Научная статья на тему 'Использование тестов, современных компьютерных технологий и обработки информации в системе диагностики и профилактики аддиктивного поведения (краткий обзор литературы)'

Использование тестов, современных компьютерных технологий и обработки информации в системе диагностики и профилактики аддиктивного поведения (краткий обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2074
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / ДEЗАДАПТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / MALADAPTIVE PERSONALITY / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / INTERACTIVE PSYCHO-DIAGNOSTIC SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калиниченко О. Ю.

В предлагаемой статье рассматривается возможность эффективности применения диагностических методик, направленных на выявление склонности к зависимости, анализируется возможность использования современных компьютерных технологий в диагностике и профилактике аддикций, формирования здоровьесберегающих моделей поведения. В тексте предлагаемого материала представлен обзор современных тестов, компью терных программ и компьютерных технологий, позволяющих не только адекватно оценить вероятность риска возникновения аддиктивного поведения, но и предложить варианты коррекционных мероприятий с учетом особенностей личности, социальных биологических факторов, влияющих на формирование зависимого поведения. Каждая из анализируемых тестовых методик имеет в своей основе большую теоретическую и эмпирическую базу, проверены на валидностьи надежность, а предлагаемые компьютерные технологии и системы обработки полученной информации снабжены подробными инструкциями. Авторами предпринята попытка классифицировать имеющиеся на сегодняшний день ряд методик и технологий диагностики отклоняющихся форм поведения, выделить их специфику, определить возможности и ограничения. Описанные компьютерные методики и традиционные тесты могут быть использованы как самостоятельный инструментарий диагностики различных видов зависимого поведении, так и быть включенными в систему показателей аддиктивного поведения в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калиниченко О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using tests, modern computer technologies and information processing in systems diagnostics and prevention of addictive behavior (short review)

This article discusses the possibility of the effectiveness of the application of diagnostic methodologies to identify the propensity to addiction, examines the possibility of using modern computer technologies in the diagnosis and prevention of addiction, the formation of health-promoting behaviours. The author presents a review of modern tests, computer programs and computer technology that allows not only to evaluate the likely risk of addictive behavior, but also to suggest corrective measures with regard to personal, social, biological factors influencing the formation of addictive behavior. Each of the analyzed test methods is based on a large theoretical and empirical base. Test methods were tested for validity and reliability, and offer computer technologies and systems of processing of the received information are detailed instructions. The author has made an attempt to classify a number of methods and technologies for diagnosis of deviant forms of behaviour, to highlight their specificity, to identify opportunities and constraints. Studied computer techniques and traditional tests can be used as an independent diagnostic tools of various types of addictive behavior, can be included in the scorecard addicting behavior in general.

Текст научной работы на тему «Использование тестов, современных компьютерных технологий и обработки информации в системе диагностики и профилактики аддиктивного поведения (краткий обзор литературы)»

molekulyarnaya model' pamyati. Sposoby kodirova-niya (formalizatsii) i perenosa informatsii. Vest-nik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(1):100-4. DOI: 10.12737/3324. Russian.

13. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Struktura pamyati, ee propusknaya sposobnost', kommutatory i dispetchery informatsii. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(3):191-5. DOI: 10.12737/5933. Russian.

14. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Strukturnye elemen-ty biblioteki pamyati i vzaimosvyaz' mezhdu nimi. Vestnik novykh meditsinskikh tekhnologiy. 2014;21(3):195-8. DOI: 10.12737/5934. Russian.

15. Gerasimov IG, Yashin AA. Ionno-molekulyarnaya model' pamyati. Formirovanie in-formatsionnogo prostranstva pamyati posredstvom io-nov vodoroda. Vestnik novykh meditsinskikh tekhno-logiy. Elektronnoe izdanie [internet]. 2014 [cited 2014 Dec 20];1:[about 5 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2014-1/4752.pdf. DOI: 10.12737/7353.

16. Golubev AG. Iznanka metabolizma. Biokhi-miya. 1996;61(11):2018-39. Russian.

17. Dal'nova TS, Vasiliu-Svetlitskaya SG. Kro-vetvorenie. Kletki krovi. Metody klinicheskikh labora-tornykh issledovaniy. Mn.: Belorusskaya nau-ka; 2002. Russian.

