УДК 749.016 ББК 573.9
Жукова Марина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
Челябинск Zhukova Marina Vladimirovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Отклоняющееся поведение в детском возрасте: терминологическое
поле исследования Deviant Behavior in Childhood: Terminological Field of Research
В статье рассматриваются различные взгляды на определение понятия «отклоняющееся поведение в детском возрасте», характеристика видов отклоняющегося поведения, для возникновения которых наиболее опасным является дошкольный и младший школьный возраст, нарушения в системе отношений, детерминирующие формирование отклоняющегося поведения, основные характеристики личности ребенка с отклоняющимся поведением.
This article considers different opinions on the definition of the notion «deviating behaviour in childhood»; the characteristics of the deviating behaviour types, when the preschool and the primary school ages are the most dangerous age groups; derangement in the system of relations, which determine the deviating behaviour forming; the main characteristics of a child’s personality with the deviating behaviour.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, аддиктивное поведение, нормальное поведение, аномальное поведение.
Key words: deviating behaviour, addictive behaviour, normal behaviour, misbehaviour.
Проблема возникновения отклоняющегося поведения детей является одной из наиболее значимых социально-педагогических проблем. В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста количества дошкольников и учащихся начальных классов, поведение которых не соответствует нравственным и правовым нормам.
Для обозначения неблагополучного развития личности в психологопедагогической литературе используется большое количество различных
понятий. Это и «трудный» школьник, и «трудновоспитуемый», и
71
«педагогически запущенный», и «с отклоняющимся поведением», и «с низким уровнем нравственной воспитанности», и «с девиантным поведением». Этот ряд мог бы быть продолжен, поскольку согласованности в определении понятий пока в научной литературе нет.
Одна группа исследователей (А.С. Белкин, Н.Н.Верцинская, И.А. Невский, Л.В. Янкина идр. ) считают, что трудновоспитуемость - более широкое понятие, а педагогическая запущенность является ее предпосылкой и компонентом.
В.Ф. Шевчук, характеризуя понятие «трудные учащиеся», отмечает, что им обозначают тех детей, которые вызывают у взрослых трудности в общении, либо являются «неудобными» в общении в силу своих психологических особенностей или профессиональной некомпетентности самого педагога [23].
Некоторые авторы (Н.Н. Верцинская, Л.М. Зюбин, М.В. Карпова, А.И. Кочетов В.Г. Сенько и др.) склонны отождествлять понятия «трудный» и «педагогически запущенный». Так, А.И. Кочетов подчеркивает, что термин «трудный» указывает прежде всего на сложность педагогической работы с данной категорией детей, а термин «педагогически запущенный» - на истоки происхождения этих трудностей. Таким образом, «трудный» - это, прежде всего, педагогически запущенный ребенок, в воспитании которого были допущены педагогические ошибки [12].
Л.М. Зюбин отмечает отсутствие четких различий между этими понятиями, называя педагогическую запущенность истоком предшествующего воспитания личности, а трудность - его результатом [6].
Другие исследователи проблемы считают трудновоспитуемость исходным моментом в возникновении отклоняющегося поведения [16].
В.Г. Степанов выделяет три признака, составляющих понятие «трудные дети»: 1)отклоняющееся от нормы поведение, 2) сложность коррекции нарушений поведения; 3) необходимость индивидуального подхода, определяя отклоняющееся поведение как признак «трудности» ребенка: «... Это не плохие, без-
надежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети, требующие особого внимания и участия окружающих» [20, е.11].
Значимым признаком в определении понятия, на наш взгляд, является наличие отклоняющегося от норм поведения, тогда как два других признака представляют его характеристику.
В.Ф. Шевчук, который использует понятие «отклоняющееся поведение», включающее все возможные отклонения в поведении учащихся, выделяет две составляющие - общественно опасные (преступления и правонарушения) и вызывающие неудобство в процессе взаимоотношений (озорство, шалости). Кроме того, автор отмечает, что отклоняющееся поведение характеризуется неоднозначностью признаков, что обнаруживается уже в обозначении учащихся с такими признаками поведения (социально заброшенные, запущенные, трудновоспитуемые, с противонормным или аномальным поведением) [23].
