Научная статья на тему 'Джадидизм в Туркестане и просветительская деятельность джадидов'

Джадидизм в Туркестане и просветительская деятельность джадидов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23629
1408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАДИДИЗМ / ДЖАДИДИ-УСУЛ / НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ / "ХУРШИД" / "ШУХРАТ" / "ТУДЖОР" / "ЖАМИЯТИ ХАЙРИЯ" / "САМАРКАНД" / "ОЙИНА"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алихожиев М. О., Тажимирзаев Э. А.

В статье анализируются возникновение и распространение движения джадидов в Туркестане в конце XIX начале XX вв и их деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джадидизм в Туркестане и просветительская деятельность джадидов»

ДЖАДИДИЗМ В ТУРКЕСТАНЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЖАДИДОВ

1 2 © Алихожиев М.О. , Тажимирзаев Э.А.

Андижанский государственный университет, Республика Узбекистан, г. Андижан

В статье анализируются возникновение и распространение движения джадидов в Туркестане в конце XIX - начале XX вв и их деятельность.

Ключевые слова: джадидизм, джадиди-усул, новометодные школы, «Хуршид», «Шухрат», «Туджор», «Жамияти хайрия», «Самарканд», «Ойина».

В конце XIX века в недрах туркестанского общества исподволь зреет новая сила, которой суждено будет сыграть чрезвычайно важную роль в общественно-политической жизни края. Эта мощная общественная сила была представлена в лице местных интеллектуалов-прогрессистов, объединенных в движение, известное, как джадидизм (от арабского слова «джа-дид» - «новый»).

Движение джадидов зародилось на территории нынешней Республики Татарстан и распространилось в Бухаре, Хиве и Туркестане в конце XIX -начале XX века. Большое влияние на движение джадидов оказал видный крымско--татарский реформист, основоположник джадидского движения Исмаил Гаспринский (1851-1914).

Просветительская деятельность джадидов Туркестана носила в основном реформаторский характер. В первый период своей деятельности джа-диды сосредоточили основное внимание на реализации религиозно-реформаторских и просветительских изысканий. В их теоретических произведениях мы находим призыв: восстановить былое могущество мусульманских народов через упрощение традиционных обрядов и освобождение от всего наносного и фанатичного. Они предлагали пересмотреть традиционную общественно-философскую систему не только с позиций развития культуры, науки и образования, но (и это главное) и в свете задач антиколониальной борьбы.

В целях реформирования системы образования джадиды начали создавать собственные национальные школы, обучение в которых было основано на новых методах. Эти школы должны были стать средством защиты национальной культуры, ислама, традиций и обычаев. Они стали называться «новометодными» («джадиди-усул») [1, с. 3-8].

1 Старший преподаватель кафедры «История Узбекистана», кандидат исторических наук.

2 Преподаватель кафедры «История Узбекистана».

Первоначально джадиды, основываясь на идеях Исмаила Гаспринского, открыли новометодные школы и стали применять в них вместо старого метода зазубривания звуковой метод обучения. В этих школах, наряду с религиозными предметами, преподавались светские науки. Джадиды и их школы сыграли важную роль в просвещении масс и росте их политического сознания.

Одна из первых новометодных школ на территории края была открыта в 1898 году в Коканде Салохуддином домла. В том же году джадидская школа была открыта в Токмаке. В 1899 году Маннон коры в Ташкенте и Шамсид-дин домла в Андижане поддержали это начинание.

С 1900 года в Туркестане последовательно расширяется сеть новометодных школ. Крупными центрами джадидских школ стали Ташкент, Самарканд и Коканд. Уже к 1910 году подобных школ в Туркестане было создано около 50, причем в самых различных районах края [2].

В 1908 году первоначально в махалле «Мирабад» города Ташкента, затем в махалле «Дегрез» А. Авлоний открывает новометодные школы и оснащает их учебным оборудованием, кроме того, сам мастерит для учеников парты и доски. Учитывая, что его ученики - дети из бедных семей, в целях обеспечения их продуктами питания и одеждой при поддержке он друзей создает благотворительное общество «Жамияти хайрия» (1909). Открывает издательство «Нашриёт» и книжный магазин «Школьная библиотека» [3].

В джадидских школах с новым, звуковым методом (джадиди-усул) дети усваивали грамоту всего лишь за несколько месяцев. В школах, кроме религиозных дисциплин, преподавались такие предметы, как арифметика, география, основы естествознания [4].