18. Kobozev NI. Issledovanie v oblasti termodina-miki protsessov informatsii i myshleniya. Mosacow: Izd-vo Mosk. un-ta; 1971. Russian.

19. Kol'tover VK. Istoricheskie predposylki i evo-lyutsiya svobodnoradikal'noy teorii stareniya. Probl. stareniya i dolgoletiya. 2000;9(1):78-89. Rus-sian.

20. Kondrashova MN, Maevskiy EI. Vzaimodey-stvie gormonal'nykh i mitokhondrial'nykh regulya-tsiy. Regulyatsiya energeticheskogo obmena i fiziolo-gicheskoe sostoyanie organizma. Moscow: Nauka; 1978. Russian.

21. Korkushko OV, Ivanov LA. Gipoksiya i sta-renie. K.: Zdorov'e; 1980. Russian.

22. Korkushko OV, Sarkisov KG, Lishnev-skaya VYu. Rol' vozrastnykh izmeneniy serdechno-sosudistoy sistemy v razvitii gipoksii. Probl. stareniya i dolgoletiya.

2002;11(1):87-106. Russian.

23. Luriya AR. Osnovy neyropsikhologii. Mos-cow: Akademiya; 2003. Russian.

24. Psikhofiziologiya / Pod red. Yu.A. Aleksan-drova. SPb.: Piter; 2007. Russian.

25. Fiziologiya adaptatsionnykh protsessov / Pod red. O.G. Gazenko, F. Z. Meersona. Moscow: Nau-ka; 1986. Russian.

26. Filimonov VI. Rukovodstvo po obshchey i kli-nicheskoy fiziologii. Moscow: Med. inform. Agenstvo; 2002. Russian.

27. Frol'kis VV. Starenie i biologicheskie vozmozh-nosti organizma. Moscow: Nauka; 1975. Rus-sian.

28. Frol'kis VV, Muradyan KhK. Eksperimen-tal'nye puti prodleniya zhizni. L: Nauka; 1988. Rus-sian.

29. Khomskaya ED. Neyropsikhologiya. SPb.: Piter; 2005. Russian.

30. Shidlovskiy VA, Novosel'tsev VN. Mul'ti-parametricheskoe obespechenie gomeostaza i gomeo-kineza. Printsipy sistemnoy organizatsii funk-tsiy. Moscow: Nauka; 1973. Russian.

31. Brown J. Short-term memory. Brit. med. Bull. 1964;20(1):8-11.

32. Brown J. Some tests of the decay theory om immunomediate memory. Quarterly J. Experim. Phi-siol. 1958;8:12-21.

33. Conrad R. Serial orders intrusions in immediate memory. Brit. J. Psychol. 1960;15:45-6.

34. Conrad R. Very brief dealy of immediate recall. Quarterly J. Experim. Phisiol. 1958;12:45-7.

35. Daselaar SM, Fleck MS, Cabeza R. Triple dissociation in the medial temporal lobes: recollection, familiarity, and novelty. J. Neurophysiol. 2006;96(4):1902-11.

36. Gutteridge J MC, Mitchell J. Redox imbalance in the critically ill. British Medical Bulletin. 1999;55(1):49-75.

37. Han J, Ngan KN, Li M, Zhang HJ. A memory learning framework for effective image retrieval. IEEE Trans. Image Process. 2005;14(4):511-24.

38. Morelli A, Lauro Grotto R, Arecchi FT. Neural coding for the retrieval of multiple memory patterns. Biosystems. 2006;86(1-3):100-9.

39. Mu X, Watta P, Hassoun MH. A weighted voting model of associative memory. IEEE Trans. Neural. Netw. 2007;18(3):756-77.

