SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(9), September, 2023
ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ВОЗЗРЕНИЙ АБДУРАХМАНА ТАШКАНДИ И АБДУЛЛЫ АВЛОНИ В СОЗДАНИИ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА И ТРЕТЬЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ОСНОВАНИЕ
Аброрхон Асатуллоев,
Доктор философии по философским наукам (PhD), Начальник управления контроля качества образования, Гулистанский государственный педагогический институт,
Узбекистан, abshah. uz1992@gmail. com
АННОТАЦИЯ
Общественно-политические и духовно-этические воззрения Абдурахмана Ташкандия и Абдуллы Авлони, живших и творивших в конце 19 - начале 20 веков, проникнуты в них человечностью и всеобщим духом, справедливостью, толерантностью, добром, добротой, такие ценные идеи, как приобретение науки и профессии, не потеряли своей значимости даже в нынешних условиях независимости. Они и сейчас служат важным фактором повышения духовности молодежи, внедрения национальной идеи в сознание людей, борьбы с различными аморальными и деструктивными идеями в обществе. Поэтому важной задачей является дальнейшее развитие и регулярное продолжение работы по исследованию, переводу, интерпретации и публикации произведений, составляющих художественно-философское наследие этих современных просветителей, основанное на современном философском мышлении.
Из работ Абдурахмона Ташкандия и Абдуллы Авлония мы видим, что моральные нормы, необходимые для формирования нравственных качеств при воспитании молодого поколения, находятся в систематизированном виде. Если в XX веке период национального возрождения имел большое значение в развитии идей, то в XXI веке он будет иметь особое значение в создании Третьего Возрождения в Новом Узбекистане.
Ключевые слова: Просвещение, современность, независимость, Третье Возрождение, справедливый и добродетельный король, «От национального возрождения к национальному подъему».
В конце 19 — начале 20 веков культура Туркестана дала целый ряд талантливых учёных, туристов, поэтов, редакторов, журналистов, которые оказали большое влияние на развитие общей культуры нашего народа.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(9), September, 2023
Новости европейской культуры, перемены в странах Ближнего Востока усилили просветительское движение против колониальной политики и дискриминации коренного населения в культуре Туркестана. Главным образом оно было направлено на призыв народа к новой культуре и просвещению, пробуждение нации, обретение обновленной духовности. Постепенно Просвещение переросло в джадизм, и оно стало в определенной степени выдвигать политические вопросы. На главное место подняты вопросы нового образования, новой школы, нового образования, его управления, культурной пропаганды и организации. На основе известий выдвигались идеи, отличные от русского и старофеодального образования, они широко пропагандировались через местную прессу и различные книги. Это было одним из проявлений повышения осознания людьми независимости от колониализма в культуре, стремления улучшить свое положение1.
Сегодняшний Узбекистан - это не вчерашний Узбекистан. Да, это правда: сегодняшний Узбекистан - это не вчерашний Узбекистан. Обратимся к предыдущей истории. Во второй половине XIX века мы потеряли национальную независимость. После репрессий джадидов в области науки наступил период застоя. Социально-экономическое, политическое, религиозное и идеологическое давление вынудило их сделать это. Никто не мог четко выразить свое мнение, а те, кто это делал, были наказаны. Из-за этой политики «родились и утонули» многие учёные, поэты и писатели.
К счастью, с обретением независимости подобные неприятные ситуации прекратились. Наследие наших предков начало восстанавливаться. Народные реформы проводились во всех сферах. Люди начали чувствовать воодушевление и верить в будущее. Эту ситуацию назвали «национальным возрождением». Сегодня мы перешли от национального восстановления к национальному росту. Сейчас, конечно, должны быть какие-то изменения. Так что мы наследники великих предков, создавших два Возрождения.
Наш президент Шавкат Мирзиёев назвал это шагом вступления в Ушиншинское Возрождение, то есть шагом создания дороги Третьего Возрождения, и охарактеризовал его так: «В настоящее время, когда славная мощь нашего народа бьет ключом, , новый ренессанс в Узбекистане - Было бы верно сказать, что Третий готовится к эпохе Возрождения. Сегодняшний Узбекистан - это не вчерашний узбекист. Наша нация сегодня - это не нация завтрашнего дня».
1 Духовные звезды. Ответственный редактор: М.М. Хайруллаев. Т.: Издательство Народного Наследия им. А. Кадыри, 1999, -С. 321
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(9), September, 2023
Во время Третьего Возрождения ученые и поэты, такие как Ахмед Дониш, Бердак, Феруз, Мукими, Фуркат, Завки, Баяни, Аваз Отар, подняли важные проблемы своего времени и призвали людей заниматься наукой и просвещением.
Такие таланты, как Бехбуди, Абдулла Авлони, Абдурахман Ташканди, Фитрат, Чулпан, Садриддин Айний и Хамза были признаны знаменосцами в области пропаганды и продвижения идей джадидизма. Они проявили энтузиазм в продвижении собственного пути развития Туркестана. Только благодаря нашей независимости возросли возможности научного, беспристрастного изучения и оценки периода Восточного Возрождения, внесшего большой вклад в развитие нашей нации и мировой культуры.
Абдурахман Ташкандий в своем произведении, пробуждая молодое поколение, упоминает следующее: «Прошлая часть жизни прошла, ее невозможно вернуть. Остальное скрыто за завесой невидимого. Время между завтрашним и завтрашним днем принадлежит вам. Жизнь следует рассматривать в настоящем моменте, и вы должны делать свою работу в этот момент»2. Также мы видим, что в 7-й главе второй части просветителя «Мейар уль-Ахлак» он дал анализ красочности человеческой жизни и 32 качеств, которыми достигается награда Всевышнего Аллаха.
