Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕНИИ ПРОСВЕЩЕННЫХ ДЖАДИДОВ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕНИИ ПРОСВЕЩЕННЫХ ДЖАДИДОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ОБЩЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТ / ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЙ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / АВТОНОМИЯ ТУРКЕСТАНА / ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ / НЕЗАВИСИМОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ И БРАК / СОВЕРШЕНСТВО / ДОБРОДЕТЕЛЬ / ЯЗЫК И ПИСЬМО / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРЕССА / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ / НАУКА / ВОДА / ПОЧВА / ПРИРОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гуломов Акрамжон Бахромович

В статье раскрывается научная значимость человеческого фактора, акцентируется внимание на проблемах науки, стоящих перед современным просвещением, о человеке и его достоинстве, интеллекте, обладании уникальными качествами. Представители джадидского движения подчеркивали роль человека в культурной жизни общества, обращали серьезное внимание на факторы, определяющие характер человеческого явления, на его позитивные качества и возможности развития. Джадидское движение смогло привлечь все слои общества, служило идеологией пробуждения, боролось за независимость и автономию Туркестана. Созданная его рвением и инициативой первые результаты практических действий в этом направлении есть адаптированное в образовании и культуре, а также в прессе, освещающей общественно-политические вопросы. Большинство джадидских просветителей внимательно следили за общественно-политическими, культурно-просветительскими изменениями, происходящими в начале прошлого века, обращали внимание на проблемы, общие для всех тюркских народов. Язык и письменность, реформа школы и образования, изучение истории, семьи и брака, изучение и сохранение национальных ценностей, формирование национальной государственности и, наконец, сознательное отношение к природе были главными вопросами, занимавшими умы джадидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CULTURE IN THE PHILOSOPHY OF JADID ENLIGHTENERS

The article reveals the scholarly significance of the human factor, focusing on the issues of science facing the modern Enlightenment, about a person and his dignity, intelligence, possession of unique qualities. Representatives of the Jadid movement emphasized the role of man in the cultural life of society, the factors that determine the nature of the human phenomenon, the qualities, qualities and possibilities of its development. The Jadid movement was able to attract all layers of the society, served as an ideology of awakening, fought for independence, autonomy Turkestan, created by his zeal and initiative, was the first result of practical actions in this direction, an adapted education and culture, a press for socio-political purposes. Most of the Jadid enlighteners closely followed the socio-political, cultural and educational changes taking place at the beginning of the last century, drew attention to the problems common to all Turkic peoples: language and writing, the reform of school and education, the study of history, family and marriage, the study and preservation of national values, the formation of national statehood and, finally, a conscious attitude to nature were the main issues that occupied the minds of the Jadids.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В УЧЕНИИ ПРОСВЕЩЕННЫХ ДЖАДИДОВ»

- ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ -

УДК 37.014

А. Б. Гуломов

Экологическая культура в учении просвещенных джадидов

Ферганский государственный университет, г. Фергана, Узбекистан

Аннотация. В статье раскрывается научная значимость человеческого фактора, акцентируется внимание на проблемах науки, стоящих перед современным просвещением, о человеке и его достоинстве, интеллекте, обладании уникальными качествами. Представители джадидского движения подчеркивали роль человека в культурной жизни общества, обращали серьезное внимание на факторы, определяющие характер человеческого явления, на его позитивные качества и возможности развития. Джадидское движение смогло привлечь все слои общества, служило идеологией пробуждения, боролось за независимость и автономию Туркестана. Созданная его рвением и инициативой первые результаты практических действий в этом направлении есть адаптированное в образовании и культуре, а также в прессе, освещающей общественно-политические вопросы. Большинство джа-дидских просветителей внимательно следили за общественно-политическими, культурно-просветительскими изменениями, происходящими в начале прошлого века, обращали внимание на проблемы, общие для всех тюркских народов. Язык и письменность, реформа школы и образования, изучение истории, семьи и брака, изучение и сохранение национальных ценностей, формирование национальной государственности и, наконец, сознательное отношение к природе были главными вопросами, занимавшими умы джадидов.

Ключевые слова: человек, общество, интеллект, духовно-культурный, социально-экономический, образование, школа, национальная государственность, автономия Туркестана, тюркские народы, независимость, национальные ценности, семья и брак, совершенство, добродетель, язык и письмо, культурное просвещение, пресса, общественно-политический, национальное достояние, наука, вода, почва, природа.

