Научная статья на тему 'Определение подхода к коррекционному воздействию на основе специфических индивидуально-психологическхе особенностей личности с отклоняющимся поведением'

Определение подхода к коррекционному воздействию на основе специфических индивидуально-психологическхе особенностей личности с отклоняющимся поведением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANTISOCIAL (ДЕЛИНКВЕНТНОЕ) BEHAVIOR / АСОЦИАЛЬНОЕ (IMMORAL) BEHAVIOR / АУТОДЕСТРУКТОВНОЕ (SELF-COLLAPSING) BEHAVIOR / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИСОЦИАЛЬНОЕ (ДЕЛИНКВЕНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ / АСОЦИАЛЬНОЕ (АМОРАЛЬНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ / АУТОДЕСТРУКТОВНОЕ (САМОРАЗРУШАЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ / DEVIATING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левина Л. В.

В работе приводятся данные психодиагностического обследования лиц с отклоняющимся поведением на основе факторного анализа с выявлением специфических индивидуально-психологических особенностей обследованных. На основе выявленных особенностей предлагается определение «мишеней» для коррекционного воздействия на лиц с различными видами отклоняющегося поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACH DEFINITION TO CORRECTIONAL INFLUENCE ON THE BASIS OF FEATURES OF THE PERSON SPECIFIC INDIVIDUALLY-PSIHOLOGICHESKHE WITH DEVIATING BEHAVIOUR

In work the data of psychodiagnostic inspection of persons with deviating behavior on the basis of the factorial analysis with revealing of specific individually-psychological features surveyed is cited. On the basis of the revealed features definition of targets for correctional influence on persons with various kinds of deviating behavior is offered

Текст научной работы на тему «Определение подхода к коррекционному воздействию на основе специфических индивидуально-психологическхе особенностей личности с отклоняющимся поведением»

меной решений о передаче их на воспитание в семью» произошло в экспериментальных группах - на 0,82 и 0,35 единиц. В контрольной группе отмечена меньшая положительная динамика низкое снижение показателя - на 0,18. По критерию «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выяснено, что в исходном состоянии все исследуемые округа (контрольная и экспериментальная группы) были примерно в одинаковом положении. Вследствие экспериментальной работы значение показателя выросло в экспериментальной группе на 45,7 %.

Наиболее показательным результатом является увеличение числа граждан, прошедших подготовку к приему детей на воспитание в свои семьи. Значение данного критерия прямо пропорционально значению критерия «число случаев возврата детей из замещающих семей в интернатные учреждения в связи с отменой решений о передаче детей на воспитание в семью.

Таким образом, анализ практической реализации региональной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае позволил заключить, что для эффективного управления данным процессом необходимо создать следующие условия:

• обеспечение уровневого управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-

Библиографический список

лей, с учетом особенностей территориально-административного устройства региона (Алтайский край);

• внедрение технологий сопровождения замещающего семейного устройства, включая создание специальных структур, обеспечивающих организацию и методическую поддержку социально-педагогического сопровождения на всех этапах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• наличие программы реализации модели управления семейным устройством детей, лишённых родительского попечения;

• обоснование совокупности критериев, обеспечивающих оценку эффективности управления семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, результативность региональной системы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае достигнута введением окружного принципа административного управления, интеграцией кадровых ресурсов на муниципальном и окружном уровнях, созданием специальных образовательных учреждений - Центров психолого-медико-социального сопровождения, осуществляющих специфические функции, связанные с предоставлением социально-педагогической помощи гражданам и детям, методической поддержки субъектов сопровождения замещающего семейного устройства.

1. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М., 2001.

2. Лазаренко, И.Р Образовательное партнёрство в системе дополнительного профессионального образования как условие развития профессиональной компетентности. - Барнаул, 2007.

3. Кибирев, А.А. Организационно-педагогическая модель успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа. - Хабаровск, 2005.

4. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы: сб. ст. / под ред. Л.М. Шипици-ной и Е.И. Казаковой. - СПб., 2000.

5. Терновская, М. Ф. Технология реабилитационной работы, мониторинга и оценки развития ребёнка, нуждающегося в государственной защите / М.Ф. Терновская, Н.П. Иванова. - М., 2000.

