Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБДУРАХМАНА ТАШКАНДЫ «МЕЪЁР УЛ-АХЛОК»'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБДУРАХМАНА ТАШКАНДЫ «МЕЪЁР УЛ-АХЛОК» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Меъёр уль-Ахлак» / нафси нотика / интеллект и басират (разум / остроумие) / умственная энергия / энергия гнева / сексуальная энергия / мудрость / мужество / целомудрие / моральные качества. / “Meyer ul-Akhlak” / nafsi notika / intelligence and basirat (reason / wit) / mental energy / energy of anger / sexual energy / wisdom / courage / chastity / moral qualities.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Асатуллоев Аброрхон

Мы знаем, что каждое общество воспитывает того человека, которое считает нужным. И исходя из собственных факторов и тенденций развития, она предъявляет к ней религиозно-нравственные, профессионально-правовые и ряд других требований. Вечная цель развития общества – человек, его свободная, комфортная и мирная жизнь. Человека, полностью отвечающего запросам общества, в каждый период называют по-разному. Фараби называл его «добродетельным человеком», Юсуф Хос Хаджиб называл его «полноценным мужем», а представители суфизма называли его «совершенным человеком». Использовались также термины «зрелый во всех отношениях человек» и «гармонически возвышенный человек». Из работы Абдурахмана Ташканди в виде брошюры мы видим, что моральные нормы, необходимые для формирования нравственных качеств при воспитании молодого поколения, имеют систематизированную форму. Если в XX веке период национального возрождения имел большое значение в развитии идей, то в XXI веке он будет иметь особое значение в создании Третьего Возрождения в Новом Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE WORK OF ABDURAKHMAN TASHKANDA “MEYOR UL-AHLOK”

We know that every society educates the person it sees fit. And based on its own factors and development trends, it places religious, moral, professional, legal and a number of other requirements on it. The eternal goal of the development of society is man, his free, comfortable and peaceful life. A person who fully meets the needs of society is called differently in each period. Farabi called him a “virtuous man,” Yusuf Khos Hajib called him a “full-fledged husband,” and representatives of Sufism called him a “perfect man.” The terms “a mature person in all respects” and “a harmoniously elevated person” were also used.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБДУРАХМАНА ТАШКАНДЫ «МЕЪЁР УЛ-АХЛОК»»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБДУРАХМАНА ТАШКАНДЫ «МЕЪЁР УЛ-АХЛОК»

Аброрхон Асатуллоев,

Доктор философии по философским наукам (PhD), Начальник управления контроля качества образования, Гулистанский государственный педагогический институт,

Мы знаем, что каждое общество воспитывает того человека, которое считает нужным. И исходя из собственных факторов и тенденций развития, она предъявляет к ней религиозно-нравственные, профессионально-правовые и ряд других требований. Вечная цель развития общества - человек, его свободная, комфортная и мирная жизнь. Человека, полностью отвечающего запросам общества, в каждый период называют по-разному. Фараби называл его «добродетельным человеком», Юсуф Хос Хаджиб называл его «полноценным мужем», а представители суфизма называли его «совершенным человеком». Использовались также термины «зрелый во всех отношениях человек» и «гармонически возвышенный человек».

Из работы Абдурахмана Ташканди в виде брошюры мы видим, что моральные нормы, необходимые для формирования нравственных качеств при воспитании молодого поколения, имеют систематизированную форму. Если в XX веке период национального возрождения имел большое значение в развитии идей, то в XXI веке он будет иметь особое значение в создании Третьего Возрождения в Новом Узбекистане.

Ключевые слова: «Меъёр уль-Ахлак», нафси нотика, интеллект и басират (разум, остроумие), умственная энергия, энергия гнева, сексуальная энергия, мудрость, мужество, целомудрие, моральные качества.

В переводе произведения Абдурахмана Сайо Ташканди «Мейор уль-Ахлок» мы видим, что он уделял пристальное внимание социальным и моральным вопросам. Само название произведения может служить тому подтверждением. По структуре работа, безусловно, аналогична предыдущим работам по этике, приведем предложения, начинающиеся с восхваления

Узбекистан, abshah. uz1992@gmail. com

АННОТАЦИЯ

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

Аллаха1: «Несомненно, бесконечная хвала Дорогому и Милосердному Господу, Который увидел и дал благословения тварям, явил мудрость и совершенство в их жизни, осыпал и почтил их источником божественных милостей и больше других существ разумом и знание, и Он - Самый Почетный (Воистину, Мы сделали человека почетным, Сура Исра, оят 70)».

