Научная статья на тему 'Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога'

Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ СФЕРЫ / СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАЖ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / LIFE VALUES​​ / STRUCTURE VALUES​​ / VALUES​​ / VALUES / LIFE SPHERE / TEACHERS / PROFESSIONAL EXPERIENCE / PROFESSIONAL BURNOUT / MODERNIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Гузель Валимухметовна

Ценностные ориентации являются существенной составляющей профессионального сознания педагога и входят в систему его профессиональной культуры как основные составляющие ее компоненты. Представляется актуальным изучение структуры ценностных ориентаций современного педагога и влияния на неё профессионального стажа педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупова Гузель Валимухметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND DYNAMICS VALUABLE ORIENTATIONS OF MODERN TEACHER

Value orientations are an essential component of teacher professional consciousness and enter it in the professional culture as the main components of its components. It is relevant to study the structure of value orientations of the modern teacher and influence on her professional experience of the teacher.

Текст научной работы на тему «Структура и динамика ценностных ориентаций современного педагога»

УДК 159.9.072

© 2013

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Г.В. Юсупова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология»

Институт экономики управления и права, Казань (Россия)

Аннотация. Ценностные ориентации являются существенной составляющей профессионального сознания педагога и входят в систему его профессиональной культуры как основные составляющие ее компоненты. Представляется актуальным изучение структуры ценностных ориентаций современного педагога и влияния на неё профессионального стажа педагога.

Ключевые слова: ценности, жизненные ценности, жизненные сферы, структура ценностей, ценностные ориентации, педагоги, профессиональный стаж, профессиональное выгорание, модернизация образования.

Трансформация системы образования в России предполагает появление в образовательном пространстве страны новых ценностей. Известно, что ценностные ориентации являются существенной составляющей профессионального сознания педагога и входят в систему его профессиональной культуры как основные составляющие ее компоненты. В то же время, ценностные ориентации педагогов являются, значимым фактором, влияющим на проектирование социокультурного пространства образовательного учреждения.

Нам близок подход Леонтьева Д. А. , рассматривающего ценности как особую психологическую реальность, выполняющую «функцию высшего критерия для ориентации в мире и опоры для личностного самоопределения» [1]. Ценностные ориентации рассматриваются автором как сознательные убеждения или представления субъекта о ценном для него, как форма существования реальных ценностей.

Ценностные ориентации стимулируют предпочтение движения человека в определенном направлении, определяют вектор движения мысли и действия. Ядов В.А. считает, что ценности реализуются в ценностных ориен-тациях и представляют собой элемент диспозиционной структуры личности [2].

Профессиональная деятельность современного педагога весьма многогранна по своему содержанию, условно делится на ряд направлений (функций). Сферой педагогической деятельности охвачены дети, их родители, коллеги, сам педагог, сознательно совершенствующий и свое мастерство, и свою личность [3].

Однако, значительное число педагогов в настоящее время невротизировано внутриличностными противоречиями ценностного порядка и подвержено симптому эмоциональному выгорания. Рассмотрение динамики жизненных ценностей и ценностных ориентаций является особо значимым для профессиональной деятельности педагога, поскольку от его ценностных приоритетов зависит степень личностной ориентированности его деятельности. Возрастает необходимость изучения как воз-растно-психологического аспекта динамики ценностных ориентаций личности педагога, так и детерминации этой динамики фактором длительности педагогической работы.

Разработка различных вопросов динамики, а зачастую и деформации ценностных ориентаций педагогов, предметного содержания ценностных противоречий поможет им выйти на конструктивный путь личностного развития, создав соответствующие психологические условия. Значимость данной проблематики в условиях модернизации образования определяется также необходимостью совершенствования содержания и форм подготовки и переподготовки современного педагога-профессионала.

Это определило направление нашего исследования - сферу ценностных ориентаций педагогов в условиях модернизации образования. Исследование проводилось в Центре детского творчества «Детская академия» г. Казани в марте-апреле 2013 года. Целью явилось выявление иерархии жизненных ценностей современных педагогов, имеющих различный профессиональный стаж

работы в сфере дополнительного образования детей.

