Научная статья на тему 'Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагогов ДОУ'

Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагогов ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PEDAGOGICAL ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / TERMINAL VALUES / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / INSTRUMENTAL VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ / TEACHING EXPERIENCE / КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / COMMUNICATIVE CHARACTERISTICS OF PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Юрьевна

В статье представлены результаты исследования педагогической направленности практикующих педагогов дошкольных образовательных организаций. Изучены аспекты взаимосвязи направленности педагога с его профессионально значимыми качества, инструментальными и терминальными ценностями. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Педагогическую направленность педагога ДОУ мы понимаем, как совокупность устойчивых мотивов поведения педагога, что проявляется в ценностях, устремлениях, преобладающей системе смыслообразующих мотивов педагогической деятельности. В статье представлен эмпирический анализ ценностных ориентаций педагогов в соответствии с направленностью и стажем педагогической деятельности, так как в рамках нашего исследования нами рассматривается несколько переменных влияющих на особенности профессиональной направленности педагогов, а именно особенности общей направленности личности, стаж педагогической работы, характер ценностных ориентаций. Оказалось, что значимыми терминальными ценностями для педагогов являются: здоровье, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь. Инструментальных ценностей являются те, которые являются предпочтительные в любой ситуации такие: образованность, воспитанность, аккуратность. Статистически значимым оказалось доминирование у большинства педагогов, имеющих стаж работы от 21-25 года направленности «на себя». Это свидетельствует о том, что данная группа педагогов заинтересована в основном своими личными проблемами. Такие педагоги не реагируют на потребности окружающих их детей. Они занимаются преимущественно собой, игнорируют людей или работу, которую обязаны выполнять. Это свидетельствует о повышении инертности коммуникации, снижение продуктивности коммуникации во взаимодействии с детьми и, как следствие, снижение качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ORIENTATION AND PROFESSIONALLY SIGNIFICANT TEACHERS QUALITIES

The article presents the results of a study of the pedagogical orientation of practicing preschool teachers. Aspects of the teachers’ professional orientation relationship with his/her professionally important qualities and instrumental and terminal values are studied. Summarization of theoretical researches has allowed defining the key terms of the research. Pedagogical orientation of a preschool teacher can be defined as a set of stable motives of teacher’s behavior, which is manifested in values, ambitions, and the prevailing system of sense making motives of pedagogical activity. The article presents an empirical analysis of value orientations of teachers in accordance with the direction and experience of pedagogical activity, as in our study, we considered several variables that influence on the characteristics of teachers’ professional orientation, namely special aspects of common orientation of the personality, teaching experience, nature of value orientations. It was found out that significant terminal values for teachers are: health, happy family life, active life. Instrumental values are those that are preferred in any situation are: education, good manners, and accurateness. The dominance of the majority of teachers who have the experience of 21-25 years is oriented on themselves turned to be statistically significant. This suggests that this group of teachers interested in their own personal problems. Such teachers do not respond to the children needs. They are mostly keen on their problems, ignoring people or responsibilities. This indicates an increase of the inertia of the communication, the reduction of communication productivity in the interaction with children and, as a consequence, the debasement of the education quality.

Текст научной работы на тему «Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагогов ДОУ»

Зайцева Ольга Юрьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ..

УДК 159.9 + 159.9.072

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ

КАЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ

© 2016

Зайцева Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет, Иркутск (Россия)

