УДК 37.015.3:316.624 ББК 88.6+74.00
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Кашник Ольга Ильинична.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, доцент, кандидат социологических наук, [email protected].
Аннотация. В работе представлены результаты эмпирического исследования по выявлению уровня проявления и склонности к аддиктивному поведению у школьников младших классов и студентов, описаны группы риска.
Ключевые слова: аддиктивное поведение учащихся, группа риска.
ADDICTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS: EMPIRICAL DATA
Kashnik Olga Ilyinichna
FSBI of HE "Siberian State University of Railway Engineering", Novosibirsk city, Assistant Professor, Candidate of sociological sciences, [email protected]
Abstract. The article presents the results of empirical research aimed at revealing the level of manifestation and inclination to addictive behavior of primary school children and students; groups of risk are described.
Key words: addictive behavior of students, group of risk.
Особенностью современного состояния общества, по оценке большинства психологов, педагогов, медиков является резкое распространение социально-психологических расстройств среди учащейся молодежи, в частности, аддиктивных расстройств. Расширяется типология и формы проявления данных расстройств. Социальная и медицинская статистика деструктивных форм аддиктивного поведения также свидетельствует о данной негативной тенденции в обществе.
В научной терминологии чаще всего используется определение аддиктивного поведения как уход от реальности посредством изменения психологического состояния [5].
Среди причин данных процессов ученые отмечают
социокультурный кризис и деформацию ценностной структуры общества, системные изменения во всех социальных институтах, и прежде всего в базовых для личности институтах семьи и образовании. В поле особого внимания ученых находятся гиперактивные трансформации традиционных моделей коммуникационного взаимодействия, вызванных
компьютеризацией и интернетофикацией, скоростью технологических и информационных изменений.
Анализируя адаптационные возможности и формы психологической защиты человека к подобным изменениям, исследователи отмечают проблемы, связанные с регуляцией социального поведения и как массовое явление - отчуждение человека от других членов общества. Причем, для разных возрастных групп данные проявления имеют свои отличия.
Большое количество исследований по теме аддиктивного и отклоняющегося поведения проведено по категориям учащейся молодежи различных типов учебных заведений. Особое внимание обращено к изучению причин и механизмов, форм проявления деструктивных и асоциальных видов девиаций, а также кибераддикции молодежи.
Само понятие «кибераддикция», в смысловом поле, расширилось от первоначального определения как «компьютерная зависимость, расстройство поведения, в результате использования Интернета и компьютера» (И.Голдберг, 1990 г.) до «тяжелая зависимость человека от компьютерных игр, которая включает в себя любой вид деятельности в сети, что сказывается на его образе жизни, физическом и моральном здоровье» (Э. Кандел).
Теоретико-методологической основой изучения кибераддикции как социально-психологического явления составили: психолого-педагогические положения о закономерностях развития человека (Л.С. Выготский, В.А. Караковский, Л.И. Божович, Р.С. Немов, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий, Л.С. Рубинштейн); аксиологический подход в образовании и воспитании (Е.В. Бондаревская, В.А.Беляева, Е.Н. Шиянов, Н.Д. Никандров); положения отечественной психологии о механизмах аддиктивного поведения (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.Ю. Завьялов, H.A.Бохан, Е.П. Ильин, В.Я.Семке); концептуальные идеи ученых и педагогов о профилактике компьютерной зависимости (А.В. Беляева, М. Коул, Ш. Текл, С.Л. Новоселова и др.).
В работах ученых раскрыты различные аспекты компьютерной зависимости, в том числе, игровой компьютерной зависимости: причины игровой компьютерной зависимости (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелева), факторы личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др.), психологические последствия игровой компьютерной зависимости для индивида (И.В. Бурлаков, М.С.Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский), особенности отношения подростков к компьютерным играм и факторы компьютерной зависимости (Е.В. Змановская).
В данных исследованиях в качестве основного фактора возникновения компьютерной зависимости подростков рассматриваются психологические особенности пубертатного периода. А именно, высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании
нравственных представлений и социальных установок (А.Ю. Акопов, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, И.С. Кон, Ц.П.Короленко, А.Е. Личко, Д.И. Фельдштейн).