6. Herriger, N. Familienintervention und sozialer Kontrolle. - Opladen, 1985.

7. Ослон, В.Д. Готова ли Москва усыновить всех сирот? // Детский дом. - 2006. - № 3.

Bibliography

1. Shamova, T.I. Upravlenie obrazovateljnihm processom v adaptivnoyj shkole / T.I. Shamova, T.M. Davihdenko. - M., 2001.

2. Lazarenko, I.R. Obrazovateljnoe partnyorstvo v sisteme dopolniteljnogo professionaljnogo obrazovaniya kak uslovie razvitiya professionaljnoyj kompetentnosti. - Barnaul, 2007.

3. Kibirev, A.A. Organizacionno-pedagogicheskaya modelj uspeshnoyj socializacii vospitannikov uchrezhdeniyj internatnogo tipa. - Khabarovsk, 2005.

4. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya razvitiya deteyj-sirot: socialjno-ehmocionaljnihe problemih: sb. st. / pod red. L.M. Shipicinoyj i E.I. Kazakovoyj. - SPb., 2000.

5. Ternovskaya, M. F. Tekhnologiya reabilitacionnoyj rabotih, monitoringa i ocenki razvitiya rebyonka, nuzhdayuthegosya v gosudarstvennoyj zathite / M.F. Ternovskaya, N.P. Ivanova. - M., 2000.

6. Herriger, N. Familienintervention und sozialer Kontrolle. - Opladen, 1985.

7. Oslon, V.D. Gotova li Moskva usihnovitj vsekh sirot? // Detskiyj dom. - 2006. - № 3.

Статья поступила в редакцию 07.12.11

УДК 159.9

Levinа L.V. APPROACH DEFINITION TO CORRECTIONAL INFLUENCE ON THE BASIS OF FEATURES OF THE

PERSON SPECIFIC INDIVIDUALLY-PSIHOLOGICHESKHE WITH DEVIATING BEHAVIOUR. In work the data of psychodiagnostic inspection of persons with deviating behavior on the basis of the factorial analysis with revealing of specific individually-psychological features surveyed is cited. On the basis of the revealed features definition of "targets" for correctional influence on persons with various kinds of deviating behavior is offered.

Keywords: deviating behavior, antisocial (делинквентное) behavior, асоциальное (immoral) behavior, аутодест-руктовное (self-collapsing) behavior.

Л.В. Левина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: larisa_levina@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДХОДА К КОРРЕКЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ОСНОВЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКХЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ

В работе приводятся данные психодиагностического обследования лиц с отклоняющимся поведением на основе факторного анализа с выявлением специфических индивидуально-психологических особенностей обследованных. На основе выявленных особенностей предлагается определение «мишеней» для коррекционного воздействия на лиц с различными видами отклоняющегося поведения.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, антисоциальное (делинквентное) поведение, асоциальное (аморальное) поведение, аутодеструктовное (саморазрушающееся) поведение.

Социально-экономические перемены последних десятилетий объективно актуализировали потребность в исследованиях психического и физического здоровья личности, вставшей на путь нарушений поведения. Особое место в данных исследованиях занимает личность, чье поведение соотносится с понятием отклоняющееся, или девиантное. Отклоняющееся поведение личности, понимаемое как нарушение различного рода норм (Ц.П. -Короленко 1970, Н.В. Дмитриева 2000, В.Д. Менделевич 2001, Е.В. Змановская 2003 и др.), приобрело в последние годы массовый характер и поставило данную проблему в центр внимания многих ученых-исследователей [3,4,5,6,8].

