Научная статья на тему 'Психологический театр как средство сохранения здоровья педагога'

Психологический театр как средство сохранения здоровья педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ / ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ / PSYCHOLOGICAL HEALTH OF THE TEACHER / AXIOLOGICAL / INSTRUMENTAL / NEED-MOTIVATIONAL / SOCIAL AND CULTURAL COMPONENTS / TASKS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEACHERS / LENGTH OF PEDAGOGICAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карих Виктория Вячеславовна, Зайцева Ольга Юрьевна

В статье затрагивается тема содержательной характеристики особенностей психологического здоровья педагогов организаций дошкольного образования. Приведен анализ взглядов современных исследователей на проблему взаимосвязи здоровья с профессиональной деятельностью респондента. Авторами апробирована комплексная процедура диагностики психологического здоровья по ряду компонентов аксиологического, инструментального, потребностно-мотивационного, социально-культурного. Критериями диагностики психологического здоровья педагогов стали степень адекватности в отношении к своему здоровью, уровень эмоциональной устойчивости, уровень рефлексивных умений, уровень тревожности, потребность в саморазвитии и способность адаптироваться к изменяющимся условиям. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что более трети педагогов характеризуются неадекватностью принятия себя и окружающих, неспособностью к гармоничному взаимодействию с окружающими или глубинной зависимостью от фактора внешнего воздействия, остановившимся развитием, отсутствием стремления к освоению нового, не возможностью объективно оценивать свои действия с позиции «стороннего наблюдателя», крайне редким анализом своего поведения. Наличие данного уровня психологического здоровья характерно для педагогов работающих свыше 24 лет. В качестве формирующего взаимодействия для гармонизации психологического здоровья педагогов авторы рассматривают такую форму, как психологический театр. Предложенный подход будет интересен специалистам в области психолого-педагогической поддержки педагогов в системе организаций, осуществляющих образовательную деятельность в системе дошкольного образования. Ключевыми принципами подобной работы с педагогическим коллективом выступили принцип недирективности формирования психологического здоровья; принцип опоры на внутренние ресурсы и самостоятельность педагогов; принцип жизненного оптимизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карих Виктория Вячеславовна, Зайцева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL THEATER AS A MEANS OF PRESERVING THE HEALTH OF A TEACHER

The article deals with the topic of the content characteristics of the features of psychological health of teachers of preschool education. The analysis of the views of modern researchers on the problem of the relationship of health with the professional activities of teachers. The authors tested a complex procedure of psychological health diagnostics on a number of components axiological, instrumental, need-motivational, social and cultural. The criteria for the diagnosis of psychological health of teachers were the degree of adequacy in relation to their health, the level of emotional stability, the level of reflexive skills, the level of anxiety, the need for self-development and the ability to adapt to changing conditions. As a result of the study, the authors come to the conclusion that more than a third of teachers are characterized by inadequate acceptance of themselves and others, inability to harmonious interaction with others or deep dependence on the factor of external influence, stopped development, lack of desire to learn new things, and inability to objectively assess their actions from the position of "an outside observer", extremely rare analysis of their behavior. The presence of this level of psychological health is typical for teachers working over 24 years. As a formative interaction for the harmonization of psychological health of teachers, the authors consider such a form as psychological theater. The proposed approach will be of interest to specialists in the field of psychological and pedagogical support of teachers in organizations engaged in educational activities in the system of preschool education. The key principles of such work with the teaching staff are the principle of non-directive formation of psychological health; the principle of reliance on internal resources and the independency of teachers; the principle of life optimism.

Текст научной работы на тему «Психологический театр как средство сохранения здоровья педагога»

психологические Карих Виктория Вячеславовна, Зайцева Ольга Юрьевна

науки ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ...

