Научная статья на тему 'Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения'

Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Аплеева Ирина Александровна

Статья посвящена проблемам развития личности ребенка в условиях психологически безопасной развивающей среды дошкольного учреждения. Раскрыто понятие психологически безопасной развивающей среды, характеризуются условия и принципы психологической безопасности ребенка дошкольного возраста. Проведенный анализ позволил определить условия успешной организации психологически безопасной развивающей среды в ДОУ, а именно: взаимодействие и координация усилий всех работников учебного заведения (администрации, педагогического, медицинского и психологического персонала), учеников, их родителей в сфере защиты и поддержки здоровья детей; трансформация психологического сознания воспитателя; теоретико-психологическая подготовка воспитателя по проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников. Практическое воплощение этих технологий выражается в том, что воспитатель отбирает то содержание обучения, максимально учитывает индивидуально-психологические особенности детей, обеспечивающих условия свободного и самостоятельного выбора деятельности, приобретение ребенком личностно значимых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Health saving psychologically safe developing environment of preschool educational institution

The article is devoted to problems of development of the child's personality in a psychologically safe environment developing preschool. Opened the concept of psychological safety of the developing environment, characterized by the terms and conditions of psychological safety of pre-school age children. The analysis allowed us to determine the conditions of the successful organization of a psychologically safe developing environment in preschool, namely: cooperation and coordination of efforts of all staff of the institution (administration, teaching, medical and psychological staff), students and their parents in the field of protection and support of children's health; transformation of psychological consciousness of the educator; theoretical and psychological preparation of the educator on the issue of preserving, strengthening and formation of preschool children's health. This area involves the use of psychological techniques and technologies aimed at the development of physical, psychological, social and spiritual health of the child. The practical implementation of these technologies is reflected in the fact that the teacher selects the content of education, as much as possible take into account the individual psychological characteristics of children, providing conditions for a free and independent choice of activities, the acquisition of the child personally significant knowledge).

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающая психологически безопасная развивающая среда дошкольного образовательного учреждения»

УДК 159.9

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Ирина Александровна Аплеева, магистрант, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Статья посвящена проблемам развития личности ребенка в условиях психологически безопасной развивающей среды дошкольного учреждения. Раскрыто понятие психологически безопасной развивающей среды, характеризуются условия и принципы психологической безопасности ребенка дошкольного возраста. Проведенный анализ позволил определить условия успешной организации психологически безопасной развивающей среды в ДОУ, а именно: взаимодействие и координация усилий всех работников учебного заведения (администрации, педагогического, медицинского и психологического персонала), учеников, их родителей в сфере защиты и поддержки здоровья детей; трансформация психологического сознания воспитателя; теоретико-психологическая подготовка воспитателя по проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья дошкольников. Практическое воплощение этих технологий выражается в том, что воспитатель отбирает то содержание обучения, максимально учитывает индивидуально-психологические особенности детей, обеспечивающих условия свободного и самостоятельного выбора деятельности, приобретение ребенком личностно значимых знаний.

Ключевые слова: психологическая безопасность, развивающая среда, дошкольный возраст, дошкольное образовательное учреждение, технологии развития.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p222-226

HEALTH SAVING PSYCHOLOGICALLY SAFE DEVELOPING ENVIRONMENT OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, dean, Irina Aleksandrovna Apleeva, the undergraduate, Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk

Annotation

The article is devoted to problems of development of the child's personality in a psychologically safe environment developing preschool. Opened the concept of psychological safety of the developing environment, characterized by the terms and conditions of psychological safety of pre-school age children. The analysis allowed us to determine the conditions of the successful organization of a psychologically safe developing environment in preschool, namely: cooperation and coordination of efforts of all staff of the institution (administration, teaching, medical and psychological staff), students and their parents in the field of protection and support of children's health; transformation of psychological consciousness of the educator; theoretical and psychological preparation of the educator on the issue of preserving, strengthening and formation of preschool children's health. This area involves the use of psychological techniques and technologies aimed at the development of physical, psychological, social and spiritual health of the child. The practical implementation of these technologies is reflected in the fact that the teacher selects the content of education, as much as possible take into account the individual psychological characteristics of children, providing conditions for a free and independent choice of activities, the acquisition of the child personally significant knowledge).