Имеющиеся на сегодняшний день теоретические и экспериментальные исследования, посвященные оценке влияния различных средств коррекции на отклоняющееся поведение (Д.И. Фель-дштейн 1972, С.А. Бадмаев 1999, Ю.А. Клейберг 1995, Е.В. Змановская 2003, О.В. Липунова 2002, Э.Г. Эйдемиллер 1990, В.В. -Юстицкий 1990, С.Н. Дубинин 2011), показывают, что недостаточно исследованными остаются проблемы выбора оптимальной системы средств психологической интервенции, позволяющих положительно влиять на динамику индивидуально-психологические особенностей личности при различных видах отклоняющегося поведения [1-10]. Существующие подходы к психологической коррекции отклоняющегося поведения личности не систематизированы и не сконцентрированы в единое целое (С.Н. Дубинин, 2011) [1], а это, в свою очередь, актуализирует потребность в разработке целостных, комплексных по своей сути моделей, позволяющих качественно и эффективно осуществлять интервенцию при различных видах отклоняющегося поведения. Для разработки таких моделей важно определение уникальных индивидуально-психологических особенностей, так как понимание этих особенностей позволяет исследователям верно определять «мишени» коррекционного воздействия.

Для определения специфических психологических особенностей, нами было проведено экспериментально-психологическое исследование. Экспериментальную группу (пэ=283) составили лица с различными видами отклоняющегося поведения: антисоциальное (деликвентное) поведение - лица, отбывающие наказание за совершенные правонарушения (20,13%) и воспитанники спецшкол (28,19%); асоциальное (аморальное) поведение - лица с зависимостью от ПАВ (13,76%); лица, занимаю-

щиеся проституцией (8,39%); лица, занимающиеся иждивенчеством, бродяжничеством, попрошайничеством (12,75%), лица с субкультурными девиациями (8,05%); аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение - лица с суицидальной девиацией (8,72%). Средний возраст участников экспериментальной группы составил восемнадцать лет.

В качестве психодиагностических методик использовались следующие: методика «СОП» (склонность к отклоняющемуся поведению личности) А.Н. Орел; опросник MMPI (Мини-мульт); методика диагностики адаптации К. Роджерса - Д. Даймонда; метод рисуночной фрустрации С. Розенцвейга; стиль саморегуляции поведения В. И. Моросановой (ССП - 98); методика «САТ» (самоактуализационный тест) Э. Шострома; Hand-тест (тест руки) Э. Вагнер.

При обработке эмпирических данных применялись методы математической статистики с использованием пакета прикладных программ «Excel» и SPSS 13.0.

Тестирование, осуществляемое с помощью выбранного блока диагностических методик, позволило выявить психологические переменные, сопутствующие или каузально связанные с развитием отклоняющегося поведения. С помощью сопоставительного анализа обследованных групп были выделены особенности личности с отклоняющимся поведением и специфические составляющие различных форм девиаций.

Результаты входной диагностики были подвергнуты количественной обработке методом факторного анализа (метод главных компонент с варимакс-вращением). Строки матрицы, подвергшейся факторизации, содержали 283 наблюдения (283 испытуемых группы с отклоняющимся поведением) и 69 психологических переменных (в качестве последних выступили шкалы психодиагностических методик). Определение числа значимых факторов строилось на основе учета относительных величин собственных значений факторов. В ходе факторизации данных входной диагностики экспериментальной группы выделено восемь факторов, совместно объясняющих около половины дисперсии психологических переменных, взаимосвязанных с отклоняющимся поведением.

Результаты факторного анализа представляют интерес, с точки зрения раскрытия как структурной, так и содержательной специфики феномена отклоняющегося поведения личности, наглядно они отражены в табл. 1.

Первый фактор

1 Интрапунитивное реагирование (самообвинение). Стремление поведенческих реакций на себя (фактор I) 0,98

2 Экстрапунитивное реагирование (внешнеобвиняющая направленность). Стремление поведенческих реакций личности во вне, на окружающих (фактор E) -0,96

3 Интернальность (СПА) 0,83

4 Допущение своей виновности, но отрицание ответственности со ссылкой на смягчающие обстоятельства (|) 0,83

5 Самостоятельное решение проблемы (i) 0,81

6 Принятие на себя вины за случившееся (I) 0,78

7 Спонтанность (S, САТ) -0,77

8 Тенденция к переживанию пседво-физической наполноценности (Crip) 0,76

9 Агрессия и директивность (Agg+Dir) -0,74

10 ФС интерпретируется как своего рода благо (I') 0,73

11 Ипохондрия (Hs, Мини-мульт) 0,73

12 Психастения (Pt, Мини-мульт) 0,65

13 Склонность к преодолению норм и правил (СОП) -0,63

14 Сензитивность к себе (Fr, САТ) 0,62

15 Зависимость, потребность в помощи и поддержке со стороны других людей (Dep) 0,60

