Научная статья на тему 'Особенности проявлений физической активности у ребёнка второго класса при развитии его физических способностей'

Особенности проявлений физической активности у ребёнка второго класса при развитии его физических способностей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
128
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВТОРОЙ КЛАСС / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полякова Е. Л., Поляков Л. М.

В возрасте 8 лет физическое развитие ребёнка проявляется не только за счёт того, какие он выполняет упражнения, а также за счёт специфики своего развития в более раннем возрасте. При этом возраст 8 лет является вторым ключевым возрастом для развития физических способностей ребёнка. Так, например, если во многие виды спорта детей набирают с 5-6 лет за счёт того, что в этом возрасте возможно выявить основные предпосылки траектории физического развития ребёнка, то в возрасте 8 лет происходит изменение физических способностей ребёнка именно в соответствии с задачами выбранного им вида спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявлений физической активности у ребёнка второго класса при развитии его физических способностей»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7/2019

4. Организация образовательного процесса с использованием технологии сетевого образовательного модуля: информационно - методические материалы / Под общей редакцией к.п.н. Ю.В. ЭЭльмаа. - ФГБОУ МДЦ «Артек», 2016. - 25 с.

© Кочергина В. Н. 2019

УДК 373.32

Полякова Е.Л.

учитель физической культуры, Средняя общеобразовательная школа №17, г. Владивосток, Россия Поляков Л.М. магистр, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У РЕБЁНКА ВТОРОГО КЛАССА ПРИ РАЗВИТИИ ЕГО ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Аннотация

В возрасте 8 лет физическое развитие ребёнка проявляется не только за счёт того, какие он выполняет упражнения, а также за счёт специфики своего развития в более раннем возрасте. При этом возраст 8 лет является вторым ключевым возрастом для развития физических способностей ребёнка. Так, например, если во многие виды спорта детей набирают с 5-6 лет за счёт того, что в этом возрасте возможно выявить основные предпосылки траектории физического развития ребёнка, то в возрасте 8 лет происходит изменение физических способностей ребёнка именно в соответствии с задачами выбранного им вида спорта.

Ключевые слова

Второй класс, младший школьный возраст, физическая активность, физические способности

Введение

Тема развития физических способностей и проявлений физической активности ребёнка является актуальной за счёт того, что такие способности, так или иначе, могут изменяться тогда, проявляется его физическая активность. При этом с учётом пола и возраста ребёнка может изменяться развитие его физических способностей. Поэтому актуально рассмотреть данную тему, прежде всего, в аспекте изменений физической активности ребёнка.

Необходимо отметить, что в младшем школьном возрасте у ребёнка происходит различное изменение его физической активности. На это может оказывать влияние не только его возраст, а также то, каким образом происходит его обучение, в частности, направленного на изменение его физических способностей. Поэтому также актуально рассмотреть то, каким образом в процессе обучения ребёнка может изменяться его физическая активность, и каким образом могут формироваться его физические способности.

Прежде всего, для представления особенностей изменений физических способностей у ребёнка второго класса, необходимо изучить специфику проявлений его физической активности в данном возрасте.

Специфика проявлений физической активности у ребёнка второго класса

Во втором классе у детей проявляется значительная физическая активность. Однако, данная активность изменяется различным образом, в том числе в зависимости от дня недели, а также пола ребёнка. Так, например, в результате исследования детей 8 лет было выявлено, что в будние дни ребёнок проявляет

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7/2019

значительную физическую активность. При этом его физическая активность особенно повышается к концу рабочей недели. Также существуют тендерные различия в проявлении физической активности у ребёнка данного возраста. Так, например, в возрасте 8 лет у мальчиков физическая активность выше, чем у девочек

[9].

Необходимо отметить, что во втором классе у ребёнка может происходить активное развитие физических способностей за счёт периода его значительных физических изменений. Так, например, при исследовании детей 5-16 лет было выявлено, что у мальчиков 8 лет происходит первый за период 5-16 лет основной рост тех показателей, которые представляют их физическое развитие. При этом у девочек, первый период роста показателей, представляющих их физическое развитие, происходит в 11 лет [8]. Это также может говорить о том, что в возрасте 8 лет существуют гендерные различия не только в физической активности, а также в общем, в показателях, представляющих физическое развитие ребёнка.

