Научная статья на тему 'Взаимовлияние физического и психического факторов в формировании эмоционального благополучия как условие развития личности дошкольников'

Взаимовлияние физического и психического факторов в формировании эмоционального благополучия как условие развития личности дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
682
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоциональная сфера / эмоциональное благополучие дошкольников / эмоциональные характеристики / эмоциональные состояния / психическое здоровье / физическое здоровье / emotional sphere / preschoolers' emotional well-being / emotional characteristics / emotional development of preschool children / mental development / physical development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стожарова Марина Юрьевна, Кузнецова Ирина Олеговна

В данной статье авторы доказывают взаимовлияние физического и психического факторов в формировании эмоционального благополучия дошкольников. Отмечено, что ребёнок дошкольного возраста должен уметь выражать свои чувства и эмоции, понимать эмоциональный фон окружающих, что поможет ему успешно взаимодействовать с миром. Кроме того, обозначены проблема, цель и задачи исследования. Материалы. Изучение подходов в области эмоционального развития и становления личности дошкольников. Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста; мониторинг сформированности эмоциональной сферы дошкольников; включённое наблюдение; педагогический эксперимент; анкетирование; статистическая обработка данных. Результаты. Авторы обращаются к истории вопроса, отмечая причины возникновения эмоциональных реакций: необходимость в удовлетворении физиологических потребностей, а также потребности в коммуникации. Подчёркивают взаимосвязь и взаимовлияние аффективных и когнитивных процессов, роль эмоций в определении типа мотивации и поведенческих реакций. Рассматривая понятие "эмоциональное благополучие", обращаются к понятию "здоровье" в целом. Авторы подчёркивают необходимость сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, отмечают, что эффективное обучение зависит от эмоционального состояния ребёнка, его расположенности к условиям окружающей среды. Авторы делают акцент не только на натуральных аффектах, но и на развитии у ребёнка интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств. Заключение. Доказана важность образовательной среды и определённых педагогических условий в развитии личностных и эмоциональных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стожарова Марина Юрьевна, Кузнецова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of physical and mental factors in the formation of emotional well-being as a condition for the development of preschoolers' personality

In this article, the authors prove the mutual influence of physical and mental factors in formation of preschoolers' emotional well-being. Introduction. Authors point out that a child should be able to express his/her feelings and emotions, understand the causes of emotional states, as well as the emotional background of other people. it will help him/her successfully interact with the surrounding world. Materials and methods. The authors refer to the history of the issue, noting the causes of emotional reactions: the physiological needs, as well as the need for communication. Emphasize the relationship and interaction of affective and cognitive processes; in addition, emotions determine the type of motivation and behavioral reactions. Considering the concept of "emotional well-being" the authors refer to the concept of "health" in general. Results. Authors emphasize the need to preserve and promote the physical and mental health of children. Effective learning depends on the emotional state of the child, his disposition to the environmental conditions. It is determined that emotional states underline allround development of preschooler's personality. The authors do not focus only on natural affects, but also on developing a child's intellectual, moral and aesthetic feelings. Conclusion. The importance of the educational environment and certain pedagogical conditions in development of personal and emotional characteristics is proved.

Текст научной работы на тему «Взаимовлияние физического и психического факторов в формировании эмоционального благополучия как условие развития личности дошкольников»

УДК: 373.2 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-111-118

Взаимовлияние физического и психического факторов в формировании эмоционального благополучия как условие развития

личности дошкольников

Стожарова М.Ю.*, Кузнецова И.О.

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова

г. Ульяновск, Россия ОЯСШ: 0000-0002-6289-3196, stogmarin@mail.ru* ОЯСШ: 0000-0001-5212-6105, opaleva_irina@mail.ru