Аннотация. В статье представлены результаты исследования педагогической направленности практикующих педагогов дошкольных образовательных организаций. Изучены аспекты взаимосвязи направленности педагога с его профессионально значимыми качества, инструментальными и терминальными ценностями. Обобщение теоретических исследований позволило определить ключевую дефиницию исследования. Педагогическую направленность педагога ДОУ мы понимаем, как совокупность устойчивых мотивов поведения педагога, что проявляется в ценностях, устремлениях, преобладающей системе смыслообразующих мотивов педагогической деятельности. В статье представлен эмпирический анализ ценностных ориентаций педагогов в соответствии с направленностью и стажем педагогической деятельности, так как в рамках нашего исследования нами рассматривается несколько переменных влияющих на особенности профессиональной направленности педагогов, а именно особенности общей направленности личности, стаж педагогической работы, характер ценностных ориентаций. Оказалось, что значимыми терминальными ценностями для педагогов являются: здоровье, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь. Инструментальных ценностей являются те, которые являются предпочтительные в любой ситуации такие: образованность, воспитанность, аккуратность. Статистически значимым оказалось доминирование у большинства педагогов, имеющих стаж работы от 21-25 года направленности «на себя». Это свидетельствует о том, что данная группа педагогов заинтересована в основном своими личными проблемами. Такие педагоги не реагируют на потребности окружающих их детей. Они занимаются преимущественно собой, игнорируют людей или работу, которую обязаны выполнять. Это свидетельствует о повышении инертности коммуникации, снижение продуктивности коммуникации во взаимодействии с детьми и, как следствие, снижение качества образования.

Ключевые слова: педагогическая направленность, профессионально значимые качества, терминальные ценности, инструментальные ценности, педагогический стаж, коммуникативные характеристики педагогического взаимодействия.

PEDAGOGICAL ORIENTATION AND PROFESSIONALLY SIGNIFICANT

TEACHERS QUALITIES

© 2016

Zaytseva Olga Yuryevna, Candidate of Psychological Sciences, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology Irkutsk State University, Irkutsk (Russia)

Abstract. The article presents the results of a study of the pedagogical orientation of practicing preschool teachers. Aspects of the teachers' professional orientation relationship with his/her professionally important qualities and instrumental and terminal values are studied. Summarization of theoretical researches has allowed defining the key terms of the research. Pedagogical orientation of a preschool teacher can be defined as a set of stable motives of teacher's behavior, which is manifested in values, ambitions, and the prevailing system of sense making motives of pedagogical activity. The article presents an empirical analysis of value orientations of teachers in accordance with the direction and experience of pedagogical activity, as in our study, we considered several variables that influence on the characteristics of teachers' professional orientation, namely special aspects of common orientation of the personality, teaching experience, nature of value orientations. It was found out that significant terminal values for teachers are: health, happy family life, active life. Instrumental values are those that are preferred in any situation are: education, good manners, and accurateness. The dominance of the majority of teachers who have the experience of 21-25 years is oriented on themselves turned to be statistically significant. This suggests that this group of teachers interested in their own personal problems. Such teachers do not respond to the children needs. They are mostly keen on their problems, ignoring people or responsibilities. This indicates an increase of the inertia of the communication, the reduction of communication productivity in the interaction with children and, as a consequence, the debasement of the education quality.

Keywords: pedagogical orientation, professionally important qualities, terminal values, instrumental values, teaching experience, communicative characteristics of pedagogical interaction.

Воспитатель ДОУ является одним из значимых взрослых, который способен оказать влияние на взаимодействия с детьми в процессе педагогического общения (по данным С.М Вишняковой, А.Г. Исмагиловой, А.А.Бодалёва [1]. По мнению В.А. Кан-Калика, педагогическое общение должно определяться: личностным отношением педагога к деятельности, детям, особенностями и реальными условиями предстоящего общения, задачами, стоящими перед педагогом, индивидуальными особенностями детей, т.е. наличием направленности на педагогическую деятельность и на общение (коммуникативной направленность).

Проблема влияние коммуникативной направленности педагога на особенности взаимодействия с детьми дошкольного возраста имеет большое значение и на сегодняшний день.

А.А. Бодалёвым [1] было установлено, что педагоги, работающие с учащимися, различаются по своему стилю общения, связанному с характерной для них направленности личности. Это позволяет определить на прак-218

тике различные стили общения и выявить их влияние на личностное развитие ребёнка, т.е. изучение данной проблемы является потребностью практики.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что взрослый оказывает определённое влияние на развитие ребёнка, так в частности, для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. На занятии педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе.