В настоящей статье приведем некоторые эмпирические данные прикладных исследований коллектива преподавателей кафедры «Профессионального обучения, психологии и педагогики» Сибирского государственного университета путей сообщения» СГУПС) по категориям обучающихся школьники и студенты
Пилотажное исследование «Проявление кибераддикции у школьников начальных классов» проведено в 2016 г. (Кашник О.И., Тимофеева К.Ю.). В рамках данной работы были решены задачи: оценены уровни предрасположенности к компьютерной зависимости, установлены взаимосвязи между проявлениями кибераддикции, уровнем сформированности коммуникативных навыков и самооценкой у школьников 1-х и 4-х классов, разработаны и апробированы коррекционные программы по профилактике компьютерной зависимости учащихся.
Выборка составила: 102 человека, из них 50 учеников 1-х классов и 52 ученика 4-х классов. Все респонденты являются учениками МАОУ средней образовательной школы г. Новосибирска.
В качестве диагностического инструментария использовались стандартизированные методики, адаптированные к школьникам начальных классов: «Тест-опросник для установления зависимости от компьютерных игр, Интернета» С. В. Краснова, методика «Рукавички» по оценке коммуникативных навыков (автор Г.А. Цукерман), методика «Лесенка» по выявлению уровня самооценки школьников (автор В.Г. Щур), а также интервью со школьным психологом и учителями начальных классов и опрос школьников младших классов.
В качестве основных выводов по результатам исследования приведем следующие:
- Школьникам младших классов свойственны предпосылки игровой компьютерной зависимости.
- Личностные черты и психологические особенности младших подростков, имеющих склонность к компьютерным играм, значительно отличаются от таковых у младших школьников, не проявляющих такой склонности.
- Уровень зависимости от компьютерных игр для школьников 4-ых классов выше, чем у первоклассников: среди учащихся первых классов: низкий уровень - 90%, средний - 7%, высокий - 3%; уровень аддикции среди учащихся четвертых классов: низкий - 65%, средний - 35%.
- Уровень самооценки: среди учащихся 1-х классов: заниженный -16%, адекватный - 82 %, завышенный - 2%; среди 4-ых классов: заниженная самооценка - 22%, адекватная самооценка - 74%, завышенная самооценка -4%.
- Уровень коммуникативных навыков: у школьников 1-х классов: низкий - 6%, средний - 10 %, высокий - 84 %, у школьников 4-х классов: низкий - 35%, средний -4%, высокий - 61%.
- Установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности имеют более низкие показатели коммуникативных навыков и имеют трудности в общении со сверстниками.
Сопоставляя данные исследования с установленными авторами методик нормативными значениями, можно констатировать, что предпосылки кибераддикции, самооценка и коммуникативные навыки у 87% испытуемых в пределах средних нормативных значений. Все три компоненты имеют высокий показатель взаимосвязи.
Результаты нашего исследования сопоставимы с данными диссертационных исследований авторов, приведенных выше в настоящей статье.
Для представления о сложности динамических характеристик аддиктивного поведения учащихся вуза приведем некоторые данные результатов исследования «Оценка уровня проявления аддиктивного поведения студентов 1 курса СГУПС», реализованного в университете в рамках научного гранта в 2015-2016 годах. В исследовании были диагностированы уровни проявления аддиктивного поведения, выявлены ранние признаки современных форм аддиктивного поведения и группы риска среди студентов.
В качестве диагностического инструментария использовались методики: «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (СОП, автор Орел А.Н.), «Диагностика потребности в поисках ощущений» (ППО автор: Цукерман М.); «Склонность к зависимому поведению» (СЗП, автор Менделевич В.Д.). Психодиагностика и статистическая обработка данных осуществлялась в программе «^ус^тейк Ехрег! 8». Диагностировались показатели по 11 шкалам: установка на социально-желательные ответы, склонность к преодолению норм и правил, склонность к аддиктивному поведению, склонность к
самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонность к агрессии и насилию, волевой контроль эмоциональных реакций, склонность к делинквентному поведению, принятие женской социальной роли, наркозависимость и алкогольная зависимость, потребность в поиске ощущений.
