Научная статья на тему 'Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении'

Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PHYSICAL EXERCISES / CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE / COMPONENTS OF THE HEALTH-SAVING ENVIRONMENT / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирпиченков Алексей Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Component content of the health-saving environment in preschool educational institution

The article considers the questions connected with the organization of health-saving environment by means of physical exercises in preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «Компонентный состав здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

логии»),

4. Чилингарян, Л.И. Индивидуальные различия в поведении детей младшего школьного возраста в классах с разным профилем обучения / Л.И. Чилингарян, В.Г. Степанов Е.М. Климова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». - 2007. - № 4. - С. 56-65.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796:338.28; 796.078

КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Алексей Алексеевич Кирпиченков, аспирант,

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, компоненты здоровьесберегающей среды, дошкольное образовательное учреждение.

COMPONENT CONTENT OF THE HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Alexei Alexeevich Kirpichenkov, the post-graduate student,

The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Annotation

The article considers the questions connected with the organization of health-saving environment by means of physical exercises in preschool educational institution.

Keywords: physical exercises, children of the senior preschool age, components of the health-saving environment, preschool educational institution.

Эффективность процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста обусловлено, в основном, двумя группами факторов:

1) детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям;

2) в дошкольном возрастном периоде происходит:

• становление двигательных способностей;

• формирование базовых двигательных умений и навыков;

• создание фундамента двигательного опыта, необходимого в жизненной практике;

• формирование здорового образа жизни.

Если учитывать то обстоятельство, что двигательная деятельность ребенка является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер личности, то становится очевидной необходимость научной разработки вопросов совершенствования здоровьесберегающих технологий, в основе которых лежит физическое воспитание детей дошкольного возраста. Поэтому, полноценный воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) невозможен без создания здоровьесберегающей среды.

Создание в ДОУ здоровьесберегающей среды является одним из приоритетных направлений научных исследований, опирающихся на глубокие теоретические положения дошкольного физического воспитания и накопленный передовой педагогический опыт.

Важными сторонами в этих исследованиях являются:

1. владение современными методами контроля в обеспечении достаточных и допустимых нагрузок, как для группы детей, так и отдельного ребенка;

2. умение анализировать и обобщать полученные результаты;

3. определение эффективности разных методик, направленных не только на физическое развитее дошкольника, но и усвоение им двигательных действий;

4. установление влияния применяемых методик на общее развитие ребенка как личности.

Здоровъесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении представляет собой систему, состоящую из воспитательно-образовательного процесса, социального и предметного компонентов, через которые педагогический коллектив обеспечивает всестороннее развитие ребенка, педагогические здоровьесберегающие технологии (рис. 1).

Руководитель (заведующий) ДОУ

і-------1

Старший

воспитатель

(методист)

тт

- Медицинский -

работник

Инструктор по физическому воспитанию

Музыкальный работник

тт

Психолог

Рис. 1. Компоненты здоровъесберегающей среды в ДОУ

К социальному компоненту здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении относятся:

- педагогический персонал, осуществляющий в практической деятельности здоровьесберегающие технологии, в том числе физкультурно-оздоровительную работу,

- медицинский персонал, призванный обеспечивать контроль в состоянии здоровья дошкольников;

- семья, соседи, родственники и пр.

Кроме того, социальный компонент имеет огромные воспитательные возможности воздействия на ребенка, что заложено в социальных функциях осваиваемой двигательной деятельности, которые в первую очередь реализуются ребенком в общении с окружением, так как каждый старший дошкольник живет в определенном социуме. С одной стороны это делает двигательные действия ребенка коммуникативными и интерактивными, с другой - общение в двигательных действиях выступает как социальное содержание действий и раскрывает ребенку значимость выполняемых физических упражнений.

И, наконец, третья сторона в общении происходит с помощью физических упражнений при взаимодействии в коллективных действиях игры. Например, «передачи мяча», «танец в паре» - совместные социальные действия от слаженности в которых зависит конечный результат.

Предметный компонент представлен:

- физкультурно-оздоровительной базой;

- играми, игрушками, физкультурно-спортивным оборудованием, инвентарем, тренажерами и пр.;

- пособиями, методическими рекомендациями для организованной и самостоятельной деятельности детей в соответствии с санитарно-гигиеническими и эрго-

номическими требованиями, а также с психофизическими особенностями развития ребенка.

Здоровъесберегающая среда является неотъемлемым условием любой воспитательно-образовательной программы дошкольного учреждения.

