/^
психология правонарушающЕго поведений
УДК 159.922.8
I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ | АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Л. Н. Антилогова, Д. В. Лазаренко
В статье раскрываются содержание и структура ад-диктивного поведения студенческой молодежи, выявляются его основные причины, исследуется склонность к различным видам аддикций. Выявлена склонность студентов к таким видам аддикций, как трудоголия, адреналиномания, наркотическая, любовная зависимости.
Ключевые слова: аддикция, аддиктивное поведение, виды аддиктивного поведения, структура аддиктивного поведения, зависимость, студенты.
Изучение аддиктивного поведения личности является актуальной проблемой. Количество граждан, характеризующихся зависимым поведением, растет, особенно среди молодежи. Так, число лиц с наркотической зависимостью в настоящее время в России, согласно официальным данным, составляет более 500 тысяч человек, 70% из которых моложе 25 лет. Экспертные оценки показывают, что реальная их численность в 5-8 раз выше (около 4 млн. человек) 1 . Наркомания в России «молодеет» — 84% из числа таких лиц признаются, что впервые попробовали наркотики до 15 лет 2. Эти цифры подтверждаются исследованием О. Ю. Семеновой: «Фактически в России 2-2,5 млн наркоманов, причем средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет, по статистике, 15-17 лет, увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет» 3.
Все указывает на серьезную проблему в обществе — зависимое (аддиктивное) поведение человека. Многие авторы (В. Д. Менделевич, Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева, Д. В. Четвериков, К. С. Лисецкий, С. В. Березин, А. В. Хо-мич, О. Б. Симатова, О. П. Макушина, Р. В. Овчарова и др.) рассматривают его как форму девиантного поведения, характеризующегося уходом от реальности и изменениями в эмоциональной сфере личности.
Так, аддиктивное поведение, по мнению Р. В. Овча-ровой, — вид отклоняющегося, саморазрушающего поведения, связанного с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества 4.
Суть аддиктивного поведения, с позиции Л. Г. Леоновой, Н. Л. Бочкаревой, заключается в том, что «стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусствен-
ным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия» 5.
По этому поводу Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева отмечают: «...человек «уходит» от реальности, которая его не устраивает. Неудовлетворяющая реальность — это в каком-то смысле всегда внутренняя реальность, так как и в случаях, когда речь идет о внешней «средо-вой» реальности, последняя воспринимается, осознается или производит эффект на подсознание, приводя к возникновению того или иного вызывающего дискомфорт внутреннего психического состояния, от которого у человека возникает желание избавиться» 6.
Мы рассматриваем аддиктивное поведение как начальный этап саморазрушения, аутодеструкции человека, когда привычка приобретает патологические формы, локализуясь на так называемом биологическом уровне организации личности человека — индивидносубъектном, представленном темпераментом, установками.
Как видно из рис. 1, аддиктивное поведение включает в себя не только уход от реальности, употребление психоактивных веществ (связь с аддиктивным агентом, обладание им) и изменение сознания для поддержания определенных эмоций, но также длительный период патологического пристрастия к веществу (объекту, ад-диктивному агенту), приращения, сплетения и перехода одной привычки, пристрастия в другие.
Раскрывая особенности аддиктивного поведения студентов, следует отметить, что им присущи как общие характеристики, свойственные аддиктам в целом, так и частные, свойственные данной возрастной группе. К общим характеристикам аддиктивного поведения можно отнести устойчивое стремление к изменению психофизического состояния, при сниженной переносимости трудностей, уход от ответственности в приня-
Аддиктивное поведение
Уход от реальности
Обладание
аддиктивным
агентом
Смена, добавление другого аддиктивного агента
Получение и поддержание определенных эмоций
Рис. 1. Структура аддиктивного поведения
go
so
7o
6o
5o
4o
3o
2o
io
o
%
ЕЗ Наличие устойчивой аддикции □ Тенденция к формированию аддикции В Отсутствие аддикции
О и
■Л | О S
ю о о s
г= “
^ ГО
с
Рис. 2. Результаты исследования склонности к аддиктивному поведению студентов естественнонаучного направления (п=26), %
тии решений, потеря ранее значимых систем ценностей и личной морали, низкая переносимость фрустраций, социальная инфантильность.