У ребёнка 8 лет изменения физических данных могут происходить в независимости от того, посещает ли он какой-то из видов спорта, либо нет. Так, в результате исследования детей 8-10 лет было выявлено, что занятие спортом не оказывают влияние на показатели длины, а также массы тела, окружности грудной клетки, а также на динамометрию кистей рук [2]. Однако, вид спорта, который посещает ребёнок 8 лет, всё же может оказывать влияние на развитие его физических данных. Например, в исследовании периодов прироста тотальных параметров, представленных у детей, занимающихся гимнастикой, а также у тех детей, которые не занимаются спортом, было выявлено следующее. У детей, которые занимаются гимнастикой, в возрасте от 7 до 8 лет происходит очередное значительное увеличение длины тела, а у тех детей, которые не занимаются спортом, очередное значительное увеличение длины тела происходит не в период от 7 до 8 лет, а с 8 до 9 лет [3].

В общем, вид спорта может влиять на то, что у ребёнка могут изменяться определённые показатели физического развития. В то же время, здесь необходимо различать то физическое развитие ребёнка, которое может проявляться тогда, когда он только начал посещать вид спорта, и то физическое развитие, которое проявляется в более старшем возрасте, когда спортсмен решает множество задач в своём виде спорта для достижения результатов в соревнованиях. Так, вид спорта может предполагать то, что спортсмен, например, решает определённые задачи по развитию своей координации. Соответственно, для такого вида спорта может требоваться то, чтобы, например, длина тела спортсмена изменялась в определённом возрасте, чтобы он смог сделать какие-то упражнения на координацию. Поэтому в зависимости от вида спорта могут быть различные требования к изменению показателей физического развития спортсмена в определённом возрастном периоде.

Необходимо отметить, что физическая активность ребёнка может значительно изменяться тогда, когда он осознаёт необходимость такой активности. Часто, данная необходимость может формироваться в процессе обучения, в частности, в обучении развитию своих физических способностей. Поэтому необходимо рассмотреть то, каким образом у ребёнка второго класса может изменяться физическая активность в процессе обучения и каким образом за счёт этого могут формироваться его физические способности.

Особенности влияний физической активности ребёнка на формирования его физических

способностей в процессе обучения

Развитие физических качеств ребёнка происходит при значительном влиянии его психики. Если ребёнок изучает то, каким образом возможно проявлять свои действия, то это может оказать влияние на их освоение. Так, в результате исследования детей второго класса было выявлено следующее. У них проводилось развитие познавательных универсальных учебных действий. В процессе исследования, экспериментальная группа самостоятельно составляла, а также проводила комплексы общеразвивающих упражнений, изменений и усложнений подвижных игр. Также данная группа изучала двигательные действия с целью коррекции техники их выполнения. В результате исследования выявлено, что в экспериментальной группе значимо улучшились показатели, представляющие развитие познавательных универсальных учебных действий, по сравнению с контрольной группой [7]. В то же время необходимо учитывать, что изменения в обучении ребёнка могут происходить в зависимости от его возраста. Так, в

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7/2019

некоторые возрастные периоды актуально начинать развивать определённые физические способности. Например, в исследовании, в котором принимали участие баскетболисты 8 лет, было выявлено, что с возраста 8 лет у них актуально начинать тренировать ловкость и развивать быстроту [4]. За счёт этого в данном возрасте у ребёнка могут изменяться те физические способности, которые актуальны для определённого вида спорта. Однако, не всегда показатели, представляющие физическое развитие ребёнка, соответствуют его возрасту. При этом в процессе обучения такие показатели могут приближаться к тем показателям физического развития, которые предполагаются в данном возрасте. Так, например, у девочек 7-8 лет было выявлено, что их показатели, представляющие гибкость, отличаются от среднего показателя, соответствующего их полу и возрасту. При этом за счёт применения специальной программы физического развития, основывающейся на аэробике, стретчинге, ритмической гимнастике, а также на элементах хореографии, у них изменились показатели, представляющие гибкость. Так, их показатели сравнялись со средними показателями, которые представляют норму по гибкости для данного пола и возраста [1].

