Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 9 ЛЕТ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 9 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / 9 ЛЕТ / ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полякова Е. Л., Поляков Л. М.

В возрасте 9 лет ребёнок проявляет различную физическую активность. Это может быть активность вне образовательного учреждения либо, наоборот, в образовательном учреждении. Вне зависимости от того, где ребёнок реализует свою физическую активность, основным является его личный интерес это делать. Поэтому ключевым является именно согласие ребёнка с теми условиями, в которых он может реализовывать свои движения. Соответственно, физическую активность ребёнка данного возраста актуально рассматривать не только относительно условий её проявлений, а, прежде всего, относительно согласия ребёнка её реализовывать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 9 ЛЕТ»

метод достаточно прост: встречи графолога с кандидатом не требуется, а в качестве дополнения к анализу почерка можно применять графические, проективные, личностные и другие тесты. Список использованной литературы:

1. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2013. 695 с.

2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник / Т.Ю. Базаров. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 320 с.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. М.: КНОРУС, 2012. 368 с.

4. Фармагей А.И. Графология как наука и не только. / А.И. Фармагей. Киев: Ника-Центр, 2007. 120 с.

© Пикалов В.В., Смеянов С.Н., Семикин И.Д., 2020

УДК 37

Полякова Е.Л.

учитель физической культуры, Средняя общеобразовательная школа №17, г. Владивосток, Россия Поляков Л.М. магистр, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Россия

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТИМУЛ ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ВОЗРАСТЕ 9 ЛЕТ

Аннотация

В возрасте 9 лет ребёнок проявляет различную физическую активность. Это может быть активность вне образовательного учреждения либо, наоборот, в образовательном учреждении. Вне зависимости от того, где ребёнок реализует свою физическую активность, основным является его личный интерес это делать. Поэтому ключевым является именно согласие ребёнка с теми условиями, в которых он может реализовывать свои движения. Соответственно, физическую активность ребёнка данного возраста актуально рассматривать не только относительно условий её проявлений, а, прежде всего, относительно согласия ребёнка её реализовывать.

Ключевые слова:

Младший школьный возраст, 9 лет, психическая активность, психологический стимул,

физическая активность

В период младшего школьного возраста физическая активность ребёнка может изменяться различным образом. При этом каким бы образом ребёнок не проявлял свою физическую активность в этом возрастном периоде, главным является его психологическое сопровождение такой активности. И если ребёнок представляет свои движения, как относящиеся к другим своим движениям и к условиям, в которых они могут реализовываться, то это часто является предпосылками для того, чтобы не условия влияли на активность ребёнка, а активность оказывала значительное влияние на изменения таких условий. При этом часто бывает и так, что и условия организованы таким образом, что они помогают развивать физическую активность в определённом возрасте.

В период 9 лет у ребёнка могут происходить значительные изменения психической активности и физических способностей, если таким изменениям соответствуют условия, в которых ребёнок развивается

[1]. В 9 лет не только психика, а также физические способности ребёнка приближаются в развитии к младшему подростковому возрасту, когда усиливается развитие индивидуальности в поведении ребёнка. Соответственно, именно в возрасте 9 лет актуально рассмотреть то, каким образом ребёнок может осознавать тот психологический стимул, который влияет на проявление его физической активности.

Прежде всего, необходимо отметить, что в возрасте 9 лет основным стимулом для того, чтобы ребёнок мог проявлять свою физическую активность, является осознанием им актуальности своих движений. В данном возрасте ребёнок может сопоставлять свои движения с движениями значимого для него взрослого человека. Особенно это касается семьи. В семье ребёнок может не только часто изменять своих движения и осознавать их оценку со стороны взрослого человека, а также высказываться о своих движениях. В то же время вне семьи ребёнок 9 лет может чаще следовать определённым нормам при проявлении своих движений. И такие нормы часто формирует значимый для него взрослый человек. В данном случае следует отличать нормы общества и те нормы, которые ребёнку высказывает значимый для него взрослый человек. И не всегда нормы, которые высказывает ребёнку значимый для него взрослый человек относительно его физической активности, могут быть такими же, как нормы общества. Так значимый для ребёнка взрослый человек может говорить ребёнку о том, чтобы он уменьшил свою физическую активность там, где нормы общества могут наоборот позволять ребёнку увеличить свою физическую активность. Это, в свою очередь, способно влиять на то, каким образом ребёнок данного возраста раскрывает, прежде всего, для себя значимость своих движений.