16 Враждебность, порицание, саркастические выпады (E) -0,60

17 Отрицание собственной вины, ответственности за совершенные действия (E) -0,58

18 Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СОП) 0,54

19 Требование, ожидание от кого-либо разрешения ФС (e) -0,52

20 Склонность к деликвентному поведению (СОП) -0,52

21 Подчеркивание наличия препятствия, отказ от решения проблем (E') -0,50

22 Склонность к агрессии и насилию (СОП) -0,50

23 Стремление к доминированию (СПА) -0,45

24 Паранойяльность (Pa, Мини-мульт) 0,42

Таблица 1

Факторные нагрузки, полученные методом анализа главных компонент (после варимакс-вращения)

по результатам диагностики

Второй фактор

1 Общий уровень саморегуляции (ОУ, ССП-98) 0,91

2 Планирование (Пл, ССП-98) 0,75

3 Гибкость (Г, ССП-98) 0,71

4 Оценка результатов (Ор, ССП-98) 0,69

5 Поддержка (I, САТ) 0,69

6 Программирование (Пр, ССП-98) 0,68

7 Моделирование (М, ССП-98) 0,65

8 Компетентность во времени (Тс, САТ) 0,64

9 Истерия (Ну, Мини-мульт) -0,57

10 Самоуважение ^г, САТ) 0,54

11 Гибкость поведения (Ех, САТ) 0,52

12 Ипохондрия Мини-мульт) 0,48

13 Контактность (С, САТ) 0,43

14 Самостоятельность (С, ССП-98) 0,41

Третий фактор

1 Самоприятие (СПА) -0,78

2 Напряжение (Ten) 0,75

3 Степень личностной дезадаптации (Bas+Fail+Ten) 0,73

4 Страх перед ответным ударом со стороны др людей (F) 0,72

5 Паранойяльность (Pa, Мини-мульт) -0,61

6 Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (СОП) -0,56

7 Гипотония (Ма, Мини Мульт) 0,47

Четвертый фактор

1 Препятственно-доминантный тип (OD) -0,95

2 Подчеркивание наличия препятствия, отказ от решения проблем (Е') -0,72

3 Самозащитный тип (ED) 0,71

4 Минусы фрустрирующей ситуации не замечаются (М') -0,41

Пятый фактор

1 Приспособленность к социальному окружению, тенденции, связанные с социальной кооперацией (АА+Сот^ер) -0,68

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Адаптация (СПА) 0,64

3 Зависимость, потребность в помощи и поддержке со стороны других людей Рер) -0,54

4 Склонность к агрессии и насилию (СОП) -0,47

5 Принятие социальной роли (женской для женщин, мужской для мужчин, СОП) 0,45

6 Сензитивность к себе ^г, САТ) 0,44

7 Эмоциональность, эмпатийность, желание сотрудничать с другими людьми (АН) -0,40

Шестой фактор

1 Упорствующий тип ^Р) 0,93

2 Требование, ожидание от кого-либо разрешения ФС (е) 0,73

3 Самозащитный тип (ED) -0,65

Седьмой фактор

1 Стремление к доминированию (СПА) 0,68

2 Шизоидность (Se, Мини-мульт) -0,64

Восьмой фактор

1 Импунитивное реагирование (примиряющая направленность). Уклонение от упреков других и себя (фактор М) 0,91

2 Выражается надежда, что время, естественный ход событий разрешат проблему (т) 0,68

3 Ответственность за кого-либо, вовлеченного во ФС, сведена до минимума, ФС рассматривается как неизбежная (М) 0,44

Примечание. Собственные значения факторов, не превышающие 0,4 не показаны

Первый фактор, характеризующийся отрицательной связью с эмоциональной устойчивостью личности, объединил психологические особенности лиц с различными видами отклоняющегося поведения.

