Научная статья на тему 'Проблема психологического здоровья детей в контексте деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации'

Проблема психологического здоровья детей в контексте деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3370
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / CHILDREN'S PSYCHOLOGICAL HEALTH / CRITERIA OF CHILDREN'S PSYCHOLOGICAL HEALTH / ACTIVITY OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Н. В.

На основе анализа различных подходов к проблеме психологического здоровья детей выделены некоторые аспекты в деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Понятие психологического здоровья в целом ориентирует педагога-психолога на создание условий, способствующих развитию личностной индивидуальности ребенка, формированию нравственной позиции, развитию рефлексии и смысловой сферы личности, межличностных отношений между детьми. В качестве критериев психологического здоровья детей обозначены такие, как эмоциональное благополучие, наиболее значимые характеристики развития ребенка, гармония между ребенком и социумом. Выводом является определение приоритетов в деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Александрова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CHILDREN’S PSYCHOLOGICAL HEALTH IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST’S ACTIVITY IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

This article contains some aspects of educational psychologist’s activity in a pre-school educational institution which are singled out on the basis of the analysis of various approaches to the children’s psychological health problem. The concept of psychological health in general focuses an educational psychologist on creating the conditions encouraging a child’s personal identity development, a moral position formation, the development of reflection and a personal semantic sphere, and interpersonal relations of children. As the criteria of children’s psychological health there are specified such criteria as emotional well-being, major characteristics of a child’s development, and harmony between a child and society. The conclusion is in determination of the priorities of educational psychologist’s activity in a pre-school educational institution.

Текст научной работы на тему «Проблема психологического здоровья детей в контексте деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации»

УДК 159.922.7

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н.В.Александрова

THE PROBLEM OF CHILDREN'S PSYCHOLOGICAL HEALTH IN THE CONTEXT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST'S ACTIVITY IN A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

N.V.Aleksandrova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]

На основе анализа различных подходов к проблеме психологического здоровья детей выделены некоторые аспекты в деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Понятие психологического здоровья в целом ориентирует педагога-психолога на создание условий, способствующих развитию личностной индивидуальности ребенка, формированию нравственной позиции, развитию рефлексии и смысловой сферы личности, межличностных отношений между детьми. В качестве критериев психологического здоровья детей обозначены такие, как эмоциональное благополучие, наиболее значимые характеристики развития ребенка, гармония между ребенком и социумом. Выводом является определение приоритетов в деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: психологическое здоровье детей, критерии психологического здоровья детей, деятельность педагога-психолога дошкольной образовательной организации

This article contains some aspects of educational psychologist's activity in a pre-school educational institution which are singled out on the basis of the analysis of various approaches to the children's psychological health problem. The concept of psychological health in general focuses an educational psychologist on creating the conditions encouraging a child's personal identity development, a moral position formation, the development of reflection and a personal semantic sphere, and interpersonal relations of children. As the criteria of children's psychological health there are specified such criteria as emotional well-being, major characteristics of a child's development, and harmony between a child and society. The conclusion is in determination of the priorities of educational psychologist's activity in a pre-school educational institution.

Keywords: children's psychological health, criteria of children's psychological health, activity of educational psychologist in a pre-school educational institution

Психологическое здоровье относится к одной из не теряющих своей актуальности проблем, поскольку выступает фундаментальным условием полноценного функционирования и непрерывного развития личности, обеспечивает человеку гармонию с самим собой и окружающей средой. Активный интерес к данной проблеме связан, в том числе, с устойчивой тенденцией ухудшения психологического здоровья детей.

Как пишет О.В.Решетникова, признание психологического здоровья детей одной из главных целей психологической работы в образовательном учреждении окончательно утвердилось на II Всероссийском съезде психологов образования (Пермь, 1995 г.). Т.И.Чиркова, одна из первых разработчиков теоретических основ психологической службы в дошкольных учреждениях (1999 г.), определяет основной целью ее деятельности обеспечение психологического здоровья детей. Сохранение психологического здоровья ребенка является одним из важных условий эффективной организации образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013 г.) первой задачей, на решение которой он направлен, выступает охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, что отражено также в требованиях к со-

держанию образовательной программы дошкольного образования, условиям ее реализации, результатам освоения.