Что касается особенностей аддиктивного поведения студентов как возрастной группы, то, согласно результатам исследования Л. В. Левиной, им свойственны специфические психологические особенности, представленные в двух основных психологических конструктах: дезадаптационной ригидности и фрустрационной регрессии 7.
По мнению Н. А. Бородиной, у студентов с аддик-тивным поведением нарушена мотивационная направленность личности, выражающаяся в усилении потребности в самостимуляции; они чаще других демонстрируют повышенную потребность в поиске новых ощущений, впечатлений, новых реализаций. Диагностическим критерием склонности к аддиктивному поведению может служить инверсия эмоционального отражения 8. В исследовании С. А. Минакова выявлено, что студенты с аддиктивным поведением более склонны проявлять физическую агрессивность, тревожность, гнев и враждебность, чем студенты, у которых не были обнаружены признаки аддикции 9.
Согласно Е. А. Чеверикиной, студенты с высокой склонностью к аддиктивному поведению характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием, тревожностью, зависимостью от мнения окружающих и высокой зависимостью от объекта привязанности. У них затруднен самоконтроль, им сложнее переносить трудности. У них деформирована структура ценностных ориентаций, что проявляется в несоответствии ценностей, отражающих представления человека о том, как нужно поступать (уровень нормативных идеалов), и ценностей, характеризующих то поведение, которое человек обычно демонстрирует (уровень индивидуальных приоритетов). Снижена также значи-
мость таких ценностей, как безопасность, достижение, самостоятельность, универсализм, доброта и конформность. В деятельности снижается оптимистическая, познавательная, трудовая и альтруистическая мотивации при повышении мотивации к рисковому поведению. Наконец, с возрастанием склонности к зависимости от психоактивных веществ снижается учебная мотивация: у студентов недостаточно сформированы социальные и профессиональные компетенции 10.
Таким образом, студентов с аддиктивным поведением обобщенно можно охарактеризовать как людей с неадекватной самооценкой, нуждающихся в самости-муляции, в поиске новых ощущений, со сниженными способностями к адаптации, эмоционально неустойчивых, ригидных, тревожных, с возможными проявлениями аутоагрессии, недовольных собой, с отсутствием самостоятельности и нежеланием принимать ответственность.
Как известно, существует множество разновидностей аддиктивного поведения, и мы попытались на примере студенческой выборки выявить склонность юношей и девушек к тому или иному виду аддикции.
В исследовании приняли участие 78 студентов первого курса трех основных профессиональных направлений — естественнонаучного, гуманитарного и технического Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева г. Петропавловска.
Испытуемым было предложено ответить на 167 вопросов опросника А.В. Смирнова, в котором выделяются следующие виды аддикций: любовная зависимость, адреналиномания, зависимость от людей и отношений, сексуальная зависимость, компьютерная и интернет-зависимость, трудоголия, гэмблинг, наркотическая, алкогольная зависимость 11.
Результаты исследования по распределению студентов, склонных к разного рода аддикциям, выражен-
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
%
88
80
69
69
19
61
_27_
-1^
и
23
41<*
-65-
23
12
12
-46-
_2727
-1
4
-65-
23
Г
50
42
<
О и
“ §
со 2 О 2 Ю о О 2 г= 03 ^ ГО
ЕЗ Наличие устойчивой аддикции □ Тенденция к формированию аддикции В Отсутствие аддикции
Рис. 3. Результаты исследования склонности к аддиктивному поведению студентов гуманитарного направления (п=26), %
ные в процентах от общего числа испытуемых конкретной выборки, представлены на рис. 2-4.
У студентов естественнонаучного направления на уровне устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию выделяются такие аддикции, как «любовная зависимость», присущая 13 студентам (50%) и «адреналиномания» — 14 человекам (54%) (см. рис. 1). В меньшей степени студентам данного направления присущи такие аддикции, как зависимость от людей и отношений, которую имеют 4 человека (16%) и сексуальная зависимость, нашедшая отражение у 9 человек (35%).
Как видно из рис. 3, у студентов гуманитарного направления на уровне устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию отмечена также любовная зависимость, присущая 14 студентам (54%), что может быть объяснено возрастными особенностями испытуемых: юность — пора влюбленности и мыслей о будущей семье. На уровне устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию находится также наркотическая зависимость, присущая 10 студентам (39%), что может быть объяснено меньшей осведомленностью гуманитариев о вреде наркотиков для здоровья челове-
8
8
8
ч:
<
Рис. 4. Результаты исследования склонности к аддиктивному поведению студентов технического направления (п=26), %
ка. Знания студентов, изучающих естественнонаучные дисциплины (биологию, химию), позволяют глубже понять влияние наркотических средств на организм человека.