В генерализованном виде первый фактор, подчеркивая эмоциональность фрустрационных реакций, представляет конструкт «фрустрационной регрессии», обусловливающий агрессивную направленность отклоняющегося поведения, его два противоположных полюса различаются между собой, демонстрируя индивидуально-психологические особенности в её определении. Отличаясь по знаку, левый полюс определяет гетероагрессивную направленность стенических фрустрационных реакций, правый - аутоагрессивную направленность астенических фрустрацион-ных реакций. Конструкт фрустрационной регрессии соотносится со шкалой «опыта тревоги», по которой он движется от центра с нормальной тревогой (обычное чувство основанной на реальности слабой «полезной» тревоги) к правому либо левому краю состояния повышенной тревоги. Фрустрационная регрессия отклоняющегося поведения личности отражает эмоциональные пат-

терны неконструктивной активности, связанные с недостаточностью внутренних ресурсов для реализации мотивированного поведения в связи с наличием сравниваемых по силе, но разнонаправленных потребностей. В этом случае, неадаптивное поведение, связанное с затруднением выбора одной из одновременно существующих и конкурирующих потребностей, представляет собой выражение интрапсихического конфликта.

Отрицательная эмоциональность, связанная с отношением личности девианта к конфликтным травмирующим ситуациям (отличающимся стрессовой фрустрационной нагрузкой), актуализирует эмоционально отрицательно окрашенные неравновесные психические состояния высокого уровня интенсивности. Фрустраци-онные реакции, ухудшая продуктивность психических процессов (представлений, мышления, воображения, речи) и повышающие однородность (гомогенность) их проявлений, затрудняют процедуру принятия решений, в которой наиболее полно реализуются как отражательные, так и регуляторные функции психики.

В плане психологической коррекции первый конструкт определяет работу, в процессе которой личности с отклонениями

в поведении необходимо научиться оптимальному функционированию и эффективному взаимодействию со средой. Коррекцион-ная поддержка должна помочь идентификации субличностей с дезинтегрирующим воздействием на целостность психики, дающая мощное орудие управления тревогой.

Второй фактор объединил личностные свойства в показатели, характеризующиеся обратной отрицательной связью с психологической устойчивостью и со способностью личности к социальной интеграции, обеспечивающие оптимальное функционирование человека в обществе. Его правый полюс, проинтерпретированный как «адаптационная пластичность», представляет качества гибкости самоактуализированной личности; левый полюс, проинтерпретированный как «дезадаптационная ригидность» представляет качества неадекватной адаптивности личности с блокированной потребностью в самоактуализации. Низкие значения, проявившиеся у испытуемых экспериментальной выборки по переменным, объединенным в факторной структуре «адаптационной пластичностью», не противоречат интерпретации их высоких показателей по шкале «дезадаптационной ригидности». Они также позволяют говорить о личности с поведенческими девиациями как о неспособной к осознанному планированию, переживающей жизнь как фатальное следствие прошлого; неспособной быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию, с плохой саморегуляцией и неспособной к реорганизации её системы в связи с изменением внешних и внутренних условий; неспособной устанавливать тесные эмоционально-насыщенные контакты с людьми; с высокой зависимостью ценностей и поведения от воздействия извне; с низким уровнем самокритичности и ответственности за собственные действия; с отсутствием чувства собственного достоинства; с отношением к окружающим с неприятием, антипатией, с восприятием природы человека в целом как отрицательной («люди в массе своей скорее злы»).

В плане психологической коррекции анализ данного конструкта указывает на необходимость научиться осознанию своих мотивов, эмоций и принятию решения о том, как себя вести с учетом результатов осознания и переработки релевантной информации. Способность к пониманию актуальности выполнения какой-либо деятельности, к однозначной оценке своих мыслей может рассматриваться как прогностически благоприятный признак, поскольку в значительной мере оказывает влияние на характеристики свойств личности, способствующие её социализации. Когнитивная перестройка является наиболее оптимальным подходом для использования в коррекционном процессе.

Третий фактор был проинтерпретирован как «вынужденная блокада агрессивных тенденций (антисоциальная установка к агрессии) лишенной свободы личности».

