Научная статья на тему 'Психологический аспект формирования целевой компетентности у будущих педагогов в образовательном процессе вуза'

Психологический аспект формирования целевой компетентности у будущих педагогов в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OBJECTIVES / ЦЕЛЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / TARGET COMPETENCE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / PSYCHOLOGICAL ASPECTS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КОНЦЕПЦИЯ "Я" / CONCEPT OF "I" / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ЦЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Н. В.

В статье рассматривается психологический аспект целевой компетентности педагога в образовательном процессе вуза, который является одной из основных, обеспечивающих успешность всей педагогической деятельности, определяет характер и способы действий человека. Таким образом, умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать её в задачах будет не только определять характер деятельности, но и обеспечит достижение запланированного результата, сделает деятельность педагога эффективной. В ситуации перехода к личностно ориентированной парадигме образования приоритетным становится создание условий для личностного развития, для подготовки студентов к выполнению социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности. Показателем качества образования при этом является не столько владение знаниями, умениями, навыками, сколько социальная зрелость личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL ASPECT OF FORMING A TARGET COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY

The article considers the psychological aspect of a target competence of a teacher in the educational process of a university. The development of this competence is one of the keys to ensure the success of all teaching activities, determines the nature and means of human action. Thus, the teacher's ability to formulate objectives of activities and to specify them in the tasks will not only determine the nature of the activities, but also ensure the achievement of planned results, will make the work of the teacher effective. In the situation of transition to the personality-oriented paradigm of education, the priority is creating conditions for personal development, to prepare students to perform social roles in different spheres of life. The indicator of the quality of education is not so much the possession of knowledge, skills, skills, but the social maturity of the personality.

Текст научной работы на тему «Психологический аспект формирования целевой компетентности у будущих педагогов в образовательном процессе вуза»

лось отличным от нормального. Поскольку данные распределились отличным от нормального образом, мы провели процедуру нелинейной нормализации. Нами была осуществлен перевод «сырых» баллов в стандартные путем нахождения процентильных границ групп в исходном распределении (Таблица 2).

На основе определенных границ процентильных групп была составлена таблица перевода «сырых» баллов в стандартные единицы (Таблица 3).

Библиографический список

Для проверки внутренней надёжности, разработанной нами методики нами был рассчитан коэффициент Альфа-Кронбаха, который составил 0,73. Уровень этого показателя соответствует допустимой границе достаточного значения этого показателя в 0,7.

Таким образом, для разработанной нами методики была проведена процедура нелинейной нормализации, проверки внутренней надежности. Результаты произведенных процедур подтверждают надежность и позволяют использовать разработанный инструмент для научных исследований.

1. Сарелайнен А.И. Изучение представлений следователей о профессиональном психологическом воздействии Северо-Кавказский психологический вестник. 2014; 12 - 1: 44 - 48.

2. Мельник В.В. Ведение защиты в суде с участием присяжных заседателей. Москва: Новая правовая культура, 2006.

3. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. Санкт-Петербург, 2002.

4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. Москва: Педагогическое общество России, 2000.

5. Кроз М.В., Ратинова Н.А., Онищенко O.P. Криминальное психологическое воздействие. Москва, 2008.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. Москва: Академия, 1996.

7. Коновалова В.Е. Допрос: тактика и психология. Харьков: Консум, 1999.

8. Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. Москва: Юридическая литература, 1970. References

1. Sarelajnen A.I. Izuchenie predstavlenij sledovatelej o professional'nom psihologicheskom vozdejstvii Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2014; 12 - 1: 44 - 48.

2. Mel'nik V.V. Vedenie zaschity vsude s uchastiem prisyazhnyh zasedatelej. Moskva: Novaya pravovaya kul'tura, 2006.

3. Sidorenko E. V. Trening vliyaniya iprotivostoyaniya vliyaniyu. Sankt-Peterburg, 2002.

4. Kabachenko T.S. Metody psihologicheskogo vozdejstviya. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.

5. Kroz M.V., Ratinova N.A., Onischenko O.R. Kriminal'noe psihologicheskoe vozdejstvie. Moskva, 2008.

6. Zen'kovskij V.V. Psihologiya detstva. Moskva: Akademiya, 1996.

7. Konovalova V.E. Dopros: taktika i psihologiya. Har'kov: Konsum, 1999.

8. Karneeva L.M. Taktika doprosa prirassledovaniiprestuplenij. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1970.

Статья поступила в редакцию 01.02.17

УДК 159.99

Goncharova N.V., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

THE PSYCHOLOGICAL ASPECT OF FORMING A TARGET COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS IN EDUCATIONAL PROCESS OF A UNIVERSITY. The article considers the psychological aspect of a target competence of a teacher in the educational process of a university. The development of this competence is one of the keys to ensure the success of all teaching activities, determines the nature and means of human action. Thus, the teacher's ability to formulate objectives of activities and to specify them in the tasks will not only determine the nature of the activities, but also ensure the achievement of planned results, will make the work of the teacher effective. In the situation of transition to the personality-oriented paradigm of education, the priority is creating conditions for personal development, to prepare students to perform social roles in different spheres of life. The indicator of the quality of education is not so much the possession of knowledge, skills, skills, but the social maturity of the personality.