В 1893 году Исмаил Гаспринский приезжает в Туркестан. Побывав в крупных городах Туркестана, он провел встречи с прогрессивной интеллигенцией, рассказал о значении джадидских школ. В новометодных школах формировалась новая просвещенная интеллигенция. Выпускники джадид-ских школ Абдурауф Фитрат, Садриддин Айни, Абдулла Авлони, Мумин-жан Мухаммаджан-оглы, Файзулла Ходжаев, Бату и другие самоотверженно работали в системе просвещения.

Первые джадидские группы возникли в Туркестане в начале ХХ в. Наиболее видными его представителями стали люди, составившие костяк национальной интеллигенции: Махмудходжа Бехбуди 1, Мунав-

1 Величайший мыслитель, лидер джадидского движения, известный просветитель, политический деятель, драматург Махмудходжа Бехбуди родился 19 января 1875 г. в г. Самарканде. В 1903-1904 гг. посетил Москву, Петербург, Казань и Уфу. В 1914 г. путешествовал по Турции, Египту и другим арабским странам. В 1913 г. в Самарканде М. Бехбуди основал газету «Самарканд» и журнал «Ойина». Он поддерживал и другие джадидские издания и сотрудничал в газетах «Садои Туркистон», «Садои Фаргона», «Хуршид» и др.

Махмудходжа Бехбуди считается одним из первых основателей и пропагандистов новометод-ных школ, автором учебников и учебных пособий для учителей и учеников.

вар кары1, Абдулла Авлони2, Убайдулла Ходжаев3, Абдурауф Фитрат4, Тош-пулат Норбутабеков, Исмаил Обидов, Акобир Шомансур-заде, Саидахмад-ходжа Сиддики, Носирхон Тура, Обиджон Махмудов, Ашурали Зохири, Пу-лат Салиев и др.

Международные связи джадидов были весьма всеобъемлющими. Они были знакомы с программами джадидских течений в России, Турции, Египте и других странах, обмениваясь с джадидами других стран опытом посредством поездок и бесед. Революционные события 1905-1906 гг. в России оказали свое воздействие и на Туркестан. Начался процесс объединения прогрессивных сил края и активизации просветительской деятельности джадидов. Это ознаменовалось не только открытием новометодных школ, но и организацией национальной прессы, в частности, появлением новых газет и журналов. Первой национальной газетой туркестанских джадидов явилась вышедшая в свет 27 июня 1906 года газета «Тараккий» («Прогресс»), которая редактировалась видным общественным деятелем Туркестана Исмаилом Оби-довым. Наряду с «Тараккий» туркестанские джадиды начали издавать в Ташкенте другие газеты: в 1906 г. «Хуршид» («Солнце»), в 1907-1908 гг. - «Шух-

1 Мунаввар Кары (полное имя - Мунаввар кары Абдурашидхан угли, 1878-1931) - писатель, педагог-просветитель, один из лидеров туркестанских джадидов. С первых шагов своей самостоятельной деятельности он вошел в ряды зарождающегося движения прогрессистов-патриотов (джадидов) и за короткий срок стал одним из его лидеров. С его именем связано открытие новометодных школ, подготовка и издание для них учебников и учебных пособий, создание благотворительного общества, оказывавшего материальную помощь учащимся, организовывавшего отправку лучших из них в высшие учебные заведения России и Турции. Он был издателем и редактором газет «Хуршид» (1906 г.), позже - главным редактором газет «На-жот» (1917 г.), «Кенгаш» (1917 г.), «Хуррият» (1917 г.), «Осиё», «Сурат», «Хакикат», «Турон»; редактором отдела в «Садойи Туркистон» (1914-1915 гг.); автором редакционных статей и очерков в этих изданиях.

2 Абдулла Авлони (1874-1934) - великий поэт, писатель, драматург, педагог журналист и народный деятель, является одним из основателей узбекской культуры и литературы. Авлони родился в 1878 году 12 июля в махалле Мерганча города Ташкент. В 1907 году Авлони открывает газету «Шухрат». После учебы занимался педагогикой, основал новую систему школ и предложил преподавать языки Востока и Запада.

3 Убайдулла Ходжаев (1879-1938) - один из первых узбекских адвокатов, журналист, один из лидеров джадидского движения в Туркестане. Родился в Ташкенте. Учился в русско-туземной школе, работал переводчиком в адвокатской конторе, получил высшее юридическое образование в Саратовском университете. Своей деятельностью на посту редактора газеты «Садойи Туркистон», корреспондента газеты «Туркестанский голос» он оказал решающее влияние на становление и развитие джадидской организации «Тараккий парварлар», в которой играл видную роль. Избирался председателем Ташкентского «Шурои Исламия».