Keywords: psychological safety, developing environment, preschool age, preschool educational institution, the development of technology.

Мировое сообщество признает здоровье одной из величайших ценностей человека. Россия принадлежит к когорте государств, в образовательной политике которых проблема сохранения, укрепления и формирования здоровья детей и молодежи занимает видное

место и решается различными методами.

Вместе с тем, в современном образовании существует противоречие между разнообразной активной деятельностью в данном аспекте и полученными результатами проведённой работы. Проблема психологического здоровья растущей личности, с одной стороны, находится под особым вниманием учёных и практиков: увеличивается число научных исследований по технологии формирования, укрепления и сохранения здоровья, воплощаются различные проекты, программы, увеличивается сеть учебных учреждений содействия здоровьесбережению, проводятся конкурсы творческих работ педагогов по проблеме, изданы пособия, методические рекомендации соответствующего содержания. С другой стороны, результаты медико-психолого-педагогической практики показывают, что в России уровень здоровья детей и молодежи продолжает ухудшаться. В частности, большое количество детей дошкольных образовательных учреждений пребывает в состоянии хронической усталости, что является основой нервно-психического истощения.

Причинами указанной ситуации являются: недостаточный уровень компетентности воспитателей в вопросах здоровьесбережения воспитанников и, как следствие, отсутствие у многих из них приоритетной направленности на деятельность по сохранению здоровья, мотивации на здоровый образ жизни; разрушение, в ряде случаев, служб дошкольного врачебного контроля; игнорирование приоритетных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях; несоответствие технологий и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей, авторитарно-репродуктивной стиль обучения, ведущий к диктату педагога, формирование дошкольника пассивным потребителем информации и др. Кроме того, воспитатели ориентируются преимущественно на интеллектуальные достижения дошкольников, не уделяя внимания развитию коммуникативной, эмоциональной и других компетенций детей дошкольного возраста.

Неверно подобранные педагогические технологии или педагогические ошибки, негативно воздействующие на психику ребенка, проявляются в виде невротических нарушений. Это в свою очередь, вызывает у большинства дошкольников низкий уровень познавательной активности, высокий уровень тревожности, неустойчивость эмоциональной сферы, несформированность навыков общения. Проведенный анализ психологической литературы и наш педагогический опыт свидетельствуют, что положительные результаты в области здоровьесбережения ребенка дошкольного возраста существенно зависят от комплексного подхода к решению этой проблемы. Во-первых, идея приоритетности здоровья должна осознаваться всеми участниками учебно-воспитательного процесса (воспитателями, администрацией, врачами, педагогами-психологами, другими работниками ДОУ, родителями дошкольников). Во-вторых, здоровьеформирующими и здоровьесберегающими должны быть не только содержание образования, методы, формы, способы и приёмы их реализации, но и условия, в которых осуществляются воспитание и обучение дошкольников.

Таким образом, формирование безопасной развивающей среды в развитии личности ребёнка предусматривает интенсификацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Проблема применения здоровьесберегающих технологий в массовой педагогической практике ДОУ стала предметом научных исследований многих авторов (Т. Бойчен-ко, А. Богинич, А. Бондаренко, А. Ващенко, М. Гринева, В. Коваль, С. Кондратюк, Г. Кривошеева, В. Нестеренко, А. Омельченко и др.).

Проблемы формирования приоритетного отношения к собственному здоровью и психического здоровья у детей дошкольного возраста исследовали В. Ананьев, И. Бех, Л. Божович, Д. Эльконин, А. Запорожец, А. Кононко, В. Котырло, В. Кузьменко, А. Ма-ринушкина и др. Но теоретические и практические аспекты создания здоровьесберегаю-щей среды в ДОУ пока не получили достаточного анализа и обоснования.

Сегодня под психологически безопасной развивающей средой понимают благоприятную среду жизни и деятельности человека, а также окружающие ее общественные, материальные и духовные условия, которые положительно влияют на здоровье личности. Это утверждение базируется на осознании важности обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека как состояния среды жизнедеятельности, при котором отсутствует какой-либо вредное воздействие ее факторов на здоровье человека и есть возможности для обеспечения нормальных и восстановления нарушенных функций организма [1].