УДК 159.9:316.61

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГА

© 2018

Карих Виктория Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица К.Маркса, 1, e-mail: yasy_za@mail.ru)

Аннотация. В статье затрагивается тема содержательной характеристики особенностей психологического здоровья педагогов организаций дошкольного образования. Приведен анализ взглядов современных исследователей на проблему взаимосвязи здоровья с профессиональной деятельностью респондента. Авторами апробирована комплексная процедура диагностики психологического здоровья по ряду компонентов - аксиологического, инструментального, потребностно-мотивационного, социально-культурного. Критериями диагностики психологического здоровья педагогов стали степень адекватности в отношении к своему здоровью, уровень эмоциональной устойчивости, уровень рефлексивных умений, уровень тревожности, потребность в саморазвитии и способность адаптироваться к изменяющимся условиям. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что более трети педагогов характеризуются неадекватностью принятия себя и окружающих, неспособностью к гармоничному взаимодействию с окружающими или глубинной зависимостью от фактора внешнего воздействия, остановившимся развитием, отсутствием стремления к освоению нового, не возможностью объективно оценивать свои действия с позиции «стороннего наблюдателя», крайне редким анализом своего поведения. Наличие данного уровня психологического здоровья характерно для педагогов работающих свыше 24 лет. В качестве формирующего взаимодействия для гармонизации психологического здоровья педагогов авторы рассматривают такую форму, как психологический театр. Предложенный подход будет интересен специалистам в области психолого-педагогической поддержки педагогов в системе организаций, осуществляющих образовательную деятельность в системе дошкольного образования. Ключевыми принципами подобной работы с педагогическим коллективом выступили принцип недирективности формирования психологического здоровья; принцип опоры на внутренние ресурсы и самостоятельность педагогов; принцип жизненного оптимизма.

Ключевые слова: психологическое здоровье педагога, аксиологический, инструментальный, потребностно-мо-тивационный, социально-культурный компоненты, задачи психолого-педагогического сопровождения педагогов, педагогический стаж.

PSYCHOLOGICAL THEATER AS A MEANS OF PRESERVING THE HEALTH OF A TEACHER

© 2018

Karich Victoria Vyacheslavovna, PhD in psychology, assistant professor of the department of the psychology and pedagogy of preschool education Zaytseva Olga Yuryevna, PhD in psychology, head of the department of the psychology and pedagogy of preschool education Irkutsk State University (664003, Russia, Irkutsk, K. Marx St., 1, e-mail: yasy_za@mail.ru)

Abstract. The article deals with the topic of the content characteristics of the features of psychological health of teachers of preschool education. The analysis of the views of modern researchers on the problem of the relationship of health with the professional activities of teachers. The authors tested a complex procedure of psychological health diagnostics on a number of components - axiological, instrumental, need-motivational, social and cultural. The criteria for the diagnosis of psychological health of teachers were the degree of adequacy in relation to their health, the level of emotional stability, the level of reflexive skills, the level of anxiety, the need for self-development and the ability to adapt to changing conditions. As a result of the study, the authors come to the conclusion that more than a third of teachers are characterized by inadequate acceptance of themselves and others, inability to harmonious interaction with others or deep dependence on the factor of external influence, stopped development, lack of desire to learn new things, and inability to objectively assess their actions from the position of "an outside observer", extremely rare analysis of their behavior. The presence of this level of psychological health is typical for teachers working over 24 years. As a formative interaction for the harmonization of psychological health of teachers, the authors consider such a form as psychological theater. The proposed approach will be of interest to specialists in the field of psychological and pedagogical support of teachers in organizations engaged in educational activities in the system of preschool education. The key principles of such work with the teaching staff are the principle of non-directive formation of psychological health; the principle of reliance on internal resources and the independency of teachers; the principle of life optimism.

Keywords: psychological health of the teacher, axiological, instrumental, need-motivational, social and cultural components, tasks of psychological and pedagogical support of teachers, length of pedagogical work

Современные авторы все чаще эмпирически доказывают взаимосвязь профессиональной деятельности и показателей психологического здоровья респондентов, так например, в исследовании Э.И. Мещеряковой, А.В. Ларионовой представлен анализ факторов нарушения психологического здоровья у представителей экстремальных профессий. Авторы указывают на такие факторы, как несоответствие психических реакций в стрессовых ситуациях в профессиональной деятельности [1] Котова С.А. в рамках исследования психологического здоровья студентов педагогического вуза констатировала дисгармоничность эмоционально-волевой сферы[ 2].

Несмотря на то, что психологическое здоровье все

чаще становится предметом исследований (Б. С. Братусь, Н. Г. Гаранян, И. В. Дубровина, В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов), на сегодняшний день отмечается неразработанность проблемы «психологическое здоровье педагогов ДОУ» и его критериев, что представляет самостоятельный интерес и открывает новые возможности изучения и сохранения здоровья, частично реализованные в данном исследовании.

