личности оно достаточно прочное, устойчивое образование, включающее стиль поведения. В характере человека наличие данной черты может предсказать поступок индивида и дальнейшее его поведение. В состоянии, в котором находится индивид также может влиять на характер принятия человеком ответственности [3, С. 75].

В данной работе мы будем опирать на трансакционный анализ Э. Берна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.