В исследовании принимало участие 3 группы педагогических работников: 1) со стажем работы в сфере дополнительного образования от 0 до 5 лет; 2) со стажем от 6 до 15 лет; 3) со стажем от 16 лет и более. Общий объем выборки составил 60 человек (все женщины).

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методики:

1) «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) Сопова В.Ф., Карпушиной Л.В. (с целью определения мотивационно-ценностной структуры личности педагога); 2) «Ценностные ориентации» М.Рокича (с целью выявления иерархии терминальных и инструментальных ценностей педагогов); 3) Опросник на «выгорание» МВ1 в адаптации Водопьяновой Н.Е. (для оценки психологического благополучия педагогов).

Были выдвинуты следующие гипотезы: 1) на структуру жизненных ценностей педагогов оказывает влияние их профессиональный стаж; 2) в условиях модернизации образования наиболее готовы к изменениям и мотивированы на развитие себя начинающие педагоги; 3) рост профессионального стажа педагога приводит к симптому «выгорания».

Рассмотрим полученные в ходе эмпирического исследования результаты. Проанализировав жизненные ценности и жизненные сферы педагогов, имеющих различный профессиональный стаж (МТЖЦ), мы выявили следующее (рис.1, 2). Как начинающие педагоги со стажем 0-5 лет, так и педагоги со стажем 6-15 лет высоко оценивают значимость своей профессиональной деятельности. Они отдают много времени своей работе, включаются в решение всех производственных проблем и считают, что профессиональная деятельность является главным для них содержанием жизни.

Педагогические работники со стажем 16 и более профессиональную сферу ставят на второе место, а для них - главным и важным фактором жизни является благополучие и взаимопонимание в семье. Сферу семейной жизни ставят на второе место педагоги со стажем работы 6-15 лет.

Рис.1. Сравнительный анализ полученных результатов по методике «МТЖЦ» по жизненным сферам у педагогов дополнительного образования с различным профессиональным стажем

Жизненные ценности

60,0 50,0 + 40,0 -30,0 -20,0 -10,0 | 0,0

□ от 0 до 5 лет

□ от 6 до 15 лет

□ от 16 лет и более

ми ценностями, как эффективность в делах (0,51), честность (0,48) и профессиональная жизнь (0,58). Высокая степень честности и эффективности в профессиональной работе у педагогов данной группы связаны с риском эмоционального истощения.

Таблица 1 - Результаты исследования по методике «Тест на эмоциональное выгорание Н.Е. Водопьяновой» в группах испытуемых

Рис.2. Сравнительный анализ полученных результатов по методике «МТЖЦ» по жизненным ценностям у педагогов дополнительного образования с различным профессиональным стажем

С возрастом у педагогов профессиональная жизнь отходит на второе план и возрастает значимость ценности семья как основополагающей и главной в их жизни.

Сравнительный анализ ценностных ориентаций педагогических работников (Рокич), имеющих различный профессиональный стаж, позволил сделать следующие обобщения. Как начинающие педагоги со стажем 0-5 лет, так и педагоги со стажем 6-15 лет и 16 лет и более на первое и второе место ставят здоровье и счастливую семейную жизнь. Это явное свидетельство предпочтения конкретных и столь важных в жизни любого человека ценностей, которые могут составить его надежную основу жизнедеятельности. Педагоги со стажем 0-5 лет и 6-15 лет на третье и четвертое место ставят любовь и материально обеспеченную жизнь соответственно, а опытные педагоги со стажем 16 и более - активную деятельную жизнь и жизненную мудрость. Ценность жизненная мудрость с 15 места у педагогических работников со стажем 6 и 15 лет поднимается на 4 место по степени важности. С возрастом и увеличением профессионального стажа педагоги, саморазвиваясь, пополняют свой жизненный опыт.