Е.В. Змановская определяет отклоняющееся поведение как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [5, а15].
Таким образом, в детском возрасте все вышеперечисленные отклонения от норм поведения могут быть определены понятием «отклоняющееся поведение», являющимся обобщенным и используемым для обозначения комплекса признаков, указывающих на неблагополучие в развитии личности.
К специфическим особенностям отклоняющегося поведения относят:
• несоответствие общепринятым или официально установленным
социальным нормам;
• способность вызвать негативную оценку со стороны социума;
• нанесение реального ущерба самой личности или окружающим
людям;
• систематический характер;
• согласованность с общей направленностью личности;
• сочетание с различными проявлениями социальной дезадаптации личности [5].
Существует множество вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения. Выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (употребление наркотиков, токсических веществ, медикаментозных препаратов и др.), позитивные (социальное творчество, художественное творчество, научное творчество и др.) и социально-нейтральные (попрошайничество, создание политических партий и общественных организаций, туризм и др.) [8].
С.А. Беличева выделяет докриминогенный уровень и криминогенные проявления, дифференцируя социальные отклонения по степени их общественной опасности (социально одобряемое, социально-нейтральное, просоциальное, асоциальное и антисоциальное), а также по содержанию и целевой направленности: корыстной направленности; агрессивной ориентации и социальнопассивного типа [1].
Е.В. Змановская все виды отклоняющегося поведения делит на антисоциальное (активно-деструктивное) - просоциальное - (относительно деструктивное) - асоциальное (пассивно-деструктивное) - саморазрушительное (пассивноаутодеструктивное) - самоубивающее (активно-аутодеструктивное) исходя из направленность на себя или на других [5] .
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских поведенческие девиации подразделяют на нестандартное (новое мышление и действия, выходящие за рамки социальных стереотипов) и деструктивное поведение, направленное как на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), так и на дезинтеграцию и регресс самой личности [11].
Обобщенная классификация отклоняющихся форм поведения представлена Н. В. Майсак [13], которая выделяет их, характеризуя по степени социальной одобряемости:
1. Конструктивное (художественное, научное, техническое, организационное, компьютерное творчество).
2. Аутодеструктивное
• аддиктивное (нехимическая и химическая зависимость);
• суицидальное (парасуицидальное и суицид).
3. Внешнедеструктивное
• противоправное (административные правонарушения, делинквент-
ное, криминальное);
• коммуникативные девиации.
Для выделения характерных особенностей ребенка с отклоняющимся поведением нам представляется необходимым рассмотрение видов отклоняющегося поведения, истоки формирования которых лежат в дошкольном и младшем школьном возрасте.
В последнее время внимание медиков и педагогов привлекает проблема отклоняющегося поведения, вызванная отклонениями в нервно-психическом здоровье детей. По данным исследований, симптомы пограничных нервнопсихических расстройств возникали у 97,5% учащихся начальных классов инновационных школ (чаще всего тревожно-фобические расстройства) и у 92,7% учащихся общеобразовательных школ (поведенческие расстройства) [9].
Термин «психическое здоровье» впервые был введен Н.И. Пироговым, который рассматривал внутреннее спокойствие личности как его важную составляющую. Далее понятие «психическое здоровье» рассматривалось в работах З. Фрейда, А. Фрейд, Э. Эриксона и др. Научное определение термина дал
А. Маслоу, который рассматривал проблемы психического или душевного здоровья. А.И. Захаров определил психическое здоровье как «благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков» [4, с.145].
Применительно к детскому возрасту понятие «психическое здоровье» включает состояния, вызванные душевными потрясениями, неправильным воспитанием и другими социальными факторами, а не патологическое состояние ребенка (шизофрения, эпилепсия, умственная отсталость и т.д), т.е. относящихся к категории «норма».