В меньшей степени присущи студентам данного направления, так же, как и студентам естественнонаучного направления, такие аддикции, как зависимость от людей и отношений, которую имеют 3 человека (12%), и сексуальная зависимость, нашедшая отражение у 5 человек (20%). Это объясняется, видимо, тем, что студенты как социальная группа более независимы в своих суждениях и мнениях, менее ориентируются на других людей. В силу учебной и другого рода занятости, интересного времяпрепровождения сексуальная зависимость не выступает у этих студентов на первый план.
Обратимся к анализу основных аддикций у студентов технического направления профессионального образования (рис. 4). Как видим, у студентов технического направления на уровне устойчиво сформировавшейся и имеющейся тенденции к формированию, в отличие от студентов других направлений, выступают такие аддикции, как компьютерная и интернет-зависимость, выявленная у половины опрошенных (50%), а также трудоголия, присущая 12 человекам (46%). Это может быть объяснено спецификой получаемой студентами специальности. Им по роду своих учебных занятий приходится проводить много времени за компьютером и, кроме того, работать в рамках будущей профессии, например, программистами. В отношении наименее выраженных аддикций можно констатировать, что между студентами всех трех направлений профессионального образования различий не выявлено, у них так же, как у гуманитариев и студентов естественнонаучного направления, отмечаются зависимость от людей и отношений (4%) и сексуальная зависимость (27%).
Таким образом, можно констатировать, что у студентов разной направленности профессионального образования выявлены как общие, так и различающиеся проявления аддикции.
Рассматривая психологические средства коррекции аддиктивного поведения студентов, можно указать на приемы поведенческой коррекции (бихевиоральная терапия, модификация поведения, тренинги социального научения и др.). Однако не во всех случаях эти техники являются достаточно эффективными, в связи с чем требуется пересмотр использования различных психологических средств коррекции аддиктивного поведения и углубленного изучения данного понятия. В частности, если исходить из того, что зависимость
можно рассматривать как привычку, то в семье, на ранних этапах становления ребенка, нужно, чтобы получение им удовольствия от «стрелялок» и других игр не переросло в игровую зависимость — игроманию. В связи с этим важно не запрещать играть или прекращать доступ в Интернет, а ненавязчиво заменять это пристрастие ребенка более полезным. Если один из родителей поиграет вместе с ребенком в ту же «стрелялку», а затем покажет ему более полезное для него занятие и вовлечет в него ребенка, то первое увлечение перестанет доминировать и занимать все время ребенка. Это требует от родителей значительных временньгх затрат и большого терпения, однако окупится сторицей: сформировав полезные привычки, увлечения в детстве, родители не столкнутся с более тяжелыми зависимостями ребенка (токсикомания, наркомания, алкоголизм и др.), когда он достигнет подросткового и юношеского возраста.
1 иЯЬ: http://www.ugrozenet.ru/zdorovyy-obraz-zhizni/10 17-grustnaya-statistika-narkomanii-v-rossii.html (дата обращения: 2.12. 2013).
2 Интернет-ресурс: иЯЬ: http://prozavisimost.ru/narkom-aniya-v-rossii.html (дата обращения: 12.12.2013).
3 Семенова О. Ю. Психофизиологические и психологические особенности подростков с риском разных видов аддикций: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2012. С. 3.
4 Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М., 2001. С. 286-287.
5 Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учебнометодическое пособие / под ред. проф. Ц. П. Короленко. Новосибирск, 1998. С. 3.
6 Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная ад-диктология. Новосибирск, 2001. С. 9.
7 Левина Л. В. Психологические возможности коррекции отклоняющегося поведения личности с учетом его специфических особенностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2012. С. 7.
8 Бородина Н. А. Психологическая причинность аддик-тивного поведения личности: автореф. дис. . канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. С. 19-22.
9 Минаков С. А. Особенности аддиктивного поведения у студентов с ограниченными физическими возможностями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. С. 25.
10 Чеверикина Е. А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ: автореф. дис. . канд. психол. наук. Казань, 2013. С. 7.
11 Смирнов А. В. Опросник диагностики аддикций «ОДА-2010»: методическое пособие. Екатеринбург, 2010. 200 с.