А. B. Gulomov

Ecological culture in the philosophy of Jadid enlighteners

Fergana State University, Fergana, Uzbekistan

Abstract. The article reveals the scholarly significance of the human factor, focusing on the issues of science facing the modern Enlightenment, about a person and his dignity, intelligence, possession of unique qualities. Representatives of the Jadid movement emphasized the role of man in the cultural life of society, the factors that determine the nature of the human phenomenon, the qualities, qualities and possibilities of its development. The Jadid movement was able to attract all layers of the society, served as an ideology of

ГУЛОМОВ Акрамжон Бахромович - доктор философии (Phd) кафедры философии, Ферганский государственный университет.

E-mail: alfargoniy.uz@gmail.com

GULOMOVAkramjon Bakhromovich - Doctor of Philosophy (Phd), Department of Philosophy, Fergana State University.

awakening, fought for independence, autonomy Turkestan, created by his zeal and initiative, was the first result of practical actions in this direction, an adapted education and culture, a press for socio-political purposes. Most of the Jadid enlighteners closely followed the socio-political, cultural and educational changes taking place at the beginning of the last century, drew attention to the problems common to all Turkic peoples: language and writing, the reform of school and education, the study of history, family and marriage, the study and preservation of national values, the formation of national statehood and, finally, a conscious attitude to nature were the main issues that occupied the minds of the Jadids.

Keywords: Man, society, intellect, spiritual and cultural, socio-economic, socio-political, national treasure, education, school, national statehood, autonomy of Turkestan, Turkic peoples, independence, national values, family and marriage, perfection, virtue, language and writing, cultural education, press, science, education, water, soil, nature.

Введение

Защита окружающей среды, стабилизация глобальной экологической ситуации зависит от человеческого разума, мышления, интеллекта, интеллектуального потенциала, формирования высокой культуры и взглядов на природу, геокультуры и личной гигиены. В частности, велика роль экологической культуры в решении глобальных и региональных экологических проблем, предупреждении новых экологических рисков и гармонизации системы «природа - общество - человек».

Воздействие окружающей среды на сознание и эмоции человека не ограничивается только фактором физического взаимодействия. Впечатления от природы, человеческое восприятие, внимание, воображение, память и интуиция также принимают активное участие в умственном воспитании молодежи. В этом отношении человек всегда неразрывно связан с окружающей его природой, с элементами внешнего мира. Экологический образ мышления человека неразрывно связан с природно-географическими условиями региона, в котором он проживает, ритмом жизни и мировоззрением общества и его отношением к нему.

Джадидское движение в начальной форме

С высоты современности мы можем сказать, что именно эти вопросы формировали у джадидского движения и его зрелых представителей рациональное отношение к окружающей среде, сохранению природы, выраженное в широком смысле рационального использования национальных природных ресурсов. В различных областях науки джадиды поднимали проблему человеческого фактора, акцентируя внимание на человеке и его святости, интеллекте, уникальных качествах. Среди различных точек зрения по этому вопросу особенно примечательно мнение о совершенном человеке: «Мы сказали, что совершенный мусульманин - это тот, кто ищет счастья и в этом мире, и в будущей жизни. Покидать этот мир и искать будущую жизнь также не соответствует Шариату. Аллах создал все, что есть на земле, для вашего блага. О люди, разве вы не знаете, что Бог подчинил вас всему, что на земле и на небе? Бог также дал вам Свои благословения, как внешние, так и внутренние. Ибо все, что на небе и на земле, сотворено для вашего блага: «Из этих стихов ясно, что Бог сотворил вселенную для нашего блага и пользы, и все во вселенной сделал порицаемым и подчиненным нашему повелению»» [1, с. 76].

