УДК 371:351:851
Д. Ф. Петрусевич
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В работе проводится современный анализ сущности понятия «девиантное поведение подростков», выделяются признаки и специфические особенности отклоняющегося поведения, помогающие отличить его от других явлений, установить наличие и степень развития. Рассматривается трактовка смежных понятий и терминов.
Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, педагогическая проблема, нормы, отклонения, делинквентность, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, дезадаптация.
Сложнейшие, труднопрогнозируемые социальноэкономические и общественно-нравственные трудности современного этапа в развитии нашего общества обострили проблему воспитания и становления молодежи, так как она оказалась наиболее чувствительна к социальным и психологическим переменам. Рост подростковой преступности, суицида, алкоголизма, наркомании и т. д. сегодня становится серьезной государственной проблемой. К решению этого вопроса обращаются на разных уровнях: правовом, медицинском, психологическом, социальном. Девиантное поведение детей и подростков является также и актуальной педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, соответственно, нравственную чистоту и стабильность общества.
На наш взгляд, создание действующих и эффективных инструментов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков требует подробного рассмотрения неоднозначных теоретических аспектов проблемы, одним из которых является сущностная характеристика понятия «подростки девиантного поведения».
Проблема девиантного поведения рассматривается различными направлениями исследований в рамках таких базовых понятий, как: «отклоняющееся поведение», «делинквентность», «асоциальное поведение», «агрессивное поведение», «деструктивное поведение», «трудновоспитуемость», «дезадаптивность», «педагогическая запущенность», «нравственная запущенность» и т. д. Ряд этих терминов трактуется неоднозначно и поэтому требует особого внимания.
В работах многих педагогов и психологов приводится термин «отклоняющееся поведение».
Я. И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)» [1, с. 26].
М. И. Рожков рассматривает отклоняющееся поведение как «отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении,
коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит» [2, с. 7].
В. В. Ковалёв определяет девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества» и выделяет несколько основных его вариантов: уклонение от учебной и трудовой деятельности; антиобщественные действия насильственного, корыстного и сексуального характера; злоупотребление алкоголем, употребление наркотических и токсических веществ; бродяжничество и азартные игры [3, с. 21].
Ряд авторов (А. Г. Абрумова, Е. В. Змановская, И. С. Кон) в своих классификациях разделяют девиантное (отклоняющееся) и делинквентное (преступное) поведение (термин <^е1т§деп8» - проступок, провинность).
Е. В. Змановская определяет делинквентное поведение как «действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей и уголовно наказуемые в своих крайних проявлениях» [4, с. 15].
Н. Н. Савина выделяет следующие факторы возникновения делинквентного поведения: академическая неуспеваемость, эмоциональная незрелость, гиперактивность, нарушения коммуникации, одиночество, вредные привычки, социальная некомпетентность [5, с. 91].
Таким образом, несмотря на различия в трактовках, практически все авторы главным критерием девиантного (отклоняющегося) поведения считают нарушение социальных норм, принятых в данном обществе. Отличительными особенностями социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей и обладают такими свойствами, как относительность и историческая изменчивость. В современных условиях, когда разрушены одни нормы и еще не сформировались другие, толкование и применение норм значительно усложняется.
В. М. Димов видит границу, отделяющую норму от девианта, в разрушающем воздействии отри-
цательных явлений, которое являет собой реальную угрозу социальному выживанию человека [6, с. 47].
Определение понятия «отклоняющееся поведение» предполагает также выделение существенных признаков явления, помогающих отличить его от других феноменов и констатировать наличие и динамику у конкретного человека.
Е. В. Змановская выделяет такие специфические особенности отклоняющегося поведения, как: нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества и в данное время норм; негативная оценка со стороны других людей, нанесение реального ущерба личности или окружающим людям; многократная или длительная повторяемость, отсутствие связи с нестандартными, кризисными ситуациями и психической патологией; выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие [4, с. 12-14].
