Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ АБУ НАСР АЛЬ-ФАРАБИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ АБУ НАСР АЛЬ-ФАРАБИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аристотелизм / Муалими сони / Идеализм / Материализм / Теология / Душа и тело / Ал куууат ал-мухаррина / Ал кууут ал-газийа / Ал куууат ал-хасса / Ал-кууат ан-нузуийа / Ал-куууат ан-натика / Ан нафс ал инсанийа / Акциден¬ции / Субстанции / Формирование моральных качеств / усвоение знаний / умении и навыков / Aristotelianism / Mualimi soni / Idealism / Materialism / Theology / Soul and body / Al kuuwat al-muharrina / Al kuuut al-ghaziyya / Al kuuwat al-hassa / Al-kuuat an-nuzuiyya / Al-kuuwat an-natika / An nafs al insaniya / Accidents / Substances / Formation of moral qualities / acquisition of knowledge / skills and abilities

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Норимбетов, Т. Б., Норимбетова, Н. Т.

Фараби является выдающим мыслителем раннего средневековья. Он еще при жизни получил прозва¬ние «Второй учитель».Нет почти ни одной отрасли зна¬ния, в которой бы он не оставил глубоких суждений, метких наблюдений и гениальных догадок. Фараби является автором ряда специальных трактатов по психологии: «Трактат о сущ¬ности души», «Слово о сновидении», «О ду¬ше», «О силе души», «Ум и понятие», «Сло¬во об уме взрослых», «Слово об уме юных», «О темпераменте» и др. Психологические идеи великого мыслите¬ля содержатся также в многочисленных его произведениях, прямо не связанных с психологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL VIEWS OF ABU NASR AL-FARABI

Farabi is an outstanding thinker of the early Middle Ages. During his lifetime, he received the nickname “Second Teacher.” There is almost no branch of knowledge in which he did not leave deep judgments, apt observations and brilliant guesses. Farabi is the author of a number of special treatises on psychology: “Treatise on the Essence of the Soul”, “A Word on Dreams”, “On the Soul”, “On the Power of the Soul”, “Mind and Concept”, “A Word on the Mind of Adults” ”, “A Word about the Mind of Young People”, “On Temperament”, etc. The psychological ideas of the great thinker are also contained in his numerous works that are not directly related to psychology.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ АБУ НАСР АЛЬ-ФАРАБИ»

Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784

educational, natural and social sciences www.oriens.uz

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(11), November, 2023

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЕ АБУ НАСР АЛЬ-ФАРАБИ

Норимбетов Т.Б.

к.психол.н. доц. Каф. «Социально-гуманитарных наук и физически воспитание» АФ.ТГТУ им И.А.Каримова.

Норимбетова Н.Т.

Преп. Каф.«Пед. и психол общ образовании» IUIY.

АННОТАЦИЯ

Фараби является выдающим мыслителем раннего средневековья. Он еще при жизни получил прозвание «Второй учитель».Нет почти ни одной отрасли знания, в которой бы он не оставил глубоких суждений, метких наблюдений и гениальных догадок. Фараби является автором ряда специальных трактатов по психологии: «Трактат о сущности души», «Слово о сновидении», «О душе», «О силе души», «Ум и понятие», «Слово об уме взрослых», «Слово об уме юных», «О темпераменте» и др. Психологические идеи великого мыслителя содержатся также в многочисленных его произведениях, прямо не связанных с психологией.

Ключевые слова: Аристотелизм, Муалими сони, Идеализм, Материализм, Теология, Душа и тело, Ал куууат ал-мухаррина, Ал кууут ал-газийа, Ал куууат ал-хасса, Ал-кууат ан-нузуийа, Ал-куууат ан-натика, Ан нафс ал инсанийа, Акциденции, Субстанции, Формирование моральных качеств, усвоение знаний, умении и навыков,

АННОТАЦИЯ

Фаробий урта асрлардаги буюк мутафаккурлардан бири уисобланади.Ууз даврида "Иккинчи муаллим ", «Муалимис соний»(Арастудан сунг) даражасига еришган мутафаккурдир. Уз даврида билимларнинг хамма соуасида кузатишлар олиб борган ва уларнинг ечимларини тацдим этган уламодир. Унинг психологияга оид асарлари "Рух хацида трактат ","Туш куриш хацида ", "Жон хацида","Рух кучи хацида","Ацл ва тушунча","Катталар ацли хацида фикрлар","Усмирлар ацли хацида фикрлар","Темперамент хацида " ва бошца ва психологияга оид булмаган илмий ишларида психологияга оид фикрлар баён цилинган.

