Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание и ценностные ориентации сотрудников УИС Казахстана с различным стажем служебной деятельности'

Эмоциональное выгорание и ценностные ориентации сотрудников УИС Казахстана с различным стажем служебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
626
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
симптомокомплекс / уголовно-исправительная система / хронический стресс / ценностные ориентации / эмоциональное выгорание / set of symptoms / Penitentiary system / chronicle stress / value attitudes / emotional burn-out

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михеева Анна Андреевна, Черникова Тамара Васильевна

В режиме пилотажного эксперимента изучены особенности эмоционального выгорания и характер ценностных ориентаций у служащих учреждения уголовно-исправительной системы г. Алматы (Казахстан) со стажем до и после 15 лет. Выявлено, что три четверти работников с большим стажем противостоят симптомокомплексу выгорания за счет перестройки базовых ценностей, важнейшая из которых ценность материального обеспечения семьи, реализуемая в контексте активной деятельной жизни зрелым профессионалом. Половина служащих, имеющих значительный стаж, не выдерживают этого противостояния и испытывают полное моральное истощение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михеева Анна Андреевна, Черникова Тамара Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emotional burn-out and value attitudes of Kazakhstan penitentiary officers of different years of service

A pilot experiment enables the authors to assess the peculiarities of emotional burn-out and nature of value attitudes characterizing the officers of Penitentiary system in Almaty (Kazakhstan) whose work experience lasts for less than 15 years and longer. The article reveals that three-fourths of officers with longer work experience resist a set of burn-out symptoms through restructuring the fundamental values, the primary one being the value of material maintenance of the family implemented within active life by a mature professional. Half of the officers with long-time experience do not resist this counteraction and suffer the overall moral exhaustion.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание и ценностные ориентации сотрудников УИС Казахстана с различным стажем служебной деятельности»

психокоррекция и регуляция состояний

УДК 159.9.075

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОТРУДНИКОВ УИС КАЗАХСТАНА С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. Михеева, Т. В. Черникова

В режиме пилотажного эксперимента изучены особенности эмоционального выгорания и характер ценностных ори-ентаций у служащих учреждения уголовно-исправительной системы г. Алматы (Казахстан) со стажем до и после 15 лет. Выявлено, что три четверти работников с большим стажем противостоят симптомокомплексу выгорания за счет перестройки базовых ценностей, важнейшая из которых — ценность материального обеспечения семьи, реализуемая в контексте активной деятельной жизни зрелым профессионалом. Половина служащих, имеющих значительный стаж, не выдерживают этого противостояния и испытывают полное моральное истощение.

Ключевые слова: симптомокомплекс, уголовно-исправительная система, хронический стресс, ценностные ориентации, эмоциональное выгорание.

Важнейшее значение для работников уголовно-исправительной системы (далее — УИС) имеет их эмоциональный тонус, влияющий на позитивный настрой в производственных отношениях и на перспективность профессиональных устремлений. Термином «выгорание» («сгорание», burn-out) со времен Х. Фрейденберге-ра в различных отечественных и зарубежных исследованиях обозначают комплексное переживание истощения эмоциональных ресурсов, вслед за чем происходит отдаление от коллег и обесценивание смысла собственного труда 1 .

Среди двух методологических линий изучения феномена эмоционального выгорания (по факторам 2 и по фазам 3) нами была выбрана вторая, включающая инструментарий, адаптированный В . В . Бойко для русскоязычной выборки 4. Поскольку влияние средовых условий трудно исключить или даже приуменьшить, выбранная стратегия предполагала замедление динамики выгорания и оказание упреждающей психологической помощи на начальном этапе данного процесса С учетом гетерохронного характера процесса выгорания у лиц с различным стажем служебной деятельности предстояло определить возможности психопрофилактической и реабилитационной работы

Цель исследования, проведенного на базе Управления комитета уголовно-исправительной системы ГУ ЛА-155/1 по г. Алматы и Алматинской области Республики Казахстан, — определение особенностей эмоционального выгорания у работников с различным стажем в соотношении с их приоритетными ценностными ориентациями Режим пилотажного эксперимента позволил получить представление о структуре явления, чтобы в будущем спроецировать ее на основное кросс-культурное исследование

Испытуемые — 30 мужчин, занимавших должности контролеров . Из них 15 человек работали в УИС от 3 до 15 лет и 15 человек были со стажем от 16 до 25 лет. Основанием для разделения выборки на две группы (в зависимости от стажа) стал рубежный возраст, трактуемый в психологии как «кризис середины жизни», когда происходит переоценка ценностей Именно поэтому (наряду с «Методикой диагностики выгорания» В . В. Бойко) методика «Ценностные ориентации» М Рокича была включена в диагностическую программу 5 .

