Психология
УДК 159.9.072
кандидат психологических наук, доцент Беленкова Лариса Юрьевна
ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (г. Москва); психолог Газизова Наталия Валерьевна
ФГБОУИ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); студентка Кундас Ксения Сергеевна
ФГБОУИ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)
ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНЫХ АДДИКЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭФФЕКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ИХ ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье отражен теоретический анализ одной из наиболее животрепещущих проблем, стоящих перед российским обществом, точнее, распространения негативных типов аддиктивного поведения в современной молодежной среде. Социальная трансформация российского общества вначале 2000-x гг. привела к дестабилизации социальных отношений и кардинальному изменению ценностных установок среди молодежи. В результате у некоторых молодых людей возникало желание быстро поменять статус на взрослого. Другие в силу возрастных особенностей шли на риск из-за простого любопытства. Все это представляет угрозу благополучию страны. В статье представлены результаты эмпирического исследования склонности студентов к аддиктивному поведению. Проанализированы показатели исследования склонности студентов-первокурсников к аддиктивному поведению. Результаты эмпирического исследования выявили среди студентов-первокурсников группу риска, с которой запланирована психопрофилактическая работа. Определены условия, способствующие оптимизации воспитательной работы по предупреждению аддикции в студенческой среде. Раскрыта специфика деятельности Центра психологической помощи студентам, направленного на пропаганду здорового образа жизни среди студентов и поддержку их психосоматического, духовно-нравственного здоровья и профилактику аддиктивного поведения среди студенческой молодежи.
Ключевые слова: аддикции, аддиктивное поведение, зависимое поведение, студенты, молодежь, профилактика аддикций.
Annotation. The article reflects a theoretical analysis of one of the most acute and serious problems facing Russian society today, more precisely, the spread of negative types of addictive behavior among young people. The social transformations of modern Russian society have led to the destabilization of social relations and a sharp change in value orientations among young people. Therefore, there is a tendency for young people to get acquainted with prohibited substances and actions, the reception and implementation of which contributes to a rapid transition to the status of an adult. Due to age characteristics in adolescence, many take risks because of simple curiosity. This is a threat to the future of the country. The article presents the results of an empirical study of students' propensity to addictive behavior. The indicators of the study of the propensity of first-year students to addictive behavior are analyzed. The results of an empirical study revealed a risk group among first-year students with whom preventive work is planned. The conditions that contribute to improving the effectiveness of educational work to prevent addiction in the student environment are determined. The specifics of the activity of the Center for Psychological Assistance to Students aimed at promoting a healthy lifestyle among students and supporting their psychosomatic, spiritual and moral health and prevention of addictive behavior among students are revealed.
Key words: addiction, addictive behavior, dependent behavior, students, youth, prevention of addictions.
Введение. Социально-психологическая обстановка в нашей стране и мире в целом в последние годы становится нестабильной и кризисной, обуславливая длительно протекающие внутриличностные конфликты, эмоциональную напряженность, состояния отчужденности и тревоги.
Сложные социально-экономические условия в большей мере влияют не только на социальный статус человека, но и определяют направленность личности. Кроме того, современные достижения науки и техники ставят молодое поколение в зависимое положение от различных изобретений и гаджетов. В ситуации, когда человек не в состоянии справится с конкретной проблемой, возникает психическое напряжение, он вынужден уходить от ситуации, не реагируя должным образом на жизненные невзгоды. Вместе с тем, преобладающими формами личностного реагирования в трудных жизненных ситуациях становится «бегство в аддикцию», чувство неуверенности в завтрашнем дне, ощущение беспомощности и одиночества [2].
Некоторые молодые люди рассматривают аддикцию как стимулятор для снятия состояния психологического дискомфорта [5]. Привлекательность аддикции они видят в том, что находят в ней путь наименьшего сопротивления, стремясь изменить психическое состояние, получая иллюзию безопасности, восстановления гармонии.
Используя разнее варианты аддиктивной реальности, молодые люди фиксируют внимание на определенных предметах или действиях, тем самым у них создается впечатление ухода от тревог и проблем [7].