Следует отметить, что национальное пробуждение - это социальное явление, которое рано или поздно происходит на определенном этапе развития любой нации. Этого требуют законы общественного развития. Нация не может стать цивилизованной, просвещенной, если она не пройдет этот необходимый этап. Однако, чтобы просветление двигалось вперед, нужны как объективные, так и субъективные причины и факторы. Джадидизм постарался найти правильный путь в этом вопросе и перенять опыт стран, идущих впереди по уровню развития. Джадидское движение было национально-демократическим движением, имевшим целью просвещение нации, живущей в сложных экономических, социальных и культурных условиях в Туркестане, проведение социальных и культурных преобразо-

ваний в обществе, реализацию идей национальной независимости. Ведь джадидизм был общественным, политическим, культурным движением. Это движение послужило идеологией национального пробуждения для всех слоев общества. Поэтому в политическом плане оно боролось за независимость. Как культурное движение оно обновляло литературу, следило за прессой, устанавливало театр, совершило настоящую революцию в образовании, утверждая «концепцию новой школы». Самое главное состоит в том, что оно приспособило все это к общественно-политическим целям [2]. Действительно, джадидизм возникает как проявление многогранной деятельности и движения. Джадидское движение смогло привлечь к себе все слои общества, послужило идеологией пробуждения, боролось за независимость, автономию Туркестана, созданное его рвением и инициативой, первые результаты практических действий в этом направлении есть в образовании и культуре, экологической культуре, общественно-политической прессе, адаптированных к поставленным целям. Во времена джадидского движения термин «экология» еще не употреблялся, не было процесса глобализации, в рамках которой многообразие проблем различных стран мира трактуется как единоое явление. Но в реальной жизни были актуальные вопросы, которые теперь относятся к социальной экологии. Экологическая культура - это, прежде всего, глубокое понимание законов природы и забота об окружающей среде. Развитие экологической культуры связано с распространением среди населения информации о развитии экологического сознания у народа усилением пропаганды. Следовательно, экологическое образование лежит в основе экологической культуры. Именно поэтому идеи и действия джадидов по реформе образования включают в себя вопросы повышения общественного сознания нации, в частности, формирования экологического мировоззрения. Из первоисточников известно, что джадиды также прилагали особые усилия для поддержания экологического состояния страны, естественного развития окружающей среды, чистоты почвы, воды и воздуха.

Известно, что в развитии экологического сознания важное значение имеет разъяснение широкой общественности целостности природы, взаимообусловленности всех явлений и процессов, изменения отношения к окружающей среде, учения о биосфере, эволюции органической вселенной, единство химических, биологических и физических процессов. Несомненно, в этом отношении велика роль экологической культуры в воспитании молодого и гармонично развивающего поколения с тем, чтобы не обострялись аспекты, связанные с поддержанием баланса экосистемы в природе.

Этот процесс, охватывающий все сферы и направления природы и общества, превратился в сложную систему на основе «экологизации». Экологическая культура сегодня включает в себя около 70 комплексов учений и идей, среди которых особое место в истории философии занимают положения джадидских мыслителей о сохранении природы и окружающей среды и формировании экологического сознания при рациональном природопользовании.

По сути, джадидское движение и джадидские мыслители представляли собой массовое общественное движение, которое направляло свои усилия на защиту окружающей природной среды, улучшение экологической ситуации, решение вопросов, связанных с охраной здоровья человека. По мере развития материальной и духовной культуры народа развивается и его история. Условия жизни, обряды и традиции каждого народа формировались в ходе его исторического развития.

Наряду со статьями и исследованиями о становлении новой национальной государственности, о школьном образовании и обучении, новом подходе к историческому и культурно-духовному наследию, родине, унаследованной ими от народов Туркестана, джади-ды боролись за здоровое состояние бесценных вод, почвы, свежего воздуха и природы

в целом. Они создавали научные, публицистические и художественные произведения, в которых выражали свои взгляды на сохранение богатств природы.

Работы в этом направлении закономерно показывают, насколько было велико и весомо просветительское движение, возникшее в процессе национального пробуждения, начавшегося в начале прошлого века. На начальном этапе движения джадиды были в состоянии просвещать людей, но на более поздних этапах сложившаяся общественно-политическая ситуация склоняла джадидское движение к политической борьбе.

Более поздние этапы джадидизма начали приобретать новый вид. Хорошо известно, что политическое мировоззрение джадидизма изменилось в результате обучения местной молодежи в таких странах, как Германия и Турция. Их возвращение в Туркестан превратило учение джадидизма в политическую борьбу, его основной позицией стала борьба за независимость и развитие страны. Реформирование системы управления в своих целях стало требовать вмешательства джадидов в снижение налогов, облегчение жизни крестьян, ремесленников, ограничение произвола чиновников. Такие политические требования были хорошо восприняты людьми, которые хотели социальных перемен. В дальнейшем, в движении джадидов произошел раскол.