Таким образом, главной целью и критерием успешности деятельности психологической службы образования является психологическое здоровье ребенка. В связи с этим для практической деятельности педагога-психолога, на наш взгляд, принципиально важное значение имеет определение понятия психологического здоровья и его критериев применительно к детскому возрасту.

В настоящее время насчитывается ограниченное количество публикаций по проблеме психологического здоровья детей дошкольного возраста. Среди авторов работ, посвященных данному вопросу, можно выделить И.В.Дубровину и О.В.Хухлаеву, а также Т.И.Безуглую, З.К.Давлетбаеву,

В.Э.Пахальяна, А.В.Шувалова и некоторых других. Понятие психологического здоровья применительно к детям дошкольного возраста не имеет четкого определения. Следует заметить, что и само понятие психологического здоровья, его критерии однозначно не определены. Как замечает А. В.Шувалов, критические замечания в отношении понятия психологического здоровья заключаются, в том числе в его метафоричности и невнятности, не охваченности формальной дефиницией.

И.В.Дубровина определяет различия в понятиях психического и психологического здоровья и дает их определения применительно к детскому возрасту. По ее мнению, понятие «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое и личностное развитие ребенка на всех этапах онтогенеза (своевременная реализация возрастных и индивидуальных возможностей). Понятие «психологическое здоровье» относится к личности в целом и включает духовное начало. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, его чувствам, интересам, способностям, его отношению к себе и дрeubv, окружающему миру, к жизни как таковой, помощь ребенку в овладении средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающим [1].

Кроме того, наряду с понятием психологического здоровья используется понятие «психическое здоровье». Данные термины зачастую рассматриваются авторами как синонимичные. Например, З.К.Давлетбаева, используя в своем исследовании понятие «психическое здоровье», объясняет это большей разработанностью данного термина. Также в ее понимании термин «психическое здоровье» подразумевает и наличие термина «психологическое здоровье». Под психическим здоровьем ребенка она понимает его эмоциональное благополучие, обусловленное высоким качеством взаимодействия со значимыми взрослыми, личностную адаптированность и нормативное проявление психического [2].

Таким образом, понятие психологического здоровья в целом ориентирует педагога-психолога на создание условий, способствующих развитию личностной индивидуальности ребенка. Опираясь на данное положение, необходимо учитывать ряд важных моментов.

Одна из серьезных проблем современного общества — индивидуализм, разобщенность людей. Это относится и к детскому сообществу. Т.П.Авдулова отмечает, что современный ребенок реже включен в отношения сотрудничества с другими детьми, нет таких дворовых компаний как раньше, много однодет-ных семей, дети зачастую не посещают детские сады, игрушек много, но многие ориентируют на индивидуальное использование и т.п. Вместе с тем многие авторы в качестве одного из важных критериев психологического здоровья выделяют и направленность человека на других людей: социальный интерес (А.Адлер, У.Драйден, Э.Эллис), способность к теплым, сердечным социальным отношениям (Г.Олпорт), общественный интерес, глубокие межличностные отношения (А.Маслоу) и т.п. «Отчуждение, т.е. бытие вне взаимоотношения — это ад. Это то состояние, которое влияет фактически на каждый аспект жизни личности. Каждый ребенок хочет быть «во взаимоотношении», быть самими взаимоотношениями, а не просто выжить или справиться с проблемой. Когда дети «находятся во взаимоотношении» — это тот вид существования, при котором, общаясь с другими, с миром природы и идей, они могут быть

самими собой. Они свободны создавать и быть созданными... Дети хотят быть во взаимоотношении как со значимыми взрослыми своего мира, так и со сверстниками. Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне взаимоотношения. Дети хотят таких взрослых, которые сделали бы для них возможным пребывать во взаимоотношении» [3, с. 28].

Итак, забота о психологическом здоровье детей предполагает и развитие их межличностных отношений. Развитие индивидуальности, признание достоинств ребенка не должно фиксировать его на самом себе, порождать разобщенность между детьми. Задача взрослого — «помочь ребенку достичь: здорового понятия о себе самом; здорового взгляда на мир, который позволяет ребенку жить полно и эффективно находить свое место среди людей; здоровой совести, основанной на глубокой заботе о других и умении строить отношения с людьми» [3, с. 3].

