Научная статья на тему 'Специфика развития реакции на предмет у ребёнка третьего класса'

Специфика развития реакции на предмет у ребёнка третьего класса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
241
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Е.Л., Поляков Л.М.

В возрасте 9 лет на развитие реакции ребёнка могут оказывать влияние множество факторов, в том числе, его антропометрические показатели, а также тот вид спорта, который он посещает. При этом у ребёнка реакция может изменяться различным образом в зависимости и от вида спорта. Также антропометрические показатели юного спортсмена могут предоставлять ему преимущества в развитии реакции на предмет на тренировках, на соревнованиях и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полякова Е.Л., Поляков Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика развития реакции на предмет у ребёнка третьего класса»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9/2019

УДК-37

Полякова Е.Л.

учитель физической культуры, Средняя общеобразовательная школа №17, г. Владивосток, Россия Поляков Л.М. магистр, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток, Россия

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕАКЦИИ НА ПРЕДМЕТ У РЕБЁНКА ТРЕТЬЕГО КЛАССА

Аннотация

В возрасте 9 лет на развитие реакции ребёнка могут оказывать влияние множество факторов, в том числе, его антропометрические показатели, а также тот вид спорта, который он посещает. При этом у ребёнка реакция может изменяться различным образом в зависимости и от вида спорта. Также антропометрические показатели юного спортсмена могут предоставлять ему преимущества в развитии реакции на предмет на тренировках, на соревнованиях и т.д.

Ключевые слова

Младший школьный возраст, антропометрические показатели, физическая активность, скорость реакции

В возрасте 9 лет у ребёнка происходит значительное изменение антропометрических показателей [7]. Такое изменение может оказывать влияние на то, каким образом ребёнок выполняет те или иные действия на тренировках, на соревнованиях и т.д. Соответственно, такое изменение также может влиять на реакцию юного спортсмена при освоении им физических упражнений и других вариантов действия.

Необходимо учитывать, что виды спорта могут быть ориентированы на различное развитие реакции ребёнка. Так, в определённых видах спорта ребёнок может осваивать не реакцию на предмет, а вообще свою реакцию во время движения. Поэтому начинающего спортсмена могут приглашать в секции не только с учётом специфики развития его физических способностей, а также с учётом специфики определённого вида спорта.

Ребёнок, ещё до выявления его способностей в определённом виде спорта, может приходить в ту секцию, занятия в которой соответствуют его антропометрическим показателям. При этом необходимо отметить, что даже начальные годы подготовки юного спортсмена могут проходить не только с ориентиром на развитие его способностей, а также с ориентиром на то, каким образом он на основе своих антропометрических показателей сможет в дальнейшем раскрыть свои способности в данном виде спорта. Поэтому телосложение начинающего спортсмена может многое сказать тренеру о том, каким образом необходимо структурировать тренировку для юного спортсмена, на которой, в том числе, может также развиваться его реакция. Соответственно, актуально рассмотреть то, каким образом вид спорта, который посещает ребёнок младшего школьного возраста, может взаимодействовать с его антропометрическими показателями, и то, каким образом это может влиять на развитие его реакции, в частности, реакции на предмет.

Прежде всего, необходимо отметить, что реакция ребёнка обладает не только скоростью, а также представляет те его действия, которые позволяют ему проявить данную реакцию. И чтобы ребёнок их выполнил, ему необходимо, в свою очередь, проявить свою координацию. Так, например, изменение физической реакции, прежде всего, требует от человека распределения массы своего тела в пространстве. Соответственно для этого необходимо то, чтобы у такого человека была развита координация. Поэтому чем сложнее физическая реакция человека, тем более координированными должны быть его действия при её выполнении.

В возрасте 9 лет существуют взаимодействия между скоростью реакции ребёнка и его координацией.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9/2019

Так в исследовании взаимосвязей между результатами быстрых и точностных двигательных действий, а также показателями проявлений координационных способностей, было выявлено следующее. У мальчиков в возрасте 9-10 лет установлено 20 достоверных взаимосвязей между такими двигательными действиями, а также показателями проявлений координационных способностей. В исследовании делается вывод о том, что в возрасте от 7 до 12 лет у мальчиков повышается важность проявлений координационных способностей при выполнении быстрых, а также точностных двигательных действий [6].