Гипотетически результаты проведения диагностики могут заключаться в том, что более длительный срок службы в должности контролера будет связан с:

а) усилением показателей эмоционального выгорания;

б) изменением базовых ценностных ориентаций по приоритетности и характером выбора предпочтительных действий по их достижению . Предполагалось, что задействование психодиагностического показателя, связанного с характером ценностных ориентаций работников, позволит дифференцировать виды профилактической помощи по направлениям (с учетом жизненных приоритетов и представлений о способах их достижения)

Количественные результаты показателей эмоционального выгорания по подгруппам и их проверка на значимость различий по критерию углового преобразования Р. Фишера (в зависимости от срока службы) позволили получить представления об особенностях динамики эмоционального выгорания

У всех работников (вне зависимости от стажа) самыми высокими показателями оказались те, которые соответствовали фазе «Резистенция», — у 35,2% работников со стажем до 15 лет и у 72,4% после 15 . Не получив необходимой поддержки в начальный период образова-

Таблица . Количество приоритетных выборов терминальных и инструментальных ценностей работниками УИС по методике М. Рокича, %

Терминальные ценности До 15 лет После 15 лет Инструментальные ценности До 15 лет После 15 лет

% Ранг % Ранг % Ранг % Ранг

Здоровье 93,3 1 93,3 1 Воспитанность 86,7 1 93,3 1

Красота природы и искусства 80,0 2 26,7 9 Самоконтроль 80,0 2 6,7 9

Наличие хороших и верных друзей 80,0 2 80,0 2 Честность 80,0 2 80,0 2

Счастливая семейная жизнь 73,3 3 93,3 1 Чуткость 80,0 2 60,0 4

Любовь 73,3 3 93,3 1 Аккуратность 73,3 3 66,7 3

Уверенность в себе 66,7 4 66,7 4 Исполнительность 73,3 3 80,0 2

Материально обеспеченная жизнь 60,0 5 73,3 3 Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 73,3 3 20,0 8

Интересная работа 53,3 6 53,3 5 Жизнерадостность 66,7 4 93,3 1

Свобода 46,7 7 46,7 6 Ответственность 60,0 5 80,0 2

Общественное признание 46,7 7 46,7 6 Образованность 53,3 6 53,3 5

Развитие 40,0 8 40,0 7 Рационализм 46,7 7 33,3 6

Счастье 40,0 8 33,3 8 Эффективность в делах 33,3 8 66,7 3

Творчество 33,3 9 13,3 11 Высокие запросы 26,7 9 6,7 9

Развлечения 20,0 10 13,3 11 Широта взглядов 20,0 10 20,0 8

Активная деятельная жизнь 13,3 11 46,7 6 Независимость 13,3 11 53,3 5

Жизненная мудрость 13,3 11 33,3 8 Нетерпимость к недостаткам других (и к своим) 13,3 11 0 10

Познание 13,3 11 20,0 10 Терпимость 13,3 11 26,7 7

Продуктивная жизнь 13,3 11 0 12 Твердая воля 6,7 12 33,3 6

ния симптомокомплекса выгорания, связанного с ощущением интеллектуального и эмоционального ступора (ф эмп -0,558; р < 0,05), переживанием психотравмирую-щих обстоятельств деятельности (ф эмп -0,507; р < 0,05), переходящих в состояние фрустрации, сотрудники выработали собственные индивидуальные ресурсы, направленные на нейтрализацию стрессовых ситуаций на работе . С одной стороны, это следует рассматривать как явление позитивное, нацеленное на адаптацию Спонтанно задействуя профессионально-личностные ресурсы, работник всеми силами старается вернуть психологический комфорт, уменьшив влияние неблагоприятных факторов труда. С другой стороны, отметим, с увеличением стажа (даже если действуют индивидуальные способы адаптации к ситуациям хронического производственного стресса) воздействие стресса на работников может усилиться (в нашем случае с 35,2 до 72,4%).