Однако, несмотря на имеющуюся широкую теоретическую базу научных разработок, обращенных к изучению отдельных аспектов коммуникативной культуры педагога, направленности личности педагогов ДОУ, вопросы применения средств социально-психологического тренинга для формирования коммуникативной АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Зайцева Ольга Юрьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ...

направленности в ее целостности специально не изучались. Нами выявлены противоречия между:

- объективной потребностью общества в педагоге, понимающем суть культурных и коммуникативных процессов и обладающем развитой коммуникативной культурой, направленностью и реальным уровнем ее сформированности, характеризующимся наличием серьезных затруднений в процессе коммуникации;

- реализацией идей гуманистической педагогики в профессиональной деятельности педагога ДОУ, и недостаточным использованием ресурсов активных методов социально-психологического обучения, в формировании коммуникативной направленности педагога как профессионально значимого свойства.

Для рассмотрения сущности педагогической направленности, проанализируем исследования психолого-педагогического цикла таких ученых как [1], [2], [6], [7] можно говорить, что педагогическая направленность -это совокупность устойчивых мотивов коммуникативного поведения педагога, которое проявляется в ценностях, устремлениях, преобладающей системе смыслоо-бразующих мотивов педагогической деятельности.

Общими критериями оценки педагогической направленности являются:

- доминирующая направленность личности;

- эмоционально - ценностное отношение к процессу общения;

- особенности коммуникативных потребностей в педагогическом взаимодействии;

- системы смыслообразующих педагогических мотивов, выражающихся в сообщение, передаче информации.

Определением видов направленности занимались М.М.Станкин, Б.М.Додонов, Л.И.Нейман. С позиции нашего исследования интерес представляет классификация направленности, которая включает направленность «на себя», «на взаимоотношения», «на задание». В соответствии с критериями, отобранными нами для психодиагностики, мы определили направленность педагогов посредством количественно-качественного анализа результатов теста «направленность личности».

52% педагогов ДОУ характеризуются доминирующей направленностью «на себя». Это позволяет прогнозировать у педагогов с доминирующей направленностью «на себя», ожидание прямого вознаграждения и удовлетворения независимо от того, какую работу и с кем они выполняют. Так, верными для данной группы педагогов отмечены утверждения: «Мне не нравится коллективы, в которых: - недемократическая атмосфера»; «Я не переношу людей: ссоры и споры»; «При одинаковом финансовом успехе для меня было предпочтительнее: - организовать конкурс и руководить им».

Второй по предпочтению направленность 40% «на задание». Разрешает прогнозировать у педагогов с доминирующей направленностью «на задание», быстроту выполнения задания, решение проблем, они заинтересованы выполнять свою работу как можно лучше. Применительно к педагогической деятельности доминирование подобного вида направленности можно рассмотреть как тенденцию к эффективной коммуникации, т.к. решение педагогических задач с детьми дошкольного возраста требует эффективной коммуникации. Так, верными отмечены утверждения: «Больше всего в жизни дает удовлетворение сознание того: - что работа выполнена хорошо»; «Я рад если мои друзья: - помогают другим при всякой возможности»; «Больше всего мне не нравится, когда: - ухудшаются дружеские отношения»; «Если у меня было свободное время, я бы использовал его: - для любимых дел и самообразования».

Третий по предпочтению направленность 8% «на взаимоотношения». Это позволяет прогнозировать у педагогов с доминирующей направленностью «на взаимоотношения», они стараются поддержать хорошие взаимоотношения, но лишь «на поверхности», что часто АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

препятствует выполнению конкретных задании или оказанию искренней помощи людям. Так, верными для данной группы педагогов отмечены утверждения: «Больше всего мне не нравится, когда: - ухудшаются дружеские отношения»; «Если у меня было свободное время, я бы использовал его: - для общения с друзьями»; «Больше всего я ценю: - общую совместную работу»; «Мне хотелось бы: - чтобы окружающие считали меня своими другом».