Калит сузлар: Аристотелизм, Муалими сони, Идеализм, Материализм, Илоуиёт, Руу ва тана, Ал кууват ал-мууаррина, Ал кууут ал-зазийя, Ал кууват ал-уасса, Ал-кууwат ан-нузуийя, Ал-кууwат ан-натика, Ан нафс ал инсония, Бахтсиз уодисалар, Моддалар, Ахлоций фазилатларни шакллантириш, билим, куникма ва малакаларни эгаллаш,

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

ВВЕДЕНИЕ

Мировая общественность готовится торжественно отметить 1150-летие со дня рождения одного из величайших мыслителей Востока, ученого-энциклопедиста Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби (873-953).Выходец из тюркской племени, преемником которого является народы Центральной Азии, Фараби был одним из выдающихся мыслителей раннего средневековья, оказавших огромное влияние на духовную культуру народов Центральной Азии и народов всего мира. Возвысив арабский аристотелизм до определенной философской системы, он еще при жизни получил прозвание «Второй учитель» или «Муалими сони» (второй учитель - после Аристотеля). Нет почти ни одной отрасли знания, в которой бы он не оставил глубоких суждений, метких наблюдений и гениальных догадок.

Еще молодым аль-Фараби, руководимый жаждой знаний, отправился в страны арабского халифата. Умер в возрасте 80 лет в Дамаске(Сирия). Город Фа-раб стал позже именоваться Отраром; развалины его сохранились на территории нынешнего Туркестанской области республики Казахстана. Находясь на стыке важнейших караванных путей, Фараб в то время был крупным культурным центром. В нем имелась огромная библиотека, по числу книг уступавшая лишь Александрийской.

Мировоззрение Фараби о психологии, в целом являясь идеалистическим, в то же время содержит ряд материалистических идей, тесно связанных с достижениями древнего и средневекового естествознания. Аль-Фараби был твердо убежден в необходимости изучать светские науки, освободив их от влияния теологии. Он признавал вечность мира, исходил из детерминистического принципа в объяснении явлений природы, отрицал бессмертие души. Особенно ярко материалистические идеи аль-Фараби проявились в взглядах на материю, в подходах к объяснению отдельных сторон психической жизни человека.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

О творчестве Фараби написано много работ. Несмотря на это, наследие аль-Фараби изучено далеко недостаточно. Особенно это касается его психологических взглядов. Фараби является автором ряда специальных трактатов по психологии: «Трактат о сущности души», «Слово о сновидении», «О душе», «О силе души», «Ум и понятие», «Слово об уме взрослых», «Слово об уме юных», «О темпераменте» и др. Психологические идеи великого мыслителя содержатся также в многочисленных его произведениях, прямо не связанных с психологией. В этой связи большой интерес представляют такие труды Фараби, как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Существо вопросов», «О сущности

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

разума», «О происхождении наук», «Основы мудрости» а др. В этих указанных трудах Фараби много внимания уделяет проблеме души и тела. Так в книге «Существо вопросов» он выступает против учения Платона о душе, считая, что Платон заблуждается, когда объявляет душу первичной и, предшествующей телу. «Душа,-пишет Фараби,-не может, существовать раньше тела, как это утверждает Платон». По мнению Фараби, душа рождается одновременно с телом, не может быть две души в одном. Теле и душа не может переселяться из одного тела в другое. Индивид преходящее, смертен. Состояние тела влияет на состояние души. Для сохранения нормального состояния души и выполнения ею своих функций необходимо здоровое тело. За высказанную мысль о зависимости души от тела Фараби не раз подвергался преследованию со стороны духовенства, которое обвиняло его в безбожии и неверии в бессмертие души, в загробную жизнь.

Конечно, взгляды Фараби о связи души н тела были непоследовательны и противоречивы. Так, иногда он утверждал, что, хотя тело разлагается, душа не исчезает, она уходит в вечность и никогда не возвращается и не перевоплощается. Покидая тело человека, душа объединяется с такими же другими душами, объединяется и все духовное, приобретенное ими, составляя мировую душу. Весьма своеобразна его мысль о том, что бессмертны души добродетельных к сведущих людей, тогда как души людей, невежественных смертны.

Как известно, учение Аристотеля о душе оказало большое влияние на последующие решения этой проблемы. Аристотель трактовал душу, как материальное начало, имеющее определенное местонахождение в теле, а именно в сердце, которое сообщает теплоту крови, питающую «жизненный дух» организма. Аль-Фараби в вопросе о душе находился под влиянием Аристотеля. Чувствуется, что он прекрасно знал произведение Аристотеля «О душе» и применял его без каких бы то ни было неоплатоновских наслоений. По мнению Фараби, вся живая природа наделена душой. Душа делится на движущую (ал куууат ал-мухаррина) и познающую силу. Движущие душевные силы присущи всей живой природе (растения, животные, люди), все они имеют способность к движению. Познающие же силы имеются только у людей и животных, которые способны отражать в мозгу окружающий мир. Растения не имеют такой способности, поэтому они не входят в эту группу.