Значимым индикатором неблагоприятного положения дел (при сложившихся индивидуальных системах противоборства стрессовым ситуациям) является симптом фазы «Резистенция», обозначенный как «эмоционально-нравственная дезориентация». У лиц со стажем работы свыше 15 лет он выражен сильнее (ф эмп -0,542; р<0,05). В . В . Бойко утверждает, что при снижении эмоционально-нравственной, т е ценностной, ориентации можно ожидать неадекватной реакции людей по отношению к коллегам Статистически значимое различие по симптомокомплексу «эмоционально нравственная дезориентация» должно означать, что контролеры (по мере увеличения стажа работы) будут ограничивать свое взаимодействие с «хорошими» сотрудниками, при этом выбор партнеров по общению опирался бы на субъективные критерии .

Обращение к диагностике ценностных ориентаций позволило предположить, что у лиц со стажем произойдут изменения иерархии ценностей и пересмотр средств их достижения. Материалы таблицы дают полное представление о различиях при ранжировании ценностей у работников со стажем до и после 15 лет.

Опираясь на сравнительные количественные данные таблицы и проводя содержательный анализ ценностной структуры испытуемых, отметим, что у людей, долго работавших в пенитенциарной системе, дискредитации ценностей не произошло. Иначе говоря, они продолжают оставаться устойчивыми к негативным влияниям профессиональных факторов, поскольку по приоритетности остаются неизменными терминальные ценности первого рейтингового порядка: «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», а ценность «жизненная мудрость» оказалась выше, чем в сравниваемой подгруппе В содержание ценности «жизненная мудрость» заложены зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом Устойчивость приоритетных рейтинговых данных дает основание рассматривать указанную ценность в качестве универсального ресурса противостояния эмоциональному выгоранию

Закономерно возникает вопрос об эффективности средств достижения базовых (терминальных) ценностей У лиц, имеющих больший стаж, профессионально-трудовые ценности оказались весомее («активная деятельная жизнь», «материально обеспеченная жизнь», «интересная работа», «свобода», «развитие», «общественное признание»), хотя приоритетные средства их реализации остались прежними. Это связано с формализованной исполнительностью и производственной

конвенциональностью На первые ранговые места вышли ценности «воспитанность» (№ 1), «ответственность» (№ 2), «аккуратность» (№ 3), результативность которых в свете иных ценностных запросов может быть сомнительна Реализация базовых ценностей активной жизни и развития у служащих со значительным стажем потребовала бы скорее таких «инструментов», как «нетерпимость к недостаткам других и к своим», «твердая воля», «широта взглядов» и т п Однако их рейтинговые позиции в системе ценностей невысоки (от восьмого до десятого места) Своеобразной защитой от полного истощения для половины работников с большим стажем служили эмоционально-нравственные ориентиры, отразившиеся в ценностях «жизнерадостность», «честность», «чуткость» (ранги № 1, 2 и 4 соответственно).

Отметим, что по фазе «Истощение» значимые статистические различия отсутствуют, заметная дифференциация в состоянии подгрупп испытуемых проявляется по симптому «Личностная отстраненность, или деперсонализация» Личностные ценности, как свидетельствует В . В . Бойко, искажаются в сторону антигуманистического настроя и асоциальности по отношению к образу жизни и к людям. Фрустрация (ф эмп -0,558; р < 0,05) от восприятия психотравмирующих обстоятельств (ф эмп -0,507; р < 0,05) в фазе «Напряжение» переходит в эмоционально-нравственную дезориентацию (ф эмп -0,542; р < 0,05) в фазе «Резистенция» и обретает вид деперсонализации (ф эмп -1,000; р < 0,05) в фазе «Истощение» В наиболее тяжелых формах деперсонализация проявляется в немотивированной агрессии, смыкается с психопатическими состояниями и выступает противопоказанием к работе с людьми