Четвертый фактор был проинтерпретирован как «субкультурная конфронтация». С наибольшими весами в его содержании оказались представлены психологические характеристики, описывающие особенности конфликтующего с общепризнанным образом жизни стиля отношений личности с субкультурными девиациями.

В содержании пятого фактора, проинтерпретированного как «социально-психологическая адаптивность женской проституции», представлены характеристики особенностей социальной интеграции женщин, занимающихся проституцией.

Библиографический список

С наибольшими весом в содержании шестого фактора, проинтерпретированного как «иждивенческая манипуляция», оказались представлены характеристики своеобразия подхода к взаимодействию с окружающими личности со склонностью к иждивенчеству, попрошайничеству, бродяжничеству.

Седьмой фактор, проинтерпретированный как «девиация детской созависимости» (или акцентуированной аффилиации), отражает характеристики особенностей личностного развития ребенка в подростковый период. Он обуславливает формирование созависимого и зависимого поведения у детей с эмоциональной вовлеченностью в детско-родительские отношения (с эмоциональной привязанностью к родителям), возникшего в условиях неблагоприятной семейной обстановки (на различных уровнях объективных и субъективных микро-, мезо- и макрофакторов) и неустойчивости детско-родительских отношений.

Восьмой фактор, проинтерпретированный как «инфантильная безответственность», соотносится с несформированностью предпосылок для нравственной регуляции поведения и определяет характеристики импунитивной направленности фрустраци-онных реакций личности воспитанников спецшкол (толерантно-выжидательная тактика) как проявление неадекватной легкости в отношении конфликтных ситуаций, являющиеся лишь одним из способов защиты своего «Я».

Факторизация корреляций между переменными, связанными с отклоняющимся поведением, позволила выделить два главных фактора (конструкта), соответствующих основным его параметрам и шесть факторов, соответствующих дополнительным параметрам поведенческих девиаций (характеристики специфических особенностей личности с различными видами отклоняющегося поведения).

Представленные данные показывают, что у лиц с различными видами отклоняющегося поведения имеются общие и специфические особенности, проявляющиеся на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях личностного развития и оказывающие дезинтегрирующее влияние на целостность личности;

Общими психологическими параметрами личности с отклоняющимся поведением являются два конструкта - конструкт фрустрационной регрессии и конструкт дезадаптационной ригидности.

Специфическими психологическими особенностями являются латентная гетероагрессия, инфантильная безответственность, иждивенческая манипуляция, субкультурная обособленность и детская созависимость определяемая в характеристиках конкретного вида отклоняющегося поведения.

Разработка системы психологической коррекции должна учитывать выявленные особенности, отражающие структурные и содержательные аспекты феномена отклоняющегося поведения, и носить реконструктивный характер за счет воздействия на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы посредством сочетания индивидуальной и групповой психологической работы с использованием широкого, но в то же время наиболее целесообразного для лиц с отклоняющимся поведением спектра психологических средств.

1. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 2003

2. Дубинин, С.Н. Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. - Нижний Новгород, 2011.

3. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) - М., 2003

4. Короленко, Ц.П., Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М., 2000.

5. Короленко, Ц.П. Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы международной заочной научно-практической конференции / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 2010. - Ч. 1.

6. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. - М., 2004.

7. Липунова, О.В. Психология, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения: практическое пособие. - Комсомольск- на Амуре, 2002.

8. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. - М., 2001.

9. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.

10. Эдеймиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эдеймиллер, В. Юстицкис. - СПб., 2001.

Bibliography

1. Badmaev, S.A. Psikhologicheskaya korrekciya otklonyayuthegosya povedeniya shkoljnikov. - M., 2003

2. Dubinin, S.N. Psikhologicheskie determinants i mekhanizmih korrekcii deviantnogo povedeniya lichnosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2011.

3. Zmanovskaya, E.V. Deviantologiya (psikhologiya otklonyayuthegosya povedeniya) - M., 2003

4. Korolenko, C.P., Sociodinamicheskaya psikhiatriya / C.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva. - M., 2000.

5. Korolenko, C.P. Lichnostj i obthestvo: problemih sovremennoyj psikhologii: materialih mezhdunarodnoyj zaochnoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii / C.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva. - Novosibirsk, 2010. - Ch. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.