Аннотация: В данной статье авторы доказывают взаимовлияние физического и психического факторов в формировании эмоционального благополучия дошкольников. Отмечено, что ребёнок дошкольного возраста должен уметь выражать свои чувства и эмоции, понимать эмоциональный фон окружающих, что поможет ему успешно взаимодействовать с миром. Кроме того, обозначены проблема, цель и задачи исследования. Материалы. Изучение подходов в области эмоционального развития и становления личности дошкольников. Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста; мониторинг сформированное™ эмоциональной сферы дошкольников; включённое наблюдение; педагогический эксперимент; анкетирование; статистическая обработка данных. Результаты. Авторы обращаются к истории вопроса, отмечая причины возникновения эмоциональных реакций: необходимость в удовлетворении физиологических потребностей, а также потребности в коммуникации. Подчёркивают взаимосвязь и взаимовлияние аффективных и когнитивных процессов, роль эмоций в определении типа мотивации и поведенческих реакций. Рассматривая понятие "эмоциональное благополучие", обращаются к понятию "здоровье" в целом. Авторы подчёркивают необходимость сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, отмечают, что эффективное обучение зависит от эмоционального состояния ребёнка, его расположенности к условиям окружающей среды. Авторы делают акцент не только на натуральных аффектах, но и на развитии у ребёнка интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств. Заключение. Доказана важность образовательной среды и определённых педагогических условий в развитии личностных и эмоциональных характеристик.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие дошкольников, эмоциональные характеристики, эмоциональные состояния, психическое здоровье, физическое здоровье.

Для цитирования: Стожарова М.Ю.*, Кузнецова И.О. Взаимовлияние физического и психического факторов в формировании эмоционального благополучия как условия развития личности дошкольников. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(4): 112-119. DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-4-111-118.

Interaction of physical and mental factors in the formation of emotional well-being as a condition for the development of preschoolers' personality

Marina Yu. Stozharova*, Irina O. Kuznetsova

Ulyanov State Pedagogical University Ulyanovsk, Russia ORCID: 0000-0002-6289-3196, stogmarin@mail.ru ORCID: 0000-0001-5212-6105. opaleva irina@mail.ru

Abstract: In this article, the authors prove the mutual influence of physical and mental factors in formation of preschoolers' emotional well-being. Introduction. Authors point out that a child should be able to express his/her feelings and emotions, understand the causes of emotional

states, as well as the emotional background of other people. it will help him/her successfully interact with the surrounding world. Materials and methods. The authors refer to the history of the issue, noting the causes of emotional reactions: the physiological needs, as well as the need for communication. Emphasize the relationship and interaction of affective and cognitive processes; in addition, emotions determine the type of motivation and behavioral reactions. Considering the concept of "emotional well-being" the authors refer to the concept of "health" in general. Results. Authors emphasize the need to preserve and promote the physical and mental health of children. Effective learning depends on the emotional state of the child, his disposition to the environmental conditions. It is determined that emotional states underline all-round development of preschooler's personality. The authors do not focus only on natural affects, but also on developing a child's intellectual, moral and aesthetic feelings. Conclusion. The importance of the educational environment and certain pedagogical conditions in development of personal and emotional characteristics is proved.

Keywords: emotional sphere, preschoolers' emotional well-being, emotional characteristics, emotional development of preschool children, mental development, physical development.

For citations: Marina Yu. Stozharova*, Irina O. Kuznetsova Interaction of physical and mental factors in the formation of emotional well-being as a condition for the development of preschoolers' personality. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(4): 112-119. DOI: 10.14526/2070-4798-201914-4-111-118.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эмоционального развития детей глубоко рассматривалась и изучалась рядом отечественных и зарубежных учёных. Запорожец А.В., Лисина М.И., Репина Т.А. отмечали взаимосвязь эмоционального и коммуникативного развития. Запорожец А.В., Неверович Я.З. изучали феномен предвосхищения эмоций, Стрелкова Л.П. -развитие эмпатии; Гордеева О.В. - развитие языка эмоций у детей. Выготский Л.С., У. Джеймс, К. Изард, М. Хофман, Э. Эриксон отмечали значение эмоций в личностном развитии и адаптации детей в обществе.

Благоприятный психологический климат как в семье, так и в общественной среде является важным условием формирования личности дошкольников. Физическое и эмоциональное напряжение сказывается на взаимоотношениях людей: мужчин и женщин (нежелание выстраивать гармоничные отношения), родителей и детей (семейная дисгармония), педагогов и воспитанников (преобладание авторитарного стиля общения). Стрессовые состояния окружающих взрослых влияют на эмоциональный фон ребёнка.

