ПРЕДПОСЫЛКИ КОНСТРУКТИВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
© Полякова Е.Л.1
Средняя общеобразовательная школа № 17, г. Владивосток
В работе акцентируется внимание на том, какие предпосылки в преподавании физической культуры в младшем школьном возрасте могут способствовать конструктивному формированию психики ребёнка в этом возрасте. Учитываются возрастные изменения психики ребёнка, регулярность его физической активности и пространственные изменения его физической активности.
Ключевые слова младший школьный возраст, физическая культура.
В среднем образовательном учреждении преподавание физической культуры в основном начинается с младшего школьного возраста. Поэтому актуально изучить соотношение формирования психики ребёнка в младшем школьном возрасте и преподавания физической культуры в этом возрасте.
Возникает вопрос о том, каким-образом преподавание физической культуры предполагает возрастные изменения психики ребёнка в младшем школьном возрасте. И поэтому актуально выявить те особенности в преподавании физической культуры в младшем школьном возрасте, которые могут способствовать конструктивному формированию психики ребёнка в данном возрасте.
В физической культуре тогда могут быть предпосылки для конструктивного формирования психики ребёнка в младшем школьном возрасте, когда на занятиях по физической культуре учитываются особенности формирования психики ребёнка в этом возрасте.
Важно изменять занятия по физической культуре в соответствии с программой обучения и в соответствии с возможными конструктивными изменениями психики ребёнка. Поэтому также актуально изучить возможные предпосылки конструктивного формирования психики ребёнка, которые могут реализовываться на занятиях по физической культуре в младшем школьном возрасте.
Мальчики в младшем школьном возрасте могут быть более физически активными, чем девочки того же возраста [6]. Также мальчик в младшем школьном возрасте во время школьного перерыва может проявлять физическую активность, которая умеренно энергетически затратная или энергетически затратная, чем девочка того же возраста [7].
1 Учитель физической культуры высшей категории, руководитель методического отдела учителей физической культуры Фрунзенского района г. Владивостока.
В работе по изучению физической активности ребёнка младшего школьного возраста, проявляющейся вне образовательного учреждения, было выявлено то, что если ребёнок добирался до образовательного учреждения более физически активным способом, то такой ребёнок был более регулярно физически активным (по соотношению числа шагов), чем тот ребёнок, который добирался до образовательного учреждения менее физически активным способом. В изучении принимали участие дети более старшего возраста начальных классов [4].
Физическая культура в классе, физическая активность вне занятий по физической культуре в классе и информации для родителей и других участников процесса обучения могут способствовать развитию активного образа жизни ребёнка в младшем школьном возрасте [3].
Увеличение числа средств для игры на территории образовательного учреждения в начальных классах может увеличивать физическую активность ребёнка. Что касается игровых детских площадок при образовательном учреждении, то если постоянно число средств для игры ребёнка на таких площадках, то это может не изменять его физическую активность. Однако увеличение средств для игры на игровых детских площадках при образовательном учреждении могут увеличивать регулярную физическую активность ребёнка [5].
В работе по изучению возрастных изменений физической активности ребёнка было выявлено то, насколько формирование у ребёнка в младшем школьном возрасте координации и моторных навыков может влиять на моторные навыки такого ребёнка в более старшем подростковом возрасте. Изучение было лонгитюдным. В работе изучались влияния эффектов расширения физической активности ребёнка на его моторные навыки в период от начальных классов до средних классов образовательного учреждения. В результате было выявлено то, что моторные навыки ребёнка могут улучшаться с расширением его физической активности и моторного обучения. Если ребёнок в младшем школьном возрасте формирует моторные навыки (баланс и координацию), то такие навыки могут улучшаться у такого ребёнка при его переходе от младшего школьного возраста к подростковому возрасту по отношению к моторным навыкам того ребёнка, который не формировал свои моторные навыки в младшем школьном возрасте. При этом ещё в младшем школьном возрасте начинают проявляться улучшения моторных навыков у того ребёнка, который регулярно формирует такие навыки, по отношению к моторным навыкам того ребёнка, который в младшем школьном возрасте не формирует регулярно такие навыки [2].