Достижение жизненных ценностей для педагогов со стажем 0-5 лет реализуется через воспитанность, аккуратность, ответственность и жизнерадостность, а для педагогов со стажем 6-15 лет и 16 лет и более первые три ценности одинаково важны. У педагогов со стажем 16 и более жизнерадостность отступает на 8 место. Главной ценностью они считают честность.То, что ценно для молодых педагогов (жизнерадостность) уже не имеет такой ценности для зрелого педагога, то есть с возрастом происходит переоценка своих взглядов и ценностей.

Исследование испытуемых на «выгорание» выявило следующее (табл.1, рис.3). Наиболее подвержены профессиональному выгоранию молодые педагоги со стажем 0-5 лет. По сравнению с остальными, у данной группы наблюдается тенденция к «выгоранию» за счет эмоционального истощения (32,4%). Это объясняется тем, что работа педагога в целом отличается высокой эмоциональной загруженностью. Молодые специалисты, еще только входящие в позицию «быть педагогом», не имея достаточного профессионального опыта, трудятся, эмоционально выкладываясь в работе.

Корреляционный анализ данных по группе педагогических работников со стажем работы от 0 до 5 лет выявил значимые взаимосвязи между следующими параметрами.

Сферой профессиональной жизни и такими ценностями, как креативность (0,51), достижения (0,63). Это говорит о том, что данной группе педагогических работников характерно постоянное желание вносить в работу различные изменения и усовершенствования, а также тщательно планировать всю работу, получая удовлетворение не от процесса, а от результата деятельности.

Эмоциональным истощением и такими жизненны-

испытуемые Симптомы

эмоциональное истощение денер соналнзация редутл^ия личных достижении Итого

средний % средний % средний % средний %

отО до 5 лет 18,9 32,4% 4.75 8,1% 34,7 59,5% 5835 100,0%

от 6 до 15 лет 10.1 10.0% 3 6 7,1% 36.5 77 9% 50.6 100.0%

от 16 и более 12,7 24,9% 3.8 7,4% 34,6 67,7% 51.1 100,0%

Рис. 3. Уровень эмоционального «выгорания» в группах испытуемых в зависимости от профессионального стажа педагогов

В группе работников со стажем от 6 до 15 лет выявлена значимая положительная взаимосвязь между сферой обучения и образования и такими жизненными ценностями, как активная деятельная жизнь (0,55), общественное признание (0,70), познание (0,57) и эффективность в делах (0,63). Это свидетельствует о том, что педагог данной группы стремится более полно и эмоционально насытить свою жизнь: завоевать уважение окружающих, коллег по работе; найти возможность расширять свое образование и кругозор, а также интеллектуально и культурно развиваться.

Выявлена отрицательная взаимосвязь между редукцией личных достижений и жизненной мудростью (-0,50), исполнительностью (-0,58) и сохранением индивидуальности (-0,63). Чем больше у педагогических работника данной группы жизненной мудрости, исполнительности (дисциплинированность), сохранение индивидуальности (собственное мнение), тем меньше риска для возникновения редукции личных достижений.

В группе педагогических работников со стажем от 16 лет и более выявлены значимые положительные взаимосвязи между следующими параметрами.

Сферой семейной жизни и такими жизненными ценностями, как: активные социальные контакты (0,58), собственный престиж (0,61), достижения (0,60), высокое материальное положение (0,81) и сохранение собственной индивидуальности (0,66). Это говорит о том, что педагог данной группы стремится к определенной структуре взаимоотношений в семье, строит так свою семейную жизнь, чтобы обеспечить признание со стороны окружающих. Такие люди считают, что семейное благополучие заключается, прежде всего, в хорошей обеспеченности семьи, а также строят свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды.

Выявлена отрицательная взаимосвязь между эмоциональным истощением и такими жизненными ценностями, как аккуратность (-0,70) и рационализм (-0,72). Аккуратные, организованные и здравомыслящие педагоги данной группы меньше всего эмоционально истощаются.