УДК: 159.9.075 DOI: 10.12737/13323

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ, СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

(краткий обзор литературы)

О.Ю. КАЛИНИЧЕНКО

«Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», ул. Степана Разина 26, г. Калуга, Россия, 248023

Аннотация. В предлагаемой статье рассматривается возможность эффективности применения диагностических методик, направленных на выявление склонности к зависимости, анализируется возможность использования современных компьютерных технологий в диагностике и профилактике аддикций, формирования здоровьесбере-гающих моделей поведения. В тексте предлагаемого материала представлен обзор современных тестов, компью-

терных программ и компьютерных технологии, позволяющих не только адекватно оценить вероятность риска возникновения аддиктивного поведения, но и предложить варианты коррекционных мероприятии с учетом особенностей личности, социальных биологических факторов, влияющих на формирование зависимого поведения. Каждая из анализируемых тестовых методик имеет в своей основе большую теоретическую и эмпирическую базу, проверены на валидностьи надежность, а предлагаемые компьютерные технологии и системы обработки полученной информации снабжены подробными инструкциями. Авторами предпринята попытка классифицировать имеющиеся на сегодняшний день ряд методик и технологий диагностики отклоняющихся форм поведения, выделить их специфику, определить возможности и ограничения. Описанные компьютерные методики и традиционные тесты могут быть использованы как самостоятельный инструмертарий диагностики различных видов зависимого поведении, так и быть включенными в систему показателей аддиквтиного поведения в целом.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, дезадаптивная личность, интерактивная психодиагностическая система

USING TESTS, MODERN COMPUTER TECHNOLOGIES AND INFORMATION PROCESSING IN SYSTEMS DIAGNOSTICS AND PREVENTION OF ADDICTIVE BEHAVIOR (SHORT REVIEW)

O. YU. KALINICHENKO

Kaluga State K.E. Tsiolkovsky University, Stepan Razin Str. 26, Kaluga, Russia, 248023

Abstract. This article discusses the possibility of the effectiveness of the application of diagnostic methodologies to identify the propensity to addiction, examines the possibility of using modern computer technologies in the diagnosis and prevention of addiction, the formation of health-promoting behaviours. The author presents a review of modern tests, computer programs and computer technology that allows not only to evaluate the likely risk of addictive behavior, but also to suggest corrective measures with regard to personal, social, biological factors influencing the formation of addictive behavior. Each of the analyzed test methods is based on a large theoretical and empirical base. Test methods were tested for validity and reliability, and offer computer technologies and systems of processing of the received information are detailed instructions. The author has made an attempt to classify a number of methods and technologies for diagnosis of deviant forms of behaviour, to highlight their specificity, to identify opportunities and constraints. Studied computer techniques and traditional tests can be used as an independent diagnostic tools of various types of addictive behavior, can be included in the scorecard addicting behavior in general.

Key words: addictive behavior, maladaptive personality, interactive psycho-diagnostic system.

Риск формирования зависимого поведения в настоящее момент предлагается рассматривать с ряда позиций: биологической, психологической, социальной, где каждый компонент влияет на формировании аддикции [10].

В то же время, большую проблему представляет собой тот факт, что формы проявления аддиктвино-го поведения непросты и разнообразны, а это, в свою очередь, определяет сложность диагностики зависимого поведения. Большая часть имеющегося арсенала методик диагностики аддиктивного поведения позволяет косвенно выявить характеристики и тип проявления зависимости.

В качестве диагностических систем по изучению феномена зависимости применяются следующие методики: методик «Аддиктивная склонность» (изучение риска зависимого поведения подростков), методика «Слово» (изучение вероятности развития различных форм зависимостей у детей), методика «Девиация» (изучение типа аддиктивного поведения, индивидуально-психолгических и физиологических особенностей учащихся) [28], методика определения склонности к тринадцати видам зависимостей [12], опросник выявления предрасположенности к аддик-тивному (зависимому) поведению [19], методика

первичной диагностики и выявления детей «группы риска» [22], анкета для раннего выявления родителями зависимого поведения у подростков [5]

Можно классифицировать методы диагностики аддиктивного поведения в зависимости от типа ад-дикта, на выявление которых они направлены: скрининг тест на выявление сексуальной аддикции П. Карнеса [2], тест на определение работоголизма Б. Киллинджера [17], тест на алкоголизм университета Мичиган [1], карта риска суицида [20], Интернет-зависимость [7,13,24,25], тест Флагестрема на определение степени никотиновой зависимости [27].