Джадидское движение - как политическая борьба

Движение делилось на джадидов старого стиля и джадидов новых социально-политических требований. В сложных условиях общественной жизни их главной целью было вести общественно-политическую борьбу различными способами и бороться за справедливость.

Были две причины, по которым программа движения джадидов стала более активной и политической:

- во-первых, кризис джадидизма в 1914-1915 гг. - закрытие газет и новых методических школ - показал, что правительство не позволит джадидам расширить их представление о борьбе с невежеством и нерадивостью, и что все изменения в обществе могут обходиться без этих представлений.

- во-вторых, к джадидскому движению присоединился поток молодых сил, обучившихся за границей и возвращавшихся с опытом изучения национальных прогрессивных движений за границей. Они не ограничивались рамками цивилизации, а требовали постановки четких политических задач. Среди этих требований были как снижение налогов, ограничение произвола чиновников, облегчение жизни крестьян. Большинство джадид-ских просветителей внимательно следили за общественно-политическими, культурными и просветительскими изменениями, происходящими в начале прошлого века, и обращали внимание на проблемы, общие для всех тюркских народов.

Например, Саидносир Мирджалил оглы, известный представитель джадидизма, глубоко чувствовал, что вода для туркестанцев является вопросом жизни и смерти. Любой, кто прочтет его статью, убедится, что он хорошо разбирается в науке об ирригации и мелиорации. По мнению автора, Переселенческая служба Туркестана в своих интересах подготовила законопроект о передаче воды царскому правительству, который был одобрен Государственной думой в 1915 г. Так как туркестанцы в Думе не представлены, то не нашлось никого, кто указал бы на вредность проекта. Саидносирбой, понимая необходимость воспользоваться короткой, но удобной возможностью, открывшейся после Февральской революции, пришел к выводу: «Слава богу, теперь старая власть пала. В результате проект, скорее всего, будет приостановлен. Потому что, если этот проект будет реализован, мы, туркестанцы, постепенно потеряем свои речные земли в Туркестане. В этом нет никаких сомнений. Об этом свидетельствует тот факт, что казахи отделены от своих земель» [3].

Движение Просвещения закономерно положило начало процессу самореализации нации и оказало большое влияние на возрождение национализма и исламских концепций в нашей стране. Процесс Возрождения нашел отражение не только в джадидской прессе, но и во всех созданных ими формах художественной литературы: в поэзии, прозе, драме возникли образцы литературы, характеризующие новое начало, отражающие борьбу старого и нового. Стихи Хамзы, Абдуллы Авлони, Чолпона, Сиддики-Айзи, «Падаркуш» Бехбуди, «Джувонбоз» Абдуллы Кадыри, «Несчастный жених», «Чин сэвиш», «Огузхан», «Хинд ихтилолчилари», «Темур саганаси», « Рахбарий «Спасение». В частности, Фитрат в своих произведениях «Настоящая любовь» и «Индийская полемика» художественно изображает страдания народов Туркестана через борьбу индийского народа за свободу и родину против британских колонизаторов.

Авторская работа «Индиец-турист» изображает быт и политическую жизнь Бухары глазами человека, видевшего мир. В этой пьесе, напоминающей дорожную зарисовку, автор описывает страну, где земля, вода и воздух не похожи ни на какие другие земли, размышляет о причинах, по которым такая райская страна попала в ветхость. «По мнению Фитрата, основная причина в том, что система власти коррумпирована и беспринципна, а власть имущие далеки от знаний», - сказал он. Если бы эти земли Шахрисабза были в Японии, они бы сажали кости и делали кости. Почему эти земли стали солончаками?»... Таким образом, в книге говорится, что основные идеи экономического и духовного развития средневековые, нелегальные в производстве» [4].

Джадиды не удовлетворились этим, и в своих педагогических трудах сочли необходимым привести сведения об истории родного Туркестана, о народах, проживающих в нем, факторах, делающих нацию нацией, патриотизме и человеколюбии, видах нравственного воспитания. В частности, Абдулла Авлони сосредоточился на начальной школе и создал учебник «Первый учитель», который является составной частью учебника «Первый учитель». Важно то, что они размышляют о священной почве, земле и воде, природных богатствах, которые священны для всех нас, и объясняют, насколько широко выражено понятие Родины.