Федеральный государственный

образовательныйстандартопределяетпринципы дошкольного образования, одним из которых является содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным

участником образовательных отношений. Одна из главных задач ФГОС дошкольного образования - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, Данная задача свидетельствует о том, что психологи, педагоги, узкие специалисты, а также родители должны объединить свои усилия для сохранения физического и психического здоровья ребёнка, для обеспечения эмоционального комфорта [13, С. 3].

Педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо оказывать поддержку родителям в вопросах обучения и воспитания, а также формирования их эмоционального благополучия. Мы сформулировали проблему нашего исследования: каковы условия организации деятельности в образовательном пространстве и семье, способствующие успешному развитию эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста. Представляется необходимым создание таких педагогических условий, которые будут способствовать взаимодействию и общению ребёнка с окружающими, формированию адекватной самооценки, умения восстанавливать физические и душевные ресурсы, что позволит ребёнку находиться в гармонии с собой и окружающим миром. Целью исследования является детальное изучение подходов в области эмоционального развития и становления

личности дошкольников. Исходя из цели исследования были определены следующие задачи: 1) раскрыть теоретические основы по проблеме взаимовлияния физического и психического факторов в эмоциональном развитии ребёнка дошкольного возраста; 2) проверить целесообразность данного подхода в процессе педагогического эксперимента, в ходе которого будет осуществляться разработка и апробация программы по формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Комплексное определение феномена «эмоции» включает в себя физиологический, экспрессивный и эмпирический компоненты. Эмоция возникает как результат нейрофизиологических процессов, которые могут быть вызваны как эндогенными, так и экзогенными факторами. Когда эмоция возникает в ответ на мысленный образ или представление, можно готовить о сформированной связи мысли и чувства, об аффективно-когнитивной структуре.

Изучая эмоциональную сферу личности, необходимо сделать акцент на истоках возникновения эмоциональных реакций и проявлений. Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребёнком. Взрослый необходим ребёнку для выживания, так как именно онявляется носителем физиологических, социальных и когнитивных навыков. Кроме того, было доказано, что для физического здоровья и эмоционального благополучия ребёнку необходима родительская любовь и забота. Ещё одной причиной возникновения эмоций была потребность в коммуникации матери и ребёнка, а также взрослых людей. Исследования показали, что до того, как ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь и до момента формирования собственной речи, он способен сообщать окружающим о своём внутреннем состоянии с помощью определённого набора сигналов [8, С.112].

Изучая природу эмоций, учёные определили, что ребёнок с рождения обладает некоторыми безусловными аффективными реакциями (рождается с умением чувствовать). В течение первого года жизни младенец выражает свои потребности и чувства мимикой, интонацией, определёнными движениями, которые вполне понятны человеку, заботящемуся о нём. В дошкольный период эмоции проходят путь колоссального развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления в процессе взаимодействия с социумом.

Рассматривая эмоции как функции когнитивных процессов, мы обратили внимание на теорию, в основе которой лежат три акта: восприятие (или элементарное понимание) - оценка - эмоция. Человек, попадая в определённые условия, воспринимает и оценивает сложившуюся ситуацию. Тем самым она оказывает на него влияние и вызывает специфические эмоциональные реакции. Оценка представляет собой мгновенный, интуитивный акт, не связанный с размышлением. Интуитивная оценка ситуации порождает тенденцию к действию, которая переживается как эмоция и выражается различными соматическими изменениями. Определённый эмоциональный отклик имеет тенденцию к постоянству, то есть объект или ситуация, оценённые и получившие конкретную эмоциональную реакцию, в последующем вызывают эту же оценку и эмоцию. Теоретические разработки когнитивистского и социально-когнитивистского направления приоритетную роль в процессе возникновения эмоций отводят когнитивным процессам, не отрицая при этом мотивационной и адаптивной роли эмоций. Также отмечают, что когнитивные процессы служат необходимым звеном в цепи событий, активирующих эмоцию. Но эмоцию нельзя рассматривать только как действие, совершаемое в ответ на стимулирующее событие или ситуацию; эмоция также является стимулом или причиной наших поступков.

