Научная статья на тему 'К вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилатике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников'

К вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилатике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
658
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ АДДИКЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ПРОФИЛАКТИКА / ADDICTIVE BEHAVIOR / COMPUTER ADDICTION / COMPUTER GAMES / PROPHYLACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Марина Владимировна, Фролова Елена Владимировна, Шишкина Ксения Игоревна

В статье рассматривается проблема профилактики компьютерной аддикции у детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее уязвимой возрастной категории, раскрыты негативные последствия злоупотребления ролевыми компьютерными играми, выделены личностные особенности, детерминирующие формирование зависимости, характеристика видов и направлений профилактической работы, представлены компоненты структуры личности, способной противостоять аддикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Марина Владимировна, Фролова Елена Владимировна, Шишкина Ксения Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the required training of a future teacher in the prophylactics of computer addiction of pre-schoolers and primary school students as a most vulnerable age category is discussed. Negative effects of excessive use of role computer games are shown. Personal specifics that determine addiction are specified. Types and areas of prophylactics are characterized. Components of personality structure that can resist addiction are given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилатике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников»

М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина

Сведения об авторах:

Дружинина Лилия Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогческий

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Kmail: [email protected]

Осипова Лариса Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогческий университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Kmail: [email protected]

Information about the authors: Druzhinina Liliya Aleksandrovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head,

Department of Special Pedagogy,

Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Osipova Larisa Borisovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 348 : 371.01 ББК 74.480.26 : 74.202 15

М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина

к вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилатике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников

В статье рассматривается проблема профилактики компьютерной аддикции у детей дошкольного и младшего школьного возраста как наиболее уязвимой возрастной категории, раскрыты негативные последствия злоупотребления ролевыми компьютерными играми, выделены личностные особенности, детерминирующие формирование зависимости, характеристика видов и направлений профилактической работы, представлены компоненты структуры личности, способной противостоять аддикции.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, компьютерная аддикция, компьютерные игры, профилактика.

M. V. Zhukova, E. V. Frolova, K.I. Shishkina

TO THE PROBLEM OF THE REQUIRED TRAINING OF A FUTURE Teacher IN The Prophylactics OF COMPUTER ADDICTION OF PRE-SCHOOLERS AND PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The problem of the required training of a future teacher in the prophylactics of computer addiction of pre-schoolers and primary school students as a most vulnerable age category is discussed. Negative effects of excessive use of role computer games are shown. Personal specifics that determine addiction

are specified. Types and areas of prophylactics are characterized. Components of personality structure that can resist addiction are given.

Key words: addictive behavior, computer addiction, computer games, prophylactics.

На современном этапе развития общества особое внимание уделяется проблемам образования. Кардинальные перемены в обществе, обусловившие сложившуюся социокультурную ситуацию, наложили отпечаток на состояние современной образовательной системы и ее субъектов. Исследователи выделяют ряд существенных черт социокультурной ситуации в современной России, которые являются отражением конфликтного типа модернизации общественных отношений. Прежде всего, это сохраняющаяся на протяжении второго десятилетия дихатомичность общества, являющаяся следствием разрушения его целостности; во-вторых, недостаточное проникновение в сознание людей духовно-нравственных идей, способных выполнять роль консолидирующего фактора, и, наконец, в-третьих, расширяющийся конфликт различных типов сознания, как на уровне сознания социальных групп, так и отдельного человека.

В дошкольном и младшем школьном возрасте ведущим фактором формирования ценностных ориентаций является семья, система внутрисемейных отношений, в которой ребенок не только усваивает внутрисемейные правила, но и социальные нормы, образцы поведения, заимствованные из книг и произведений искусства, моральные принципы, присущие его социуму. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что далеко не все родители оказываются готовыми к формированию социально значимых ценностей, в связи с чем у детей формируется аддик-тивное поведение как форма негативной самореализации.

Понятие «аддиктивное поведение» появилось в отечественной литературе в конце ХХ века и было предложено Ц.П. Короленко [3] вслед за зарубежными исследователями W. Muller (1984) и M. Landry (1987) и первоначально трактовалось учеными как злоупотребление психоактивными веществами (наркотики, токсические вещества, медицинские препараты, алкоголь, табак), при этом

характерным признаком являлось отсутствие зависимости.

Многие исследователи (Ц.П. Короленко, А.Ю. Акопов, Т.А. Донских, Ю.В. Попов, А.С. Тимофеева) отмечали деструктивный, саморазрушающий характер аддиктивного поведения и относили его к одной из форм отклоняющегося поведения, поскольку оно соответствует критериям девиантности - снижение критичности, наличие когнитивных проблем (искажение восприятия и понимания происходящих событий), нарушения в эмоциональной сфере, формирование неадекватно заниженной самооценки, понижение качества жизни, дезадаптация, разрушение межличностных контактов.