То есть он тот, кто украсил некоторых своих слуг добродетелями и добрыми делами до уровня счастья, а некоторых из них заставил скитаться в собственности страданий, используя их как воров. Ведь в Коране «Кто отвратится от поминания Моего, тому непременно будет жизнь мучения, и в День Воскресения Мы воскресим его слепым» (Сура Тоха, оят 124)».

Людям знания ясно, что люди чувствуют потребность в знаниях в своей жизни. Это обусловлено требованием мудрости и интереса, а необходимой наукой является моральная наука. Хотя в этой области написано немало работ, в отличие от них в этом личном и великолепном труде упомянуты советы судей и разные вещи, полезные и полезные для публики. В связи с этим название произведения называется «Меяр уль-Ахлак». Работа разделена на четыре части, первая и вторая части опубликованы в данной книге. Двадцатый и четвертый статьи были подготовлены к публикации, но не были опубликованы под давлением господствующей идеологии.

Мы упоминали, что первая часть работы разделена на семь глав. По этой причине мы теперь обратимся к анализу каждой главы:

Абдурахман Ташканди начинает с человеческого понимания, точно так же, как ученые описывают в первой главе то, что лежит в основе человеческого понимания, то есть так называемую «нафси натика»2. То есть он ищет на него ответ, ставя перед собой такие вопросы: «Почему человек, как центр всех существ, получил особый, классический статус, чем что-либо еще? Почему ему даны преимущества перед другими небесными существами и духами? Почему он был коронован как благородный творение божественного царства? По какой причине он был одет в такую великую одежду добродетели?»

В ответ он приносит нафс (дух). Именно из-за этого эго люди имеют преимущество перед другими существами. То, что дает привилегию этому человеку, — это материал, который западные философы называли «нафси натика» в терминах мудрости, «дух» в терминах шариата. «В связи с этим Хакими Мутлак Хак субханаху ва тааля говорит в Коране, который является

1 \W1 ij&àU .¿lûa ^jiUâJ ¿ид .J^VI jb« -^¿З&Лй ^Uui ¿U^Ijjc. (Абдурахман Сайёх Ташканди-Меъёр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912) -С. 2.

2 \W1 iiiS^U .¿lûa ^jiUâji ¿ид .J^âV! jL« -^¿З&Лй £Uui ¿UbjJljje. (Абдурахман Сайёх Ташканди-Меъёр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912) -С. 5.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

страницей его мудрости: Аллах взял вас из чрева вашей матери, когда вы ничего не знали. Он дал вам уши, глаза и сердца (сура Нахль, аят 78). Другими словами, он дал вам чувства, позволяющие понять природу вещей». В этом вопросе морали существуют мнения на тему того, сформировано эго или нет.

Его учитель, Аристотель, говорил, что душа формируется вместе с образованием тела, Платон же и некоторые другие судьи отрицали, что душа формируется, они также разошлись там же, т. е. образуется ли душа при в то же время, что и тело, или до того, как оно исчезло. Садик Абу Джафар Куми, да помилует его Господь, пишет в своей книге: «Вещи веры вечны, а не смертны». Также сказано в словах Аллаха: Не считайте умершими тех, кто был казнен на пути Аллаха. Возможно, они живы, будучи обеспечены своим Господом (Сура «Оли Имран», аят 169)3. Подобные мысли также упоминаются в хадисе Шарифов: «Кто знает свою душу, тот поистине знает своего Господа» (хадис)4. Знакомство (просветление) в данном случае является отсылкой к эго говорящего. Поэтому душа является тайной, ее характеристики, суть которых известны только Аллаху: Они спрашивают тебя о душе (сура Исра, оят 85), Когда я прикладываю свою душу к работе (сура Сад, оят 72). Такой дух не дан другим животным, а только человеку. Эта душа не умирает. Именно эта душа после смерти попадет в рай и ад из-за дел.