Нормы общества, относящиеся к физической активности ребёнка, и те нормы, которые для физической активности ребёнка формирует значимый для него взрослый человек, так или иначе, соответствуют условиям, в которых ребёнок может проявлять свою физическую активность. Так, например, если существует спортивная площадка, на которой ребёнок может проявлять свою физическую активность, то существуют и нормы общества, которые регламентируют его поведение на такой площадке. В то же время, значимый для ребёнка взрослый человек может сказать ему о том, чтобы он не проявлял свою физическую активность на этой площадке. В то же время данная площадка и, соответственно, нормы общества в виде регламента поведения на ней, могут предполагать то, что ребёнок может проявлять значительную свою физическую активность. И в этом случае, нормы общества, относительно физической активности ребёнка, могут отличаться от тех норм, которые разработал относительно физической активности ребёнка значимый для него взрослый человек. Тогда возможно то, что такой взрослый человек может приводить ребёнка 9 лет на те площадки, которые не приспособлены для того, чтобы он проявлял значительную свою физическую активность. В этом случае могут изменяться условия, в которых ребёнок проявляет свою физическую активность. Тогда возможно то, что те условия, в которых реализуются движения ребёнка, могут не соответствовать индивидуальным особенностям его развития. Поэтому часто именно семья, где в основном присутствует значимый для ребёнка человек, способна оказывать значительное влияние на его физическую активность. Так, в исследовании, в котором принимали участие дети 9 лет, было выявлено, что у мальчиков и у девочек выше уровень физической активности, если кто-то из их семьи занимается физической активностью в спортивном клубе [4]. Соответственно, если ребёнок в данном возрасте сопоставляет свою физическую активность с физической активностью кого-то из своей семьи, то это может оказывать влияние на то, каким образом он изменяет свои движения. И также если кто-то в семье занимается физической культурой или спортом, то в семье могут возникать те нормы, которые ориентированы на проявление высокого уровня физической активности.

Необходимо отметить, что в возрасте 9 лет физическая активность ребёнка во многих случаях проявляется тогда, когда это позволяют соответствующие условия. Часто в данном возрасте такие условия относятся и к образовательному процессу. Например, в различных странах дети 9 лет могут проявлять различный уровень физической активности, чтобы добраться до образовательного учреждения. Кто-то из них ходит в школу пешком, кто-то ездит на транспорте. При этом было выявлено, что дети из одних стран могли больше времени ходить в школу пешком, чем дети из других стран. Такому различию проявлений у детей физической активности может во многом способствовать то, насколько близко они проживают к образовательному учреждению [8]. При этом необходимо отметить, что физическая активность ребёнка

данного возраста может изменяться тогда, когда ребёнок находится в образовательном учреждении. Часто такая активность проявляется во время перерыва. И у такой активности существуют гендерные различия. Так, например, в исследовании, в котором принимали участие дети 9 лет, было выявлено, что мальчики во время перерыва были более активны, чем девочки [3]. При этом такие гендерные особенности проявлений физической активности могут проявляться на протяжении всего периода 9 лет. Например, у девочек, возраст которых в среднем 9,9 лет, также проявляется меньшая физическая активность, чем у мальчиков, средний возраст которых 10 лет [2]. Однако здесь необходимо учитывать то, какой изначально является физическая подготовка ребёнка. Если ребёнок является спортсменом, то у него может быть выше уровень физической активности в образовательном учреждении, чем у того ребёнка этого же возраста, который не является спортсменом. При этом даже вид спорта может оказывать влияние на то, какой у ребёнка 9 лет может быть уровень физической активности в образовательном учреждении. Так, например, в исследовании было выявлено, что у тех детей, которые тренируются в футбольном клубе, общая школьная активность составляет в среднем 43,11 минут в день. При этом у тех детей, которые не тренируются в футбольном клубе, а посещают также в клубах другие виды спорта, общая школьная активность составляет в среднем 31,51 минут в день. В то же время у тех детей, которые вообще не посещают какие-либо виды спорта в клубах, общая школьная активность составляет в среднем 30,56 минут в день [7]. В данном случае можно сказать о том, что если ребёнок 9 лет посещает какой-то из видов спорта, то это может являться также психологическим стимулом для изменения им своей физической активности. При этом необходимо отметить, что существуют гендерные различия в посещении детьми 9 лет определённых видов спорта, что также способно оказывать влияние на то, каким образом ребёнок проявляет свою физическую активность. Так, например, в исследовании выявлено, что только 13,81% мальчиков и 2,01% девочек 9 лет тренируются в футбольном клубе. В то же время 15, 67% мальчиков и 28,51% девочек 9 лет посещают не футбол, а также в клубах другие виды спорта. При этом только 29,48% мальчиков и 30,52% девочек, в общем, посещают какие-либо виды спорта в определённых клубах [7]. Соответственно, не все дети 9 лет посещают какие-либо виды спорта, поэтому при рассмотрении физической активности в данном возрастном периоде необходимо учитывать то, какой именно активностью является ежедневная физическая активность ребёнка, и также необходимо учитывать гендерные особенности проявлений такой активности. Так, например, если ребёнок 9 лет является спортсменом, то важно учитывать не только то, что он может регулярно посещать тренировки, а также то, что это за вид спорта, который он посещает. Например, у тех детей 9 лет, которые посещают футбол, общая физическая активность в среднем составляет 101,46 минут в день, а у тех детей, которые посещают не футбол, а в клубах другие виды спорта, общая физическая активность в среднем составляет 82,89 минут в день. В то же время у тех детей 9 лет, которые не посещают какие-либо виды спорта в клубах, общая физическая активность в среднем составляет 78,75 минут в день [7].