В этом контексте представляется актуальным гуманитарно-антропологический подход к проблеме психологического здоровья. А.В.Шувалов раскрывает его сущность, сопоставляя с гуманистическим подходом, подчеркивая при этом, что антропологическая модель психологического здоровья не противоречит гуманистической модели. В контексте гуманитарно-антропологической парадигмы основой психологического здоровья выступает духовное возрастание как преодоление самости в развитии способности к де-центрации, самоотдаче и любви (в гуманистическом подходе — личностный рост как утверждение самости в наращивании способности полноценного функционирования в условиях индивидуальной жизни). Как отмечает автор, образование, полагающее нормой ценность саморазвития, становления ребенка субъектом своей жизни, актуализация его личностного начала, формирующее с необходимостью нравственную позицию человека, является естественной формой поддержания психологического здоровья детей. Психологическая помощь при этом затрагивает духовно-душевную сущность человека и поэтому соотносима с нравственными аспектами жизни [4].

Рассматривая проблему психологического здоровья детей, необходимо обратиться к логотерапии В. Франкла. В.Франкл подчеркивает, что самоактуализация является лишь результатом осуществления смысла. В логотерапии говорится о смыслах на двух уровнях: смысл жизни вообще и конкретный смысл в конкретной ситуации. И.В.Дубровина замечает, что и у детей надо воспитывать готовность к нахождению смысла жизни. Тем более, как показывают исследования Н.А.Горловой, если раньше у детей был хорошо развит подражательный рефлекс, и они старались повторять за взрослым, то у современных детей преобладает рефлекс свободы — самостоятельное выстраивание собственного поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он будет его выполнять. Если нет, то откажется, выражая протест вплоть до агрессии [5]. Таким образом, любая психологическая работа с детьми должна способствовать развитию у них рефлексии процесса и его смысла — «Что и как мы делали и зачем?» (с учетом возраста детей).

Наряду с понятием психологического здоровья детей, важное практическое значение представляют его критерии, которые позволят судить о состоянии личности ребенка в процессе психологического сопровождения. Общепринятые критерии психологического здоровья ребенка не выделены, рассмотрим ряд подходов к данной проблеме.

Критерии психологического здоровья взрослого человека (в сложившемся виде) представляют собой характеристики зрелой личности. Психологическое здоровье — это прижизненное образование, хотя его предпосылки возникают еще в пренаталь-ном периоде. По мнению И. В.Дубровиной, психологическое здоровье ребенка и взрослого отличается совокупностью личностных новообразований, которые должны присутствовать у взрослого, но еще не развились у ребенка. Судить о сформированности этих качеств можно только с учетом возрастных возможностей [6].

В.Э.Пахальян считает, что о психологическом здоровье ребенка в целом можно судить по наиболее значимым характеристикам его развития. Данные критерии, на наш взгляд, можно обозначить как воз-растно-психологические.

Одним из основных показателей психологического здоровья ребенка является эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие представляет собой устойчиво положительное эмоционально-комфортное состояние ребенка, являющееся основой его отношения к миру. Согласно Г.Г. Филипповой, эмоциональное благополучие ребенка может быть представлено следующими компонентами: эмоция удовольствия — неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения; переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживание успеха — неуспеха в достижении целей; переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживание оценки другими результатов активности ребенка [7].

О. В. Хухлаева выделяет в качестве ключевого критерия психологического здоровья детей гармонию между ребенком и социумом — способность приспособления к окружающему миру (устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций) и, наряду с этим, активное отношение к окружающей действительности, возможность ее творческого преобразования [8].

Поскольку психологическое здоровье связано со здоровьем психическим, рассмотрим критерии психического здоровья ребенка. Они достаточно четко представлены в учебном пособии Е.И.Изотовой и содержательно пересекаются с критериями, представленными выше. Оценка психического здоровья ребенка может основываться на:

— объективных критериях — реальных достижениях в психическом развитии: мотивационно-потребностный блок (активность личности); блок общих способностей (познавательные, коммуникативные и рефлексивные); блок системы ценностей (нравственная позиция); содержательный блок — владение продуктивными и процессуальными (игра,

общение) видами деятельности, элементарная эрудиция ребенка;

— субъективных критериях: переживание ребенком эмоционального комфорта и благополучия; положительное отношение к действительности; адекватная самооценка [8].

Таковы некоторые подходы к определению критериев психологического здоровья ребенка. Вместе с тем, как пишет А.В.Шувалов, психологическое здоровье, является, в первую очередь, не диагностическим понятием, а контекстным, фокусирующим внимание педагогов и специалистов на профессиональной сверхзадаче. В образовании — это приоритет развития ребенка как личности [9].