И. Баева под психологической безопасностью образовательной среды понимает здоровьесберегающее направление ее формирования. Автор указывает на свободное от психологического насилия, конструктивное межличностное общение. Именно оно формирует психологически здоровую личность [2].

Психологически безопасной развивающей средой дошкольного учебного заведения называют в общем понимании соблюдение санитарно-гигиенических норм, воздушного и светового режимов и других аспектов во всех сферах организации жизнедеятельности ребенка в учебном заведении.

Анализ работ по вопросам создания психологически безопасной развивающей среды показывает междисциплинарный характер этой работы, она воплощает идеи таких отраслей научных знаний, как физиология, педиатрия, психология, педагогика, гигиена, социология, экологии, экологии человека и т. д. В связи с этим сложились различные точки зрения на особенности психологически безопасной развивающей среды.

В трудах И. Золотухиной, например, определены эргономичные, антропометрические и психофизиологические особенности функционирования безопасной пространственной предметной среды дошкольного учебного заведения [4].

А. Кирпиченков рассматривает безопасную среду дошкольного учебного заведения как систему, включающую учебно-воспитательный процесс, социальный и предметный компоненты [5]. Каждый из них имеет свои содержание, функции и особенности реализации поставленных задач.

Социальным компонентом, по мнению автора, является педагогический персонал, воплощающий в практику физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии, медицинский персонал, который обеспечивает мониторинг физического развития детей и состояния их здоровья, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе реализации воспитательной работы и организации здорового питания; кроме того социум ребенка за пределами учебного заведения.

Предметный компонент включает в себя методическое обеспечение образовательного процесса, а также физкультурное оборудование учреждения образования для организации деятельности детей, которые соответствуют педагогическим, эстетическим и гигиеническим требованиям, а также анатомо-физиологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Психологически безопасную развивающую среду следует рассматривать как единую систему, которая имеет концептуальные основы реализации здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности в условиях учебного учреждения, методическое сопровождение данного вида деятельности и педагогический инструментарий.

К основополагающим компонентам здоровьесберегающей психологически безопасной среды можно отнести развивающий характер пространства детства, деятель-ностно-возрастной подход, обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности, соблюдение высоких эстетических и гигиенических показателей.

Реализуя эти компоненты здоровьесберегающей среды, педагогический коллектив образовательного учреждения обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности ребенка и минимизирует негативное влияние факторов окружающей среды.

Таким образом, под здоровьесберегающей психологически безопасной развивающей средой мы понимаем следующие характеристики: внедрение инновационных программ и технологий здоровьесберегающего направления, благоприятный психологический климат в ходе их реализации, санитарно-гигиеническое состояние предметно игрового пространства образовательного учреждения, рациональная организация жизнедеятельности детей с учётом возрастных и психофизиологических особенностей.

Анализ психологической литературы [1-9] позволил определить системообразующие условия успешной организации психологически безопасной среды в ДОУ - это взаимодействие и координация усилий всех участников образовательного процесса.

Организация психологически безопасной развивающей среды предполагает выполнение требований, регламентированных санитарными нормами и правилами безопасности жизнедеятельности. Необходима трансформация психологического сознания воспитателя. Должно произойти изменение отношения педагога к воспитаннику (он должен принимать ребенка таким, какой он есть, и на этой основе развивать его психологические потребности, склонности, способности, определить индивидуальный путь его развития); степень его влияния на детей и осуществление профессионально-педагогической деятельности с позиции формирования психологического здоровья личности ребенка дошкольного возраста [6].

Это предполагает формирование здоровьесберегающих компетенций (жизненных навыков) дошкольников. Необходима теоретико-психологическая подготовка воспитателя по проблеме формирования, сохранения и укрепления здоровья дошкольников [7].

Далее в ходе своей педагогической деятельности воспитатель отбирает содержание обучения, максимально учитывает индивидуально-психологические особенности воспитанников и условия свободного и самостоятельного выбора деятельности, приобретение ребенком личностно значимых знаний [8]. Это и образовательные технологии: игровая деятельность, физкультурно-двигательная активность, упражнения на снятие мышечного и психологического напряжения, арт-терапия и др. [9].