Высокие технологии в современном мире направлены на раскрытие личностных ресурсов человека, однако их внедрение может обуславливать рост аддиктивных форм поведения среди молодежи. Личность, склонная к аддикциям, стремится найти свой универсальный способ выживания - уход от реальных проблем.
Термин «аддиктивное поведение» вошел в научный оборот в конце 80-х гг. XX в. Суть понятия трактовалась как злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как сформируется зависимость. В дальнейшем содержание понятия неоднократно уточнялось. Позднее под аддиктивным поведением начали понимать такое поведение, вызывающее состояние психологического дискомфорта, приводящего к проблемам адаптации личности [6]. В соответствии с объектом зависимости выделяются следующие типы аддиктивного поведения: созависимость, игромания, наркомания и алкоголизм, пищевая, сексуальная и другие зависимости, многие из которых появились с ростом увлечений и привычек в XXI веке. Большинство аддикций напрямую или косвенно несут реальную для жизни угрозу. Молодежь, увлеченная агрессивной игрой в виртуальной реальности, становятся потенциальными убийцами и самоубийцами в реальном мире. Именно поэтому на сегодняшний день необходимо удовлетворять значимые потребности аддиктов в эмоциональном комфорте, безопасности и контроле.
Изложение основного материала статьи. Радикальные преобразования в жизнедеятельности страны обусловили появление ряда проблем в молодежной среде. Научный интерес к проблемам зависимостей студенческой молодежи обусловлен тем, что студенчество - это особый интеллектуальный и кадровый потенциал общества. С точки зрения формирования духовно-нравственного поведения студенческая молодежь - наиболее благополучная социальная группа, обучение которой в вузе требует от нее ответственности, самоорганизации и самоконтроля. Достигая физической зрелости в
студенческом возрасте, у них интенсивно развивается психическая саморегуляция, нравственное сознание и социальные ценности.
Наличие у абитуриентов до поступления в вуз некоторого аддиктивного опыта оказывает негативное влияние на последующее развитие личности, включая, снижение жизненного уровня, утрату работоспособности, возникновение конфликтов с окружающими и т.п.
Аддиктивные стратегии поведения могут быть также вызваны трудностями адаптации при решении проблемных жизненных ситуаций таких, как: повторяющиеся жизненные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и в учебном процессе, утрата близких, резкая смена привычных стереотипов. Постоянная неудовлетворенность ведет к бегству от реальности - от здорового сознания в мир нездоровых фантазий и иллюзий, замене реальных жизненных ценностей виртуальными [3]. Определяющим фактором социально-психологической адаптации личности считается способность объективно реагировать на психотравмирующие ситуации, стойко справляясь с трудностями, проявляя жизнестойкость и совладающее поведение личности [1].
Аддиктивное поведение - это форма деструкции, в ее основе лежат чувства безысходности и подавленности, а изменение такого психического состояния, по мнению аддиктов, возможно путем приема психоактивных веществ или включения в виды деятельности, связанные с потенциальным риском. Подобное состояние свойственно молодежи с низкими показателями адаптационных способностей, которые пытаясь найти средства психологической защиты от надвигающейся фрустрации, прибегают к стратегиям саморазрушающего поведения [6].
Адаптация первокурсника в условиях инклюзивного вуза - процесс вхождения студента в новую для него творчески ориентированную доступную образовательную среду, результатом которого являются: устойчивая профессиональная ориентация, высокая самоорганизация при освоении образовательной программы и конструктивный характер общения. На первом году обучения идет активное усвоение специфики новых условий образовательной и воспитательной среды вуза. В этот период происходит фаза перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Когда подростковый опыт становится недостаточным для нормальной жизнедеятельности, а взрослый опыт еще не освоен, то первокурсник в короткий промежуток времени находит решения основных задач дальнейшего существования и развития. Адаптация студентов вуза заслуживает особого внимания, от того, насколько успешно они ее пройдут, зависит не только успешность освоения образовательной программы, но и адаптация к новым жизненным условиям [4].