Key words: objectives, target competence, pedagogical competence, psychological aspects, motivation, concept of "I", reflection.

Н.В. Гончарова, аспирант Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В статье рассматривается психологический аспект целевой компетентности педагога в образовательном процессе вуза, который является одной из основных, обеспечивающих успешность всей педагогической деятельности, определяет характер и способы действий человека. Таким образом, умение педагога правильно поставить цель деятельности и конкретизировать её в задачах будет не только определять характер деятельности, но и обеспечит достижение запланированного результата, сделает деятельность педагога эффективной. В ситуации перехода к личностно ориентированной парадигме образования приоритетным становится создание условий для личностного развития, для подготовки студентов к выполнению социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности. Показателем качества образования при этом является не столько владение знаниями, умениями, навыками, сколько социальная зрелость личности.

Ключевые слова: цель, целевая компетенция, педагогическая компетенция, психологический аспект, мотивация, концепция «Я», рефлексия.

Современный этап развития системы образования уже традиционно характеризуется как этап модернизации и реформирования. Но то, какой учитель придёт в школу завтра, сегодня решается в педагогическом университете. Поэтому без преувеличения можно сказать, что отправным моментом реформирования системы образования на всех уровнях становится педагогическое образование.

Сфера образования, закладывающая основы мировоззрения человека, призвана активно и целенаправленно формировать личность как соответствующее гуманистическим нрав-

ственно-эстетическим нормам ментальное качество человека и социума. Профессия педагога имеет двойственный характер и проявляется в синтезе педагогической и психологической деятельности. Деятельность педагога кроме непосредственной психологической помощи, в плане социализации и становления общей культуры воспитанника предполагает работу по развитию личности ребенка, навыков общения с другими людьми в самых разных ситуациях, а также педагогическое взаимодействие со студентом по формированию у него соответствующих запросу современного общества нравственных ценностей. Наряду с ре-

шением психологических задач, педагог в своей профессиональной деятельности решает огромное количество педагогических задач, которые требуют профессионально-педагогической компетентности.

Исследователи, изучающие проблемы высшего профессионального образования, единодушны во мнении, что именно преподаватель - центральная фигура в вузе, ему принадлежит стратегическая роль в развитии личности студента в процессе профессиональной подготовки. Современный педагогический университет должен становиться научно-педагогическим центром своего региона с учетом специфики задач регионального развития. Следовательно, деятельность конкретного преподавателя, особенно в её целевых аспектах, должна строиться в соответствии с принятой образовательной политикой вуза, которая является системообразующей и интегрирующей силой. Профессионализм современного преподавателя высшей педагогической школы не может определяться только академическими способностями, знанием содержания, владением технологиями, методами и формами организации процесса усвоения преподаваемой дисциплины. Традиционно понимаемая задача, стоящая перед педагогическим вузом, которая, в определении Ю.В. Сень-ко, заключается в «трансформации, редукции образовательных целей, идеалов, ценностей к учебным целям, которые определяются конкретными условиями подготовки специалиста в данном вузе и реализация этих целей» [1, с. 44], сегодня неизмеримо усложняется. Предметом педагогической деятельности вузовского преподавателя являются педагогические условия профессионального и личностного становления студента. Педагогический вуз должен подготовить такого учителя, который будет востребован современной школой завтра.

Педагогический процесс в учебном заведении - это специальным образом организованная деятельность преподавателей, сотрудников и студентов, сочетающая процессы обучения, воспитания и развития. Компетентность педагога, с одной стороны, представляет собой многокомпонентное образование, в котором объединяются перечисленные выше профессионально важные свойства личности, а с другой, она является интегративным, целостным качеством личности, в котором отдельные свойства личности (внутренняя установка будущего педагога на принятие «Другого», способности к выстраиванию таких отношений, а также психологическая устойчивость организации индивидуального поведения педагога) взаимосвязаны и выступают единым целым, проявляясь в построении социальных отношений с участниками образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, в том числе понимания, признания и принятия их отличительных особенностей. Очевидно, что толерантность как интегративная характеристика личности педагога является динамическим образованием, которое изменяется с преобразованием компонентного состава или уровня развития отдельных свойств личности, входящих в его структуру. Формируя компетентность у будущих педагогов, мы наблюдаем: на первом курсе - развитие адекватной самооценки, работа, направленная на повышение уровня эффективного и гармоничного межличностного взаимодействия; на втором - развитие навыков саморегуляции и овладение копинг-стратегиями; на третьем - выработка адекватной самооценки, овладение эффективными методами преодоления стрессового напряжения, развитие социальной перцепции и повышение коммуникативной компетентности; на четвертом курсе - развитие позитивной профессиональной и личностной самооценки студентов, изменение стереотипов поведения, развитие социально-психологической устойчивости, совершенствование навыков решения конфликтов в межличностном и профессиональном взаимодействии.