У ребёнка 9 лет может изменяться точность действия и также точность реакции. Здесь необходимо отметить то, что у ребёнка может быть не только быстрая, а также медленная реакция. Поэтому даже медленное действие ребёнка является его реакцией.

Изменение скорости реакции может оказывать влияние на её точность. И на это, в свою очередь, может значительно влиять возраст ребёнка и специфика его индивидуального физического развития. Например, если в определённом возрасте у спортсмена усиленно развиваются мышцы плеч, спины и рук, то при метании мяча он может значительно контролировать точность его попадания в цель. Однако здесь необходимо учитывать и то, какой является последовательность движений такого спортсмена. Так, даже если по возрасту у человека значительно развиты определённые мышцы, то, например, пятое по порядку метание мяча в цель может отличаться от первого метания. Например, точность действия ребёнка 9 лет может изменяться в зависимости от последовательности его проявления. Так при изучении точности метания теннисного мяча в цель было выявлено, что только 8,3% мальчиков 9 лет смогли попасть мячом в цель в первом секторе. Однако во втором и в третьем секторе 66,7% таких детей смогли попасть мячом в цель. При этом в четвёртом секторе только 50%, а в пятом вновь 66,7% таких детей смогли попасть таким мячом в цель [5]. Такие результаты могут говорить о том, что в данном возрасте ещё происходит развитие тех мышц и суставов, которые соответственно отвечают за развитие точности действия ребёнка. При этом необходимо отметить, что в данном возрасте развитие мышц и подвижности суставов может влиять не только на физическое развитие, а также на техническую подготовку юного спортсмена в определённом виде спорта. Так, например, при применении специальных упражнений, воздействующих на отдельные суставы, у гимнасток 8-9 лет увеличивается подвижность в определённых суставах, что, в свою очередь, может влиять на повышение технической подготовки юных спортсменок [8]. В общем, в зависимости от последовательности точных движений человека возможно много сказать о его возрасте и о специфике его индивидуального физического развития.

Часто реакция ребёнка развивается тогда, когда он посещает определённый вид спорта. Так, к 9 летнему возрасту у детей, которые посещают циклические и ациклические виды спорта, а также у тех детей, которые не являются спортсменами, произошли улучшения результатов на быстроту реакции ловли предмета. При этом у тех детей, которые посещают циклические и ациклические виды спорта, произошло более значительное улучшение результатов быстроты реакции ловли предмета, чем у тех детей, которые не являются спортсменами [4].

Когда ребёнок посещает определённый вид спорта, то его реакция проявляется в различных движениях, которые могут, так или иначе, изменяться, прежде всего, за счёт особенностей его телосложения. При этом специфика соотношения антропометрических показателей ребёнка может оказывать значительное влияние на то, с какой скоростью у него проявится движение. Однако важно учитывать и то, что в каждом виде спорта существуют определённые движения, которые относятся только к данному виду спорта. Поэтому вид спорта также может оказывать влияние не только на движения юного спортсмена, а также на соотношения антропометрических данных ребёнка в процессе его развития. Так в результате исследования детей, которые занимаются гимнастикой, и тех детей, которые не занимаются спортом, было выявлено следующее. У гимнастов значительный прирост массы тела наблюдается с 9 до 10 лет, а у тех детей, которые не занимаются спортом, прирост массы тела происходит с 8 до 9 лет. Также у гимнастов с 9 до 10 лет происходит значительный прирост окружности грудной клетки, а у тех детей, которые не занимаются спортом, прирост окружности грудной клетки происходит с 8 до 9 лет [2]. В общем, особенности вида спорта могут оказывать влияние на физическое развитие ребёнка, а также на изменения его реакции, в том числе, на изменения той реакции, которая ему необходима на тренировках, на

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9/2019

соревнованиях и т.д.