Человек, считает Фараби, овладевает прежде всего питающей силой (ал кууут ал-газийа), под которой он подразумевает телесное строение организма. Люди имеют также душевную силу, которая делится в свою очередь на два вида. Первую из них он называет «внешней душевной силой» или «силой ощущений» (ал куууат ал-хасса), которая возникает при непосредственном воздействии

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

внешних предметов на органы чувств (осязание, вкус, слух, зрение, обоняние). К «внутренней душевной силе» относятся сила воображения (ал куууат ал-мутахаййила) (память, представление, воображение), стремящаяся или побуждающая сила (ал-кууат ан-нузуийа) и разумная или мыслящая (ал-куууат ан-натика) сила. Центром человеческой души (ан нафс ал инсанийа) Фараби считает не мозг, а сердце. Сердце является главным органом, который не управляется никаким другим органом тела. Затем идет мозг. Он также главный орган, но господство его является не первичным, а вторичным, потому что, управляя всеми другими органами, он сам управляется сердцем. В мозгу аль-Фараби выделял отдельные центры. «Посредством одной из своих частей (мозг) уравновешивает (теплоту), способствующую воображению; посредством другой -то, что способствует мышлению; и (наконец) посредством третьей-то, что способствует сохранению в памяти и воспоминания». Дифференцируя нервы по выполняемой ими функции, аль-Фараби различал нервы двух видов: чувственные и двигательные. По-видимому, он знал о существовании нервных узлов в сердце и спинном мозге, именно этим можно объяснить его слова в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города»: «Многие из этих нервов имеют в самом сердце корни, посредством которых они черпают из мозга то, что сохраняет их силы. Многие другие корни берут начало в спинном мозгу, верхняя часть которого связана с (головным) мозгом».

По мнению аль-Фараби, процесс познания имеет две ступени: ощущение и мышление, которые отображают различные стороны объектов: первое отображает их внешние, изменчивые свойства (акциденции), второе-существо предметов (субстанция). Признавая две ступени познания, он не обращался к практике, но был противником скептицизма и агностицизма. Здесь ярко проявляется связь его воззрения с успехами естественнонаучной мысли той эпохи, материалистические тенденции его философских взглядов. Опираясь в своем учении на аристотелизм, аль-Фараби придерживается мнения о полной возможности познания человеком внешнего мира. Преимущества человека перед животными аль-Фараби видит в том, что человек, в отличие от других животных, обладает особыми душевными способностями, высшей формой которых является речь и разум.

Для современной молодежи облик самого Фараби может стать образцом для подражания. С каким усердием и терпением изучал он труды своего духовного отца Аристотеля. Согласно преданиям, Фараби прочитал книгу Аристотеля «О душе» — сто раз, «Естественную гармонию» — сорок, «Риторику» — двести раз, знал более 70 языков; обладал высокими человеческими достоинствами: довольствовался малым, не прельщался богатствам, не искал

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(11), November, 2023

высоких должностей, был скромен н прост в быту и в обращении с людьми, при первой же возможности был готов оказать им помощь. Ученый твердил, что формирование моральных качеств, усвоение знаний, навыков владения различными ремеслами достигается кропотливым трудом, огромным усилием воли, через обучение, воспитание и самовоспитание. После приобретения определенных знаний и овладения ремеслом постепенно совершенствуется инициатива, затем молодежь овладевает привычками к логическому мышлению во всех теоретических знаниях. В таком же порядке происходит и процесс совершенствования знания у детей. Привычки и навыки у учащихся образуются при помощи направляющих и вдохновляющих слов учителя. Слово, по мнению Фараби, следует обращать к тем людям, которые изучают науки и овладевают профессией по своему желанию, а по отношению к непослушным, упрямым людям, необходимо принуждение. Эти качество Фараби должен осваивать современный молодёжи т.к. только своим трудом можно достичь поставленный перед собой цели.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Аль - Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, «Наука», 1970.

2. Аль - Фараби. Комментарии к трудностям в ведении к первой и пятой книгам Евклида. «Вопросы востоковедения», 1959, № 4.

3. Т.Б.Норимбетов. Абу Носир Фаробийнинг таълим-тарбия ва касб-хунар хакидаги фикрлари. УзДЖТУнинг"ХХ1 аср интелектуал салохият асри" номли Республика илмий - методик анжуманида 7- кисм 2019й

4. Т.Б.Норимбетов. Tasavvufda komilinson masalasi. (Milliy va ma'naviy qadryatlarning yuksalishida ayollarning o'rni) Toshkent Islom Universitetining maqolalar to'plami TIU nashiryoti 2016-yil. 312- bet.

5. Т.Б.Норимбетов. Шарк алломалари асарларида билимга кизикишни шакллантиришда оиланинг урни хакидаги фикрлари. Тош вил "Оила" маркази илмий-амалий конфененция.2018й.262-265 бетлар.

6. Расулов, Х. М. (2020). Шарк ва гарб: сиёсий ва хукукий маданият компонентлари уйгунлиги. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ, (SI-1№ 3).

7. Расулов, (2022). Сиёсат-маданият, ходиса ва фан сифатида. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(7), 691-702.

8. Mamanovich, R. H. (2021). Civil Society: Prosperities of Decentralization in Management. Middle European Scientific Bulletin, 18, 359-362.

9. Mamanovich, R. H. (2022). The mass media as a subject of political and legal propaganda. European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(10), 122-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.