В последнее время в научной литературе все чаще встречается упоминание о еще одном виде отклоняющегося поведения - аддиктивном.
Аддикция и аддиктивное поведение - относительно новые понятия, и на данный момент существует множество разногласий в их определении. Аддикция (в разговорном английском addiction - пагубная привычка, страсть от лат. addictus - слепо преданный, полностью, пристрастившийся к чему-либо, обреченный, порабощенный, целиком подчинившийся кому-либо) - в русском языке является синонимом слова пристрастие (сильная склонность к чему-либо) [15, с. 600], (страсть к чему-либо, сильная наклонность, привязанность, слепое безотчетное предпочтенье чего-либо) [3, с. 532].
Аддиктивное поведение как один из типов девиантного поведения рассматривается большинством авторов, стоявших у начала разработки этой проблематики (Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева, А. Ю. Акопов, К. Chernin и др.) как одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, то есть причиняющего вред человеку и обществу. Аддиктивное поведение характеризуется формированием стремления к уходу от реальности, связанного с изменением сознания, что достигается фармакологическими (прием веществ, воздействующих на психику) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях) и сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний [10].
В последние годы отмечено резкое увеличение распространенности аддиктивных расстройств, разнообразие их форм, появление новых разновидностей. К традиционно известным химическим аддикциям (алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение) добавлены описания работоголизма (эргопатия), сексуальной, компьютерной, Интернет-аддикции, патологической склонности к азартным играм (гэмблинг) и др.
В рамках данной статьи мы посчитали необходимым остановить свое внимание на данном отклонении в поведении, поскольку в последние годы неуклонно растет число детей с аддиктивными формами реализации, причем возрастные рамки неуклонно снижаются.
Ежегодно в России пробуют курить 400 тыс. школьников от 10 до 13 лет, и практически одна треть молодых людей в России становится постоянными потребителями табака [21]. Доля начинающих курить уже в 10-летнем возрасте, а то и раньше, очень велика — 12,6%, при этом 4,8% мальчиков сообщили о начале курения до 7 лет, 10,5% - в возрасте 8-10 лет, в то время как девочки приобщаются к этой вредной привычке после 10 лет: 13,6% сообщили о начале курения в возрасте 11-12 лет, а 36,4% - 13-14 лет. По данным обследования, проведенного Министерством образования РФ, около 80% россиян в возрасте 11-24 лет потребляют алкоголь [7].
По итогам опроса Института социологии Академии наук России (2011 г.), каждый третий учащийся начальной школы пробовал алкогольные напитки, до 11 лет с ними познакомились 38-42% мальчиков и 25% девочек. Более 2% детей признались, что ежедневно употребляют пиво или другие алкогольные напитки [18].
Одним из видов аддиктивного поведения в детском возрасте является злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ). Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Данные НИИ наркологии свидетельствуют о том, что основной возраст детей, потребляющих наркотики (60% потребляющих), - 14-15 лет. Количество детей-наркоманов или наркозависимых от седьмого до одиннадцатого класса существенно увеличивается. Каждый четвертый девятиклассник пробовал наркотики [22]. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы [19].
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века, компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного человека, в том числе и младшего школьника. Одним из самых серьезных и опасных последствий этого процесса является появление компьютерной зависимости, в частности, зависимости от компьютерных игр. В науке используется множество понятий, связанных с
данным видом аддиктивного поведения: кибернетическая лудомания (от лат. ludus - игра); патологическое геймерство (от англ. game - игра); гэмблинг (увлечение компьютерными играми как одним из видов азартных игр, не связанным с денежным риском или риском для жизни).
