Научная статья на тему 'ИСЛАМ В ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ УЗБЕКСКИХ ДЖАДИДОВ,ИХ РОЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ'

ИСЛАМ В ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ УЗБЕКСКИХ ДЖАДИДОВ,ИХ РОЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАДИД / МЫШЛЕНИЕ / ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / СТРАТЕГИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЯЗЫК / РЕЛИГИЯ / JADID / THINKING / HISTORICAL TIME / STRATEGY / FORMATION / LANGUAGE / RELIGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шадманов Курбан Бадриддинович

В статье автор размышляет о джадидах начала XX века, роли и месте джадидского движения в истории социально-философского мышления в Туркестане в качестве огромной общественно-политической силы и ведущей идеологии своего времени. Автор утверждает, что основной причиной возникновения джадидизма как просветительского, общественно-политического движения является феномен внутренней обстановки Туркестана и выявляет социально-политические факторы, повлиявшие на формирование социальной идеи движения джадидов, мировоззрения этого политического движения. Особо подчеркивается, что джадиды особое внимание обратили на то, что туркестанская молодежь должна знать о своем времени и оценивать время историческое, изучать науку и технику, изучать язык, быть свободной от равнодушия, безразличия, фанатизма и правильно понимать суть учения Ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISLAM IN THE EVOLUTION OF SOCIO-POLITICAL VIEWS UZBEK JADIDS,THEIR ROLE IN SHAPING THE IDEA NATIONAL INDEPENDENCE

In the article, the author reflects on the Jadids of the early XX century, the role and place of the Jadid movement in the history of socio-philosophical thinking in Turkestan as a huge socio-political force and leading ideology of its time. The author claims that the main reason for the emergence of Jadidism as an educational, socio-political movement is the phenomenon of the internal situation in Turkestan and identifies the socio-political factors that influenced the formation of the social idea of the Jadid movement, the worldview of this political movement. It is especially emphasized that the Jadids paid special attention to the fact that the Turkestan youth should know about their time and appreciate the historical time, study science and technology, study the language, be free from indifference, indifference, fanaticism and correctly understand the essence of the teachings of Islam.

Текст научной работы на тему «ИСЛАМ В ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ УЗБЕКСКИХ ДЖАДИДОВ,ИХ РОЛИ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕИ НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 9 (443).

Философские науки. Вып. 58. С. 46—50.

УДК 113/119(575.1) DOI 10.47475/1994-2796-2020-11007

ББК 86.38

Ислам в эволюции общественно-политических взглядов узбекских джадидов, их роли в формировании идеи национальной независимости

К. Б. Шадманов

Бухарский государственный медицинский институт имени Абу Али Ибн Сино, Бухара, Узбекистан

В статье автор размышляет о джадидах начала XX века, роли и месте джадидского движения в истории социально-философского мышления в Туркестане в качестве огромной общественно-политической силы и ведущей идеологии своего времени. Автор утверждает, что основной причиной возникновения джадидизма как просветительского, общественно-политического движения является феномен внутренней обстановки Туркестана и выявляет социально-политические факторы, повлиявшие на формирование социальной идеи движения джадидов, мировоззрения этого политического движения. Особо подчеркивается, что джадиды особое внимание обратили на то, что туркестанская молодежь должна знать о своем времени и оценивать время историческое, изучать науку и технику, изучать язык, быть свободной от равнодушия, безразличия, фанатизма и правильно понимать суть учения Ислама.

Ключевые слова: жадид, мышление, историческое время, стратегия, формирование, язык, религия.

Одним из важнейших условий формирования гармонично развитого молодого поколения, а также стабильной социально-духовной среды, является всестороннее изучение и пропаганда научного и духовного наследия просветителей, поэтов и ученых прошлого. Поэтому «мы должны уделять особое внимание бесценному наследию наших великих ученых и писателей, святых, чтобы привить мужеству наших предводителей и деятелей умы молодежи, укрепить их чувство национальной гордости и гордости» [9]. С этой точки зрения концептуальные идеи узбекских джадидов о реформе общества, о просвещении звучат как никогда актуально в сегодняшней стратегии и широкомасштабной модернизации нашей страны.