В исследованиях отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.

Эльконин) значение эмоций в жизни ребёнка рассматривается с других позиций. Авторы делают акцент не на натуральных аффектах, а на развитии у ребёнка интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств. Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, требований, норм и идеалов, которые в благоприятных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребёнок начинает оценивать окружающий мир эмоционально, отмечает для себя привлекательные и непривлекательные объекты, хорошие и плохие поступки и т.п. Таким образом, чувства играют важную роль не только в энергетическом обеспечении, но и в структурировании деятельности, в образовании её мотивов и в определении её целей [5, С. 67].

Эмоции стали одним из признаков человечности. Мы видим, что эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчивостью напрямую зависит наша жизнеспособность. Важна способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, а также способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Кроме того, эмоции обеспечивают тип мотивации, поведенческие тенденции и вариативность поведения, без которых человек не способен успешно взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться в новых условиях.

В доказательство вышеприведённому аргументу необходимо отметить, что эмоция мотивирует индивида, мобилизует его энергию, и эта энергия ощущается субъектом как предпосылка к совершению действия. Эмоция активизирует мыслительную и физическую деятельность личности, а также регулирует или, иными словами, фильтрует наше восприятие. Например,счастьезаставляетчеловекаумиляться самым обыденным вещам. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности, к конкретным поведенческим реакциям, что свидетельствует о том, что эмоция организует мышление и деятельность. Эмоции влияют на

наши ощущения, на то, как мы воспринимаем информацию, поэтому эмоциональные состояния оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой деятельности -игровой, учебной, трудовой и др. Эффективность обучения в большей степени зависит от того, как ребёнок эмоционально относится к предложенному заданию, к педагогу, к познавательному процессу в целом, как он переживает свои успехи и неудачи. Подобные эмоциональные проявления оказывают влияние не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность, и даже на творческие способности ребёнка. Безусловно, развитию творческого потенциала способствует включение детей в различные виды художественной деятельности [10, С. 298].

Эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально значимых черт. Нравственно воспитанным человеком является не только тот, кто знает нормы и правила поведения, но и тот, у кого знания слились с чувством, образовав убеждения, составляющие сердцевину человеческой личности. Высокие интеллектуальные и эстетические чувства способны вдохновлять ребёнка на добрые дела, благородные поступки, достижение новых целей. Именно поэтому педагогам дошкольного образования и родителям необходимо развивать высшие чувства, создавая для детей благоприятные условия жизни.

На данном этапе исследования мы определили комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста; мониторинг сформированности эмоциональной сферы дошкольников; включённое наблюдение; педагогический эксперимент; анкетирование; статистическая обработка данных и другие.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Основным результатом теоретического изучения психолого-педагогической литературы является определение и обоснование значимости взаимовлияния физического и психического

факторов в эмоциональном развитии дошкольников. Изучая эмоциональную сферу личности, эмоциональное благополучие, мы не можем отрывать эти понятия от понятия здоровья в целом, так как именно здоровая личность может отвечать высоким требованиям современного общества.

Важнейшей составляющей культуры здоровья являются систематические занятия физической культурой и спортом. Они рассматриваются современной психологической и педагогической наукой как особый вид деятельности, способствующий воспитанию и развитию лучших физических, нравственных и психических качеств. В дошкольных образовательных организациях дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (плавания, катания на коньках, ходьбы на лыжах), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (бадминтон, баскетбол, городки). Забота о здоровье включает в себя физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, закаливание, внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, интересам и увлечениям, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям [12, С.155].

В нашем исследовании мы уделяем особое внимание связи физического и психического факторов в эмоциональном развитии детей. На единство психического и физического здоровья в целом указывают многие отечественные и современные исследователи: Г.В. Морозов, М.С. Лебединский, Ф.В. Бассин, Г.И. Царегородцев, Г.К. Шингаров, В.В. Николаева и др. Мы отмечаем, что в дошкольных образовательных организациях общая задача развития ребёнка искусственно разделена на две составляющие. Деятельность инструкторов физической культуры и воспитателей обычно направлена на физическое развитие дошкольников (развитие опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств: ловкости, гибкости, координации движений и др.). Вторая составляющая - нервно-психическая,

обычно отделена от первой и сопровождается психологами, логопедами, узкими

специалистами. Двигательная активность во многом определяет развитие организма, нервной системы и психики наряду с генетическим фактором и влиянием сенсорной разно-модальной информации.