Низкий уровень психологической культуры здоровья делает педагога в стрессовых ситуациях и палачом, и Понятие «психическое» и «психологическое» здоровье неоднозначны. Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психиче-

Karich Victoria Vyacheslavovna, Zaytseva Olga Yuryevna psychological

PSYCHOLOGICAL THEATER AS A MEANS ... science

ских процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов.

В психологическом словаре «психологическое здоровье» рассматривается как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей среды регуляцию поведения и деятельность».

В.С.Мерлин рассматривает психологическое самочувствие (здоровье) как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и профессиональной деятельности.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Г.Олпорт, О.В. Хухлаева[3,4], Ю.В. Науменко[5] и др. в качестве критериев психологического здоровья выделяют стрес-соустойчивость; самопринятие и умение справляться со своими эмоциональными трудностями без ущерба для окружающих; способность управлять своим поведением в соответствии с социокультурными нормами, правилами, законами. Обобщая данные показатели, можно сказать, что в качестве объектов диагностики психологического здоровья выступает степень адекватности/неадекватности отношения педагога к своему здоровье, к себе как личности, профессионалу.

В рамках нашего исследования мы сформулировали следующие критерии: степень адекватности по отношению к собственному здоровью, уровень эмоциональной устойчивости, уровень тревожности педагогов, адаптивность к социуму, потребность в саморазвитии, наличие рефлексивных умений.

Мы предполагаем, что психологический компонент здоровья педагогов ДОУ является характеристикой личностного благополучия, включающей аксиологический, инструментальный, потребностно-мотивационный и социально-культурный компоненты. Психологическое сопровождение, будет являться значимым фактором сохранения и формирования психологического здоровья при следующих условиях, если: в основу проектирования сопровождения положена понимание психологического здоровья как одного из стержневых составляющих профессионального развития педагога, включающего совокупность компонентов; обусловленных механизмами осознанной саморегуляции педагога; осуществлена активная информационная и психологическая поддержка по вопросам ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; использован комплекс активных методов социально-психологического обучения в разнообразных формах работы с педагогическим коллективом.

Психологическое здоровье педагогов можно описать как систему, включающую аксиологический, инструментальный, потребностно-мотивационный и социокультурный компоненты. Основными методами диагностики стали «Индекс отношения к здоровью» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), Опросник EPQ (Методика Айзенка), Методика оценки рефлексивных умений педагогов, «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера - Ю.Л.Ханина», «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе», анкета «Барьеры педагогической деятельности».

Критериями диагностики психологического здоровья педагогов стали степень адекватности в отношении к своему здоровью, уровень эмоциональной устойчивости, уровень рефлексивных умений, уровень тревожности, потребность в саморазвитии и способность адапти-310

роваться к изменяющимся условиям.

Представим количественно-качественный анализ результатов исследования особенностей психологического здоровья - 60% педагогов имеют средний, или адаптивный уровень психологического здоровья. На данном уровне «здоровье» для педагогов является доминантной ценностью, наряду с ценностью «любовь». На когнитивном уровне (познавательная шкала) свойственны: средний уровень степени компетентности в области здоровья, знание факторов риска, понимание роли здоровья, готовность получать информацию о здоровье самостоятельно. На поведенческом уровне (практическая и по-ступочная шкалы) отмечается средний уровень степени изменения в мотивации и направленности практической педагогической деятельности, обусловленных отношением к собственному состоянию, которые проявляются в готовности и стремлении к реальной практической деятельности над собой; выше среднего уровня степень изменения в поступках личности, обусловленных отношением к здоровью, проявляющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.

У педагогов на данном уровне принятие самого себя и окружающих зависит от определенных условий (успешности/неуспешности в жизни и профессиональной деятельности, суждений окружающих и др.) и педагоги не всегда могут понять и описать свои эмоциональные состояния и состояния других людей; оценить и предвидеть последствия, как своего поведения, так и поведения окружающих; в определенных ситуациях способны дать себе и своим поступкам объективную оценку.