В научной среде последнего времени весьма популярным стали публикации на темы, связанные с историей движения джадидизма, в целом, и узбекских джадидов начала XX века, в частности, раскрывающие такие социально-философские идеи джадидов, как общественное сотрудничество, формирование гармонично развитого поколения, вопросы родного языка и религии, отношения семьи и брака, вопросы свадеб и ритуалов, воспитание детей и пр. При этом, особый акцент в этих работах делается на: а) выявление социальных и политических факторов, повлиявших на формирование социальной идеи движения джадидов, мировоззрения политического движения; б) исследование онтологического, гносеологического, рационалистического и гуманистического антропоцентризма на основе анали-

за произведений и статей джадидов и, на основе этого, изучение философского значения наследия джадидов; в) изучение идей социальной роли религиозных и светских наук в развитии общества через их связь с исламом и учения тасаввуф; г) обоснование роли джадидов в изучении основ истории нашей национальной государственности, общественно-политической идеи независимости и объективных и субъективных факторов ее достижения; д) философский анализ социальных и моральных идеалов джадидов, таких как совершенный человек, язык, процветание, религия и социальная функция, семья и брак, образование молодежи [1—4].

Затрагивая идею движения джадидизма и его сущности следует непременно исследовать вопросы роли и места джадидского движения в истории социально-философского мышления на Востоке в качестве огромной общественно-политической силы и ведущей идеологии. Хотя в возникновении данного движения прослеживается влияние различных зарубежных прогрессивных общественно-политических, философских, религиозных течений, все же основной фактор, обеспечивающий это движениекак процесс научного пробуждения, почва и условия возникли именно в самом крае — Туркестане начала XX века.

Прежде чем говорить о сущности джадидского движения, необходимо беспристрастно изучить и оценить истинное предназначение, цели и предпосылки даного движения, именуемого как «белые пятна» отечественной истории. Данная научная

проблема все ещё ждет своего фундаментального решения. Ибо, идеологические противники до недавнего времени называли джадидизм только просветительским движением. Целью данного определения, на наш взгляд, было сужение круга понятия джадидизма, недопускание захвата умов какой-либо другой идеологией кроме со-циалистическо-коммунистической. Именно поэтому идеологические оппоненты рассматривали движение джадидидов как мелко буржуазно-либеральное, националистское движение, выражающее идеологию мелких буржуа. На самом же деле, джадидизм, во-первых, смог охватить все слои населения, послужил идеологией возрождения, во-вторых, вел борьбу за независимость, в-третьих, Туркестанская автономия, образованная по его инициативе и непосредственному участию, была первым результатом практических действий на пути к этому, в-четвертых, джадиды координировали сферу образования и культуру, прессу в плоскости их общественно-политических целей.

Основной причиной возникновения джадидиз-ма как просветительского, общественно-политического движения является феномен внутренней обстановки Туркестана, который, в свою очередь, предстает как результат завоевания Средней Азии Российской империей во второй половине XIX века и негативных общественно-политических последствий этого завоевания.

При освещении объективных и субъективных причин возникновения джадидского движения в качестве основы были вязты труды джадидов и близких к ним по духу просветитетелей, как «Наводир ал-ва^ое» («Редкостные события») Ахмада Дониша, историка Мирза Мухаммад Абду-лазим Сомий Бустоний «Тарихи салотини манги-тийа дор уссалтана и Бухорои шариф» (История мангитских правителей в султанате Бухары), историка Мирза Мухаммада Абдулазима Сони Бустони,«Тарихий Салимий» («История Салими») историка Мирзо Салимбека ибн Мухаммада Рахима, а также сочинения «Баёнати сайёх,и х,инди» («Мемуары индийского путешественника») и «Мунозара» («Обсуждение») Абдурауфа Фитрата.

Как отмечают философы, несмотря на то, что джадидизм возник намного позже, чем, к примеру, французское просветительство, он сыграл положительную роль в культурной и просветительской жизни Узбекистана дореволюционнго периода [6, с. 74]. Хотя в философских трудах джадидов имели место мистические суждения о том, что разум связывает человека с Богом, они все же отмечали, что разум, с одной стороны, психологический процесс, с другой стороны, является продуктом

внешнего воздействия, воспитания и образования. Джадиды, продолжая философию Фараби и Ибн Сины, раскрыли пути к пониманию диалектического единства человеческого разума и бытия. По мнению джадидов, единство разума и бытия находится в божественном разуме. Следовательно, они, исходя из общественно-политической и идеологической обстановки своего времени, стремились сохранить научно-рационалистическое мышление и совместить научные понятия с религиозными убеждениями. С этой точки зрения они верили, что не может быть никакого конфликта между философскими выводами и Кораном.