Одной из характерных особенностей аддиктов является то, что им свойственна низкая переносимость стрессовых ситуаций, состояний психологического дискомфорта, трудностей обыденной жизни, на фоне которых и возникает ад-диктивная фиксация как способ бегства от реальности.

Позднее исследователями был расширен спектр способов, к которым прибегает аддикт для достижения эмоционального комфорта, кроме фармакологических (применение воздействующих на психическое состояние веществ), были выделены нефармакологические (различные виды активностей, предметов) способы.

Таким образом, аддиктивное поведение - форма деструктивного поведения, для которой характерно стремление изменить психическое состояние с целью ухода от психотравмирующей ситуации с помощью приёма психоактивных веществ или сосредоточения внимания на различных видах активностей или предметах.

Достаточно изученной является проблема химических аддикций (потребление веществ, способных вызвать изменение психического состояния - алкоголя, наркотиков, токсических веществ, лекарственных препаратов и др.). По мнению

К вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилатике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников

Ю

М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина

некоторых исследователей, рост потребления психоактивных веществ угрожает России депопуляцией [1].

Последние исследования показывают, что употребление психоактивных веществ получило достаточно широкое распространение среди молодежи, около 80 % молодых людей периодически употребляют, по их собственному признанию, психоактивные вещества с целью получения удовольствия [2].

Сегодня пристальное внимание исследователей привлекают такие виды аддиктивного поведения, как злоупотребление азартными играми, работого-лизм, телевизионная аддикции, аддикции сотовых телефонов, шопинг-аддикция, аддикция к еде, длительное прослушивание музыки, религиозный и спортивный фанатизм, аномалии сексуального поведения, «паранойя здоровья», сутяжничество, кверулянтство, девиации стиля поведения и др. Наименее изученной на сегодняшний день является компьютерная аддикция.

Появление компьютера в обыденной жизни несомненно является одним из самых значимых событий конца XX века. Не подлежит сомнению тот факт, что внедрение компьютерных технологий в образовательные учреждения приносит огромную пользу с точки зрения повышения информационной культуры детей, их адаптации в современном информационном обществе.

Экспериментально подтверждено положительное влияние применения электронных учебных материалов на результаты обучения.

Однако результаты исследований свидетельствуют о том, что активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс все чаще становится причиной существенных отклонений в нравственном, физическом и психическом здоровье детей.

Исследователи отмечают широкую распространенность такого вида аддик-тивного поведения, связного с компьютером, как информационная преступность: «крэкерство» (связанное со взломом компьютерных игр); «хакерство» (добывание нужной информации в обход систем за-

щиты, создание компьютерных вирусов); «кардинг» (взлом чужих банковских карт с целью обогащения); «кибертерроризм» (политически мотивированные нападения на компьютерные системы с целью применения насилия); «кибербуллинг» (травля в виртуальном пространстве).

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее характерным является такой вид аддиктивного поведения, связанный с компьютерными технологиями, как зависимость от компьютерных игр.

Вызывающими наибольший интерес и вместе с тем опасными для детей дошкольного и младшего школьного возраста являются ролевые игры (“RPG -role playing games”). Поскольку ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, а в структуре ведущей деятельности младшего школьника она занимает значительное место, в силу своей занимательности, именно ролевые игры способны больше всех остальных видов компьютерных игр сформировать устойчивую психологическую зависимость.

Исследователи отмечают ряд негативных последствий злоупотребления компьютерными играми.

Во-первых, разработчики компьютерных игр позиционируют их как средство развития познавательной сферы детей. Однако, вследствие своей алгоритмично-сти, компьютерная игра, в отличие от реальной, не требует проявления креативности и гибкости мышления в процессе моделирования сюжета и формулировки правил, нет необходимости проявлять воображение, за ребенка уже все придумано создателем игры.

Во-вторых, реальная игра требует от ребенка проявления коммуникативных навыков, позволяет ему научиться эффективному взаимодействию, взаимопомощи, пониманию поступков и чувств других детей, осмыслению своего места в системе межличностных отношений, умению уступать, разрешать конфликтные ситуации, а компьютерная игра зачастую не требует партнера.

В-третьих, существует опасность формирования у детей склонности к же-

стокости, поскольку в компьютерных играх типа «3D-Action», целью которых является уничтожение врага, около 90 % игрового времени приходится на насилие, которое часто приводит к смерти, за которую игрок не несет наказания, что может закрепиться на бессознательном уровне, сформировать соответствующие паттерны поведения.