Изменения физической активности у ребёнка 9 лет в период его обучения может быть обусловлено активным развитием его когнитивных способностей. И в то же время такие способности могут развиваться в процессе физической активности ребёнка. Например, в исследовании, в котором принимали участие дети 9 лет (мальчики и девочки), было выявлено, что если ребёнок тренирует свои моторные навыки, то это может положительно влиять на развитие его когнитивных способностей. В частности, изменения крупных и мелких моторных навыков детей положительно коррелируют с изменениями их когнитивных способностей и с их успеваемостью [6]. Однако здесь существуют свои особенности. В возрасте 9 лет не все виды физической активности могут напрямую оказывать влияние на развитие моторных навыков детей. Соответственно, для того, чтобы ребёнок 9 лет достиг каких-либо результатов в развитии своих когнитивных способностей за счёт реализации определённый движений, требуется специально структурированная программа физической активности, учитывающая специфику данного возраста. Например, в исследовании, в котором принимали участие дети 9 лет (мальчики и девочки), было выявлено, что занятия по физической культуре положительно повлияли на моторные навыки детей, которые актуальны для таких видов спорта как гимнастика, гандбол, футбол, баскетбол. Однако такие занятия не оказали значительного влияния на те моторные навыки детей, которые актуальны для лёгкой атлетики [5]. В свою очередь необходимо отметить, специфика развития у ребёнка различных физических навыков может

оказать влияние на специфику развития его когнитивных способностей.

Физическая активность ребёнка 9 лет, которую он проявляет в образовательном учреждении, может являться стимулом для его психического и физического развития. Однако это возможно тогда, когда такая активность соответствует особенностям психического и физического развития ребёнка именно в этом возрасте. Здесь необходимо отметить, что в образовательном учреждении могут существовать не только условия, а также нормы общества, ориентированные на развитие ребёнка. Такие условия и нормы также могут быть ориентированы на развитие физической активности ребёнка 9 лет. Однако здесь необходимо отметить определённую специфику в развитии ребёнка данного возраста, которое может происходить в образовательном учреждении. Если для ребёнка данного возраста являются значимыми те нормы поведения, которые ему высказывает учитель, то тогда такой учитель может значительно изменять физическую активность такого ребёнка. И если учитель поддерживает ту физическую активность ребёнка, которая положительно влияет на его развитие, то тогда, такие нормы, регулирующие физическую активность ребёнка, могут положительно влиять на его развитие в возрасте 9 лет. Однако возможны случаи, когда учитель формирует такие нормы, регулирующие физическую активность ребёнка, которые могут деструктивно повлиять на развитие такого ребёнка. Например, если ребёнку по возрасту для развития психики и физических способностей необходима физическая активность, а учитель наоборот требует от него уменьшения такой активности, то это может деструктивно повлиять на развитие такого ребёнка. И это касается не только физического развития ребёнка, а, в общем, его интеллектуального развития. В данном случае необходимо обратить внимание на то, что интеллектуальная деятельность ребёнка также сопровождается его физической активностью. При этом существует менее интенсивная и интенсивная физическая активность. Например, даже если ребёнок выполняет определённые задания, относящиеся к правописанию, то также реализуется его физическая активность, в частности, активность мелкой моторики. Поэтому физическую активность ребёнка в образовательном учреждении актуально рассматривать как единую активность, которая может проявляться с различными вариантами интенсивности, в различных условиях и с различным назначением.