Система современного высшего образования ориентирована на развитие таких личностных качеств студента, которые бы способствовали успешной адаптации, самообразованию и самовоспитанию, возможности добиваться жизненных успехов, оперативно находить средства преодоления и разрешения проблем, не прибегая к изменению своего внутреннего состояния. Существует ряд трудов современных ученых, таких как: Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, И.И. Хажилина, Н.С. Видермана, М.Г. Цетлина, В.Е. Пелипаса, Т.Н. Дудко, Ю.В. Валентика, которые рассматривают психопрофилактику по активации личностных ресурсов в юношеском возрасте, как эффективную технологию адаптации к условиям изменяющейся среды и формирования социально-эффективных стратегий поведения.
С целью выявления студентов 1 курса, склонных к аддиктивному поведению, были отобраны 224 респондента из числа студентов 1 курса 6 факультетов ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». Для диагностики склонности к аддиктивному поведению применялись следующие методики: методика склонности к зависимостям Г.В. Лозовой, методика «Шкала поиска ощущений» М. Цукермана, тест «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевич, тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова, В.А. Корзунин.
Мы предположили, что своевременная психодиагностика склонности к аддиктивному (зависимому) поведению студентов-первокурсников даст возможность выявить группу риска на ранних этапах обучения в вузе с целью последующей психопрофилактической и психокоррекционной работы.
Выводы. Результаты эмпирического исследования отражены в таблицах 1-4.
Результаты психодиагностики склонности к зависимостям студентов-первокурсников по методике Г.В. Лозовой отражены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели склонности к зависимостям студентов-первокурсников по методике Г.В. Лозовой, в %
Шкала Низкая степень Средняя степень Высокая степень
Зависимость от алкоголя 90 5 5
Телевизионная зависимость 50 44 6
Любовная зависимость 13 47 40
Игровая зависимость 60 23 17
Зависимость от межполовых отношений 50 44 6
Пищевая зависимость 30 55 15
Религиозная зависимость 82 16 2
Трудовая зависимость 32 64 4
Лекарственная зависимость 60 22 18
Зависимость от компьютера 50 30 20
Зависимость от курения 60 20 20
Зависимость от ЗОЖ 15 65 20
Наркотическая зависимость 100 0 0
Общая склонность к зависимостям 53,2 33,5 13,3
Согласно данным таблицы 1, высокую степень склонности к зависимостям имеет небольшой процент испытуемых (13,3%), среднюю - 33,5% испытуемых, высокую - 53,2%. Высокая степень склонности к зависимостям характеризует субъектов как очень восприимчивых к повседневным трудностям, склонным уходить от ответственности, как морально незрелых. Средние показатели склонности к аддикциям свидетельствуют о том, что аддикт принимает такое поведение для облегчения собственного внутреннего состояния. Низкие показатели склонности к аддикциям характеризуют субъектов как способных выстраивать продуктивные социальные отношения, обладающих психологической устойчивостью, умеющих быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Диагностика показала, что испытуемые более склонны к
образованию социально приемлемых зависимостей (любовной, компьютерной и т.п.) Для студентов наименее характерны социально неприемлемые зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая, религиозная).
Далее проведена диагностика склонности к зависимому поведению по методике В.Д. Менделевич, результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели склонности к зависимому поведению студентов-первокурсников по методике В.Д. Менделевич, в %
Шкала Низкий уровень Признаки тенденции Признаки повышенной склонности Признаки высокой вероятности
Наркозависимость 68 23 9 0
Алкогольная зависимость 62 25 9 4
Спортивный и музыкальный фанатизм 2 3 15 80
Зависимость от компьютерных игр 16 41 30 13
Согласно данным таблицы 2, признаки тенденции к возникновению наркотической зависимости отмечены у 23% испытуемых, к алкогольной - у 25%, к компьютерной - у 41%. Испытуемые, имеющие риск развития наркотической и алкогольной зависимости, внушаемы, не во всех ситуациях адаптируются к меняющимся условиям, лишь в тех, что направлены на получение удовольствия. Испытуемые с признаками повышенной склонности к фанатизму от компьютерных игр имеют повышенные жизненные ожидания, не проявляя высокой активности в самореализации. Студенты со склонностью к алкогольной и наркозависимости отличаются агрессивностью и эмоциональной холодностью, что снижает эффективность их социальной адаптации.