Фаза «Истощение» представляет логическое завершение процесса эмоционального выгорания, когда общая картина выглядит печальной в силу необратимости Налицо почти полная потеря интереса к работе и жизни вообще, ощущение упадка сил. Защита от эмоциональных растрат в условиях хронического стресса становится смыслом деятельности и выражается в безразличии к труду и оценкам его результатов со стороны других За время длительной работы в должности контролеров бывают подорваны личностные ресурсы, что выражается не только в эмоциональной дефицитарности и производственной отстраненности, но и в серьезных психосоматических расстройствах. Если в подгруппе испытуемых со стажем работы до 15 лет только одна пятая часть сотрудников (21,2%) может быть отнесена к такой категории по показателями эмоционального выгорания, то среди лиц, имеющих стаж свыше 15 лет, таких уже почти половина (47,3%)

Сравнение результатов диагностики эмоционального выгорания у испытуемых с различным стажем службы в УИС демонстрирует картину, неблагоприятность которой усиливается по мере увеличения срока работы в должности контролера Почти три четверти лиц со стажем свыше 15 лет (72,4%) находится в состоянии противодействия непрерывному трудовому стрессу Половина всей выборки таких сотрудников оказывается бессильной в этом противостоянии и обретает

синдром эмоционального выгорания в его худшем и необратимом виде на фазе «Истощение»

Таким образом, была подтверждена первая часть гипотезы исследования. Что касается ее второй части, когда предполагалось, что различия в базовых ценностных ориентациях повлекут изменившиеся стратегии и способы достижения ценностей, то в данном пилотажном исследовании подтвердить это не удалось Правомерно предположить, что за отсутствием обновленных средств, адекватных изменившимся жизненным приоритетам, скрывается причина невозможности для половины сотрудников со стажем свыше 15 лет уберечься от эмоционального выгорания в его деструктивной необратимой фазе

В результате проведения эксперимента были выявлены особенности эмоционального выгорания и характер ценностных ориентаций служащих УИС г Алматы и Алматинской области Республики Казахстан Значимые различия получены уже при анализе результатов первых 30 человек, что дает основание для перенесения закономерностей и модели исследования на более широкую аудиторию Следствия, исходящие из полученных данных, соотнесенных с материалами других исследований сходной тематики6, позволяют очертить проблемное поле для разработки психологических средств и для организации психопрофилактической работы со служащими УИС Перечень этих средств включает мероприятия, рекомендованные для реализации администраторами, психологами и другими специалистами по работе с кадровым составом, самими служащими.

Со стороны администрации ожидается утверждение престижности профессиональной деятельности как высокой миссии, осуществляемой на сложном участке государственной службы; установление прозрачных критериев оценки труда, упорядочение системы материального и морального стимулирования ответственных работников; расстановка и карьерное продвижение кадров по должностям в соответствии с уровнем образования и профессиональной компетентностью; компенсация неблагоприятных условий труда в учреждении заботой о бытовых условиях жизни и состоянии здоровья подчиненных

Со стороны специалистов по кадровой и воспитательной работе при приеме на службу предстоит осуществлять достоверное полное информирование об особенностях работы и психотравмирующих факторах учреждения; рекомендовать к повышению в должности отличившихся по службе сотрудников, имеющих характеристики профессионально-личностной зрелости; поддерживать моральными средствами ценности эмоционального благополучия в семье и престижа здоровых брачных отношений; восполнять культурно-эстетический дефицит учреждения мероприятиями высокохудожественного содержания и рекреационной направленности

Со стороны психологической службы необходимо осуществлять регулярную работу по отслеживанию у сотрудников предрасположенности к эмоциональному выгоранию; определению личностных ресурсов про-

Бабушкин Г. Д. Взаимосвязь направленности мышления с результативностью.

тивостояния эмоциональному выгоранию путем предоставления индивидуализированных рекомендаций; укреплению психологического климата коллектива сотрудников, в том числе путем организации клубных форм передачи психологического знания; учету психологической совместимости сотрудников смены (вахты), отдела (участка) и др

Со стороны сотрудников ожидается признание ценности семейно ориентированных устремлений и конструктивных семейно-брачных отношений как нормы жизни; принятие служебной деятельности как способа самореализации в труде и средства обеспечения экономической безопасности семьи; участие в различных формах интеллектуальной активности (дополнительное образование, саморазвитие) и состязательности (конкурсы, клубы, викторины); активное участие в различных формах спортивно-досуговой конкуренции (командный спорт, индивидуальные единоборства) и т д

1 Freudenberger H. Staff burn-out // Journal of Social Issues, 1974. Vol. 30 . P. 159-165 ; Maslach C., Leiter M. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it . San Francisco, 1997. 186 p.; Kondo К. Burnout syndrome //

Asian Medical Journal. 1991. № 34(11). P 49-57.