В рамках традиционной практики может быть применен тест «Склонность к зависимому поведению» (СЗП). В исходном варианте СЗП был представлен двумя шкалами - алкогольная и наркотическая зависимость, в задачу которых входила диагностика химической аддикции. В процессе работы появились такие шкалы как зависимость от компьютерных игр, музыкальный и спортивный фанатизм. В целом тест представлен 116-ю утверждениями с пятью вариантами ответов [15].

Отечественными авторами разработан интегра-тивный тест на выявление приверженности аддик-ции и аддиктивному поведению. Одним из ключе-

вых понятий в концепции данной методики является «личностное пристрастие», которое влечет за собой ослабление «личностной устойчивости» и, как следствие, аддиктивное поведение. Разработчики указывают на то, что данная диагностическая методика «направлена на выявление ослабления личностной устойчивости в отношении признаков аддикции». Методика представлена 32-мя утверждениями, которые оцениваются респондентов, исходя из собственной модели поведения, и определяются через «личностное пристрастие» [21].

Автор методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) предлагает диагностировать ад-диктивное поведение во взаимосвязи с такими формами делинквентности как агрессивное поведение, саморазрущающее и самоповреждающее поведен-рие, делинквентное поведение. Его методика СОП дает возможность определения готовности к реализации указанных выше форм отклоняющегося поведения. Опросник включает в себя семь шкал и представлен, мужским и женским вариантами [16].

Помимо традиционных методик с учетом развития и возможностей технологий появляется ряд компьютерных систем в области диагностики аддик-тивного поведения. Предложена компьютерная программа, которая дает возможность проводить скри-нинговое изучение лиц в возрасте от 14 лет до 27 лет на предмет раннего выявления у них зависимого поведения. По мнению авторов в основу их разработки легли психо-социальные и психо-физиологические подходы [11].

Так же в выявлении аддиктивного поведения могут использоваться компьютерные и бланковые методики психологической диагностики. Это могут быть как узко-ориентированные (направленные на диагностику только нужных компонентов личности), так и многофакторные тесты . На сегодняшний день успешно используются в качестве электронных психологических инструментариев диагностики зависимостей такие тесты как ММР1 -II, СР1, БР0> Айзенка, САН, УСК, МЦВ Люшера, А.Басса-А.Дарки, которые можно найти в комплекте психологической диагностики зависимого поведения [26].

Используя возможности современных компьютерных технологий можно пройти тестирование, направленное на определение зависимого поведения даже в режиме реального времени - онлайн тест зависимое поведение подростка (тест для подростков). Данную методику можно отнести к экспресс-диагностики аддикций. Тест состоит всего из 5 вопросов с двумя вариантами ответов, результаты будут предоставлены сразу же [18].

Следует отметить, что риск обращения к аддик-там может быть рассмотрен в целостной системе личностно-характерологических и социальных факторов. При этом в понятие личность следует включить волевую регуляцию поведения, нравственность,

мировоззренческие установки, социальные интересы

- как основу системы выбора поведения индивида. Нравственные ценности, в данном случае, будут являться «якорями», которые не дают возможность прибегнуть к психоактивным веществам, даже при наличии тех или иных личностных отклонений и нежелательных социальных условий. Исследования показали, что многие люди, даже если они испытывают на себе действие многих факторам риска, не прибегают к употреблению наркотиков или алкоголя. Это объясняется рядом факторов: привязанность к общественным нормам, к принятию семейных устоев, исключающих употребление алкоголя и наркотиков; обязательствами и ответственностью перед своими близкими; внутренним контролем, целеустремленностью.

Используемый на практике диагностический инструментарий дает возможность определить разрозненные дезадаптивные характерологические черты и не дает возможность выявить механизмы взаимного влияния других составляющих личности. Данные методики определяют риск формирования зависимости без такого значимого фактора, как социальный, что соответственно, существенно снижает качество диагностики.

