Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ДЖАДИДИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВВ'

ФЕНОМЕН ДЖАДИДИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
235
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНЕ / ДЖАДИДИЗМ / ИСЛАМСКИЙ МОДЕРНИЗМ / ДЖАДИДЫ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБНОВЛЕНЦЫ / РЕФОРМИЗМ В ИСЛАМЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В ИСЛАМЕ / РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МУСУЛЬМАН / ЫСУЛ-И-ДЖАДИД / НОВЫЙ МЕТОД / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ИСЛАМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евдокимов Иван Валерьевич

Данная статья представляет собой попытку исследования феномена джадидизма в отечественной религиозной культуре конца XIX - начала ХХ вв. Под влиянием общемирового исламского реформизма, а также идей русской религиозной философии, в отечественной исламской среде формируется модернистское движение джадидизма, которое представляет собой результат процесса борьбы отечественных национальных мусульманских сообществ за религиозно-культурную идентичность. При этом джадидизм, начавшийся с реформы системы мусульманского образования в России, развивается до «особого рода умственно-культурного движения», цель которого - модернизация национальных культурных традиций отечественных мусульман через сближение с европейской системой ценностей с сохранением исламского вероисповедания. На фоне революционных событий 1917 г. в России, отечественный исламский модернизм видоизменяется под влиянием политических идей начала ХХ в. В целом, явление джадидизма можно обозначить как особый культурно-религиозный феномен ислама, направленный на сближение мусульманских фундаментальных религиозных ценностей с секулярной европейской культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF JADIDISM IN RUSSIAN RELIGIOUS CULTURE AT THE TURN OF THE 19TH-20TH CENTURIES

This article is an attempt to study the phenomenon of Jadidism in the Russian religious culture of the late XIX - early XX centuries. Under the influence of global Islamic reformism, as well as the ideas of Russian religious philosophy, the modernist movement of Jadidism is being formed in the domestic Islamic environment, which is the result of the struggle of domestic national Muslim communities for religious and cultural identity. At the same time, Jadidism, which began with the reform of the system of Muslim education in Russia, is developing into a “special kind of mental and cultural movement”, the purpose of which is to modernize the national cultural traditions of domestic Muslims through rapprochement with the European system of values with the preservation of the Islamic faith. Against the background of the revolutionary events of 1917 in Russia, domestic Islamic modernism is being modified under the influence of political ideas of the early twentieth century. In general, the phenomenon of Jadidism can be designated as a special cultural and religious phenomenon of Islam, aimed at bringing Muslim fundamental religious values closer to the secular European culture.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ДЖАДИДИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЕ НА РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВВ»

История религий

УДК 297.17

Иерей Иван Валерьевич Евдокимов, магистр богословия, преподаватель Нижегородской духовной семинарии

Феномен джадидизма в отечественной религиозной культуре на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Аннотация: Данная статья представляет собой попытку исследования феномена джадидизма в отечественной религиозной культуре конца XIX — начала ХХ вв. Под влиянием общемирового исламского реформизма, а также идей русской религиозной философии, в отечественной исламской среде формируется модернистское движение джадидизма, которое представляет собой результат процесса борьбы отечественных национальных мусульманских сообществ

за религиозно-культурную идентичность. При этом джа-дидизм, начавшийся с реформы системы мусульманского образования в России, развивается до «особого рода умственно-культурного движения», цель которого — модернизация национальных культурных традиций отечественных мусульман через сближение с европейской системой ценностей с сохранением исламского вероисповедания. На фоне революционных событий 1917 г. в России, отечественный исламский модернизм видоизменяется под влиянием политических идей начала ХХ в. В целом, явление джадидизма можно обозначить как особый культурно-религиозный феномен ислама, направленный на сближение мусульманских фундаментальных религиозных ценностей с секулярной европейской культурой.

Ключевые слова: ислам, мусульмане, джадидизм, исламский модернизм, джадиды, мусульманские обновленцы, реформизм в исламе, образовательная реформа в исламе, религиозно-культурная идентичность мусульман, ысул-и- джадид, новый метод, секуляризация ислама.