В исследованиях зарубежных учёных отмечена роль (фактора) наследственности в процессе формирования индивидуальных особенностей эмоциональных переживаний, эмоциональной экспрессии и эмоционального поведения. Дети с 6 месяцев до 2 лет находились в одинаковых социальных условиях, но имели значительные различия в эмоциональных проявлениях и в уровне эмоциональных порогов. Также показана роль генетических предпосылок в предопределении личностных и эмоциональных характеристик. Известен факт сходства психологических характеристик монозиготных близнецов, даже когда они росли и воспитывались в разных условиях.

В настоящее время проблемами детского здоровья являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения); детские стрессы (нервные расстройства вследствие неблагоприятного психологического климата в семье, излишнего шума и гиперактивности в детском коллективе); тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье). Вместе с тем необходимо отметить, что отклонения в физическом здоровье являются факторами риска для психического развития личности. При отсутствии должного своевременного внимания к подобным отклонениям они усугубляются, затрагивая прежде всего личностную сферу и приводя к стойкому нарушению адаптационных возможностей детей, проявлению выраженных недостатков в их поведении, коммуникативной деятельности. По мнению Л.С. Выготского, ребёнок с соматическими заболеваниями имеет неизменную социальную ситуацию развития, так как «всякий телесный недостаток не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях

с людьми»[5, С. 68]. В связи с негативными тенденциями необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребёнка, обеспечению его эмоционального благополучия, а также формированию ответственности за своё здоровье, также важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов дошкольных организаций.

Кроме того, мы отмечаем важность обучения, воспитания и других факторов среды в формировании личностных и эмоциональных характеристик. Эмоциональные черты индивида отчасти обусловлены особенностями его социального опыта, приобретённого в раннем периоде его развития. Социальное развитие детей может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослыми. Л.А. Абрамян отмечает, что идеалы взрослых, система требований к ребёнку, учёт его индивидуальных особенностей во многом определяют содержание, силу и глубину его эмоциональных проявлений. Ребёнок очень рано усваивает систему отношений той среды, в которой он живёт. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перенимает их ценностные ориентации, отношение к людям, окружающему миру в целом. Поэтому следует учитывать сенситивный период эмоционального становления личности. Именно в период дошкольного детства оформляются эмоциональные новообразования и достижения, появляется возможность к распознанию эмоций. Начинает функционировать механизм эмоционального предвосхищения, переживания становятся осознанными, усложняется их содержание [7, С. 174].

Сдетстваэмоциональныймиропосредуется смыслами и системой межличностных отношений; процесс их индивидуализации осуществляется в ходе становления модели личностного существования и творческой самодеятельности. У ребёнка дошкольного возраста возникают сложности идентификации эмоций, что обусловлено небогатым эмоциональным опытом. Эмоциональный

опыт необходим для достижения понимания эмоциональных явлений. В современных исследованиях отмечается, что неадекватный или недостаточный опыт эмоциональных переживаний приводит к недоразвитию "аффективный схем", к трудностям понимания и вербализации собственных эмоций, препятствует взаимодействию с окружающими и пониманию их эмоциональных состояний.

Исследуя процесс формирования высших человеческих чувств, мы отмечаем взаимосвязь эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, а также влияние эмоций на физическое и психическое развитие ребёнка. Иными словами, эмоциональное развитие является важным условием, обеспечивающим полноценное развитие личности. Для поддержания в тонусе нервной системы и психической активности ребёнку необходимо находиться на свежем воздухе, выполнять физические упражнения, играть в подвижные игры, что оказывает положительное влияние на его физическое и духовное развитие. Несмотря на то что дети различаются по типам подвижности и особенностям характера, целесообразно формировать у дошкольников интерес к спорту, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях. Физически ослабленные дети подвержены быстрому утомлению, их эмоциональный тонус и настроение снижены, что отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей.