В-четвертых, компьютерная игра не может заменить процесс реального манипулирования предметами, вживания в образ «мамы» или «врача», развить у ребенка мелкую моторику, тактильное восприятие, трудолюбие и умение заботиться о близких.

В-пятых, герой компьютерной игры, как правило, имеет не одну жизнь, что формирует искаженное представление о конечности человеческого бытия.

В-шестых, создатели компьютерных игр при их конструировании не учитывают возрастных психологических особенностей детей (повышенной сен-зитивности, высокого уровня подражательности и др.), что может повлечь за собой нарушения процесса формирования личности.

И, наконец, компьютерные игры часто становятся стрессогенным фактором, поскольку они позволяют детям, имеющим конфликтные семейные отношения или коммуникативные проблемы в школе или детском саду, на время абстрагироваться от реальности, однако не решают, а порой и усугубляют существующие проблемы после выхода из игрового пространства.

Таким образом, причиной формирования зависимости от компьютерных игр могут послужить их следующие особенности: абстрагирование от окружающей действительности, «закрытость, конфиденциальность» игрового пространства, отсутствие ответственности, безнаказанность в случае совершения аморальных поступков.

В исследованиях отмечается, что формированию аддиктивного поведения способствует наличие ряда личностных особенностей (морально-нравственная незрелость, инфантилизм, внушаемость, некритичность, наивность, простоду-

шие, непосредственность), характерных для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в связи с чем они наиболее подвержены риску формирования компьютерной аддикции.

Необходимость овладения компьютерными технологиями сегодня не вызывает сомнений, однако требует повышенного внимания в аспекте предупреждения негативных последствий.

Под «педагогической профилактикой аддиктивного поведения» мы понимаем способ организации социальной среды ребенка, которая позволяет сформировать личностные качества, препятствующие развитию аддикции.

По целевой группе выделяют первичную, заключающуюся в развитии ресурсов личности путем обучения социальным навыкам; вторичную, целью которой является прерывание аддиктивного ритма и формирование адаптивных паттернов поведения, путем обучения навыку совладения со стрессом, и третичную, направленную на предупреждение перехода болезни в более тяжелую стадию путем осознания собственной проблемы и формирования потребности ее решения.

По содержанию деятельности выделяют неспецифическую (общесоциальную), целью которой является оптимизация жизненного пространства, овладение альтернативными способами получения эмоционального комфорта, и специфическую, направленную на устранение конкретных причин и условий, способствующих аддикции и проявлений, связанных со злоупотреблением.

По точке приложения выделяют личностный, предполагающий формирование качеств личности, способствующих противостоянию влиянию аддиктивных агентов; семейный, направленный на устранение негативных влияний семейного социума, просвещение родителей, оптимизацию отношений в системе «родители-дети»; и социальный, направленный на формирование в социуме негативного отношения к проявлениям ад-дикции и формирование «моды» на здоровый образ жизни.

На рисунке 1 представлена классификация видов профилактической работы.

К вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилатике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников

->1

М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина

00

Рис. 1. Классификация видов профилактической работы

Существует два подхода к проблеме профилактики аддиктивного поведения, среди которых нам представляется наиболее эффективным психосоциальный, который, в отличие от традиционного, основанного на предоставлении инфор-

мации о вреде того или иного психоактивного вещества или вида активности, предполагает формирование личностных качеств и социальных навыков, применимых в ситуациях, опасных с точки зрения формирования аддикции.

Не связаны напрямую с аспектами аддикции

Овладение навыками здорового и безопасного образа жизни

Овладение приемами регуляции деятельности с позицийморалнн нравственности

Овладение приемами бесконфликтного _______общения, саморегуляции______

Ценностное отношение к здоровью

Позитивная самооценка

Оценка социальных проявлении с позиций ____________нравственности____________

Знания об устройсте человеческого организаын и его функциях

Знания о нравственных категориях

Знания о законах эффективного общения

Связаны напрямую с аспектами адщЕкцнп

Деятельно стныГг

Ценностный

Информационный

/

Бесконфликтное решение ситуаций, связанных с компьютерной игрой

Достижение эмоционального комфорта за с ч ет соцнал ь но- це нн о е шых активное тей

Избегание ситуаций, связанных со злоупотреблением компьютерными играми

Негативная оценка компьютерного аддикга

Негативное отношение к ощущениям, связанным с вовлеченностью в _________компьютерную игру________

Негативная оценки разрушительного влияние компьютерной адднкцнн на здоровье

Знания о негативном влиянии игровой компьютерной аддикцтии на здоровье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знания о механизмах формирования игровой компьютерной аддцкцшшях