Цель высшего педагогического образования - определить становление студента педагогического вуза как субъекта метаде-ятельности, направленной на организацию условий для развития личности ученика. В учебном процессе требование конкретности цели предполагает существенные изменения личности. Эти изменения находят свое отражение в освоении предметных знаний по учебным дисциплинам специальности, развитии профессиональных умений и навыков, в формировании личных качеств.

Основным компонентом учебной деятельности студента является освоение необходимой долей учебного материала, развитие его профессионально-личностных качеств. Главным образом она осуществляется на практическом уроке, семинаре, лекции или выполняется самостоятельно в домашних условиях или библиотеке. Промежуток времени, необходимый для достижения поставленной цели, называется учебным периодом.

Для преподавателя является очень важным вопрос об организации учебно-практической деятельности. Поэтому перед студентом необходимо выдвигать определенные цели. У студента необходимо развивать умение анализировать задачи, цели, но на одном занятии или лекции просто невозможно. Умение анализировать - это свойство личности, которое развивается с годами. Можно привести примеры, когда человек, доживший до старости лет, так и не научился анализировать, например, собственное поведение.

Одной из форм регуляции учебной деятельности является «развертывание» мотива в виде адекватных целей, при этом специфика мотивации обуславливает особенность целей субъекта, их содержание. Отчетливо это свойство мотивации проявляется в ситуации, когда внешнее требование не принимается субъектом и не превращается в собственную цель. Оно (требование) изменяется, искажается, что приводит к переопределению цели. Содержание такого переопределения зависит от содержания мотивов учащегося, в частности, от степени сформирован-ности у него познавательного мотива от его прошлого опыта, от доступных ему способов осуществления учебных действий.

Высшая школа встала перед необходимостью образованного компетентного педагога, способного самостоятельно решать весь спектр профессиональных и педагогических задач: аналитических, диагностических, прогностических, конструктивных, организационно-деятельностных, рефлексивных и многих других. Решение каждой из этих задач требует наличия профессиональной подготовке будущих педагогов специальных профессиональных компетенций.

Это подводит нас к осознанию второго компонента в целепо-лагании преподавателя вуза - формирования у студентов - будущих педагогов профессиональных педагогических компетенций. Ю.В. Фролов и Д.А. Махотин дают развёрнутое представление о качестве подготовки выпускников педагогического вуза как о сформированной профессиональной компетентности специалиста, которая выступает интегрированной характеристикой качеств личности, показателем овладения выпускником объемом базовых компетенций (областей профессиональной педагогической деятельности) [2, с. 34]. Будущий специалист должен понимать формирование определенных компетенций, четкое представление о перечне необходимых компетенций педагога с высшим образованием. Это одно из главных условий результативности деятельности преподавателя педагогического вуза. Быстрое обновление научных знаний, социальных условий делает насущной проблему самообразования. Как отмечает П.И. Пидка-систый, содержание образования и технологии обучения отстают от темпов развития науки и производства. Кроме того, период полураспада компетентности специалистов сокращается в каждом десятилетии. Очевидным становится необходимость перехода от формулы «образование - на всю жизнь» к формуле «образование - через всю жизнь» [3, с. 47]. Следовательно, акцент смещается на приобретение студентами опыта самостоятельной учебной деятельности. Третий компонент целеполагания в педагогической деятельности преподавателя вуза целесообразно определить формирование учебной деятельности студентов. Учебную деятельность П.И. Пидкасистый рассматривает как форму существования студента как субъекта учения, в ней формируются и проявляются все качества его личности. Задачей преподавателя вуза является организация работы обучаемого и управление ею в рамках содержания профессиональной подготовки [3, с. 52]. Становление субъектности студента в свете реализации компетентностного подхода выходит на первый план, так как, как отмечает Т.И. Исаева, ограниченный характер практических занятий и производственной практики, в ходе которых возможно приобретение непосредственного профессионального опыта, а, следовательно, формирование компетенций, позволяет вести речь только о достижении определённого промежуточного показателя (уровня) в этом процессе. Приобретение новых знаний и компетенций является ключевой составляющей в деятельности специалиста [4, с. 58]. В области педагогического образования становление студента как субъекта учебной деятельности приобретает особый смысл, так как в будущей профессиональной деятельности ему предстоит создавать условия для развития субъектности учебной деятельности своих учеников. Сделать это, не обладая самому развернутой структурой учебной деятельности, в принципе не представляется возможным. Создание условий для формирования у студентов целостной структуры учебной деятельности в плане эффективного усвоения социального опыта - важная компетенция преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.