В заключении необходимо отметить, что в возрасте 9 лет ребёнок может проявлять свою физическую активность, прежде всего, в соответствии с образом «правильных» вариантов её построения. У ребёнка такой образ может возникать во время общения со своей семьей, во время обучения в образовательном учреждении и вне образовательного учреждении. При этом если говорить об образе «правильных» вариантов построения физической активности, который ребёнок данного возраста может осознавать вне образовательного учреждения, то это, прежде всего, образ физической активности в определённом виде спорта. И с учётом того, какой ребёнок посещает вид спорта, у него может формироваться определённый образ физической активности, в том числе развития такой активности. Так, например, ребёнок может представлять то, каким образом он мог бы действовать, если будет участвовать в игре спортивного турнира. В этом случае, ребёнок может представлять свои результаты в соревнованиях, которые могли бы быть, если бы он сделал какие-то движения, способствующие их достижению.

Список использованной литературы:

1. Полякова Е.Л., Поляков Л.М. Особенности проявлений психической активности у юных спортсменов 9 лет // Наука и научный потенциал - основа устойчивого инновационного развития общества: материалы Международной научно-практической конференции. 2020. Таганрог. С. 175-179.

2. Fatness predicts decreased physical activity and increased sedentary time, but not vice versa: Support from a longitudinal study in 8- to 11-year-old children / M. Hjorth et al. // International Journal of Obesity. 2014. №38. P.959-965.

3. How feedback and goal-setting impact children's recess physical activity / R. Koufoudakis et al. // International Journal of Exercise Science. 2016. №9(4). P. 497-506.

4. Jerina T., Pisot R., Volmut T. Social and demographic factors of physical activity in 9-11-year old Slovenian children // Kinesiology. 2018. №50. P. 68-78.

5. Lopes V., Stodden D., Rodrigues L. Effectiveness of physical education to promote motor competence in primary school children // Physical Education and Sport Pedagogy. 2017. №22(6). P. 589-602.

6. Motor skills and exercise capacity are associated with objective measures of cognitive functions and academic performance in preadolescent children / S. Geertsen et al. // PLoS One. 2016. №11. DOI: 10.1371/journal.pone.0161960.

7. Nielsen G., Bugge A., Andersen L. The influence of club football on children's daily physical activity // Soccer and Society. 2016. №17(2). P. 246-258.

8. Psychosocial factors related to children's active school travel: A comparison of two European regions / D. McMinn et al. // International Journal of Exercise Science. 2014. №7. P. 75-86.

© Полякова Е.Л., Поляков Л.М., 2020

УДК 376.37

О.А.Стенникова

магистрант ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» г. Челябинск, РФ Научный руководитель: С.Г.Щербак

канд.пед.наук, доцент ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

В статье представлены основные направления логопедической работы по обучению грамоте детей с ОНР 3 уровня.

Ключевые слова

Фонематическое восприятие, фонематический анализ, зрительный анализ и синтез, пространственные

представления, зрительный мнезис.

На современном этапе развития образования большинство детей с общим недоразвитием речи обучаются в общеобразовательных школах. Трудности усвоения школьных предметов, обусловленные нарушением письма и чтения, являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации. Успешность обучения детей в школе будет зависеть от их готовности к овладению грамоте в дошкольном возрасте.

Готовность к овладению начальным навыкам грамоты в наибольшей степени зависит от таких компонентов как грамматический строй речи, словарный запас, произношение звуков и слов сложнослогового состава, фонематических процессов, зрительное и акустическое восприятие, слухоречевая и зрительно-предметная память, праксис и внимание.

С целью определения направлений коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР нами было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «Детский сад № 426 г. Челябинска». Мы изучили степень готовности к обучению грамоте у 10-ти детей с ОНР III уровня в возрасте 5-6 лет.

Исследование носило комплексный характер. Для изучения устно-речевых навыков мы использовали методические рекомендации Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.В. Чиркиной. Также в обследование были включены нейропсихологические методы и приёмы, предложенные А.Н. Корневым, А.В. Семенович.

Проведенное нами комплексное обследование готовности к обучению грамоте показало следующее:

- различное соотношение речевой и неречевой симптоматики несформированных функций,

- недостаточная сбалансированность речевого и психического развития. По уровню сформированности невербальных психических процессов это была неоднородная группа. В большей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.