Prie& Ivan Valerievich Evdokimov, Ma&er of Theology, Teacher of the Nizhny Novgorod Theological Seminary

The Phenomenon ofJadidism in Russian Religious Culture at the Turn of the 19th-20th Centuries

Abttract: This article is an attempt to ftudy the phenomenon of Jadidism in the Russian religious culture of the late XIX — early XX centuries. Under the influence of global Islamic reformism, as well as the ideas of Russian religious philosophy, the modernift movement ofJadidism is being formed in the domeftic Islamic environment, which is the result of the ftruggle of domeftic national

Muslim communities for religious and cultural identity. At the same time, Jadidism, which began with the reform of the syftem of Muslim education in Russia, is developing into a "special kind of mental and cultural movement", the purpose of which is to modernize the national cultural traditions of domeftic Muslims through rapprochement with the European syftem of values with the preservation of the Islamic faith. Againft the background of the revolutionary events of 1917 in Russia, domeftic Islamic modernism is being modified under the influence of political ideas of the early twentieth century. In general, the phenomenon of Jadidism can be designated as a special cultural and religious phenomenon of Islam, aimed at bringing Muslim fundamental religious values closer to the secular European culture. Key words: Islam, Muslims, Jadidism, Islamic Modernism, Jadids, Muslim Renovationifts, reformism in Islam, educational Reform in Islam, religious and cultural Identity of Muslims, ysul-i-jadid, new Method, Secularization of Islam.

2 октября 1552 г. после кровопролитных боев на улицах Казани военные силы великого князя Московского и Всея Руси Ивана Васильевича разбили защитников города и пленили хана Едигера. Так был положен конец военному противостоянию Казанского ханства, наследника Золотой орды на средней Волге, и Московского государства, продолжавшегося более века, со времени столкновения в 1437 г. армии великого князя Василия Васильевича под командованием его двоюродных братьев Дмитрия Шемяки и Дмитрия Красного и военных сил хана Улу-Мухаммеда, изгнанного из Золотой Орды и укрепившегося в верховьях Оки. Событие взятия Казани Иваном IV Грозным, безусловно, имело глобальные последствия как для одержавшего победу Московского государства, так и для исламского сообщества.

Для последнего начался новый этап развития, который исследователи называют колониальным периодом истории1. Факты многочисленных

восстаний, происходивших в Казани регулярно (едва ли не каждое десятилетие после установления московской власти), обращение мусульман, живших на территории русского государства, за помощью к Османской империи свидетельствуют не только о стремлении сохранить национальную идентичность, но также отстоять ислам как религиозную основу местной национальной культуры.

В XVIII в. этот процесс усиливается и обостряется. В ответ на кампанию по христианизации народов Поволжья, начатую Петром Великим в 1713 г., мусульманские религиозные общины консолидируются и на заседании Екатерининской комиссии 1767-69 гг. выдвигают требования по отстаиванию своих религиозных прав и культурно-религиозной идентичности.

В таких условиях формируются новые самобытные мусульманские нации (прежде всего, татарская), консолидированные на религиозно-культурном базисе. Они, опираясь на религиозных исламских лидеров (национальными идеологами становятся муллы), начинают формировать историческое сознание своего народа. В результате этой, начатой при Петре I, борьбы за религиозно-культурную национальную идентичность в конце XVIII в. значительно усиливается образовательный фактор отечественной мусульманской общности — наблюдается активизация учреждения исламских религиозных школ (мектебе и медресе).

Вкупе с появлением и распространением в XVIII в. мусульманской буржуазии в основу обозначенного процесса создания исламского национального самобытного общества полагается религиозное течение, направленное на обновление классического ислама, вошедшее в историю как «движение муллы Мурата»2. При этих условиях происходит формирование отечественного обновленческого движения в исламе — джадидизма.

Среди источников джадидизма выделяются исламский реформизм XIX столетия, а также влияние на отечественную мусульманскую мысль русских религиозных философов, которые совпадают со стремлением отечественных исламских сообществ не только сохранить национальную

идентичность, но и обеспечить национальное равноправие в Российской империи. Отсюда вытекает, например, стремление преодолеть культурно-религиозное отставание татар с русскими, вылившееся в обновленческое просвещение в отечественном исламе в конце XIX — начале ХХ вв.

Происходящий из обновленческих настроений таких татарских реформаторов XVII в., как мулла Мурат, Абд ан-Насира аль-Курсави, Батырши, и под влиянием модернистских процессов в мировой исламской мысли джадидизм в 1880-х гг. формируется как реформационный культурно-религиозный феномен, связанный с просветительскими процессами в мусульманском обществе. В 1861-62 гг. один из первых идеологов джадидизма Хусаин Фаизханов создает проект исламского образовательного учреждения европейского типа. В 1884 г. крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский начинает преподавание по новому методу (ысул-и-джадид), осуществляя тем самым реформацию в области образования и просвещения в отечественной мусульманской среде.