Чтобы ребёнок в младшем школьном возрасте мог вновь реализовать свои спортивные навыки на занятиях по физической культуре в образовательном учреждении для него важно решить во взаимодействии с учителем то, что могло составить соотношение его действия с его другим действием в пределах пространственных и социальных параметров их реализации [8].
Что касается взаимодействия внимания и физической активности ребёнка младшего школьного возраста, то специально подобранные подвижные игры могут способствовать развитию основных свойств внимания, которыми являются концентрация внимания и переключение внимания. Концентрация внимания может способствовать сосредоточению на определённых объектах или на своих мыслях. Переключение же внимания может относиться к переводу сознания с объекта или мысли на другой объект [1].
Регулярность движений может влиять на целенаправленность развития таких движений. Из работы по изучению возрастных изменений моторных навыков ребёнка видно, что если ребёнок регулярно развивает свои моторные навыки в младшем школьном возрасте, то это может способствовать развитию моторных навыков и в подростковом возрасте [2]. Ребёнок может и в подростковом возрасте постепенно осознавать важность формирования своих моторных навыков.
Из работы по изучению регулярности физической активности ребёнка возможно сказать то, что разнообразие числа средств для игры может увеличивать физическую активность ребёнка в младшем школьном возрасте [5]. И также в этой работе говориться о том, что увеличение числа средств даже на территории образовательного учреждения, а не только на игровых детских площадках, может способствовать увеличению физической активности ребёнка в младшем школьном возрасте [5]. Поэтому возможно предположить, что для увеличения физической активности ребёнка в младшем школьном возрасте может быть важно: наличие разнообразных средств для игры и увеличение числа таких средств для игры. При этом ребёнок в младшем школьном возрасте может увеличивать свою физическую активность в основном от проявлений своей психики, чем от территориальных особенностей местности, находящейся у образовательного учреждения. Поэтому увеличение разнообразия средств для игры на территории у образовательного учреждения и увеличение разнообразия средств для игры на детских игровых площадках могут влиять на увеличение физической активности ребёнка в младшем школьном возрасте. Однако и территориальные особенности применений средств для игры могут оказывать влияние на регулярную физическую активность ребёнка в младшем школьном возрасте. Здесь возможно акцентировать внимание на том, что при увеличении разнообразия числа средств для игры на детских игровых площадках ребёнок может чаще осознавать изменения своей физической активности от изменения своих перемещений в пространстве детских игровых площадок. Поэтому от психики ребёнка может формироваться увеличение его физической активности с значимым участием и территориальных особенностей местности, где ребёнок и реализует свою физическую активность.
Также важно учитывать и гендерные предпосылки формирования психики ребёнка в младшем школьном возрасте и их отношение к физической активности такого ребёнка. Здесь возможно сказать о том, что гендерные
предпосылки формирования психики ребёнка также относятся к возрастным изменениям такого ребёнка. Из работ видно, что возможны гендерные отличия в физической активности детей в младшем школьном возрасте [6]. При этом, если учитывать то, что гендерные предпосылки изменений физической активности ребёнка в младшем школьно возрасте прежде формируются от телесности такого ребёнка с его осознанием гендерных аспектов своей идентичности, то возможно также сказать о том, что психика ребёнка может взаимодействовать с возрастными изменениями его физической активности. Такие гендерные информации, способствующие формированию гендерных аспектов идентичности, ребёнок в младшем школьном возрасте может осознавать в своём взаимодействии с другими людьми.
В работе по изучению того, каким-образом ребёнок в младшем школьном возрасте может реализовывать свои спортивные навыки на занятиях по физической культуре говориться о том, что взаимоотношение ребёнка с учителем может способствовать тому, что ребёнок улучшает применение своих спортивных навыков в своих движениях на занятиях по физической культуре [8]. Здесь возможно обратить внимание на то, что ребёнок прежде обрёл такие спортивные навыки. Поэтому ребёнок может улучшать реализацию своих спортивных навыков на занятиях по физической культуре тогда, когда учитель разъясняет ребёнку информации об особенностях реализации занятий по физической культуре. В этой работе акцентируется внимание именно на том, каким-образом ребёнок взаимодействует с учителем для реализации движений такого ребёнка на занятиях по физической культуре и каким-образом учитель это объясняет [8].