Определяя роль образовательных организаций в формировании всесторонне развитой личности, И.А. Баева отмечает, что образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включённые в социальное и пространственно-предметное окружение,

психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Фиксация данной реальности возможна через систему отношений

участвующих в ней субъектов [1, С.36].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретические основы развития эмоциональной сферы личности дошкольников, влияние эмоций на познавательную активность, тип мотивации, формы поведения, мы делаем акцент на важности формирования эмоционального благополучия в условиях образовательной организации. Подчеркиваем тесную связь физического и психического факторов в формировании эмоционального благополучия, опираясь на основную задачу обучения и воспитания - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста, обеспечение их эмоционального комфорта, что ещё раз свидетельствует о важности повышения культуры здоровья всех субъектов образовательного пространства. В благоприятной образовательной среде ребёнок способен активно усваивать нормы и идеалы современного общества, успешно взаимодействовать в детском коллективе, проявлять творческую и познавательную активность. Таким образом, мы считаем целесообразным создание благоприятных условий для формирования эмоциональной сферы личности в образовательном пространстве, так как деятельность детей наполнена эмоциональными переживаниями, и эти переживания не должны оставаться без внимания и контроля опытных специалистов. В связи с вышеуказанным аргументом необходимо обеспечить педагогов дошкольного образования эффективной программой по формированию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. В этом мы находим практическую значимость нашего дальнейшего исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баева И.А., Вихристюк О.В., Гаязова Л.А. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: сборник научных статей. М.: МГППУ. 2013: 304.

2. Валкина О.Н., Кодолова Ф.М., Фунина Е.Е. Игровая деятельность как

фактор приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 1(38): 129-136. DOI: 10.1452б/01_1111_88

3. Ведяев Ф.П. Мозг, эмоции, здоровье. М.: Знание. 2015: 185.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. унта. 2011: 143.

5. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл, Эксмо. 2005: 512.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. М.: АСТ. 2014: 96.

7. Изард К.Э. Эмоции человека. СПб.: Питер. 2000: 440.

8. Изотова Е.И. Закономерности и инварианты эмоционального развития детей и подростков. М.: МПГУ. 2014: 236.

9. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Вестник Кемеровского государственного университета. 2016; 3: 5155.

10. Разенкова Н.Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности. Сибирский педагогический журнал. 2010; 6: 296-304.

11. Рапопорт Г.Н., Герц А.Г. Биологический и искусственный разум. Часть 1. Сознание, мышление и эмоции. М.: Либроком. 2011: 184.

12. Стожарова М.Ю. Применение здоровьесберегающих технологий как условие формирования физического компонента школьной зрелости детей старшего дошкольного возраста. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016; 2: 153-162. DOI: 10.14526/01_1111_114

13. Стожарова М.Ю., Пронина Н.С., Маврина Ю.В. Формирование основ психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста. Детский сад от А до Я. 2017; 2: 93-97.

14. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155. Министерство образования и науки Российской Федерации. -Москва: 2013.

15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос. 2017: 156.

16. Goleman D., Chemiss I.C. Emotional intelligence: Issues in paradigm building. 2001:

320.

17. Mayer J., Salovey P., Caruso D. Emotional Intelligence: Theory, Findings and Implication; Psychological Inquiry. 2004; 15(3):

197-215.

18. Meadows C.M. The phenomenology or joy: An empirical investigation. Psychological

Reports. N.Y. 1997: 39-54.

19. Vernic Leslie. How to find selfless joy in Me-First world. USA, First Edition, Water Brook Press. 2003: 398.

20. Wessman F.E., Ricks J.H. Mood and personality. N.Y., Holt Rinehart and Winston. 1996: 122-131.

Статья поступила в редакцию: 03.03.2019

Стожарова Марина Юрьевна - кандидат педагогический наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: stogmarin@mail.ru Кузнецова Ирина Олеговна - аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432700, Россия, г. Ульяновск, Площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: opaleva irina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.