Сам термин «джадидизм» и происходит от этого наименования — «ысул-и- джадид», новый способ (преподавания). При этом универсальное понимание феномена джадидизма в отечественной исламской среде имеет более широкое значение. Хотя в различные периоды времени существования джадидских идей их носители по-разному осмысливали это явление, классическим пониманием, утвердившимся в конце XIX — начале ХХ вв., является восприятие феномена джадидизма как «особого рода умственно-культурного движения», цель которого — модернизация национальных культурных традиций отечественных мусульман через сближение с европейской системой ценностей с сохранением исламского вероисповедания3. Безусловно, при таком подходе модернизации подвергалось и религиозное мировоззрение, что связывает джадидизм в России с реформационными процессами в мусульманской культуре других государств в эту эпоху.

В обновленных школах (мектебе и медресе) джадидов стали преподавать не только религиозные, но и светские науки. Был изменен и метод

обучения, основанный до реформации на средневековых образовательных техниках и считавшийся классическим в мусульманской религиозной культуре. Модернизации подверглись и учебники, и отношение к детям.

В новой школе дети могли выучиться читать и писать за 45 дней, тогда как раньше на это уходило несколько лет. В старой школе не было таких предметов, как география, история, астрономия, математика. Учение о звездах и космосе было, но его преподавали через призму религиозного мировоззрения, определяемого мусульманскими хадисами.

Целью развернувшейся исламской образовательной реформы джадиды ставили стремление к общемировому уровню образования. Школа должна была дать детям базовые знания в области современных естественных и точных наук, которые не способны были обеспечить считавшиеся классическими мусульманские религиозные школы. Таким образом, джадиды ввели в образовательный процесс современные им методы как изучаемых дисциплин (новый звуковой метод обучения грамоте в начальных школах, естественных и точных дисциплин), так и организации учебного процесса (классно-поурочная система обучения). При этом преподавание было переведено с арабского и персидского на родные языки, изучение которых также вводится отдельным предметом. Помимо классического изучения Корана, Сунны, исламской истории, в образовательную программу вводятся изучение родных языков (например, татарского, узбекского, таджикского), истории мусульманских народов, светских научных дисциплин.

В соответствии с организацией светского учебного процесса в Европе джадидская система образования вводит в модернизированных школах деление на классы, итоговую аттестацию через экзамены, расписание различных учебных дисциплин. В употребление входят такие предметы, как классная доска, журнал оценки успеваемости, дидактические материалы и т. п. Религиозная составляющая при этом продолжает оставаться доминирующим элементом в новых татарских учебных заведениях.

Такого рода школы возникают в Казани (медресе «Мухаммадия»), Уфе (медресе «Усмания», «Галия», «Апанаевское»), Оренбурге (медресе «Хусаиния»), Тобольске, Средней Азии, Урале, Поволжье. Именно в этих местах формируются центры новой исламской модернистской культуры.

Транслировались идеи джадидов, кроме реформированных учебных заведений, также через издание газет и журналов на родных языках. Такие издательства становились центрами джадидизма наряду с ново-методными джадистскими школами. Из наиболее известных джадид-ских изданий можно назвать «Бухаро-и Шариф» на таджикском языке, «Туран» на языке узбекском, «Тарджеман» и «Нур» на татарском.

Распространению модернистских исламских идей служили и открывшиеся в начале ХХ в. мусульманские библиотеки.

Следует отметить, что в этот же период, на рубеже XIX-XX вв., разворачивается реформационное движение и в мировом исламе в целом. Обновленческую деятельность ведут такие известные модернисты мусульманского мира, как Джемаль ад-Дин аль-Афгани, Мухаммед Абдо и Мухаммад Икбал. Их обновленческие идеи, безусловно, создали определенную атмосферу внутри мусульманского мира, обосновав его способность и готовность к переменам. О влиянии внешних факторов на отечественные мусульманские общины свидетельствуют исследования о влиянии общественной мысли Ирана и Османской империи периода революций на татарских просветителей России4. Общественная и государственная мысль соседних с Россией ближневосточных исламских обществ, безусловно, оказывала заметное влияние на процессы реформирования отечественного мусульманского сообщества.

После революции 1905-1907 гг. феномен джадидизма несколько видоизменяется и от реформирования традиционного религиозного образования, основанного на средневековой методике обучения, начинает углубляться в формирование идеи тюрко-татарской нации, существующей по европейскому социально-культурному типу, независимо от государства в вопросах религиозной и просветительской жизни. От реформированных мектебе и медресе с сформированной учебной

литературой на родных языках (татарском, народов Средней Азии, Дагестана и проч.) джадиды обращаются к единому литературному языку мусульман России, создают тюркскую многожанровую литературу.

После 1905 г. джадидизм обретает новые концептуальные черты и постепенно становится направлением, выдвигающим на первое место не столько конфессиональные, сколько этнополитические интересы исламских национальных обществ, а также проблему их политической организации.