В целом, доминирование у обследованной нами группы педагогов направленности «на себя», не может являться позитивной по отношению к взаимодействию с детьми, так как центрация на себе приводит к усилению установки к объектному восприятию дошкольника.

В соответствии с вышеизложенным и предметом исследования в нашей работе, нами дополнительно изучена корреляция между педагогическим стажем и характером проявления совокупности устойчивых мотивов в деятельности. Так как, по мнению Клюевой Е.А. существует эмпирическая взаимосвязь между качественными показателями педагогической деятельности и стажем педагогической работы. За основу дифференциации стажа работы по группам педагогов взята интерпретация А.Е.Клюевой[5]. Приведем результаты первой группы педагогов с направленностью личности «на себя» в соответствии с педагогическим стажем работы.

В группе обследованных нами педагогов с направленностью «на себя» со стажем работы от 21-25года оказалось 32%. На втором месте со стажем работы от 16-20 лет 12%. На третьем месте со стажем 1-5 лет 8%. Обращает на себя внимание, тот факт, что чем больше у педагога педагогический стаж работы с детьми, тем больше тенденция замыкаться в себе, что сигнализирует о прогрессировании эмоционального выгорания, отсутствие психологических ресурсов к работе с детьми, и, как следствие, снижении активности коммуникации в целом, коммуникативная направленность на детей не актуализирована. Нами отмечено, педагоги, имеющие стаж работы от 21-25 года характеризуются высокой направленностью «на себя». В представлении таких педагогов группа детей является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности, показать свои личные трудности, приобрести достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивными или господствующими. Такие педагоги интроспективны, властны, не реагируют на потребности окружающих их людей. Они занимается преимущественно собой, игнорируют людей или работу, которую обязаны выполнять.

Так, например, С.Т.А. (педагогический стаж 22 года, ведущая направленность «на себя») отметила утверждения: «Если бы я играла в футбол: - «то хотела бы быть известным игроком»; «Я рад, если мои друзья: - «всегда верны и надежны»; «Я хотел бы быть таким, как те: - «кто добился жизненного успеха»; «Я люблю руководство (начальника): - « которое пользуется авторитетом»; «Если бы у меня были развиты музыкальные способности: - «то мне бы хотелось быть солистом». Это позволяет прогнозировать, снижение коммуникативной направленности на детей, так как респондент в ответах на вопросы теста, больше сконцентрирован на общение в кругу друзей, мотив власти, что приводит к снижению эффективности педагогического взаимодействия с детьми в связи с отсутствием направленности на взаимодействие и доминирование власти.

Представим результаты второй группы педагогов с направленностью личности «на задание» в соответствии с педагогическим стажем работы. В группе обследованных нами педагогов с направленностью «на задание» со стажем работы от 25 свыше лет оказалось доминирующая у 28% педагогов. От 21-25 стажа работы на втором месте у 8%. На третьем месте со стажем работы от 16-20 лет у 4%. Процентное соотношение представленное нами позволяет четко разграничить, прева-

219

Зайцева Ольга Юрьевна психологические

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ... науки

лирование данной направленности при педагогическом стаже свыше 25 лет. Данные результаты мы полагаем, эмпирически интересны, в аспекте, что повышение педагогического стажа за 25 лет, приводит к актуализации ресурсной направленности личности, а именно «на задачу». Педагог с подобным стажем в литературе квалифицируется, как педагог - мастер, это и объясняет эту направленность на задачу, так как воспитатель с подобным стажем знает «как», «чем», «с помощью чего» эффективно взаимодействовать с детьми. Вместе с тем, требует дополнительного изучения вопрос, почему данный тип направленности актуализирован у педагогов с очень высоким стажем, и не актуален для педагогов молодых и со стажем до 25 лет, но это не было предметом нашего исследования и требует отдельной интерпретации.