Начало XX века в Туркестане ознаменовалось целым всплеском блестящей плеяды ученых-просветителей — джадидов, выросших на фундаменте сокровищницы идей и учений периода Ренессанса IX—XII и XV веков древненй земли Узбекистана. Здесь появились целые региональные школы и лидеры движения джадидизма как Абдурауф Фи-трат и Файзула Ходжаев — основатели и идейные вдохновители движения младобухарцев в Бухаре, Бехбуди — в Самарканде, основатели младохивин-цев Бобо Охунраимов и Хусайнбек в Хиве, Мунав-варкори в Ташкенте [1; 2].

Хотя джадиды начали свою деятельность в узких рамках просветительства на начальном этапе своего движения, но со временем джадидизм превратился в политическое движение, которое ставило перед собой задачи реформирования и перестройки общества и власти. Это привело к тому, что по инициативе джадидов в Татарстане была создана партия «Совет мусульман», в Туркестане — «Шурои Исломия» («Исламский совет»), в Бухаре — партия «Младобухарцы», а в Хиве — «Младохивинцы». На наш взгляд, усиление активности движения джадидов, судя по их программе, и оформление их в политическое движение имело две причины: во-первых, кризис джадидского движения в 1914—1915 гг., связанный с закрытием новометодных школ, препятствие со стороны правительства деятельности джадидов в борьбе с мракобесием и невежеством. Во-вторых, к движению джадидов примкнуло новое течение молодых людей, получивших образование и зарубежный опыт. И в результате они уже не ограничились лишь кругом культурных вопросов, а потребовали поставить перед движением конкретные политические задачи, как сокращение налогов, ограничение притеснений со стороны чиновников, облегчение жизни дехкан и пр.

Рассматривая джадидизм как прогрессивное движение своего времени, можно увидеть, что все грани деятельности этого движения были подчинены, в первую очередь, общественно-

политическим целям. Это, в свою очередь, позволяет нам понять как они воспринимали идею национального развития и факторов, продвигающих его вперед. Все ведущие представители узбекских джадидов прекрасно понимали, что основными факторами национального развития являются национальный менталитет, национальный язык, национальное возрождение и самосознание, вопросы нации и религии, проблемы обретения социально-экономических и политических прав широкими слоями населения. По мнению джади-дов, основу национального развития составляет дух нации и его бодрость. Стоит отметить при этом, что джадиды смогли открыть глаза, ум и сердца прогрессивной части населения через свои религиозно-философские взгляды, выкристаллизовавшиеся на фундаменте прогрессивных идей Ислама. Своими выступлениями и в полемике с оппонентами они пытались показать, что все существующее отвечает интересам человека. Они обосновали тот факт, что для человека абсолютно неправильно отказываться от всего просто так, без усилий, и что человеку нужна наука, чтобы удовлетворить свои собственные потребности, чтобы жить безбедно. Они хорошо понимали необходимость светского образования для эффективного использования, производства и обработки ресурсов земли (поверхностных и подземных), использования и создания современного оборудования для этого. Джадиды особое внимание обратили на то, что туркестанская молодежь должна знать о своем времени и оченить время историческое, изучать науку и технику, изучать язык, быть свободной от равнодушия, безразличия, фанатизма и правильно понимать суть учения Ислама.

Своими научно-обоснованными взглядами они решительно критиковали те консервативные круги ученых, которые пытались приспособить сущность Ислама своим собственным интересам, которые не хотели, чтобы учитывалось все прогрессивное и человечное, что было вывработано в исламских законах. Модернизация Ислама на основе его защиты от религиозного мракобесия и рационального подхода к религии, а также развития передовой науки и техники как основы прогресса, создание акционерных обществ, которые являются основой для развития и прогресса общества, инвестиций, достижения частной собственности, свободного доступа к банковскому и финансовому капиталу определили актуализацию живой реальности как идеологии построения сильной демократической национальной государственности. Эти их взгляды и идеи должны были изменить некоторые устаревшие религиозные правила, приспособив их к духов-

ному и экономическому развитию в новой ситуации социального и культурно-духовного подъема общества начала XX века в крае, привить в умы и сердца широкой общественности и, прежде всего, молодежи, представления о свободе, независимости, самоопределении и, таким образом, подвести народную мысль изгнать колонистов из Туркестана. При этом джадиды, опираясь на прогрессивно мыслящую молодежь и уделяя особое внимание на изучение языков и научно-технический прогресс, тем самым, учитывая прошлое и настоящее Туркестана, представляли будущее следующим образом: сильная секулярная власть, неприкосновенность частной собственности. Государство, посроенное ими, должно было с уважением относиться к Исламу, но в то же время быть толерантным к свободному развитию всех культурных направлений.