Все это вызвало необходимость создания новых подходов к диагностике риска аддиктивного поведения. Интерактивная психодиагностическая система, В.Л. Малыгиным и И.В. Ежовым, может быть использована для диагностики индивидуально-характерологических особенностей личности подростка, которые могут стать причиной употребления алкоголя и наркотиков. Анализируемая система включает в себя 54 вопроса и имеет два возможных варианта ответа. В результате тестирования может получиться один из одиннадцати вариантов идиви-дуально-типологических портретов, среди которых -четыре будут относится к дезадаптивным типам, с высоким риском формирования потребности в психоактивных веществах. Данная психодиагностическая система представляет собой диалог персонажей, включающих испытуемого в сюжет, разворачивающийся на экране, что, с одной стороны, существенно снижает уровень психологической защиты, а с дугой

- повышает качество диагностики [4].

Время, отводимое на тестирование, составляет не более 20 минут, что дает возможность специалисту за короткий временной интервал обследовать большое число испытуемых. Для тестируемых подростков результаты представлены в виде опосредованного портрета, который походит по своему поведению на одного из анимационных героев. Для специалиста - это расширенная характеристика и схема дезадаптивного процесса. Полученные в ходе исследования данные автоматически заносятся в базу, рассчитывается процент адаптивных и неадаптивных личностей в общем массиве данных [14, с. 4].

По мнению авторов: «теоретической основой для создания системы диагностики явились выявленные в процессе исследования ведущие факторы риска формирования аддиктивного поведения - фрустрированность и гедонистическая направленность личности. Структурно-динамический подход по выявлению факторов риска аддиктивного поведения, разработанный нами, основан на теории деятельности. В предлагаемой психодиагностической системе структура личности представлена как целостная структура с взаимовлияющим сочетанием базовых факторов личности. В соответствии с теорией деятельности удовлетворение потребностей осуществляется с помощью системных психических механизмов - мотивации, целеполагания, действий и операций, обеспечивающих динамическое взаимодействие организма и личности с окружающей средой» [14, с. 39].

Авторами предложены следующие личностные факторы, влияющие на формирование зависимого поведения [4]: фактор 1 (FT): удовлетворенность (неудовлетворенность) базовых социально-биологических потребностей, фактор 2 (F2): социально-духовная (индивидно-гедонистическая) направленность и самореализация личности, фактор

3 (F3): способность (неспособность) к интеллектуально-аналитической регуляции поведения, фактор

4 (F4): возможность (невозможность) нравственно-чувственной регуляции поведения, фактор 5 (F5): наличие (отсутствие) эмоционально-волевой регуляции поведения, фактор 6 (F6): социальная желательность (асоциальность).

Составители анализируемой методики указывают на то, что мыслительные, эмоциональные и моральные качества личности можно рассматривать как внутренние механизмы регуляции деятельности и средства для удовлетворения своих биологических, личностных и социальных потребностей через приемлемые цели [4].

В процессе исследования авторами было установлено, что главный фактор обращения к психоактивным веществам - фрустрированность базовых социально-биологических потребностей, которая является следствием слабой выраженности таких личностных свойств как индивидно-гедонистическая направленность личности, слабая интеллектуальная регуляция поведения (безрассудность, рискованность), слабая морально-нравственная регуляция поведения, и волевая регуляция поведения.

Ослабление интеллектуальных, эмоциональных, волевых и нравственных регуляторов поведения, в данном случае рассматриваются как «слабые звенья», облегчающие развитие аддикций, а психоактивные вещества выступают средством псевдоудовлетворения фрустрированных биологических и социальных потребностей. Помимо описательной составляющей в методике представлены наглядные личностные структуры адаптивного и дезадаптивного типа [4].

Полученные в результате диагностики данные могут быть включены в программу профилактики аддикции и формирования здорового образа жизни, которая направлена на изучение особенностей собственной личности, формирования и развития «Я-концепции», обучение стрессоустойчивости и навыков противостояния давлению среды, устранению форм поведения, способствующих здоровому образу жизни. Программа рассчитана на 30 учебных часов и состоит из 9 блоков занятий: формирование мотивации; постановка проблемы; образ «Я» в структуре «Я-концепции»; «Я» и «социум»; поиск решения проблемы; развитие «Я-концепции», личностный контроль над ситуацией, информация о наркотиках и психоактивных веществах, подведение итого и определение целей на будущее. На основе анализируемой методики может быть составлена индивидуальная коррекционная программа [8].