Бурное развитие информационных технологий привело к тому, что практически каждый ребенок уже с раннего возраста имеет доступ к компьютеру. Исследователи констатируют, что нижняя возрастная планка использования развивающих компьютерных и DVD-программ «...опустилась до рекордной отметки - фильмы маркированы отметкой «0+», рекомендованы для развития детей с момента рождения» [17., с. 147].
Следует отметить, что зачастую не представляется возможным четко провести границу между отклоняющимся поведением и нарушениями социально-педагогической адаптации, поскольку имеется слишком мало формализованных признаков, по которым можно с точностью определить, что это именно отклоняющееся поведение. Но поскольку ребенок в процессе обучения и воспитания постоянно находится в состоянии социально-психологической адаптации, проявляя при этом вполне объяснимые и привычные отклонения в поведении, то само отклоняющееся поведение уже должно вызывать беспокойство, хотя оно не является правонарушением или преступлением.
Далее мы считаем необходимым остановиться на причинах возникновения отклоняющегося поведения в детском возрасте, и, в частности, на нарушениях в системе отношений, определяющих в конечном итоге появление отклонений в нравственном развитии ребенка.
Мы придерживаемся тех общих теоретических положений, согласно которым личность есть система отношений индивида с окружающей средой. Именно в сфере отношений личности проявляются отклонения в ее развитии, что подтверждается исследованиями А.С. Белкина, В.Н. Мясищева и др.
В.Н. Мясищев определяет отношения как «.активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков» [14, с. 164], представив структуру личности как систему Вестник ЧГПУ112012 78
отношений, которые, по его мнению, с одной стороны проявляются и реализуются в деятельности и поведении, взаимодействии с окружающим миром, а с другой стороны, они, в свою очередь, формируются в деятельности, в процессе активного взаимодействия с предметами и объектами окружающей действительности. Он выделил в системе отношений личности три группы: отношения к людям и общественным явлениям; к явлениям природы и миру вещей; к самому субъекту личности; читая отношение к людям доминирующим. Данный факт нам представляется наиболее ценным в данной классификации, поскольку в младшем школьном возрасте отношение к людям является наиболее значимым фактором развития и формирования личности.
Подобное мнение высказывают и многие другие исследователи. В частности, по мнению А.С. Белкина, «.связи ребенка с окружающим миром -именно тот «температурный показатель», который позволяет судить о его моральном самочувствии, о нравственном здоровье» [2, с.91].
Признаки неблагополучия по сферам отношений конкретного школьника с окружающим миром, проявляются в следующих подсистемах: подсистема «ребенок-семья» включает в себя взаимодействие ребенка и его родителей, в подсистеме «ученик-школа» выделены: отношение к товарищам и коллективу класса, отношение к учебной деятельности, отношение к труду и общественнополезной деятельности, отношение к учителям; подсистема «отношение к самому себе» выражается в том, дает ли себе школьник правильную оценку.
Многими исследователями представлены комплексы признаков, свидетельствующие об отклонениях в той или иной сфере отношений. А.С. Белкин в сфере отношений «ученик-школа» выделяет следующие признаки: 1) отношение к товарищам, коллективу: игнорирование требований и решений коллектива, конфликты, противопоставление себя коллективу, пренебрежение общественным мнением, ограничение круга общения неформальной группой с негативными установками, стремление удовлетворять свои желания не считаясь с интересами окружающих людей, неумение найти адекватные пути самоутверждения; 2) отношение к учебной деятельности- безразличное или отрицатель-
ное отношение к процессу учения, непонимание значимости учебного труда, узость познавательных интересов, значительные пробелы в знаниях; 3) отношение к труду и общественно-полезной деятельности - нежелание трудиться, равнодушие к коллективным делам, отказ от участие в общественно-полезных делах или эпизодическое, под давлением учителя, участие в них, отказ от выполнения общественных поручений, неуважение к результатам труда других людей; 4) отношение к учителям - сопротивляемость и невосприимчивость к педагогическому воздействию, неадекватные реакции на побуждения учителей, недоверие к педагогам, конфликт с педагогами, постоянные нарушения дисциплины, демонстративное поведение, невыполнение прямых требований педагогов.