В общем, в возрасте 8 лет изменения физической активности ребёнка, в частности, развитие его двигательных способностей, является результатом его физической активности в более раннем возрасте. Например, в возрасте 8 лет может происходить формирование двигательных способностей ребёнка на основе оптимизации в его развитии. При этом такие особенности проявляются у ребёнка вне зависимости от пола [5]. В то же время, изменение физической активности, а также формирование физических способностей у ребёнка второго класса может происходить тогда, когда он выполняет определённые физические упражнения. Так, в результате исследования детей второго класса было выявлено, что если на занятиях по физической культуре происходит направленное воздействие на их основные двигательные способности, то у них отмечается рост физической подготовленности [6].

Заключение

В заключении необходимо отметить, что в основном в процессе обучения физическое развитие ребёнка осуществляется по определённой структуре, которая часто представляет структуру физического упражнения, а также взаимодействие структур различных физических упражнений, которые объединяются в общую программу обучения. При этом физические способности ребёнка могут изменяться не только от особенностей программы обучения, а также за счёт естественного физического развития ребёнка. Поэтому для формирования программы обучения, которая ориентирована на развитие физических способностей ребёнка, необходимо следующее. Прежде всего, необходимо изучать те изменения физической активности, которые происходят от естественного развития ребёнка. Также необходимо изучать те изменения, которые происходят от применения самой программы обучения. Кроме того, важно различать то влияние, которое может оказывать одна программа обучения на развитие физических способностей ребёнка, от того влияния, которое может оказывать другая программа обучения на такое развитие.

Для того чтобы программа обучения могла развивать не только физические способности ребёнка, а также его психическую сферу, необходимо подробно выявить взаимодействие психики ребёнка и его физической активности в его возрастном периоде. В частности, если программа обучения ориентирована на развитие физических способностей, а также психики ребёнка второго класса, то необходимо подробное изучение того, каким образом именно в этом возрастном периоде может изменяться физическая и психическая активность ребёнка в результате их взаимодействия между собой.

Список использованной литературы:

1. Венгерова Н.Н. Интеграция физкультурно-оздоровительных технологий в учебном процессе по физической культуре начальной школы // Культура физическая и здоровье. 2014. №2(49). С. 94-96.

2. Гжемская Н.Х., Павлов В.В., Снесарев С.А. Особенности физического развития мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. №11(141). С. 44-48.

3. Даулетшин И.И. Показатели физического развития детей 5-10 лет, занимающихся спортивной гимнастикой // Омский научный вестник. 2013. №5(122). С. 196-199.

4. Матулайтис К., Скарбалюс А. Исследование феномена сенситивных периодов для развития быстроты и ловкости у юных баскетболистов 7-17 лет // Теория и практика физической культуры. 2013. №1. С. 27-30.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7/2019

5. Мухина М.П. Формирование двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2017. №3. С. 14-19.

6. Плотникова И,И., Галимов Г.Я., Кудрявцев М.Д. Опережающий подход в физическом воспитании учащихся начальной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. №1. С. 20-22.

7. Поливаев А.Г., Фомичева Н.В., Иргашева И.А. Достижение результатов обучения по физической культуре в условиях реализации ФГОС общего образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. №4. С. 58-60.

8. Рахимов М.И. Показатели физического развития детей и подростков 5-16 лет // Филология и культура. 2011. №2(24). С. 57-59.

9. Longitudinal patterns of physical activity in children aged 8 to 12 years: the LOOK study / R. Telford, R. Telford, R. Cunningham, T. Cochrane, R. Davey, G. Waddington // International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2013. №10(81). P. 1-12.

© Полякова Е.Л., Поляков Л.М., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.