Джадиды мечтали поднять культурный уровень народа до уровня мирового сообщества, для этого же, по их мнению, молодежь должна была учиться в самых лучших учебных заведениях Европы. Они прекрасно осознавали, что будущее государства в руках молодежи и, обращаясь к ней, джади-ды призывали ее к борьбе за суверенное развитие нации. Джадиды также ратовали за то, чтобы их родной язык имел равноправный статус с русским языком. Они подняли этот вопрос на V съезде Советов Туркестана в апреле 1918 года.

Размышляя о сущности и задачах религии, джа-диды глубоко понимали не только Ислам, но и все мировые религии. Например, видный представитель джадидов Бехбуди пишет, что «жить в мире без религии, лишено человечности и культурности. Без веры трудно стать культурным» [7]. По Бехбуди, вера связана с психологией человека, и не бывает человека без веры. Представители разных конфессий отличаются друг от друга своими убеждениями. Это были довольно прогрессивными и даже революционными идеями своего времени. Джадиды пропагандировали и соблюдали религиозную терпимость, свободу совести. Они лояльно относились к межконфессиональным бракам: «каждый мусульманин вправе заключать брак с народами другой веры» [8].

В общественных взглядах джадидов широкое место получили также и вопросы семьи и семейных отношений. Они считали, что без построения основ семьи, без полноценного воспитания детей нельзя реформировать общество. Эти идеи выражены Фитратом так: «Благополучие и почет каждой нации, несомненно, зависит от внутренней дисциплины и согласия этого народа. Мир и согласие же опирается на дисциплину семей этой нации. Где семейные отношения опираются

на сильную дисциплину, там и страна, и нация будут сильными» [5, с.4]. «Стремление народа к движению, государственности, быть счастливым и уважаемым, быть мужественным, впасть в бедность при недостатках, облачиться в одежду смиренности и влачить ношу несчастья и остатаься без внимания, зависеть от других, быть их рабом и узником, все это зависит от воспитания, которое они получили от родителей с самого детства» [5, с. 336].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Движение джадидов сформировалось в условиях тяжелой общественно-политической обстановки в Центральной Азии, и, в частности, Туркестане и сыграло большую роль в формировании в национальном сознании коренного населения идей независимости, патриотизма, национального самосознания, просветительства, свободы, равенства, справедливости;

2. Хотя в философии джадидов непосредственно вопросы онтологии и гносеологии встречаются мало, в ней четко прослеживается единство общих принципов познания бытия, как научность, историзм, логичность, универсальность, идейность. Философское мировоззрение джадидов по своей сути было направлено на объединение народа вокруг одной идеи в качестве силы, спо-

собной обобщить социально-исторический опыт и показать будущее общества;

3. Огромной заслугой джадидов было то, что они боролись за сплоченность народно-освободительного движения. Согласно концепции джа-дидов, основным требованием независимости было объединение мудрого старшего поколения и энергичной молодежи. Джадиды завоевали доверие народа, в первую очередь тем, что они в качестве национал-демократов разработали своеобразную концепцию построения национального государства в Туркестане, сформировали идеологию освобождения Родины от колонизаторов, вышли на политическую арену как альтернативная сила тоталитаризму и власти большевиков, осуществили огромную деятельность в создании демократических механизмов обновления жизни общества.

В настоящее время, когда благодаря независимости в Узбекистане возрождаются подлинно национальные ценности, объективное и беспристрастное изучение феномена джадидизма как особого этапа в отечественной истории в борьбе за независимость не только в историческом аспекте, но и его социально-философских основ является одной из важных и актуальных задач, ожидающих еще своего фундаментального освещения и осмысления.

Список литературы

1. Абдивох,идов, С. А. Жадидчилик хдракатининг ижтимоий-сиёсий жихдтлари ва х,озирги замон = Социально-политические аспекты движения джадидов и современность : автореф. дис. ... д-ра философии / С. А. Абдивовдцов. — Самарканд, 2019. — 44 с.

2. Ашурова, Х. С. Самарканд жадидларининг ижтимоий-сиесий карашлари = Социально-политические взгляды джадидов Самарканда : автореф. дис. ...д-ра философии / Х. С. Ашурова. — Самарканд, 2019. — 46 с.

3. Ахмедов И. Н. Социально-филос.анализ закономерностей формирования, развития и действия национальной идеи : автореф. дис. ... д-ра философии / И. Н. Ахмедов. — Самарканд, 2020. — 48 с.