Как правило, в отечественной педагогической литературе девиантное поведение рассматривается на примере трудных детей и подростков, представляющих группу повышенного социального риска. В науке существует несколько понятий, характеризующих эту группу, - «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «дезадаптивные» и т. д. Поведение таких подростков отличается рядом особенностей: искаженное отношение к окружающей действительности, недостаточность жизненного опыта и низкий уровень самокритики, импульсивность, возбудимость, отрицательная внушаемость, стремление к престижу в неформальной группе, негативизм и т. д.
Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и социальнонегативных влияний. В силу этих обстоятельств ряд авторов (Я. И. Гилинский, Ю. А. Клейберг и др.) предлагает различать «первичную» и «вторичную» девиации.
Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины; вторичная девиация - подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.
С. А. Беличева [7, с. 8] к детям и подросткам группы социального риска относит детей с различными формами дезадаптации, выражающейся в затруднении усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы).
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те или иные формы подростковой дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как трудновоспитуемость. Она предполагает сопротивление подростка педагогическо-
му воздействию, вызванное различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера и темперамента и другие личностные характеристики, затрудняющие социальную и учебную адаптацию.
Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к девиантному поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности [S, с. 21].
П. П. Блонский считал, что «трудный ученик -это такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной... и с которым учителю трудно, тягостно заниматься» [9, с. 19].
А. С. Белкин понимает трудновоспитуемость как результат педагогических упущений, за счет которых возникает неблагополучие нравственного развития, но еще в такой его стадии, которая не требует перестройки стереотипа поведения, т. е. перевоспитания личности [10, с. 11].
По мнению В. Н. Мясищева, трудновоспитуе-мость выражается в неправильном отношении ребенка к общеобразовательной школе, учителям, стремлении к неорганизованному досугу, ярким впечатлениям улицы, неподчинении школьному режиму и общим правилам, в склонности дезорганизовывать работу, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки [11, с. 102].
Исследователи Г. П. Медведев, И. А. Невский, В. Г. Степанов рассматривают трудновоспитуе-мость следствием педагогической запущенности и приходят к выводу, что «трудные дети - это всегда педагогически запущенные дети, в отношении которых когда-то кем-то был допущен просчет, педагогическая ошибка». М. А. Алемаскин называл трудновоспитуемость первой ступенью девиантного поведения [S, с. 20].
В целом же в современной педагогической литературе авторы указывают на разность понятий «трудновоспитуемость» и «педагогическая запущенность», характеризуя педагогическую запущенность как деформацию развития и социализации личности, а трудновоспитуемость как специфическое отношение личности к воспитанию и перевоспитанию.
Среди педагогических терминов специалистами часто используется понятие «школьная дезадаптация». Встречаются такие описания проявлений школьной дезадаптации, как слабое овладение новой общественной ролью ученика, недоразвитие социальной чувствительности, нарушение общения со сверстниками, эмоциональное отвержение и негативное психологическое состояние и т. д.
С. А. Беличева характеризует школьную дезадаптацию как хроническое отставание по ряду предметов школьной программы, сопротивление
педагогическому воздействию, негативное отношение к учебе и школе в целом (сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные отношения с учителями и одноклассниками) [7, с. 9].
В зарубежной психолого-педагогической литературе при характеристике подростков с девиантным поведением используется термин «дети с проблемами», являющийся наиболее гуманным, деликатным по отношению к таким детям и их родителям.
Учеными установлено, что в девиантном поведении могут выявляться отклонения корыстной (связанной со стремлением получить материальную выгоду - кражи, мошенничества и т. д.) направленности, агрессивной ориентации (проявляющиеся в действиях, направленных против личности) и отклонения социально-пассивного типа (выражаются в стремлении ухода от общественной жизни - уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, крайняя форма - самоубийство).
Отклоняющееся поведение агрессивной ориентации обнаруживается в действиях, направленных против личности (оскорбления, унижения, хулиганство, побои, а также тяжкие преступления, такие как грабежи, изнасилования и убийства). Исследователи выделяют также речевые проявления агрессии (сквернословие, хамство и т. д.) [12, с. 77-78].
Таким образом, девиантное поведение как по содержанию, так и по общественной опасности может проявляться в различных социальных отклонениях, начиная с нарушения норм морали, незначительных правонарушений и заканчивая тяжкими преступлениями. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, к развитию девиантного поведения ведет деформация ценностных ориентаций и ценностнонормативных представлений, т. е. деформация системы внутренней регуляции поведения.
