Научная статья на тему 'Психологические особенности аддиктивного поведения студентов'

Психологические особенности аддиктивного поведения студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5843
680
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВИДЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СТРУКТУРА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ЗАВИСИМОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ADDICTION / ADDICTIVE BEHAVIOR / TYPES OF ADDICTIVE BEHAVIOR / STRUCTURE OF ADDICTIVE BEHAVIOR / DEPENDENCE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антилогова Лариса Николаевна, Лазаренко Дмитрий Витальевич

В статье раскрываются содержание и структура аддиктивного поведения студенческой молодежи, выявляются его основные причины, исследуется склонность к различным видам аддикций. Выявлена склонность студентов к таким видам аддикций, как трудоголия, адреналиномания, наркотическая, любовная зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Peculiarities of Students’ Addictive Behavior

The article reveals the content and structure of student youth’ addictive behavior, its main causes and explores the inclinations to different types of addiction. The researchers disclose students’ inclinations to such types of addictions as work addiction, drug addiction, adrenalin addiction, love addiction.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности аддиктивного поведения студентов»



/^

психология правонарушающЕго поведений

УДК 159.922.8

I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Л. Н. Антилогова, Д. В. Лазаренко

В статье раскрываются содержание и структура ад-диктивного поведения студенческой молодежи, выявляются его основные причины, исследуется склонность к различным видам аддикций. Выявлена склонность студентов к таким видам аддикций, как трудоголия, адреналиномания, наркотическая, любовная зависимости.

Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, виды аддиктивного поведения, структура аддиктивного поведения, зависимость, студенты.

Изучение аддиктивного поведения личности является актуальной проблемой. Количество граждан, характеризующихся зависимым поведением, растет, особенно среди молодежи. Так, число лиц с наркотической зависимостью в настоящее время в России, согласно официальным данным, составляет более 500 тысяч человек, 70% из которых моложе 25 лет. Экспертные оценки показывают, что реальная их численность в 5-8 раз выше (около 4 млн. человек) 1 . Наркомания в России «молодеет» — 84% из числа таких лиц признаются, что впервые попробовали наркотики до 15 лет 2. Эти цифры подтверждаются исследованием О. Ю. Семеновой: «Фактически в России 2-2,5 млн наркоманов, причем средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет, по статистике, 15-17 лет, увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет» 3.

Все указывает на серьезную проблему в обществе — зависимое (аддиктивное) поведение человека. Многие авторы (В. Д. Менделевич, Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева, Д. В. Четвериков, К. С. Лисецкий, С. В. Березин, А. В. Хо-мич, О. Б. Симатова, О. П. Макушина, Р. В. Овчарова и др.) рассматривают его как форму девиантного поведения, характеризующегося уходом от реальности и изменениями в эмоциональной сфере личности.

Так, аддиктивное поведение, по мнению Р. В. Овча-ровой, — вид отклоняющегося, саморазрушающего поведения, связанного с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества 4.

Суть аддиктивного поведения, с позиции Л. Г. Леоновой, Н. Л. Бочкаревой, заключается в том, что «стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусствен-

ным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия» 5.

По этому поводу Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева отмечают: «...человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность — это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средо-вой» реальности, последняя воспринимается, осознается или производит эффект на подсознание, приводя к возникновению того или иного вызывающего дискомфорт внутреннего психического состояния, от которого у человека возникает желание избавиться» 6.

Мы рассматриваем аддиктивное поведение как начальный этап саморазрушения, аутодеструкции человека, когда привычка приобретает патологические формы, локализуясь на так называемом биологическом уровне организации личности человека — индивидносубъектном, представленном темпераментом, установками.

Как видно из рис. 1, аддиктивное поведение включает в себя не только уход от реальности, употребление психоактивных веществ (связь с аддиктивным агентом, обладание им) и изменение сознания для поддержания определенных эмоций, но также длительный период патологического пристрастия к веществу (объекту, ад-диктивному агенту), приращения, сплетения и перехода одной привычки, пристрастия в другие.

Раскрывая особенности аддиктивного поведения студентов, следует отметить, что им присущи как общие характеристики, свойственные аддиктам в целом, так и частные, свойственные данной возрастной группе. К общим характеристикам аддиктивного поведения можно отнести устойчивое стремление к изменению психофизического состояния, при сниженной переносимости трудностей, уход от ответственности в приня-

Аддиктивное поведение

Уход от реальности

Обладание

аддиктивным

агентом

Смена, добавление другого аддиктивного агента

Получение и поддержание определенных эмоций

Рис. 1. Структура аддиктивного поведения

go

so

7o

6o

5o

4o

3o

2o

io

o

%

ЕЗ Наличие устойчивой аддикции □ Тенденция к формированию аддикции В Отсутствие аддикции

О и

■Л | О S

ю о о s

г= “

^ ГО

с

Рис. 2. Результаты исследования склонности к аддиктивному поведению студентов естественнонаучного направления (п=26), %

тии решений, потеря ранее значимых систем ценностей и личной морали, низкая переносимость фрустраций, социальная инфантильность.