В ходе исследований и сравнении эффективности методик, которые могут являться инструментарием для диагностики аддиктивного поведения (методика идентификации социально-психологических факторов риска склонности к аддиктивному поведению В.Л. Малыгина, И.В. Ежова, методика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла, личностная шкала проявления тревожности Дж. Тейлора, методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда, стандартизованный многофакторный метод исследования личности) установлено, что они ориентированы на определение отдельных компонентов, приводящих с формированию зависимости, за исключением методики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орла и методики идентификации социально-психологических факторов риска склонности к аддиктивному поведению В.Л. Малыгина, И.В. Ежова. Методика Малыгина В.Л., Ежова И.В. отличается наличием комплексной системы диагностики личностных и социальных механизмов формирования зависимого поведения, что дает возможность применять данный тест как надежный психодиагностический инструментарий [9, с. 22].

Помимо диагностики, компьютерные технологии могут быть использованы в процессе формирования здоровьесберегающих технологий. Такого рода информационная компьютерная технология может быть использована психологом по профилактике употребления психоактивных веществ среди школьников. Так информационно-профилактическая программа «Сталкер» разработана центром «Аматея» и предназначена для работы с детьми и подростками. Целями программы являются предотвращение приобщения к разного рода аддиктам, формирование устойчивой жизненной позиции. Программа предусматривает групповую форму работы для детей среднего возраста (10-14 лет) и старшего возраста (1418 лет). Занятия разбиты на 10 тем, основными из которых являются: «Стрессы», «Зависимые состоя-

ния», «Вовлечение в потребление наркотиков», «Алкоголь», «Курение», «Отказ от наркотиков», «Психологический комфорт». Такого рода компьютерная программа может стать основой сопровождения и развития подростков и лечь в основу здоровьесбере-гающей компетентности учащихся [23].

Литература

1. Алкогольная зависимость: MAST как метод психологической диагностики http://vuz-ekonomika.com/book/12-yekonomicheskaya-psixologiya-nauchnoe-posobie-karnysheva-ad/68-alkogolnaya-zavisimost-mast-kak-metod-psixologicheskoj-diagnostiki.html

2. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквент-ного поведения у трудных подростков. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. 316 с.

3. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб: Речь, 2005. 436 с.

4. Ежов И.В., Туревский И.М., Малыгин В.Л. Диагностика и коррекция факторов риска аддиктив-ного поведения (новые перспективы физической культуры) // Вестник спортивной науки. 2003. №2. С. 44-51.

5. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2003. 288 с.

6. Иванцов О.В., Машилов К.В. Разработка новых форм ранней диагностики и профилактики различных видов зависимостей у детей и подростков группы риска // Системная психология и социология, 2014. № 3. С. 41-49.

7. Интренет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики. М.: МГМСУ, 2011. 32 с.

8. Калиниченко О.Ю. К вопросу психокоррекци, психопрофилакти, и психотерапии и психотерапии аддиктивного поведения // Аддиктивное поведение обучающихся: профилактика, реабилитация и ресо-циализация в условиях образовательной среды Материалы Всероссийской конференции, Москва: Изд-во НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. С. 68-82.

9. Калиниченко О.Ю. Формирование аддик-тивного поведения в подростковом и юношеском возрасте (системный анализ факторов риска): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Тула, 2007. 24 с.

10. Калиниченко О.Ю. Формирование аддик-тивного поведения: системный анализ факторов риск: монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2014. 98 с.

11. Корзунин В.А., Юсупов В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения: Риск развития, методы раннего выявления. СПб: Речь, 2007. 128 с.

12. Лозовая Г.М. Методика определения склонности к тринадцати видам зависимостей. URL: http://psycabi.net/testy/485-test-na-zavisimost-addiktsiyu-metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-13-vidam-zavisimostej-lozovaya-g-v

13. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: ав-тореф.....канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 23 с.

14. Малыгин В.Л., Ежов И.В. Интерактивная психодиагностическая система. Тула, 2003. 112 с.