Ко времени возникновения джадидского движения второй этап технического развития в развитых странах Запада подходил к концу, и начинали проявляться признаки развития, характерные для нового третьего этапа. Джадидам стало известно о последствиях технологической революции, происходящей в развитых странах мира, и мировых новостях о них. Их интересовало, насколько это может повлиять на культурную жизнь, производство, сельское хозяйство. Следует отметить, что джадиды не рассматривали свою деятельность вне социального процесса в мусульманском мире, а стремились быть активными участниками не только происходящих событий.

Следовательно, «многие идеологические концепции, сформировавшиеся в этой среде, были направлены не только на сохранение духовных ценностей и национального самосознания, но и на выполнение задач культурной эмансипации, модернизации мусульманского мира и его быстрой ликвидации социально-экономических и политической отсталости» [5].

Отсюда следует, что поступательному возрождению и объединению туркестанских джадидов вслед за общими изменениями, происходящими в мусульманских странах, способствовали Мухаммад Абдо, Малкомхан, Исмаил Гаспирали, Намик Камал, Зия Кокалп, Махмуд Тарзи, Джамолиддин Афгани и другие известные просветительские философы и реформаторы. Они пытались понять, осмыслить и, главное, поддержать и развить их. Упомянутые выше джадиды (думаем, есть основания называть их джадидами в полном смысле этого слова - нашими) боролись за цель, за профессию, хотя и были гражданами разных стран.

Джадиды призывали к искоренению отсталости, фанатизма, невежества на Востоке, особенно в Средней Азии в ХУШ-Х1Х веках, к развитию науки, не отставать в техническом прогрессе. По словам мистика Н. Камилова, они, как и представители мистических учений, были живой совестью общества, в котором жили. Под джадидами проснутся сотни и тысячи людей, оценят ход времени, поймут, куда идет прогресс, пробудят в их сердцах интерес к идеям либерализма.

В статье Фитрата «Пример невежественного предубеждения», опубликованной в журнале «Шура» в 1917 г., резко критиковались мотивы, стремления, задачи и препятствия джадидам. Следует отметить, что бескомпромиссная борьба между догматическими воззрениями прошлого и зарождающимися новыми воззрениями широко и давно обсуждались среди джадидов. В произведениях Махмудходжа Бехбуди «История и география», «Извините», «Литература и образование», «Хамда Мунаввара Кори», «Дев Печак», «Как он попал в рабство?», «Как общество будет открыто?» были проанализированы социально-политические, духовно-просветительские, религиозные, культурные, а также экологические проблемы нации в деятельности. В частности, научно-культурное общество «Турецкий очаг», открытое Мунавваром Кори в Ташкенте в 1918 году, по его собственным словам, было разработано с целью развития просвещения, торговли, сельского хозяйства и искусства, создания истинной турецкой культуры и тем самым увеличение духовной и физической силы народа.

Современное осмысление джадидского движения

Примечательно, что в социальных воззрениях джадидов центральное место занимают национальный язык и литература, искусство, обычаи, отношение к ценностям, акцентируют внимание на положительные и некоторые отрицательные (ограниченные) стороны перечисленных факторов. На наш взгляд, джадидское Просвещение всегда сталкивалось со следующими духовными проблемами:

- поскольку нация вступает в новую эпоху, ее главная задача теперь состоит в том, чтобы сохранить и развить все те положительные черты, которые служат развитию;

- для этого нация должна хорошо знать все победы и неудачи, взлеты и падения далекого и недавнего прошлого, оценивать их объективно, не скрывая и не приукрашивая, делать из них соответствующие выводы;

- для этого необходимо использовать все имеющиеся силы и возможности: изучить и освоить опыт развитых народов, методы, причины и средства, которые помогли им встать на путь великого развития и, наконец, превратить их в программу действия.