В сферу отношений «ребенок-семья» включены следующие признаки: 1) отношение ребенка к родителям - неуважение, отсутствие авторитета; 2) отношение родителей к ребенку - отсутствие единства требований со стороны родителей, неправильное применение методов наказания и поощрения, равнодушие к духовному миру детей, ограничение воспитания заботой о физическом благополучии ребенка, чрезмерная родительская любовь, проявляющаяся во вседозволенности, преувеличенная требовательность и строгость, неправильная оценка способностей ребенка, неадекватное представление родителей о самостоятельности ребенка (чаще преувеличенное), игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, недооценка его физических возможностей, нежелание поддерживать связь со школой.
В сфере отношения к себе и своим поступкам - неумение правильно оценивать свои возможности, безответственное отношение к своим поступкам.
Возникновение отклонений в поведении не связано с каким-либо конкретным возрастным периодом в развитии ребенка, они могут наблюдаться в разном возрасте, поскольку в течение жизни все дети испытывают трудности с одной стороны, в отношениях с окружающим миром, а с другой стороны, трудности возрастного развития, бывая трудными на определенном этапе своего психического развития. Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте об-Вестник ЧГПУ112012 80
ладают особым сочетанием признаков, которые необходимо знать для распознавания отклоняющегося поведения.
Таким образом, теоретический анализ научной литературы позволил нам конкретизировать понятие «отклоняющееся поведение в детском возрасте», которое мы рассматриваем как совокупность действий и поступков ребенка, проявляющихся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам, вызывающих негативные психологические эффекты в социальном окружении и которое может быть охарактеризовано как нарушение взаимодействия ребенка с социумом вследствие отсутствия адекватного учета средой его индивидуальности.
Понятие «отклоняющееся поведение в детском возрасте» является интегрированным и используется для обозначения комплекса признаков, которые указывают на неблагополучие в развитии личности. Выделим основные характеристики личности ребенка с отклоняющимся поведением:
• невосприимчивость к педагогическим воздействиям, сопротивляемость общепринятым формам и методам педагогического воздействия, которая обусловливает трудность работы с этой категорией детей;
• наличие отклонений в основных видах отношений, в частности, в подсистеме «ребенок-семья» и «ученик-школа»;
• искажения в общественной направленности личности в сфере отношения к людям, к самому себе, к внешней среде и воспитательным воздействиям;
• подверженность влияниям педагогически неблагоприятной (ошибки и недостатки воспитания) или асоциальной среды, в которой находятся истоки возникновения отклоняющегося поведения;
• устойчивость и систематичность нарушения общепринятых форм поведения: непослушание, детский негативизм, упрямство, капризы, своеволие, недисциплинированность правонарушения;
• деформация стержневых качеств личности и, в частности, недостатки характера.
Библиографический список
1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева.
- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное
здоровье России», 1993. - 199 с.
2. Белкин, А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников [Текст] / А.С. Белкин. - Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1986. - 128с.
3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст]. Современная версия / В.И. Даль. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000, -736с.
4. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст]: Кн. для воспитателей детского сада / А.Т. Захаров. - М: Просвещение, 1993. - 192с.
5. Змановская, Е.В. Девиантология [Текст]: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. - 287с.
6. Зюбин, Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися [Текст]: Метод. пособие для проф.-техн. учеб. заведений. / Л.М. Зюбин. М.: Высш. школа, 2002. - 191 с.
7. Кислицина, О.А.Масштабы распространенности курения и потребления алкоголя среди детей и подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33372865/.
8. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клайберг. - М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт-М , 2001. - 160 с.
9. Копанева, А.А. Медико-социальные аспекты пограничных нервнопсихических расстройств у учащихся школ [Электронный ресурс] / А.А. Копанева, И.Ф. Тимербулатов, Г.С. Яппаров // Казанский мед.ж. - 2008. -№2. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-pogranichnyh-nervno-psihicheskih-rasstroystv-u-uchaschihsya-shkol;
10. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.: Академический проект, 2000. - 464с.