Вторая глава, то есть глава о славе морали, посвящена самой морали. Всякий раз, когда мы оглядываем мир, мы видим, что человек неразрывно связан различными узами. Эти связи, окружающие человека, являются основным фактором, обеспечивающим его жизнеспособность, без которого не может продолжаться человеческая жизнь. Человеку всегда нужна помощь и поддержка других. Наиболее важными из этих потребностей являются:

1) Еда (прием пищи) - главный фактор духовной жизнеспособности.

2) Одежда - защищает тело от жары и холода.

3) Маскан - защищает женщин и детей от бед врагов и бедствий.

4) Муджамаат (половой акт) - сохраняет род человеческий5.

Отношения между человеком и человеком таковы: если у человека

установились прочные отношения с другими, у него установились и прочные отношения со своей судьбой. Каждый живет в контакте с Богом и людьми. По этой причине каждый человек несет ответственность за 2 права. Первое из этих прав — право Бога, а второе — права слуг. Выполнение этих двух действий

3 Та работа. -С. 8.

4 \W1 ij&àU ^jiUâJ ¿иа. ¡»У» .J^âVI jb« -^¿З&Лй ^Uui ¿U^Ijjc. (Абдурахман Сайёх Ташканди-Меъёр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912) -С. 10.

5 Та работа. -С. 18.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

является фардом. Если право Аллаха включает в себя признание Аллаха единственным достойным поклонения и подчинение его заповедям, то право рабов включает в себя обращение с ними справедливо и справедливо. Эта справедливость является основой всех моральных добродетелей.

Третья глава, то есть глава, посвященная понятию этики, посвящена конкретным аспектам понимания этики. Что касается понимания морали, мировоззрения сект и сект в мире различны. Категории, трактующие мораль самостоятельно, делятся на 3 части.

Первая категория построила свою деятельность на идее «есть, работать, развлекаться». Мысли представителей этой категории ограничиваются только этим миром. Эта группа отрицает будущую жизнь. Если этой группе удастся распространить свои идеи (не дай Бог), они всегда будут создавать в мире много зла и коррупции. В заключение хотелось бы сказать, что странно понимать мораль таким образом. Возможно, ошибочно называть их этикой. Потому что слепое выполнение действий без руководства разумом не считается моральным.

Вторая категория, деятельность этой категории основана на идее «оставить мир и покинуть мир». Представители этой группы отказываются от всех мирских дел и считают это состояние совершенством нравственности. В результате они неправильно поняли божественное учение и, отступив от него, неправильно сформировали критерии своей этики. Категория, которая пытается устранить эти критерии-потребности и учит этому, является неподходящей категорией.

Стандартная мораль этой категории - «ешь, работай, но не растрачивай!» Он был построен на идее «выбрать умеренный путь». Они способствуют употреблению каждого из благ мира на своем месте, не допуская недостатка и не переусердствуя. Правильная категория - это именно эта категория. Путь этой категории - Ислам. В Исламе все в меру. Именно Ислам показывает правильный путь к нравственности, наиболее подходящий набор моделей поведения6.

В четвертой главе, главе о моральных качествах, мы увидим анализ мыслей, связанных с пониманием человеческой действительности. Человек состоит из двух вещей: тела и души, которую еще называют нафс. Вы можете увидеть тело глазами и почувствовать его руками, но вы не можете коснуться души. Это можно познать разумом и интеллектом. Поведение человека не

6 \W1 iiiS^U ^jiUâji ¿ид ¡»У» .J^âV! jb" -tfiiSJfci cb" ¿U^ljje. (Абдурахман Сайёх Ташканди-Меъёр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912) -С. 26.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

будет идеальным, пока все части человека, внешний вид и внутренность, не будут в гармонии. В этом случае внешний образ называется нацией, а внутренний — характером. Наша цель - нравственность, проявляющая внешнюю и внутреннюю красоту, а по-персидски это сиига, образованная от множественного числа слова хулк (слепота).

Всевышний Аллах разделил человеческую душу на три силы: интеллектуальную силу, силу гнева и сексуальную силу.