В работе по изучению внимания ребёнка в младшем школьном возрасте говориться о том, что специально подобранные подвижные игры могут влиять на внимание ребёнка в этом возрасте [1]. Результаты этой работы могут также говорить о том, что если изменения движений ребёнка ориентированы для формирования его внимания, которое относиться к реализации психики такого ребёнка, то тогда, возможно улучшение концентрации и переключения внимания. Здесь важно сказать о том, что внимание ребёнка ориентировано на изменения объекта или объектов в пространстве реализации подвижных игр. Поэтому из этой работы видно, что взаимодействуют психика ребёнка, его физическая активность и изменения в пространстве реализации подвижных игр [1].
Также важно сказать о том, что если ребёнок в младшем школьном возрасте развивает свою физическую активность, то это может способствовать регулярному проявлению такой физической активности. Из работ видно, что физическая активность ребёнка младшего школьного возраста может переходить в его регулярную физическую активность [3]. С учётом того, что физическая активность ребёнка взаимодействует с его психикой, то возможно сказать о том, что регулярная физическая активность ребёнка младшего школьного возраста может способствовать регулярному проявлению
интереса такого ребёнка к такой физической активности. Здесь особенно важно заметить, что если ребёнок именно от проявлений своей психики интересуется своей физической активностью, то это может способствовать регулярному проявлению физической активности такого ребёнка. И соответственно, ребёнок от своей психики может изменять свою физическую активность с учётом пространственных изменений такой физической активности.
Что касается занятий по физической культуре в младшем школьном возрасте, то изучив представленные работы возможно сделать вывод о том, что предпосылками конструктивного формирования психики ребёнка на занятиях по физической культуре могут являться гендерные предпосылки, пространственные предпосылки, предпосылки целенаправленности взаимоотношений ребёнка с другими людьми и изменений его движений и предпосылки регулярности движений. Данные предпосылки могут взаимодействовать в психике ребёнка младшего школьного возраста с его физической активностью и с пространственными изменениями его физической активности.
Список литературы:
1. Петренко О.В., Показанникова Л.Т., Петренко С.В., Семкин А.Г. Развитие внимания у учащихся младших классов с использованием подвижных игр // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. -№ 9-8. - С. 116-121.
2. Ericsson I. Effect of increased physical activity on motor skills and marks in psysical education: an intervention study in school years 1 through 9 in Sweden // Physical Education and Sport Pedagogy. - 2011. - № 16 (3). - P. 313-329.
3. Gordon G, Bourdeudhuij I. Physical education and physical activity in elementary schools in Flanders // European Journal of Physical Education. -2002. - № 7 (1). - P. 5-18.
4. Murtagh E., Murphy M. Active travel to school and physical activity levels of Irish primary schoolchildren // Pediatric Exercise Science. - 2011. - № 23. -P. 230-236.
5. Nielsen G, Bugge A., Hermansen B., Svensson J., Andersen L. School playground facilities as a determinant of children's daily activity: a cross-sectional study of Danish primary school children // Journal of Physical Activity and Health. - 2012. - № 9. - P. 104-114.
6. Raudsepp L., Pall P. The physical activity of Estonian primary school children // European Journal of Physical Education. - 1999. - № 4 (1). - P. 65-74.
7. Ridgers N., Stratton G. Physical activity during school recess: The Liverpool sporting playgrounds project // Pediatric Exercise Science. - 2005. - № 17. -P. 281-290.
8. Ward G., Quennerstedt M. Knowing in primary physical education in the UK: negotiating movement culture // Sport, Education and Society. - 2015. -№ 20 (5). - P. 588-603.