4. Хамдамова, С. С. Марказий Осиеда 19 аср охири 20 асрнинг бошларида бадиий адабиетда фал-сафий-маърифий гояларининг намоен булиш феномени = Феномен появления философских и просветительских идей в литературе ЦА XIX—XX веков : автореф. дис. .д-ра философии / С. С. Хамдамо-ва. — Самарканд, 2020. — 50 с.

5. Фитрат, Абдурауф. Танланган асарлар / Абдурауф Фитрат. — Ташкент, 2006. — 336 с.

6. Турдиев, Ш. Жадидизм масаласига багишланган мунозара / Ш. Турдиев // Узбек тили ва адабиё-ти. — 1998. — 2-сон.-Б. 74.

7. Обло^улов, А. Аввалги мусулмонлардаги маданият / А. Обло^улов // Зарафшон. — 1997. — 15 июль.

8. ^осимов, С. Бех,будий ва жадидчилик / С. Косимов // Узбекистон адабиёти ва санъати. — 1990. — 26 янв.

9. Обращение Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиеева Олий Мажлису. 2018, 29 декабря. // Народное слово. 2018. — № 271—272 (7229—7230). — С. 3.

Сведения об авторе

Шадманов Курбан Бадриддинович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой Бухарского государственного медицинского института имени Абу Али Ибн Сино, Бухара, Узбекистан qurbonjonsh@gmail. com.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2020. No. 9 (443). Philosophy Sciences. Iss. 58. Pp. 46—50.

Islam in the evolution of socio-political views Uzbek Jadids, their role in shaping the idea national independence

K.B. Shadmanov

Bukhara State Medical Institute named after Abu Ali Ibn Sino, Bukhara, Uzbekistan.

qurbonjonsh@gmail. com

In the article, the author reflects on the Jadids of the early XX century, the role and place of the Jadid movement in the history of socio-philosophical thinking in Turkestan as a huge socio-political force and leading ideology of its time. The author claims that the main reason for the emergence of Jadidism as an educational, socio-political movement is the phenomenon of the internal situation in Turkestan and identifies the socio-political factors that influenced the formation of the social idea of the Jadid movement, the worldview of this political movement. It is especially emphasized that the Jadids paid special attention to the fact that the Turkestan youth should know about their time and appreciate the historical time, study science and technology, study the language, be free from indifference, indifference, fanaticism and correctly understand the essence of the teachings of Islam.

Keywords: jadid, thinking, historical time, strategy, formation, language, religion.

References

1. Abdivoxjdov S.A. Sotsial'no-politicheskie aspekty dvizheniya dzhadidov i sovremennost' [Socio-political aspects of the Jadid movement and the present]. Abstract of thesis. Samarkand, 2019. 44 p. (In Uzbek.).

2. Ashurova Kh.S. Sotsial'no-politicheskie vzglyady dzhadidov Samarkanda [Socio-political views of the Jadids of Samarkand]. Abstract of thesis. Samarkand, 2019. 46 p. (In Uzbek.).

3. Akhmedov I.N. Sotsial'no-filos.analizzakonomernostei formirovaniya, razvitiya i deistviya natsional'noj idei [Socio-philosophical analysis of the patterns of formation, development and action of national ideas]. Samarkand, 2020. 48 p. (In Uzbek.).

4. Khamdamova S.S. Fenomen poyavleniya filosofskikh i prosvetitel'skikh idei v literature TsA XIX—XX vekov [The phenomenon of the emergence of philosophical and educational ideas in the CA literature of the XIX—XX centuries]. Samarkand, 2020. 50 p. (In Uzbek.).

5. Fitrat Abdurauf. Tanlangan asarla. Tashkent, 2006. 336 p. (In Uzbek.).

6. Turdiev Sh. Zhadidizm masalasiga barishlangan munozara. Yzbek tili va adabieti, 1998, 2-son.-B. 74. (In Uzbek.).

7. Oblo^ulov A. Avvalgi musulmonlardagi madaniyat. Zarafshon, 1997, July 15. (In Uzbek.).

8. ^osimov S. Be^budii va zhadidchilik. Yzbekiston adabieti va san»ati, 1990, January 26. (In Uzbek.).

9. Obrashchenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh. Mirzieeva Olii Mazhlisu. 2018, 29 dekabrya [Address of the President of the Republic of Uzbekistan Sh. Mirziyoyev to the Oliy Majlis. 2018, December 29]. Narodnoe slovo [People's word], 2018, no. 271—272 (7229—7230), pp. 3. (In Uzbek.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.