Интеллектуальная сила является основной силой, направляющей теоретическую сторону действий человека на правильный путь, и называется эта сила «нафси мут'маинна» (доверительная) или «нафси малаки» (ангельская). Энергия гнева, то есть энергия гнева - это энергия, создающая смелость, волнение, пыл, крик как альтернативу печали в сердце. Это называется «нафси лаввама» (обличение себя или, скорее, поощрение его отвернуться от грехов). Сила чувственная, то есть сила похоти исходит из стремления использовать физические средства отдыха и расслабления, связанные с едой, работой, сном и построением семьи. Это называется «нафси аммора» (любящий грех)7.

Моральные качества также сложны из трёх качеств: мудрости, мужества и целомудрия. Говорят, что мудрость позволяет понять реальность состояний существ с помощью науки до того, как человеческий разум достигнет этого. Всевышний Аллах говорит по этому поводу: «Кому дарована мудрость, тому даровано слепое благо» (сура «Аль-Бакара», оят 283). Еще сказано: «О мирная душа! Возвращайтесь к своему Господу, если вы довольны им, а он доволен вами! Так что идите работать, мои слуги! И войди в мой рай!» (Сура Фаджр, аяты 27-30).

Говорят, что мужество развивает силу гнева. Необходимо тренировать эго с человеческим энтузиазмом. Ведь в Священном Коране сказано: «Воистину, похоть есть побуждение ко злу» (сура Юсуф, оят 53). В другом месте сказано: «...а кто убоится положения своего Господа и удержит свое эго от сдувания, то непременно Рай будет его обителью» (сура Назиат, аяты 41 -42). Говорят, что целомудрие развивает сексуальную силу. Точнее, в целомудрии разум превосходит сексуальную силу8. Каждый раз, когда человек воспитывает эти 3 типа поведения, мудрость, мужество и целомудрие, в результате этого в человеке восторжествует справедливость. По этой причине некоторые судьи делили моральные качества на 4 части и считали четвертую справедливостью.

7 \W1 iiiS^U ^jiUâji ¿ид »У» .J^âV! jL« —^jûS^iIj ^Lu ¿U^Ijjc. (Абдурахман Сайёх Ташканди-Меъёр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912) -С. 30.

8 mu iiiS^u ^jiUâji ¿ид »У» .J^âVI jL« — ^¿i^iu £bu ¿u^ijjc. (Абдурахман Сайёх Ташканди-Меъёр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912) -С. 36.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(9), September, 2023

Пятая глава посвящена порокам нравственности, в которой Абдурахман Ташканди размышлял о пороках, которые считаются основой и пороком нравственности, в отличие от добродетелей нравственности. Чтобы добродетели нравственности освободились от своих пороков. Потому что в народе есть поговорка: «Аль ашьяу турафу биаздадиха» (Вещи познаются через свои противоположности). Нет предела количеству пороков. Иными словами, вышеуказанные моральные качества делятся на 4 части, а их противоположность — на 8 частей. Объясним это через шизму. В данном случае мы рисуем прямую линию (перпендикуляр), соединяющую две точки. И рядом с ними проводим несколько изогнутых линий. В результате, если прямая линия является добродетелью нравственности, то рядом с ней всегда выступает кривая линия, т. е. добродетель нравственности, с двумя и более отклонениями.

Или давайте объясним это через другую схематическую диаграмму. Если мы поместим точку в центр круга и воспримем это как моральную добродетель, мы нарисуем несколько точек из центральной точки на поверхность круга. Линии могут быть одинаковой длины, но оставшиеся точки либо приближаются, либо удаляются от центральной точки.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

Короче говоря, есть только один прямой путь, но есть бесчисленное множество кривых путей. В теории шариата добро, нравственные качества сравнивались с «сиротол мустаким» (прямой путь). В первой главе Священного Корана, суре «Аль-Фатиха», упоминается следующее: «Наставь нас на правильный путь» (сура «Аль-Фатиха», оят 6).

Шестая глава посвящена некоторым недоразумениям в смысле понятия нравственности, в которой выделены понятия, которые кажутся добродетелями, а на самом деле являются пороками. Непосвященные считают подобные ситуации нравственными. Поэтому мы сочли необходимым остановиться на этом вопросе.

Если человек дочитает учебники и выучит мудрость судей, то сокровище ума наполнится. А если нет того, что мы сказали, а есть только мудрые слова, то такие люди называются: «Врач перед муллой, мулла перед врачом». Другими словами, такие люди пытаются показать себя умными и мудрыми кривыми идеями там, где в слепых делах требуются документы, но они не могут быть людьми настоящей мудрости.