Таким образом, эмпирическое исследование выявило структуру ценностных приоритетов у трех групп (по стажу) педагогических работников в сфере дополнительного образования детей и позволило сделать следу-

ющие выводы:

1. Значимость сферы профессиональной жизни со стажем профессиональной деятельности отходит на второй план: с первого места у первой (профессиональный стаж 0-5) и второй (стаж 6-15) групп испытуемых на второе место у третьей группы испытуемых (стаж 16 лет и более).

2. Значимость семейной жизни со стажем профессиональной деятельности выходит на первый план: с пятого места у испытуемых первой группы (стаж 0-5) на первое место у испытуемых третьей группы (стаж 16 лет и более).

3. Для более опытных педагогов очень важен собственный престиж: он поднимается с восьмого места у первой (стаж 0-5) и второй группы (стаж 6-15) на второе место у третьей группы испытуемых (стаж 16 лет и более). Данная ценность у опытных педагогов обуславливается в первую очередь благополучием в семейной сфере.

4. С ростом профессионального стажа у педагогов снижается значимость развития себя: с первого места у первой группы (стаж 0-5) на пятое-шестое место у второй (стаж 6-15) и третьей группы испытуемых (стаж 16 лет и более). Так же ослабевает значимость сферы обучения и образования: со второго места у первой группы (стаж 0-5), на третье у второй (стаж 6-15) и пятое место третьей (стаж 16 лет и более) групп испытуемых.

5. Наиболее подвержены профессиональному «выгоранию» молодые специалисты, что объясняется высокой эмоциональной загруженностью профессии педагога, вызывающей быстрое эмоциональное истощение.

6. В условиях модернизации образования молодые педагоги более гибко встраиваются в новую образовательную реальность: они восприимчивы к изменениям, креативны и готовы развиваться, но вследствие малого опыта подвержены риску «выгорания».

7. Опытные педагоги имеют более зрелую, гармоничную систему ценностей, это приносит им духовное и материальное удовлетворение, однако они более консервативны в области саморазвития и обучения, поэтому им сложнее адаптироваться к новым требованиям образовательной среды.

Проведенное исследование позволило выявить

структуру жизненных ценностей педагогических работников в сфере дополнительного образования детей и обозначить динамику ценностных ориентаций педагогов в условиях модернизации образования. Выдвинутая нами в данной работе первая гипотеза о том, что на структуру жизненных ценностей педагогов дополнительного образования оказывает влияние их профессиональный стаж подтвердилась. Выдвинутая нами вторая гипотеза о том, что в условиях модернизации образования наиболее готовы к изменениям и мотивированы на развитие себя начинающие педагоги подтвердилась. Выдвинутая нами третья гипотеза о том, что рост профессионального стажа педагога приводит к симптому «выгорания» подтвердилась частично, опытные педагоги действительно подвержены симптому «выгорания», однако у их молодых коллег эмоциональное истощение протекает интенсивнее.

Проведенное исследование нельзя назвать окончательным. Можно наметить следующие возможности для развития этой темы: 1) увеличение объема выборки испытуемых, участвующих в исследовании; 2) дальнейшее прослеживание динамики жизненных ценностей педагогических работников в условиях модернизации образования; 3) расширенное и углубленное изучение структуры жизненных ценностей и ценностных ориентаций в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы психологов в системе образования и учтены руководителями образовательных учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.

2. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 245.

3. Чендева И.В. Педагоги дополнительного образования как социально-профессиональная группа. -Автореф. дисс. на соискание степени канд. социологич. наук. - Екатеринбург, 2002. - 20 с.

STRUCTURE AND DYNAMICS VALUABLE ORIENTATIONS OF MODERN TEACHER

© 2013

G.V. Yusupova, Ph.D., assistant professor of "General Psychology"

Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia)

Annotation: Value orientations are an essential component of teacher professional consciousness and enter it in the professional culture as the main components of its components. It is relevant to study the structure of value orientations of the modern teacher and influence on her professional experience of the teacher.

Keywords: Values, life values, life sphere, structure values, values, teachers, professional experience, professional burnout, modernization of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.