Для педагогов со средним уровнем психологического здоровья характерно отсутствие сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий; возникающие препятствия сдерживают активность; в целом педагоги адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью, в определенных ситуациях (напряженные ситуации педагогической деятельности, стрессовые ситуации) у педагогов проявляется эмоциа-ональная неустойчивость. В большей мере данный уровень присущ педагогов со стажем работы до 10 лет.

40% педагогов характеризуются низким уровнем психологического здоровья.

Для педагогов здоровье характеризуется средней доминантностью и уступает место ценностям «труд», «любовь».

Для низкого уровня, или ассимилятивно-аккомода-тивного, характерно чувство неудовлетворенности собой, своей работой, окружающими, а также неадекватное принятие самого себя и других людей. На данном уровне педагоги крайне редко анализирует свое поведение, не всегда способны дать себе и своим поступкам объективную оценку; затрудняется в предвидении действий окружающих; не могут объективно оценивать свои действия с позиции «стороннего наблюдателя». Этот уровень характеризуется остановившимся развитием, поскольку отсутствует стремление изучить себя; педагоги не стремятся к освоению нового; стараются придерживаться общепринятых традиций, чаще ориентируются на окружающих. У них в меньшей мере выражена творческая направленность и стремление к самостоятельности в деятельности; в большей мере при проявлении «активности», они стремятся к материальному вознаграждению. Наличие данного уровня психологического здоровья характерно для педагогов со стажем работы свыше 24 лет. Это свидетельствует о том, что увеличение стажа педагогической деятельности сопровождается профессиональным выгоранием.

Следует отметить, что возраст и стаж педагогической деятельности коррелируют с показателями психологического здоровья педагогов ДОУ: в ситуации первичной адаптации к профессии наиболее важным является возраст, так как по мнению Н.В. Клюевой более гибкими,

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

психологические науки

Карих Виктория Вячеславовна, Зайцева Ольга Юрьевна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ...

адаптивными к профессии оказываются люди в возрасте от 22- 27лет.

Представим взаимосвязь педагогического стажа и проявления критериев компонентов психологического здоровья на примере потребностно-мотивационного компонента психологического здоровья. Анализ подобной зависимости в рамках данного компонента показал, что по мере увеличения стажа работы потребность в саморазвитии снижается. Для педагогов со стажем работы более 25 лет характерно отсутствие сложившейся системы саморазвития. Это объясняется тем, что вследствие увеличения стажа работы снижается уровень профессиональной активности личности, возникают условия для стагнации профессионального развития. Многолетнее выполнение профессиональной деятельности не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием и непрерывным профессиональным развитием личности.

Одним из психолого-педагогических средств сопровождения работы по сохранению психологического здоровья педагогов ДОУ является психологический театр. Гура Т.Е. выделяет следующие специфические характеристики подобной формы работы, а именно « осуществляется постановка не проблемной ситуации одного героя по его теме, а участники получают тему (или выбирают ее самостоятельно). Именно согласно этой теме они должны создать психологическую сказку, т.е. осветить в ее содержании проблему» [6]

Цель создания психологического театра в образовательной организации это активизация условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний.

В ходе организации работы в психологическом театре решаются следующие задачи: снятие у педагогов состояние эмоционального дискомфорта; формирование у педагогов навыки конструктивного выражения негативных эмоций и чувств; создание условий для развития самосознания и самосовершенствования педагогов развитие способность к самопониманию в области своих чувств и отношений.

Работа с педагогами в психологическом театре строится по определенной программе, обеспечивающей сохранение психологического здоровья в соответствии с его четырехкомпонентной структурой и включающей следующие направления:

- аксиологическое (предполагает формирование умений принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки);

- инструментальное (предполагает формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков);

- потребностно-мотивационное (предполагает формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, потребности в самоизменении и личностном росте);

- развивающее направление (предполагает формирование чувства «умелости», «компетентности»).

Программа предусматривает проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 30-40 мин. в течение года. Структура занятия примерно выглядит так:

- Приветствие. Разминка, которая представлена упражнениями, позволяющими снять напряжение и настроиться на работу.

- Основное содержание занятия: упражнения, распределение ролей, этюды, пантонимические упражнения (зависит от содержания занятия);

- Подведение итогов, домашнее задание. Рефлексия, подведение достигнутых успехов.