11. Короленко, Ц.П. Семь путей к катастрофе [Текст] (Деструктивное поведение в современном мире) /Ц.П. Короленко, Т.А. Донских. -Новосибирск: Наука, 1990. - 224 с.
12. Кочетов, А.И. Работа с трудными детьми [Текст] / А.И. Кочетов, Н.Н. Верцинская. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
13. Майсак, Н.В. Матрица социальных девиаций [Текст]: классификация типов и видов девиантного поведения / Н.В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 4 - С. 78-86.
14. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы [Текст] / В.Н. Мясищев. - Л.: Наука, 1960. - 426 с.
15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]: 80000 слов и фразеологических выражений /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова /С.И. Ожегов. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
16. Печенюк, А. М. Теоретические основы гуманистически-ориентированного процесса профилактики девиантного поведения несовершеннолетних [Текст]: Дис... д-ра пед. наук /А. М. Печенюк. - Хабаровск, 2000. - 421 с.
17. Соколова, М.В. О развивающих видеопрограммах для младенцев. Другое детство. Сборник тезисов участников II Всерос. научно-практ. конфер. по психологии развития [Текст] / М.В. Соколова. - М.: МГППУ, 2009. - 327 с.
1В. Статистика алкоголизма в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nodrink.me/articles/statistika-alkogolizma-v-rossii/.
19. Статистика распространения наркомании в России в 2000-2010 гг. Справка РИА Новости http://ria.ru/spravka/20100422/22543Bб45.html#ixzz2FбIHl2op.
20. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников [Текст]. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.Г. Степанов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
21. Табачная эпидемия в России [Электронный ресурс]: причины,
последствия, пути преодоления Доклад Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике, Общественный совет Центрального федерального округа, 2009 год Режим доступа: http: //otvazhnyi.livej ournal .com/180162.html.
22. Торникова, И.В. Профилактика наркотизма в молодежной среде [Текст]: Автореф. дис.. канд. юрид. Наук /И. В. Торникова - Краснодар, 2009. -26 с.
23. Шевчук, В.Ф. Педагогика нормативного и отклоняющегося поведения учащихся на этапе развития правового государства [Текст] Дис. . канд. пед. наук /В.Ф. Шевчук. - Екатеринбург, 1993. - 210 с.
Bibliography
1. Belicheva, S.A. The Bases of Preventive Psychology [Text] / S.A. Belicheva. -M.: Editorial-Publishing Center of Consortium «Social Health of Russia», 1993.
- 199 p.
2. Belkin, A.S. Attention, Child. Causes, Diagnostics, Prevention of Deviations in the Schoolchildren’s Behaviour [Text] / A.S. Belkin. - Sverdlovsk: Mid-Ural Publishing House, 1986. - 128 p.
3. Dal, V.I. Explanatory Dictionary of Russian [Text]. The Modern Version / V.I. Dal. - M.: Publ. EKSMO-Press, EKSMO-MARKET, 2000. - 736 p.
4. Kislitsyna, O.A. Scales of Smoking and Alcohol Consuming Prevalence Among
Children and Teenagers [Electronic Resource]. - Access Mode:
http://ecsocman.hse.ru/text/33372865/.
5. Kleyberg, Yu.A. Psychology of Deviating Behaviour [Text]: Tutorial for Higher
Schools / Yu.A. Kleyberg. - M.: SC Sphere, with Uwright-M Participation,
2001. - 160 p.
6. Kochetov, A.I. The Work with Problem Children [Text] / A.I. Kochetov, N.N. Vertsinskaya. - M.: Prosveschenie, 1986. - 224 p.
7. Kopaneva, A.A. Medical-Social Aspects of Limitrophe Nervous-Psychical Dis-
orders of Learners [Electronic Resource] / A.A. Kopaneva, I.F.Timerbulatov, G.