Таким образом, реализация принципа оздоровительной направленности среды дошкольного образовательного учреждения предусматривает создание психологически безопасной развивающей среды, то есть среды, в которой ребенку безопасно и комфортно находиться, что, в свою очередь, способствует его гармоничному развитию. Создание такой здоровьесберегающей психологически безопасной развивающей среды - это процесс, который требует четкого осознания всеми участниками образовательного процесса значимости всех компонентов и условий в ходе его реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья : учебное пособие / В.А. Ананьев ; Балтийская Педагогическая Академия. - СПб. : [б.и.], 1997. - 148 с.

2. Баева, И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде / И.А. Баева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2015. - № 6. - С. 135-141.

3. Грибанов, А.Д. Психология воспитания : пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / А.Д. Грибанов, В.К. Калиненко, Л.М. Кларина. - М. : Аспект Пресс, 1995. - 152 с.

4. Золотухина, И.П. К вопросу о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения / И.П. Золотухина // Совет ректоров. - 2013. - № 6. -С. 73-76.

5. Кирпиченков, А. А. Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении / А. А. Кирпиченков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 51-54.

6. Коломийченко, Л.В. Развитие идей социального воспитания дошкольников в отечественной педагогике / Л.В. Коломийченко // Педагогика. - 2014. - № 9. - С. 50-59.

7. Маралов, В.Г. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми / В.Г. Маралов, И.А. Бучилова, Е.Ю. Клинцова. - М. : Парадигма, 2005. - 288 с.

8. Морозова, Т.Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада / Т.Ю. Морозова, И.Ю. Лебеденко // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 5. - С. 4-5.

9. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе : коллективная монография / под ред. Л.В. Трубайчук ; Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. - Челябинск, 2014. -204 с.

REFERENCES

1. Ananiev, V.A. (1997), Introduction to Health Psychology: textbook, Baltic Pedagogical Academy, St. Petersburg.

2. Baeva, I.A. (2015), "Accompanying the psychological safety of students in the educational environment", Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 6, pp. 135-141.

3. Gribanov, A.D., Kalinenko, V.K. and Clarina, L.M. (1995), Psychology of education:. manual for trainers ofpreschool and primary school education, teachers, psychologists, Aspect Press, Moscow.

4. Zolotukhina, I.P. (2013), "On the issue of health-pedagogical modeling of the space educational institution", Council of Rectors, No. pp. 73-76.

5. Kirpichenkov, A.A. (2011), "Component composition of health-environment in preschool educational institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No.1, pp. 51-54.

6. Kolomiychenko, L.V. (2014), "Development of ideas of social education of preschool children in domestic pedagogics", Pedagogy, No. 9, pp. 50-59.

7. Maralov, V.G., Buchilova, I.A. and Klintsova, E.Yu. (2005), Psychological characteristics of the orientation of teachers on a personal model of interaction with children, Paradigma, Moscow.

8. Morozova, T.Yu. and Lebedenko, I.Yu. (2009), "About contemporary approaches to providing health-environment in the conditions of a kindergarten", Preschool Pedagogy, No. 5, pp. 4-5.

9. Ed. Trubaychuk, L.V. (2014), Psycho-pedagogical support of development ofpre-school age child in the educational process: the collective monograph, publishing house CHIPKRO, Chelyabinsk.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.06.2016

УДК 159.9

ИЗУЧЕНИЕ СИТУАТИВНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ

Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор,

Елена Викторовна Барышникова, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, Алена Юрьевна Сергиенко, психолог образования, Средняя школа №1 им. Димитрова, с. Федоровка, Федоровского р-на Костанайской обл.,

Республика Казахстан

Аннотация

В статье раскрыты возрастные особенности проявления ситуативной тревожности у пятиклассников и их причины; показаны результаты проведенного констатирующего исследования по трем методикам: Шкале тревожности (А.М. Прихожан), Диагностика уровня школьной тревожности (Р. Филлипс), Дом-Дерево-Человек (Дж. Бук); представлены некоторые рекомендации для педагогов, соблюдение которых позволит снизить неблагоприятный уровень ситуативной тревожности.

Ключевые слова: тревожность, ситуативная тревожность, школьная тревожность, возрастные особенности, младший подросток, пятиклассник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.