В результате создания психологического театра для педагогов в ДОУ, мы предполагаем, увидеть следующие результаты: улучшается психологический климат в коллективе; снижается ситуативная и личностная тревож-

ность педагогов; формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний; повышается позитивное самопринятие, изменяется отношение к поддержанию и культуре психологического здоровья личности. Психологический театр, в данном случае, подтверждает мысль о том, что «здоров тот, кто чувствует себя здоровым». Культивирование данного позитивного ощущения является базисным для психологического здоровья педагогов.

По результатам работы психологического театра на базе организации дошкольного образования, подобная форма психологого-педагогического сопровождения педагогов подтвердила свое положительное влияние на динамические показатели психологического здоровья воспитывающих взрослых. Для 20% педагогов после проведенной работы характерно наличие высокого уровня, который характеризуется сформированностью субъективного отношения к здоровью, наличием умений понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто проявлять чувства без причинения вреда другим, осознавать причины и последствия, как своего поведения, так и поведения окружающих; позитивным самопринятием, а также принятием других людей, низким уровнем тревожности, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, и как следствие этого устойчивой адаптацией к любой среде.

70% педагогов характеризуются средним (адаптивным) уровнем психологического здоровья. Данный уровень характеризуется тем, что педагоги не всегда могут понять и описать свои эмоциональные состояния и состояния других людей; оценить и предвидеть последствия, как своего поведения, так и поведения окружающих; в определенных ситуациях способны дать себе и своим поступкам объективную оценку; принятие самого себя и окружающих зависит от определенных условий (успешности/неуспешности в жизни и профессиональной деятельности, суждений окружающих и др.); для педагогов характерно отсутствие сложившейся системы саморазвития и ориентация на развитие сильно зависит от условий; в целом педагоги адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью, в определенных ситуациях (напряженные ситуации педагогической деятельности, стрессовые ситуации) у педагогов проявляется эмоциональная неустойчивость. В большей мере данный уровень присущ педагогов со стажем работы до 10 лет.

Реализация развивающей работы позволила выделить спектр изменений в поведении педагогов снижение уровня тревожности, активизация процесса саморазвития, активизация рефлексивных умений, устранение эмоционального напряжения. Результаты математико-статистической обработки с использованием G- критерия знаков подтвердили возможность психологического сопровождения психологического здоровья педагогов. Сдвиги по математическим гипотезам оказались в типичную сторону. Это означает подтверждение гипотезы о том, что динамика развития уровней психологического здоровья с учетом реализации условий сопровождения, не случайна. Перспективные направления исследования в рамках обозначенной темы видятся в: исследовании индивидуально-дифференцированного подхода к сопровождению психологического здоровья педагогов с разным стажем работы; изучении влияния психологического здоровья педагогов на психологическое здоровье воспитанников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мещерякова, Э.И. Риски психологической безопасности здоровья представителей экстремальных профессий: в сб. Комплексные исследования человека: психология Материалы VII Сибирского психологического форума. 2017. - С.99-101.

2. Котова, С.А. Анализ психического и психологического здоровья студентов педагогического вуза//

Karich Victoria Vyacheslavovna, Zaytseva Olga Yuryevna PSYCHOLOGICAL THEATER AS A MEANS ...

psychological science

Психология образования в поликультурном простран-стве.2008. Т.2. №3-4. С.23-32

3. Хухлаева, О.В. Давайте учиться не «гореть» [Текст] / О.В. Хухлаева // Школьный психолог. - 2006. -№ 4. - С. 20-23.

4. Хухлаева, О.В. Формирование компонентов психологического здоровья [Текст] / О.В. Хухлаева // Школьный психолог. - 2007. - № 14. - С. 16-21.

5. Науменко, Ю.В. Коррекция психологического здоровья педагога как элемент программы повышения квалификации работников образования [Текст] / Ю.В. Науменко // Образование в современной школе. - 2003. - № 11.- С. 3-6.

6. Гура Т. Е. Психологический театр как средство сопровождения профессионального развития педагогов в системе последипломного образования // Концепт. -2015. - № 10 (октябрь). - ART 15365. - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15365.htm. - ISSN 2304-120X.

Статья поступила в редакцию 23.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

312

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.