S. Yapparov // Kazan Med. J. 2008.- №2. - Access Mode:
http://cyberleninka.ru/article/n/mediko-sotsialnye-aspekty-pogranichnyh-nervno-psihicheskih-rasstroystv-u-uchaschihsya-shkol.
8. Korolenko, C.P. Socio-Dynamic Psychiatry [Text] / C.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva. - M.: Academy Project, 200. - 464 p.
9. Korolenko, C.P. Seven Ways to the Catastrophe [Text] (Destructive Behaviour in Modern World) / C.P. Korolenko, T.A. Donskikh. - Novosibirsk: Science, 1990. - 224 p.
10. Maysak, N.V. The Matrix of Social Deviations [Text]: Classification of Types and Kinds of Deviating Behaviour / N.V. Maysak // Modern Problems of Science and Education. - 2010. - №4 - P. 78-86.
11. Myasischev, V.N. Person and Neuroses [Text] / V.N. Myasischev. - L.: Science, 1960. - 426 p.
12. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of Russian [Text]: 80000 Words and Phraseological Expressions / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova / Russian Science Academy. Institute of Russian n.a. V.V. Vinogradov / S.I. Ozhegov. - 4th Ed., Compl. - M.: Azbukovnik, 1999. - 944 p.
13. Pechenyuk, A.M. Theoretical Bases of Humanist-Oriented Process of Juvenile Deviating Behaviour Prevention [Text]: Diss. .. Dr of Ped. / A.M. Pechenyuk. -Khabarovsk, 2000. - 421 p.
14. Shevchuk, V.F. Pedagogics of Normative and Deviating Behaviour During the Constitutional State Developing [Text] Diss. ... Cand. of Ped. / V.F. Shevchuk.
- Ekaterinburg, 1993. - 210 p.
15. Sokolova, M.V. About Evaluative Video Programmes for Babies. Another Childhood. Anthology of Thesis of Participants at II All-Russian Theoretical and Practical Conference of Developmental Psychology [Text] / M.V. Sokolova.
- M.: MSPPU, 2009. - 327 p.
16. Statistics of Alcoholism in Russia [Electronic Resource] - Access Mode: http://nodrink.me/articles/statistika-alkogolizma-v-rossii/.
17. Statistics of Drug Addiction in Russia in 2000-2010. Reference of RIA News.
[Electronic Resource] - Access Mode:
http://ria.ru/spravka/20100422/225438645.html#ixzz2F6IHl2op.
18. Stepanov, V.G. Psychology of Problem Schoolchildren [Text]. Tutorial for Students of Ped. Univ. / V.G. Stepanov. - M.: Publishing Center «Academy», 2001.
- 336 p.
19. Tobacco Epidemic in Russia [Electronic Resource]: Causes, Consequences, Ways of Overcoming // Report of Commission of Public Chamber of RF on Social and Demographic Politics. - Access Mode: http: //otvazhnyi .livej ournal .com/180162. html.
BecTHUK nmy 11 '2012
84
20. Tornikova, I.V. The Prevention of Drug Addiction Among Young People [Text]: Synopsis of Diss. ... Cand. of Law / I.V. Tornikova. - Krasnodar, 2009.
- 26 p.
21. Zakharov, A.I. How to Prevent Deviations in a Child's Behaviour [Text]: Book for Kindergarten Teachers / A.I. Zakharov. - M.: Prosveshchenie, 1993. - 192 p.
22. Zmanovskaya, E.V. Deviantology [Text]: (Psychology of Deviating Behaviour): Tutorial for Higher Schools / E.V. Zmanovskaya. - M.: Academy, 2003. - 287 p.
23. Zyubin, L.M. Educational Work with Problem Learners [Text]: Educational Supplies for Technical Educational Institution / L.M. Zyubin. - M.: Higher School, 2002. - 191 p.