Анализируя проявления у педагогов направленности «на задание» выделим ее коррелянты с коммуникативной направленностью. Этим педагогам характерно, несмотря на свои личные интересы, желание сотрудничать с коллективом, если это повысит эффективность группы. В коллективе они стремится отстоять свое мнение, которое считает полезным для работы. Эффективное сотрудничество в педагогическом коллективе основано на общении, умении слушать и слышать друг друга, что явно свидетельствует о наличии у данной группы тенденций к коммуникативной направленности.

Так, верными З.В.Д (педагогический стаж 32 года, ведущая направленность «на задание») отмечены утверждения: «Больше всего в жизни дает удовлетворение сознание тог, что работа выполнена хорошо»; «Когда я была ребенком, я любила успевать во всех своих делах»; «При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее подготовить интересный конкурс»; «Свободное время с наибольшим удовольствием провожу, занимаюсь своим хобби». Это позволяет прогнозировать, о присутствии коммуникативной направленности, так как педагог в ответах на вопросы теста, больше направлен на результативное выполнение заданий и на взаимодействия для достижения наилучших результатов в работе, с коллегами и детьми.

Педагоги с направленность «на взаимоотношения» со стажем работы от 1-5 лет занимают 8%. У данной группы педагогов низкая направленность «на взаимоотношения». Это свидетельствует о данных чертах педагогов, они стараются поддержать хорошие взаимоотношения, но лишь «на поверхности», что часто препятствует выполнению конкретных задании или оказанию искренней помощи людям. Такие педагоги проявляют большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но, по сути, сам не вносят: никакого вклада и осуществление трудовых заданий группы.

Верными для З.В.А. (педагогическим стажем 2 года, ведущая направленность «на взаимоотношения») отмечены утверждения: «Если у меня было свободное время, я бы использовал его: - для общения с друзьями»; «Больше всего я ценю: - общую совместную работу»; «Больше всего мне не нравится, когда: - ухудшаются дружеские отношения»; «Мне хотелось бы: - чтобы окружающие считали меня своим другом». Проанализировав ответы педагога на поставленные вопросы теста, можно сделать вывод, что у педагога имеется коммуникативная направленность, она выражается в умении налаживать контакт с детьми и взрослыми, в стремление к коллективной работе, где идет активный процесс взаимодействия.

Таким образом, проанализировав данные обследуемых педагогов, следует отметить, что:

- педагоги со стажем работы от 25 и свыше у них средняя направленность «на задание». Это говорит нам о том, что педагоги стремятся выполнять свою работу эффективно для окружающих их людей и для себя, чтоб получить моральное удовлетворение от полученных результатов, а это свидетельствует о наличии у данной группы тенденций к коммуникативной направленности. 220

- педагоги, имеющие стаж работы от 21-25 года у них высокая направленность «на себя». Это свидетельствует о том, что данная группа педагогов заинтересована в основном своими личными проблемами. Такие педагоги не реагируют на потребности окружающих их детей. Они занимаются преимущественно собой, игнорируют людей или работу, которую обязаны выполнять. Это свидетельствует о повышении инертности коммуникации, в общем, и коммуникативной направленности на детей.

- педагоги с 1-5 стажем работы, низкая направленность «на взаимоотношения». Здесь нужно отметить, что данная группа педагогов имеет коммуникативную направленность, она выражается в умении налаживать контакт с детьми и взрослыми, в стремление к коллективной работе, где идет активный процесс взаимодействия.

Вторым важным критерием оценки коммуникативных характеристик направленности является оценка ценностных ориентаций педагога, под которыми мы понимаем приоритетные ценности в жизни каждого человека.

Представим ценностные ориентации в соответствии с направленностью и стажем работы педагогов, так как в рамках нашего исследования нами рассматривается несколько переменных влияющих на особенности коммуникативной направленности педагогов, а именно особенности общей направленности личности, стаж педагогической работы, характер ценностных ориентаций. Покажем взаимосвязь данных переменных в анализе ниже.

Наиболее значимыми терминальными ценностями для педагогов являются: здоровье, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь. Инструментальных ценностей являются те, которые являются предпочтительные в любой ситуации такие: образованность, воспитанность, аккуратность.