Важность перечисления этих проблем, стоящих перед джадидским Просвещением, заключается в том, что они подходили и оценивали события быстро меняющегося времени через эти критерии. Представители джадидского движения писали труды и статьи о человеке и его роли в культурной жизни общества, факторах, определяющих характер явления человека, его прогресс в зрелости, о качествах, свойствах и возможностях, данных человеку, степени использования этих возможностей. Эти работы и статьи, основанные на научных открытиях своего времени, дают ряд оснований считать,что взгляды джадидов отражают экологию человека. Если обратиться к источникам, то можно увидеть, что джа-диды пытались мыслить категориями законов мирового культурного развития, акцентировали внимание в своих исследованиях на социально-философские проблемы и пытались использовать сравнительно-исторические методы.

Человечество на протяжении всей своей истории призывало к духовно-нравственной зрелости, состоящей в любви и заботе к природе. В частности, историческим фактом является то, что духовное наследие мыслителей-экологов, отражающее мировоззрение великих мыслителей Центральной Азии, внесло значительный вклад в развитие глобального эколо-

гического духовного мышления, что хорошо раскрывается в литературных произведениях сотен восточных мыслителей, таких как Махмуд Кашгари, Абу Али ибн Сино, Насир Хис-рав, Ахмад Яссави, Юсуф Хас Хаджиб, Умар Хайям, Абдурахман Джами, Лютфи, Алишер Навои, Бабур, Машраб, Махмур, Гюльхани, Мукими, Фуркат и Огахи. Доказательством нашего мнения является тот факт, что глубокие эколого-философские учения признаны духовным наследием человечества. Взгляды джадидов на общественную жизнь раскрывали новые аспекты джадидизма, они вели просветительскую борьбу. Джадиды стремились оценить и сохранить духовно-просветительские достижения человечества, особенно у тюркских народов в социокультурной жизни, а также выявить причины отставания своего народа в культурном развитии от развитых стран.

Заключение

В заключение следует отметить, что джадиды с начала прошлого века стремились понять положительные и отрицательные черты сложного процесса конфликта между западной и восточной культурами, имели широкое представление об их последствиях. Джа-дидское движение представляло собой систему конкретных практических мероприятий, идей и принципов, направленных на вывод общества в целом на новый этап жизни путем реформирования государства, строя, системы управления, развития сознания и мышления нации. На момент возникновения джадидизма термин «экология» еще не вошел в обиход, и не было процесса глобализации, поощряющего трактовку проблем стран всего мира как единого явления. Джадидизм является основной причиной возникновения духовных, просветительских, общественно-политических процессов в Туркестане.

Л и т е р а т у р а

1. Фитрат, Абдурауф. Избранные произведения: в 5 т. Научные трактаты / Абдурауф Фитрат. -Ташкент : Духовность, 2010. - С. 76.

2. Косимов, Б. Джадидизм и джадидская литература (круглый стол) / Б. Косимов. // Туркестан. -1997. - 17 мая.

3. Ашурова, Х. С. Общественно-политические воззрения самаркандских джадидов (первая четверть ХХ века): автореф... дис. д-ра филос. н. (RhD) по философским наукам - Ташкент : Национальный университет Узбекистана, 2020. - С. 13.

4. Каримов, Н. Смысл жизни / Н. Каримов. // Созерцание. - 1999. - № 4. - С. 74.

5. Косимов, Б. Национальное возрождение / Б. Косимов. - Ташкент : Духовность, 2002. - С. 366.

R e f e r e n c e s

1. Fitrat, Abdurauf. Izbrannye proizvedenija: v 5 t. Nauchnye traktaty / Abdurauf Fitrat. - Tashkent : Duhovnost', 2010. - S. 76.

2. Kosimov, B. Dzhadidizm i dzhadidskaja literatura (kruglyj stol) / B. Kosimov. // Turkestan. - 1997. - 17 maja.

3. Ashurova, H. S. Obshhestvenno-politicheskie vozzrenija samarkandskih dzhadidov (pervaja chetvert' HH veka): avtoref... dis. d-ra filos. n. (RhD) po filosofskim naukam - Tashkent : Nacional'nyj universitet Uzbekistana, 2020. - S. 13.

4. Karimov, N. Smysl zhizni / N. Karimov. // Sozercanie. - 1999. - № 4. - S. 74.

5. Kosimov, B. Nacional'noe vozrozhdenie / B. Kosimov. - Tashkent : Duhovnost', 2002. - S. 366.

^iHSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.