Далее проведена диагностика уровней потребностей в ощущениях по методике М. Цукермана. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели уровней потребностей студентов-первокурсников в поиске ощущений по методике М. Цукермана, в %
Уровни потребностей в ощущениях в %
Высокий 40
Средний 55
Низкий 5
Согласно данным таблицы 3, для большинства студентов (55 %) наиболее показательным является средний уровень выраженности потребностей в поиске ощущений, им свойственно умение контролировать такие потребности, умеренность в их удовлетворении. Высокий уровень потребностей в поиске ощущений характерен для 40 % испытуемым, они стремятся уйти от скуки и однообразия, ищут приятные ощущения и необычные впечатления, часто действуют необдуманно в погоне за сомнительными удовольствиями.
С целью диагностики склонности к зависимостям была использован тест-опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин), результаты отражены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели склонности к зависимостям по методике В.В. Юсупова, В.А. Корзунин, в %
Низкий Умеренный Высокий
84 11 5
Согласно данным таблицы 4, преобладающий уровень склонности к зависимому поведению среди испытуемых низкий (84%), умеренно выраженный уровень отмечен у 11% испытуемых, высокий уровень наблюдается у 5% испытуемых. Таким образом, у большинства студентов отсутствует предрасположенность к употреблению психоактивных веществ и пагубных пристрастий и интереса к ним, однако у некоторых студентов имеется повышенный риск принятия опасных веществ или совершения зависимых действий.
Выводы. В единственном в стране инклюзивном вузе проводится разнообразная работа по здоровьесбережению, которая носит комплексный характер. На базе МГГЭУ функционирует Центр психологической помощи студентам, деятельность которого направлена на пропаганду здорового образа жизни среди студентов и поддержку их психосоматического и нравственно-духовного здоровья. В вузе реализуются проекты, которые направлены на профилактику аддиктивного поведения среди молодежи через создание условий формирования здоровьесберегающего поведения молодежи вуза.
Результаты эмпирического исследования выявили среди студентов-первокурсников группу риска в распространении аддикций в студенческой среде, которые во многом обусловлены их социально-психологическими особенностями. Это подтверждает необходимость разработки и внедрения программ профилактики зависимого поведения и формирования приоритетов здоровьесбережения среди студентов и преподавателей. В основе предложенных программ должна быть динамичность, разнонаправленность развития молодежной среды, быстрое реагирование и подбор социально приемлемых технологий предотвращения потенциальных аддиктивных действий и успешной социализации молодежи. Совокупность условий, которые обеспечивают эффективность работы по предупреждению аддикции в студенческой среде, включает:
- проведение социально-психологической профилактической работы со студенческой молодежью на основе полифункционального подхода (преподаватели вуза, специалисты-медики, психологи), а также применение в рамках вузовского пространства здоровьесберегающих технологий, способствующих предупреждению зависимого поведения;
- организация психологического сопровождения студентов в вузе; своевременное выявление входящих в группу риска студентов (путем конфиденциальной самодиагностики студентов); расширение психолого-педагогической помощи зависимым студентам на базе психологического центра;
- разработка и реализация профилактических спецкурсов в рамках программы подготовки, направленных на повышение стрессоустойчивости личности и профилактику зависимостей;
- организация службы «телефон доверия» на базе Центра психологической помощи;
- активное вовлечение юношей и девушек в работу студенческого самоуправления, общественных объединений (в том числе антиалкогольного характера) с целью формирования у студенческой молодежи альтернативной формы организации досуга;
- привлечение студентов к проведению различных профилактических мероприятий, в т.ч. всероссийских и городских конкурсов социальных проектов посредством использования «диалоговых» форм работы (круглые столы, тематические встречи, семинары с использованием ресурсов видеотеки и др.);
- подготовка волонтеров из числа студентов для работы с обучающимися, входящими в группу риска зависимых и созависимых.