2 Maslach C., Leiter M. Op . cit. ; Maslach С., Jackson S. The measurement of experienced burnout // Journal of Occupational Behavior. 1981. Vol. 2 . Р 99-113 ; Водопьянова Н. Е., Старчен-кова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика СПб , 2005 336 с

3 Burisch M. Das Burnout-Syndrom — Theorie der inneren Erschöpfung Berlin-GmbH, 2013 158 p

4 Бойко В. В. Энергия эмоций . СПб . , 2004. 474 с .

5 Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992. С. 112-114.

6 Бухтояров О. В., Самарин А. М., Чванова Ю. О. Эмоциональное выгорание у сотрудников уголовно-исправительной системы России // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 92-101 ; Горбунов К. Г., Куатов А. К. Особенности мотивации служебной деятельности сотрудников УИС с различным трудовым стажем // Вестн Омск ун-та Сер Психология . 2007. № 2 . С. 61-67 ; Рожков О. А. Взаимосвязь профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исправительной системы // Научный диалог. 2012. № 6 . С. 61-72 ; Тропов В. А., Новикова И. А., Сидоров П. И. Особенности синдрома эмоционального выгорания и профессионально-личностных изменений у оперативных сотрудников уголовно-исправительной системы // Экология человека. 2008. № 9 . С. 14-18 .

УДК 796.818

ВЗАИМОСВЯЗЬ НАПРАВЛЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ С РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г. Д. Бабушкин

В статье рассматривается значение содержания мыслительной деятельности спортсменов перед соревнованиями. Показано влияние мышления на результативность соревновательной деятельности спортсменов различных видов спорта. Увеличение доли в направленности позитивного мышления в предстоящей экстремальной деятельности путем специальных психорегулирующих занятий, упражнений и тренингов представляет дополнительный ресурс не только в повышении спортивных результатов на соревнованиях, но и в приобретении оптимального боевого состояния, а также в росте спортивного мастерства.

Ключевые слова: мыслительная деятельность, спортсмены, влияние, подготовка, результативность.

Любая деятельность человека обусловлена рядом факторов, оказывающих влияние на состояние, поведение и результаты деятельности Одним из значимых факторов в этом считается мышление, его содержание, концентрация и направленность. Формирование эффективного мышления, положительно влияющего на жизнедеятельность человека, — актуальная проблема обучения и воспитания. В научной литературе нашли разрешение отдельные вопросы, связанные с проявлением оперативного и рефлексивного мышления, с его направленностью ', однако научных разработок в этом плане нет.

Проблема формирования позитивного мышления, его влияние на развитие личности особенно остро проявляется на фоне занятий спортом Спортивная деятельность выступает тем полигоном, на котором мышление проявляется наиболее ярко, а характер мышления спортсмена становится значимым фактором, влияющим на результаты его деятельности Спортсмену, находящемуся во власти зародившихся отрицательных мыслей, не умеющему справиться с ними, труднее достигнуть высоких спортивных результатов

Если в сознании спортсмена укоренилось сомнение в исходе поединка — это явный сдерживающий фактор в достижении им поставленной цели Поэтому для психологического совершенствования, повышения соревновательной готовности, важно научиться регулировать образ своих мыслей и изменять их содержание

Цель настоящего исследования — проанализировать содержание мышления спортсменов перед соревнованием, определить его влияние на результаты соревновательной деятельности

По итогам выступлений на соревнованиях выделяют две группы участников — стабильных и менее стабильных Стабильно выступающий спортсмен регулирует свое психологическое состояние и направленность мышления, отличается преобладанием мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудач 2

Каково содержание мыслительной деятельности спортсмена перед соревнованием? Каково соотноше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.