Представим особенности терминальных и инструментальных ценностных ориентаций у группы педагогов с направленностями «на себя», «на взаимоотношения», «на задание». Общие тенденции в характере ценностных ориентаций педагогов ДОУ в соответствии с доминирующей направленностью личности характеризуются следующими особенностями:

- педагоги с направленность 28% «на задание» или 8% «взаимоотношения» проявляют тенденции коммуникативной направленности, потому что у данной группы педагогов доминируют ценности, которые направлены на продуктивную, рациональную деятельность. Например, педагоги со стажем работы от 1-5 лет с направленность «на взаимоотношения» у них терминальные ценности являются: интересная работа, наличие хороших и верных друзей, уверенности в себе, продуктивная жизнь. Инструментальные ценности являются: воспитанность, образованность, ответственность, аккуратность, независимость. Педагоги со стажем работы от 25 и свыше у них терминальными ценностями являются: интересная работа, творчество, продуктивная жизнь. Инструментальными ценностями являются: ответственность, исполнительность, терпимость.

- педагоги с направленность 32% «на себя», характеризуются отсутствием коммуникативной направленности исходя, от ценностей которые у них доминируют. Это нам констатирует об отсутствии эффективного взаимодействия с детьми и коллегами. Например, педагоги, имеющие стаж работы от 21-25 лет значимыми терминальными ценностями являются: материально обеспеченная жизнь, уверенности в себе, интересная работа. Инструментальными ценностями являются: самоконтроль, рационализм, широта взглядов.

В качестве реального содержания педагогической направленности всегда выступают взгляды, цели, убеждения, отношения, принципы и стили поведения, которые один человек - воспитатель, хотел бы сделать прямо АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Зайцева Ольга Юрьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ...

или косвенно достоянием другого (своего ребенка, своего воспитанника). Педагоги, общаясь, взаимодействуют с субъектами педагогического процесса, осуществляют воздействие, направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров.

Для нас немало важным в исследовании является изучении стилей педагогического общения в соответствии с направленность, т.к. это даст более общую картину особенностей коммуникативной направленности педагогов.

Рассмотрим стиль педагогического взаимодействия в соответствии с направленность групп педагогов.

У педагогов с направленностью «на себя» преобладает демократический стиль. Так, верными утверждениями были отмечены Н.Н.Н.(педагогический стаж 2.5 года, ведущая направленность «на себя»): «Считаете ли вы, что ребенок должен»- она ответила: «говорить вам только то, что он сам захочет». Но есть склонность к авторитарному стилю у данной группы педагогов, так например, на поставленный вопрос «Какая позиция, по-вашему, более правильная» - они, чаще всего, констатировали, что «ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем». Воспитатель со стажем работы от 21-25 С.Т.А.(педагогический стаж 22 года, ведущая направленность «на себя») ответила на вопрос: «Считаете ли вы, что ребенок должен»- она ответила: «делиться с вами всеми мыслями, чувствами и т. д».

У педагогов с направленностью «на задание» тоже доминирующим является демократический стиль общения. Были такие ответы педагогов: «Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите?»

- они ответили: «сразу же начну общаться с ребенком, не упоминая о его промахе». Но также есть в этой группе педагогов, которые склоны к авторитарному стилю общения. Педагоги со стажем работы от 25 и выше ответили на предложенный вопрос: «Ваша исходная позиция в работе с детьми» - они ответили: «ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его». Педагог Б.Т.М. (педагогический стаж 32 года, ведущая направленность «на задание») отмечает такие выражения: «Как вы относитесь к активности самого ребенка»- она ответила: «положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом».

Педагоги третьей группы с направленностью «на взаимоотношения» у них стиль педагогического общения авторитарный. Верными для них утверждения представим: «Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия»

- они ответили: заставили бы выполнить работу». Так, М.Т.А.(педагогический стаж 2 года, ведущая направленность «на взаимоотношение») ответила на вопрос: «Какая точка зрения вам кажется более правильной» -она ответила: «эмоции ребенка, его переживания — это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать». Важно отметить что, несмотря на преобладающий стиль педагогического общения демократический, который эффективен в педагогическом общении, есть проявление авторитарного стиля педагогического общения, который является подавляющим и не дающий плодотворного проявления коммуникативной направленности педагогов.