Знания о социальных последствиях игровой компьютерной аддикции

Рис. 2. Компоненты структуры личности, способной противостоять компьютерной аддикции

Психосоциальный подход включает формирование: навыков осознания социальных влияний (давления социального окружения); навыков сопротивления влиянию (обучение распознаванию, избеганию или преодолению ситуаций, ко-

торые сопряжены с давлением, обучение способам отказа с помощью ролевых игр); навыков преодоления жизненных трудностей (развитие личностной и социальной компетентности); позитивного отношения к себе, своим способностям и возмож-

К вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилатике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников

М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина

О

ю

ностям; ценностного отношения к собственному здоровью, уникальности своего организма; навыков конструктивного общения со сверстниками, педагогами, родителями; умения адекватно оценивать эмоции и чувства других людей и управления собственными эмоциями; навыков преодоления стрессов; знания факторов риска и правил безопасного поведения.

Таким образом, в процессе профилактической работы необходимо сформировать у ребенка личностное образование, которое представлено разнообразными по содержанию и уровню сформирован-ности знаниями, оценочными суждениями, приемами и навыками регуляции поведения, препятствующими формированию аддикции и обеспечивающими достижение психологического и эмоционального комфорта с помощью социально приемлемых способов. На рисунке (рис. 2) представлена структура направленности личности, способной противостоять компьютерной аддикции.

Сегодня профилактика аддиктивного поведения не ограничивается простым информированием, эффективность которого невелика, а представляет собой систему целенаправленных, имеющих четкую структуру действий, которые на-

правлены не только на предупреждение формирования аддикции, но и на формирование личности, способной управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, обладающей навыками эффективного взаимодействия и личностными ресурсами, позволяющими противостоять давлению аддиктивной среды.

Выделяют ряд принципов, позволяющих достичь высокого уровня результативности профилактической работы: наличие концептуальной базы, использование интерактивных форм, непрерывность, продолжительность во времени, привлечение родителей, культурная адекватность, формирование паттернов поведения, связанных с навыками личной и социальной компетентности [4].

Мы считаем, что в силу ряда причин учитель начальных классов и воспитатель дошкольной образовательной организации является именно тем субъектом образовательного процесса, который может наиболее эффективно осуществлять профилактическую работу, в связи с чем перед высшей школой встает проблема теоретического и методического обеспечения подготовки будущих педагогов к работе по профилактике аддиктивного поведения.

Библиографический список

1. Аверина, Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе [Текст] / Е.В. Аверина // Педагогика. - 2012. - №1. - С. 56-60.

2. Иванцов, О.В. Употребление различных психоактивных веществ и системный патогенез аддиктивного поведения [Текст] / О.В. Иванцов, К.В. Машилов // Системная психология и социология - 2013 - № 8(II). - С. 59-71.

3. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1991 - №1. - С. 8-15.

4. Сирота, Н.А. Опыт использования сказочной фабулы в программах первичной профилактики употребления психоактивных веществ и рискованного поведения у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Н.А. Сирота, Т.В. Воробьева, А.В. Ялтонская / / Клиническая и специальная психология. - № 2. - 2012. - Режим доступа: URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/ n2/52640.shtml. - (Дата обращения: 09.10.2016).

References

1. Averina E.V. Anti-drug education at school. Pedagogika, 2012. №1. P 56-60. [in Russian].

2. Ivantsov O.V., Mashilov K.V. Use of different psycho-active substances and system pathogenesis of addictive behavior. Systemnaiapsikhologia i sotsiologia, 2013 № 8 (II) P 59-71. [in Russian].

3. Korolenko Ts.,P. Addictice behavior. General characteristics and developmental regularities. Obozre-niepsikhiatrii i meditsinskoipsikhologii im. V.M. Bekhtereva. 1991 - №1. - С. 8-15. [in Russian].

4. Sirota N.A., Vorobieva T.V, Yaltonskaya A.V. An experience of application of fairy tale fable in primary prophylactics programs on using psycho-active substances and risk behavior of primary school age children. Klinicheskaia i spetsialnaia psikhologia. № 2. 2012. Available at URL: http://psyjournals.ru/psy-clin/2012/n2/52640.shtml (access date 09.10.2016). [in Russian].

Сведения об авторах:

Жукова Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Фролова Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический у ниверситет,

г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Шишкина Ксения Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

Information about the authors:

Zhukova Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Frolova Elena Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Shishkina Kseniya Igorevna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,

Department of Pedagogy,

Psychology and Subject Methods South-Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

К вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилатике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников

Ю

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.