Подводя итоги вышесказанному, выделим приоритеты в деятельности педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Основным и смыслообразующим видом деятельности педагога-психолога должна выступать психологическая профилактика, направленная на создание условий, способствующих гармоничному развитию ребенка. При этом другие виды психологической работы с детьми приобретают соответствующую психопрофилактическую направленность. Так, одной из главных задач психодиагностической работы должно выступать не только определение уровня актуального развития ребенка, его соответствие или несоответствие условной возрастной норме, как это зачастую встречается в практике работы, а изучение индивидуально-психологических особенностей детей посредством неформализованных методов (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности). Особое внимание в диагностике уделяется изучению отношений между всеми участниками образовательного процесса, условий оптимального развития ребенка. Основными задачами развивающей работы будут выступать раскрытие и актуализация возможностей ребенка, его духовного начала, развитие субъектности, межличностных отношений.

1. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: Метод. пособие / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия, 2000. 157 с.

2. Давлетбаева З.К. Супружеские отношения как фактор психического здоровья детей. Сибайский институт Башкирского государственного университета. 2007. 177 с.

3. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер-мл. Р. Ребёнок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести. М.: Смысл; СПб.: Гармония. 1994. 237 с.

4. Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2009. № 4 (15). С. 87-101.

5. Горлова Н. Современные дошкольники: какие они? [Электр. ресурс] // Обруч.ги: электронный журнал. 2009. № 1. URL: http://www.obruch.ru/ index.php?id=8&n=42&r=2 (дата обращения: 26.04.2015).

6. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2003. 172 с.

7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для пед. вузов / Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. М.: Академия, 2003. 166 с.

8. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. 288 с.

9. Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1 (18). С. 33-38.

References

1. Dubrovina I.V., ed. Rukovodstvo prakticheskogo psikhologa: psikhicheskoe zdorov'e detei i podrostkov v kontekste psik-holog. sluzhby: metod. posobie [Practical psychologist manual: mental health of children and teenagers in the context of psychological service. Study guide]. Moscow, "Akademiia" Publ., 2000. 157 p.

2. Davletbaeva Z.K. Supruzheskie otnosheniia kak faktor psikhicheskogo zdorov'ia detei: monografiia [Matrimonial relations as a factor of children's mental health]. BashSU Sibai Institute Publ., 2007. 177 p.

3. Snyder M., Snyder R., Snyder, Jr, R. Rebenok kak lichnost': stanovlenie kul'tury spravedlivosti i vospitanie sovesti [The Young Child as Person: toward the development of healthy conscience]. New York: Human Sciences Press, 1980. 239 p.

4. Shuvalov A.V. Psikhologicheskoe zdorov'e cheloveka [Man's psychological well-being]. Vestnik PSTGU IV: Pedagogika. Psikhologiia — St Tikhon's University Review. Pedagogy. Psychology, 2009, no. 4 (15), pp. 87-101.

5. Gorlova N. Sovremennye doshkol'niki: kakie oni? [Modern

pre-school children: what are they?]. Obruch.ru: elektronnyi zhurnal, 2009, no. 1. Available at: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=42&r=2 (accessed 26.04.2015).

6. Khukhlaeva O.V. Korrektsiia narushenii psikhologicheskogo zdorov'ia doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov: ucheb. posobie dlia vuzov [Correction of violations in psychological health of pre-school children and primary school children: study guide for higher education institutions], Moscow, "Akademiia" Publ., 2003. 172 p.

7. Kosheleva A.D.; Shagraeva O.A., Kozlova S.A., eds. Emot-sional'noe razvitie doshkol'nikov: ucheb. posobie dlia ped. vuzov [Emotional development of pre-school children: study guide for pedagogical higher education institutions]. Moscow, "Akademiia" Publ., 2003. 166 p.

8. Izotova E.I. Psikhologicheskaia sluzhba v obrazovatel'nom uchrezhdenii: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zave-denii [Psychological service in educational institutions: study guide for higher education institutions]. Moscow, "Akademiia" Publ., 2009. 288 p.

9. Shuvalov A.V. Psikhologicheskoe zdorov'e cheloveka: antro-pologicheskii podkhod [Psychological health of a person: anthropological approach]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniia, 2009, no. 1 (18), pp. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.