Обобщая выше представленные эмпирические данные можно констатировать наличие взаимосвязи таких переменных как: особенность доминирующей направленности личности, стаж педагогической работы, характер ценностных ориентаций, самооценки профессиональных качеств.

По результатам методики «Направленность личности» 52% педагогов обнаружили направленность «на себя». В данной группе большую часть составили педагоги со стажем работы от 21- 25года. Основные характеристики направленности данного вида, свидетельствуют о том, что педагоги не реагируют на потребности окружающих их детей. Они занимаются преимущественно

собой, игнорируют людей или работу, которую обязаны выполнять. Терминальными ценностями являются: материально обеспеченная жизнь, уверенности в себе, интересная работа. Инструментальными ценностями являются: самоконтроль, рационализм, широта взглядов. Стиль педагогического общения демократический. Основными профессиональными качествами оказались по результатам диагностики - удовлетворенность знаниями, самоуверенность. Совокупность данных показателей позволила нам констатировать инертность коммуникативной направленности на детей. Ценности и профессиональные качества, направлены на личные приоритеты, и доминируют, что не способствует развитию коммуникативной направленности.

Из всей группы 40% педагогов направлены «на задание». Данная направленность оказалась, коррелирует со стажем педагогической работы от 25 и свыше. Проявления данного вида направленности - стремление выполнять свою работу эффективно для окружающих их людей и для себя, для получения морального удовлетворения от полученных результатов. Это свидетельствует о наличии у данной группы тенденций к коммуникативной направленности. Терминальными ценностями являются: интересная работа, творчество, продуктивная жизнь. Инструментальными ценностями являются: ответственность, исполнительность, терпимость. Стиль педагогического общения демократический. Профессиональные качества: самообладание, профессиональная гибкость, увлеченность. Из полученных данных можно говорить о том, что данная группа педагогов, исходя из совокупности показателей, активно проявляют коммуникативную направленность.

Из всей исследуемой группы 8% педагогов направлены «на взаимоотношения», преобладает данная направленность у педагогов со стажем работы от 1-5 лет. Здесь нужно отметить, что данная группа педагогов имеет коммуникативную направленность, она выражается в умении налаживать контакт с детьми и взрослыми, в стремление к коллективной работе, где идет активный процесс взаимодействия. Терминальными ценностями являются: наличие хороших и верных друзей, интересная работа, общественное признание. Инструментальные ценности, исходя из данных, является: широта взглядов, эффективность в делах, ответственность. Стиль педагогического взаимодействия авторитарный. Педагоги в большей степени проявляются профессиональные качества, такие как импровизация, увлеченность, самокритичность, самообладание. Вместе с тем, стиль общения выявленных у педагогов данной группы, доказывает повышенный авторитаризм, давления на детей у молодых педагогов, что частично согласуется с исследованиями Е.К. Клюевой[5].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М., 1995. - 330 с.

2. Горянина, В. А. Психология - общения [Текст] / В. А. Горянина. - М.: издат. центр «Академия», 2002. - 416 с.

3. Елагина, М. Роль оценки взрослого в развитии детей [Текст] / М. Елагина // Дошкольное воспитание -1988. -№9. - с. 71 - 76

4. Кореляков, Ю. А. Средства экспресс-диагностики направленности личности в структуре определения уровня ее профессионального развития [Текст] / Ю.А. Кореляков // Журнал прикладной психологии. - 2000. - № 5.

5. Клюева, Н.В. Педагогическая психология. [Текст] / Ю.А. Кореляков- М.: издат. центр «Владос», 2006. - 399 с.

6. Маркова, А. К. Психология труда учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 487 с.

7. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л. М. Митина. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 375 с.

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.