15. Менделевич В.Д., Щевлягина М.Б., Гагарина Е.А. Многоосевая психодиагностика склонности к зависимому поведению // Психологическое здоровье. 2007. №8. С. 72-78.

16. Орел А.Н. Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению: руководство. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1999. 32 с.

17. Практикум по психодиагностике девиантно-го поведения у трудных подростков URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&sourc e=web&cd=2&ved=0CCIQFjAB&url=http%3A%2F%2Fw ww.fadm.gov.ru%2Fupload%2Ftzs%2Fdeviant.doc&ei= ufdZVd3AAs

18. Психоаналитик - матвеев. URL: РФ/test-detyam/ lichnost-podrostka

19. Родкевич С.А. Обзор методов психологической диагностики зависимого поведения URL: http://schlitv-schel.edumsko.ru/documents/other_ documents/obzor_metodov_psihologicheskoj_diagnosti ki_zavisimogo_povedeniya/

20. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. 100 с.

21. Телепов М.Н., Телепова Н.Н. Интегративный тест на выявление приверженности аддикции и ад-диктивному поведению: методические рекомендации. Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. 29 с.

22. Тимошенко Е.Д. Аддиктивное поведение в подростковом возрасте. URL: http://www.smolensk.ru/ user/sgma/MMORPH/N-12-html/timoshenkova.htm

23. Токарева А.А. Использование компьютерных технологий в процессе формирования здоровь-есберегающей компетенции учащихся // Аддиктив-ное поведение обучающихся: профилактика, реабилитация и ресоциализация в условиях образовательной среды. Материалы Всероссийской конференции, Москва: Изд-во НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013. С. 152-154.

24. Щевлягина М.Б. Методика диагностики компьютерной зависимости // Материалы сборника тезисов Всероссийской научной конференции: Современная психодиагностика в изменяющейся России, 2008.

25. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, лечение и профилактика: монография. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.

References

1. Alkogol'naya zavisimost': MAST kak metod psikhologicheskoy diagnostiki http://vuz-ekonomika.com/book/12-yekonomicheskaya-psixologiya-nauchnoe-posobie-karnysheva-ad/68-alkogolnaya-zavisimost-mast-kak-metod-psixologicheskoj-diagnostiki.html. Russia.

2. Dmitriev MG, Belov VG, Parfenov YuA. Psik-hologo-pedagogicheskaya diagnostika delinkvent-nogo povedeniya u trudnykh podrostkov. SPb.: ZAO «PONI»; 2010. Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Egorov AYu, Igumnov SA. Rasstroystva pove-deniya u podrostkov: kliniko-psikhologicheskie as-pekty. SPb: Rech'; 2005. Russia.

4. Ezhov IV, Turevskiy IM, Malygin VL. Di-agnostika i korrektsiya faktorov riska addiktivnogo po-vedeniya (novye perspektivy fizicheskoy kul'tury). Vestnik sportivnoy nauki. 2003;2:44-51. Russia.

5. Zmanovskaya EV. Deviantologiya (Psikholo-giya otklonyayushchegosya povedeniya). Moscow: Akademiya; 2003. Russia.

6. Ivantsov OV, Mashilov KV. Razrabotka no-vykh form ranney diagnostiki i profilaktiki razlichnykh vidov zavisimostey u detey i podrostkov gruppy riska. Sistem-naya psikhologiya i sotsiologiya. 2014;3:41-9. Russia.

7. Intrenet-zavisimoe povedenie. Kriterii i metody diagnostiki. Moscow: MGMSU; 2011. Russia.

8. Kalinichenko OYu. K voprosu psikhokorrek-tsi, psikhoprofilakti, i psikhoterapii i psikhoterapii addik-tivnogo povedeniya. Addiktivnoe povedenie obu-chayushchikhsya: profilaktika, reabilitatsiya i resotsiali-zatsiya v usloviyakh obrazovatel'noy sredy Materialy Vserossiyskoy konferentsii. Moscow: Izd-vo NII RL MGTU im. N.E. Baumana; 2013. Russia.