Что касается особенностей аддиктивного поведения студентов как возрастной группы, то, согласно результатам исследования Л. В. Левиной, им свойственны специфические психологические особенности, представленные в двух основных психологических конструктах: дезадаптационной ригидности и фрустрационной регрессии 7.

По мнению Н. А. Бородиной, у студентов с аддик-тивным поведением нарушена мотивационная направленность личности, выражающаяся в усилении потребности в самостимуляции; они чаще других демонстрируют повышенную потребность в поиске новых ощущений, впечатлений, новых реализаций. Диагностическим критерием склонности к аддиктивному поведению может служить инверсия эмоционального отражения 8. В исследовании С. А. Минакова выявлено, что студенты с аддиктивным поведением более склонны проявлять физическую агрессивность, тревожность, гнев и враждебность, чем студенты, у которых не были обнаружены признаки аддикции 9.

Согласно Е. А. Чеверикиной, студенты с высокой склонностью к аддиктивному поведению характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, тревожностью, зависимостью от мнения окружающих и высокой зависимостью от объекта привязанности. У них затруднен самоконтроль, им сложнее переносить трудности. У них деформирована структура ценностных ориентаций, что проявляется в несоответствии ценностей, отражающих представления человека о том, как нужно поступать (уровень нормативных идеалов), и ценностей, характеризующих то поведение, которое человек обычно демонстрирует (уровень индивидуальных приоритетов). Снижена также значи-

мость таких ценностей, как безопасность, достижение, самостоятельность, универсализм, доброта и конформность. В деятельности снижается оптимистическая, познавательная, трудовая и альтруистическая мотивации при повышении мотивации к рисковому поведению. Наконец, с возрастанием склонности к зависимости от психоактивных веществ снижается учебная мотивация: у студентов недостаточно сформированы социальные и профессиональные компетенции 10.

Таким образом, студентов с аддиктивным поведением обобщенно можно охарактеризовать как людей с неадекватной самооценкой, нуждающихся в самости-муляции, в поиске новых ощущений, со сниженными способностями к адаптации, эмоционально неустойчивых, ригидных, тревожных, с возможными проявлениями аутоагрессии, недовольных собой, с отсутствием самостоятельности и нежеланием принимать ответственность.

Как известно, существует множество разновидностей аддиктивного поведения, и мы попытались на примере студенческой выборки выявить склонность юношей и девушек к тому или иному виду аддикции.

В исследовании приняли участие 78 студентов первого курса трех основных профессиональных направлений — естественнонаучного, гуманитарного и технического Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева г. Петропавловска.

Испытуемым было предложено ответить на 167 вопросов опросника А.В. Смирнова, в котором выделяются следующие виды аддикций: любовная зависимость, адреналиномания, зависимость от людей и отношений, сексуальная зависимость, компьютерная и интернет-зависимость, трудоголия, гэмблинг, наркотическая, алкогольная зависимость 11.

Результаты исследования по распределению студентов, склонных к разного рода аддикциям, выражен-

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

%

88

80

69

69

19

61

_27_

-1^

и

23

41<*

-65-

23

12

12

-46-

_2727

-1

4

-65-

23

Г

50

42

<

О и

“ §

со 2 О 2 Ю о О 2 г= 03 ^ ГО

ЕЗ Наличие устойчивой аддикции □ Тенденция к формированию аддикции В Отсутствие аддикции

Рис. 3. Результаты исследования склонности к аддиктивному поведению студентов гуманитарного направления (п=26), %

ные в процентах от общего числа испытуемых конкретной выборки, представлены на рис. 2-4.

У студентов естественнонаучного направления на уровне устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию выделяются такие аддикции, как «любовная зависимость», присущая 13 студентам (50%) и «адреналиномания» — 14 человекам (54%) (см. рис. 1). В меньшей степени студентам данного направления присущи такие аддикции, как зависимость от людей и отношений, которую имеют 4 человека (16%) и сексуальная зависимость, нашедшая отражение у 9 человек (35%).