Некоторые люди выбирают эти имитации не из-за увлечения опасной работой, а из-за какого-то своего злого умысла, из-за вины родственников или давления губернатора. Они проявляют себя в этой работе снова и снова в целях престижа. Такие люди не амбициозны. «Смелый человек намерен быть смелым в какой-то цели и стремится к ней, но это не является результатом какой -то фундаментальной цели»9.

Действия львов и некоторых других хищных животных кажутся нам символом храбрости, но на самом деле это не то, что это за смелость. Их победа над слабыми - это закон природы, и в их сознании не существует такого понятия, как мужество. Мужество основывается на интеллекте. Животные, приведенные в качестве примера выше, не обладали интеллектом, поэтому применять против них смелость неуместно.

Седьмая глава посвящена влиянию морали и включает опровержения некоторых странных идей ученых. Некоторые недоразумения считают, что бесполезно исправлять плохое поведение, оно остается таким, какое есть. Вот почему говорят, что наука этика не является эффективной наукой. Они также выдвигают 2 аргумента: первый состоит в том, что как нельзя изменить внешний образ человека (рост, телосложение, лицо и т. д.), так невозможно изменить и его внутренний образ. Второе — чувственные наклонности —

9 iiiS^U ^jiUâji ¿ид »У» .J^âV! jb" —tfiiSJfci ^Ьи ¿UbjJljje. (Абдурахман Сайёх Ташканди-Меъёр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912) -С. 56.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

явление естественное, и в нравственности необходимо воздерживаться от преходящих удовольствий. Это невозможно.

Давайте опровергнем первый аргумент. Все нации и религии мира стремятся к нравственному воспитанию. В частности, наш святитель также благословляет нас словами «Сладко нравы ваши». На первый взгляд, человек рождается с разумом. Но даже животные, у которых этого нет, приобретут манеры благодаря воспитанию. Понятно, что лошадь приручается тренировками, а борзая приучается к охоте благодаря тренировкам. Чтобы внешний образ гармонировал с внутренним, человек должен иметь возможность разумно пользоваться своим телом.

Отвергая второй довод, говорят, что он трактует непонимание морали наряду с пониманием ее происхождения. Если человек поддастся своему желанию есть и спать, он будет уничтожен. Или, если он выйдет из брака, его потомство может быть потеряно. Итак, мораль - это не желание проигрывать, а цель сохранить его в меру.

Вывод таков, что представлены несколько характерных для данного содержания хадисов, в которых выдвигаются вопросы влияния нравственности и ее исправления.

Итак, самобытность нации тесно связана с содержанием и сущностью мыслей, составляющих основу учения предков, исторических уроков и их влияния, и в этом отношении, конечно, с социально-политической ситуацией, образованием. - необходимо иметь в виду, что каждый из вопросов образования, национального интеллектуального потенциала, социальной солидарности, межнациональной солидарности и (социальной, политической, этнической, религиозной) толерантности в отдельности определяют светскую сущность нашей национальной идеологии.

REFERENCES

(Абдурахман Сайёх Ташканди-Меъёр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912) -С. 170.

2. Asatulloev, А. A. (2021). ETHICAL VIEWS OF ABDURAHMON SAYOKH TASHKANDI (IN THE CLASSIFICATION OF WORKS MEYOR UL-AHLOQ). Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 7(9), 880-885.

3. Asatulloev, А., & Sayyoh, A. (2022). SOCIO-ETHICAL VIEWS OF ABDURAHMON TASHKENDI AND THE CONTENT OF THE WORK ON

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(9), September, 2023

'MEYOR UL-AHL"(AXLOQ ME'YORLARI). European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(10), 218-224. 4. Abrorkhon Asatulloev, Kendjaev Shavkatdjon, Ravshanova Gulkhayo. In the twentieth century, Turkestan national media outreach ideas published by Abdurakhmon Sayyoh Tashkendy, entitled "Rule of Law". International journal of advanced science and technology. 2020, vol. 29, № 5. Pp. 1781-1784 http: //sersc.org/j ournal s/index.php/IJAST/article/view/10308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.