4 Абдурауф Фитрат (1886-1938) - ученый, писатель, виднейший представитель туркестанского джадидизма, идеолог и лидер бухарских джадидов. Крупнейший знаток политического, общественного, экономического, научного положения Бухары. Судьба Фитрата тесно связана с джадидизмом. В 1920 г., после свержения власти эмира, Фитрат занимал в бухарском правительстве должность заведующего вакфным управлением, назира иностранных дел и просвещения. В 1923 г. он отошел от политики и посвятил себя научной, преподавательской деятельности. В 1938 г. Фитрат был репрессирован.

рат» («Слава»), «Туджор» («Купец»). Причем газеты «Хуршид» и «Шухрат» издавались и редактировались одним из видных лидеров джадидского движения в Туркестане Мунавваром коры Абдурашидхановым. Издателем газеты «Туджор» был крупный ташкентский предприниматель Саидазимбай.

В дальнейшем в Туркестане появился еще ряд джадидских газет и журналов: «Осиё» («Азия»), «Самарканд», «Садои Туркистон» («Голос Туркестана»), «Садои Фаргона» («Голос Ферганы»), «Ойна» («Зеркало»), «Турон» и др. Большинство из них просуществовали недолго, но они сыграли важную роль в распространении реформаторской мысли.

Все туркестанские джадиды считали Гаспринского своим духовным учителем. Джадиды Туркестана буквально выросли на идеях Гаспринского, читая его «Таржуман» («Переводчик»). Газета «Таржуман» выходила один раз в неделю в городе Бахчисарае в 1883-1918 гг. Ее основной целью, как заявляла газета, было «будить и обновлять мировоззрение российских мусульман» [5, с. 79].

Особую роль в возникновении и развитии этого движения сыграл и Махмудходжа Бехбуди (1875-1919), который выделяется среди туркестанских джадидов своим участием в «Таржуман» и крепкой связью с Гасприн-ским. На страницах «Таржуман» его имя встречается 34 раза. Если рассмотреть эти статьи и сообщения в хронологическим порядке, то можно наблюдать следующие цифры: 1904 - 1; 1905 - 1; 1906 - 4; 1908 - 3; 1909 - 2; 1910 -2; 1911 - 1; 1913 - 15; 1914 - 6. Из них 26 - сообщения различного рода, 4 письма, 2 статьи, 1 телеграмма и 1 отзыв на статью Бехбуди.

Проведенные различные исследования деятельности и творческого наследия Бехбуди показывают, что он во многом непосредственно придерживался метода и стиля работы Гаспринского. Бехбуди начал появляться на страницах «Таржуман» с конца 1904 года. Можно утверждать, что практическое сотрудничество между Гаспринским и Бехбуди начинается именно с этого момента. Как известно, Гаспринский регулярно призывал своих подписчиков жертвовать на благотворительные дела для нужд мусульман и различные общественные дела. Бехбуди в ответ на подобный призыв отправил в редакцию «Таржуман» некоторое количество денег в пользу строящейся в Петербурге мечети и вновь открытой в Самаре школы для девочек. И обратился к редакции газеты с вопросом: «Как направляются собранные деньги в места назначения? От имени редакции Гаспринский поблагодарил Бехбуди за пожертвованные деньги и подробно ответил на его вопрос [6, с. 145].

Движение джадидов своей жизненностьью, особенностями просветительской деятельности, направленностью на решение общенациональных задач в корне отличается от традиционного просветительства и религиозного реформаторства.

Список литературы:

1. Алимова Д.А. Единство просвещения, знания и этики поведения // Узбекистан тарихи. Тошкент. - 1999. - № 2. - С. 3-8.

2. Агзамходжаев С.С. Реформаторское движение в Туркестане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sociosphera.com/publication/ confeгence/2014/241/reformatorskoe_dvizhenie_v_turkestane/ (дата обращения: 10.04.2016).

3. См: Узбекистан Миллий энциклопедияси. 1-жилд. - Тошкент: УзМЭ, 2000. - Б. 74; Косимов Б. Абдулла Авлоний. - Тошкент: 1979; Косимов Б., Долимов У Маърифат даргалари. - Тошкент, 1990; Авлоний А. Танланган асарлар. - Тошкент: Маънавият, 1998. - Б. 304.

4. Туркистон мактаблари // Садои Туркистон. - 1914. - № 1.

5. Хамитбаева Н.С. Татарская школа на страницах газеты «Тарджеман» (1889-1894) // Исмаил Гаспралы (1851-1914) и развитие татарского просвещения. Материалы научно-практической конференции, посвященной 160-летию со дня рождения известного педагога и просветителя тюрко-татар-ского мира Исмаила Гаспринского. 7 апреля 2011 г. - Казань.

6. Абдирашидов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века: связи - отношения - влияния. - Ташкент: Академнашр, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.