Схема координации воспитательно-образовательного процесса, в том числе и организация здоровъесберегающей среды, в детском образовательном учреждении представлена на рис. 2.

Руководитель (заведующий) ДОУ

і------------1

Старший

воспитатель

(методист)

тт

- Медицинский -

работник

Инструктор по физическому воспитанию

Музыкальный работник

тт

Психолог

Рис. 2. Схема координации воспитательно-образовательного процесса

Специалист физического воспитания ДОУ выступает в роли организатора всей методической и консультативной работы физкультурного процесса. Он обязан обладать глубокими педагогическими знаниями процесса обучения и воспитания в детском саду, знать анатомо-физиологические и психологические особенности дошкольников, иметь знания по биомеханике движений ребенка, теории и методике физического воспитания детей, владеть в совершенстве техникой выполнения движений, используемых в работе с детьми.

Главным направлением деятельности специалиста по физической культуре является формирование и развитие системы физического воспитания в обеспечении единства содержания, методов обучения, развития и воспитания, повышение методического уровня работы всего педагогического персонала, объединение усилий педагогов и медиков в решении воспитательных, оздоровительных и образовательных задач.

Медицинский работник проводит консультативную работу с инструктором по физкультуре, воспитателями, музыкальными руководителями - по обследованию физического развития детей-дошкольников, по профилактике заболеваний, общеукрепляющим и закаливающим процедурам, а также контроль в состоянии здоровья дошкольников.

Музыкальный руководитель обеспечивает музыкальное сопровождение при проведении всех физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми, а также составляет совместно с воспитателем и инструктором по физическому воспитанию интегрированный план занятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в процессе физического воспитания как неотъемлемой составляющей всестороннего развития личности детей старшего дошкольного возраста необходимо создать условия, в которых физические и духовные возможности ребенка раскрываются во всей полноте. Особое внимание необходимо уделять возможностям ощущения детьми радости от активного участия в различных формах занятий физической культурой.

Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении, происходит только при постоянном и последовательном применении физических упражнений, регламентируемых соответствующей направленностью и под

контролем педагогического коллектива. Только тогда можно добиться, чтобы дети были здоровыми, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровня физического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

2. Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам : программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. - М. : Владос, 2004. - 143 с.

3. Колидзей, Э.А. Двигательная деятельность ребенка в пространстве его отношений с действительностью / Э.А. Колидзей ; Балашовский гос. пед. университет. -Балашов : Изд-во БГПИ, 2001. - 140 с.

4. Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. -2004. - № 26. - С. 53-61.

5. Оглоблин, К.А. Инновационная система повышения качества подготовки педагогов по физической культуре / К.А. Оглоблин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 1008. - №6(40) - С. 75-78.

6. Правдов, Д.М. Критерии эффективности образовательной программы, реализуемой на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста / Д.М. Правдов, И.М. Козлов // Оптимизация научного потенциала провинциального педагогического университета : материалы межвуз. науч.-практ. конф. - Шуя, 2007. - С. 230-234.

7. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. - Томск : Пеленг, 1993. - 269 с.

8. Шарманова, С.Б. Физическое воспитание в системе общественного дошкольного образования: состояние и проблемы / С.Б. Шарманова // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика : сб. науч. тр. - Челябинск, 2001. -С. 114-122.

Контактная информация: [email protected] УДК: 575.1, 612.76

ГЕНЫ СЕМЕЙСТВА ЯДЕРНЫХ РЕЦЕПТОРОВ, АКТИВИРУЕМЫХ ПРОЛИФЕРАТОРАМИ ПЕРОКСИСОМ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ЗАНЯТИЯМ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕЙ

Андрей Витальевич Козырев, соискатель Николаевский национальный университет имени В.А. Сухомлинского,

Ильдус Ильясович Ахметов, доктор медицинских наук, заведующий лабораторией молекулярной генетики,

Казанский государственный медицинский университет Олег Игоревич Цебржинский, доктор биологических наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии и биохимии,

Николаевский национальный университет имени В.А. Сухомлинского

Аннотация

Исследованы ассоциации полиморфизмов генов PPARA, PPARD, PPARG и PPARGC1A с предрасположенностью к занятиям академической греблей. Молекулярно-генетический анализ данного комплекса генов можно рекомендовать в качестве критерия при отборе в данный вид спорта.

Ключевые слова: гены, пролифераторы пероксисом, полиморфизмы, спортивный отбор, академическая гребля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.