Важно учитывать, что развитие реакции у ребёнка 9 лет может происходить не только за счёт особенностей вида спорта, который он посещает, а также за счёт возрастных особенностей изменений его движений. Так, например, даже если ребёнок данного возраста не посещает определённые спортивные секции, то у него всё равно может проявляться возрастное изменение реакции. В то же время вид спорта может влиять на развитие других физических способностей, за счёт которых ребёнок может изменять свою реакцию при выполнении движений. Однако нужно учитывать, что даже если ребёнок посещает определённый вид спорта, то это ещё может не предоставлять ему возможность развивать свои физические способности, в том числе свою реакцию. На это может влиять, например, структура программы обучения. Так, при изучении мальчиков 9-10 лет было выявлено то, что детальный уровень контроля тренировочного процесса по мини-футболу может улучшать скорость и силу удара ребёнка по мячу, а также точность попадания такого мяча в цель после удара по нему ногой. При этом такое улучшение проявляется в контрольной и экспериментальной группах детей. Однако в экспериментальной группе произошли более значимые улучшения по показателям скорости, силы и точности удара ногой по мячу, чем в контрольной группе. При этом необходимо отметить то, что и для детей из контрольной группы также проводились специальные занятия по программе мини-футбола [3]. Поэтому если учитывать то, что удар ногой по мячу требует не только координации, точности и силы удара со стороны юного спортсмена, а также изменений скорости его реакции, то на развитие реакции ребёнка может оказывать влияние не только специфика вида спорта, который он посещает, а также специфика его тренировки, подготовки на соревнования и т.д.

В общем, необходимо отметить, что к третьему классу у ребёнка происходит развитие реакции, на что может влиять множество факторов. Ключевым фактором, который влияет на изменения реакции ребёнка, является, прежде всего, то, каким образом происходит его физическое развитие в данном возрастном периоде. Так, в данном возрасте существуют значительные взаимосвязи между физическим развитием ребёнка и развитием его реакции. Например, в 3 классе у мальчиков с высоким уровнем физической подготовленности происходит достоверное уменьшение времени реакции по сравнению с их временем реакции во 2 классе. В частности у них к третьему классу достоверно уменьшается время сложной реакции. При этом у мальчиков, а также у девочек с высоким уровнем физической подготовленности в 3 классе практически сходный латентный период сложной реакции [1].

В заключение важно отметить, что в младшем школьном возрасте реакция может развиваться у того ребёнка, который занимается определённым видом спорта, а также у того ребёнка, который не посещает какие-либо секции. При этом у юного спортсмена развитие скорости реакции может часто происходить на тренировке, соревнованиях и т.д. На это могут влиять не только возрастные особенности его физического развития, а также структура программы обучения, по которой он может в тех или иных действиях изменять свою скорость реакции.

Список использованной литературы:

1. Бардеева О.А., Волокитина Т.В., Лукманова Н.Б. Динамика временных параметров сенсомоторных реакций у детей 7-9 лет с разным уровнем физической подготовленности // Экология человека. 2010. №9. С. 38-42.

2. Даулетшин И.И. Показатели физического развития детей 5-10 лет, занимающихся спортивной гимнастикой // Омский научный вестник. 2013. №5(122). С. 196-199.

3. Оробей М.Н., Бомин В.А., Тарасов А.Ю. Некоторые аспекты тренировочного процесса мини-футболистов школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. №7(173). С. 158-162.

4. Павлов В.В., Гжемская Н.Х., Тагирова Н.П. Развитие элементарных форм быстроты у мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. №2(144). С.176-181.

5. Петров И.А. Возрастная динамика показателей точностных двигательных действий у мальчиков 7-12 лет // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2011. №2(2). С. 86-91.

6. Петров И.А. Координационные способности в структуре быстрых и точностных двигательных действий школьников // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. №9(91). С. 127-129.

-( )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 9/2019

7. Полякова Е.Л., Поляков Л.М. Специфика изменений антропометрических показателей у детей третьего класса // Концепции устойчивого развития науки в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции. Самара. 2019. С. 129-132.

8. Сомкин А.А., Манько Л.Г. Целенаправленное развитие гибкости гимнасток 8-9 лет средствами хореографии // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. №4(86). С. 142-146.

© Полякова Е.Л., Поляков Л.М., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.