Политизация концепции единой тюркской общности на территории Российской империи приводит к возникновению джадидских политических партий в Поволжье («Иттифак аль-муслимин»), Крыму («Милли фирка»), Азербайджане («Мусават»), Казахстане («Алаш»), Туркестане («Шура-и ислами»). Многие из вновь сформированных политических партий джадидов поддержали власть большевистской партии после 1917 г. Однако среди мусульман-модернистов были те, кто оказал вооруженное сопротивление новому советскому строю, некоторые же эмигрировали. Оставшиеся на территории вновь образованного советского государства джадиды большей частью были репрессированы в 1930-е гг.

В целом, феномен джадидизма, спровоцировав процесс секуляризации религиозной культуры отечественных исламских сообществ, выделился в направление мусульманского мира, прочно связанное с техническим, научным и культурным секулярным процессами, вкупе со стремлением интерпретировать базовые исламские религиозно-культурные ценности в соответствии с научно-техническим развитием современности.

Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. татарская исламская культурно-религиозная мысль, с одной стороны, воспринимает обновленческие настроения из мировой мусульманской философии (реформаторство и модернизация), с другой — заимствует западноевропейские идеи (просветительство, либерализм, социализм). В целом, можно говорить об исламском религиозном реформаторстве, просветительстве,

либерализме, одной из культурологических составляющих которых был джадидизм — особый культурно-религиозный феномен ислама.

Библиография

1. Абдуллин Я. Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. Казань: Изд-во «Иман», 1998. — 208 с.

2. Брежнева С. Н. Передовая культура джадидов в Средней Азии в начале ХХ в // Вестник ОГУ. 2008. № 10. // кпрз://суЬег1ешпка.ги/апк1е/п/реге<1оуауа-кикига^гЬа^^у-у-Бге^еу-аги-у-пасЬак-ЬЬ-у (дата обращения: 06.11.2020).

3. Валиуллин И. Р. Ислам и общественно-политическая жизнь татарского общества в XVIII веке // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции: Тезисы и доклады международной, научно-практической конференции 2-3 октября 1997 г. Казань: Изд-во «Иман», 1998. — С. 74-75.

4. Валиуллин И. Р. Деятельность татарских депутатов в Уложенной комиссии 1767-1769 гг. // Проблемы истории, культуры и развития языков народов Татарстана и Волго-Уральского региона (Материалы научно-практической конференции). Казань: витапкагуа, 2003. Вып. 2. — С. 90-96.

5. Гайнутдинов М. В. Развитие обновленческих идей в татарской общественной мысли // Проблема преемственности в татарской общественной мысли. Казань, 1985. — С. 31-46.

6. Джадидизм // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. Казань: «Магариф», 2004. — 383 с.

7. Дюдуаньон Стефан А. Революции в Иране (1906), Турции (1908) в мусульманской печати Российской империи (1908) // Исповеди в зеркале: межконфессиональные отношения в центре Евразии (на примере Волго-Уральского региона XVIII-XXI вв.).

8. Зябиров Р. М. Процесс проникновения западно-светских идей в татарскую общественную мысль // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2014. № 4. // Ьпрз:// суЬег1еп1пка.ги/агг1с1е/п/ргогзезз-ргоп1кпоуеп1уа-2ара<по-$уегзк1к-1<еу-у-гагаг$киуи-оЬзсЬеЙуеппиуи-туз1 (дата обращения: 06.11.2020).

9. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань: Мастер Лайн, 2002. — 452 с.

10. Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань: Изд-во «Иман», 1997. — 80 с.

11. Муртазин М. Ф. Мусульмане в России // Ислам и мусульмане в России. М.: КДТ, 1999. — 224 с.

12. Найденов М. С. Джадидизм в татарской общественной жизни XIX-ХХ вв. // Вестник ВСГУТУ. 2016. № 1 (58). — С. 125-131.

13. Сенюткина О. Н. Первый съезд мусульман России (к 100-летию проведения).

H. Новгород: Изд-во НИМ «Махинур», 2005. — 76 с.

Примечания и библиографические ссылки

I. Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань: Изд-во «Иман», 1997. С. 3.

2. Гайнутдинов М. В. Развитие обновленческих идей в татарской общественной мысли // Проблема преемственности в татарской общественной мысли. Казань, 1985. С. 37-38.

3. Джадидизм // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. Казань: «Магариф», 2004. С. 128.

4. Дюдуаньон Стефан А. Революции в Иране (1906), Турции (1908) в мусульманской печати Российской империи (1908) // Исповеди в зеркале: межконфессиональные отношения в центре Евразии (на примере Волго-Уральского региона ХУШ-ХХ1 вв.). Цит. по: Сенюткина О. Н. Джадидизм как часть российского исламского дискурса (современные историографические оценки) // Исламоведение. 2018. Т. 9 № 2. С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.