9. Kalinichenko OYu. Formirovanie addiktivnogo povedeniya v podrostkovom i yunosheskom vozraste (sistemnyy analiz faktorov riska) [dissertation]. Tula (Tula region); 2007. Russia.

10. Kalinichenko OYu. Formirovanie addiktivnogo povedeniya: sistemnyy analiz faktorov risk: monogra-fiya. Kaluga: KGU im. K.E. Tsiolkovskogo; 2014. Russia.

11. Korzunin VA, Yusupov VV. Psikhologi-cheskaya diagnostika zavisimogo povedeniya: Risk raz-vitiya, metody rannego vyyavleniya. SPb: Rech'; 2007. Russia.

12. Lozovaya GM. Metodika opredeleniya sklon-nosti k trinadtsati vidam zavisimostey. URL: http://psycabi.net/testy/485-test-na-zavisimost-addiktsiyu-metodika-diagnostiki-sklonnosti-k-13-vidam-zavisimostej-lozovaya-g-v Russia.

13. Loskutova VA. Internet-zavisimost' kak forma nekhimicheskikh addiktivnykh rasstroystv [dissertation]. Novosibirsk (Novosibirsk region); 2004. Russia.

14. Malygin VL, Ezhov IV. Interaktivnaya psi-khodiagnosticheskaya sistema. Tula; 2003. Russia.

15. Mendelevich VD, Shchevlyagina MB, Gagari-na EA. Mnogoosevaya psikhodiagnostika sklonnosti k za-visimomu povedenii. Psikhologicheskoe zdorov'e. 2007;8:72-8. Russia.

16. Orel AN. Metodika diagnostiki sklonno-sti k otklonyayushchemusya povedeniyu: rukovodstvo. Yaroslavl': NPTs «Psikhodiagnostika»; 1999. Russia.

17. Praktikum po psikhodiagnostike deviantnogo povedeniya u trudnykh podrostkov URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&sourc e=web&cd=2&ved=0CCIQFjAB&url=http%3A%2F%2Fw ww.fadm.gov.ru%2Fupload%2Ftzs%2Fdeviant.doc&ei= ufdZVd3AAs Russia.

18. Psikhoanalitik - matveev. URL: RF/test-detyam/ lichnost-podrostka. Russia.

19. Rodkevich SA. Obzor metodov psikhologiche-skoy diagnostiki zavisimogo povedeniya URL: http://schlitv-schel.edumsko.ru/documents/other_ doc-uments/obzor_metodov_psihologicheskoj_diagnostiki_z avisimogo_povedeniya/ Russia.

20. Suitsidal'noe povedenie podrostkov: diag-nostika, profilaktika, korrektsiya. Barnaul; 2014. Russia.

21. Telepov MN, Telepova NN. Integrativnyy test na vyyavlenie priverzhennosti addiktsii i addiktivnomu povedeniyu: metodicheskie rekomendatsii. Samara: SF GBOU VPO MGPU; 2014. Russia.

22. Timoshenko ED. Addiktivnoe povedenie v po-drostkovom vozraste. URL: http://www.smolensk.ru/ us-er/sgma/MMORPH/N-12-html/timoshenkova.htm Russia.

23. Tokareva AA. Ispol'zovanie komp'yuter-nykh tekhnologiy v protsesse formirovaniya zdorov'esbere-gayushchey kompetentsii uchashchikhsya. Addiktivnoe povedenie obuchayushchikhsya: profilaktika, reabilitat-siya i resotsializatsiya v usloviyakh obrazovatel'noy sre-dy. Materialy Vserossiyskoy konferentsi. Moscow: Izd-vo NII RL MGTU im. N.E. Baumana; 2013. Russia.

24. Shchevlyagina MB. Metodika diagnostiki kom-p'yuternoy zavisimosti. Materialy sbornika tezi-sov Vseros-siyskoy nauchnoy konferentsii: Sovre-mennaya psikho-diagnostika v izmenyayushcheysya Rossii; 2008. Russia.

25. Yur'eva LN, Bol'bot TYu. Komp'yuternaya za-visimost': formirovanie, diagnostika, lechenie i profilaktika: monografiya. Dnepropetrovsk: Porogi; 2006. Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.