Как видно из рис. 3, у студентов гуманитарного направления на уровне устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию отмечена также любовная зависимость, присущая 14 студентам (54%), что может быть объяснено возрастными особенностями испытуемых: юность — пора влюбленности и мыслей о будущей семье. На уровне устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию находится также наркотическая зависимость, присущая 10 студентам (39%), что может быть объяснено меньшей осведомленностью гуманитариев о вреде наркотиков для здоровья челове-

8

8

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч:

<

Рис. 4. Результаты исследования склонности к аддиктивному поведению студентов технического направления (п=26), %

ка. Знания студентов, изучающих естественнонаучные дисциплины (биологию, химию), позволяют глубже понять влияние наркотических средств на организм человека.

В меньшей степени присущи студентам данного направления, так же, как и студентам естественнонаучного направления, такие аддикции, как зависимость от людей и отношений, которую имеют 3 человека (12%), и сексуальная зависимость, нашедшая отражение у 5 человек (20%). Это объясняется, видимо, тем, что студенты как социальная группа более независимы в своих суждениях и мнениях, менее ориентируются на других людей. В силу учебной и другого рода занятости, интересного времяпрепровождения сексуальная зависимость не выступает у этих студентов на первый план.

Обратимся к анализу основных аддикций у студентов технического направления профессионального образования (рис. 4). Как видим, у студентов технического направления на уровне устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию, в отличие от студентов других направлений, выступают такие аддикции, как компьютерная и интернет-зависимость, выявленная у половины опрошенных (50%), а также трудоголия, присущая 12 человекам (46%). Это может быть объяснено спецификой получаемой студентами специальности. Им по роду своих учебных занятий приходится проводить много времени за компьютером и, кроме того, работать в рамках будущей профессии, например, программистами. В отношении наименее выраженных аддикций можно констатировать, что между студентами всех трех направлений профессионального образования различий не выявлено, у них так же, как у гуманитариев и студентов естественнонаучного направления, отмечаются зависимость от людей и отношений (4%) и сексуальная зависимость (27%).

Таким образом, можно констатировать, что у студентов разной направленности профессионального образования выявлены как общие, так и различающиеся проявления аддикции.

Рассматривая психологические средства коррекции аддиктивного поведения студентов, можно указать на приемы поведенческой коррекции (бихевиоральная терапия, модификация поведения, тренинги социального научения и др.). Однако не во всех случаях эти техники являются достаточно эффективными, в связи с чем требуется пересмотр использования различных психологических средств коррекции аддиктивного поведения и углубленного изучения данного понятия. В частности, если исходить из того, что зависимость

можно рассматривать как привычку, то в семье, на ранних этапах становления ребенка, нужно, чтобы получение им удовольствия от «стрелялок» и других игр не переросло в игровую зависимость — игроманию. В связи с этим важно не запрещать играть или прекращать доступ в Интернет, а ненавязчиво заменять это пристрастие ребенка более полезным. Если один из родителей поиграет вместе с ребенком в ту же «стрелялку», а затем покажет ему более полезное для него занятие и вовлечет в него ребенка, то первое увлечение перестанет доминировать и занимать все время ребенка. Это требует от родителей значительных временньгх затрат и большого терпения, однако окупится сторицей: сформировав полезные привычки, увлечения в детстве, родители не столкнутся с более тяжелыми зависимостями ребенка (токсикомания, наркомания, алкоголизм и др.), когда он достигнет подросткового и юношеского возраста.

1 иЯЬ: http://www.ugrozenet.ru/zdorovyy-obraz-zhizni/10 17-grustnaya-statistika-narkomanii-v-rossii.html (дата обращения: 2.12. 2013).

2 Интернет-ресурс: иЯЬ: http://prozavisimost.ru/narkom-aniya-v-rossii.html (дата обращения: 12.12.2013).

3 Семенова О. Ю. Психофизиологические и психологические особенности подростков с риском разных видов аддикций: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. С. 3.

4 Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М., 2001. С. 286-287.

5 Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учебнометодическое пособие / под ред. проф. Ц. П. Короленко. Новосибирск, 1998. С. 3.

6 Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная ад-диктология. Новосибирск, 2001. С. 9.

7 Левина Л. В. Психологические возможности коррекции отклоняющегося поведения личности с учетом его специфических особенностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2012. С. 7.

8 Бородина Н. А. Психологическая причинность аддик-тивного поведения личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. С. 19-22.

9 Минаков С. А. Особенности аддиктивного поведения у студентов с ограниченными физическими возможностями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. С. 25.

10 Чеверикина Е. А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ: автореф. дис. . канд. психол. наук. Казань, 2013. С. 7.

11 Смирнов А. В. Опросник диагностики аддикций «ОДА-2010»: методическое пособие. Екатеринбург, 2010. 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.