Аналогичная среда создается и в сегодняшнем новом Узбекистане. Молодежь воспитывается с энтузиазмом в творчестве, науке, образовании. Мы являемся свидетелями огромных изменений в системе детских садов и школ, которые играют решающую роль в их образовании. Под руководством нашего резидента «создание комплексной и непрерывной системы, всемерно поддерживающей ребенка от рождения до 30 лет, помогающей ему получить достойное место в жизни, с великой целью построения дороги Третьего Возрождения в В нашей стране уделяется внимание важности обеспечения среды и условий, которые будут воспитывать новых Харезми, Беруни, Ибн Сина, Улугбек, Навои и Бабуров на пути достижения этого».
Социально-этические взгляды Абдурахмана Сайёх и Абдуллы Авлони представлены в их произведениях последовательно и логично. Но независимо от них их поэтические и прозаические произведения отличаются тем, что отражают понятия морали и слепые стороны правил поведения. Понятию справедливости и равенства отводится широкое место в произведениях мыслителей. Причина этого в том, что в эпоху джадидских просветителей
2 \W1 ij&àU ^jiUâJ ¿иа. ¡»У» .J^âVI jb« -^¿З&Лй ^Uui ¿U^Ijjc. (Абдурахман Сайёх Ташканди-Меяр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912 г.) - С. 145.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(9), September, 2023
усилилась тирания, злоупотребления и насилие, а положение простого народа резко ухудшилось. В этой ситуации туркестанская интеллигенция не только резко критиковала несправедливость, зло, притеснение граждан, но и призывала чиновников, богатых людей, колонизаторов и их родственников быть справедливыми и не причинять вреда угнетенным.
Еще один вопрос, поднятый Абдурахманом Сайо и Абдуллой Авлони, — это идея справедливого и добродетельного правителя. Эта тема не нова и уже давно интересует человечество. Как и их предшественники, они выдвигали свои мечты и идеи об идеальном обществе посредством справедливого правления и осуждали дурные привычки тиранических и невежественных правителей.
В целом каждое общество стремится построить справедливое и процветающее общество. На протяжении веков люди боролись за справедливость, принося беспрецедентные жертвы. На наш взгляд, идея справедливости, ее торжества и борьбы не потеряла своего воспитательного значения. Наш президент Шавкат Мирзиёев сказал: «Поскольку мы стремимся построить новое свободное общество, правовое государство, мы признаем принцип справедливости приоритетом. И как бы ни было тяжело, оно не сможет сбить нас с этого пути»3.
Абдурахман Сайо и Абдулла Авлони большое внимание уделяли человечности, одному из лучших качеств человека. За человечество, как и за справедливость, боролись.
Актуальность принципа гуманности сегодня становится все более важной. Причина этого в том, что нападения различных религиозных экстремистских группировок, террористическая деятельность и идеологические течения представляют собой большую угрозу стабильному развитию и спокойствию общества. Кроме того, отмечается, что среди людей возрождается влияние «массовой культуры», недоброжелательности, безнравственности, невыполнения обещаний, невыплаты долгов. В таких условиях важно заинтересовывать молодежь нравственными идеями мыслителей прошлого, широко пропагандировать среди них их идеи о толерантности, доброте, достоинстве, человечности, гуманизации общества и других качествах. иметь
Вывод таков: мы, являющиеся столпами Возрождения, педагоги, просветители, воспитатели, интеллектуалы, родители, должны воспользоваться такими возможностями и условиями, чтобы вырастить поколение с высокой
3 Выступление Президента Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной 30-летию независимости Республики Узбекистан. 31.08.2021.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(9), September, 2023
духовностью и увидеть признаки веры. Прежде всего, нам нужно убедить всех, особенно молодое поколение, в том, что Ренессанс Ушинши состоится.
Сегодня в Новом Узбекистане, исходя из основной идеи «От национального возрождения к национальному подъему», поставлена задача создания аттракциона Третьего Возрождения, выполнение которой предстоит не только руководителю, редактору или педагогу, но и всем эта Родина. Пропагандистом должен быть любой человек, воплощающий в себе качества человеколюбия, гуманности и веры.
Мы, правда, не претендуем на то, что осуществим Третье Возрождение через год, пять лет или десять лет, но у нас достаточно сил, сил и возможностей воспитать поколение, которое создаст это Возрождение. Поэтому от нас требуется только повышение эффективности труда и образования.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. M^Yil&^llj .J(Jjjbijl ¿«A .J^ÁVl jbx¿ -^¿З&ЛЗ
(Абдурахман Сайёх Ташканди-Меяр ул-Ахлак. Типография Гулама Хасана Оруфджанова. Ташкент, 1912 г.) - С. 170.
2. Духовные звезды. Ответственный редактор: М.М. Хайруллаев. Т.: Издательство Народного Наследия им. А. Кадыри, 1999, -С. 321
3. Выступление Президента Шавката Мирзиёева на торжественной церемонии, посвященной 30-летию независимости Республики Узбекистан. 31.08.2021.
4. Asatulloev, А., & Sayyoh, A. (2022). SOCIO-ETHICAL VIEWS OF ABDURAHMON TASHKENDI AND THE CONTENT OF THE WORK ON "MEYOR UL-AHL"(AXLOQ ME'YORLARI). European International Journal of Multidisciplinary Research and Management Studies, 2(10), 218-224.
5. Аbrorkhon Asatulloev, Kendjaev Shavkatdjon, Ravshanova Gulkhayo. In the twentieth century, Turkestan national media outreach ideas published by Abdurakhmon Sayyoh Tashkendy, entitled "Rule of Law". International journal of advanced science and technology. 2020, vol. 29, № 5. Pp. 1781-1784 http: //sersc.org/j ournal s/index.php/IJAST/article/view/10308