По результатам диагностики были установлены 3 группы по уровням склонности к аддиктивному поведению: с низким (7,7%), средним (76,7%) и высоким уровнем - группа риска (16,25%). В том числе по группе риска показатели составили: по группе мужчин - 16,46%, женщин - 15,69% .
Ниже приведем некоторые сравнительные данные выборки по группе риска у мужчин и женщин.
Для женской выборки характерны:
- различные вариации установок на социально желательное поведение от несклонности корректировать свои ответы до высокой настороженности и демонстрации (бравады) своей зависимости;
- прямая зависимость склонности к аддиктивному поведению и степенью проявления негативизма: чем выше склонность к аддиктивному поведению, тем выше негативные показатели преодоления норм и правил;
- низкая ценность собственной жизни, склонность к авантюристическим поступкам, потребность в острых ощущениях (0,45);
- выявлена тенденция - чем выше склонность к аддиктивному поведению, тем интенсивнее увеличивается склонность к самоповреждающему и саморазрушающемуся поведению;
- высокий уровень агрессивности поведения;
- тенденция в проявлении слабости волевого контроля эмоциональных реакций (0,37);
- прямая взаимосвязь склонности к аддиктивному поведению и склонности к делинквентному поведению;
- прямая корреляция по шкалам: наркозависимость и алкогольная зависимость; склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и принятию женской социальной роли.
Мужская выборка группы риска имеет свои психологические особенности и взаимосвязи:
- установки на социально желательные ответы;
- склонность не соблюдать нормы и правила;
- прямая взаимосвязь между склонностью к преодолению норм и правил и склонностью к делинквентному поведению;
- высокие показатели аддиктивного поведения увеличивают склонность к делинквентному поведению (0,61);
- прямая взаимосвязь между склонностью к агрессии и насилию и волевым контролем эмоциональных реакций (0,62), наркозависимостью и алкогольной зависимостью (0,60).
По результатам данного обследования диагностированы и описаны психологические особенности студентов 1курса в ракурсе склонности к проявлению аддиктивного поведения, установлены нормы по данной возрастной группе. Также были сделаны предположения, что для студентов 1 курса ряд показателей имеют как личностную (устойчивую характерологическую), так и ситуативную (адаптационную) составляющую, что частично подтвердилось в рамках проведенных консультаций с обследуемыми. Более подробные данные представлены в работах [3,4].
На основе анализа приведенных выше эмпирических исследований можно предположить, что аддиктивное поведение учащейся молодежи является сложной психолого-педагогической проблемой, требующей теоретического осмысления природы аддиктивного поведения в социуме. Поисковый характер и накопленный исследовательский опыт,
многоплановость и фрагментарность имеющихся исследований предопределяет необходимость систематизации имеющихся эмпирических данных. В качестве актуальных проблем для аналитиков и практиков сферы науки и образования следует выделить методологическую проработку комплексных мониторинговых исследований динамических проявлений аддиктивного поведения учащихся на разных возрастных этапах и выявление новых форм аддикций, а также создание современного диагностического инструментария.
Учитывая прикладной характер рассматриваемых вопросов, востребованность практиков учреждений образования, психологических центров в решении задач по профилактике и коррекции различных видов аддикций, перспективными являются разработка, апробация и реализация технологий психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях образовательных учреждений.
Библиографический список:
1. Демидова Л.И., Кашник О.И., Брызгалина А.А. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 35-2. С. 88-92.
2. Кашник О.И Социальные деформации личности в условиях переходного периода российского общества: сущность и формы их проявления (применительно к студентам и бизнесменам). Диссертация на соискание ученой степени канд. социологических наук, Новосибирск, 1997 г. - 181 с.
3. Кашник О.И., Веселкова Е.А. Аддиктивное поведение студентов как предмет воспитательной работы в вузе. В сборнике: Образование как единство обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. - 2016. - С. 363-367.
4. Кашник О.И., Веселкова Е.А. Особенности проявления аддиктивного поведения у студентов вузов. Наука вчера, сегодня, завтра. 2016. № 1 (23). С. 55-59.
5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддикции в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма: монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. - 434 с.