В работах болгарских исследователей Н. Вла-динска и Н. Петрова предлагается разделение девиантного поведения на несколько этапов:
- проявление «симптомов» девиантного поведения - непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы и т. д.);
- дальнейшее нарушение социальных норм, требований и первые признаки противозаконных действий;
- рецидивы противозаконных действий и накопление негативного социального опыта в этом отношении. На этом этапе существует минимальная вероятность самостоятельного отрыва личности от вредного влияния среды;
- устойчивое девиантное поведение, характеризуется рецидивом и тяжестью противозаконных действий, включением в группы с асоциальным характером; происходит стигматизация личности девианта, что формирует дополнительную готовность к девиантному поведению;
- устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся тяжкими социальными отклонениями. На данном этапе существует незначительная вероятность благополучного исхода, так как произошло отчуждение от общества и сохраняется устойчивая готовность к девиантному поведению [13, с. 44].
Итак, в результате анализа психолого-педагоги-ческой литературы и проведенного исследования мы установили, что подростки девиантного поведения в целом имеют ряд типичных особенностей:
- трудности в обучении, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, учителями, одноклассниками, неорганизованность, зависимость от других;
- нарушения самоотношения и самопонимания, формирования жизненных ценностей, ориентиров, идеалов;
- поиск свободы через бегство от правил и норм, испытание себя и других, поиск и расширение границ возможного;
- отсутствие позитивных интересов и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
- переживание неудачности, проблемности, отсутствие волевого самоконтроля;
- наличие акцентуированных черт характера, неумение находить адекватные средства и способы поведения в трудных ситуациях, отсутствие благополучной семьи и уважения к родителям.
Таким образом, изучив сущностные характеристики девиантного поведения подростков, есть необходимость дать собственное определение понятию «девиантное поведение подростков»: под девиантным поведением подростков мы будем понимать многократно повторяющиеся поступки и действия, противоречащие наиболее важным, общепринятым правовым и общественным нормам, причиняющие ущерб окружающим людям и личности самого подростка, приводящие к различным формам дезадаптации.
Список литературы
1. Гилинский Я. И., Афанасьев В. Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.: Питер, 1993. 272 с.
2. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. 240 с.
3. Ковалёв В. В. Патологии личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии. М.: Наука, 1989. 462 с.
4. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 288 с.
5. Савина Н. Н. Факторы защиты и факторы риска делинквентных подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 4 (82). С. 91-93.
6. Димов В. М. Проблемы девиантного поведения росиийской молодежи (социологический аспект) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 45-55.
7. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С. А. Беличева, О. В. Кардашина, Н. Д. Линде и др.; под ред. С. А. Беличевой. М.: Соц. здоровье России, 1999. 181 с.
8. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: учеб. пос. / под ред. А. Б. Фоминой. М.: Педагогическое общество России, 2003. 128 с.
9. Блонский П. П. Трудные школьники. М., 1936. 104 с.
10. Белкин А. С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981. 126 с.
11. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 356 с.
12. Жигинас Н. В., Аксёнов М. М. Проблема агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискуса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Вып. 1. 2005. С. 77-82.
13. Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: в 2-х т. М., 1993. Т. 2. 312 с.
Петрусевич Д. Ф., аспирант.
Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодёжная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, Россия, 656031.
Е-mail: denis13-14@mail.ru
Материал поступил в редакцию 29.12.2010.
D. F Petrusevich
INTRINSIC CHARACTERISTICS DEVIATE BEHAVIOUR OF TEENAGERS
In the work the modern analysis of essence of concept “deviate behaviour of teenagers” is carried out, specific features of the deviating behaviour are allocated, helping to distinguish it from other phenomena, to define presence and development degree, the treatment of adjacent concepts and terms is considered.
Key words: deviate behaviour, teenagers, pedagogical problem, norms, difficult teenagers.
Altay State Pedagogical Academy.
Ul. Molodyozhnaya, 55, Barnaul, Altai krai, Russia, 656031.
E-mail: denis13-14@mail.ru