Литература:
1. Akhter, N. Relationship between Internet Addiction and Academic Performance among University Undergraduates / N. Akhter // Educational Research And Reviews. - 2013. - Vol. 8 (19). - Р. 1793-1796
2. Беленкова, Л.Ю. Особенности самосознания подростков с девиантным поведением / Л.Ю. Беленкова, В.В. Ананикова, С.А. Сазонова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 76-1. - С. 354-358
3. Боробова, Н.Е. Проблема аддиктивного поведения в молодежной среде / Н.Е. Боробова, Е.А. Богданова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 3-1 (7). - С. 44-46
4. Воронова, Т.А., Организация внутренних ресурсов студентов медицинского вуза со склонностью к аддиктивному поведению / Т.А. Воронова, С.В. Дубровина, Ю.В. Чепурко, М.В. Погодаева, Ю.Н. Переляев // Человеческий капитал. -2022. - № 5(161). - Т. 1. - С. 181-184
5. Менделевич, В.Д. Руководство по аддиктологии / В.Д. Менделевич. - СПб: Речь, 2006. - 250 c.
6. Склонность к аддиктивному поведению как особенность психологической адаптации первокурсников к образовательной среде // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 5(27). - С. 140-145
7. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. -Новосибирск: Наука, 1990 . - 224 с.
Психология
УДК 371.7
кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Зверева Марина Валентиновна Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); ассистент Шалабодина Виктория Андреевна
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)
ВЛИЯНИЕ ПЕРЕНЕСЕННОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ
СТУДЕНТОВ
Аннотация. Пандемия коронавирусной инфекции затронула большое количество лиц различного возраста, в том числе студентов. Необходимо оценить возможные последствия для переболевших. Целью исследования явилось изучение влияния перенесенной коронавирусной инфекции на психофизическое состояние студентов. Было опрошено 144 студента 1-3 курсов. Выявлена тенденция к умеренно выраженной астенизации лиц, переболевших коронавирусной инфекцией. Признаки слабой и умеренной астении были выявлены у 50,7% обучающихся, перенесших коронавирусную инфекцию. Более трети опрошенных жаловались на ухудшение памяти и плохой сон. Признаки функциональных нарушений системы дыхания отмечались у 46,5% переболевших коронавирусом. В результате анкетирования, у 56,9% респондентов были выявлены выраженные признаки вегетативных нарушений, а у 20,9% отмечались умеренные признаки вегетативной недостаточности. Полученные результаты говорят о необходимости коррекции длительных последствий COVID-19, включающую оптимизацию режима учёбы, отдыха, сбалансированного рациона обучающихся, умеренные физические нагрузки. Требуется разработка мероприятий по коррекции длительных последствий COVlD-19. Переболевшим рекомендуется оптимизировать режим учёбы, отдыха, сбалансированный рацион, умеренные физические нагрузки.
Ключевые слова: коронавирусная инфекция, студенты, психофизическое состояние, утомление, память, сон.
Annоtation. The coronavirus pandemic has affected a large number of people of various ages, including students. It is necessary to assess the possible consequences for those who have been ill. The aim of the study was to study the effect of the transferred coronavirus infection on the psychophysical state of students. 144 1st - 3rd year students were interviewed. A tendency to moderate asthenization of persons who have had a coronavirus infection has been revealed. Signs of mild and moderate asthenia were detected in 50.7% of students who had a coronavirus infection. More than a third of respondents complained of memory impairment and poor sleep. Signs of functional disorders of the respiratory system were noted in 46.5% of patients with coronavirus. As a result of the survey, 56.9% of respondents had pronounced signs of vegetative disorders, and 20.9% had moderate signs of vegetative insufficiency. The obtained results indicate the need to correct the long-term consequences of COVID-19, including optimization of the study regime, rest, balanced diet of students, moderate physical activity. It requires the development of measures to correct the long-term consequences of COVID-19. Those who have been ill are recommended to optimize the study regime, rest, a balanced diet, moderate physical activity.
Key words: coronavirus infection, students, psychophysical state, fatigue, memory, sleep.
Введение. Как показывает мировая статистика за последние два года выявлено более 631 миллиона переболевших коронавирусной инфекцией. В России переболело более 21 миллиона человек. Выздоровело из них более 624 миллионов, а